Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

| Контакты | Для поиска на текущей странице: "Ctr+F" |



 

Рекомендованы к применению

Распоряжением Росавтодора

от 9 июня 2010 г. N 384-р

 

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

ОДМ 218.1.001-2010

 

Предисловие

 

1. Разработан АНО "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса".

2. Внесен Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.

3. Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства.

4. Взамен ОДМ 218.1.001-2005.

5. Имеет рекомендательный характер.

 

1. Область применения

 

1.1. Отраслевой дорожный методический документ "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства" (далее - методический документ) разработан в соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ "О техническом регулировании") и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.

1.2. Настоящий методический документ содержит рекомендации по классификации, порядку разработки, экспертизы, регистрации, обновления, отмены и применения документов технического регулирования в дорожном хозяйстве.

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в редакции Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 189-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 30.12.2009 N 384-ФЗ, от 30.12.2009 N 385-ФЗ (далее - ФЗ "О техническом регулировании").

ГОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.

ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения.

ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

ГОСТ Р 1.6-2005. Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы.

ГОСТ Р 1.10-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены.

ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.

 

3. Термины и определения

 

В настоящем методическом документе применены термины по ГОСТ Р 1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Дорожное хозяйство: комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку материалов и иную деятельность, связанную с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.

3.2. Техническое регулирование: правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (ФЗ "О техническом регулировании").

3.3. Технический регламент: документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ФЗ "О техническом регулировании").

3.4. Стандарт: документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг (ФЗ "О техническом регулировании").

3.5. Национальный стандарт Российской Федерации: стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации (ФЗ "О техническом регулировании").

3.6. Свод правил: документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов (ФЗ "О техническом регулировании").

3.7. Стандарт иностранного государства: стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства (ФЗ "О техническом регулировании").

3.8. Региональный стандарт: стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации (ФЗ "О техническом регулировании").

3.9. Свод правил иностранного государства: свод правил, принятый компетентным органом иностранного государства (ФЗ "О техническом регулировании").

3.10. Региональный свод правил: свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации (ФЗ "О техническом регулировании").

3.11. Региональная организация по стандартизации: организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции.

3.12. Стандарт организации: стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок (ГОСТ Р 1.12) (ФЗ "О техническом регулировании").

3.13. Отраслевой дорожный методический документ: акт рекомендательного характера, изданный распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве, разъясняющий методологию работ в сфере технического регулирования и (или) содержащий технические рекомендации в области проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

 

4. Основные принципы применения и соблюдения норм

в сфере дорожного хозяйства

 

4.1. В соответствии со статьей 3 ФЗ "О техническом регулировании" техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

- применения единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

- единой системы и правил аккредитации;

- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

- недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

4.2. В соответствии со статьями 7 и 13 ФЗ "О техническом регулировании" к основным документам системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства относятся:

- технические регламенты;

- национальные стандарты;

- правила (нормы) стандартизации и рекомендации по стандартизации;

- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- своды правил;

- стандарты организаций;

- международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

- акты рекомендательного характера, издаваемые распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве.

4.3. В соответствии со статьей 6 ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

- обеспечения энергетической эффективности.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

4.4. В соответствии со статьей 7 ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

- безопасность излучений;

- биологическую безопасность;

- взрывобезопасность;

- механическую безопасность;

- пожарную безопасность;

- промышленную безопасность;

- термическую безопасность;

- химическую безопасность;

- электрическую безопасность;

- ядерную и радиационную безопасность;

- электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

- единство измерений;

- другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О техническом регулировании".

Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности.

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Технический регламент может содержать специальные требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 Федерального закона "О техническом регулировании".

4.5. В соответствии со статьей 15 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.2 национальные стандарты применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Национальным органом по стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

4.5. В соответствии со статьей 16 ФЗ "О техническом регулировании", в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования, в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил.

Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

4.6. В соответствии с ГОСТ Р 1.10 и ГОСТ Р 1.12 правила (нормы) стандартизации устанавливают организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации.

4.7. В соответствии с ГОСТ Р 1.10 и ГОСТ Р 1.12 рекомендации по стандартизации содержат советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте.

4.8. В соответствии с [1] общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) устанавливают систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и направлены для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

4.9. В соответствии со статьей 17 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.4 стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов.

Стандарты организаций применяются в сфере дорожного хозяйства для целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Стандарты организации, принятые конкретным субъектом хозяйственной деятельности, соблюдаются им в обязательном порядке.

Стандарты профессиональных научных, общественных объединений, ассоциаций, союзов, инженерных обществ и других объединений юридических лиц разрабатываются для добровольного общеотраслевого применения.

4.10. В соответствии со статьей 16.1 ФЗ "О техническом регулировании" международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов, могут включаться в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов.

