ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ОДМ 218.1.001-2005
Предисловие
1. Разработан Техническим комитетом по стандартизации ТК-418
"Дорожное хозяйство", Московским автомобильно-дорожным институтом
(государственным техническим университетом), Центром метрологии, испытаний и
сертификации МАДИ (ГТУ) с учетом замечаний и предложений ФГУ
"Росдортехнология", Российского союза научных и инженерных обществ,
Российской академии транспорта, Российской ассоциации территориальных органов
управления автомобильными дорогами "Радор", Российской ассоциации
подрядных организаций в дорожном хозяйстве "Аспор", Ассоциации
проектных организаций "Родос", ОАО "ГипродорНИИ", ГП
"РосдорНИИ", ДортрансНИИ Ростовского ГСУ.
2. Согласован Национальным институтом технического
регулирования 01.07.2005 N 04/64.
3. Внесен Управлением организации научно-технических
исследований и конкурсов и Управлением имущества и правового обеспечения
Федерального дорожного агентства.
4. Издан на
основании распоряжения Федерального дорожного агентства от "__"
_______________ 2005 г. N _____.
5. Имеет
рекомендательный характер.
Раздел 1.
Область применения
Отраслевой дорожный
методический документ "Рекомендации по разработке и применению документов
технического регулирования в сфере дорожного хозяйства" (далее -
методический документ) разработан в соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального
закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее -
ФЗ "О техническом регулировании") и является актом рекомендательного
характера в дорожном хозяйстве.
Настоящий
методический документ разъясняет и определяет принципы применения и соблюдения
норм в сфере дорожного хозяйства с учетом действия ФЗ "О техническом
регулировании", а также классификацию, порядок разработки, экспертизы,
регистрации, издания, обновления, отмены и применения документов технического
регулирования в указанной сфере.
Раздел 2.
Нормативные ссылки
В настоящем
методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
а) Федеральный
закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
б) ГОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты
национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления
и отмены;
в) ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты
организаций. Общие положения;
г) ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты
национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и
обозначения;
д) ГОСТ Р 1.10-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Правила
стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки,
утверждения, изменения, пересмотра и отмены;
е) ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины
и определения.
Раздел 3.
Термины и определения
В настоящем
методическом документе применяются следующие термины с соответствующими
определениями:
Дорожное
хозяйство - комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования
Российской Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющие
обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и
содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научных
исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу
и переработку материалов и иную деятельность, связанную со строительством,
реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.
Техническое
регулирование - правовое регулирование отношений в области установления,
применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а
также в области установления и применения на добровольной основе требований к
продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое
регулирование отношений в области оценки соответствия (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
Технический
регламент - документ, который принят международным договором Российской
Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, или федеральным законом, или Указом Президента Российской
Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации и
устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам
технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и
сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации) (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
Стандарт -
документ, в котором в целях добровольного многократного использования
устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и
характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Стандарт может
также содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или
этикеткам и правилам их нанесения (статья 2 ФЗ "О техническом
регулировании").
Национальный
стандарт Российской Федерации - утвержденный Национальным органом Российской
Федерации по стандартизации (статья 2 ФЗ "О техническом
регулировании").
Стандарт
организации - стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей
стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения
качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для
распространения и использования полученных в различных областях знаний
результатов исследований (испытаний), измерений и разработок (ГОСТ Р 1.12-2004).
Отраслевой дорожный
методический документ - акт рекомендательного характера, изданный распоряжением
федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве, разъясняющий
методологию и положения нормативных правовых актов технического регулирования и
(или) содержащий технические рекомендации в области проектирования,
строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания
автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Раздел 4.
Основные принципы применения
и соблюдения норм в
сфере дорожного хозяйства
а) В соответствии
со статьей 3 ФЗ "О техническом регулировании" техническое
регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
- применения единых
правил установления требований к продукции, процессам производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ
или оказанию услуг;
- соответствия
технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития
материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
- независимости
органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов,
исполнителей и приобретателей;
- единой системы и
правил аккредитации;
- единства правил и
методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур
обязательной оценки соответствия;
- единства
применения требований технических регламентов независимо от видов или
особенностей сделок;
- недопустимости
ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
- недопустимости
совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по
сертификации;
- недопустимости
совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
- недопустимости
внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением
требований технических регламентов.
б) В соответствии
со статьями 4, 8 и 13 ФЗ "О техническом регулировании" к основным
документам системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства
относятся:
- технические
регламенты (общие и специальные);
- национальные
стандарты, правила (нормы) стандартизации и рекомендации по стандартизации,
общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- стандарты
организаций;
- акты
рекомендательного характера, издаваемые распоряжением федерального органа
исполнительной власти в дорожном хозяйстве.
в) В соответствии
со статьями 6 и 8 ФЗ "О техническом регулировании" обязательные
требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью
требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов.
