Поиск по базе документов:

Бесплатное обучение по алготрейдингу на Python и Backtrader

 

Принят и введен в действие

Постановлением Госстандарта РФ

от 18 марта 2003 г. N 81-ст

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УСЛУГИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

Physical culture, health-improvement and sport services.

Requirements for consumers' safety

 

ГОСТ Р 52025-2003

 

Группа Т50

 

ОКС 03.080.30;

ОКСТУ 0131

 

Дата введения

1 июля 2003 года

 

Предисловие

 

1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта (ВНИИФК).

Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 444 "Физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги".

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 18 марта 2003 г. N 81-ст.

3. Введен впервые.

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает требования к физкультурно-оздоровительным и спортивным услугам, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителей, сохранность их имущества, а также методы контроля.

Требования настоящего стандарта распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги (далее - спортивные услуги).

На основе настоящего стандарта могут быть разработаны стандарты, устанавливающие требования к группам однородных спортивных услуг.

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004-91. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования.

 

3. Определения

 

В настоящем стандарте использованы термины по ГОСТ Р 52024, а также следующий термин с соответствующим определением:

3.1. Безопасность услуги: безопасность услуги для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях ее использования, а также безопасность процесса оказания услуги [1].

 

4. Общие требования

 

4.1. При оказании спортивных услуг уровень риска для жизни и здоровья потребителей как в обычных условиях, так и во внештатных ситуациях (пожар, стихийные бедствия и т.п.) должен быть минимальным.

4.2. Риск для жизни и здоровья потребителей при оказании спортивных услуг возникает в условиях:

- отсутствия информации об оказываемых услугах;

- проведения занятий, тренировок, соревнований;

- использования спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря.

4.3. При оказании спортивных услуг к факторам риска относят:

- травмоопасность;

- пожароопасность;

- биологические факторы;

- воздействие окружающей среды;

- физические перегрузки;

- специфические факторы риска;

- прочие факторы.

4.3.1. Травмоопасность

4.3.1.1. Травмоопасность для потребителей спортивных услуг может возникнуть в результате следующих причин:

- неудовлетворительное состояние физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, площадок, трасс, маршрутов;

- несоответствие трасс, маршрутов уровню подготовленности спортсменов;

- неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия при оказании услуг;

- неблагоприятные метеорологические условия при оказании услуг;

- использование при оказании услуг неисправного спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря;

- неблагоприятные эргономические характеристики используемого при оказании услуг спортивного снаряжения и инвентаря (неудобная обувь - потертости кожных покровов у спортсменов и т.п.);

- низкий уровень теоретической, методической и практической подготовленности тренера, преподавателя, инструктора и методиста;

- комплектование группы спортсменов с различной физической и технической подготовленностью;

- проведение занятий и тренировок при отсутствии принципа постепенности, последовательности в овладении двигательными навыками и индивидуального подхода к спортсмену;

- отсутствие или недостаточная разминка перед тренировкой и соревнованием или чрезмерно интенсивная разминка;

- технически неправильное исполнение приемов и упражнений при проведении занятий, тренировок и соревнований;

- недостаточная физическая подготовленность спортсмена;

- низкий уровень технико-тактической и морально-волевой подготовки спортсмена;

- отклонения в состоянии здоровья спортсмена;

- дисциплинарные нарушения.

4.3.1.2. Для снижения травмоопасности при оказании спортивных услуг необходимо выполнять следующие требования:

- соблюдение правил эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, трасс, маршрутов, спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря;

- регулярное техническое освидетельствование спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря;

- соблюдение эргономических требований к используемому спортивному оборудованию, снаряжению и инвентарю;

- использование спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря, соответствующего виду спорта, включая средства индивидуальной защиты;

- соблюдение режима занятий и тренировок;

- соответствующая квалификация тренера, инструктора;

- наличие врачебно-педагогического наблюдения за проведением занятий, тренировок, соревнований;

- профилактика травматизма, включая обучение потребителей навыкам самоконтроля при проведении занятий, тренировок, соревнований;

- информирование потребителей спортивных услуг о факторах риска и мерах по предупреждению травм.

Потребители должны быть информированы о том, как избежать возможных травм и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы.

4.3.2. Пожароопасность

Номенклатура требований и показателей по обеспечению безопасности потребителей от воздействия данного фактора риска и методы их поверки - по ГОСТ 12.1.004.

Эксплуатация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений - в соответствии с требованиями нормативных документов [2], [3].

