Поиск по базе документов:

Бесплатное обучение по алготрейдингу на Python и Backtrader

 

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

ОДМ 218.1.001-2005

 

Предисловие

 

1. Разработан Техническим комитетом по стандартизации ТК-418 "Дорожное хозяйство", Московским автомобильно-дорожным институтом (государственным техническим университетом), Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) с учетом замечаний и предложений ФГУ "Росдортехнология", Российского союза научных и инженерных обществ, Российской академии транспорта, Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "Радор", Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве "Аспор", Ассоциации проектных организаций "Родос", ОАО "ГипродорНИИ", ГП "РосдорНИИ", ДортрансНИИ Ростовского ГСУ.

2. Согласован Национальным институтом технического регулирования 01.07.2005 N 04/64.

3. Внесен Управлением организации научно-технических исследований и конкурсов и Управлением имущества и правового обеспечения Федерального дорожного агентства.

4. Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от "__" _______________ 2005 г. N _____.

5. Имеет рекомендательный характер.

 

Раздел 1. Область применения

 

Отраслевой дорожный методический документ "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства" (далее - методический документ) разработан в соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ "О техническом регулировании") и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.

Настоящий методический документ разъясняет и определяет принципы применения и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства с учетом действия ФЗ "О техническом регулировании", а также классификацию, порядок разработки, экспертизы, регистрации, издания, обновления, отмены и применения документов технического регулирования в указанной сфере.

 

Раздел 2. Нормативные ссылки

 

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

а) Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

б) ГОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены;

в) ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения;

г) ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения;

д) ГОСТ Р 1.10-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены;

е) ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.

 

Раздел 3. Термины и определения

 

В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Дорожное хозяйство - комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку материалов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или Указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Стандарт может также содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").

Национальный стандарт Российской Федерации - утвержденный Национальным органом Российской Федерации по стандартизации (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").

Стандарт организации - стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок (ГОСТ Р 1.12-2004).

Отраслевой дорожный методический документ - акт рекомендательного характера, изданный распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве, разъясняющий методологию и положения нормативных правовых актов технического регулирования и (или) содержащий технические рекомендации в области проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

 

Раздел 4. Основные принципы применения

и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства

 

а) В соответствии со статьей 3 ФЗ "О техническом регулировании" техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

- применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

- единой системы и правил аккредитации;

- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

б) В соответствии со статьями 4, 8 и 13 ФЗ "О техническом регулировании" к основным документам системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства относятся:

- технические регламенты (общие и специальные);

- национальные стандарты, правила (нормы) стандартизации и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- стандарты организаций;

- акты рекомендательного характера, издаваемые распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве.

в) В соответствии со статьями 6 и 8 ФЗ "О техническом регулировании" обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов.

Требования общих технических регламентов обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Специальные технические регламенты устанавливают обязательные требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

Технические регламенты принимаются только в целях:

- защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, продавцами, приобретателями.

г) В соответствии со статьей 15 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.2-2004 национальные стандарты применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

д) В соответствии с ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 правила (нормы) стандартизации устанавливают обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации на период до принятия соответствующих специальных технических регламентов, после чего данные положения должны быть утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации.

е) В соответствии с ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 рекомендации по стандартизации содержат советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте.

ж) В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) устанавливают систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и направлены для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

и) В соответствии со статьей 17 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.4-2004 стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Стандарты организаций применяются в сфере дорожного хозяйства для целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Стандарты организации, принятые конкретным субъектом хозяйственной деятельности, соблюдаются им в обязательном порядке.

Стандарты профессиональных научных, общественных объединений, ассоциаций, союзов, инженерных обществ и других объединений юридических лиц обязательны для организаций, являющихся членами этих объединений и официально подтвердивших готовность принять на себя эти обязательства.

к) Документы рекомендательного характера (далее - отраслевые дорожные методические документы) в сфере дорожного хозяйства применяются на добровольной основе для целей разъяснения методологии и положений нормативных правовых актов, других нормативных документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.

