Поиск по базе документов:

Бесплатное обучение по алготрейдингу на Python и Backtrader

 

Утвержден и введен в действие

Приказом Росстандарта

от 28 июня 2011 г. N 160-ст

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СТАНДАРТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ

 

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАБОТ ПО РАЗРАБОТКЕ, ПРИМЕНЕНИЮ, ОБНОВЛЕНИЮ

И ПРЕКРАЩЕНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Standardization in the Russian Federation.

Interstate standards. Rules of developing,

application, renovation and cease of application

in the Russian Federation

 

ГОСТ Р 1.8-2011

 

Группа Т50

 

ОКС 01.120

 

Дата введения

1 января 2012 года

 

Предисловие

 

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

 

Сведения о стандарте

 

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ФГУП "ВНИИНМАШ").

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 "Методология стандартизации".

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 июня 2011 г. N 160-ст.

4. Взамен ГОСТ Р 1.8-2004.

 

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

 

1. Область применения

 

1.1. Настоящий стандарт устанавливает правила проведения работ, осуществляемых в Российской Федерации по разработке, применению, обновлению межгосударственных стандартов, а также правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, и правила прекращения применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации.

Примечание. В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями по ГОСТ 1.1 и ГОСТ Р 1.12.

 

1.2. Настоящий стандарт не распространяется на соответствующие работы с межгосударственными стандартами на оборонную продукцию, правила проведения которых установлены в специальных стандартах.

1.3. Установленные в настоящем стандарте правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, могут быть также применены при рассмотрении в Российской Федерации проектов правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, если их разрабатывают в других странах.

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 1.0-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.6-2005. Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы

ГОСТ Р 1.7-2008. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов

ГОСТ Р 1.11-99. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов

ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

ГОСТ Р 1.13-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов. Правила подготовки и опубликования

ГОСТ Р 1.14-2009. Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией

ГОСТ 1.0-92. Межгосударственная система стандартизации. Основные положения

ГОСТ 1.1-2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 1.2-2009. Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены

ГОСТ 1.5-2001. Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ 13.1.002-2003. Репрография. Микрография. Документы для микрофильмирования. Общие требования и нормы.

Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3. Общие положения

 

3.1. Разработку, применение и обновление межгосударственных стандартов (далее - стандарты <*>) осуществляют в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности (далее - Соглашение) <**>.

--------------------------------

<*> За исключением случаев, когда необходимо дополнительно указать на межгосударственный статус стандартов.

<**> Соглашение заключено правительствами стран Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 г. в Москве (с дополнениями и изменениями от 22 ноября 2007 г., принятыми в Ашхабаде).

 

3.2. Разработку, применение и обновление стандартов осуществляют для достижения целей межгосударственной стандартизации на основе соблюдения ее основных принципов, которые определены ГОСТ 1.0 (разделы 4 и 5).

3.3. Стандарты разрабатывают на объекты стандартизации, которые определены ГОСТ 1.0 (разделы 6 и 7). При этом учитывают приоритетные направления работ по межгосударственной стандартизации, которые приняты Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Межгосударственный совет).

3.4. При разработке, применении, обновлении и прекращении применения стандартов в Российской Федерации соблюдают соответствующие общие правила, которые установлены ГОСТ 1.2.

3.5. Положения, устанавливаемые в стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, которые относятся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг.

При использовании документов, относящихся к объектам патентного права, соблюдают соответствующие нормы законодательства Российской Федерации. При этом необходимую информацию приводят в предисловии стандарта и в пояснительной записке к нему.

Примечание. Некоторые элементы разрабатываемого стандарта могут быть объектами патентного права. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации не несет ответственность за патентную чистоту содержания данного стандарта или за объективность указанной разработчиком информации о патентообладателе (лицензиаре). Соответствующее предупреждение приводят в предисловии стандарта при подготовке его к утверждению. Патентообладатель может заявить о своих правах на изобретение в процессе публичного обсуждения проекта стандарта или после введения утвержденного стандарта в действие. В последнем случае в предисловие стандарта вносят поправку для указания информации о наличии в стандарте объектов патентного права и патентообладателе (лицензиаре).

 

3.6. Положения, устанавливаемые в стандарте, не должны противоречить федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые относятся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, а также положениям стандартов, утвержденных (принятых) ранее и действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, и сводам правил.

Если положения действующих межгосударственных стандартов, национальных стандартов Российской Федерации и сводов правил устарели и противоречат положениям, устанавливаемым в разрабатываемом проекте стандарта, то одновременно с его разработкой целесообразно проводить работы по обновлению (пересмотру или изменению) этих стандартов и сводов правил.

Примечания. 1. Указанную комплексность работ по стандартизации обеспечивают при подготовке программы разработки национальных стандартов.

2. Работы по обновлению межгосударственных стандартов проводят в соответствии с разделом 7, а их отмену - в соответствии с разделом 8.

3. Работы по обновлению национальных стандартов Российской Федерации проводят в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (раздел 5), а их отмену - в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (раздел 6).

4. Работы по обновлению сводов правил осуществляют в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации [1].

 

3.7. При разработке, обновлении и отмене стандартов используют Интегрированную автоматизированную информационную систему Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (АИС МГС), а документы представляют в электронном виде (за исключением специально оговоренных случаев). В Российской Федерации доступ на работу в АИС МГС имеет организация, уполномоченная на это национальным органом по стандартизации.

 

4. Правила проведения работ по разработке стандартов

в Российской Федерации

 

4.1. Организация разработки стандарта

4.1.1. Разработку стандарта осуществляют на основании программы разработки национальных стандартов, которую формируют и утверждают в соответствии с ГОСТ Р 1.14, и программы работ по межгосударственной стандартизации, которую формируют и принимают в соответствии с правилами ее разработки, установленными Межгосударственным советом [2]. При этом используют соответствующие автоматизированные информационные системы.

В обоснованных случаях допускается осуществлять разработку стандарта без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации (в инициативном порядке), но с обязательным включением в программу разработки национальных стандартов в соответствии с ГОСТ Р 1.14 (пункт 6.4).

4.1.2. Разработку стандарта организует секретариат российского технического комитета по стандартизации (далее - российский ТК), за которым закреплен данный объект или аспект стандартизации, и/или национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

Примечания. 1. Если на Российскую Федерацию возложено ведение секретариата межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК), который имеет общую область деятельности с российским ТК, то, как правило, национальный орган Российской Федерации по стандартизации поручает данному российскому ТК выполнение функции постоянно действующего национального рабочего органа Российской Федерации в МТК и ведение его секретариата. При этом секретариат российского ТК выполняет работы, которые по ГОСТ 1.2 осуществляет секретариат МТК.

2. Здесь и далее, где упоминается российский ТК, соответствующие работы и иные функции может выполнять подкомитет и его органы (если это предусмотрено в положении о данном комитете).

 

4.1.3. При выборе разработчика соблюдают требования, установленные ГОСТ 1.2 (пункт 3.2.4).

