Поиск по базе документов:

Бесплатное обучение по алготрейдингу на Python и Backtrader

 

Принят и введен в действие

Постановлением Госстандарта России

от 27 марта 2003 г. N 100-ст

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АВТОМОБИЛИ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

 

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

 

НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

 

Motor vehicles with petrol engines.

Emission of the exhaust gas pollutants.

Norms and methods of the control

for estimation of technical condition

 

ГОСТ Р 52033-2003

 

Группа Д24

 

ОКС 43.060;

ОКП 45 1000

 

Дата введения

1 января 2004 года

 

Предисловие

 

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Государственным научным центром Российской Федерации - Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС).

Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги".

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27 марта 2003 г. N 100-ст.

3. Введен впервые.

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации автотранспортные средства с бензиновыми двигателями (далее - автомобили) категорий , , , , ,  <*>, оснащенные или не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов.

--------------------------------

<*> Определение категорий приведено в соответствии с приложением 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3 документ TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.3).

 

Настоящий стандарт устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.

Требования настоящего стандарта должны быть обеспечены конструкцией и качеством изготовления автомобилей при производстве и соблюдением правил их технической эксплуатации, установленных изготовителем.

Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства, по своей технической характеристике попадающие под действие ГОСТ Р 41.83 и ГОСТ Р 51832.

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей

ГОСТ Р 51832-2001 Двигатели внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой более 3,5 т, оснащенные этими двигателями. Выбросы вредных веществ. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

 

3. Определения и обозначения

 

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначение:

3.1. Автомобили, находящиеся в эксплуатации: автомобили, прошедшие регистрацию в установленном порядке.

3.2. Рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.

3.3. Коэффициент избытка воздуха, : безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам анализа состава отработавших газов автомобилей.

3.4. Система нейтрализации отработавших газов: совокупность устройств, включающая в себя, как правило, каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним датчики и управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах.

3.5. Экологический класс: классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.

3.6. Изготовитель: лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).

3.7. Диагностический индикатор: световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля, со стилизованным изображением контура двигателя или надписями "Проверь двигатель" ("Check engine"), "Обслужи двигатель" ("Service engine soon") и т.п., информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.

3.8. Встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.

 

4. Нормативные значения содержания загрязняющих

веществ и коэффициента избытка воздуха

 

4.1. Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной ( ) и повышенной ( ) частотах вращения коленчатого вала двигателя, установленных изготовителем автомобиля.

При отсутствии данных, установленных изготовителем автомобиля:

- значение , не должно превышать:

 для автомобилей категорий  и ,

 для автомобилей остальных категорий;

- значение  устанавливают в пределах:

 для автомобилей категории  и , не оборудованных системами нейтрализации;

 для автомобилей категории  и , оборудованных системами нейтрализации, и для автомобилей остальных категорий независимо от их комплектации.

4.2. Содержание оксида углерода и углеводородов должно быть в пределах значений, установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных - не должно превышать значений, указанных в таблице 1.

 

Таблица 1

 

┌─────────────────────────────┬─────────────┬───────────┬────────┬────────┐

│Категории и комплектация <1> │Дата выпуска │  Обороты  Объемная│Объемная

     транспортных средств                 холостого │доля CO,│доля CH,│

  (экологический класс) <2>                  хода       %        -1 

                                                             млн   

├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤

│M и N                        │До 31.12.1986│Минимальные│  4,5      -   

├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤

│M  и N                       │С 01.01.1987 │Минимальные│  3,5     1200 

│ 1    1                      │по 31.12.2006├───────────┼────────┼────────┤

                                          │Повышенные │  2,0      600 

├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤

│M , M , N  и N               │С 01.01.1987 │Минимальные│  3,5     2500 

│ 2   3   2    3              │по 31.12.2006├───────────┼────────┼────────┤

                                          │Повышенные │  2,0     1000 

├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤

│M  и N , оснащенные системами│С 01.01.2007 │Минимальные│  0,5      -   

│ 1    1                      │по 31.12.2012├───────────┼────────┼────────┤

│нейтрализации отработавших                │Повышенные │  0,3      100 

│газов <3> (экологические                                            

│классы 2, 3, 4)                                                     

├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤

│M , M , N  и N , оснащенные  │С 01.01.2007 │Минимальные│  0,5      -   

│ 2   3   2    3              │по 31.12.2012├───────────┼────────┼────────┤

│системами нейтрализации отра-             │Повышенные │  0,3      200 

ботавших газов <3> (экологи- │                                       

ческие классы 2, 3, 4)                                              

