Утвержден и введен в
действие
Постановлением
Госстандарта России
от 18 декабря 2003
г. N 375-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ
С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ.
НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ
Motor vehicles, equipped with
compression ignition engines.
Visible
pollutants.
Norms and methods of the
control for estimation
of technical
condition
ГОСТ Р 52160-2003
Группа Д24
ОКС 43.060;
ОКП 45 6132
Дата введения
1 января 2005 года
Предисловие
1. Разработан
Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный
научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ)
Министерства транспорта Российской Федерации.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315
"Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги".
3. Утвержден и
введен в действие Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. N
375-ст.
4. Настоящий
стандарт соответствует "Соглашению о принятии единообразных условий для
периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном
признании таких осмотров", принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям
ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24)
"Единообразные предписания, касающиеся: I. Сертификации двигателей с
воспламенением от сжатия в отношении дымности; II.
Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с
воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III.
Сертификации автотранспортных средств с двигателями с
воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV.
Измерения мощности двигателей" в части дымности
сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.
Стандарт
гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС "О принятии единообразных предписаний
для стран - членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных
средств и прицепов" и Директивой 72/306/ЕЕС "О принятии единообразных
предписаний стран - членов Сообщества в отношении мер
снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия
на транспортных средствах".
5. Введен впервые.
1. Область
применения
Настоящий стандарт
устанавливает нормы и методы измерения видимых
загрязняющих веществ отработавших газов (далее - дымность)
в режиме свободного ускорения для транспортных средств категорий M, N, которые
оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее - автомобилей),
находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния.
2.
Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) Единообразные
предписания, касающиеся:
I. Сертификации
двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности;
II. Сертификации
автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с
воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции;
III. Сертификации
автотранспортных средств с двигателями с
воспламенением от сжатия в отношении дымности;
IV. Измерения
мощности двигателей
ГОСТ 12.1.003-83.
Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88.
Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования
к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-2004.
Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие
требования.
3. Термины
и определения
В настоящем
стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и
обозначениями:
3.1. Свободное ускорение: увеличение частоты вращения коленчатого вала
(далее - частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной
без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления
подачей топлива (далее - педали) из исходного положения до упора за 0,5 - 1,0
с.
3.2. Максимальная
частота вращения
,
:
достигаемая при нажатой до упора педали частота вращения коленчатого вала
двигателя в режиме холостого хода.
3.3. Минимальная
частота вращения
,
:
частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.
3.4. Дымомер: прибор, предназначенный для непрерывного измерения
k и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер,
приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24.
3.5. Эффективная
база дымомера L, м: длина траектории лучей света при
их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии
с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.
3.6. Пробоотборная система: устройство для подачи отработавших
газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера,
изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24.
3.7. Коэффициент
поглощения света k,
:
значение дымности, измеренное дымомером
по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до
.
3.8. Коэффициент
ослабления света N, %: значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с
диапазоном от 0 до 100%.
3.9. Дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения
,
:
максимальное значение коэффициента поглощения (см. Приложение Б), измеренное в
режиме свободного ускорения.
3.10. Результат
измерения дымности в режиме свободного ускорения
,
:
среднеарифметическое значение четырех последних измерений
,
полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2.
3.11. Предельно
допустимое значение дымности
,
:
предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного
ускорения, установленное для автомобиля в соответствии с 4.2 или 4.3.
3.12. Рабочая
температура охлаждающей жидкости или моторного масла: температура охлаждающей
жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего
двигателя.
3.13. Транспортное
средство, находящееся в эксплуатации: автомобиль, прошедший государственную
регистрацию в установленном порядке.
3.14. Изготовитель:
лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).
3.15. Экологический
класс: классификационный код, характеризующий транспортное средство в
зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
3.16. Транспортное
средство: механическое устройство на колесном ходу категорий M, N,
предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования
4. Нормы дымности
4.1. Основным
нормируемым параметром дымности является коэффициент
поглощения света k, вспомогательным - коэффициент ослабления света N. При
контроле дымности в эксплуатации могут использоваться
дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до
100% ослабления света. Пересчет k в N для дымомера с
L, равной 0,43 м, приведен в Приложении А.