4.2. Разработка первой редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Российской Федерации

4.2.1. Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к нему в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункты 3.3.1 - 3.3.6).

В случае разработки стандарта для включения в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, в пояснительной записке к проекту стандарта указывают применение каких структурных элементов (разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, приложений) стандарта обеспечивает соблюдение требований данного технического регламента.

4.2.2. Рассмотрение первой редакции проекта стандарта в Российской Федерации проводят в форме публичного обсуждения.

Если в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта использован действующий национальный стандарт Российской Федерации без изменения его содержания, то допускается не проводить его публичное обсуждение и не публиковать уведомление о разработке данного проекта. Соответствующее решение принимает секретариат российского ТК.

Примечания. 1. Замена нормативных ссылок на другие действующие только в Российской Федерации стандарты и/или документы соответствующим текстом или исключение этих ссылок является отклонением, что приводит к необходимости публичного обсуждения проекта межгосударственного стандарта.

2. Рекомендации по изложению и/или оформлению проекта межгосударственного стандарта на основе действующего национального стандарта Российской Федерации приведены в Приложении А.

 

4.2.3. До начала срока публичного обсуждения проекта стандарта в Российской Федерации разработчик направляет в секретариат российского ТК данный проект и пояснительную записку к нему в электронном виде в формате (*.DOC) или (*.PDF).

4.2.4. Секретариат российского ТК проверяет проект стандарта на соответствие:

- правилам построения, изложения и оформления, которые установлены в ГОСТ 1.5 или в ГОСТ 1.3 (при разработке на основе международного или регионального стандарта, иного международного документа);

- федеральным законам, техническим регламентам, иным правовым актам и нормативным правовым актам Российской Федерации, которые распространяются на тот же объект и аспект стандартизации;

- целям и принципам стандартизации в Российской Федерации, указанным в ГОСТ Р 1.0;

- терминологии, установленной в данной области стандартизации на межгосударственном уровне, а при ее отсутствии терминологии, установленной в Российской Федерации на национальном уровне.

Секретариат российского ТК также определяет, как увязано содержание проекта стандарта с содержанием разрабатываемого технического регламента, утвержденных (принятых) ранее стандартов и сводов правил, которые действуют в Российской Федерации на национальном уровне <*>, а также с содержанием международных стандартов, распространяющихся на тот же объект и аспект стандартизации.

--------------------------------

<*> Если они взаимосвязаны с разрабатываемым стандартом и при этом не подлежат пересмотру, изменению или отмене.

 

4.2.4.1. Если объект стандартизации не закреплен ни за одним из действующих ТК, то функции, которые выполняет секретариат российского ТК, может выполнять любая другая организация, которая уполномочена на это (путем заключения соответствующего договора) национальным органом Российской Федерации по стандартизации, не зависит от разработчика и компетентна в проведении работ по стандартизации данного объекта, например соответствующая научно-исследовательская организация.

4.2.4.2. Если проект стандарта идентичен международному (региональному) стандарту или модифицирован по отношению к нему, то секретариат российского ТК (или иная уполномоченная согласно 4.2.4.1 организация) оценивает также обоснованность выбора такой формы гармонизации. Для обеспечения этой работы разработчик представляет в секретариат российского ТК или в иную уполномоченную организацию (см. 4.2.4.1) вместе с указанными в 4.2.3 документами используемый международный (региональный) стандарт и его перевод на русский язык (если отсутствует русская версия данного стандарта).

4.2.5. При положительных результатах проверки проекта стандарта секретариат российского ТК (или иная уполномоченная согласно 4.2.4.1 организация) сообщает разработчику о возможности начать процедуру его публичного обсуждения и направляет данный проект и пояснительную записку к нему в электронном виде в редактируемом (*.DOC) и нередактируемом (*.PDF) форматах в организацию, уполномоченную национальным органом по стандартизации на работу в АИС МГС (см. 3.7).

При отрицательных результатах проверки проекта стандарта секретариат российского ТК (или иная уполномоченная согласно 4.2.4.1 организация) предлагает разработчику устранить выявленные недостатки и доработать проект стандарта до начала его обсуждения.

4.2.6. Организация, уполномоченная национальным органом по стандартизации на работу от Российской Федерации в АИС МГС, размещает в этой системе на стадии "Рассмотрение" проект стандарта и пояснительную записку к нему в соответствии с рекомендациями по стандартизации [3].

4.2.7. Разработчик готовит уведомление о разработке проекта стандарта по ГОСТ Р 1.13 (пункт 5.2) и направляет его в национальный орган Российской Федерации по стандартизации для опубликования в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты" (далее - ИУС) и размещения в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

Примечания. 1. Согласно ГОСТ Р 1.13 (подпункт 5.2.7) в уведомлении о разработке проекта стандарта при указании срока его публичного обсуждения приводят дату начала и дату окончания этой процедуры.

2. С учетом того, что от направления разработчиком уведомления о разработке до его опубликования в ИУС проходит около трех месяцев, данное уведомление целесообразно направлять заранее. При этом заинтересованным лицам, направившим запросы до даты начала публичного обсуждения, можно сообщить, что проект стандарта будет предоставлен им после наступления этой даты.

 

4.2.8. Публичное обсуждение первой редакции проекта стандарта в Российской Федерации осуществляют в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 1.2 (пункты 4.2.2 - 4.2.10). При этом уведомление о завершении публичного обсуждения проекта стандарта не публикуют.

Примечание. Согласно ГОСТ Р 1.13 (подпункт 5.2.7) дату завершения публичного обсуждения проекта межгосударственного стандарта приводят в пункте 8 уведомления о разработке проекта стандарта.

 

4.3. Разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Российской Федерации

4.3.1. После наступления даты окончания рассмотрения первой редакции проекта стандарта организация, уполномоченная национальным органом по стандартизации на работу от Российской Федерации в АИС МГС, направляет поступившие от других государств отзывы разработчику в срок, не превышающий пяти дней после этой даты.

4.3.2. Разработчик рассматривает отзывы, поступившие от заинтересованных лиц Российской Федерации и других государств, оценивает целесообразность учета высказанных в них замечаний и предложений, а также готовит окончательную редакцию проекта стандарта с учетом результатов публичного обсуждения доработанного проекта стандарта в Российской Федерации (см. ГОСТ Р 1.2, пункт 4.2.7). При этом разработчик готовит сводку отзывов на первую редакцию, которые поступили от других государств, по форме, установленной ГОСТ 1.2 (приложение А), а также сводку замечаний и предложений, поступивших от заинтересованных лиц Российской Федерации, по форме, установленной ГОСТ Р 1.2 (приложение А).

По согласованию с секретариатом российского ТК (или иной уполномоченной согласно 4.2.4.1 организацией) допускается объединение указанных сводок, если это направлено на обоснование значительных отличий между первой и окончательной редакциями проекта стандарта.

4.3.3. После подготовки окончательной редакции проекта стандарта разработчик оформляет пояснительную записку к ней, включая в соответствующий раздел сведения о результатах публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта в Российской Федерации и краткую характеристику полученных замечаний и предложений, а также подробную информацию об учете наиболее принципиальных из них.