л) Совокупность документов системы технического регулирования, обеспечивающих функционирование дорожного хозяйства, представлена в таблице 1.

 

Таблица 1

 

ДОКУМЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 

┌───┬───────────────┬───────────────────┬────────────────────────────────┐

│ N │ Наименование      Утверждающая     Назначение документа         

п/п│   документа         инстанция                                   

├───┴───────────────┴───────────────────┴────────────────────────────────┤

                   Технические регламенты                               

├───┬───────────────┬───────────────────┬────────────────────────────────┤

│а) │Общие          │Принимаются между- │Устанавливает обязательные для 

   │технические    │народным договором │применения и исполнения        

   │регламенты     │Российской Федера- │требования по вопросам:        

                  │ции, федеральным   │- безопасной эксплуатации и    

                  │законом, Указом    │утилизации машин и оборудования;│

                  │Президента Российс-│- безопасной эксплуатации зда- 

                  │кой Федерации, Пос-│ний, строений, сооружений и    

                  │тановлением Прави- │безопасного использования      

                  │тельства Российской│прилегающих к ним территорий;  

                  │Федерации (статья 2│- пожарной безопасности;       

                  │ФЗ "О техническом  │- биологической безопасности;  

                  │регулировании")    │- электромагнитной совмести-   

                                     │мости;                         

                                     │- экологической безопасности;  

                                     │- ядерной и радиационной       

                                     │безопасности                   

├───┼───────────────┤                   ├────────────────────────────────┤

│б) │Специальные                       │Устанавливают требования только │

   технические                       │к тем объектам технического    

   │регламенты                        │регулирования, в отношении     

                                     которых цели, определенные для 

                                     │принятия технических регламен- 

                                     тов, не обеспечиваются требо-  

                                     │ваниями общих технических      

                                     │регламентов                    

├───┴───────────────┴───────────────────┴────────────────────────────────┤

               Документы в области стандартизации                      

├───┬───────────────┬───────────────────┬────────────────────────────────┤

│в) │Национальные   │Утверждаются Нацио-│Документ, в котором в целях    

   │стандарты      │нальным органом    добровольного многократного    

                  │Российской Федера- │использования устанавливаются  

                  │ции по стандарти-  │характеристики продукции,      

                  │зации (статья 14   │правила осуществления и        

                  │ФЗ "О техническом  │характеристики процессов       

                  регулировании")    │производства эксплуатации,     

                                     │хранения, перевозки, реализации │

                                     │и утилизации, выполнения работ 

                                     │или оказания услуг. Стандарт   

                                     │может содержать требования к   

                                     │терминологии, символике, упаков-│

                                     │ке, маркировке или этикеткам и 

                                     │правилам их нанесения.         