├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤

│M  и N , оснащенные системами│С 01.01.2013 │Минимальные│  0,3      -   

│ 1    1                                   ├───────────┼────────┼────────┤

│нейтрализации отработавших                │Повышенные │  0,2      100 

│газов <3> (экологические                                            

│классы 4 и выше)                                                    

├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤

│M , M , N  и N , оснащенные  │С 01.01.2013 │Минимальные│  0,3      -   

│ 2   3   2    3                           ├───────────┼────────┼────────┤

│системами нейтрализации отра-             │Повышенные │  0,2      200 

ботавших газов <3> (экологи- │                                       

ческие классы 4 и выше)                                             

├─────────────────────────────┴─────────────┴───────────┴────────┴────────┤

   <1> В эксплуатационных  документах  автомобиля  изготовитель указывает│

│штатную  комплектацию  автомобиля  оборудованием  для  снижения  выбросов│

│загрязняющих  веществ  (далее  - вредные  выбросы); предельно  допустимое

│содержание оксида углерода,  углеводородов и допустимый диапазон значений│

│коэффициента избытка воздуха лямбда.                                    

   <2>   Экологическая    классификация   автомобилей  в  соответствии  с

│Приложением Г.                                                           

   <3> Дополнительные требования для автомобилей этой  группы установлены│

│в 4.3 и 6.4.3.                                                          

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

4.3. Значение коэффициента избытка воздуха  в режиме холостого хода на  у автомобилей, оборудованных системой нейтрализации отработавших газов, должно быть в пределах данных, установленных изготовителем. Если данные изготовителя отсутствуют или не указаны, значение коэффициента избытка воздуха  должно быть от 0,97 до 1,03.

4.4. Системы, агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти выбросы не превышали установленных настоящим стандартом в период всего срока эксплуатации автомобиля при условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции (руководстве).

 

5. Требования к техническому состоянию систем

автомобиля и двигателя

 

5.1. Техническое состояние систем автомобиля и двигателя в соответствии с разделом 3 приложения 4 ГОСТ Р 41.83 должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Система автомобиля

     Требования к техническому состоянию    

 Система выпуска 
отработавших газов

 Комплектность  (отсутствие элементов системы
выпуска   не    допускается);   герметичность
(отсутствие механических  пробоев  и сквозной
коррозии; при  работе двигателя  на  холостом
ходу в соединениях и элементах системы выпус-
ка отработавших газов не  должно быть утечек,
а  для  автомобилей,  оборудованных  системой
нейтрализации отработавших газов, не допуска-
ются утечки в атмосферу минуя нейтрализатор)

 Система нейтрали-
зации отработавших
газов и другое   
оборудование для 
снижения вредных 
выбросов         

 Комплектность (отсутствие или несоответствие
эксплуатационным документам элементов системы
нейтрализации,   системы   улавливания  паров
топлива, рециркуляции отработавших газов,   
экономайзера принудительного холостого хода и
т.п. не допускается)                        

 Система         
вентиляции картера

 Комплектность;  герметичность (рассоединение
трубок в системе вентиляции картера  двигате-
ля,  утечка картерных газов  через  различные
неплотности в атмосферу не допускаются)     

 Встроенная систе-
ма диагностирова-
ния двигателя    

 Функционирование диагностического индикатора
соответствует  исправной   работе   двигателя
и  его  систем   (диагностический   индикатор
при работе двигателя выключен)              

Система питания  

Комплектность (отсутствие или несоответствие
элементов системы питания эксплуатационным  
документам не допускается);                 
герметичность (подтекание бензина не        
допускается)                                 

 

5.2. Проверку автомобилей на соответствие требованиям 4.2, 4.3 и 5.1 рекомендуется проводить в случаях, перечисленных в Приложении А.

 

6. Методы измерений

 

6.1. Общие требования

6.1.1. Атмосферные условия при проведении измерений нормируемых компонентов в отработавших газах автомобиля должны находиться в следующих пределах:

- температура окружающего воздуха - от минус 7 °С до плюс 35 °С;

- атмосферное давление - не ниже 92,0 кПа (690 мм рт. ст.).

6.1.2. При измерениях следует применять газоанализаторы, тахометры и пр. (далее - приборы), соответствующие требованиям Приложения Б и имеющие действующие свидетельства о поверке [1].

Температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность в месте расположения прибора и другие условия его использования должны соответствовать требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации предприятия-изготовителя прибора.

6.2. Подготовка к проведению измерений

6.2.1. Внешним осмотром проверяют наличие на автомобиле систем и устройств, обеспечивающих снижение вредных выбросов. В случае несоответствия фактической комплектации автомобиля установленной изготовителем измерения не проводят.

6.2.2. Перед измерением двигатель автомобиля прогревают до температуры не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, но не ниже 60 °С.

6.2.3. После прогрева двигателя проводятся следующие операции:

- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение "нейтраль" или "паркинг";

- затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;

- устанавливают противооткатные упоры под ведущие колеса транспортных средств;

- подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла;

- вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы. При отсутствии возможности ввести пробоотборный зонд в выпускную трубу на указанную глубину допускается проводить измерения с использованием дополнительных насадок, обеспечивающих герметичность в местах соединения с выпускной трубой. При применении газоотвода, надеваемого на выпускную трубу автомобиля при проведении измерений или регулировке двигателя (например, в закрытом помещении), газоотвод должен иметь отверстие для введения пробоотборника газоанализатора;

- полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора).

6.3. Проведение измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации отработавших газов

6.3.1. Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО и СН.

6.3.2. Измерения проводят в следующем порядке:

- запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до  и работают в этом режиме не менее 15 с;

- отпускают педаль управления дроссельной заслонкой, устанавливая минимальную частоту вращения вала двигателя (в соответствии с 4.1), и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов;

- устанавливают повышенную частоту вращения вала двигателя  и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов.

6.4. Проведение измерений на автомобилях, оснащенных системами нейтрализации отработавших газов

6.4.1. Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО, СН и . Содержание  должно быть в пределах, установленных в инструкции (руководстве) по эксплуатации газоанализатора.

6.4.2. Измерения выполняют в следующем порядке:

- запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения вала двигателя до , выдерживают этот режим в течение 2 - 3 мин (при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С - 4 - 5 мин) и после стабилизации показаний измеряют содержание СО, СН и фиксируют значение коэффициента избытка воздуха ;

- устанавливают минимальную частоту вращения вала двигателя  (в соответствии с 4.1) и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов. Приступать к измерению на  следует не позднее чем через 30 с после проверки в режиме .

6.4.3. На автомобилях, оснащенных системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели:

- при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включаться на короткий промежуток времени; при отсутствии соответствующего сигнала диагностического индикатора после включения зажигания дальнейшую процедуру проверки прекращают;

- после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в случае, если диагностический индикатор при работе двигателя остается во включенном состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают.

Примечания. 1. При наличии раздельных выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в каждой из них. За результат измерения принимают максимальные значения содержания оксида углерода и углеводородов.

2. При проведении измерений или регулировке двигателя в закрытом помещении газоотвод, надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен иметь закрывающееся отверстие для введения пробоотборника газоанализатора.

3. Результаты измерений регистрируют в журнале (Приложение В).

 

6.5. Проведение измерений на бензиновых двигателях гибридных автомобилей проводят в соответствии с 6.3 или 6.4 в сервисном режиме, предусмотренном изготовителем. При отсутствии сервисного режима проверка работоспособности двигателя и системы нейтрализации проводится по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели в соответствии с 6.4.3.

 

7. Требования безопасности

 

7.1. В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:

- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;

- уровень шума - по ГОСТ 12.1.003;

- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.

7.2. При измерении уровня выбросов загрязняющих веществ в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.

 

 

 

 

 

Приложение А

(рекомендуемое)

 

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ

НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА

 

Проверки могут быть проведены:

- на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях серийной продукции;

- при сертификационных испытаниях;

- при контроле технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в установленном порядке специально уполномоченными органами;

- на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах;

- на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей.

 

 

 

 

 

Приложение Б

(обязательное)

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРИБОРАМ

 

Б.1. Метрологические и технические характеристики газоанализаторов

Б.1.1. Для измерения содержания нормируемых компонентов в отработавших газах автомобилей применяют четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания CO, CH, диоксида углерода  и кислорода , для проведения измерений на автомобилях экологического класса 4 и выше, выпущенных после 01.01.2013, применяются четырехканальные газоанализаторы, соответствующие приборам класса 00; 0.