Примечание. Вместо изложения указанных сведений в пояснительной записке может быть использована объединенная сводка отзывов по Российской Федерации и другим странам.

 

4.3.4. Разработчик представляет окончательную редакцию проекта стандарта, сводки отзывов и пояснительную записку в секретариат российского ТК или в иную уполномоченную согласно 4.2.4.1 организацию. При этом результаты публичного обсуждения доработанного проекта стандарта и его согласования в Российской Федерации оформляют и представляют в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (подпункты 4.3.2.1 - 4.3.2.2 и пункт 4.3.3).

4.3.5. Секретариат российского ТК (или иная уполномоченная согласно 4.2.4.1 организация) оценивает полноту учета замечаний и предложений, высказанных по результатам рассмотрения и публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта в Российской Федерации и других странах путем рассмотрения соответствующих сводок, а при необходимости предлагает разработчику направить проект стандарта в специализированные компетентные организации для проведения метрологической (по ГОСТ Р 1.11), терминологической, юридической и/или патентной экспертизы (по ГОСТ Р 1.6).

После этого секретариат российского ТК организует рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта членами данного комитета и голосование по проекту в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.5).

4.3.5.1. При возникновении сомнений в полноте отражения замечаний и предложений в сводке отзывов секретариат российского ТК (или иная уполномоченная согласно 4.2.4.1 организация) запрашивает у разработчика оригиналы отзывов на первую редакцию проекта стандарта.

4.3.5.2. При отрицательных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат российского ТК (или иная уполномоченная согласно 4.2.4.1 организация) может предложить разработчику устранить выявленные недостатки и доработать его до представления в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

4.3.6. После рассмотрения проекта стандарта членами российского ТК его секретариат готовит заключение российского ТК с мотивированным предложением национальному органу Российской Федерации по стандартизации разместить проект стандарта для голосования или отклонить его. Данное заключение подписывают председатель и ответственный секретарь ТК.

4.3.7. Секретариат российского ТК (или иная уполномоченная согласно 4.2.4.1 организация) направляет проект стандарта в электронном виде в редактируемом (*.DOC) и нередактируемом (*.PDF) форматах в национальный орган Российской Федерации по стандартизации со следующими документами:

- пояснительной запиской к окончательной редакции проекта стандарта;

- сводкой замечаний и предложений, полученных в Российской Федерации по первой редакции проекта стандарта;

- сводкой отзывов по другим странам;

- заключением российского ТК;

- протоколом совещания (заседания), на котором было проведено публичное обсуждение доработанного проекта стандарта, в том числе заседания российского ТК;

- заключениями специализированных экспертных организаций по ГОСТ Р 1.6;

- документами, подтверждающими согласование проекта стандарта (если они были представлены разработчиком).

Если проект стандарта идентичен международному (региональному) стандарту или модифицирован по отношению к нему, то в указанный комплект документов включают используемый международный (региональный) стандарт и его перевод на русский язык (если отсутствует русская версия данного стандарта).

4.3.8. Указанные в 4.3.7 документы предоставляют в электронном виде в редактируемом (*.DOC) и/или нередактируемом (*.PDF) форматах, а проект стандарта также на бумажном носителе в трех экземплярах, на двух из которых должны быть приведены оригиналы подписей, предусмотренные ГОСТ Р 1.5 (приложение Б). При этом копии проекта стандарта должны быть выполнены на белой бумаге с использованием любого способа копирования (кроме диазокопирования). Текст, а также табличный и графический материал на копии каждой из страниц проекта стандарта должен быть полным, четким и контрастным на чистом (без затемнений) фоне, а контраст - равномерным. Копия проекта стандарта должна соответствовать требованиям ГОСТ 13.1.002, предъявляемым в микрографии к документам для съемки.

4.4. Подготовка к принятию стандарта

4.4.1. Решение о готовности окончательной редакции проекта стандарта для голосования принимает национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

В случае принятия положительного решения окончательную редакцию проекта стандарта направляют на издательское редактирование в уполномоченную на это организацию и затем размещают в АИС МГС на стадии "Окончательная редакция" вместе с пояснительной запиской к проекту стандарта и сводкой отзывов на первую редакцию в соответствии с рекомендациями по стандартизации [3].

Примечание. Голосование по проекту стандарта - по ГОСТ 1.2 (подраздел 3.5 или приложение Б).

 

4.4.1.1. На основании сделанного в заключении мотивированного предложения российского ТК или иной компетентной организации национальный орган Российской Федерации по стандартизации может принять решение об отклонении проекта стандарта. В этом случае проект стандарта (вместе с документами, поступившими с ним) возвращают разработчику, представившему данный проект, с письмом, содержащим обоснование решения об отклонении проекта стандарта.

Примечание. Копию указанного письма направляют в секретариат ТК, который представил проект данного стандарта.

 

4.4.1.2. Проект стандарта также может быть отклонен национальным органом Российской Федерации по стандартизации на основании выводов в отношении недостаточного учета результатов экспертизы или замечаний и предложений, высказанных в отзывах на первую редакцию проекта стандарта, а также на основании отрицательных результатов иных проверок, проведенных в соответствии с рекомендациями по стандартизации [3].

4.4.2. Подведение итогов голосования осуществляют в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 3.5.3 и подпункт 3.5.5.5).

4.4.2.1. При положительных результатах голосования по проекту стандарта национальный орган Российской Федерации по стандартизации направляет в Бюро по стандартам Межгосударственного совета (далее - Бюро по стандартам) документы, необходимые для регистрации принятого стандарта, и поручает организации, уполномоченной на работу от Российской Федерации в АИС МГС, разместить стандарт в этой системе на стадии "Принятие" в соответствии с рекомендациями по стандартизации [3].

4.4.2.2. В случае отрицательных результатов голосования по проекту стандарта его дорабатывают в соответствии с ГОСТ 1.2 (подпункт 3.5.4.2). Затем секретариат российского ТК рассматривает доработанный проект стандарта, организует (если это необходимо) его рассмотрение членами данного комитета в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.5) и направляет в национальный орган Российской Федерации по стандартизации доработанный проект стандарта вместе с документами, указанными в 4.3.6, и следующими документами:

- сводкой замечаний и предложений, поступивших в процессе голосования;

- протоколом заседания российского ТК или иного совещания по рассмотрению доработанного проекта стандарта (если оно проводилось);

- подлинными документами, подтверждающими согласование доработанного проекта стандарта в Российской Федерации (если оно проводилось).

По решению национального органа Российской Федерации по стандартизации доработанный проект стандарта после издательского редактирования повторно размещают для голосования в АИС МГС вместе с пояснительной запиской к проекту стандарта и сводкой замечаний и предложений, поступивших в процессе первоначального голосования.

Примечание. Для облегчения рассмотрения и издательского редактирования доработанного проекта стандарта в электронном виде рекомендуется выделить исправленный текст маркером.

