ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
ПИСЬМО
от 12 декабря 2005 г. N АП-5159/02
РАЗЪЯСНЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ
О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ И ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (ТСН)
В соответствии с
поручением Минрегиона России от 16.11.2005 N 22571-1 Росстрой рассмотрел обращение губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа В.А. Филипенко с просьбой дать разъяснение существующих
положений о порядке согласования и введения в действие территориальных
строительных норм (ТСН), а также о возможных условиях рассмотрения
Министерством в лице Росстроя проекта ТСН "Нормы
проектирования и строительства автомобильных дорог
общего пользования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и
сообщает.
Территориальные
строительные нормы, как вид нормативного технического документа субъектов
Российской Федерации, были введены в практику проектирования и строительства
при утверждении СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в
строительстве. Основные положения". Затем ТСН нашли отражение в статье 52
Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ в форме
территориальных градостроительных нормативов и правил. В соответствии с этими
документами ТСН после утверждения органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и регистрации в Госстрое России становились обязательными
для применения на соответствующей территории.
В связи с принятием
Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом
регулировании" СНиП 10-01-94 был отменен в 2003 году. В январе 2005 года
введен новый Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N
190-ФЗ, который отменил положения ранее действующего Кодекса о разработке и
утверждении органами власти субъектов Российской Федерации территориальных норм
по проектированию и строительству и, соответственно, об их регистрации в
федеральных органах власти. Отсутствуют ТСН и в Федеральном законе "О
техническом регулировании".
Таким образом,
возможность разработки территориальных строительных норм в действующем
законодательстве не предусмотрена. Статьями 7 и 8 нового Градостроительного
кодекса Российской Федерации в числе полномочий органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в области
градостроительной деятельности (к которой относятся также проектирование и
строительство дорог) и полномочий органов местного самоуправления установлено
лишь утверждение соответственно региональных и местных нормативов
градостроительного проектирования. Эти нормативы в соответствии с пунктом 4
статьи 24 Гражданского кодекса Российской Федерации должны содержать
минимальные расчетные показатели обеспечения территорий объектами, необходимыми
для создания благоприятных условий жизнедеятельности человека, но не
технические нормы по проектированию и строительству этих объектов.
Техническое
регулирование в области градостроительной деятельности Градостроительным
кодексом Российской Федерации отнесено исключительно к компетенции федеральных
органов государственной власти (статья 6). В соответствии с Федеральным законом
"О техническом регулировании" понятие "технического
регулирования" включает в себя установление как
обязательных требований, так и требований, предназначенных для добровольного
применения (рекомендательного характера). Обязательные требования
устанавливаются в технических регламентах, а требования, предназначенные для
применения на добровольной основе - в национальных стандартах, стандартах
организаций, а также актах рекомендательного характера, которые в соответствии
с пунктом 3 статьи 4 Закона могут издаваться федеральными органами исполнительной
власти. Таким образом, органы власти субъектов Российской Федерации лишены
права утверждать территориальные нормы технического характера, и это один из
вопросов реализации Закона в сфере строительства, который требует
принципиального решения.
Вместе с тем в
качестве временной меры Росстрой считает
целесообразным рассмотреть в Минрегионе России с юридической службой вопрос о возможности разработки обязательных
территориальных строительных норм по вопросам безопасности до введения в
действие соответствующих технических регламентов. По мнению Росстроя, пункт 2 статьи 4 нового Градостроительного
кодекса Российской Федерации в сочетании с пунктом 1 статьи 3 дает возможность
самостоятельной разработки и утверждения ТСН в качестве нормативных правовых
актов субъектов Российской федерации по вопросам безопасности, не
урегулированным действующими законами и техническими регламентами.
Со своей стороны, Росстрой в целях реализации государственной политики и в
порядке оказания услуг в соответствии с Положением о Росстрое
готов поручить одной из подведомственных организаций рассмотреть на договорной
основе проект ТСН "Нормы проектирования и строительства
автомобильных дорог общего пользования в Ханты-Мансийском автономном округе -
Югре" с подготовкой соответствующего заключения до утверждения этого
проекта правительством округа.
А.А.ПОПОВ