Требования общих
технических регламентов обязательны для применения и соблюдения в отношении
любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации.
Специальные
технические регламенты устанавливают обязательные требования только к тем
отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми
выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.
Технические
регламенты принимаются только в целях:
- защиты жизни и
здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или
муниципального имущества;
- охраны окружающей
среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения
действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Технические
регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны
и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или
особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся
изготовителями, продавцами, приобретателями.
г) В соответствии
со статьей 15 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.2-2004 национальные стандарты применяются на
добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или)
места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания
услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями,
исполнителями, продавцами, приобретателями.
д) В соответствии с
ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 правила (нормы)
стандартизации устанавливают обязательные для применения
организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют
отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют
порядок и методы выполнения работ по стандартизации на период до принятия
соответствующих специальных технических регламентов, после чего данные
положения должны быть утверждены Постановлением Правительства Российской
Федерации.
е) В соответствии с
ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 рекомендации по
стандартизации содержат советы организационно-методического характера, которые
касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению
основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые
целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в
основополагающем национальном стандарте.
ж) В
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября
2003 г. N 677 общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной
информации (далее - общероссийские классификаторы) устанавливают
систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и
(или) классификационных группировок и направлены для применения при создании
государственных информационных систем и информационных ресурсов и
межведомственном обмене информацией.
и) В соответствии
со статьей 17 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.4-2004 стандарты организаций применяются равным образом
и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции,
осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок
и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами,
приобретателями.
Стандарты
организаций применяются в сфере дорожного хозяйства для целей совершенствования
производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания
услуг, а также для распространения и использования полученных в различных
областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Стандарты
организации, принятые конкретным субъектом хозяйственной деятельности,
соблюдаются им в обязательном порядке.
Стандарты
профессиональных научных, общественных объединений, ассоциаций, союзов,
инженерных обществ и других объединений юридических лиц обязательны для организаций,
являющихся членами этих объединений и официально подтвердивших готовность
принять на себя эти обязательства.
к) Документы
рекомендательного характера (далее - отраслевые дорожные методические
документы) в сфере дорожного хозяйства применяются на добровольной основе для
целей разъяснения методологии и положений нормативных правовых актов, других
нормативных документов системы технического регулирования в сфере дорожного
хозяйства.
л) Совокупность
документов системы технического регулирования, обеспечивающих функционирование
дорожного хозяйства, представлена в таблице 1.
Таблица 1
ДОКУМЕНТЫ
ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
┌───┬───────────────┬───────────────────┬────────────────────────────────┐
│
N │ Наименование │ Утверждающая │
Назначение документа
│
│п/п│
документа │ инстанция │ │
├───┴───────────────┴───────────────────┴────────────────────────────────┤
│ Технические регламенты │
├───┬───────────────┬───────────────────┬────────────────────────────────┤
│а)
│Общие │Принимаются
между- │Устанавливает обязательные для │
│ │технические │народным договором │применения
и исполнения │
│ │регламенты │Российской Федера-
│требования по вопросам:
│
│ │ │ции, федеральным │- безопасной эксплуатации и │
│ │ │законом, Указом │утилизации машин и
оборудования;│
│ │ │Президента Российс-│- безопасной эксплуатации зда- │
│ │ │кой Федерации, Пос-│ний, строений, сооружений и │
│ │ │тановлением Прави- │безопасного использования │
│ │ │тельства Российской│прилегающих к ним территорий; │
│ │ │Федерации (статья
2│- пожарной безопасности;
│
│
│ │ФЗ
"О техническом │-
биологической безопасности; │
│ │ │регулировании") │- электромагнитной
совмести- │
│ │ │ │мости; │
│ │ │ │- экологической
безопасности; │
│ │ │ │- ядерной и
радиационной │
│ │ │ │безопасности │
├───┼───────────────┤
├────────────────────────────────┤
│б)
│Специальные
│ │Устанавливают
требования только │
│ │технические │ │к тем объектам
технического │
│ │регламенты │ │регулирования, в
отношении │
│ │ │ │которых
цели, определенные для │
│ │ │ │принятия технических регламен-
│
│ │ │ │тов, не
обеспечиваются требо- │
│ │ │ │ваниями общих
технических │
│ │ │ │регламентов │
├───┴───────────────┴───────────────────┴────────────────────────────────┤
│ Документы в области
стандартизации
│
├───┬───────────────┬───────────────────┬────────────────────────────────┤
│в)
│Национальные │Утверждаются
Нацио-│Документ, в котором в целях │
│ │стандарты │нальным органом │добровольного
многократного │
│ │ │Российской Федера- │использования устанавливаются │
│ │ │ции по стандарти-
│характеристики продукции,
│
│
│ │зации
(статья 14 │правила осуществления
и │
│
│ │ФЗ
"О техническом
│характеристики процессов
│
│ │ │регулировании") │производства эксплуатации, │
│ │ │ │хранения, перевозки,
реализации │
│ │
│ │и утилизации,
выполнения работ │
│ │ │ │или оказания услуг.