 

4.4.2.3. При положительных результатах повторного голосования по проекту стандарта проводят работы, указанные в 4.4.2.1. При этом в комплект направляемых (размещаемых) документов включают сводку замечаний и предложений, поступивших в процессе первоначального голосования.

4.4.2.4. При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение об оформлении на основе этого проекта стандарта (первоначального или доработанного варианта окончательной редакции) национального стандарта Российской Федерации с целью его дальнейшего утверждения. Это решение доводят до сведения национальных органов, рассматривавших проект стандарта, и Бюро по стандартам.

4.4.3. Если в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 3.5.5) голосование по проекту стандарта выносят на заседание Межгосударственного совета, то предварительно проводят мероприятия с целью снятия разногласий согласно ГОСТ 1.2 (пункт 3.5.5.1).

В случае принятия стандарта на заседании Межгосударственного совета осуществляют работы в соответствии с 4.4.2.1.

4.4.4. В качестве окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта может быть предложен действующий национальный стандарт Российской Федерации, идентичный международному или региональному стандарту.

4.4.4.1. Данное предложение направляют в секретариат соответствующего российского ТК и рассматривают на заседании этого комитета. В случае одобрения этого предложения комитетом его секретариат обращается в национальный орган Российской Федерации по стандартизации с предложением разместить данный стандарт в АИС МГС на стадии "Окончательная редакция". При этом секретариат российского ТК направляет в национальный орган по стандартизации пояснительную записку, в которой изложено данное предложение с соответствующим обоснованием, для размещения ее в АИС МГС вместе с национальным стандартом.

Если объект стандартизации не закреплен ни за одним из действующих ТК, то предложение о принятии национального стандарта Российской Федерации в качестве межгосударственного стандарта направляют непосредственно в национальный орган по стандартизации.

4.4.4.2. Организация, уполномоченная национальным органом Российской Федерации по стандартизации на работу в АИС МГС, размещает в этой системе национальный стандарт Российской Федерации и пояснительную записку с предложением о его принятии в качестве межгосударственного стандарта.

4.4.4.3. Если соответствующее предложение исходит от национального органа по стандартизации другого государства, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации дает согласие на его реализацию (если это не противоречит национальным интересам Российской Федерации) и поручает уполномоченной им организации проголосовать в АИС МГС за принятие национального стандарта Российской Федерации в качестве межгосударственного стандарта.

Примечание. В этом случае размещение национального стандарта Российской Федерации в АИС МГС для голосования осуществляет национальный орган, выдвинувший данное предложение.

 

4.4.4.4. При положительных результатах голосования по принятию национального стандарта Российской Федерации в качестве межгосударственного стандарта по предложению Российской Федерации организация, уполномоченная национальным органом, оформляет титульный лист и предисловие межгосударственного стандарта в соответствии с ГОСТ 1.5 (приложение А и подраздел 3.3). При этом в предисловии межгосударственного стандарта указывают:

- в первом пункте - полное наименование национального органа Российской Федерации по стандартизации, который внес стандарт на принятие;

- во втором пункте - сведения о принятии межгосударственного стандарта;

- в третьем пункте - информацию о том, что данный стандарт подготовлен на основе прямого применения национального стандарта Российской Федерации (с указанием его обозначения) и по ГОСТ 1.5 (подраздел 3.15) может быть дополнен национальными информационными данными других государств, указанными в предисловии.

Примечание. Если предложение по принятию национального стандарта Российской Федерации в качестве межгосударственного исходило от национального органа другого государства, то оформление титульного листа и предисловия межгосударственного стандарта осуществляет данный национальный орган.

 

4.4.4.5. Титульный лист и предисловие межгосударственного стандарта, которые подготовлены в соответствии с 4.4.4.5, направляют в Бюро по стандартам в соответствии с рекомендациями по стандартизации [3].

4.4.4.6. При отрицательных результатах голосования по принятию национального стандарта Российской Федерации в качестве межгосударственного стандарта по предложению Российской Федерации его доработку не осуществляют, а данный стандарт продолжает действовать только на национальном уровне.

Примечание. Если предложение по принятию национального стандарта Российской Федерации в качестве межгосударственного исходило от национального органа другого государства, то его доработку не осуществляют на основании запрета, установленного в ГОСТ 1.2 (подпункт 3.6.7).

 

5. Правила рассмотрения в Российской Федерации

разрабатываемых в других государствах проектов

межгосударственных стандартов и изменений к ним

 

5.1. После размещения (обновления) в АИС МГС программы работ по межгосударственной стандартизации (или после поступления уведомления о разработке стандарта, проводимой в другом государстве в инициативном порядке) национальный орган Российской Федерации по стандартизации в месячный срок определяет юридическое или физическое лицо, ответственное за рассмотрение каждого из проектов стандартов и изменений, разрабатываемых в других государствах.

5.1.1. Ответственным за рассмотрение проекта стандарта в Российской Федерации определяют юридическое лицо, ведущее секретариат ТК, за которым в Российской Федерации закреплен соответствующий объект стандартизации или сфера деятельности, или лично ответственного секретаря данного ТК, а при отсутствии ТК - юридическое или физическое лицо, имеющее в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Примечание. Таким юридическим лицом, как правило, является научно-исследовательская организация, специализирующаяся по данному виду продукции, услуг, технологии или другому объекту стандартизации, например, выполняющая функции головной организации по стандартизации в соответствующей отрасли (секторе) экономики, или один из ведущих специалистов данной организации.

 

Ответственного за рассмотрение проекта изменения применяемого в Российской Федерации межгосударственного стандарта определяют в указанном выше порядке, если в таком качестве невозможно назначить лицо, которое ранее было ответственным за рассмотрение проекта данного стандарта перед его принятием.

5.1.2. Если проект стандарта разрабатывается в рамках МТК, ведение секретариата которого возложено на другое государство, то ответственным за рассмотрение такого стандарта в Российской Федерации считается российский полномочный представитель в данном МТК.

5.1.3. Рассмотрение проекта стандарта в Российской Федерации осуществляют на основании договора, заключаемого в соответствии с рекомендациями по стандартизации [3].

5.2. Лицо, ответственное за рассмотрение проекта, готовит уведомление о разработке проекта стандарта в другом государстве по ГОСТ Р 1.13 (пункт 5.2) и направляет данное уведомление в национальный орган Российской Федерации по стандартизации для размещения на его официальном сайте в сети Интернет и опубликования в ИУС с целью организации публичного обсуждения проекта данного стандарта в Российской Федерации в течение срока рассмотрения в странах первой редакции этого проекта, который указан в программе работ по межгосударственной стандартизации.

Примечание. Данное уведомление рекомендуется направлять за три месяца до начала указанного срока.

 

5.3. Органы власти любого уровня, юридические и физические лица, заинтересованные в рассмотрении проекта данного стандарта, направляют соответствующие запросы лицу, ответственному за его рассмотрение.

5.4. После размещения в АИС МГС первой редакции проекта стандарта, разрабатываемого в другом государстве, организация, уполномоченная национальным органом Российской Федерации по стандартизации на работу в АИС МГС, в двухдневный срок направляет этот проект лицу, ответственному за его рассмотрение.

