Поиск по базе документов:

Бесплатное обучение по алготрейдингу на Python и Backtrader

 

Утверждено

Распоряжением

Департамента ЖКХ

Минстроя России

от 24 февраля 1997 г. N 4

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

В ОБЪЕДИНЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРЕДПРИЯТИЯХ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Согласовано: Постановление Президиума Общероссийского профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий (Профсоюз жизнеобеспечения) от 27 января 1997 г. N 6.

 

Рекомендации разработаны Институтом экономики ЖКХ при участии Департамента ЖКХ Минстроя России и предназначены для определения порядка формирования и использования средств на улучшение условий и охрану труда на основе создания отраслевой методической  базы экономических аспектов труда. Также рекомендации предусматривают определение методики планирования минимально необходимых затрат на охрану труда, как включаемых в себестоимость работ и услуг организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, так и выполняемых за счет других источников, с учетом отраслевых особенностей функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства.

 

1. Настоящие рекомендации по планированию мероприятий по охране труда разработаны в соответствии со статьями 16 и 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и Постановлением Минтруда России "Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда" от 27 февраля 1995 г. N 11 и предназначены для использования в организациях и предприятиях жилищно-коммунального хозяйства.

2. Состояние охраны труда на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства может характеризоваться уровнем безопасности труда, определяемым количеством происшедших несчастных случаев, а также случаев профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, соответствием уровня эксплуатации имеющегося оборудования и организации технологических процессов действующим требованиям, степенью отклонения санитарно-гигиенических характеристик производственной среды от нормативных требований.

Мероприятия по охране труда должны быть направлены на решение следующих задач:

предупреждение случаев производственного травматизма;

предупреждение случаев профессиональных и общих заболеваний;

общее улучшение условий труда.

3. Мероприятия по охране труда оформляются соответствующим разделом в коллективном договоре и соглашении по охране труда между трудовым коллективом и администрацией (работодателем) организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с действующими нормативными документами по охране труда и технике безопасности, используемыми в жилищно-коммунальном хозяйстве. Эти мероприятия должны учитывать предложения всех заинтересованных сторон, включая администрацию (работодателя), трудовой коллектив, профсоюзные органы и органы федерального надзора по охране труда и технике безопасности. Также должны учитываться рекомендации региональных и местных органов управления жилищно-коммунальным хозяйством в части направлений совершенствования работ по охране труда.

4. Мероприятия по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве включают в себя:

обеспечение работников специальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, в соответствии с характером и условиями труда;

обеспечение работников организаций и предприятий, имеющих вредные условия труда, специальным питанием (молоком или равноценными продуктами) в соответствии с действующим законодательством;

внедрение средств контроля, сигнализации и защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

улучшение условий труда, включая мероприятия по повышению механизации и автоматизации производственных процессов;

улучшение санитарно-гигиенических и психофизиологических условий труда;

повышение уровня организации работ по охране труда и технике безопасности, создание кабинетов по охране труда на предприятиях, уголков и стендов по охране труда на производственных участках.

5. Составлению плана мероприятий по охране труда должен предшествовать анализ:

характера, причин и обстоятельств производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости по периодам года, видам работ, возрастным и квалификационным группам рабочих;

наличия и уровня влияния опасных и вредных для здоровья работников условий и факторов производственных процессов;

организации рабочих зон и мест в соответствии с требованиями по охране труда и технике безопасности;

общих условий труда.

Анализ основывается на данных карт условий труда, обследовании органов государственного надзора и контроля, отделов и служб самого предприятия, анкетного обследования.