                                     │Национальные стандарты обеспечи-│

                                     │вают доказательную базу спе-   

                                     │циальных технических регламентов│

                                     │в сфере дорожного хозяйства в  

                                     │случаях, если в регламентах на 

                                     │них имеется ссылка             

├───┼───────────────┼───────────────────┼────────────────────────────────┤

│г) │Правила (нормы)│Утверждаются Феде- │Устанавливают обязательные для 

   │в области стан-│ральным агентством │применения организацинно-методи-│

   │дартизации     │по техническому ре-│ческие положения, которые допол-│

                  │гулированию и мет- │няют или конкретизируют отдель- │

                  │рологии            │ные положения основополагающего │

                  │(ГОСТ Р 1.10)      │национального стандарта и опре- │

                                     │деляют порядок и методы выполне-│

                                     │ния работ по стандартизации    

├───┼───────────────┼───────────────────┼────────────────────────────────┤

│д) │Рекомендации   │Утверждаются Феде- │Содержат советы организационно- │

   │по стандарти-  │ральным агентством │методического характера, которые│

  │зации          │по техническому    │касаются проведения работ по   

                  │регулированию и    │стандартизации и способствуют  

                  │метрологии         │применению основополагающего   

                  │(ГОСТ Р 1.10)      │национального стандарта или    

                                     │содержат положения, которые    

                                     │целесообразно предварительно   

                                     │проверить на практике до их    

                                     │установления в основополагающем

                                     │национальном стандарте         

├───┼───────────────┼───────────────────┼────────────────────────────────┤

│е) │Общероссийские │Принимаются Феде-  │Устанавливают систематизирован- │

   │классификаторы │ральным агентством │ный перечень наименований и    

   │технико-       │по техническому ре-│кодов объектов классификации и 

   │экономической  │гулированию и мет- │(или) классификационных группи- │

   │и социальной   │рологии            │ровок и направлены для примене- │

   │информации     │(Постановление     │ния при создании государственных│

                  │Правительства Рос- │информационных систем и информа-│

                  │сийской Федерации  │ционных ресурсов и межведомст- 

                  │от 10 ноября       │венном обмене информацией      

                  │2003 г. N 677)                                    

