Принято
Протоколом Межгосударственного
совета по
стандартизации,
метрологии и
сертификации
от 28 февраля 2006
г. N 23
ИЗМЕНЕНИЕ N 1 ГОСТ 2.501-88
"ЕДИНАЯ СИСТЕМА КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
ПРАВИЛА УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ"
Принято
Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по
переписке (Протокол N 23 от 28.02.2006).
Зарегистрировано
Бюро по стандартам МГС N 5305.
За принятие
изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих
государств: AZ, AM, BY, KZ, KG, MD, RU, TJ, TM, UZ, UA [коды альфа-2 по МК (ИСО
3166) 004].
Дату введения в
действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по
стандартизации.
Вводная часть.
Первый абзац после слова "документов" дополнить словами:
"выполненных в бумажной и электронной формах";
дополнить абзацем:
"На основе
настоящего стандарта могут быть разработаны стандарты, учитывающие особенности
учета и хранения конструкторских и технологических документов в зависимости от
объема документации и условий документооборота".
Пункт 1.1 после
слова "документов" дополнить словами: "в бумажной форме".
Пункт 1.2 и сноска.
Заменить знак сноски: <*> на <1>;
дополнить сноской -
<2>:
"<2>
Знаком "*" отмечены пункты стандарта, к которым даны комментарии в
Приложении 5".
Пункты 1.2, 2.1,
2.2, 2.4, 2.8, Приложение 2 (пункты 1.6, 1.14) дополнить в конце знаком сноски:
<*>.
Раздел 1 дополнить
пунктом - 1.3:
"1.3. В случаях, когда в организации одновременно применяют документы в
бумажной и электронной формах, допускается их взаимное преобразование друг в
друга. При этом соблюдают следующие правила:
- конструкторские
документы в бумажной форме могут быть преобразованы в файлы;
- снабженные
соответствующими реквизитами и подписанные в установленном порядке электронными
цифровыми подписями эти файлы становятся электронными документами
(подлинниками, дубликатами, копиями);
- для использования
в процессах производства, эксплуатации, ремонта и утилизации изделий
электронные документы могут быть преобразованы в бумажные документы с применением
средств вычислительной техники. Такие документы должны быть подписаны
подлинными установленными подписями уполномоченных лиц, после чего они
приобретают тот же статус, что и электронные документы, с которых они получены;
- преобразование не
должно уменьшать порядковый номер документа по таблице 2 ГОСТ 2.102;
- документы,
полученные в результате взаимного преобразования, должны иметь соответствующие
ссылки друг на друга;
- взаимное
соответствие между этими документами обеспечивает разработчик".
Пункт 2.1 после
слова "Подлинники" дополнить словами: "выполненные в бумажной
форме";
дополнить абзацем
(перед примечанием):
"Подлинники
электронных документов, принимаемые на хранение, должны соответствовать
требованиям ГОСТ 2.051".
Пункт 2.2. Первый
абзац. Заменить слова: "должны проверять:"
на "проверяют:";
перечисление 1)
после слова "спецификациями" дополнить словами: "ведомостями
электронных документов";
перечисление 3)
после слова "подписей" дополнить словами: "(в том числе
электронных цифровых подписей)"; исключить слова: "кроме карты
технического уровня и качества продукции".
Пункт 2.3 изложить
в новой редакции:
"2.3. Все
подлинники, принятые на хранение, регистрируют (учитывают). При регистрации
заполняют следующие реквизиты:
- инвентарный номер
документа;
- дата регистрации;
- обозначение
документа;
- наименование;
- число листов в
документе;
- формат документа
по ГОСТ 2.301;
- кем выпущен
документ;
- подпись о приемке
документа на хранение;
- примечание (при
необходимости).
Регистрация может
быть проведена автоматизированным способом или неавтоматизированным способом
(вручную). При ручной регистрации перечисленные реквизиты оформляют в
инвентарной книге подлинников по форме 1 в соответствии с Приложением 3. При
автоматизированной регистрации - инвентарную книгу выполняют в электронной
форме".