4.11. Документы рекомендательного характера (далее - отраслевые дорожные методические документы) в сфере дорожного хозяйства применяются на добровольной основе для целей разъяснения методологии работ в сфере технического регулирования и (или) содержащих технические рекомендации в области проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

4.12. Документы системы технического регулирования, обеспечивающие функционирование дорожного хозяйства, представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

 Наименование 
   документа  

  Утверждающая инстанция  

    Назначение документа    

Технические   
регламенты    

Принимаются международным 
договором Российской Феде-
рации, ратифицированным в 
порядке, установленном за-
конодательством Российской
Федерации, или межправи-   
тельственным соглашением, 
заключенным в порядке,    
установленном законодатель-
ством Российской Федерации,
или федеральным законом,  
или указом Президента     
Российской Федерации, или 
постановлением Правитель- 
ства Российской Федерации,
или нормативным правовым  
актом федерального органа 
исполнительной власти по  
техническому регулированию
(статья 2 ФЗ "О техническом
регулировании")           

Устанавливает обязательные  
для применения и исполнения 
требования к объектам техни-
ческого регулирования (про- 
дукции, в том числе зданиям,
строениям и сооружениям или 
к связанным с требованиями к
продукции процессам проекти-
рования (включая изыскания),
производства, строительства,
монтажа, наладки, эксплуа-  
тации, хранения, перевозки, 
реализации и утилизации)    

Национальные  
стандарты     

Утверждаются Национальным 
органом Российской        
Федерации по стандартизации
(статья 14 ФЗ "О          
техническом регулировании")

Документ, в котором в целях 
добровольного многократного 
использования устанавливаются
характеристики продукции,   
правила осуществления и ха- 
рактеристики процессов проек-
тирования (включая изыска-  
ния), производства, строи-  
тельства, монтажа, наладки, 
эксплуатации, хранения, пере-
возки, реализации и утилиза-
ции, выполнения работ или   
оказания услуг. Стандарт    
может содержать требования к
терминологии, символике, упа-
ковке, маркировке или этикет-
кам и правилам их нанесения 

Правила       
(нормы) в     
области       
стандартизации

Утверждаются Федеральным  
агентством по техническому
регулированию и метрологии
(ГОСТ Р 1.10)

Устанавливают организационно-
методические положения, кото-
рые дополняют или конкретизи-
руют отдельные положения ос-
новополагающего национального
стандарта и определяют      
порядок и методы выполнения 
работ по стандартизации     

Рекомендации  
по            
стандартизации

Утверждаются Федеральным  
агентством по техническому
регулированию и метрологии
(ГОСТ Р 1.10)

Содержат советы организацион-
но-методического характера, 
которые касаются проведения 
работ по стандартизации и   
способствуют применению осно-
вополагающего национального 
стандарта или содержат поло-
жения, которые целесообразно
предварительно проверить на 
практике до их установления в
основополагающем национальном
стандарте                   

Общероссийские
классификаторы
технико-      
экономической
и
социальной    
информации    

Принимаются Федеральным   
агентством по техническому
регулированию и метрологии
([1])

Устанавливают систематизиро-
ванный перечень наименований
и кодов объектов классифика-
ции и (или) классификационных
группировок и направлены для
применения при создании госу-
дарственных информационных  
систем и информационных     
ресурсов и межведомственном 
обмене информацией          

Своды правил  

Утверждаются федеральными 
органами исполнительной   
власти в пределах их      
полномочий ([2])

Устанавливают технические   
правила и (или) описание про-
цессов проектирования (вклю-
чая изыскания), производства,
строительства, монтажа,     
наладки, эксплуатации, хране-
ния, перевозки, реализации  
и утилизации продукции.     
Разрабатываются в случае    
отсутствия национальных стан-
дартов применительно к от-  
дельным требованиям техничес-
ких регламентов или к объек-
там технического регулирова-
ния в целях обеспечения     
соблюдения требований       
технических регламентов     

Стандарты     
организаций:  
- стандарты на-
учных, общест-
венных, инже- 
нерных органи-
заций, ассоциа-
ций и т.п.    
- стандарты   
конкретных    
субъектов     
хозяйственной 
деятельности  

Принимаются организациями 
самостоятельно на основании
п. 1 статьи 17 ФЗ "О техни-
ческом регулировании"     
и могут согласовываться с 
федеральным органом       
исполнительной власти в   
области дорожного хозяйства
(необходимость согласования
определяется организацией)

Применяются для целей совер-
шенствования производства и 
обеспечения качества        
продукции, выполнения работ,
оказания услуг, а также для 
распространения и использо- 
вания полученных в различных
областях знаний результатов 
исследований (испытаний),   
измерений и разработок      

