Поиск по базе документов:

Бесплатное обучение по алготрейдингу на Python и Backtrader

 

Утвержден и введен в действие

Постановлением Госстандарта России

от 18 декабря 2003 г. N 375-ст

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ

С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ

 

ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ.

НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

 

Motor vehicles, equipped with compression ignition engines.

Visible pollutants.

Norms and methods of the control for estimation

of technical condition

 

ГОСТ Р 52160-2003

 

Группа Д24

 

ОКС 43.060;

ОКП 45 6132

 

Дата введения

1 января 2005 года

 

Предисловие

 

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации.

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги".

3. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. N 375-ст.

4. Настоящий стандарт соответствует "Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров", принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) "Единообразные предписания, касающиеся: I. Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. Измерения мощности двигателей" в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.

Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС "О принятии единообразных предписаний для стран - членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов" и Директивой 72/306/ЕЕС "О принятии единообразных предписаний стран - членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах".

5. Введен впервые.

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее - дымность) в режиме свободного ускорения для транспортных средств категорий M, N, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее - автомобилей), находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния.

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) Единообразные предписания, касающиеся:

I. Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности;

II. Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции;

III. Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности;

IV. Измерения мощности двигателей

ГОСТ 12.1.003-83. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-2004. Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования.

 

3. Термины и определения

 

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:

3.1. Свободное ускорение: увеличение частоты вращения коленчатого вала (далее - частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее - педали) из исходного положения до упора за 0,5 - 1,0 с.

3.2. Максимальная частота вращения , : достигаемая при нажатой до упора педали частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода.

3.3. Минимальная частота вращения , : частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.

3.4. Дымомер: прибор, предназначенный для непрерывного измерения k и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24.

3.5. Эффективная база дымомера L, м: длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.

3.6. Пробоотборная система: устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24.

3.7. Коэффициент поглощения света k, : значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до .

3.8. Коэффициент ослабления света N, %: значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100%.

3.9. Дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения , : максимальное значение коэффициента поглощения (см. Приложение Б), измеренное в режиме свободного ускорения.

3.10. Результат измерения дымности в режиме свободного ускорения , : среднеарифметическое значение четырех последних измерений , полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2.

3.11. Предельно допустимое значение дымности , : предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, установленное для автомобиля в соответствии с 4.2 или 4.3.

3.12. Рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.

3.13. Транспортное средство, находящееся в эксплуатации: автомобиль, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке.

3.14. Изготовитель: лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).

3.15. Экологический класс: классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.

3.16. Транспортное средство: механическое устройство на колесном ходу категорий M, N, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования

 

4. Нормы дымности

 

4.1. Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света k, вспомогательным - коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100% ослабления света. Пересчет k в N для дымомера с L, равной 0,43 м, приведен в Приложении А.

4.2. Дымность  автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения , указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенного на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24.

4.3. Дымность  автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:

 - для двигателей без наддува;

 - для двигателей с наддувом.

Дымность  на режиме свободного ускорения для автомобилей 4-го и более высоких экологических классов (см. Приложение В) - не более .

 

5. Методы контроля

 

5.1. Условия проведения испытаний

5.1.1. Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °C до 35 °C и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.

5.1.2. Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.

5.2. Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе

5.2.1. Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.

5.2.2. Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 - 100 °C и погрешностью измерений не более +2,5% верхнего предела измерений.

5.2.3. Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном  и погрешностью измерений не более +2,5% верхнего предела измерений.

5.2.4. Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке [1].

5.2.5. Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К к ГОСТ Р 41.24.

5.3. Подготовка к измерениям

5.3.1. Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.

5.3.2. Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных изготовителем, но не ниже 60 °C.

Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.

5.3.3. Измеряют значения  и , которые должны быть в пределах, установленных изготовителем.

5.3.4. Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:

- заглушают двигатель (при его работе);

- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;

- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов;

- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;

- запускают двигатель;

- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение "нейтраль" или "паркинг".

Примечание. Исключено с 1 июля 2012 года. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст.

 

5.3.5. При проверке дымности автомобилей с автоматической коробкой передач должны учитываться требования изготовителя по обеспечению свободного вращения ведущих колес на режиме свободного ускорения.

5.4. Измерение дымности

5.4.1. Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:

- при работе двигателя в режиме холостого хода на  равномерно перемещают педаль за 0,5 - 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2 - 3 с. Отпускают педаль и через 8 - 10 с приступают к выполнению следующего цикла;

- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;

- измеряют значения  на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;

- измеренные значения  считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной ;

- определяют среднеарифметическое значение  четырех последних измерений , которое принимается за результат измерения.

График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в процессе цикла свободного ускорения приведен в Приложении Б.