При необходимости национальный орган Российской Федерации по стандартизации может направить проект стандарта также на метрологическую, терминологическую, патентную, юридическую (правовую) и/или иную экспертизы в специализированные организации. Результаты этих экспертиз направляют лицу, ответственному за рассмотрение проекта.

5.5. Лицо, ответственное за рассмотрение, в десятидневный срок со дня получения проекта стандарта рассылает его в соответствии с запросами на рассмотрение.

5.5.1. Если ответственным за рассмотрение определено юридическое лицо, ведущее секретариат ТК, то данный секретариат рассылает проект стандарта также членам данного ТК. При необходимости проект стандарта может быть рассмотрен на заседании этого комитета.

5.5.2. Если ответственным за рассмотрение определен не секретариат ТК, за которым закреплен соответствующий объект стандартизации или сфера деятельности, а иное лицо, то проект стандарта направляют в секретариат такого комитета для рассылки членам данного ТК и получения заключения ТК на проект стандарта.

5.6. После получения проекта стандарта органы исполнительной власти, юридические и физические лица, рассматривают его, составляют отзывы (с замечаниями и предложениями) на проект стандарта и направляют их лицу, ответственному за рассмотрение проекта, не позднее чем через месяц со дня получения проекта стандарта.

5.7. Лицо, ответственное за рассмотрение, в срок, не превышающий два месяца со дня поступления проекта стандарта на рассмотрение, проводит следующую работу:

- оценивает актуальность разработки стандарта и целесообразность (техническую, экономическую, социальную или иную) его применения в Российской Федерации;

- определяет соответствие проекта стандарта правилам построения, изложения и оформления, которые установлены ГОСТ 1.5 или ГОСТ 1.3 (при разработке на основе международного или регионального стандарта, иного международного документа), законодательству Российской Федерации, в том числе техническим регламентам, целям и принципам национальной стандартизации (см. ГОСТ Р 1.0), принятой в Российской Федерации терминологии;

- определяет, как увязано содержание проекта стандарта с содержанием утвержденных (принятых) ранее стандартов и сводов правил, которые действуют в Российской Федерации на национальном уровне <*>, а также содержанием международных стандартов, распространяющихся на тот же объект и аспект стандартизации;

- готовит с учетом поступивших отзывов и экспертных заключений обобщенный отзыв от Российской Федерации на проект стандарта и направляет его вместе с оригиналами полученных отзывов и протоколом заседания ТК по рассмотрению проекта стандарта (если оно проводилось) в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

--------------------------------

<*> Если они взаимосвязаны с разрабатываемым стандартом и при этом не подлежат пересмотру, изменению или отмене.

 

5.8. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации рассматривает обобщенный отзыв на проект стандарта в соответствии с рекомендациями по стандартизации [3] и в случае согласия с содержанием данного отзыва поручает организации, уполномоченной на работу в АИС МГС, разместить его в этой системе.

5.9. После размещения в АИС МГС окончательной редакции проекта стандарта, разрабатываемого в другом государстве, организация, уполномоченная на работу в этой системе, направляет данный проект (с пояснительной запиской к нему и сводкой отзывов) лицу, ответственному за рассмотрение в соответствии с рекомендациями по стандартизации [3].

5.10. Лицо, ответственное за рассмотрение, организует рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта в соответствии с 4.3.5 и 4.3.6, обобщает его результаты, составляет заключение на проект стандарта и направляет его в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

5.11. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации в соответствии с рекомендациями по стандартизации [3] рассматривает заключение на проект стандарта, принимает по нему решение и дает указание организации, уполномоченной на работу в АИС МГС, на заполнение бюллетеня для голосования в этой системе, а при голосовании против принятия проекта стандарта в данной редакции - на присоединение к нему файла с обоснованием этого решения.

Организация, уполномоченная на работу в АИС МГС, сообщает итоги голосования национальному органу Российской Федерации по стандартизации для принятия решения по данному стандарту согласно 6.2 или 5.12.

5.12. Если межгосударственный стандарт принят национальными органами по стандартизации других государств, а национальный орган Российской Федерации по стандартизации проголосовал против принятия этого стандарта в данной редакции, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации может принять решение о разработке на основе данного межгосударственного стандарта проекта национального стандарта Российской Федерации, в котором должны быть учтены ее национальные интересы и выделены (идентифицированы) все различия с соответствующим межгосударственным стандартом, а также указаны причины, обусловившие эти различия. При этом соблюдают правила оформления модифицированных стандартов, установленные в ГОСТ Р 1.7 (раздел 7).

5.13. Рассмотрение в Российской Федерации проекта изменения, разрабатываемого в другом государстве, осуществляют в соответствии с 5.2 - 5.11. При этом ответственным за его рассмотрение определяют лицо, которое было ранее ответственным за рассмотрение проекта действующего стандарта. Если эта процедура ранее не проводилась, то ответственного за рассмотрение определяют в соответствии с 5.1.1 или 5.1.2.

5.13.1. Если принятое изменение было разработано в другом государстве и перед его введением в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации необходимо внести изменения во взаимосвязанные с ним национальные стандарты Российской Федерации в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (подраздел 5.2), то данное изменение может быть введено в действие только одновременно с введением в действие соответствующих изменений к этим национальным стандартам, но с учетом того, что в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 5.2.9) изменение к межгосударственному стандарту вводят в действие не позднее одного года после его регистрации в Бюро по стандартам.

5.13.2. Если национальными органами других государств принято изменение к межгосударственному стандарту, а национальный орган Российской Федерации по стандартизации проголосовал против этого, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации может принять решение о разработке на основе данного межгосударственного стандарта (до внесения в него указанного изменения) проекта национального стандарта Российской Федерации. При этом в данном национальном стандарте Российской Федерации рекомендуется выделить (идентифицировать) все различия с измененным межгосударственным стандартом, а также указать причины, обусловившие эти различия. При этом рекомендуется использовать методы оформления модифицированных стандартов по ГОСТ Р 1.7 (раздел 7).

5.13.3. При утверждении национального стандарта, разработанного в соответствии с указанным в 5.13.2 решением, национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение об одностороннем прекращении применения межгосударственного стандарта в Российской Федерации с соблюдением правил, установленных в 8.2.3.

 

6. Правила применения в Российской Федерации

межгосударственных стандартов

 

6.1. Принятые межгосударственные стандарты, за которые проголосовал национальный орган Российской Федерации по стандартизации, применяют в Российской Федерации в качестве национальных стандартов непосредственно без переоформления после их введения в действие в соответствии с правилами, установленными в 6.2. При этом соблюдают правила, которые установлены ГОСТ Р 1.0 для национальных стандартов Российской Федерации.

6.2. После размещения в АИС МГС зарегистрированного Бюро по стандартам межгосударственного стандарта национальный орган Российской Федерации по стандартизации в соответствии с рекомендациями по стандартизации [3] готовит и принимает организационно-распорядительный документ о введении принятого стандарта в действие для его применения в качестве национального стандарта Российской Федерации и отмене противоречащих ему национальных стандартов Российской Федерации, правил и/или рекомендаций по стандартизации.