Международные 
стандарты,    
региональные  
стандарты,    
региональные  
своды правил, 
стандарты     
иностранных   
государств и  
своды правил  
иностранных   
государств    

Принимаются международными,
региональными и националь-
ными органами (организа-  
циями) по стандартизации  
и зарегистрированные в    
Федеральном информационном
фонде технических         
регламентов и стандартов  

Применяются на добровольной 
основе в качестве документов
в области стандартизации,   
обеспечивающих соблюдение   
требований технических      
регламентов при включении их
национальным органом РФ в   
соответствующий перечень    
документов в области        
стандартизации              

Отраслевые    
дорожные      
методические  
документы     

Издаются федеральным      
органом исполнительной    
власти в области дорожного
хозяйства на основании    
п. 3 статьи 4 ФЗ "О       
техническом регулировании"

Применяются на добровольной 
основе в качестве рекоменда-
тельного акта, разъясняющего
методологию работ в сфере   
технического регулирования и
(или) содержащего технические
рекомендации в области проек-
тирования, строительства,   
реконструкции, модернизации,
ремонта и содержания автомо-
бильных дорог и искусственных
сооружений на них           

 

5. Порядок разработки, экспертизы, согласования,

утверждения, регистрации, введения в действие, обновления

и отмены документов технического регулирования

 

5.1. Технические регламенты разрабатываются, принимаются, изменяются и отменяются в порядке, установленном статьями 9, 9.1 и 10 ФЗ "О техническом регулировании".

5.2. Национальные стандарты Российской Федерации разрабатываются, утверждаются, обновляются и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.2. Экспертиза проектов национальных стандартов РФ в области дорожного хозяйства проводится техническим комитетом по стандартизации "Дорожное хозяйство" (ТК 418) в порядке, установленном ГОСТ Р 1.6.

5.3. Общероссийские классификаторы разрабатываются, принимаются, вводятся в действие, ведутся и применяются в соответствии с [1].

5.4. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации разрабатываются, утверждаются, изменяются, пересматриваются и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.10.

5.5. Своды правил разрабатываются и утверждаются в соответствии с [2].

5.6. Стандарты организаций разрабатываются, утверждаются и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.4.

Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются этими организациями самостоятельно, исходя из целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

В случае ссылки на утвержденные стандарты организаций в договорной (контрактной) документации положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).

По решению организации утверждаемый стандарт может быть направлен в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства для согласования в установленном порядке.

5.7. Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств разрабатываются, утверждаются и отменяются в порядке, установленном в данных международных, региональных и национальных органах (организациях).

5.8. ОДМ разрабатываются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства. В случае ссылки на официально принятые ОДМ в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).

 

6. Применение нормативных документов в переходный период

 

6.1. Межгосударственные стандарты (ГОСТ) и государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), принятые до 1 июля 2003 года, являются национальными стандартами и на переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям (статья 46 ФЗ "О техническом регулировании"):

защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

обеспечения энергетической эффективности.

6.2. В переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) в дорожном хозяйстве продолжают действовать на добровольной основе, за исключением обязательных требований, соответствующих целям в пункте 6.1 настоящего методического документа, следующие категории документов, принятые до 1 июля 2003 года:

отраслевые стандарты дорожного хозяйства (ОСТ);

строительные нормы и правила (СНиП);

отраслевые дорожные нормы (ОДН);

ведомственные строительные нормы (ВСН);

нормативные документы других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае их регистрации Минюстом России;

отраслевые дорожные методические документы (ОДМ);

стандарты субъектов Российской Федерации;

нормы субъектов Российской Федерации;

стандарты предприятий дорожного хозяйства (СТП).

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий вправе вносить изменения в свои нормативные документы, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов. При этом проекты нормативных документов федеральных органов исполнительной власти о внесении указанных изменений должны быть размещены в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за шестьдесят дней до дня их принятия. Такие проекты, доработанные с учетом замечаний заинтересованных лиц, и перечень этих замечаний, полученных в письменной форме, направляются в экспертную комиссию по техническому регулированию, созданную в соответствии с положениями пункта 9 статьи 9 Федерального закона "О техническом регулировании" федеральным органом исполнительной власти, разрабатывающим такие проекты, не позднее чем за тридцать дней до дня их принятия. В состав экспертной комиссии по техническому регулированию на паритетных началах включаются представители данного федерального органа исполнительной власти, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Решения об утверждении или отклонении таких проектов принимаются на основании заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

В другие категории нормативных документов не могут вноситься изменения и дополнения. В течение переходного периода положения данных нормативных документов могут быть переведены, либо в технические регламенты, либо в национальные стандарты, либо в своды правил, либо в стандарты организаций, либо в отраслевые дорожные методические документы в соответствии с принципами технического регулирования.

В случае ссылки на вышеперечисленные нормативные документы в договорной (контрактной) документации положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).

