Утвержден и введен в
действие
Приказом Ростехрегулирования
от 11 декабря 2006
г. N 296-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ
Traffic
control devices. Classification of barriers
ГОСТ Р 52606-2006
Группа Д28
ОКС 93.080.30;
ОКП 52 1000
Дата введения
1 января 2008 года
Предисловие
Цели и принципы
стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27
декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила
применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации.
Основные положения".
Сведения о
стандарте
1. Разработан Федеральным государственным унитарным
предприятием ФГУП "РОСДОРНИИ".
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 278
"Безопасность дорожного движения".
3. Утвержден и
введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 11 декабря 2006 г. N 296-ст.
4. Введен впервые.
Информация об
изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений
и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях
"Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены
настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно
издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты".
Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в
информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область
применения
Настоящий стандарт
устанавливает классификационные признаки для разделения конструкций дорожных
ограждений на классы, группы, типы и виды.
Настоящий стандарт
предназначен для использования при разработке нормативных и методических
документов в области безопасности дорожного движения с целью обеспечения
единого понимания определений, названий и характеристик устройств, относящихся
к техническим средствам организации дорожного движения.
2.
Нормативные ссылки
ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного
движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных
ограждений и направляющих устройств
ГОСТ 26804-86.
Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить
действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному
указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию
на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым
информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный
стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует
руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт
отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в
части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины
и определения
В настоящем
стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.
Дорожные ограждения: устройства, относящиеся к техническим средствам
организации дорожного движения в соответствии с ГОСТ Р
52289.
3.2. Дорожные удерживающие ограждения: устройства по 3.1,
предназначенные для предотвращения съезда транспортного средства с земляного
полотна дороги и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.),
переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным
средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на
разделительной полосе, обочине и в полосе отвода дороги (удерживание
автомобиля), а также устройства, предназначенные для предотвращения падения
пешеходов с мостового сооружения и земляного полотна дороги (удерживание
пешехода).
Примечание.
Расположение дорожных удерживающих ограждений приведено на рисунке 1.
1 - обочина; 2 -
боковое одностороннее ограждение;
3 - проезжая часть;
4 - направление потока; 5 - боковое
двустороннее
ограждение; 6 - фронтальное одностороннее
ограждение; 7 -
фронтальное двустороннее ограждение
Рисунок 1.
Расположение односторонних и двусторонних
удерживающих ограждений
(боковых и фронтальных)
для автомобилей
3.3. Дорожные
ограничивающие ограждения: устройства по 3.1, предназначенные для упорядочения
движения пешеходов (ограничивающее ограждение для пешеходов) и предотвращения
выхода животных на проезжую часть или в полосу отвода дороги (ограничивающее
ограждение для животных).
3.4. Классификация
(ограждений): система соподчиненных понятий в области дорожных ограждений,
используемая для установления связей между этими понятиями.
4.
Разделение дорожных ограждений
по
классификационным признакам
4.1. Основным
классификационным признаком, позволяющим относить дорожные ограждения к тому
или иному классу (подклассу), является назначение ограждений.
Кроме того,
используют признаки:
- расположение
ограждения (определяет группы и подгруппы);
- принцип работы
ограждения (определяет тип конструкции дорожного ограждения);
- разновидности по
конструктивному исполнению (определяют виды конструкций).
Настоящим
стандартом нормируют разделение конструкций по классам (подклассам) и группам
(подгруппам). Классификационная таблица приведена в Приложении А.
4.2. По назначению
дорожные ограждения подразделяют на два класса - удерживающие (для автомобилей
и пешеходов) и ограничивающие (для пешеходов и животных).
4.3. Дорожные
удерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на два подкласса по
назначению - боковые и фронтальные.
Боковые ограждения
удерживают автомобиль и корректируют его траекторию движения при боковом ударе
под острым углом к оси ограждения.
Фронтальные
ограждения удерживают автомобиль и гасят энергию движения автомобиля при ударе
как сбоку, так и в торец ограждения под углом, близким к 90°.
4.4. По условиям
расположения дорожные ограждения подразделяют на группы (подгруппы).
Боковые
удерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на две группы по условиям
их расположения - дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из подгрупп:
- одностороннее
ограждение, удерживающее автомобиль, удар которого об ограждение может быть с
одной стороны, устанавливают по боковым сторонам дороги или разделительной
полосы;
- двустороннее
ограждение, удерживающее автомобиль, удар которого об ограждение может быть с
двух сторон, устанавливают по оси разделительной полосы.