4.2. Дымность
автомобилей в режиме свободного ускорения не
должна превышать значение коэффициента поглощения
,
указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального
утверждения, нанесенного на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями
А, Б к ГОСТ Р 41.24.
4.3. Дымность
автомобилей, не имеющих знака официального
утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих
значений:
- для двигателей без наддува;
- для двигателей с наддувом.
Дымность
на режиме свободного ускорения для автомобилей
4-го и более высоких экологических классов (см. Приложение В) - не более
.
5. Методы
контроля
5.1. Условия проведения
испытаний
5.1.1. Испытания
проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °C до 35 °C и давлении
атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.
5.1.2. Система
выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не
должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.
5.2. Требования к
измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
5.2.1. Для
измерения k и N следует применять дымомер,
соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р
41.24.
5.2.2. Для
измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять
термометр с диапазоном 0 - 100 °C и погрешностью измерений не более +2,5%
верхнего предела измерений.
5.2.3. Для
измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять
тахометр с диапазоном
и погрешностью измерений не более +2,5%
верхнего предела измерений.
5.2.4. Применяемые
при испытаниях средства измерений должны быть поверены
в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке [1].
5.2.5. Для подвода
отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную
систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям
приложения К к ГОСТ Р 41.24.
5.3. Подготовка к
измерениям
5.3.1.
Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты
вращения.
5.3.2. Для
определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель
запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное
повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах,
установленных изготовителем, но не ниже 60 °C.
Продолжительность
работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений
должна быть не более 5 мин.
5.3.3. Измеряют
значения
и
,
которые должны быть в пределах, установленных изготовителем.
5.3.4. Подготовку к
измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле
проводят в следующей последовательности:
- заглушают
двигатель (при его работе);
- затормаживают
автомобиль стояночной тормозной системой;
- устанавливают
противооткатные упоры под колеса ведущих мостов;
- устанавливают
зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;
- запускают
двигатель;
- устанавливают
рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в
нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической
коробкой передач устанавливают в положение "нейтраль"
или "паркинг".
Примечание.
Исключено с 1 июля 2012 года. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст.
5.3.5. При проверке
дымности автомобилей с автоматической коробкой
передач должны учитываться требования изготовителя по обеспечению свободного
вращения ведущих колес на режиме свободного ускорения.
5.4. Измерение дымности
5.4.1.
Измерение дымности в режиме свободного ускорения
проводят в следующей последовательности:
- при работе
двигателя в режиме холостого хода на
равномерно перемещают педаль за 0,5 - 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2 - 3 с.
Отпускают педаль и через 8 - 10 с приступают к выполнению следующего цикла;
- циклы свободного
ускорения повторяют не менее шести раз;
- измеряют значения
на последних четырех циклах свободного
ускорения по максимальному показанию дымомера;
- измеренные
значения
считают достоверными, если четыре
последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в
зоне шириной
;
- определяют
среднеарифметическое значение
четырех последних измерений
,
которое принимается за результат измерения.
График изменения
частоты вращения (n) и дымности (k) в процессе цикла
свободного ускорения приведен в Приложении Б.
5.4.2. Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой
измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают
максимальное среднеарифметическое значение
,
полученное в одной из выпускных труб.
6.
Требования безопасности
6.1. В помещениях
для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:
-
санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ
12.1.005;
- уровень шума - по
ГОСТ 12.1.003;
- уровень вибрации
- по ГОСТ 12.1.012.
6.2. При измерении дымности в случае необходимости должны быть приняты
дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения
автомобиля.