├───┼───────────────┼───────────────────┼────────────────────────────────┤

│ж) │Стандарты      │Принимаются органи-│Применяются для целей совершенс-│

   │организаций    │зациями самостоя-  │твования производства и обеспе- │

   ├───────────────┤тельно на основании│чения качества продукции, выпол-│

│ - │Стандарты      │п. 1 ст. 17 ФЗ "О  нения работ, оказания услуг, а 

   │профессиональ- │техническом регули-│также для распространения и    

   │ных научных,   │ровании" и могут   │использования полученных в раз- │

   │общественных,  │согласовываться с  │личных областях знаний результа-│

   │инженерных ор- │федеральным органом│тов исследований (испытаний),  

   │ганизаций, ас- │исполнительной     │измерений и разработок         

   │социаций и т.п.│власти в области                                   

   ├───────────────┤дорожного хозяйства│                               

│ - │Стандарты      │(необходимость сог-│                               

   │конкретных     │ласования определя-│                               

   │субъектов      │ется организацией) │                               

   │хозяйственной                                                    

   │деятельности                                                     

├───┴───────────────┴───────────────────┴────────────────────────────────┤

                Акты рекомендательного характера                       

├───┬───────────────┬───────────────────┬────────────────────────────────┤

│и) │Отраслевой     │Издается федераль- │Применяются на добровольной    

   │дорожный мето- │ным органом испол- │основе для целей разъяснения   

   │дический       │нительной власти в │методологии и положений норма- 

   │документ:      │области дорожного  │тивно-правовых актов, других   

                  │хозяйства на осно- │документов системы технического │

                  │вании п. 3 статьи 4│регулирования в сфере дорожного │

                  │ФЗ "О техническом  │хозяйства                      

   ├───────────────┤регулировании"     ├────────────────────────────────┤

│ - │Отраслевой до-                   │Систематизирует отдельные эле- 

   │рожный методи-                   │менты сферы управления дорожным │

   │ческий документ│                   │хозяйством и разъясняет положе- │

   │по организации │                   │ния организационно-технических 

   │технического                      │основ технического регулирования│

   │регулирования                     │в сфере дорожного хозяйства    

   │в сфере дорож- │                                                   

   │ного хозяйства │                                                  

   ├───────────────┤                   ├────────────────────────────────┤

│ - │Отраслевой до-                   │Содержит методики расчета и    

   │рожный методи-                   │(или) разъясняет положения,    

   │ческий документ│                   устанавливающие нормативные    

   │по автомобиль-                   │параметры конструкций автомо-  

   │ным дорогам,                      │бильных дорог и искусственных  

   │конструкциям и │                   │сооружений на них, а также - к 

   искусственным                     │их транспортно-эксплуатационному│

   │сооружениям на                   │состоянию                       

   │них                                                              

   ├───────────────┤                   ├────────────────────────────────┤

│ - │Отраслевой до-                   │Содержит методики расчета и    

   │рожный методи-                  │(или) разъясняет положения тех- │

   │ческий документ│                   │нических и технико-экономических

   │по ресурсам,                      │нормируемых параметров ресурсов │

   используемым в │                   │и их сбережение                

   │дорожном хозяй-│                                                  

   │стве, и их сбе-│                                                  

   │режению                                                          

   ├───────────────┤                   ├────────────────────────────────┤

│ - │Отраслевой до-                   │Содержит методики расчета и    

   │рожный методи-                   │(или) разъясняет положения тех- │

   │ческий документ│                   │нических параметров по выполне- │

   │по дорожным и                     │нию работ на автомобильных доро-│

   │мостовым рабо-                   │гах и искусственных сооружениях │

   │там (услугам)                     │на них                          

   ├───────────────┤                   ├────────────────────────────────┤

│ - │Отраслевой до-                   │Содержит технические рекоменда- │

   │рожный методи-                   │ции по технологическим процессам│

   │ческий документ│                   │выполнения работ на автомобиль- │

   │по технологиям,│                   │ных дорогах и искусственных    

   используемым в │                   │сооружениях на них             

   │дорожном                                                          

   хозяйстве                                                        

   ├───────────────┤                   ├────────────────────────────────┤

│ - │Отраслевой до-                   │Содержит технические рекоменда- │

   │рожный методи-                   │ции по обеспечению в дорожном  

   │ческий документ│                   │хозяйстве выполнения специальных

   │по обеспечению │                   │государственно-регулируемых    

   │в дорожном хо-                   │функций                        

   │зяйстве специ- │                                                  

   │альных условий │                                                  

   ├───────────────┤                   ├────────────────────────────────┤

│ - │Отраслевой до-                   │Содержит технические рекоменда- │

   │рожный методи-                   │ции и (или) разъясняет положения│

   │ческий документ│                   │в области соответствия, аккреди-│

   │по оценке соот-                   │тации, сертификации и контроля 

   │ветствия, ак-                     │за соблюдением требований техни-│

   │кредитации,                       │ческих регламентов в дорожном  

   │сертификации и │                   │хозяйстве                       

   │контролю за                                                      

   │соблюдением                                                      

   │требований тех-│                                                  

   │нических регла-│                                                  

   │ментов в дорож-│                                                  

   │ном хозяйстве                                                    

   ├───────────────┤                   ├────────────────────────────────┤

│ - │Отраслевой до-                   │Содержит положения по сбору,   

   │рожный методи-                   │обработке, хранению и использо- │

   │ческий документ│                   │ванию банков данных и знаний,  

   │по информацион-                   │организации и обеспечению      

   │ному обеспече-                   │функционирования интегрированной│

   │нию в дорожном                   │информационной системы в дорож- │

   хозяйстве                         │ном хозяйстве                  

└───┴───────────────┴───────────────────┴────────────────────────────────┘

 

Раздел 5. Применение нормативных документов

в переходный период

 

а) Межгосударственные стандарты (ГОСТ) и государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), принятые до 1 июля 2003 года, являются национальными стандартами и на переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям (статья 46 ФЗ "О техническом регулировании"):

- защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

б) В переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) в дорожном хозяйстве продолжают действовать на добровольной основе, за исключением обязательных требований, соответствующих целям в пункте а) настоящего раздела, следующие категории нормативных документов:

- отраслевые стандарты дорожного хозяйства (ОСТ);

- строительные нормы и правила (СНиП);

- санитарные нормы и правила (СанПиН);

- отраслевые дорожные нормы (ОДН);

- ведомственные строительные нормы (ВСН);

- нормативные документы других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае их регистрации Минюстом России;

- отраслевые дорожные методические документы (ОДМ);

- стандарты субъектов Российской Федерации;

- нормы субъектов Российской Федерации;

- стандарты предприятий дорожного хозяйства (СТП);

- технические условия (ТУ).

В данные категории нормативных документов не могут вноситься изменения и дополнения. В течение переходного периода положения данных нормативных документов должны быть переведены либо в технические регламенты, либо в национальные стандарты, либо правила (нормы) в области стандартизации, либо в рекомендации по стандартизации, либо в общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, либо в стандарты организаций, либо в отраслевые дорожные методические документы в соответствии с принципами технического регулирования.

В случае ссылки на вышеперечисленные нормативные документы в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).