5.4.2. Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение , полученное в одной из выпускных труб.

 

6. Требования безопасности

 

6.1. В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:

- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;

- уровень шума - по ГОСТ 12.1.003;

- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.

6.2. При измерении дымности в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.

 

 

 

 

 

Приложение А

(справочное)

 

ПЕРЕСЧЕТ ЗНАЧЕНИЙ k В N

(ДЛЯ ДЫМОМЕРА С L, РАВНОЙ 0,43 м)

 

┌───────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬─────────┐

    -1 │                                                        

│k, м     0,0 │  0,1 │  0,2 │  0,3 │  0,4 │  0,5 │  0,55│  0,6 │   0,65 

│N, %     0,0 │  4     8   │ 11   │ 15   │ 20   │ 21   │ 23     24    

├───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────────┤

    -1 │                                                        

│k, м     0,7 │  0,75│  0,8 │  0,85│  0,9 │  0,95│  1,0 │  1,05│   1,1  

│N, %   │ 26   │ 28   │ 29   │ 31   │ 32   │ 34   │ 35   │ 36     38    

├───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────────┤

    -1 │                                                         

│k, м     1,15│  1,2 │  1,25│  1,3 │  1,35│  1,4 │  1,45│  1,5 │   1,55 

│N, %   │ 39   │ 40   │ 42   │ 43   │ 44   │ 45   │ 46   │ 47     49    

├───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────────┤

    -1 │                                                        

│k, м     1,6 │  1,65│  1,7 │  1,75│  1,8 │  1,85│  1,9 │  1,95│   2,0  

│N, %   │ 50   │ 51   │ 52   │ 53   │ 54   │ 55   │ 56   │ 57     58    

├───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────────┤

    -1 │                                                        

│k, м     2,05│  2,1 │  2,15│  2,2 │  2,25│  2,3 │  2,35│  2,4 │   2,45 

│N, %   │ 59   │ 59,5 │ 60   │ 61   │ 62   │ 63   │ 64   │ 64,4 │  65    

├───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────────┤

    -1 │                                                        

│k, м     2,5 │  2,55│  2,6 │  2,65│  2,7 │  2,75│  2,8 │  2,85│   2,9  

│N, %   │ 66   │ 67   │ 67,3 │ 68   │ 69   │ 69,3 │ 70   │ 71     71,3  

├───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────────┤

    -1 │                                                        

│k, м     3,0 │  3,05│  3,1 │  3,15│  3,2 │  3,25│  3,3 │  3,35│   3,4  

│N, %   │ 72,5 │ 73   │ 73,6 │ 72   │ 75   │ 75,3 │ 76   │ 76,3 │  77    

├───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────────┤

    -1 │                                                        

│k, м     3,45│  3,5 │  3,55│  3,6 │  3,65│  3,7 │  3,75│  3,8 │   3,85 

│N, %   │ 77,3 │ 78   │ 78,3 │ 79   │ 79,2 │ 80   │ 80,1 │ 80,5 │  81    

├───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────────┤

    -1 │                                                        

│k, м     3,9 │  3,95│  4,0 │  4,05│  4,1 │  4,15│  4,2 │  4,25│бесконеч-│

                                                       ность   

│N, %   │ 81,3 │ 81,7 │ 82   │ 82,5 │ 83   │ 83,3 │ 83,7 │ 84   │100     

├───────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────────┤

    Примечание. Пересчет значений N в k проводят по формуле             

                                                                        

                                1         N                             

                          k = - - ln(1 - ---),                          

                                L        100                            

                                                                         

                                           -1                           

    где k - коэффициент поглощения света, м  ;                          

        L - эффективная база дымомера, м;                                

        N - коэффициент ослабления света, %.                            

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

 

 

 

 

Приложение Б

(справочное)

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ФОРМЫ ГРАФИКОВ ЗАВИСИМОСТИ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ (n)

И ДЫМНОСТИ (k) ОТ ВРЕМЕНИ (t) ЗА ЕДИНИЧНЫЙ

ЦИКЛ СВОБОДНОГО УСКОРЕНИЯ

 

 

а - начало 1-го цикла свободного ускорения;

б - окончание 1-го и начало 2-го цикла свободного ускорения;

1 - частота вращения коленчатого вала двигателя (n);

2 - дымность отработавших газов двигателя (k);

 - минимальная частота вращения;

 - максимальная частота вращения;

 - общее время одного цикла свободного ускорения (12 - 15 с);

 - время свободного ускорения от  до  (1 - 2 с);

 - время нажатой до упора педали (2 - 3 с);

 - время работы на  (8 - 10 с);

 - максимальное значение дымности в режиме свободного ускорения.