Б.1.2. Применяют для измерения содержания:

- СО, СН и  в отработавших газах - газоанализаторы непрерывного действия, принцип действия которых основан на инфракрасной спектроскопии;

-  - электрохимический сенсор.

Б.1.3. Четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания СО, СН,  и , должны соответствовать по метрологическим характеристикам приборам классов 00; 0 или I в соответствии с классификацией, изложенной в [2].

Б.1.4. Газоанализаторы должны быть укомплектованы пробоотборным зондом, который вставляют в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм и удерживают в фиксированном положении с помощью специального устройства. Конструкция пробоотборного зонда должна обеспечивать подачу пробы в газоанализатор без изменения ее состава.

Б.1.5. Минимальные диапазоны измерений газоанализаторов указаны в таблице Б.1.

 

Таблица Б.1

 

┌────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐

│ Класс             Диапазон измерений, объемная доля          

│прибора ├──────────────┬────────────┬───────────┬───────────────┤

                                                        -1 

            СО, %        СО , %       0 , %      СН, млн   

                           2           2                   

├────────┼──────────────┼────────────┼───────────┼───────────────┤

│00; 0; I│    0 - 5        0 - 16     0 - 21      0 - 2000   

│(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта  от 02.05.2012│

│N 63-ст)                                                       

├────────┼──────────────┼────────────┼───────────┼───────────────┤

│Позиция  исключена  с  1  июля  2012 года. - Изменение N 1, утв.│

│Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст.                   

└────────┴──────────────┴────────────┴───────────┴───────────────┘

 

Б.1.6. Пределы допускаемой абсолютной ( ) или относительной ( ) погрешности (что больше) измерения объемной доли компонентов для газоанализаторов разных классов должны соответствовать указанным в таблице Б.2.

 

Таблица Б.2

 

 

┌────────┬──────────────┬────────────────────────────────────────┐

│ Класс  │ Погрешность    Пределы допускаемой погрешности <1>  

│прибора │              ├──────────┬─────────┬─────────┬─────────┤

                          CO       CO        O       CH   

                                     2       2           

├────────┼──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

  00    │Абсолютная <2>│ +/- 0,02 │ +/- 0,3 │ +/- 0,1 │  +/- 4 

        ├──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

        │Относительная │ +/- 5%   │ +/- 5%  │ +/- 5%    +/- 5% │

├────────┼──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

   0    │Абсолютная <2>│ +/- 0,03 │ +/- 0,5 │ +/- 0,1 │  +/- 10 │

        ├──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

        │Относительная │ +/- 5%   │ +/- 5%  │ +/- 5%    +/- 5% │

├────────┼──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

   I    │Абсолютная <2>│ +/- 0,06 │ +/- 0,5 │ +/- 0,1 │  +/- 12 │

        ├──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

        │Относительная │ +/- 5%   │ +/- 5%  │ +/- 5%    +/- 5% │

├────────┴──────────────┴──────────┴─────────┴─────────┴─────────┤

   <1> Абсолютная или относительная, что больше.               

   <2> Абсолютная  погрешность  измерения  объемной доли  оксида│

│углерода,  диоксида  углерода и кислорода  указана  в процентах,│

│объемной доли углеводородов - в миллионных долях.              

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Б.1.7. Газоанализаторы должны обеспечивать измерения с пределами погрешности, указанными в таблице Б.2, при следующих условиях:

- температура окружающей среды - от 5 °С до 40 °С;

- относительная влажность - не более 85% без конденсации;

- атмосферное давление - от 86,0 кПа до 106,0 кПа;

- напряжение питания - от минус 15% до плюс 10% от номинального напряжения;

- частота тока - +/- 2% от номинальной частоты;

- напряжение аккумулятора автомобиля:

- аккумуляторы 12 В - от 9 В до 16 В,

- аккумуляторы 24 В - от 16 В до 32 В.

Б.1.8. Исключен с 1 июля 2012 года. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст.

Б.1.9. Четырехканальные газоанализаторы должны иметь программное обеспечение, позволяющее рассчитывать коэффициент  по формуле

 

, (1)

 

где [ ], [СО], [ ] - объемная доля диоксида, оксида углерода и кислорода соответственно, %;

- отношение числа атомов водорода к числу атомов углерода в бензине,  = 1,7261;

- отношение числа атомов кислорода к числу атомов углерода в бензине,  = 0,0176;

- поправочный коэффициент для пересчета содержания углеводородов, измеренного инфракрасным методом, на гексан.  = , если сумма углеводородов выражена в объемных долях ( ) гексана. Значение  может быть уточнено изготовителем прибора;

[СН] - объемная доля углеводородов в пересчете на гексан, .