 

7. Классификация отраслевых дорожных методических документов

в сфере дорожного хозяйства

 

7.1. Для оптимизации и систематизации работ отраслевые дорожные методические документы дорожного хозяйства (ОДМ) классифицируют по классификационным группам, приведенным в таблице 2.

 

Таблица 2

 

┌─────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Классифи-             Наименование классификационной группы            

│кационная│                                                              

│группа                                                                  

├─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────────┤

│1        │Организация технического регулирования                        

         │в сфере дорожного хозяйства                                   

│2        │Проектирование автомобильных дорог                            

│3        │Качество производства дорожных работ                          

│4        │Оценка соответствия                                           

│5        │Метрологическое обеспечение                                   

│6        │Безопасность дорожного движения                               

│7        │Кадровое обеспечение                                          

│8        │Сервис и охрана окружающей среды                              

│9        │Информационно-управляющие системы                             

│10       │Финансовое обеспечение                                        

│11       │Другие                                                        

└─────────┴───────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

7.2. В ОДМ классификационной группы 1 систематизируются отдельные элементы сферы управления дорожным хозяйством и разъясняются положения организационно-технических основ технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.

7.3. В ОДМ классификационной группы 2 разъясняются положения, устанавливающие нормы проектирования.

7.3.1. Нормы проектирования конструкций автомобильных дорог по составляющим компонентам:

- земляное полотно;

- дорожная одежда;

- дренаж и водоотвод.

7.3.2. Нормы проектирования искусственных сооружений по составляющим компонентам:

- тоннели и трубы;

- мосты, путепроводы и эстакады;

- защитные сооружения;

- объекты сервиса и элементы обустройства автомобильных дорог.

7.4. В ОДМ классификационной группы 3 разъясняются положения, устанавливающие требования к нормируемым параметрам.

7.4.1. Нормируемые параметры к технологическим процессам выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них при:

- строительстве;

- реконструкции;

- модернизации;

- ремонте;

- содержании;

- утилизации.

7.4.2. Нормируемые параметры к ресурсам, используемым в дорожном хозяйстве, и их сбережению:

- сырье;

- материалы;

- изделия и конструкции.

7.4.3. Нормируемые параметры транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

7.5. ОДМ классификационной группы 4 разъясняют положения организационно-технических и других требований в области оценки соответствия, в т.ч. аккредитации, подтверждения соответствия, строительного контроля, государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве и т.д.

7.6. ОДМ классификационной группы 5 разъясняют положения по метрологическому обеспечению в дорожном хозяйстве.

7.7. ОДМ классификационной группы 6 разъясняют положения по вопросам обеспечения безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по ним.

7.8. ОДМ классификационной группы 7 разъясняют положения по вопросам установления уровня квалификационных требований для разных категорий работников дорожной отрасли и методов их достижения.

7.9. В ОДМ классификационной группы 8 разъясняются положения, устанавливающие:

- нормативные параметры к развитию сервиса в придорожной полосе, обеспечивающего комфорт и безопасность участников дорожного движения, создание условий для развития сервиса в придорожной полосе, обеспечивающего комфорт и безопасность участников дорожного движения;

- обеспечение экологической безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по автомобильным дорогам.

7.10. ОДМ классификационной группы 9 разъясняют положения по сбору, обработке, хранению и использованию банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования централизованной интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве.

7.11. ОДМ классификационной группы 10 разъясняют положения по обеспечению финансирования работ по ремонту и содержанию в зависимости от исходного и требуемого уровня транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог.

 

8. Обозначение отраслевых дорожных методических документов

 

Обозначение отраслевых дорожных методических документов состоит из номера, включающего в себя:

- абривиатуру "ОДМ";

- трехзначное число с точкой, означающее комплекс дорожного хозяйства;

- однозначное число, означающее классификационную группу документа по таблице 2 настоящего методического документа;

- трехзначное число, означающее порядковый номер документа в классификационной группе;

- четырехзначное число, означающее год регистрации документа.

Пример обозначения настоящего отраслевого дорожного методического документа:

 

    ОДМ            218.         1.           001-           2010

   ─┬───           ──┬─                     ──┬─           ──┬─

    │Отраслевой      │Комплекс  │Классифика-   │Порядковый    │Год регист-

    │дорожный        │дорожного │ционная       │номер доку-   │рации доку-

    методический    │хозяйства │группа "1"    │мента в       │мента

    │документ                                │классифика-   └───────────

    └─────────────   └───────── │              │ционной

                                └───────────   │группе "1"

                                               └───────────

 

Библиография

 

[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области"

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил"

 

 





ТЕХНОРМАТИВЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И ПРОЕКТИРОВЩИКОВ

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования


Copyright © www.docstroika.ru, 2013 - 2018