Приложение А
(справочное)
ПЕРЕСЧЕТ
ЗНАЧЕНИЙ k В N
(ДЛЯ ДЫМОМЕРА С L, РАВНОЙ
0,43 м)
┌───────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬─────────┐
│ -1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│k,
м │ 0,0 │
0,1 │ 0,2 │ 0,3 │
0,4 │ 0,5 │ 0,55│
0,6 │ 0,65 │
│N,
% │ 0,0 │
4 │ 8
│ 11 │ 15 │ 20
│ 21 │ 23 │
24 │
├───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────────┤
│ -1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│k,
м │ 0,7 │
0,75│ 0,8 │ 0,85│
0,9 │ 0,95│ 1,0 │
1,05│ 1,1 │
│N,
% │ 26 │ 28
│ 29 │ 31 │ 32
│ 34 │ 35 │ 36
│ 38 │
├───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────────┤
│ -1 │ │ │ │ │ │ │ │ │
│
│k,
м │ 1,15│
1,2 │ 1,25│ 1,3 │
1,35│ 1,4 │ 1,45│
1,5 │ 1,55 │
│N,
% │ 39 │ 40
│ 42 │ 43 │ 44
│ 45 │ 46 │ 47
│ 49 │
├───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────────┤
│ -1 │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│k,
м │ 1,6 │
1,65│ 1,7 │ 1,75│
1,8 │ 1,85│ 1,9 │
1,95│ 2,0 │
│N,
% │ 50 │ 51
│ 52 │ 53 │ 54
│ 55 │ 56 │ 57
│ 58 │
├───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────────┤
│ -1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│k,
м │ 2,05│
2,1 │ 2,15│ 2,2 │
2,25│ 2,3 │ 2,35│
2,4 │ 2,45 │
│N,
% │ 59 │ 59,5 │ 60 │ 61
│ 62 │ 63 │ 64
│ 64,4 │ 65 │
├───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────────┤
│ -1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│k,
м │ 2,5 │
2,55│ 2,6 │ 2,65│
2,7 │ 2,75│ 2,8 │
2,85│ 2,9 │
│N,
% │ 66 │ 67
│ 67,3 │ 68 │
69 │ 69,3 │ 70 │ 71
│ 71,3 │
├───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────────┤
│ -1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│k,
м │ 3,0 │
3,05│ 3,1 │ 3,15│
3,2 │ 3,25│ 3,3 │
3,35│ 3,4 │
│N,
% │ 72,5 │ 73 │ 73,6 │ 72 │ 75
│ 75,3 │ 76 │
76,3 │ 77 │
├───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────────┤
│ -1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│k,
м │ 3,45│
3,5 │ 3,55│ 3,6 │
3,65│ 3,7 │ 3,75│
3,8 │ 3,85 │
│N,
% │ 77,3 │ 78 │ 78,3 │ 79 │ 79,2 │ 80 │ 80,1 │ 80,5 │ 81
│
├───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────────┤
│ -1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│k,
м │ 3,9 │
3,95│ 4,0 │ 4,05│
4,1 │ 4,15│ 4,2 │
4,25│бесконеч-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ность │
│N,
% │ 81,3 │ 81,7 │
82 │ 82,5 │ 83 │ 83,3 │ 83,7 │ 84 │100 │
├───────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────────┤
│ Примечание. Пересчет значений N в k
проводят по формуле │
│
│
│ 1 N │
│ k = - - ln(1 - ---), │
│ L 100 │
│ │
│
-1
│
│ где k - коэффициент поглощения света, м ; │
│ L - эффективная база дымомера, м; │
│ N - коэффициент ослабления света,
%. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Приложение Б
(справочное)
ХАРАКТЕРНЫЕ
ФОРМЫ ГРАФИКОВ ЗАВИСИМОСТИ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ (n)
И ДЫМНОСТИ (k) ОТ
ВРЕМЕНИ (t) ЗА ЕДИНИЧНЫЙ
ЦИКЛ СВОБОДНОГО
УСКОРЕНИЯ
а - начало 1-го
цикла свободного ускорения;
б - окончание 1-го и начало 2-го цикла свободного ускорения;
1 - частота
вращения коленчатого вала двигателя (n);
2 - дымность отработавших газов двигателя (k);
- минимальная частота вращения;
- максимальная частота вращения;
- общее время одного цикла свободного
ускорения (12 - 15 с);
- время свободного ускорения от
до
(1 - 2 с);
- время нажатой до упора педали (2 - 3 с);
- время работы на
(8 - 10 с);
- максимальное значение дымности
в режиме свободного ускорения.
Приложение В
(справочное)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ,
ОСНАЩЕННЫХ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
Экологическая
классификация автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, в
зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ
представлена в таблице В.1.