Б.1.10. Время установления выходного сигнала (показаний) не должно превышать, с:

- 30 - для каналов измерения СО,  и СН;

- 60 - для канала измерения .

Б.1.11. Газоанализаторы должны быть градуированы по многокомпонентным смесям, содержащим не менее трех компонентов с указанными ниже диапазонами объемных долей:

- для четырехканальных газоанализаторов:

СО - 0,3% - 5%;

- 4% - 16%;

СН - 100 - 2000 ;

- 0,5% - 20,9%;

газ-разбавитель - азот или воздух (для смесей, не содержащих кислород);

- для двухканальных газоанализаторов:

СО - 0,5% - 7%;

- 4% - 16%;

СН - 100 - 2500 ;

газ-разбавитель - азот или воздух.

Число многокомпонентных смесей, применяемых для градуировки газоанализаторов, установлено инструкциями по их эксплуатации.

Отношение погрешности, с которой установлено содержание компонента в поверочной газовой смеси, к пределу допускаемой основной погрешности газоанализатора должно быть не более 1/3. В обоснованных случаях допускается увеличение отношения до 1/2.

Б.1.12. Допускается применять газоанализаторы, работа которых основана на других принципах действия, соответствующие приведенным выше требованиям.

Б.2. Требования к тахометрам

Тахометры должны обеспечивать измерения в двух минимальных диапазонах частоты вращения коленчатого вала двигателя: от 0 до 1200  и от 0 до 6000  с погрешностью не более +/- 2,5% верхнего предела измерений.

Б.3. Требования к измерителям температуры масла

Температура масла должна быть измерена в диапазоне от 20 до 100 °С с погрешностью не более +/- 2,5 °С.

 

 

 

 

 

Приложение В

(рекомендуемое)


 

ФОРМА ЖУРНАЛА ЗАПИСИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ

НА СОДЕРЖАНИЕ ОКСИДА УГЛЕРОДА И УГЛЕВОДОРОДОВ

В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ И СОСТАВ РАБОЧЕЙ СМЕСИ ДВИГАТЕЛЯ

 

┌────┬───────┬────────┬────┬─────────────────────────────────────────────────────┬───────┬─────┐

Дата│МодельГосудар-│Дата│ Объемная доля в отработавших газах оксида углерода, │Подпись│Зак- │

│про-│авто-  ственный│вы- │                          -1                         прово- │люче-│

│вер-мобиля,│реги-   пус-│     %, углеводородов, млн   и значение лямбда       дившего│ние 

ки  эколо-страци- │ка  ├──────────────────────────┬──────────────────────────┤провер-│    

    гичес-онный         Нормативные требования     Результаты измерения   │ку         

    │кий    │знак        ├─────────┬─────────┬──────┼─────────┬─────────┬──────┤           

    │класс                 CO       CH    │лямбда│   CO       CH    │лямбда│           

                       ├────┬────┼────┬────┼──────┼────┬────┼────┬────┼──────┤           

                       │n   │n   │n   │n   │ n    │n   │n   │n   │n   │ n               

                       │ мин│ пов│ мин│ пов  пов │ мин│ пов│ мин│ пов  пов           

├────┼───────┼────────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────┼────┼────┼────┼────┼──────┼───────┼─────┤

│ 1     2      3    │ 4  │ 5  │ 6  │ 7  │ 8    9   │ 10 │ 11 │ 12 │ 13 │  14    15   │ 16 

├────┼───────┼────────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────┼────┼────┼────┼────┼──────┼───────┼─────┤

                                                                              

                                                                              

├────┴───────┴────────┴────┴────┴────┴────┴────┴──────┴────┴────┴────┴────┴──────┴───────┴─────┤

   Примечание. Измеренные  концентрации  CO  и  CH  в  отработавших  газах                   

│автомобилей  (а также значения лямбда)  фиксируются в графах 10 - 14. Если                   

│эти  значения  не превышают  установленные нормы,  то в графе 16  делается                   

│запись  -  "норма".  При  превышении  любого  из  указанных  нормативов  в                   

│графе  16  делается  запись  "не соответствует"  и автомобиль  должен быть                    

│подвергнут   регулировке  или  ремонту   для  устранения   неисправностей,                   

вызывающих повышенные выбросы.                                                               

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘


 

 

 

 

 

Приложение Г

(справочное)

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,

ОСНАЩЕННЫХ ИСКРОВЫМИ (БЕНЗИНОВЫМИ) ДВИГАТЕЛЯМИ

 

Экологическая классификация автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице Г.1.