Стандарт │
│ │ │ │может содержать
требования к
│
│ │ │ │терминологии,
символике, упаков-│
│ │ │ │ке, маркировке или
этикеткам и │
│ │ │ │правилам их
нанесения. │
│ │ │ │Национальные
стандарты обеспечи-│
│ │ │ │вают доказательную
базу спе- │
│ │ │ │циальных технических
регламентов│
│ │ │ │в сфере дорожного
хозяйства в
│
│ │ │ │случаях, если в регламентах на │
│ │ │ │них имеется
ссылка │
├───┼───────────────┼───────────────────┼────────────────────────────────┤
│г)
│Правила (нормы)│Утверждаются Феде-
│Устанавливают обязательные для
│
│ │в области стан-│ральным
агентством │применения организацинно-методи-│
│ │дартизации │по техническому ре-│ческие
положения, которые допол-│
│ │ │гулированию и мет- │няют или конкретизируют отдель- │
│ │ │рологии │ные положения
основополагающего │
│ │ │(ГОСТ Р
1.10) │национального стандарта
и опре- │
│ │ │ │деляют порядок и
методы выполне-│
│ │ │ │ния работ по
стандартизации │
├───┼───────────────┼───────────────────┼────────────────────────────────┤
│д)
│Рекомендации │Утверждаются
Феде- │Содержат советы организационно- │
│ │по стандарти- │ральным агентством
│методического характера, которые│
│
│зации │по техническому │касаются проведения работ по │
│ │ │регулированию и │стандартизации и способствуют │
│ │ │метрологии │применению основополагающего │
│ │ │(ГОСТ Р
1.10) │национального стандарта
или │
│ │ │ │содержат положения,
которые │
│ │ │ │целесообразно
предварительно │
│ │ │ │проверить на практике
до их │
│ │ │ │установления в основополагающем │
│ │ │ │национальном стандарте
│
├───┼───────────────┼───────────────────┼────────────────────────────────┤
│е)
│Общероссийские │Принимаются Феде- │Устанавливают систематизирован-
│
│ │классификаторы │ральным
агентством │ный перечень наименований и │
│ │технико- │по техническому ре-│кодов
объектов классификации и │
│ │экономической │гулированию и мет-
│(или) классификационных группи- │
│ │и социальной │рологии │ровок и направлены для
примене- │
│
│информации
│(Постановление
│ния при создании государственных│
│ │ │Правительства Рос- │информационных систем и информа-│
│ │
│сийской
Федерации │ционных ресурсов и
межведомст- │
│ │ │от 10 ноября │венном обмене
информацией │
│
│ │2003
г. N 677) │ │
├───┼───────────────┼───────────────────┼────────────────────────────────┤
│ж)
│Стандарты │Принимаются
органи-│Применяются для целей совершенс-│
│ │организаций │зациями самостоя- │твования производства и обеспе-
│
│
├───────────────┤тельно
на основании│чения качества продукции, выпол-│
│
- │Стандарты │п. 1 ст.
17 ФЗ "О
│нения работ, оказания услуг, а │
│ │профессиональ-
│техническом регули-│также для распространения и │
│ │ных научных, │ровании" и могут │использования полученных в раз-
│
│ │общественных, │согласовываться с │личных областях
знаний результа-│
│ │инженерных ор-
│федеральным органом│тов исследований (испытаний), │
│ │ганизаций, ас-
│исполнительной
│измерений и разработок
│
│ │социаций и т.п.│власти в
области │ │
│
├───────────────┤дорожного
хозяйства│
│
│ - │Стандарты │(необходимость сог-│ │
│ │конкретных │ласования определя-│ │
│ │субъектов │ется организацией) │ │
│ │хозяйственной │ │ │
│ │деятельности │ │ │
├───┴───────────────┴───────────────────┴────────────────────────────────┤
│ Акты рекомендательного
характера │
├───┬───────────────┬───────────────────┬────────────────────────────────┤
│и)
│Отраслевой │Издается
федераль- │Применяются на добровольной │
│ │дорожный мето-
│ным органом испол- │основе для целей разъяснения │
│ │дический │нительной власти в
│методологии и положений норма-
│
│ │документ: │области дорожного │тивно-правовых актов, других │
│ │ │хозяйства на осно- │документов системы технического │
│ │ │вании п. 3 статьи
4│регулирования в сфере дорожного │
│
│ │ФЗ
"О техническом
│хозяйства
│
│
├───────────────┤регулировании"
├────────────────────────────────┤
│
- │Отраслевой до- │ │Систематизирует
отдельные эле- │
│ │рожный методи-
│ │менты
сферы управления дорожным │
│ │ческий документ│ │хозяйством и
разъясняет положе- │
│ │по организации │ │ния организационно-технических
│
│ │технического │ │основ технического
регулирования│
│ │регулирования │ │в сфере дорожного
хозяйства │
│ │в сфере дорож- │ │ │
│ │ного хозяйства │ │ │
│
├───────────────┤ ├────────────────────────────────┤
│
- │Отраслевой до- │ │Содержит методики
расчета и │
│ │рожный методи-