6.3. Формирование и оформление дела межгосударственного стандарта, а также его регистрацию осуществляют в соответствии с рекомендациями по стандартизации [3].

6.4. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации дает указание на размещение на своем официальном сайте в сети Интернет уведомления о принятом межгосударственном стандарте, который введен в действие для применения в качестве национального стандарта Российской Федерации, и на опубликование данного уведомления в очередном номере ИУС.

6.5. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации обеспечивает официальное опубликование межгосударственного стандарта, введенного им в действие для применения в качестве национального стандарта Российской Федерации, в соответствии с Положением, утвержденным Правительством Российской Федерации для национальных стандартов Российской Федерации [4].

6.6. Если межгосударственный стандарт не введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации, то данный стандарт может применяться в межгосударственных отношениях для изготовления и поставки продукции на экспорт в страны, в которых действует данный стандарт, или для оказания услуг для этих стран, а также в иных случаях, обусловленных договорами (контрактами), если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

6.7. Если в качестве межгосударственного стандарта принят национальный стандарт Российской Федерации (см. 4.4.4), то данный межгосударственный стандарт не вводят в действие в Российской Федерации, а применяют только в межгосударственных отношениях.

 

7. Правила проведения работ в Российской Федерации

по обновлению межгосударственных стандартов

 

7.1. Организация работ по обновлению стандарта

7.1.1. Обновление межгосударственного стандарта, действующего в качестве национального стандарта Российской Федерации, осуществляют в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 1.2 (подраздел 5.1). При этом основанием для обновления стандарта могут быть, наряду с критериями, указанными в ГОСТ Р 1.2 (пункт 5.1.1), также предложения других государств, применяющих данный стандарт, или возникновение противоречия целям и/или принципам межгосударственной стандартизации, установленным в Соглашении и ГОСТ 1.0.

Не допускается разработка нового национального стандарта Российской Федерации на объект и аспект стандартизации, на которые распространяется действующий в Российской Федерации межгосударственный стандарт. В этом случае необходимо проводить работы по обновлению данного межгосударственного стандарта путем его пересмотра или внесения в него изменения. Только в случае, когда такое обновление межгосударственного стандарта не получило поддержку национальных органов других государств, применяющих данный стандарт, (см. 7.2.7 и 7.3.7), допускается оформление вместо межгосударственного стандарта нового национального стандарта Российской Федерации.

7.1.2. Если стандарт, который предложено обновить, разработан в другом государстве, а секретариат российского ТК или национальный орган Российской Федерации по стандартизации поддерживает данное предложение, то он направляет соответствующее предложение от Российской Федерации в секретариат МТК, за которым закреплен данный стандарт, или в национальный орган по стандартизации государства - разработчика стандарта (если стандарт разрабатывался вне рамок МТК).

7.1.3. Обновление межгосударственного стандарта, действующего в Российской Федерации в качестве национального стандарта, может быть осуществлено путем его пересмотра или разработки изменения к существующему стандарту. Реализацию предложений по обновлению стандарта осуществляют на основании программы разработки национальных стандартов, которую формируют и утверждают в соответствии с ГОСТ Р 1.14, и программы работ по межгосударственной стандартизации, которую формируют и принимают в соответствии с правилами ее разработки, установленными Межгосударственным советом [2]. При необходимости разработка изменения к стандарту может быть осуществлена без включения соответствующей темы в программу работ по межгосударственной стандартизации.

7.2. Разработка изменения к стандарту и введение его в действие в Российской Федерации

7.2.1. Изменение к стандарту (далее - изменение) разрабатывают в случаях, обусловленных ГОСТ 1.2 (пункты 5.2.1 и 5.2.2).

7.2.2. Разработку изменения проводят в порядке, установленном в разделе 4 для стандартов, и с учетом положений настоящего подраздела.

Примечание. При необходимости одновременно с разработкой данного изменения осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам, в том числе к национальным стандартам Российской Федерации.

 

В качестве разработчика изменения, как правило, привлекают лицо, являющееся разработчиком данного стандарта.

7.2.3. Срок рассмотрения первой редакции проекта изменения в Российской Федерации - два месяца со дня его размещения в АИС МГС.

7.2.4. В пояснительной записке к проекту изменения вместо характеристики объекта стандартизации приводят характеристику вносимого изменения, а также технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности внесения данного изменения и ожидаемую эффективность от его внедрения. В пояснительной записке к проекту изменения допускается не приводить сведения о международных и региональных стандартах, если вносимое изменение не обусловлено необходимостью гармонизации данного межгосударственного стандарта на международном или региональном уровне.

В пояснительной записке приводят сведения о том, в каких государствах - участниках Соглашения применяется изменяемый стандарт (по данным, приведенным в его предисловии), а также отражают содержание предложений этих государств по обновлению данного стандарта.

7.2.5. В обоснованных случаях (например, когда внесение изменения обусловлено необходимостью замены какого-либо положения нормативной ссылкой на принятый межгосударственный стандарт) допускается его первую редакцию размещать в АИС МГС как окончательную редакцию, предназначенную для голосования.

7.2.6. При подведении итогов голосования учитывают, что согласно ГОСТ 1.2 (пункт 5.2.6) изменение к стандарту считают принятым в АИС МГС, если за это проголосовало не менее двух третей национальных органов государств, применяющих данный стандарт.

Примечание. Изменения к наиболее важным основополагающим стандартам, затрагивающим интересы всех государств - участников Соглашения, как правило, принимают на заседании Межгосударственного совета. При этом изменение к такому стандарту считают принятым только при положительном голосовании всех членов совета, участвующих в заседании.

 

7.2.7. При отрицательных результатах голосования по данному проекту изменения национальный орган Российской Федерации по стандартизации рассматривает вопрос о целесообразности доработки проекта изменения или о прекращении применения данного межгосударственного стандарта на территории Российской Федерации в одностороннем порядке с одновременным введением в действие национального стандарта Российской Федерации, оформленного на основе действовавшего межгосударственного стандарта с внесенным в него изменением. В последнем случае проводят работы в соответствии с 8.2.3.

7.2.8. Принятое Межгосударственным советом изменение вводят в действие на территории Российской Федерации в порядке, указанном в 6.2 - 6.4. При этом изменение вводят в действие в Российской Федерации не ранее трех месяцев после его принятия.

7.2.9. Уведомление о введении изменения в действие в Российской Федерации и текст изменения публикуют в ИУС и размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

В обоснованных случаях вместо публикации текста изменения осуществляют новое опубликование стандарта, включающее это и все предыдущие изменения и/или поправки к этому стандарту.

7.2.10. Опубликованное изменение вносят в экземпляры стандарта, находящиеся у пользователей стандартом, и используют в соответствии с порядком, приведенным в ГОСТ Р 1.2 (приложение В).