 

 

 

 

 

Приложение В

(справочное)

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ,

ОСНАЩЕННЫХ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ

 

Экологическая классификация автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице В.1.

 

Таблица В.1

 

┌──────────────┬─────────────────────────┬────────────────────────────────┐

Экологический │ Категории транспортных      Выполняемые требования     

    класс        средств, оснащенных       к предельному содержанию   

                    двигателями с           вредных (загрязняющих)    

              │воспламенением от сжатия │            веществ            

├──────────────┼─────────────────────────┼────────────────────────────────┤

      4       │ M  и M  максимальной    │ Правила ЕЭК ООН N 83-05 [2],  

                1    2                 │уровень выбросов B             

              │массой не более 3,5 т                                   

              ├─────────────────────────┼────────────────────────────────┤

              │ N                       │ Правила ЕЭК ООН N 83-05 [2],  

                1                      │уровень выбросов B, или Правила │

                                       │ЕЭК ООН N 49-04 [3], уровень   

                                       │выбросов B1, или Правила ЕЭК ООН│

                                       │N 49-05 [4], уровень выбросов B1│

              ├─────────────────────────┼────────────────────────────────┤

              │ M  максимальной массой  │ Правила ЕЭК ООН N 49-04 [3],  

                1                      │уровень выбросов B1, или Правила│

              │свыше 3,5 т, M , M , N  и│ЕЭК ООН N 49-05 [4], уровень   

                            2   3   2  │выбросов B1                    

              │N                                                       

              │ 3                                                      

              ├─────────────────────────┼────────────────────────────────┤

              │ M  максимальной массой  │ Правила ЕЭК ООН N 96-02 [5]   

                1                                                     

              │свыше 3,5 т, M , M , N , │                               

                            2   3   1                                 

              │N  и N  повышенной                                       

              │ 2    3                                                 

              │проходимости, с приводом │                               

              │на все колеса, в том                                    

              │числе с отключаемым                                     

              │приводом одной из осей                                  

├──────────────┼─────────────────────────┼────────────────────────────────┤

      5       │ M  и M  максимальной    │ Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6]   

                1    2                                                

              │массой не более 3,5 т                                   

              ├─────────────────────────┼────────────────────────────────┤

              │ N                       │ Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6],  

                1                      │или Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4],│

                                       │уровень выбросов B2, C         

              ├─────────────────────────┼────────────────────────────────┤

              │ M  максимальной массой  │ Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4],  

                1                      │уровень выбросов B2, C         

              │свыше 3,5 т, M , M , N  и│                               

                            2   3   2                                 

              │N                                                       

              │ 3                                                       

└──────────────┴─────────────────────────┴────────────────────────────────┘

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

[1] ПР 50.2.006-94   Государственная     система    обеспечения    единства

                     измерений.    Порядок   проведения   поверки   средств

                     измерений

[2] Правила ЕЭК ООН  Единообразные   предписания,  касающиеся  официального

N 83-05              утверждения  транспортных средств в отношении выбросов

                     загрязняющих   веществ   в   зависимости  от  топлива,

                     необходимого для двигателя

[3] Правила ЕЭК ООН  Единообразные   предписания,  касающиеся  официального

N 49-04              утверждения  двигателей  с  воспламенением от сжатия и

                     двигателей,  работающих  на  природном  газе,  а также

                     двигателей  с принудительным зажиганием, работающих на

                     сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств,

                     оснащенных  двигателями  с  принудительным зажиганием,

                     работающими   на   СНГ,  в  отношении  выделяемых  ими

                     загрязняющих веществ

[4] Правила ЕЭК ООН  Единообразные   предписания,  касающиеся  официального

N 49-05              утверждения  двигателей  с  воспламенением от сжатия и

                     двигателей,  работающих  на  природном  газе,  а также

                     двигателей  с принудительным зажиганием, работающих на

                     сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств,

                     оснащенных  двигателями  с  принудительным зажиганием,

                     работающими   на   СНГ,  в  отношении  выделяемых  ими

                     загрязняющих веществ

[5] Правила ЕЭК ООН  Единообразные   предписания,  касающиеся  официального

N 96-02              утверждения  двигателей с воспламенением от сжатия для

                     установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах и

                     внедорожной  мобильной  технике  в  отношении  выброса

                     загрязняющих веществ этими двигателями

[6] Правила ЕЭК ООН  Единообразные   предписания,  касающиеся  официального

N 83-06              утверждения  транспортных средств в отношении выбросов

                     загрязняющих   веществ   в   зависимости  от  топлива,

                     необходимого для двигателя

 

 





ТЕХНОРМАТИВЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И ПРОЕКТИРОВЩИКОВ

Яндекс цитирования


Copyright © www.docstroika.ru, 2013 - 2024