│ │(или)
разъясняет положения, │
│ │ческий документ│ │устанавливающие
нормативные │
│ │по автомобиль-
│
│параметры конструкций автомо-
│
│ │ным дорогам, │ │бильных дорог и искусственных │
│ │конструкциям и │ │сооружений на них, а
также - к
│
│ │искусственным │ │их
транспортно-эксплуатационному│
│ │сооружениям на
│
│состоянию │
│ │них │ │ │
│
├───────────────┤ ├────────────────────────────────┤
│
- │Отраслевой до- │ │Содержит методики
расчета и │
│ │рожный методи-
│ │(или)
разъясняет положения тех- │
│ │ческий документ│ │нических и технико-экономических│
│ │по ресурсам, │ │нормируемых
параметров ресурсов │
│ │используемым
в │ │и их
сбережение │
│ │дорожном хозяй-│ │ │
│ │стве, и их сбе-│ │ │
│ │режению │ │ │
│ ├───────────────┤
├────────────────────────────────┤
│
- │Отраслевой до- │ │Содержит методики
расчета и │
│ │рожный методи-
│ │(или)
разъясняет положения тех- │
│ │ческий документ│ │нических параметров
по выполне- │
│ │по дорожным
и │ │нию работ на
автомобильных доро-│
│ │мостовым рабо-
│ │гах и
искусственных сооружениях │
│ │там (услугам) │ │на них │
│
├───────────────┤ ├────────────────────────────────┤
│
- │Отраслевой до- │ │Содержит технические
рекоменда- │
│ │рожный методи-
│ │ции по
технологическим процессам│
│ │ческий документ│ │выполнения работ на
автомобиль- │
│ │по технологиям,│ │ных дорогах и искусственных
│
│ │используемым
в │
│сооружениях на них
│
│ │дорожном │ │ │
│ │хозяйстве │ │ │
│
├───────────────┤ ├────────────────────────────────┤
│
- │Отраслевой до- │ │Содержит технические
рекоменда- │
│ │рожный методи-
│ │ции по
обеспечению в дорожном │
│ │ческий документ│ │хозяйстве выполнения специальных│
│ │по обеспечению │
│государственно-регулируемых
│
│ │в дорожном хо-
│ │функций │
│ │зяйстве специ- │ │ │
│ │альных условий │ │ │
│
├───────────────┤ ├────────────────────────────────┤
│
- │Отраслевой до- │ │Содержит технические
рекоменда- │
│ │рожный методи-
│ │ции и
(или) разъясняет положения│
│ │ческий документ│ │в области
соответствия, аккреди-│
│ │по оценке соот-│ │тации, сертификации и
контроля │
│ │ветствия, ак- │ │за соблюдением
требований техни-│
│ │кредитации, │ │ческих регламентов в дорожном │
│ │сертификации и │ │хозяйстве │
│ │контролю за │ │ │
│ │соблюдением │ │ │
│ │требований тех-│ │ │
│ │нических регла-│ │ │
│ │ментов в дорож-│ │ │
│ │ном хозяйстве │ │ │
│
├───────────────┤ ├────────────────────────────────┤
│
- │Отраслевой до- │ │Содержит положения по
сбору, │
│ │рожный методи-
│
│обработке, хранению и использо- │
│ │ческий документ│ │ванию банков данных и
знаний, │
│ │по информацион-│ │организации и
обеспечению │
│ │ному обеспече-
│
│функционирования интегрированной│
│ │нию в дорожном
│
│информационной системы в дорож- │
│ │хозяйстве │ │ном хозяйстве │
└───┴───────────────┴───────────────────┴────────────────────────────────┘
Раздел 5.
Применение нормативных документов
в переходный период
а)
Межгосударственные стандарты (ГОСТ) и государственные стандарты Российской
Федерации (ГОСТ Р), принятые до 1 июля 2003 года, являются национальными
стандартами и на переходный период (до вступления в силу соответствующих
технических регламентов) подлежат обязательному исполнению только в части,
соответствующей целям (статья 46 ФЗ "О техническом регулировании"):
- защиты жизни и
здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или
муниципального имущества;
- охраны окружающей
среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения
действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
б) В переходный
период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) в
дорожном хозяйстве продолжают действовать на добровольной основе, за
исключением обязательных требований, соответствующих целям в пункте а)
настоящего раздела, следующие категории нормативных документов:
- отраслевые
стандарты дорожного хозяйства (ОСТ);
- строительные
нормы и правила (СНиП);
- санитарные нормы
и правила (СанПиН);
- отраслевые
дорожные нормы (ОДН);
- ведомственные
строительные нормы (ВСН);
- нормативные
документы других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае
их регистрации Минюстом России;
- отраслевые
дорожные методические документы (ОДМ);
- стандарты
субъектов Российской Федерации;
- нормы субъектов Российской
Федерации;
- стандарты
предприятий дорожного хозяйства (СТП);
- технические
условия (ТУ).