7.3. Проведение пересмотра стандарта

7.3.1. Пересмотр стандарта осуществляют при необходимости значительного изменения его содержания, структуры и/или наименования, в том числе в случаях, указанных в ГОСТ Р 1.2 (пункт 5.3.1).

7.3.2. При пересмотре стандарта соблюдают правила, установленные в ГОСТ 1.2 (пункт 5.3.2) и в настоящем подразделе.

Примечание. При необходимости одновременно с пересмотром данного стандарта осуществляют работы по пересмотру взаимосвязанных с ним стандартов или по внесению в них изменений, в том числе соответствующие работы с национальными стандартами Российской Федерации.

 

7.3.3. Разработку стандарта взамен действующего проводят с соблюдением правил, установленных в разделе 4 для вновь разрабатываемых стандартов, с учетом правил, установленных в 7.2.4; 7.2.6; 7.2.7.

7.3.4. Если работы по пересмотру стандарта проводят в другом государстве, то ответственным за рассмотрение проекта стандарта, разработанного взамен действующего, определяют лицо, которое было ранее ответственным за рассмотрение проекта действующего стандарта. Если эта процедура не проводилась, то ответственного за рассмотрение определяют в соответствии с 5.1.1 или 5.1.2.

7.3.5. Стандарт, принятый взамен действующего стандарта, вводят в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации, регистрируют и публикуют в соответствии с 6.1 - 6.5.

7.3.6. В случае отрицательных результатов голосования по проекту стандарта, разработанного в Российской Федерации взамен действующего стандарта, дальнейшие работы осуществляют в порядке, аналогичном указанному в 7.2.7.

7.3.7. Если национальными органами других государств принят стандарт, разработанный взамен действующего межгосударственного стандарта, а национальный орган Российской Федерации по стандартизации проголосовал против этого, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации может принять решение о разработке на основе данного межгосударственного стандарта (до его пересмотра) проекта национального стандарта Российской Федерации. При этом в данном национальном стандарте Российской Федерации выделяют (идентифицируют) все различия с пересмотренным межгосударственным стандартом, а также указывают причины, обусловившие эти различия. При этом используют методы оформления модифицированных стандартов по ГОСТ Р 1.7 (раздел 7).

При утверждении национального стандарта, разработанного в соответствии с указанным выше решением, национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение об одностороннем прекращении применения межгосударственного стандарта в Российской Федерации с соблюдением правил, установленных в 8.2.3.

7.4. Внесение поправки в действующий стандарт

7.4.1. При необходимости внести поправку в межгосударственный стандарт, действующий в Российской Федерации в качестве национального стандарта, осуществляют работы, предусмотренные в ГОСТ 1.2 (пункты 5.4.1 и 5.4.2). При этом соблюдают установленные критерии внесения поправки и требования к ее содержанию.

7.4.2. Подготовку к утверждению поправки к межгосударственному стандарту осуществляют в соответствии с рекомендациями по стандартизации [3].

7.4.3. Информацию о внесении поправки в межгосударственный стандарт и текст поправки публикуют в ИУС и размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

7.4.4. Опубликованную поправку вносят в экземпляры стандарта, находящиеся у пользователей стандартом, и используют в соответствии с порядком, приведенным в ГОСТ Р 1.2 (приложение В).

 

8. Правила прекращения применения в Российской Федерации

межгосударственных стандартов

 

8.1. Основания для прекращения применения стандарта

8.1.1. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение о прекращении действия межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации в связи с его отменой Межгосударственным советом.

Примечание. Правила осуществления отмены межгосударственных стандартов - по ГОСТ 1.2 (раздел 6).

 

8.1.2. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение о прекращении применения в качестве национального стандарта Российской Федерации в одностороннем порядке в следующих предусмотренных ГОСТ 1.2 (пункт 6.2) случаях:

- при возникновении противоречий между положениями, установленными в данном стандарте, и нормами законодательства Российской Федерации, в том числе требованиями технических регламентов;

- при несоответствии установленных в данном стандарте положений потребностям национальной экономики, безопасности и/или социальной сферы;

- при несогласии с содержанием изменения, внесенного в данный стандарт, или содержанием стандарта, принятого взамен действовавшего стандарта, в случаях, указанных в 5.13.2; 7.2.7; 7.3.7;

- других обоснованных случаях (например, в случае, указанном в 8.2.6).

Примечание. Целесообразность отмены (прекращения применения в Российской Федерации) межгосударственного стандарта может быть выявлена при его проверке, осуществляемой в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 5.1.5).

 

8.2. Подготовка к прекращению применения стандарта

8.2.1. Мотивированные предложения об отмене межгосударственного стандарта (прекращении его применения в качестве национального стандарта Российской Федерации) заинтересованные органы власти любого уровня, юридические и физические лица Российской Федерации направляют в секретариат российского ТК, за которым закреплен данный объект стандартизации или сфера деятельности, или в секретариат соответствующего МТК (если данный секретариат ведет Российская Федерация), или российскому полномочному представителю в МТК (если его секретариат ведет другое государство), или непосредственно в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

8.2.2. Рассмотрение и публичное обсуждение предложений об отмене стандарта (прекращении его применения) и согласование возможности отмены (прекращения применения) данного стандарта в Российской Федерации организуют и осуществляют по ГОСТ Р 1.2 (пункты 6.5 - 6.7).

На основании результатов данного публичного обсуждения и согласования национальный орган Российской Федерации по стандартизации в соответствии с рекомендациями по стандартизации [3] оценивает целесообразность отмены (прекращения применения) стандарта и принимает соответствующее решение.

Решение национального органа Российской Федерации по стандартизации о прекращении применения межгосударственного стандарта в одностороннем порядке оформляют соответствующим организационно-распорядительным документом.

При согласии национального органа Российской Федерации по стандартизации с предложением об отмене межгосударственного стандарта проводят работы в соответствии с 8.2.4 или 8.2.5 (в зависимости от закрепления данного стандарта), а также в соответствии с 8.2.8 или 8.2.6 (в зависимости от результатов голосования).

8.2.3. Подготовку документов о прекращении применения межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации в одностороннем порядке, закрытие дела стандарта (в том числе передачу его копии в Бюро по стандартам) осуществляют в соответствии с рекомендациями по стандартизации [3]. При этом национальный орган Российской Федерации по стандартизации направляет уведомление о прекращении применения межгосударственного стандарта в Российской Федерации в одностороннем порядке (с указанием его причины) в Бюро по стандартам, а также в национальные органы по стандартизации государств - участников Соглашения, применяющих данный стандарт, не позднее пяти месяцев до даты прекращения применения.

8.2.4. Если предлагается отменить межгосударственный стандарт, закрепленный за национальным органом Российской Федерации по стандартизации (за МТК, секретариат которого ведет Российская Федерация), то пояснительную записку с обоснованием целесообразности реализации такого предложения размещают в АИС МГС для голосования в соответствии с рекомендациями по стандартизации [3].

Подведение итогов голосования по отмене стандарта в АИС МГС национальный орган Российской Федерации по стандартизации осуществляет на основе информации, автоматически формируемой в данной системе по истечении срока голосования.

