ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
ПИСЬМО
от 28 января 2004 г. N НК-586/19
О СОЗДАНИИ ЕДИНЫХ СТРУКТУР
ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА
В настоящее время
система архитектурно-строительного надзора включает в себя Управление Главной
инспекции Госархстройнадзора Госстроя России,
инспекцию Госархстройнадзора Министерства обороны
Российской Федерации, инспекции Госархстройнадзора
субъектов Российской Федерации и инспекции архитектурно-строительного надзора
муниципальных образований.
При этом
осуществление органами местного самоуправления государственных функций в части
архитектурно-строительного надзора противоречит ст. 12 Конституции Российской
Федерации и в ряде субъектов Российской Федерации прокуратурами было признано
незаконным.
Согласно ст. 131
Конституции Российской Федерации наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законом с
передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В
то же время действующим законодательством не предусмотрена возможность
наделения работников муниципальных образований должностными полномочиями
соответствующих работников государственного архитектурно-строительного надзора
в части производства по делам об административных правонарушениях, без чего
снижается эффективность осуществления указанного надзора.
Учитывая изложенное, решением коллегии Госстроя России (протокол от
06.03.2002 N 3) "О совершенствовании работы государственных надзорных и
контрольных органов в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства"
была подтверждена необходимость создания единых структур органов Госархстройнадзора в субъектах Российской Федерации. При
этом учитывался положительный опыт создания такого рода структур в целом ряде
регионов, прежде всего в Республике Коми, Ставропольском крае, г. Москве и
Московской области.
Проектом
Постановления Правительства Российской Федерации "О государственном
архитектурно-строительном надзоре в Российской Федерации" также
предусматривается функционирование единых структур государственного
архитектурно-строительного надзора в субъектах Российской Федерации.
В последнее время
работа по созданию единых структур Госархстройнадзора
была несколько активизирована.
Такого рода
структуры созданы более чем в 30 субъектах Российской Федерации. Наиболее
ответственно отнеслись к совершенствованию деятельности Госархстройнадзора
в Республиках Бурятия, Саха (Якутия) и Татарстан, Хабаровском крае, Амурской,
Кемеровской, Саратовской и Ярославской областях, Ханты-Мансийском автономном
округе.
В Ставропольском
крае и г. Москве рост объемов строительства сопровождается увеличением
численности инспекций Госархстройнадзора.
В то же время в
ряде субъектов Российской Федерации процесс создания единых структур Госархстройнадзора неоправданно затягивается. К их числу относятся Республики Алтай, Башкортостан, Карелия,
Удмуртская Республика, Краснодарский и Приморский края, Архангельская,
Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская,
Иркутская, Ивановская, Камчатская, Кировская, Курганская, Ленинградская,
Липецкая, Магаданская, Мурманская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская,
Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Сахалинская,
Смоленская, Тамбовская, Тверская, Челябинская, Читинская области, большинство
автономных округов.
Рост объемов
строительства в редких случаях сопровождается увеличением штатной численности
органов Госархстройнадзора, в большинстве своем она
не соответствует расчетной.
Целый ряд инспекций
Госархстройнадзора находятся в составе поднадзорных
им структур управления и не являются юридическими лицами.
Учитывая
изложенное, в целях приведения структуры государственных надзорных органов в
соответствие с федеральным законодательством Госстрой России предлагает
дополнительно рассмотреть вопросы создания единых структур Госархстройнадзора,
повышения эффективности их деятельности.
Н.П.КОШМАН