 

Раздел 6. Классификация отраслевых дорожных методических

документов в сфере дорожного хозяйства

 

а) Для оптимизации и систематизации работ отраслевые дорожные методические документы дорожного хозяйства (далее - ОДМ) классифицируют по классификационным группам, приведенным в таблице 2.

 

Таблица 2

 

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ ОТРАСЛЕВЫХ ДОРОЖНЫХ

МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

 

┌─────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐

│Классифи-        Наименование классификационной группы        

│кационная│                                                     

│группа                                                         

├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤

    1    │Организация технического регулирования в сфере       

         │дорожного хозяйства                                  

    2    │Автомобильные дороги, конструкции и искусственные    

         │сооружения на них                                    

    3    │Ресурсы, используемые в дорожном хозяйстве, и их     

         │сбережение                                            

    4    │Дорожные и мостовые работы (услуги)                  

    5    │Технологии, используемые в дорожном хозяйстве        

    6    │Обеспечение в дорожном хозяйстве специальных условий 

         │производства                                         

    7    │Оценка соответствия, в т.ч. аккредитация, сертификация│

         │и контроль за соблюдением требований технических     

         │регламентов в дорожном хозяйстве                     

    8    │Информационное обеспечение в дорожном хозяйстве      

    9    │Другие                                               

└─────────┴──────────────────────────────────────────────────────┘

 

б) В ОДМ классификационной группы 1 систематизируются отдельные элементы сферы управления дорожным хозяйством и разъясняются положения организационно-технических основ технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.

в) В ОДМ классификационной группы 2 разъясняются положения, устанавливающие:

параметры конструкций автомобильных дорог по составляющим компонентам:

- земляное полотно,

- дорожная одежда,

- дренаж и водоотвод;

параметры искусственных сооружений по составляющим компонентам:

- тоннели и трубы,

- мосты, путепроводы и эстакады,

- защитные сооружения,

- объекты сервиса и элементы обустройства автомобильных дорог;

нормируемые параметры транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

г) ОДМ классификационной группы 3 разъясняют положения технических и технико-экономических параметров ресурсов, используемых в дорожном хозяйстве, и их сбережения:

- энергия;

- сырье;

- материалы;

- изделия и конструкции;

- рабочая сила.

д) ОДМ классификационной группы 4 разъясняют положения технических параметров выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них (мосты, тоннели, эстакады и др.):

- строительство;

- реконструкция;

- модернизация;

- ремонт;

- содержание;

- утилизация.

е) ОДМ классификационной группы 5 разъясняют положения по технологическим процессам выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них.

ж) ОДМ классификационной группы 6 разъясняют положения по обеспечению в дорожном хозяйстве выполнения специальных государственно-регулируемых функций:

- обеспечение безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по дорогам;

- обеспечение экологической безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по автомобильным дорогам;

- обеспечение единства измерений.

и) ОДМ классификационной группы 7 разъясняют положения организационно-технических и других требований в области оценки соответствия, в т.ч. аккредитации, сертификации и контроля за соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве.

к) ОДМ классификационной группы 8 разъясняют положения по сбору, обработке, хранению и использованию банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования централизованной интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве.

 

Раздел 7. Порядок разработки, экспертизы, согласования,

утверждения, регистрации, введения в действие, обновления

и отмены документов технического регулирования

 

а) Общие и специальные технические регламенты разрабатываются, принимаются, изменяются и отменяются в порядке, установленном статьями 9 и 10 ФЗ "О техническом регулировании".

б) Правила разработки национальных стандартов Российской Федерации определены в ст. 16 Федерального закона "О техническом регулировании". При этом проекты национальных стандартов Российской Федерации, относящиеся к сфере дорожного хозяйства, в соответствии со статьей 16 ФЗ "О техническом регулировании" представляются разработчиками в ТК-418 для организации проведения экспертизы.

В случае ссылки на утвержденные национальные стандарты в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).

в) Общероссийские классификаторы разрабатываются, принимаются, вводятся в действие, ведутся и применяются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677.

г) Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации разрабатываются, утверждаются, изменяются, пересматриваются и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.10-2004.

д) Стандарты организаций разрабатываются, утверждаются, учитываются, изменяются и отменяются организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 и 12 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ 1.4-2004.

Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги, в соответствии с заключенными договорами (контрактами) (ГОСТ Р 1.4-2004).

В случае ссылки на утвержденные стандарты организаций в договорной (контрактной) документации положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).

По решению организации утверждаемый стандарт может быть направлен в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства для согласования в порядке, изложенным в разделе 8 настоящего методического документа.

е) ОДМ разрабатываются в порядке, изложенном в разделе 9 и 10 настоящих рекомендаций. В случае ссылки на официально принятые ОДМ в договорной (контрактной) документации положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).

 

Раздел 8. Порядок согласования стандартов организаций

федеральным органом исполнительной власти

в области дорожного хозяйства

 

а) Разработчиком проекта стандарта организации может быть любое юридическое и (или) физическое лицо, прежде всего организация, предполагающая взять на себя обязательства соблюдения принятого ею стандарта организации.

Разработанный проект стандарта организации с пояснительной запиской такая организация может разослать на отзыв заинтересованным субъектам хозяйственной деятельности дорожного хозяйства и другим организациям для возможного полного учета их опыта и интересов.

б) Перед утверждением организация, предполагающая взять на себя обязательства соблюдения принятого ею стандарта организации, вправе направить окончательную редакцию проекта стандарта организации с пояснительной запиской, поступившими предложениями и замечаниями, со сводкой отзывов в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства на согласование.

В случае, когда разработанный проект стандарта организации является стандартом профессиональных научных, общественных, инженерных организаций, ассоциаций и других объединений юридических лиц, то дополнительно в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства исполнительным органом таких объединений направляется список организаций (с указанием их реквизитов) - участников вышеперечисленных организаций, ассоциаций и других объединений юридических лиц, готовых принять на себя обязательства соблюдения данного стандарта организации.

В пояснительной записке к проекту стандарта приводят:

- наименование стандарта организации;

- название организации-разработчика (или паспортные данные физического лица);

- контактное лицо от организации-разработчика (или физическое лицо);

- основание для разработки проекта стандарта организации;

- краткая характеристика объекта стандартизации;

- сведения о соответствии проекта стандарта организации законодательству Российской Федерации, обязательным требованиям принятых технических регламентов, а также национальным стандартам;

- сведения о рассылке на отзыв проекта стандарта организации и обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (сводку замечаний);

- подписи руководителя (зам. руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя (или физического лица - разработчика).

Построение, изложение, оформление и содержание стандартов организаций осуществляется по ГОСТ Р 1.5-2004.

в) Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект стандарта организации на предмет соответствия:

- действующим федеральным законам, действующим техническим регламентам;

- целям и принципам стандартизации, в том числе положениям, установленным настоящим методическим документом;

- правилам и нормам, рекомендациям и классификациям в области стандартизации, общероссийским классификаторам;

- ГОСТ Р 1.5-2004;

- действующим национальным стандартам, нормативным и методическим документам, включая рекомендации настоящего ОДМ, в части показателей потребительских свойств продукции.

При рассмотрении комплекта документов, упомянутых в п. б) раздела 8, федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства в установленном порядке организовывает экспертизу всех представленных материалов научными, проектными, производственными организациями дорожного хозяйства, в том числе Техническим комитетом по стандартизации "Дорожное хозяйство" ТК-418.

г) В случае соответствия проекта стандарта организации позициям, указанным в п. в) раздела 8, федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства согласовывает его письмом за подписью заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства или начальника профильного подразделения его центрального аппарата.

В случае, если стандарт организации отклонен, мотивированное решение федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве с приложением замечаний в письменной форме направляется в организацию, представившую на согласование проект своего стандарта.

д) Внесение изменений в стандарт организации и его пересмотр осуществляют в порядке, установленном для разработки стандартов организации (ГОСТ 1.4-2004).