Пункт 2.4. Первый
абзац изложить в новой редакции:
"Каждому
подлиннику документа присваивают один инвентарный номер";
второй абзац
исключить.
Пункт 2.6.
Исключить слова: "(в инвентарной книге)";
дополнить словами:
"в бумажной форме или занесены соответствующие реквизиты в электронный
документ".
Пункт 2.7. Первый
абзац изложить в новой редакции:
"По каждому
документу, которому присвоен инвентарный номер, осуществляют учет его движения
(изготовление и учет копий, изменение, применяемость). Учет движения
подлинников осуществляют вручную или автоматизированным способом в соответствии
с карточками учета по формам 2, 2а, 2б и 2в Приложения 3".
Пункт 2.8. Первый
абзац после слова "документов" дополнить словами: "в бумажной
форме";
дополнить абзацем:
"Подлинники
электронных документов хранят в базах данных автоматизированных систем и/или на
отдельных электронных носителях. Хранение подлинников на отдельных носителях
осуществляют по возрастанию обозначений документов в пределах изделия. Условия
хранения на отдельных носителях должны обеспечивать их сохранность, быстрый
поиск и пригодность к использованию".
Пункт 2.9 дополнить
абзацем:
"Учет
применяемости технологических документов вручную или автоматизированным
способом проводят в карточках учета применяемости по формам 2 и 2а ГОСТ
3.1201".
Пункт 3.3 изложить
в новой редакции:
"3.3.
Восстановленный подлинник должен представлять собой точную копию
восстанавливаемого подлинника с учетом последних внесенных изменений".
Пункт 3.4. Первый
абзац изложить в новой редакции:
"В
восстановленном подлиннике не должны быть воспроизведены размеры, надписи,
графические изображения и т.п., исключенные по извещениям об изменении в
подлиннике (или копии), с которого восстанавливается подлинник".
Пункт 3.5. Первый
абзац изложить в новой редакции:
"В таблицу
изменений восстановленного подлинника должна быть перенесена запись только о
последнем изменении".
Пункт 3.6. Первый
абзац. Исключить слова: "изготовляемом
вручную".
Пункт 3.7 дополнить
абзацем:
"Правильность
восстановленного подлинника электронного документа должна подтверждаться
электронной цифровой подписью ответственного лица".
Раздел 4 исключить.
Приложение 2. Пункт
1.1. Первый абзац после слова "документов" дополнить словами: "в
бумажной форме";
второй
абзац после слова "копий" дополнить словами: "в бумажной
форме";
пункт 1.2 после
слова "документов" изложить в новой редакции: "архивные,
контрольные, рабочие";
пункт 1.3. Первый
абзац после слова "технологии" дополнить словом:
"изготовления"; после слов "конструкции и т.п. " дополнить
словами: "Наличие архивных копий отражают в карточках учета (форма 2,
Приложение 3)";
второй абзац
дополнить словами: "в папках (альбомах) или на электронном носителе";
третий абзац перед
словами "На видном месте" дополнить словами: "Для документов в
бумажной форме";
пункт дополнить
абзацем:
"Архивные
копии электронных документов в реквизитной части должны иметь соответствующий
признак (буква, цифра и др.)";
пункт 1.4. Первый
абзац изложить в новой редакции:
"Контрольные
копии служат для восстановления подлинника, изготовления дубликатов, рабочих
копий, справок или сверки документации, хранят их отдельно от других копий и
абонентам не выдают";
дополнить абзацем
(после первого):
"Контрольная
копия электронного документа должна иметь в реквизитной части соответствующий
признак (буква, цифра и др.)";
Приложение 2
дополнить пунктом - 1.4а:
"1.4а. Рабочие
копии предназначены для обслуживания производства. Число рабочих копий, находящихся
в обращении, и места их хранения (выдача-приемка) устанавливает
организация";
пункт 1.5
исключить;
пункт 1.6 изложить
в новой редакции:
"1.6. Учет
выдачи (отсылки) и возврата копий внутренним и внешним абонентам может
проводиться вручную или автоматизированным способом. Учет проводят по карточкам
учета документов формы 2, 2а в соответствии с Приложением 3.