6. На основе данных, полученных в результате анализа, определяется перечень первоочередных мероприятий по охране труда, подлежащих обязательному выполнению. Номенклатура этих мероприятий должна соответствовать разделу 2 "Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. N 11, и отвечать требованиям государственных стандартов:

ГОСТам 12.2.003, 12.2.009, 12.2.049, 12.2.061 - модернизация технологического, подъемно-транспортного и другого производственного оборудования;

ГОСТам 12.0.003, 12.1.007, 12.3.002, СП-1042-73 - совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов;

ГОСТам 12.1.001, 12.1.002, 12.1.003, 12.1.006, 12.1.008, 12.1.012, 12.1.019, 12.1.031, 12.1.045, 12.1.047, 12.1.048, 12.4.012 - внедрение систем автоматического контроля и сигнализации уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;

ГОСТам 12.1.018, 12.1.019, 12.1.030, 12.1.038, 12.1.045, 12.2.007.0, 12.2.007.14, Правилам устройства электроустановок - внедрение и совершенствование технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током;

ГОСТам 12.2.016, 12.2.052, 12.2.063, 12.2.085, 12.3.001 - установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных и других производственных коммуникаций и сооружений;

ГОСТам 12.1.003, 12.1.005, 12.1.006, 12.1.012, 12.1.040, 12.1.045 - снижение до регламентированных уровней вредных веществ в воздухе рабочей зоны, неблагоприятно действующих механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук и др.) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового и др.) на рабочих местах;

ГОСТам 12.4.011, 12.4.120, 12.4.125 - устройство новых и совершенствование имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

ГОСТам 12.1.005, 12.2.028, СНиПу 2.04.05 - устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;

СНиПу 11-4 - приведение естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в цехах, бытовых помещениях, местах массового перехода людей на территории к нормам;

ГОСТу 12.3.002, СНиПу 3.05.06 - перепланировка размещения производственного оборудования рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников;

ГОСТам 12.4.026, 12.4.040, 14202 - нанесение на производственное оборудование (органы управления и контроля, элементы конструкции), коммуникации и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;

ГОСТам 12.2.022, 12.3.009, 12.3.020 - механизация работ при складировании и транспортировании сырья, готовой продукции и отходов производства;

СНиПам 2.04.05, II-4 - механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей;

СНиПам 2.08.02, 2.09.02, 2.09.03, 2.09.04, 2.11.04 - приведение зданий (производственных, административных, бытовых, общественных, складских), сооружений, помещений, строительных и промышленных площадок к нормам;

СНиПу 2.09.04 - расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений (гардеробных, душевых, умывальных, уборных и др.);

СНиПу 2.09.04 - приобретение и монтаж сатураторных установок (автоматов) для приготовления газированной воды, устройство централизованной подачи к рабочим местам питьевой и газированной воды, чая и других тонизирующих напитков;

СНиПу 2.09.04 - устройство на действующих объектах новых и реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе;

ГОСТу 12.0.004 - организация обучений, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников предприятия.

Планируемые мероприятия по охране труда также должны отвечать требованиям нормативных документов по организации производственных процессов в отраслях жилищно-коммунального хозяйства, правилам эксплуатации имеющегося оборудования, сооружений и инженерных коммуникаций, а также финансовым возможностям непосредственно самих организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

7. Включение в план того или иного мероприятия по охране труда должно определяться его эффективностью, а именно: изменением состояния условий труда на рабочих местах, включая повышение уровня безопасности (изменение соотношения числа машин, механизмов, производственных помещений, соответствующих требованиям стандартов безопасности труда и строительных норм и правил, к их общему числу), улучшение санитарно-гигиенических показателей (снижение превышения допустимой концентрации вредных веществ в воздухе, шума, вибрации, доведение уровня освещенности до нормативных требований и т.д.), улучшение психофизиологических условий труда (снижение повышенных физических и нервно-психических нагрузок, включая монотонность труда, улучшение эстетических условий труда (благоустройство помещений и территории, подбор сочетания цветов при окраске стен, оборудования, благотворно влияющих на работника, и т.д.).

8. Оценка эффективности по показателям может производиться как по разности абсолютных величин до и после внедрения мероприятий, а также сопоставлением относительных показателей (по предельно допустимым концентрациям и уровням, а также заданным уровням). Обобщающим показателем по вышеуказанным факторам будет увеличение числа рабочих мест, соответствующих нормативным требованиям.