При наличии согласования стандарта федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства инициатор внесения изменений в стандарт направляет мотивированное обращение в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, в который вносится предложение по внесению изменений в стандарт организации с изложением объективных причин и технико-экономическим обоснованием.

Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства после рассмотрения внесенных материалов в случае положительного решения по вышеупомянутому предложению может согласовать изменения в стандарт организации.

ж) Отмена стандарта организации проводится в установленном порядке и осуществляется организацией, утвердившей данный стандарт.

При наличии согласования стандарта организации федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства инициатор отмены стандарта организации направляет мотивированное обращение в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, в который вносится предложение по отмене стандарта организации с изложением объективных причин и технико-экономическим обоснованием.

Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства после рассмотрения внесенных материалов, в случае положительного решения по вышеупомянутому предложению, может отозвать свое согласование.

з) В случае выхода или вступления новых участников в профессиональные научные, общественные, инженерные организации, ассоциации и другие объединения юридических лиц, готовых принять на себя обязательства по соблюдению ранее согласованного федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства стандарта организации, исполнительным органом указанных организаций направляется официальное уведомление в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства с указанием наименования этого стандарта, ссылкой на имеющееся согласование и реквизитов выбывших участников или новых участников, принимающих на себя обязательства соблюдения стандарта организации.

и) Стандарты организаций, согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, применяются наряду с изданными в дорожном хозяйстве в установленном порядке ОДМ. При этом на титульном листе (или в предисловии) стандарта организации могут указываться реквизиты официального согласования федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства, полученного в соответствии с п. г) Раздела 8 настоящего методического документа.

к) Отсутствие согласования федерального исполнительной власти в области дорожного хозяйства не исключает возможности принятия стандарта организации.

 

Раздел 9. Порядок разработки, экспертизы, согласования

и издания отраслевых дорожных методических документов

 

а) Организация разработки ОДМ включает в себя подготовку и представление заявок на разработку данного документа в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства в соответствии с установленным регламентом данной процедуры.

Предпочтение для разработки получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности, обладающие наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим потенциалом, а также необходимой научно-технической и технико-экономической информацией.

Разработка ОДМ может проводиться и представляться на рассмотрение в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства любой организацией в инициативном порядке при условии соблюдения рекомендаций настоящего методического документа.

б) Организация, получившая заказ на разработку (размещение государственного заказа осуществляется путем проведения конкурсов), формирует рабочую группу, готовит проект ОДМ (первую редакцию) с пояснительной запиской к нему и рассылает на отзыв в заинтересованные организации.

В пояснительной записке приводятся:

- наименование документа;

- название организации-разработчика;

- контактное лицо от организации-разработчика;

- основание для разработки документа;

- краткая характеристика объекта рекомендаций (ОДМ);

- сведения о взаимодействии с техническими регламентами, национальными стандартами и стандартами организаций, согласованными с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства;

- сведения о рассылке на отзыв проекта документа и обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (сводку замечаний);

- подписи руководителя (заместителя руководителя) организации разработчика и ответственного исполнителя.

в) Построение, изложение и оформление ОДМ осуществляется согласно ГОСТ Р 1.5-2004 и настоящему методическому документу.

Структура ОДМ имеет следующий порядок: титульный лист, предисловие, содержание, область применения, нормативные ссылки, определения, содержательная часть документа (может состоять из нескольких глав), ключевые слова, приложения.

Первую страницу титульного листа ОДМ оформляют в соответствии с Приложением А. Наименование ОДМ должно быть кратким (Приложение Б), точно характеризовать область распространения и обеспечивать правильное отнесение документа к конкретной классификационной группе по таблицам 1 и 2.

В предисловии к ОДМ указывается состав разработчиков проекта документа, сведения о согласовании, основание издания данного ОДМ, указание о рекомендательном характере документа, а также информация о новизне документа ("вводится впервые") или об отмене предшествующих ("взамен").

В структурный элемент "Нормативные ссылки" включаются общие и специальные технические регламенты, национальные стандарты, отраслевые дорожные методические документы и другие нормативно-технические документы (в том числе, в установленном порядке согласованные федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства).

