Утвержден и введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 22 ноября 2005
г. N 296-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ТРЕБОВАНИЯ
Classification
of automobile roads.
General parameters and
requirements
ГОСТ Р 52398-2005
Группа Т52
ОКС 93.080;
ОКП 48 0000
Дата введения
1 мая 2006 года
Предисловие
Цели и принципы
стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27
декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила
применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации.
Основные положения".
Сведения о
стандарте
1. Разработан Московским автомобильно-дорожным институтом
(Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта,
ООО "Инжинирингинвест".
2. Внесен техническим комитетом по стандартизации ТК 418
"Дорожное хозяйство".
3. Утвержден и
введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 296-ст.
4. Введен впервые.
Информация об
изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений
и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях
"Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены
настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в
ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные
стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются
также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.
1. Область
применения
Настоящий стандарт
распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего
пользования (далее - автомобильные дороги) и устанавливает их техническую
классификацию.
2. Термины
и определения
В настоящем
стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. Техническая
классификация автомобильных дорог: разделение множества автомобильных дорог по
классификационным признакам на классы и категории.
2.2. Класс
автомобильной дороги: характеристика автомобильной дороги по условиям доступа
на нее.
2.3. Категория
автомобильной дороги: характеристика, отражающая принадлежность автомобильной
дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры
автомобильной дороги.
2.4. Доступ на
автомобильную дорогу: возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее
транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.
3. Классы
автомобильных дорог
3.1. Автомобильные
дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на
три класса:
- автомагистраль;
- скоростная
дорога;
- дорога обычного
типа (нескоростная дорога).
3.1.1. К классу
"автомагистраль" относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с
центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными,
железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен только через пересечения в разных
уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.
3.1.2. К классу
"скоростная дорога" относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с
центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными,
железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен через пересечения в разных
уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого
направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
3.1.3. К классу
"дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к
классам "автомагистраль" и "скоростная дорога":
- имеющие
единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в
разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IВ, II, III не чаще,
чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V -
50 м друг от друга.
4.
Категории автомобильных дорог
4.1. Автомобильные
дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам
разделяют на категории в зависимости от:
- количества и
ширины полос движения;
- наличия
центральной разделительной полосы;
- типа пересечений
с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и
пешеходными дорожками;
- условий доступа
на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.
5. Основные
технические характеристики
классификационных
признаков автомобильных дорог
Основные
технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог
приведены в таблице 1.
Таблица 1
Техническая
классификация автомобильных дорог
общего пользования
┌──────────┬───────┬──────┬──────┬────────┬───────────┬──────────┬─────────┐
│Класс │Кате- │Общее │Ширина│Цент- │Пересечения│Пересе- │Доступ на│
│автомо- │гория │коли- │полосы│ральная
│с автомо-
│чения с │дорогу с │
│бильной │автомо-│чество│движе-│раздели-│бильными
│железными │примыка- │
│дороги │бильной│полос
│ния, м│тельная │дорогами, │дорогами │ния в │
│ │дороги │движе-│ │полоса │велосипед- │и
трамвай-│одном │
│ │ │ния │
│ │ными и
│ными │уровне │
│ │ │ │ │ │пешеходными│путями │ │
│ │ │ │ │ │дорожками │
│ │
├──────────┼───────┼──────┼──────┼────────┼───────────┴──────────┼─────────┤
│Автомаги- │
IА │ 4 и │ 3,75 │Обяза- │
В разных уровнях
│Не допус-│
│страль
│ │более
│ │тельна │ │кается │
│ │ │ │ │ │ │ │
├──────────┼───────┼──────┼──────┤ │
├─────────┤
│Скоростная│
IБ │ 4 и │ 3,75 │ │ │Допуска- │
│дорога │ │более │ │
│ │ется без │
│ │ │ │ │ │ │пересе- │
├──────────┼───────┼──────┼──────┼────────┼───────────┬──────────┤чения │
│Дорога │
IВ │ 4 и │ 3,75 │Обяза- │Допускаются│В разных
│прямого │
│обычного │
│более │ │тельна │пересечения│уровнях │направле-│
│типа │ │ <1> │
│ │в одном │ │ния │
│(неско-
├───────┼──────┼──────┼────────┤уровне
со │
├─────────┤
│ростная │
II │ 4
│ 3,5 │Допуска-│светофорным│ │Допуска- │
│дорога) │
│ │ │ется от-│регулиро- │ │ется │
│ │ │ │ │сутствие│ванием │ │ │
│ │ │ │ │<2> │ │ │ │
│ │
├──────┼──────┼────────┼───────────┤ │ │
│ │ │2 или │ 3,75 │Не тре-
│Допускаются│
│ │
│ │ │3 <3> │ │буется │пересечения│ │ │
│
├───────┼──────┼──────┤ │в одном │ │ │
│ │ III
│ 2 │ 3,5
│ │уровне <4> │ │ │
│
├───────┼──────┼──────┤ │
├──────────┤ │
│ │
IV │ 2
│ 3,0
│ │ │Допускают-│ │
│ │ │ │ │ │ │ся пересе-│
│
│
├───────┼──────┼──────┤ │ │чения │ │
│ │ V
│ 1 │4,5 и │ │ │в одном │ │
│ │ │ │более │ │ │уровне │ │
├──────────┴───────┴──────┴──────┴────────┴───────────┴──────────┴─────────┤
│
<1> Более шести
полос допускается только
на существующих │
│автомобильных
дорогах.
│
│
<2> На дороге категории II требование к
наличию разделительной полосы │
│определяется
проектом организации дорожного движения.
│
│
<3> Три полосы движения только для
существующих автомобильных дорог.
│
│
<4> Пересечение 4-полосной
дороги категории II с аналогичной │
│осуществляется в
разных уровнях. Другие
варианты пересечения дорог │
│категории
II с дорогами категорий II и
III могут осуществляться как │
│в разных уровнях, так и в одном (при условии
светофорного регулирования, │
│"отнесенных"
левых поворотов или пересечения кольцевого типа). │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