В данные категории
нормативных документов не могут вноситься изменения и дополнения. В течение переходного периода положения данных нормативных
документов должны быть переведены либо в технические регламенты, либо в
национальные стандарты, либо правила (нормы) в области стандартизации, либо в
рекомендации по стандартизации, либо в общероссийские классификаторы
технико-экономической и социальной информации, либо в стандарты организаций,
либо в отраслевые дорожные методические документы в соответствии с принципами
технического регулирования.
В случае ссылки на
вышеперечисленные нормативные документы в договорной (контрактной)
документации, положения данных документов становятся обязательными для
соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
Раздел 6.
Классификация отраслевых дорожных методических
документов в сфере
дорожного хозяйства
а) Для оптимизации
и систематизации работ отраслевые дорожные методические документы дорожного
хозяйства (далее - ОДМ) классифицируют по классификационным группам,
приведенным в таблице 2.
Таблица 2
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ
ГРУППЫ ОТРАСЛЕВЫХ ДОРОЖНЫХ
МЕТОДИЧЕСКИХ
ДОКУМЕНТОВ
┌─────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐
│Классифи-│
Наименование классификационной группы │
│кационная│
│
│группа │ │
├─────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤
│
1 │Организация
технического регулирования в сфере
│
│ │дорожного хозяйства │
│
2 │Автомобильные дороги,
конструкции и искусственные │
│ │сооружения на них │
│
3 │Ресурсы, используемые
в дорожном хозяйстве, и их │
│ │сбережение │
│
4 │Дорожные и мостовые
работы (услуги) │
│
5 │Технологии,
используемые в дорожном хозяйстве
│
│
6 │Обеспечение в дорожном
хозяйстве специальных условий │
│ │производства
│
│
7 │Оценка соответствия, в
т.ч. аккредитация, сертификация│
│ │и контроль за
соблюдением требований технических
│
│ │регламентов в дорожном
хозяйстве │
│
8 │Информационное
обеспечение в дорожном хозяйстве
│
│ 9
│Другие
│
└─────────┴──────────────────────────────────────────────────────┘
б) В ОДМ
классификационной группы 1 систематизируются отдельные элементы сферы
управления дорожным хозяйством и разъясняются положения
организационно-технических основ технического регулирования в сфере дорожного
хозяйства.
в) В ОДМ
классификационной группы 2 разъясняются положения, устанавливающие:
параметры
конструкций автомобильных дорог по составляющим компонентам:
- земляное полотно,
- дорожная одежда,
- дренаж и
водоотвод;
параметры
искусственных сооружений по составляющим компонентам:
- тоннели и трубы,
- мосты,
путепроводы и эстакады,
- защитные
сооружения,
- объекты сервиса и
элементы обустройства автомобильных дорог;
нормируемые
параметры транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и
искусственных сооружений на них.
г) ОДМ
классификационной группы 3 разъясняют положения технических и
технико-экономических параметров ресурсов, используемых в дорожном хозяйстве, и
их сбережения:
- энергия;
- сырье;
- материалы;
- изделия и
конструкции;
- рабочая сила.
д) ОДМ
классификационной группы 4 разъясняют положения технических параметров
выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них
(мосты, тоннели, эстакады и др.):
- строительство;
- реконструкция;
- модернизация;
- ремонт;
- содержание;
- утилизация.
е) ОДМ
классификационной группы 5 разъясняют положения по технологическим процессам
выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них.
ж) ОДМ
классификационной группы 6 разъясняют положения по обеспечению в дорожном
хозяйстве выполнения специальных государственно-регулируемых функций:
- обеспечение
безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов
движения по дорогам;
- обеспечение
экологической безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них
и процессов движения по автомобильным дорогам;
- обеспечение
единства измерений.
и) ОДМ
классификационной группы 7 разъясняют положения организационно-технических и
других требований в области оценки соответствия, в т.ч. аккредитации,
сертификации и контроля за соблюдением требований
технических регламентов в дорожном хозяйстве.
к) ОДМ
классификационной группы 8 разъясняют положения по сбору, обработке, хранению и
использованию банков данных и знаний, организации и обеспечению
функционирования централизованной интегрированной информационной системы в
дорожном хозяйстве.
Раздел 7. Порядок
разработки, экспертизы, согласования,
утверждения,
регистрации, введения в действие, обновления
и отмены документов
технического регулирования
а) Общие и
специальные технические регламенты разрабатываются, принимаются, изменяются и
отменяются в порядке, установленном статьями 9 и 10 ФЗ "О техническом
регулировании".