г) Организация-разработчик с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта ОДМ и представляет ее вместе с пояснительной запиской в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, который в установленном порядке организовывает экспертизу всех представленных материалов научными, проектными, производственными организациями дорожного хозяйства, в том числе в ТК-418.

д) Экспертиза окончательной редакции проекта ОДМ проводится на соответствие:

- действующим федеральным законам, действующим техническим регламентам;

- целям и принципам системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства, в том числе положениям, установленным настоящим методическим документом;

- правилам и нормам, рекомендациям и классификациям в области стандартизации, общероссийским классификаторам;

- действующим национальным стандартам, стандартам организаций, согласованным с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, нормативным и методическим документам, включая рекомендации настоящего ОДМ.

е) Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект ОДМ, результаты проведенной экспертизы и в случае положительного решения рекомендует к изданию и применению ОДМ распоряжением (подписанным руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства).

ж) После принятия ОДМ направляется в ТК-418 для регистрации и включения в реестр, а также в издательство (организацию), определенное в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в дорожном хозяйстве, для издания и распространения. Информация о принятых ОДМ публикуется в периодических изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

з) Внесение изменений в ОДМ и его пересмотр осуществляют в том же порядке, что и разработка.

и) Отмена ОДМ проводится в следующем порядке:

- организация - инициатор отмены ОДМ направляет в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства письмо, подписанное руководителем (заместителем руководителя) данной организации, в котором вносится предложение по отмене ОДМ с изложением объективных причин;

- федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает данное предложение и в случае положительного решения издает соответствующее распоряжение и направляет его копию в ТК-418 для исключения данного документа из реестра. Информация об отмене ОДМ опубликовывается в периодических изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

 

Раздел 10. Обозначение отраслевых дорожных

методических документов

 

Обозначение отраслевых дорожных методических документов состоит из его номера, включающего в себя:

- аббревиатуру "ОДМ";

- трехзначное число с точкой, означающее комплекс дорожного хозяйства;

- однозначное число, означающее классификационную группу документа по таблице 2 настоящего методического документа;

- трехзначное число, означающее порядковый номер документа в классификационной группе;

- четырехзначное число, означающее год регистрации документа.

Пример обозначения настоящего отраслевого дорожного методического документа:

 

    ОДМ         218.        1.          001-         2005

    ─┬─         ─┬─        ─┬─          ─┬──         ─┬──

                                      │Порядковый 

     │Отраслевой │                      │номер доку- │

     │дорожный                         │мента в    

     │методичес- │Комплекс  │Классифика- │классифика- │Год регист-

     │кий доку-  │дорожного │ционная     │ционной     │рации доку-

     │мент       │хозяйства │группа "1"  │группе "1"  │мента

     └────────── └───────── └─────────── └─────────── └───────────

 

 

 

 

 

Приложение А

 

__________________________________________________________________________

                                                     обозначение документа

 

                ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

__________________________________________________________________________

 

                       

 

 

 

      _______________________________________________________

                      наименование документа

 

 

 

__________________________________________________________________

 

                  ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО

                           (Росавтодор)

 

 

 

                           МОСКВА 200_

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

В наименовании отраслевых дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйства не допускаются сокращения (кроме условных обозначений продукции), математические знаки, римские цифры и греческие буквы.

Наименования отраслевых дорожных методических документов могут носить следующие формулировки (примеры):

1. Техническая классификация автомобильных дорог.

2. Методические рекомендации по ремонту цементобетонных покрытий автомобильных дорог.

3. Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог.

4. Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций.

5. Правила по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

6. Методика испытания противогололедных материалов.

7. Пособие по охране окружающей среды при производстве дорожно-строительных материалов.

8. Технологические карты по устройству земляного полотна и дорожных одежд автомобильных дорог.

 

 





ТЕХНОРМАТИВЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И ПРОЕКТИРОВЩИКОВ

Яндекс цитирования


Copyright © www.docstroika.ru, 2013 - 2024