9. Особое значение имеет социальная эффективность планируемых мероприятий по улучшению условий и охране труда. К таким показателям относятся: сокращение производственного травматизма и снижение профессиональной и общей заболеваемости, обусловленной неблагоприятными условиями труда, рост численности работников, рабочие места которых соответствуют нормативным требованиям как в целом по всем факторам, так и отдельным, или снижение числа работников, имеющих неблагоприятные условия труда. Результаты этих мероприятий определяются изменением натуральных величин до и после внедрения мероприятий.

10. Экономические результаты мероприятий по улучшению условий и охране труда на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства могут выражаться в виде экономии или предотвращения потерь живого и овеществленного труда. Показателем экономической эффективности мероприятий по охране труда может служить рост производительности труда, который достигается за счет:

снижения трудоемкости - непроизводительных затрат труда, вызванных неблагоприятными условиями труда;

увеличения эффективности фонда рабочего времени в результате сокращения целодневных потерь по временной нетрудоспособности из-за болезней и травм, связанных с неблагоприятными условиями труда;

повышения эффективности использования оборудования.

10.1. В соответствии с данными карты условий труда на рабочем месте каждый включенный в нее фактор производственной среды получает оценку в баллах. Полученные баллы суммируют и делят на число этих элементов, получая при этом средний балл, с помощью которого по таблице интегральной количественной оценки тяжести труда (приложение 4 к "Методическим рекомендациям по определению эффективности затрат на охрану труда в жилищно-коммунальном хозяйстве", утвержденным Приказом Минжилкомхоза РФ от 1 февраля 1982 г. N 8) определяется интегральный показатель тяжести труда ( , балл.). На основании этого определяется коэффициент работоспособности ( ) по следующей формуле:

 

,

 

где: 15.6 и 0.64 - коэффициенты регрессии.

Интегральные показатели тяжести труда и коэффициенты работоспособности определяются в соответствии с изменениями условий труда до и после внедрения мероприятий по охране труда.

10.2. Прирост производительности труда ( , %) за счет повышения работоспособности определяется по формуле:

 

,

 

где:  и  - показатели работоспособности до и после улучшения условий труда;

K - коэффициент, учитывающий возможный прирост производительности труда в результате увеличения работоспособности (в среднем 0,2).

На работах, выполнение которых связано с принудительным темпом и ритмом, жесткой регламентацией технологического режима (например, аппаратурные процессы), изменение индивидуальной производительности труда в результате повышения работоспособности крайне ограничено. На таких работах прирост производительности труда за счет улучшения условий труда определяется по формуле:

 

,

 

где:  и  - суммарные затраты времени (включая перерывы на отдых) на технологический цикл до и после внедрения мероприятий.

10.3. Влияние снижения трудоемкости продукции (работ услуг) в результате улучшения условий труда на рост его производительности ( , %) можно рассчитать следующим образом:

 

,

 

где: Т - процент снижения трудоемкости в результате внедрения мероприятия по охране труда;

 

 

где:  и  - трудоемкость продукции (работ, услуг) до и после внедрения мероприятий по охране труда, чел.-час (определяется, например, по технологическим картам, типовым укрупненным нормам времени на выполнение тех или иных работ).

10.4. Условная экономия от сокращения численности работающих за счет увеличения фонда времени в связи с сокращением целодневных потерь по временной нетрудоспособности в результате улучшения условий труда ( ) определяется по формуле:

 

,

 

где:  и  - потери рабочего времени до и после внедрения мероприятий;

- численность работников до внедрения мероприятий, чел.

При определении потерь рабочего времени условно принимают, что 100% потерь рабочего времени из-за несчастных случаев и профессиональных заболеваний и 25% - по общей заболеваемости связаны с неблагоприятными условиями труда.

11. Мероприятия по охране труда, включаемые в коллективный договор и соответствующее соглашение, должны иметь конкретный характер, стоимость, сроки выполнения в течение года, соответствовать действующим нормативным требованиям, по необходимости должны быть обеспечены проектно-сметной документацией. По каждому мероприятию должны быть указаны ответственные за его выполнение должностные лица и функциональные или производственные подразделения.

