ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
ПИСЬМО
от 11 сентября 2003 г. N НК-5636/10
О ПЕРЕХОДЕ НА НОВУЮ СМЕТНО-НОРМАТИВНУЮ БАЗУ
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
В
соответствии с Постановлением Госстроя России от 08.04.2002 N 16 "О мерах
по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в
строительстве" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением
Госстроя России от 27.01.2003 N 14) с 01.09.2003 вновь разрабатываемая сметная
документация должна формироваться на основе сметно-нормативной базы
ценообразования 2001 года, составленной в уровне цен по состоянию на
01.01.2000.
В связи с
поступающими запросами о порядке применения документов новой системы
ценообразования в строительстве для составления сметной документации и расчетов за выполненные строительно-монтажные
работы Госстрой России дает необходимые разъяснения.
1. Сметная
документация, государственная экспертиза которой завершена до 01.09.2003,
обязательному пересчету не подлежит. При этом расчеты за выполненные работы
осуществляются в пределах сметного лимита, установленного по сметной
документации, составленной в нормах и ценах 1984 (1991) гг., с использованием
индексов, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Госстроем России.
В тех случаях,
когда производится расконсервация строительства и его
остаточная стоимость составляет более 50% от сметной, целесообразен пересчет
остатков сметной стоимости по нормативам новой базы ценообразования 2001 года.
Решение о пересчете принимается заказчиком.
Пересчет сметной
документации следует производить за счет средств, предусмотренных в сводном
сметном расчете стоимости строительства по статье "резерв средств на
непредвиденные расходы и затраты", а в случае его исчерпания - за счет
экономии по другим статьям сводного сметного расчета.
2. Определение
стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта осуществляется в
текущем уровне цен следующими способами:
2.1. При наличии
территориальных сметных нормативов (ТЕР-2001), утвержденных и
зарегистрированных в установленном порядке, составление сметной документации
целесообразно выполнять базисно-индексным методом на основе ТЕР-2001 с
применением индексов пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен.
При определении
стоимости строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов,
финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, пересчет стоимости
строительства в текущий (прогнозный) уровень цен осуществляется в соответствии
с индексами, ежеквартально сообщаемыми Госстроем России, а также индексами по
видам работ, утверждаемыми администрациями соответствующих субъектов Российской
Федерации в пределах средних показателей, устанавливаемых Госстроем России.
Индексы изменения
стоимости строительно-монтажных работ на III квартал 2003 г. установлены
письмом Госстроя России от 04.08.2003 N НК-4732/10.
Для пересчета стоимости
строительно-монтажных работ, осуществляемых за счет средств регионального
(территориального) бюджета, из базисного уровня цен 2001 года в текущий уровень
цен используются индексы, утвержденные (согласованные) органами исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
2.2. Текущая
стоимость строительства наряду с базисно-индексным методом может быть
определена ресурсным методом на основе сборников государственных элементных
сметных норм (ГЭСН-2001) в соответствии с действующими указаниями по разработке
сметной документации ресурсным методом.
При определении
стоимости строительной продукции указанным методом стоимость материальных
ресурсов и оборудования, определяемая в текущем уровне цен, должна
обосновываться данными мониторинга стоимости ресурсов (с учетом транспортных
затрат, заготовительно-складских расходов и расходов посредников в сфере
обращения) и экономической целесообразностью.
В случае отсутствия
ГЭСН-2001 на отдельные виды работ допускается разработка и применение
соответствующих индивидуальных сметных норм в соответствии с п. 2.4 указаний по
применению государственных элементных сметных норм на строительные и
специальные строительные работы (МДС 81-28.2001), утвержденных Постановлением
Госстроя России от 23.07.2001 N 85.
Использование
индивидуальных сметных норм в качестве территориальных допускается в течение шести месяцев с даты их утверждения администрацией
субъекта Российской Федерации при условии их одновременного представления на
регистрацию в Госстрой России.
2.3. По объектам,
финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета,
могут применяться федеральные единичные расценки (ФЕР-2001) с пересчетом их в
территориальный уровень цен по состоянию на 01.01.2000. Пересчет должен
осуществляться с применением территориальных (региональных) поправочных
коэффициентов, учитывающих местные условия строительства, разрабатываемых в
порядке, установленном Методическими рекомендациями по использованию ФЕР-2001
при определении стоимости строительной продукции на территории субъектов
Российской Федерации, утвержденными Госстроем России письмом от 30.04.2003 N
НЗ-2626/10.
В ходе
составления общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере, а также при
подготовке стартовой цены на подрядных торгах по объектам, финансирование
которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, для пересчета
сметной стоимости строительно-монтажных работ из базисного уровня цен,
полученного на основании сборников ФЕР-2001, в текущий уровень цен следует
применять индексы, приведенные в Приложении к настоящему письму.
2.4. При формировании инвесторских смет, до введения в действие новой
номенклатуры укрупненных показателей базисной стоимости строительства и
сборников цен на оборудование, изделия и конструкции, а также оптовых цен
типовых наборов инструмента, оборудования и инвентаря производственных объектов
и зданий общественного и административного назначения допускается использование
укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС), а также соответствующих
ценников сметно-нормативной базы 1984 (1991) гг. с приведением ее в
текущий уровень цен методом индексации. При этом используется основная
номенклатура и новые материально-технические ресурсы, отвечающие современным
требованиям.
Использование
нормативов новой базы ценообразования в строительстве 2001 года, не
зарегистрированных Госстроем России, не допускается.
Одновременно
Госстрой России обращает внимание руководителей органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации на необходимость формирования и обновления территориальных
единичных расценок, а также сборников (каталогов) средних цен на строительные
материалы, изделия и конструкции, машины и механизмы, транспортировку грузов и
предлагает установить постоянный контроль за ходом внедрения региональной
сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве.