б) Правила разработки
национальных стандартов Российской Федерации определены в ст. 16 Федерального
закона "О техническом регулировании". При этом проекты национальных
стандартов Российской Федерации, относящиеся к сфере дорожного хозяйства, в
соответствии со статьей 16 ФЗ "О техническом регулировании"
представляются разработчиками в ТК-418 для организации проведения экспертизы.
В случае ссылки на
утвержденные национальные стандарты в договорной (контрактной) документации,
положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами,
заключившими данный договор (контракт).
в) Общероссийские
классификаторы разрабатываются, принимаются, вводятся в действие, ведутся и
применяются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 10 ноября 2003 г. N 677.
г) Правила
стандартизации и рекомендации по стандартизации разрабатываются, утверждаются,
изменяются, пересматриваются и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.10-2004.
д) Стандарты
организаций разрабатываются, утверждаются, учитываются, изменяются и отменяются
организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 и 12 ФЗ "О
техническом регулировании" и ГОСТ 1.4-2004.
Стандарты
организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации
продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию,
создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок,
на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне
услуги, в соответствии с заключенными договорами (контрактами) (ГОСТ Р 1.4-2004).
В случае ссылки на
утвержденные стандарты организаций в договорной (контрактной) документации
положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами,
заключившими данный договор (контракт).
По решению
организации утверждаемый стандарт может быть направлен в федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства для согласования в порядке,
изложенным в разделе 8 настоящего методического документа.
е) ОДМ
разрабатываются в порядке, изложенном в разделе 9 и 10 настоящих рекомендаций.
В случае ссылки на официально принятые ОДМ в договорной (контрактной)
документации положения данных документов становятся обязательными для
соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
Раздел 8.
Порядок согласования стандартов организаций
федеральным органом
исполнительной власти
в области дорожного
хозяйства
а) Разработчиком
проекта стандарта организации может быть любое юридическое и (или) физическое
лицо, прежде всего организация, предполагающая взять на себя обязательства
соблюдения принятого ею стандарта организации.
Разработанный
проект стандарта организации с пояснительной запиской такая организация может
разослать на отзыв заинтересованным субъектам хозяйственной деятельности
дорожного хозяйства и другим организациям для возможного полного учета их опыта
и интересов.
б) Перед
утверждением организация, предполагающая взять на себя обязательства соблюдения
принятого ею стандарта организации, вправе направить окончательную редакцию
проекта стандарта организации с пояснительной запиской, поступившими
предложениями и замечаниями, со сводкой отзывов в федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства на согласование.
В случае,
когда разработанный проект стандарта организации является стандартом
профессиональных научных, общественных, инженерных организаций, ассоциаций и
других объединений юридических лиц, то дополнительно в федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства исполнительным органом
таких объединений направляется список организаций (с указанием их реквизитов) -
участников вышеперечисленных организаций, ассоциаций и других объединений
юридических лиц, готовых принять на себя обязательства соблюдения данного
стандарта организации.
В пояснительной
записке к проекту стандарта приводят:
- наименование
стандарта организации;
- название
организации-разработчика (или паспортные данные физического лица);
- контактное лицо
от организации-разработчика (или физическое лицо);
- основание для
разработки проекта стандарта организации;
- краткая
характеристика объекта стандартизации;
- сведения о
соответствии проекта стандарта организации законодательству Российской
Федерации, обязательным требованиям принятых технических регламентов, а также
национальным стандартам;
- сведения о
рассылке на отзыв проекта стандарта организации и обобщенную характеристику
принципиальных замечаний и предложений (сводку замечаний);
- подписи
руководителя (зам. руководителя) организации-разработчика и ответственного
исполнителя (или физического лица - разработчика).
Построение,
изложение, оформление и содержание стандартов организаций осуществляется по
ГОСТ Р 1.5-2004.
в)
Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства
рассматривает проект стандарта организации на предмет соответствия:
- действующим
федеральным законам, действующим техническим регламентам;
- целям и принципам
стандартизации, в том числе положениям, установленным настоящим методическим
документом;
- правилам и
нормам, рекомендациям и классификациям в области стандартизации, общероссийским
классификаторам;
- ГОСТ Р 1.5-2004;
- действующим национальным
стандартам, нормативным и методическим документам, включая рекомендации
настоящего ОДМ, в части показателей потребительских свойств
продукции.
При рассмотрении
комплекта документов, упомянутых в п. б) раздела 8, федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства в установленном порядке
организовывает экспертизу всех представленных материалов научными, проектными,
производственными организациями дорожного хозяйства, в том числе Техническим
комитетом по стандартизации "Дорожное хозяйство" ТК-418.