4.5. Фронтальные
удерживающие ограждения для автомобилей также подразделяют на две группы по
условиям их расположения - дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из
подгрупп:
- одностороннее
ограждение, удерживающее автомобили, двигающиеся перед ударом по полосам одного
направления движения, устанавливают при разделении потока автомобилей;
- двусторонние
ограждения, удерживающие автомобили, двигающиеся перед ударом по полосам
различного направления движения, устанавливают в начале и конце разделительной
полосы.
4.6. Дорожные
удерживающие ограждения для пешеходов подразделяют на две группы по условиям их
расположения:
- дорожные,
устанавливаемые на краю обочины;
- мостовые,
устанавливаемые на краю тротуаров мостовых сооружений.
Ограждения для
пешеходов должны удерживать пешехода от падения в ограждаемую зону и быть
рассчитаны на воздействие, установленное ГОСТ Р 52289.
4.7. Дорожные
ограничивающие ограждения для пешеходов подразделяют по условиям их
расположения на четыре группы:
- группа 1
- располагаемые вдоль тротуаров и боковой разделительной полосы;
- группа 2 - располагаемые у надземных или подземных переходов;
- группа 3 -
располагаемые на газонах и других площадках, которые необходимо защитить от
повреждений пешеходами;
- группа 4 -
располагаемые у опор путепроводов, опор информационно-указательных знаков, а
также у опор линий электропередач с целью исключения попадания человека в
опасную зону.
4.8. Дорожные
ограничивающие ограждения для животных подразделяют по условиям их расположения
на две группы:
- группа 1 -
ограждения, располагаемые по границе полосы отвода вдоль дороги;
- группа 2 -
ограждения, располагаемые перед проходами и в специальных проходах для животных
под дорогами (скотопрогонах).
4.9. По принципу
работы дорожные удерживающие ограждения подразделяют на типы:
- для боковых
ограждений для автомобилей:
барьерные
(энергия удара гасится за счет упругопластической деформации материала
элементов - стоек балок, консолей и др.),
бордюрные (энергия
удара гасится за счет сопротивления колес и подвески автомобиля,
обеспечивающего коррекцию траектории движения),
парапетные (энергия
удара гасится за счет подъема колес, уменьшающего опрокидывающий момент, и
трения частей автомобиля об ограждение),
тросовые (энергия
удара гасится за счет натяжения и прогиба тросов),
комбинированные
конструкции, принцип гашения энергии которыми является комбинацией принципов,
упомянутых выше,
- иные типы
конструкций с иными принципами гашения энергии;
- фронтальные
ограждения для автомобилей:
телескопические
(энергия удара гасится, в основном, за счет трения при вхождении одних
элементов конструкций в другие),
упругопластические (энергия удара гасится, в основном, за счет упругих, эластических и
упругопластических деформаций материала),
наливные (энергия
удара гасится за счет сопротивления емкостей с водой или другим жидким либо
вязким веществом),
комбинированные
конструкции, являющиеся комбинацией типов, упомянутых выше,
иные типы
конструкций;
- удерживающие
ограждения для пешеходов:
парапетные перила
(недеформируемые конструкции),
барьерные перила
(внешнее расчетное воздействие вызывает упругие деформации элементов
конструкции - стоек, поручня, заполнения и др.),
стоечные перила
(внешнее расчетное воздействие вызывает, в основном, упругие деформации стоек),
комбинированные
конструкции,
иные типы
конструкций.
4.10. По принципу
работы дорожные ограничивающие ограждения подразделяют на типы:
- ограничивающие
ограждения для пешеходов:
направляющие,
указывающие направление движения пешеходов,
защитные,
защищающие территорию от повреждения пешеходами,
предупреждающие
пешеходов об опасности;
- ограничивающие
ограждения для животных:
отпугивающего
действия (световые, звуковые),
являющиеся
препятствием и представляющие механический способ защиты от животных (стенки,
заборы и другие преграды).
4.11. Классификация
дорожных удерживающих ограждений по конструктивному исполнению (виду
конструкций) может быть приведена в иных документах [1] - [3] либо в
нормативных документах, разработанных для конкретного изделия, типа или группы
изделий. Например, некоторые из разновидностей конструкций барьерного типа
(удерживающие ограждения для автомобилей) приведены в ГОСТ 26804.
Ограничивающие
конструкции чаще всего выполняют в виде щитов, сеток, барьеров и т.д.
Приложение А
(справочное)
КЛАССИФИКАЦИОННАЯ
СХЕМА
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] СНиП
2.05.03-84. Мосты и трубы
[2] СНиП
2.05.02-85. Автомобильные дороги
[3] СНиП
2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских
поселений.