Утвержден и введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 28 декабря 2005
г. N 396-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДОСТРОЕНИЕ.
ВНУТРЕННЕЕ СУДОХОДСТВО
ЛОЦМАНСКИЕ ПЛАВСРЕДСТВА
КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ISO 6216:1980
Shipbuilding. Inland
navigation. Pilot craft.
Classification and basic
requirements
(IDT)
ГОСТ Р ИСО 6216-2005
Группа Д41
ОКС 47.060;
ОКП 74 1620
Дата введения
1 января 2007 года
Предисловие
Цели и принципы
стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27
декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила
применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации.
Основные положения".
Сведения о
стандарте
1. Подготовлен
Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации
"Лот" ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова" на основе
аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 005
"Судостроение".
3. Утвержден и
введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 28 декабря 2005 г. N 396-ст.
4. Настоящий
стандарт идентичен международному стандарту ИСО 6216:1980 "Судостроение.
Внутреннее судоходство. Лоцманские плавсредства.
Классификация и основные требования" (ISO 6216:1980 "Shipbuilding - Inland navigation - Pilot craft - Classification and basic requirements").
5. Введен впервые.
1. Область
применения
Настоящий стандарт
устанавливает классификацию самоходных плавучих средств (далее - плавсредств), применяемых для лоцманского обслуживания
транспортных судов в закрытых бассейнах, устьевых участках рек и на открытых
морских рейдах, а также требования, предъявляемые к ним.
Стандарт разработан
в целях содействия сектору международной торговли, который развивается с
применением транспортных судов, для улучшения условий труда и повышения техники
безопасности на водном транспорте, а также унификации ряда терминов,
используемых при проектировании и эксплуатации судов служебно-вспомогательного
флота.
Плавсредства, используемые в основном для проводки транспортных судов методом
лидирования, по усмотрению компетентных органов могут освобождаться от
выполнения требований, устанавливаемых настоящим стандартом, полностью или
частично.
Возможность и объем
применения требований стандарта к лоцманским плавсредствам, плавающим под военно-морским флагом,
определяется компетентными органами.
2.
Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р ИСО 6217. Судостроение. Внутреннее судоходство. Лоцманские
плавсредства. Отличительная окраска и надписи.
3. Термины
и определения
В настоящем
стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Лоцманские
суда (pilot ships): плавсредства с механическим двигателем, мореходные качества
и оборудование которых позволяют им осуществлять доставку и безопасную передачу
(прием) лоцманов в районах, удаленных от берега более чем на 20 миль,
непосредственно с борта на борт или с помощью лоцманских ботов.
3.2. Лоцманские
катера (pilot launches): плавсредства с механическим двигателем, мореходные качества
и оборудование которых позволяют им производить доставку и безопасную передачу
(прием) лоцманов непосредственно с борта на борт в пределах
20-мильной зоны.
3.3. Лоцманские
боты (pilot boats): плавсредства с механическим двигателем, которые могут быть
принадлежностью лоцманского судна. Они служат для доставки лоцмана на
расстояния до 5 миль, считая от лоцманского судна или от берега.
4.
Классификация
4.1. В зависимости
от водоизмещения при полных запасах воды, топлива и масла, с полным составом
экипажа и лоцманов на борту все плавсредства,
предназначенные для доставки лоцманов, делятся на три типа согласно таблице 1.
Таблица 1
Классификация лоцманских плавсредств
Тип
|
Наименование
|
Водоизмещение, т
|
I
II
III
|
Лоцманские боты
Лоцманские катера
Лоцманские суда
|
D <= 10
10 < D <= 250
D > 250
|
4.2. В зависимости
от географических условий эксплуатации (климатических зон), определяющих
исполнение судовых механизмов, состав оборудования и обустройство жилых
помещений, лоцманские плавсредства подразделяют на
три группы:
A - для полярных
районов;
B - для районов
средних широт;
C - для районов
тропиков.
5.
Требуемые характеристики
5.1. Все лоцманские
плавсредства должны иметь скорость, достаточную для
эффективного выполнения всех операций, связанных с проводкой транспортных судов
в районе их службы.
5.2. Суда и катера
должны иметь период качки не менее:
- суда - 9 с;
- катера - 6 с.
Плавсредства, собственные характеристики которых не
обеспечивают этих параметров, должны быть оборудованы устройствами, повышающими
плавность качки (успокоителями, стабилизаторами, скуловыми килями и т.д.).
Остойчивость лоцманских плавсредств всех типов должна
удовлетворять требованиям компетентных органов.
5.3. Плавсредства всех типов должны обеспечивать безопасный
прием - высадку лоцмана при высоте волны до 3,5 м.
6.
Конструкции, оборудование и снабжение
6.1. В дополнение к средствам радиосвязи, предписанным компетентными
органами для обеспечения безопасности мореплавания, все лоцманские средства
должны быть оборудованы стационарными или переносными ультракоротковолновыми
радиостанциями, обеспечивающими связь по международным каналам с обслуживаемыми
судами и лоцманскими станциями. Лоцманские суда должны иметь основную и
запасную ультракоротковолновую радиостанции.
6.2. Суда и катера
группы A должны иметь:
a) эффективные
средства для борьбы с обледенением окон рубки, антенны РЛС и радиосвязи, а
также площадки для передачи и приема лоцмана;
b) РЛС с предельно
малой мертвой зоной, причем на судах рекомендуется устанавливать две РЛС - основную и резервную;
c) специальные
прожекторы с противотуманными светофильтрами.