г) В случае
соответствия проекта стандарта организации позициям, указанным в п. в) раздела
8, федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства
согласовывает его письмом за подписью заместителя руководителя федерального
органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства или начальника
профильного подразделения его центрального аппарата.
В случае, если стандарт организации отклонен, мотивированное решение
федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве с приложением
замечаний в письменной форме направляется в организацию, представившую на
согласование проект своего стандарта.
д) Внесение
изменений в стандарт организации и его пересмотр осуществляют в порядке,
установленном для разработки стандартов организации (ГОСТ 1.4-2004).
При наличии
согласования стандарта федеральным органом исполнительной власти в области
дорожного хозяйства инициатор внесения изменений в стандарт направляет
мотивированное обращение в федеральный орган исполнительной власти в области
дорожного хозяйства, в который вносится предложение по внесению изменений в
стандарт организации с изложением объективных причин и технико-экономическим
обоснованием.
Федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства после рассмотрения
внесенных материалов в случае положительного решения по вышеупомянутому
предложению может согласовать изменения в стандарт организации.
ж) Отмена стандарта
организации проводится в установленном порядке и осуществляется организацией,
утвердившей данный стандарт.
При наличии
согласования стандарта организации федеральным органом исполнительной власти в
области дорожного хозяйства инициатор отмены стандарта организации направляет
мотивированное обращение в федеральный орган исполнительной власти в области
дорожного хозяйства, в который вносится предложение по отмене стандарта
организации с изложением объективных причин и технико-экономическим
обоснованием.
Федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства после рассмотрения
внесенных материалов, в случае положительного решения по вышеупомянутому
предложению, может отозвать свое согласование.
з) В случае
выхода или вступления новых участников в профессиональные научные,
общественные, инженерные организации, ассоциации и другие объединения
юридических лиц, готовых принять на себя обязательства по соблюдению ранее
согласованного федеральным органом исполнительной власти в области дорожного
хозяйства стандарта организации, исполнительным органом указанных организаций
направляется официальное уведомление в федеральный орган исполнительной власти
в области дорожного хозяйства с указанием наименования этого стандарта, ссылкой на имеющееся согласование и реквизитов выбывших участников
или новых участников, принимающих на себя обязательства соблюдения стандарта
организации.
и) Стандарты
организаций, согласованные с федеральным органом исполнительной власти в
области дорожного хозяйства, применяются наряду с
изданными в дорожном хозяйстве в установленном порядке ОДМ. При этом на титульном
листе (или в предисловии) стандарта организации могут указываться реквизиты
официального согласования федерального органа исполнительной власти в области
дорожного хозяйства, полученного в соответствии с п. г) Раздела 8 настоящего
методического документа.
к) Отсутствие
согласования федерального исполнительной власти в области дорожного хозяйства
не исключает возможности принятия стандарта организации.
Раздел 9.
Порядок разработки, экспертизы, согласования
и издания
отраслевых дорожных методических документов
а) Организация
разработки ОДМ включает в себя подготовку и представление заявок на разработку
данного документа в порядке, установленном федеральным органом исполнительной
власти в области дорожного хозяйства в соответствии с установленным регламентом
данной процедуры.
Предпочтение для
разработки получают организации, специализирующиеся по определенным видам
деятельности, обладающие наибольшим профессионально-кадровым и
научно-техническим потенциалом, а также необходимой научно-технической и
технико-экономической информацией.
Разработка ОДМ
может проводиться и представляться на рассмотрение в
федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства любой
организацией в инициативном порядке при условии соблюдения рекомендаций
настоящего методического документа.
б) Организация,
получившая заказ на разработку (размещение государственного заказа
осуществляется путем проведения конкурсов), формирует рабочую группу, готовит
проект ОДМ (первую редакцию) с пояснительной запиской к нему и рассылает на
отзыв в заинтересованные организации.
В пояснительной
записке приводятся:
- наименование
документа;
- название
организации-разработчика;
- контактное лицо
от организации-разработчика;
- основание для
разработки документа;
- краткая
характеристика объекта рекомендаций (ОДМ);
- сведения о
взаимодействии с техническими регламентами, национальными стандартами и
стандартами организаций, согласованными с федеральным органом исполнительной
власти в области дорожного хозяйства;
- сведения о
рассылке на отзыв проекта документа и обобщенную характеристику принципиальных
замечаний и предложений (сводку замечаний);
- подписи
руководителя (заместителя руководителя) организации разработчика и
ответственного исполнителя.
в) Построение, изложение
и оформление ОДМ осуществляется согласно ГОСТ Р
1.5-2004 и настоящему методическому документу.
Структура
ОДМ имеет следующий порядок: титульный лист, предисловие, содержание, область
применения, нормативные ссылки, определения, содержательная часть документа
(может состоять из нескольких глав), ключевые слова, приложения.