12. В соответствии с "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552, с изменениями и дополнениями к нему согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 июня 1995 г. N 661 в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности: устройство и содержание ограждений, сигнализаций и других видов устройств некапитального характера, обеспечивающих технику безопасности; устройство и содержание дезинфекционных камер, умывальников, душевых, бань, прачечных на производстве (где предоставление этих услуг работающим связано с особенностями производства и предусмотрено коллективным договором); оборудование рабочих мест специальными устройствами некапитального характера, обеспечение специальной одеждой и обувью, защитными приспособлениями (пневмокостюмы, гидроизолирующие костюмы, противогазы, респираторы, пневмомаски, комбинезоны, куртки, брюки, халаты, плащи, полушубки, жилеты, нарукавники, сапоги, ботинки, ботфорты, туфли, галоши, боты, рукавицы, перчатки, каски, шлемы, шапки, береты, защитные маски, защитные щитки, противошумные шлемы, противошумные наушники, противошумные вкладыши, защитные очки, предохранительные пояса) и специальным питанием (в соответствии с действующим законодательством); содержание сатураторных установок, льдоустановок, кипятильников, баков, раздевалок, шкафчиков для специальной одежды, сушилок, комнат отдыха; создание других условий, предусмотренных специальными требованиями, а также приобретение справочников и плакатов по охране труда, организация докладов, лекций по технике безопасности. Кроме того, в себестоимость включаются затраты на подготовку и переподготовку кадров по охране труда и технике безопасности.

13. Мероприятия по охране труда, затраты по которым не включаются в себестоимость, могут осуществляться за счет включаемой в состав тарифов на оплату коммунальных услуг инвестиционной составляющей или прибыли организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства. К таким мероприятиям относятся, например, установка оборудования по механизированной подаче твердого топлива, модернизация оборудования для очистки воды, вентиляционных установок и т.д.

14. Мероприятия по охране труда и технике безопасности, включенные в коллективный договор и соответствующее соглашение, подлежат обязательному выполнению и могут быть пересмотрены в соответствии с действующим трудовым законодательством.

15. При согласовании экономически обоснованных тарифов на оказание услуг или выполнение работ в жилищно-коммунальном хозяйстве затраты на охрану труда корректировке в сторону уменьшения не подлежат.

16. Контроль за выполнением мероприятий по охране труда и технике безопасности осуществляется сторонами, заключившими коллективный договор и соглашение по охране труда, а также комитетом (комиссией) по охране труда, действующей в организации или предприятии жилищно-коммунального хозяйства.

17. Отчет о фактических затратах на осуществление мероприятий по охране труда составляется и предоставляется заинтересованным органам по форме, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Рекомендациям по планированию мероприятий

охраны труда в объединениях, организациях

и предприятиях жилищно-коммунального хозяйства

Рекомендуемое

 

СОГЛАСОВАНИЕ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА РАБОТОДАТЕЛЕЙ И УПОЛНОМОЧЕННЫХ

РАБОТНИКАМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

 

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

             (наименование предприятия, учреждения и организации)

 

 N
п/п

  Содержание  
  мероприятий 
   (работ)    

Един.
учета

Кол-
во 

Стои-
мость
работ
в руб.

Срок  
выпол-
нения 
меро- 
приятий

Ответ-  
ственные
за выпол-
нение   
меро-   
приятий 

 Количество
работников,
  которым  
 улучшаются
  условия  
   труда    

Количество 
работников,
высвобождае-
мых с тяже-
лых физичес-
ких работ  

всего

в т.ч.
жен-н

всего

в т.ч.
жен-н

1.

Обеспечение   
спецодеждой   
и спецобувью, 
средствами    
индивидуальной
защиты, смы-  
вающими и обез-
вреживающими  
средствами    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Обеспечение   
специальным   
питанием      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Внедрение     
средств       
контроля,     
сигнализации  
и защиты от   
воздействия   
опасных и     
вредных произ-
водственных   
факторов      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Повышение     
механизации и 
автоматизации 
производствен-
ных процессов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Улучшение     
санитарно-    
гигиенических 
и психо-      
физиологических
условий труда 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Повышение     
уровня органи-
зации работ   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





ТЕХНОРМАТИВЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И ПРОЕКТИРОВЩИКОВ

Яндекс цитирования


Copyright © www.docstroika.ru, 2013 - 2024