Для выполнения этой
работы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также
отраслевым министерствам и ведомствам Госстрой России рекомендует предусмотреть
в бюджете на 2004 год средства на совершенствование территориальной
(отраслевой) сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве.
Применение
нормативных документов Госстроя СССР, составленных в уровне цен,
предусмотренном сметно-нормативными базами 1984 (1991) гг., допускается в
исключительных случаях решением Госстроя России по представлению администраций
субъектов Российской Федерации, а также государственных заказчиков.
Письмо Госстроя
России от 03.02.2003 N 568/10 утрачивает силу после выхода настоящего письма.
Председатель
Госстроя России
Н.П.КОШМАН
Приложение
к письму Госстроя
России
от 11 сентября 2003
г. N НК-5636/10
РАСЧЕТНЫЕ
ИНДЕКСЫ
ИЗМЕНЕНИЯ СМЕТНОЙ
СТОИМОСТИ СМР
ПО РЕГИОНАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К БАЗИСНОЙ
СТОИМОСТИ СМР,
ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПО СБОРНИКАМ
ФЕР-2001 С УЧЕТОМ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
И СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ
(БЕЗ НДС) <*>
--------------------------------
<*> Индексы
действуют в течение III квартала 2003 г.
Наименование региона
|
Индекс
к ФЕР-2001
|
То
же для районов
Крайнего Севера
|
1
|
2
|
3
|
Республика
Карелия
|
3,22
<*>
|
3,26
|
Республика
Коми
|
3,03
<*>
|
3,07
|
Архангельская
область
|
3,30
<*>
|
3,37
|
Вологодская
область
|
2,32
|
|
Мурманская
область
|
|
3,68
|
Ленинградская
область
|
2,34
|
|
Санкт-Петербург
|
2,46
|
|
Новгородская
область
|
2,12
|
|
Псковская
область
|
2,25
|
|
Калининградская
область
|
2,58
|
|
Брянская
область
|
1,88
|
|
Владимирская
область
|
1,93
|
|
Ивановская
область
|
1,89
|
|
Калужская
область
|
1,97
|
|
Костромская
область
|
2,19
|
|
Москва
|
2,25
|
|
Московская
область
|
2,14
|
|
Орловская
область
|
1,86
|
|
Рязанская
область
|
1,97
|
|
Смоленская
область
|
1,90
|
|
Тверская
область
|
2,20
|
|
Тульская
область
|
2,18
|
|
Ярославская
область
|
2,15
|
|
Республика
Марий Эл
|
2,04
|
|
Республика
Мордовия
|
2,13
|
|
Чувашская
Республика
|
1,96
|
|
Кировская
область
|
2,19
|
|
Нижегородская
область
|
2,08
|
|
Белгородская
область
|
1,91
|
|
Воронежская
область
|
1,94
|
|
Курская
область
|
2,02
|
|
Липецкая
область
|
1,92
|
|
Тамбовская
область
|
1,90
|
|
Республика
Калмыкия
|
1,95
|
|
Республика
Татарстан
|
1,98
|
|
Астраханская
область
|
1,90
|
|
Волгоградская
область
|
1,95
|
|
Пензенская
область
|
1,91
|
|
Самарская
область
|
2,35
|
|
Саратовская
область
|
1,95
|
|
Ульяновская
область
|
1,91
|
|
Республика
Адыгея
|
1,83
|
|
Республика
Дагестан
|
1,96
|
|
Кабардино-Балкарская
Республика
|
1,87
|
|
Карачаево-Черкесская
Республика
|
1,81
|
|
Республика
Северная Осетия -
Алания
|
1,92
|
|
Чеченская
Республика
|
1,96
|
|
Республика
Ингушетия
|
1,95
|
|
Краснодарский
край
|
2,01
|
|
Ставропольский
край
|
2,00
|
|
Ростовская
область
|
1,98
|
|
Республика
Башкортостан
|
2,13
|
|
Удмуртская
Республика
|
2,10
|
|
Курганская
область
|
2,21
|
|
Оренбургская
область
|
2,06
|
|
Пермская
область
|
2,20
<*>
|
|
Свердловская
область
|
2,25
|
|
Челябинская
область
|
2,15
|
|
Алтайский
край
|
2,18
<*>
|
|
Республика
Алтай
|
2,28
<*>
|
|
Кемеровская
область
|
2,41
|
|
Новосибирская
область
|
2,70
|
|
Омская
область
|
2,32
|
|
Томская
область
|
2,68
<*>
|
|
Тюменская
область
|
2,37
<*>
|
2,41
|
Ханты-Мансийский
автономный
округ
|
3,75
<*>
|
|
Ямало-Ненецкий
автономный
округ
|
|
3,85
|
Республика
Бурятия
|
2,60
<*>
|
|
Республика
Тыва
|
2,20
<*>
|
2,24
|
Республика
Хакасия
|
2,27
|
|
Красноярский
край
|
2,37
<*>
|
2,41
|
Иркутская
область
|
2,69
<*>
|
2,74
|
Читинская
область
|
2,48
<*>
|
|
Республика
Саха (Якутия)
|
|
4,14
|
Чукотский
автономный округ
|
|
4,20
|
Приморский
край
|
2,92
<*>
|
|
Хабаровский
край
|
2,99
<*>
|
3,05
|
Амурская
область
|
2,63
<*>
|
|
Камчатская
область
|
|
4,73
|
Корякский
автономный округ
|
|
4,70
|
Магаданская
область
|
|
4,86
|
Сахалинская
область
|
4,94
<*>
|
5,01
|
--------------------------------
<*> Отмечены
коэффициенты для районов, приравненных к районам Крайнего Севера.