Утвержден и введен в
действие
Приказом Ростехрегулирования
от 23 октября 2007
г. N 269-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
ЭЛЕМЕНТЫ ОБУСТРОЙСТВА. КЛАССИФИКАЦИЯ
Automobile
roads of the general use.
Road
facilities. Classification
ГОСТ Р 52765-2007
Группа Д28
ОКС 93.080.30
ОКП 52 1000
Дата введения
1 июля 2008 года
Предисловие
Цели и принципы
стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27
декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила
применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации.
Основные положения".
Сведения о
стандарте
1. Разработан
Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный
научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ") Росавтодора совместно с Департаментом ОБДД МВД России и ЗАО
"ДОРИСКОНСАЛТ".
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 418
"Дорожное хозяйство".
3. Утвержден и
введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 23 октября 2007 г. N 269-ст.
4. Введен впервые.
Информация об
изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений
и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях
"Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены
настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в
ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные
стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются
также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет.
1. Область
применения
Настоящий стандарт
распространяется на элементы обустройства существующих и проектируемых
автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог) и устанавливает их
техническую классификацию.
Классификация
распространяется на элементы обустройства дорог постоянного характера.
2.
Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50970-96 Технические средства организации дорожного
движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила
применения
ГОСТ Р 50971-96 Технические средства организации дорожного
движения. Световозвращатели дорожные. Общие
технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 51256-99 Технические средства организации дорожного
движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические
требования
ГОСТ Р 51266-99 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с
места водителя. Технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного
движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические
требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного
движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных
ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного
движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить
действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному
указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию
на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным
указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт
заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует
руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт
отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в
части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины
и определения
В настоящем
стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Элементы
обустройства автомобильной дороги: комплекс зданий и сооружений обслуживания
движения, технических средств и устройств, предназначенных для организации и
обеспечения безопасности дорожного движения.
Примечание. К
техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности
дорожного движения относят технические средства по ГОСТ Р
52289, а также средства и устройства, перечисленные в таблице 1 настоящего
стандарта.
3.2. Дорожный знак:
устройство в виде панели определенной формы с обозначениями и/или надписями,
информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах
движения, расположении населенных пунктов и других объектов.
Примечание.
Конструкция знаков - по ГОСТ Р 52290.
3.3. Табло с
изменяющейся информацией: устройство в виде электронной панели, которое с
помощью надписей и символов информирует участников дорожного движения об
условиях и режимах движения на участке дороги.
Примечание.
Информация на табло изменяется в соответствии с изменениями условий движения.
3.4. Дорожная
разметка: линии, надписи и другие обозначения на проезжей части с
усовершенствованным покрытием, бордюрах, дорожных сооружениях и элементах
обустройства дорог, информирующие участников дорожного движения об условиях и
режимах движения на участке дороги.
Примечание.
Разметка - по ГОСТ Р 51256.
3.5. Дорожный
светофор: светосигнальное устройство, применяемое для регулирования очередности
пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных
участков дорог.
Примечание.
Конструкция светофоров - по ГОСТ Р 52282.
3.6. Направляющие
устройства: технические средства, предназначенные для зрительного
ориентирования участников дорожного движения путем указания направления дороги,
обозначения препятствий, представляющих опасность для движения.
3.7. Искусственные
неровности: техническое средство для принудительного снижения скорости движения
транспортных средств, представляющее собой специально созданное искусственное
возвышение на проезжей части автомобильной дороги в виде полосы, расположенной
перпендикулярно к направлению движения.
3.8. Шумовые
полосы: устройство в виде чередующихся поперечных полос на поверхности покрытия
дороги, выполненные посредством крупношероховатой
поверхностной обработки или другим способом, вызывающие вибрацию элементов
подвески автомобиля и повышенный шум, вынуждающие водителей снижать скорость
движения и повышать внимание.
3.9. Аварийный
съезд: однополосный съезд с дороги в горной местности для вывода из
транспортного потока и гашения скорости движения автомобиля, потерявшего
управление из-за отказа тормозов на спуске.
3.10. Дорожное ограждение: устройство, предназначенное для предотвращения
съезда транспортного средства с земляного полотна дороги и мостового сооружения
(моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу,
столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные
препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на
разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения
пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для
пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода
животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).
3.11. Акустический
экран: преграда, устанавливаемая на пути распространения шума от транспортного
потока к защищаемому от шума объекту.
3.12.
Противоослепляющий экран: преграда, устанавливаемая на пути распространения
света от фар автомобилей одного направления движения к потоку автомобилей
противоположного направления движения.
3.13. Снегозащитные
устройства: устройства в виде заборов, щитов или посадки деревьев и
кустарников, уменьшающие отложение снега на проезжей части дороги.
3.14. Тротуар:
имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для
движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода или
придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и
других искусственных сооружениях.
3.15. Пешеходная
дорожка: размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение,
предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода
или придорожной полосе автомобильной дороги.
3.16. Пешеходный
переход: обозначенные дорожными знаками и/или разметкой инженерное сооружение
или участок проезжей части для движения пешеходов через дорогу.
3.17. Велосипедная
дорожка: дорожка, предназначенная для движения велосипедов и мопедов, имеющая
усовершенствованное покрытие и оборудованная средствами организации дорожного
движения (знаками, разметкой, светофорами).
3.18. Стационарное
электрическое освещение: искусственное освещение, обеспечивающее в темное время
суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования
и предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
Примечание.