Примечание. Для
ботов требования настоящего пункта - рекомендуем.
6.3. Лоцманские плавсредства группы A должны иметь ледовые усиления,
категория которых определяется компетентными органами, исходя из условий
ледовой обстановки, типичной для района эксплуатации данного плавсредства.
Необходимость ледового
усиления плавсредств группы B устанавливается
компетентными органами.
6.4. Лоцманские
боты группы A должны оборудоваться двигателями, легко запускаемыми при
минусовых температурах.
6.5. Элементы
якорного устройства лоцманских судов в связи с их частой постановкой на якорь
должны иметь повышенную прочность исходя из того, что калибр цепей должен
приниматься на 10% больше по сравнению с тем, который требуется правилами
классификационных обществ для других судов таких же размерений.
6.6. Конструкция
механизированных лоцманских подъемников, которыми могут оборудоваться суда и
катера, должна обеспечивать их эффективное и безопасное использование в
условиях вибрации, качки и гидрометеорологических факторов, при которых
допускается эксплуатация судна или катера в данном районе.
Подъемник должен располагаться возможно ближе к плоскости мидельшпангоута,
где амплитуда килевой качки минимальна, и так, чтобы площадка (кабина) с
лоцманом постоянно находилась в поле зрения вахтенного штурмана.
6.7. Для
обеспечения видимости из рубки лоцманского судна, катера или бота борта
обслуживаемого судна при передаче лоцмана, в подволоке рубки должны
устанавливаться иллюминаторы соответствующей конструкции.
6.8. Для трансляции
команд сигналов суда и катера должны оборудоваться громкоговорителями,
обеспечивающими достаточную слышимость подаваемых команд с носа, с кормы и по
бортам.
6.9. Состав
спасательных средств должен определяться с учетом, что все лоцманы, которые
могут находиться одновременно на судне или катере, являются членами их команды.
6.10. Лоцманские
суда и катера должны иметь повышенные маневренные качества. В этих целях
рекомендуется оборудовать их двухвальными силовыми
установками с винтом регулируемого шага (ВРШ), дизель-электрическими установками,
обеспечивающими возможность самого малого хода, поворотными насадками или винторулевыми колонками.
6.11. Для
обеспечения швартовки к высокобортным судам на катерах и ботах должны
устанавливаться киповые планки, конструкция которых
допускает отклонение швартовного троса в направлении, близком к вертикальному.
Места установки киповых планок должны выбираться так, чтобы натяжение
швартовного троса не приводило к созданию кренящих моментов, опасных для
остойчивости.
6.12. Для
обеспечения безопасности лоцмана при высадке-приеме при волнении носовая часть
палубы катеров должна быть максимально свободной от оборудования и иметь
нескользящее покрытие.
Устанавливаемый на
палубе бота в районе приема лоцмана штанга-поручень должен находиться по
возможности ближе к диаметральной плоскости. При установке по бортам
штанга-поручень должен отстоять от борта на расстоянии, обеспечивающем
безопасность лоцмана при крене бота и возможность схватиться за поручень в то
время, когда он другой рукой держится за забортный трал.
Площадь палубы в
носовой оконечности катера и бота должна быть достаточной для приема лоцмана с
забортного трапа и с платформы подъемника.
6.13. Для
безопасного перемещения лоцмана по катеру вдоль борта на палубе (с каждого
борта) должен быть проход шириной не менее 600 мм с поручнем по надстройке.
6.14. Оборудование
помещений для экипажа и лоцмана должно соответствовать требованиям компетентных
органов к оборудованию судов, постоянно эксплуатируемых в данной климатической
зоне.
6.15. Все плавсредства должны оборудоваться эластичными (надувными)
или другими кранцами одобренного типа и привальными брусьями, эффективно
смягчающими удары о корпус транспортного судна.
6.16. Место, с
которого осуществляется посадка лоцмана, должно быть освещено таким образом,
чтобы свет не слепил лоцмана, рулевое судно, принимающее лоцмана, и членов
команды, обслуживающей устройство для спуска и подъема (для ботов требования
настоящего пункта - рекомендуем).
6.17. Кроме
общих огней, несение которых обязательно по правилам судоходства в данном
районе, и специальных, предусмотренных Международными правилами предупреждения
столкновения судов (МППСС-72), лоцманские плавсредства
должны иметь унифицированные сигнальные огни (для дневного времени - знаки),
обозначающие: "сделайте подветренный борт, наблюдайте за нами". В
любом случае, независимо от того, сколько лоцманов находится на борту плавсредства, в дневное время суток на нем должен быть
поднят флаг "H" Международного свода сигналов, обозначающий: "на
борту лоцман".
6.18. Все
лоцманские плавсредства, периодически или постоянно
используемые для проводки судов методом лидирования, должны иметь огни,
указанные в 6.17, а также дополнительные специальные, установленные по
унифицированной схеме так, чтобы их свет направлялся только в корму в пределах
сектора кормового огня.
7.
Обозначения
Все лоцманские плавсредства должны иметь специальную окраску корпуса и
надстройки, отличающую их от судов других типов, и унифицированные надписи
международного образца в соответствии с ГОСТ Р ИСО
6217.