Таблица В.1
┌──────────────┬─────────────────────────┬────────────────────────────────┐
│Экологический │ Категории транспортных │
Выполняемые требования
│
│ класс
│ средств, оснащенных │
к предельному содержанию
│
│ │ двигателями с │ вредных
(загрязняющих) │
│ │воспламенением от сжатия
│ веществ │
├──────────────┼─────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 4
│ M и M максимальной │ Правила ЕЭК ООН N 83-05 [2], │
│ │ 1
2 │уровень выбросов B │
│ │массой не более 3,5 т │ │
│
├─────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ │ N │ Правила ЕЭК ООН
N 83-05 [2], │
│ │ 1 │уровень выбросов
B, или Правила │
│ │ │ЕЭК ООН N 49-04
[3], уровень │
│ │ │выбросов B1,
или Правила ЕЭК ООН│
│ │ │N 49-05 [4],
уровень выбросов B1│
│
├─────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ │ M максимальной массой │ Правила ЕЭК ООН N 49-04 [3], │
│ │ 1 │уровень выбросов
B1, или Правила│
│ │свыше 3,5 т, M , M ,
N и│ЕЭК
ООН N 49-05 [4], уровень │
│ │ 2 3
2 │выбросов B1 │
│ │N │ │
│ │ 3 │ │
│
├─────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ │ M максимальной массой │ Правила ЕЭК ООН N 96-02 [5] │
│ │ 1
│ │
│ │свыше 3,5 т, M , M , N ,
│
│
│ │ 2 3
1 │ │
│ │N и N
повышенной │ │
│ │ 2 3 │ │
│ │проходимости, с приводом
│
│
│ │на все колеса, в том │ │
│ │числе с отключаемым │ │
│ │приводом одной из
осей │ │
├──────────────┼─────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 5
│ M и M максимальной │ Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6] │
│ │ 1
2 │ │
│ │массой не более 3,5 т │ │
│
├─────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ │ N │ Правила ЕЭК ООН
N 83-06 [6], │
│ │ 1 │или Правила ЕЭК
ООН N 49-05 [4],│
│ │ │уровень
выбросов B2, C │
│ ├─────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ │ M максимальной массой │ Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4], │
│ │ 1 │уровень выбросов
B2, C │
│ │свыше 3,5 т, M , M ,
N и│ │
│ │ 2 3
2 │ │
│ │N │ │
│ │ 3 │ │
└──────────────┴─────────────────────────┴────────────────────────────────┘
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] ПР
50.2.006-94 Государственная система
обеспечения единства
измерений. Порядок проведения
поверки средств
измерений
[2] Правила ЕЭК ООН Единообразные предписания,
касающиеся официального
N 83-05
утверждения транспортных средств
в отношении выбросов
загрязняющих веществ в
зависимости от топлива,
необходимого для двигателя
[3] Правила ЕЭК ООН Единообразные предписания,
касающиеся официального
N 49-04
утверждения двигателей с
воспламенением от сжатия и
двигателей, работающих на
природном газе, а также
двигателей с принудительным
зажиганием, работающих на
сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных
средств,
оснащенных
двигателями с принудительным зажиганием,
работающими на СНГ,
в отношении выделяемых
ими
загрязняющих веществ
[4] Правила ЕЭК ООН Единообразные предписания,
касающиеся официального
N 49-05
утверждения двигателей с
воспламенением от сжатия и
двигателей, работающих на
природном газе, а также
двигателей с принудительным
зажиганием, работающих на
сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных
средств,
оснащенных
двигателями с принудительным зажиганием,
работающими на СНГ,
в отношении выделяемых
ими
загрязняющих веществ
[5] Правила ЕЭК ООН Единообразные предписания,
касающиеся официального
N 96-02
утверждения двигателей с
воспламенением от сжатия для
установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах и
внедорожной мобильной технике
в отношении выброса
загрязняющих веществ этими двигателями
[6] Правила ЕЭК ООН Единообразные предписания,
касающиеся официального
N 83-06
утверждения транспортных средств
в отношении выбросов
загрязняющих веществ в
зависимости от топлива,
необходимого для двигателя