Утвержден и введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 28 декабря 2005
г. N 392-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДОСТРОЕНИЕ.
СУДА ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ
ШКАЛЫ ОСАДОК
ISO 7606:1988
Shipbuilding. Inland
navigation vessels.
Draught scales (IDT)
ГОСТ Р ИСО 7606-2005
Группа Д41
ОКС 47.060
Дата введения
1 января 2007 года
Предисловие
Цели и принципы
стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27
декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила
применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации.
Основные положения".
Сведения о
стандарте
1. Подготовлен
Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации
"Лот" ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова" на основе
аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 005
"Судостроение".
3. Утвержден и
введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 28 декабря 2005 г. N 392-ст.
4. Настоящий
стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7606:1988 "Судостроение.
Суда внутреннего плавания. Шкалы осадок" (ISO 7606:1988
"Shipbuilding - Inland navigation vessels - Draught scales").
5. Введен впервые.
1. Область
применения
Настоящий стандарт
устанавливает типы, размеры, места расположения, способы изготовления и
требования по окраске шкал осадок, применяемых на судах внутреннего плавания.
2. Типы
В зависимости от
состава элементов устанавливаются следующие типы шкал осадок:
1 - определяющие углубление с помощью знаков и цифр (рисунок 1);
Рисунок 1.
Шкалы осадок типа 1
2 - определяющие
углубление только с помощью цифр (рисунки 2 и 3).
Рисунок 2.
Шкала осадок типа 2 (первый вариант)
Рисунок 3.
Шкала осадок типа 2 (второй вариант)
Шкалы осадок типов
1 и 2 должны удовлетворять международным предписаниям, действующим в
соответствующих районах плавания.
3. Размеры
3.1. База измерения
и разбивка шкал
В качестве базы
измерения принимается самая нижняя кромка киля или корпуса. На судах, имеющих
конструктивный дифферент, отсчет величин шкал осадок следует проводить:
- в носовой
оконечности - от точки пересечения носового перпендикуляра с продолжением прямолинейной
части горизонтального киля или брускового киля;
- в кормовой
оконечности - от нижней кромки киля наиболее углубленной части корпуса.
Шкалы осадок должны
быть разбиты как на дециметры, так и на деления по 2 см. Каждый нечетный (или
четный) дециметр шкал типов 1, 2 (первый вариант) должен нумероваться.
Шкалы осадок типа 2
(второй вариант) должны быть разбиты на сантиметры. Каждые 10 см должны быть
пронумерованы.
3.2. Размеры знаков
и цифр
Основные размеры
знаков и цифр должны соответствовать указанным на
рисунках 1, 2 и 3. Размеры знаков и цифр должны определяться по плазовой разбивке. Знаки и цифры следует наносить
непосредственно на обшивку корпуса в соответствии с их проекцией с шаблона.
Примечание.
Указанные на рисунках 1, 2 и 3 размеры знаков и цифр, а также интервалов между
ними, являются размерами их проекций на диаметральную плоскость.
3.3. Расположение
Расположение шкал
осадок на корпусе судна зависит от длины судна, осадки и района плавания.
По вертикали шкалы
осадок следует располагать на расстоянии от 100 до 300 мм выше плоскости
максимальной осадки и от 0 до 300 мм ниже плоскости осадки порожнем с учетом
допустимого дифферента. При ступенчатом расположении шкалы осадок ее части
должны иметь достаточное перекрытие. Цифры на границе частей шкал следует
дублировать.
По горизонтали
шкалы осадок должны располагаться в районе форштевня и ахтерштевня, а при его
отсутствии - на корме или в районе кормы.
Шкалы осадок
следует располагать при длине судна между перпендикулярами 40 м и более - в
районах штевней и на мидель-шпангоуте с обоих бортов.
Шкалы осадок
располагают в районе носовой оконечности на расстоянии от 100 до 500 мм от
кромки форштевня по его обводу. При бульбообразном
форштевне шкалы осадок в носовой оконечности располагают вертикально на
расстоянии от 100 до 500 мм от наиболее вогнутой кромки форштевня.
Шкалы осадок в
районе кормовой оконечности располагают вертикально на кормовом перпендикуляре
или как можно ближе к нему, в зависимости от формы обводов.
Шкалы осадок в
кормовой оконечности разрешается располагать ступенчато, смещая нижнюю часть
шкалы в нос от верхней части.
На судах, не
имеющих ярко выраженных штевней (суда на воздушной подушке, суда с транцевой кормой и др.), шкалы осадок устанавливают по
обоим бортам носовой и кормовой оконечностей.
3.4. Точность
установки
Точность установки
знаков и цифр по размеру от нижней кромки киля до нижней кромки знаков или цифр
должна быть следующей:
+/- 2 мм - для
судов, имеющих длину между перпендикулярами менее 50 м;
+/- 3 мм - для
судов, имеющих длину между перпендикулярами, равную или превышающую 50 м.
3.5. Предельные
отклонения размеров
Предельные
отклонения размеров знаков и цифр по высоте должны быть не более +/- 1 мм.
4. Способы
изготовления
Шкалы осадок
изготовляют и устанавливают на корпусе судна по рабочим чертежам, разработанным
проектантом судна в соответствии с настоящим стандартом.
Способы
изготовления знаков и цифр приведены в таблице 1. Примеры некоторых способов
изготовления показаны на рисунке 4.
Таблица 1
Способы
изготовления знаков и цифр
Код
|
Способ изготовления
|
01
|
Знаки и цифры вырезаны из стального
листового материала
с последующим закреплением электросваркой
|
02
|
Знаки и цифры вырезаны в стальном листе,
который
приварен к обшивке судна
|
03
|
Знаки и цифры наплавлены электросваркой на
обшивке судна
|
04
|
Знаки и цифры обозначены валиками,
наплавленными
электросваркой по внешнему и внутреннему контурам цифр
и знаков
|
05
|
Знаки и цифры на судах со стальным корпусом
выполнены
в виде канавок на листах наружной обшивки и окрашены
|
06
|
Знаки и цифры на судах с металлическим
корпусом
закернены и окрашены
|
07
|
Знаки и цифры на судах с деревянным корпусом
вырезаны
и окрашены, либо выполнены выпуклыми и
прикреплены
к корпусу, либо только окрашены
|
08
|
Знаки и цифры на судах с корпусом из
стеклопластика
изготовлены также из стеклопластика и наклеены к обшивке
|
09
|
Знаки и цифры изготовлены полиграфическим
способом на
самоклеящейся ленте, наклеиваемой на обшивку корпуса
|
Примечание. Способы 05 и 07 допускаются
только при условии,
если обшивка корпуса в этом месте имеет усиление не менее чем на
глубину канавки, глубина которой
в любом случае
не должна
превышать 50% толщины обшивки.
|
Рисунок 4.
Примеры способов изготовления знаков и цифр
5. Окраска
Цвет окраски знаков
и цифр должен быть контрастным относительно фона (например
черный на светлом фоне, белый или желтый на темном фоне, красный на белом фоне
и т.д.).
6.
Обозначение
Обозначение шкал
осадок, отвечающих требованиям настоящего стандарта, должно содержать следующие
данные:
а) наименование:
шкала осадок;
б) ссылку на
настоящий стандарт;
в) тип: 1 или 2 в
соответствии с пунктом 2;
г) код способа
изготовления по таблице 1 (пункт 4).
Пример обозначения
шкалы осадок, определяющей углубление с помощью цифр (тип 2), изготовленной
путем наплавки электросваркой на обшивке судна (код 03):
Шкала осадок ГОСТ Р ИСО 7606-2005-2-03.