Примечание. Критерии результатов голосования по отмене стандарта установлены в ГОСТ 1.2 (пункт 6.7).

 

8.2.5. Если предлагается отменить межгосударственный стандарт, закрепленный за национальным органом по стандартизации другого государства (за МТК, секретариат которого ведет другое государство), то национальный орган Российской Федерации по стандартизации направляет предложение об отмене межгосударственного стандарта в секретариат данного МТК, а при его отсутствии - в национальный орган государства, за которым закреплен данный стандарт.

8.2.6. Если предложение Российской Федерации об отмене межгосударственного стандарта не получило одобрения у национальных органов по стандартизации других государств - участников Соглашения, применяющих данный стандарт, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение об одностороннем прекращении его применения в качестве национального стандарта Российской Федерации.

8.2.7. Если предложение об отмене межгосударственного стандарта размещено в АИС МГС национальным органом другого государства - участника Соглашения или секретариатом МТК, который ведет другое государство, то рассмотрение этого предложения и его публичное обсуждение в Российской Федерации осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (пункты 6.5 - 6.7). По их результатам национальный орган Российской Федерации по стандартизации дает указание организации, уполномоченной им на работу в АИС МГС, на размещение в этой системе бюллетеня голосования с соответствующим решением.

При голосовании против отмены стандарта к бюллетеню присоединяют файл с обоснованием этого решения.

8.2.8. Подготовку документов об отмене межгосударственного стандарта и закрытие дела стандарта осуществляют в соответствии с рекомендациями по стандартизации [3], а решение о прекращении применения стандарта в Российской Федерации в связи с его отменой национальный орган Российской Федерации по стандартизации оформляет путем принятия соответствующего организационно-распорядительного документа.

8.3. Опубликование и использование информации о прекращении действия межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации

8.3.1. Уведомление о прекращении действия межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации в связи с его отменой или в одностороннем порядке, а также уведомление об утверждении национального стандарта Российской Федерации, распространяющегося на тот же объект и аспект стандартизации, публикуют в очередном номере ИУС, размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет и учитывают при подготовке ежегодно публикуемого информационного указателя "Национальные стандарты".

8.3.2. После опубликования официальной информации об отмене стандарта любое распространение отмененного стандарта не допускается.

8.3.3. Опубликование официальной информации об отмене (прекращении действия) стандарта является основанием прекращения ссылок на данный стандарт при разработке в Российской Федерации новой нормативной или технической документации, а также при пересмотре действующей документации (или при внесении в нее изменений, поправок или дополнений).

8.3.4. Опубликование уведомления о прекращении действия межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта является основанием для прекращения любого применения данного стандарта в Российской Федерации, за исключением случая, когда прекращено действие межгосударственного стандарта в одностороннем порядке, но этот стандарт продолжает действовать в других странах. В последнем случае данный стандарт может быть применен в межгосударственных отношениях для изготовления продукции с целью ее поставки только в эти страны или для оказания услуг для этих стран, а также в иных случаях, обусловленных договорами (контрактами) с этими странами (при соблюдении законодательства Российской Федерации).

 

 

 

 

 

Приложение А

(рекомендуемое)

 

ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ

СТАНДАРТОВ НА ОСНОВЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

А.1. При оформлении проекта межгосударственного стандарта на основе действующего национального стандарта Российской Федерации в общем случае осуществляют следующее:

- титульный лист оформляют по ГОСТ 1.5 (приложение А);

- на каждой странице вместо обозначения национального стандарта приводят информацию по ГОСТ 1.5 (пункт 6.2.3);

- предисловие излагают согласно ГОСТ 1.5 (подраздел 3.3);

- первую страницу оформляют по ГОСТ 1.5 (приложение Ж);

- на последней странице приводят подписи исполнителей работы по оформлению проекта межгосударственного стандарта, а при необходимости - подписи председателя и ответственного секретаря МТК, за которым закреплен данный объект или аспект стандартизации;

- на последней странице при указании кода классификатора стандартов вместо сокращения "ОКС" (Общероссийский классификатор стандартов) приводят сокращение "МКС" (Межгосударственный классификатор стандартов) <*>, а также исключают код Общероссийского классификатора продукции (ОКП).

--------------------------------

<*> При этом код не меняют, так как данные классификаторы идентичны.

 

А.2. Если в используемом в качестве основы национальном стандарте Российской Федерации даны нормативные ссылки на другие национальные стандарты Российской Федерации, то при оформлении проекта межгосударственного стандарта реализуют один из следующих вариантов:

- рассматривают возможность одновременного представления на принятие в качестве межгосударственных стандартов всех ссылочных национальных стандартов <**>;

- заменяют каждую ссылку положением или приложением, которое может адекватно заменить соответствующее содержание ссылочного стандарта (его раздела, подраздела, пункта, подпункта, приложения);

- вместо ссылки на конкретный национальный стандарт Российской Федерации указывают, что соответствующее ему требование или правило устанавливают в национальных стандартах государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

--------------------------------

<**> Такая возможность возникает в случае, когда все ссылочные национальные стандарты входят в комплекс стандартов и/или взаимосвязаны между собой.

 

В последнем случае после принятия данного межгосударственного стандарта при введении его в действие в Российской Федерации в качестве национального стандарта указанную информацию сопровождают сноской, в которой приводят обозначение и наименование конкретного ссылочного национального стандарта Российской Федерации.

А.3. Если все указанные в А.2 случаи не могут быть реализованы в отношении какой-либо ссылки на национальный стандарт Российской Федерации в силу объективных причин, то в межгосударственном стандарте данную ссылку исключают вместе с положением (его частью), в котором она приведена.

При введении данного межгосударственного стандарта в действие в Российской Федерации в качестве национального стандарта информация о ссылочном национальном стандарте может быть приведена в сноске как другие информационные данные Российской Федерации (см. ГОСТ 1.5, подраздел 3.15 и приложение Г).

А.4. Если в используемом в качестве основы национальном стандарте Российской Федерации даны справочные ссылки на документы, информация о которых приведена в элементе "Библиография", то в межгосударственный стандарт эти ссылки не включают, за исключением справочных ссылок, которые разрешены согласно ГОСТ 1.5 (пункт 4.8.5 и подпункт 4.8.5.2). При этом в элементе "Библиография" оставляют информацию только о тех ссылочных документах, ссылки на которые сохранены в основной части стандарта, а сохраненным ссылочным документам присваивают новые номера для обеспечения сквозной нумерации.

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

[1] Правила разработки и утверждения сводов правил, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил"

[2] ПМГ 22-2004. Правила разработки программы работ по межгосударственной стандартизации

[3] Р 50.1.004-2011. Подготовка для принятия и введения в действие в Российской Федерации межгосударственных стандартов и подготовка к прекращению их действия

[4] Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594 "Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации".

 

 





ТЕХНОРМАТИВЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И ПРОЕКТИРОВЩИКОВ

Яндекс цитирования


Copyright © www.docstroika.ru, 2013 - 2024