4.3.3. Биологические факторы

К биологическим факторам относят патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, микроорганизмы, вызывающие аллергические и другие токсические реакции.

Для предупреждения воздействия данных факторов риска на потребителей спортивных услуг необходимо:

- соблюдать установленные санитарные нормы и правила обслуживания;

- применять оборудование и препараты для дезинфекции, дезинсекции физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

- проводить предварительные и периодические медицинские осмотры обслуживающего персонала.

4.3.4. Воздействие окружающей среды на потребителей спортивных услуг обусловлено повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания потребителей, резкими перепадами барометрического давления (при оказании услуг в горной местности).

Показатели микроклимата в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям.

Предупреждение вредных воздействий окружающей среды обеспечивают:

- учет погодных особенностей района (места расположения) физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

- оснащение физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений устройствами кондиционирования, вентиляции, озонирования воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации;

- ветрозащитные стенки физкультурно-спортивных и игровых площадок;

- рациональное проектирование трасс, маршрутов для проведения тренировок и соревнований.

4.3.5. При проведении занятий и тренировок физические нагрузки должны соответствовать уровню физической подготовленности потребителей, возрасту, полу, состоянию здоровья.

Занятия и тренировки следует проводить в присутствии тренера (преподавателя, инструктора) и при наличии в физкультурно-оздоровительном или спортивном сооружении медицинского работника.

4.3.6. Специфические факторы риска при оказании спортивных услуг обусловлены:

- техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы (физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря и т.д.);

- уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (тренеров, преподавателей, инструкторов);

- подготовкой потребителей к занятиям, тренировкам, соревнованиям (инструктаж, экипировка, снаряжение).

4.3.7. Прочие факторы риска

К прочим факторам риска относят опасности, связанные с отсутствием необходимой информации о физкультурно-оздоровительной и спортивной услуге и ее характеристиках.

Потребителям услуг должна быть предоставлена достаточная информация об оказываемых спортивных услугах (основных характеристиках услуг, условиях обслуживания) в соответствии с требованиями, установленными в действующих нормативных документах [1], [4].

Для потребителей услуг необходимо проводить инструктаж по безопасности, учитывающий специфику физкультурно-оздоровительных занятий, тренировок и соревнований по конкретным видам спорта.

4.3.8. Исполнители спортивных услуг должны иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности потребителей и руководствоваться ими в своей деятельности.

 

5. Контроль за выполнением требований безопасности

 

5.1. Для отдельных видов спорта в начале сезона следует оценить состояние эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, трасс, маршрутов и их готовность к эксплуатации.

Текущие проверки обеспечения безопасности потребителей спортивных услуг проводят в соответствии с планами и графиками технических осмотров физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений (спортзалов, тренажерных залов, игровых залов и помещений, бассейнов, открытых и закрытых спортивных и игровых площадок и др.), трасс, маршрутов, спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря, проверок безопасности проведения занятий, тренировок, соревнований, медицинского обеспечения.

5.2. Для контроля безопасности обслуживания потребителей спортивных услуг используют следующие методы:

- визуальный - осмотр физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, трасс, маршрутов, спортивного оборудования, тренажеров, инвентаря и т.д.;

- инструментальный контроль - измерение состояния воздуха, воды, технического состояния спортивного оборудования, снаряжения, инвентаря и т.д.;

- социологические исследования - проведение опроса или интервьюирования потребителей услуг и оценка результатов опроса;

- аналитический - анализ содержания документации: паспорта спортивного сооружения, медицинского журнала осмотра спортсменов, наличия и правильности оформления обязательных документов и др.;

- врачебно-педагогическое наблюдение при проведении занятий, тренировок и соревнований (оценка уровня физической, технико-тактической, психологической и функциональной подготовленности спортсменов, а также состояния их здоровья);

- экспертный - опрос тренеров, преподавателей и др. о безопасности обслуживания потребителей при оказании услуг и оценка результатов опроса.

 

 

 

 

 

Приложение А

(справочное)

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

[1] Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ, от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ)

[2] Закон Российской Федерации "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ, от 18 апреля 1996 г. N 32-ФЗ, от 24 января 1998 г. N 13-ФЗ)

[3] ППБ-0-148-87. Правила пожарной безопасности для спортивных сооружений

[4] Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 13 января 1999 г. N 80-ФЗ.

 

 





ТЕХНОРМАТИВЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И ПРОЕКТИРОВЩИКОВ

Яндекс цитирования


Copyright © www.docstroika.ru, 2013 - 2024