Учет выдачи и
возврата копий внутренним абонентам может проводиться вручную или
автоматизированным способом по абонентским карточкам формы 3, 3а в соответствии
с Приложением 3 <*>";
пункт 1.7. Первый
абзац после слова "документов" дополнить словами: "в бумажной
форме";
пункт 1.14 после
слов "экземпляр технолога" дополнить словами: "приведенные в Приложении 4";
пункт 2.3. Первый
абзац изложить в новой редакции:
"Регистрацию
(учет) копий документов других предприятий осуществляют в соответствии с
требованиями пп. 2.3 и 2.4 настоящего стандарта. На
каждую регистрируемую копию (или комплект копий) в бумажной форме наносят штамп
с указанием инвентарного номера, номера экземпляра (при наличии нескольких
экземпляров) и даты регистрации";
третий абзац после
слова "копиях" дополнить словами: "в бумажной форме";
пункт 2.4 после
слова "учитывают" дополнить словами: "вручную или
автоматизированным способом".
Приложение 3. Перед
словами "Карточка учета документов (лицевая сторона)" дополнить
словами: "Форма 2"; форма 2. Заменить наименование графы: "(Отметки о микрофильмировании, восстановлении,
аннулировании)" на "(Отметки о микрофильмировании, наличии архивной
копии, восстановлении, аннулировании)".
Приложение 4.
Наименование дополнить словами: "ВЫПОЛНЕННЫХ В
БУМАЖНОЙ ФОРМЕ";
пункт 11 исключить;
образец штампа "ЭКЗЕМПЛЯР ГОСПРИЕМКИ" исключить.
Стандарт дополнить
Приложением - 5:
"Приложение 5
Справочное
КОММЕНТАРИИ К
ПУНКТАМ СТАНДАРТА
К пункту 1.2. Учет
и хранение бумажных и электронных документов является частью системы обращения
документации на предприятии.
Под учтенным
документом понимается документ, принятый на абонентское обслуживание (учтенный
документ).
Перечень функций,
организационная структура и распределение функций системы документооборота
устанавливается предприятием.
К пункту 2.1. При
регистрации (учете) электронных документов в графе "Примечание"
(форма 1, Приложение 3) указывают формат файла документа.
К пункту 2.2. К
другим документам относится "Ведомость спецификаций" в соответствии с
ГОСТ 2.102, по которой проверяют комплектность принимаемых на хранение
подлинников на комплексы, сборочные единицы и комплекты, имеющие две и более
ступени входимости составных частей.
Для электронных
документов, принимаемых на хранение по отдельным сборочным единицам, проверка
комплектности осуществляется по спецификации. Для документов на все изделие в
целом комплектность документов проверяют по "Ведомости электронных
документов".
К пункту 2.4.
Инвентарный номер подлиннику присваивают независимо от количества листов в
документе или количества файлов, из которых он состоит.
На документе,
состоящем из нескольких листов, инвентарный номер наносят на каждый лист.
Инвентарный номер
подлинника электронного документа указывают в его реквизитной части.
К пункту 2.8. Для
обеспечения восстановления электронных баз данных автоматизированных систем при
хранении подлинников следует проводить резервное копирование.
Правила выполнения
резервного копирования (периодичность, регистрацию и др.) устанавливает
организация.
К Приложению 2
(пункты 1.6, 1.14). Автоматизированная система при учете движения документов
должна обеспечивать своевременную рассылку абонентам (внутренним и внешним)
извещений об изменениях и (или) копий измененных документов.
Информационные
данные. Раздел 5. Пункт 3 исключить;
пункт 5. Таблицу
дополнить ссылками и номерами пунктов:
ГОСТ 2.051-2006,
2.1; ГОСТ 2.301-68, 2.3;
графа "Номер
пункта". Исключить ссылку: 4.2;
заменить ссылку:
"ГОСТ 13.1.002-80" на "ГОСТ 13.1.002-2003".