Первую страницу
титульного листа ОДМ оформляют в соответствии с Приложением А. Наименование ОДМ
должно быть кратким (Приложение Б), точно характеризовать область
распространения и обеспечивать правильное отнесение документа к конкретной
классификационной группе по таблицам 1 и 2.
В предисловии к ОДМ
указывается состав разработчиков проекта документа, сведения о согласовании,
основание издания данного ОДМ, указание о рекомендательном характере документа,
а также информация о новизне документа ("вводится впервые") или об
отмене предшествующих ("взамен").
В структурный
элемент "Нормативные ссылки" включаются общие и специальные
технические регламенты, национальные стандарты, отраслевые дорожные
методические документы и другие нормативно-технические документы (в том числе,
в установленном порядке согласованные федеральным органом исполнительной власти
в области дорожного хозяйства).
г)
Организация-разработчик с учетом поступивших отзывов готовит окончательную
редакцию проекта ОДМ и представляет ее вместе с пояснительной запиской в
федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, который
в установленном порядке организовывает экспертизу всех представленных
материалов научными, проектными, производственными организациями дорожного
хозяйства, в том числе в ТК-418.
д) Экспертиза
окончательной редакции проекта ОДМ проводится на соответствие:
- действующим
федеральным законам, действующим техническим регламентам;
- целям и принципам
системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства, в том числе
положениям, установленным настоящим методическим документом;
- правилам и
нормам, рекомендациям и классификациям в области стандартизации, общероссийским
классификаторам;
- действующим
национальным стандартам, стандартам организаций, согласованным с федеральным
органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, нормативным и
методическим документам, включая рекомендации настоящего ОДМ.
е) Федеральный
орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект
ОДМ, результаты проведенной экспертизы и в случае положительного решения
рекомендует к изданию и применению ОДМ распоряжением (подписанным руководителем
или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти в
области дорожного хозяйства).
ж) После принятия
ОДМ направляется в ТК-418 для регистрации и включения в реестр, а также в
издательство (организацию), определенное в установленном порядке федеральным
органом исполнительной власти в дорожном хозяйстве, для издания и
распространения. Информация о принятых ОДМ публикуется в
периодических изданиях федерального органа исполнительной власти в области
дорожного хозяйства.
з) Внесение
изменений в ОДМ и его пересмотр осуществляют в том же порядке, что и
разработка.
и) Отмена ОДМ
проводится в следующем порядке:
- организация -
инициатор отмены ОДМ направляет в федеральный орган исполнительной власти в
области дорожного хозяйства письмо, подписанное руководителем (заместителем
руководителя) данной организации, в котором вносится предложение по отмене ОДМ
с изложением объективных причин;
- федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает данное
предложение и в случае положительного решения издает соответствующее
распоряжение и направляет его копию в ТК-418 для исключения данного документа
из реестра. Информация об отмене ОДМ опубликовывается в периодических изданиях
федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Раздел 10.
Обозначение отраслевых дорожных
методических
документов
Обозначение
отраслевых дорожных методических документов состоит из его номера, включающего
в себя:
- аббревиатуру
"ОДМ";
- трехзначное число
с точкой, означающее комплекс дорожного хозяйства;
- однозначное
число, означающее классификационную группу документа по таблице 2 настоящего
методического документа;
- трехзначное
число, означающее порядковый номер документа в классификационной группе;
- четырехзначное
число, означающее год регистрации документа.
Пример обозначения
настоящего отраслевого дорожного методического документа:
ОДМ 218. 1. 001- 2005
─┬─
─┬─
─┬─
─┬──
─┬──
│ │ │ │Порядковый │
│Отраслевой │
│ │номер
доку- │
│дорожный │ │ │мента в │
│методичес- │Комплекс │Классифика- │классифика-
│Год регист-
│кий доку- │дорожного │ционная │ционной │рации доку-
│мент │хозяйства │группа
"1" │группе
"1" │мента
└──────────
└─────────
└───────────
└───────────
└───────────
Приложение А
__________________________________________________________________________
обозначение
документа
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
__________________________________________________________________________
_______________________________________________________
наименование документа
__________________________________________________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
(Росавтодор)
МОСКВА 200_
Приложение Б
В наименовании
отраслевых дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйства не
допускаются сокращения (кроме условных обозначений продукции), математические
знаки, римские цифры и греческие буквы.
Наименования
отраслевых дорожных методических документов могут носить следующие формулировки
(примеры):
1. Техническая
классификация автомобильных дорог.
2. Методические
рекомендации по ремонту цементобетонных покрытий автомобильных дорог.
3. Рекомендации по
применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте
автомобильных дорог.
4. Руководство по
оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций.
5. Правила по
ремонту и содержанию автомобильных дорог.
6. Методика
испытания противогололедных материалов.
7. Пособие по
охране окружающей среды при производстве дорожно-строительных материалов.
8. Технологические
карты по устройству земляного полотна и дорожных одежд
автомобильных дорог.