 

Таблица Г.1

 

┌─────────────┬──────────────────────────────┬────────────────────────────┐

Экологический  Категории автотранспортных     Выполняемые требования  

    класс         средств, оснащенных        к предельному содержанию 

                искровыми (бензиновыми)       вредных (загрязняющих)  

                      двигателями                    веществ          

├─────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────┤

      2      │ M  и M  максимальной массой  │Правила ЕЭК ООН N 83-04 [3],│

               1    2                      │уровень выбросов B         

             │не более 3,5 т                                           

             ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤

             │ N                            │Правила ЕЭК ООН N 83-04 [3],│

               1                           │уровень выбросов B, или CO -│

                                           │55 г/кВт, CH - 2,4       

                                           │г/кВт, окислов азота NO  -│

                                                                    x 

                                           │10 г/кВт при испытании   

                                           │по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 │

                                           │[4] (испытательный цикл ESC)│

             ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤

             │ M  максимальной массой свыше │CO - 55 г/кВт, CH - 2,4  

               1                           │г/кВт, окислов азота NO  -│

             │3,5 т, M , M , N  и N                                  x 

                     2   3   2    3        │10 г/кВт при испытании по │

                                           │Правилам ЕЭК ООН N 49-03 [4]│

                                          │(испытательный цикл ESC)   

├─────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────┤

      3      │ M  и M  максимальной массой  │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5],│

               1    2                      │уровень выбросов A         

             │не более 3,5 т                                           

             ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤

             │ N                            │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5],│

               1                           │уровень выбросов A, или CO -│

                                           │20 г/кВт, CH - 1,1       

                                           │г/кВт, окислов азота NO  -│

                                                                    x 

                                           │7 г/кВт при испытании    

                                           │по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 │

                                           │[4] (испытательный цикл ESC)│

             ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤

             │ M  максимальной массой свыше │CO - 20 г/кВт, CH - 1,1  

               1                           │г/кВт, окислов азота NO  -│

             │3,5 т, M , M , N  и N                                  x 

                     2   3   2    3        │7 г/кВт при испытании    

                                           │по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 │

                                           │[4] (испытательный цикл ESC)│

├─────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────┤

      4      │ M  и M  максимальной массой  │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5],│

               1    2                      │уровень выбросов B         

             │не более 3,5 т                                           

             ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤

             │ N                            │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5],│

               1                           │уровень выбросов B, или CO -│

                                           │4 г/кВт, CH - 0,55       

                                           │г/кВт, окислов азота NO  -│

                                                                    x 

                                           │2 г/кВт при испытании    

                                           │по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 │

                                           │[4] (испытательный цикл ESC)│

             ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤

             │ M  максимальной массой свыше │CO - 4 г/кВт, CH - 0,55  

               1                           │г/кВт, окислов азота NO  -│

                                                                    x 

             │3,5 т, M , M , N  и N         │2 г/кВт при испытании    

                     2   3   2    3        │по Правилам  ЕЭК ООН N 49-03│

                                           │[4] (испытательный цикл ESC)│

├─────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────┤

      5      │ M  и M  максимальной массой  │Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6] │

               1    2                                                 

             │не более 3,5 т, N                                        

                              1                                       

└─────────────┴──────────────────────────────┴────────────────────────────┘

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

[1] ПР 50.2.006-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений

[2] OIMLR 99-1&2:2008 International Recommendation Instruments for measuring vehicle exhaust emissions (Рекомендации Международной Организации Законодательной Метрологии МОЗМ Р 99-1 (2) Приборы для измерения уровня выбросов выхлопных газов транспортных средств)

[3] Правила ЕЭК ООН N 83-04 Единообразные предписания, касающиеся  официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя

[4] Правила ЕЭК ООН N 49-03 Единообразные предписания, касающиеся  официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ

[5] Правила ЕЭК ООН N 83-05 Единообразные предписания, касающиеся  официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя

[6] Правила ЕЭК ООН N 83-06 Единообразные предписания, касающиеся  официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя

 

 





ТЕХНОРМАТИВЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И ПРОЕКТИРОВЩИКОВ

Яндекс цитирования


Copyright © www.docstroika.ru, 2013 - 2024