Включает в себя стационарные осветительные устройства и линии электропередачи.
3.19. Дорожное
зеркало: устройство, предназначенное для обеспечения в пределах нормативного поля обзора транспортного средства минимального расстояния
видимости на участках дороги, на которых видимость ограничена
расположенными на дороге сооружениями или особенностями рельефа местности.
Примечание.
Нормативное поле обзора транспортного средства - по ГОСТ Р
51266.
3.20. Здания и
сооружения обслуживания движения: здания и сооружения, предназначенные для
обслуживания участников дорожного движения, технического обслуживания
транспортных средств, обслуживания грузовых и пассажирских перевозок и контроля за движением.
Примечания. 1.
Здания и сооружения для обслуживания участников дорожного движения включают в
себя здания и сооружения для отдыха водителей и пассажиров, пункты питания и
торговли, медицинской помощи и связи.
2. Здания и
сооружения для технического обслуживания транспортных средств
включают в себя станции заправки топливом, моечные пункты, здания и
сооружения для ремонта автомобилей.
3. Здания и
сооружения для обслуживания грузовых и пассажирских перевозок включают в себя
терминалы и грузовые автостанции, сооружения таможенной службы, автовокзалы,
пассажирские автостанции и автобусные остановки.
4. Здания и
сооружения для контроля за движением включают в себя
стационарные посты дорожно-патрульной службы, пункты весового и габаритного
контроля.
3.21. Площадки
отдыха: площадки вблизи автомобильной дороги для остановки транспортных средств с целью отдыха водителей и пассажиров в пути
следования.
3.22. Площадки для
остановки и стоянки автомобилей: оборудованные площадки или уширения проезжей
части для остановок и кратковременных стоянок автомобилей у объектов дорожного
сервиса, историко-архитектурных комплексов и других
привлекательных для участников дорожного движения мест с систематической
остановкой автомобилей.
3.23.
Аварийно-вызывная связь: система связи для вызова к месту дорожно-транспортного
происшествия сотрудника ГИБДД, медицинской или технической помощи.
Примечание.
Включает в себя вызывные колонки, линии связи (оборудование радиосвязи) и
диспетчерский пункт.
3.24. Остановочные
пункты общественного пассажирского транспорта: комплекс элементов обустройства,
предназначенный для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров
маршрутных транспортных средств.
Примечание.
Оборудуются в местах промежуточных остановок на маршруте следования.
3.25. Стационарный
пост дорожно-патрульной службы: место несения службы нарядами
дорожно-патрульной службы, оборудованное специальными служебными помещениями,
оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и
иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.
3.26. Пункт
весового и габаритного контроля: место контроля весовых и габаритных
характеристик транспортных средств, оборудованное служебными помещениями,
оснащенное инженерными сооружениями и техническими средствами для размещения
транспортных средств и измерения их весовых и габаритных характеристик.
4.
Классификация элементов обустройства автомобильных дорог
4.1. Классификация
элементов обустройства дорог включает в себя таксономические категории,
выделяемые по следующим признакам:
- класс - по
функциональному назначению элемента обустройства;
- группу - по
способу реализации их назначения;
- тип - по
конструктивному исполнению;
- вид - по
особенностям конструкции.
4.2. Элементы
обустройства автомобильных дорог по их функциональному назначению подразделяют
на два класса:
- класс
технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности
дорожного движения - элементы обустройства, предназначенные для организации движения
транспортных средств и пешеходов, обеспечения безопасных условий движения;
- класс зданий и
сооружений обслуживания движения - элементы обустройства, предназначенные для
обеспечения участников дорожного движения различными видами услуг, необходимыми
для создания нормальных условий их работы и отдыха.
4.3. Класс
технических средств и устройства организации и обеспечения безопасности
дорожного движения по способу реализации назначения, конструктивному исполнению
и особенностям конструкции подразделяют на группы, типы и виды в соответствии с
таблицей 1.
Таблица 1
Классификация
технических средств и устройств организации
и обеспечения
безопасности дорожного движения
┌──────────────┬─────────────────┬───────────────────┬────────────────────┐
│ Класс
│ Группа │ Тип │
Вид │
├──────────────┼─────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│Технические │Дорожные знаки и │Дорожные
знаки │Со
световозвращающей│
│средства
и │сигналы │ │поверхностью │
│устройства │ │
├────────────────────┤
│организации
и │
│ │С
внутренним │
│обеспечения │ │ │освещением │
│безопасности │ │
├────────────────────┤
│дорожного │ │ │С внешним
освещением│
│движения │
├───────────────────┼────────────────────┤
│ │ │Табло с
│Экранное │
│ │ │изменяющейся
├────────────────────┤
│ │ │информацией │Строчное │
│ │ │
├────────────────────┤
│ │ │ │Символьное │
│ │ │
├────────────────────┤
│ │ │ │Комбинированное │
│ │
├───────────────────┼────────────────────┤
│ │ │Дорожная разметка │Горизонтальная │
│ │ │
├────────────────────┤
│ │ │ │Вертикальная │
│ │
├───────────────────┼────────────────────┤
│ │ │Дорожные светофоры
│Транспортные │
│ │ │
├────────────────────┤
│ │ │ │Пешеходные │
│
├─────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│ │Направляющие │Дорожные сигнальные│По
ГОСТ Р 50970
│
│ │устройства │столбики │ │
│ │
├───────────────────┼────────────────────┤
│ │ │Дорожные тумбы │ │
│ │
├───────────────────┼────────────────────┤
│ │ │Дорожные │По ГОСТ Р
50971 │
│ │ │световозвращатели │ │
│ │
├───────────────────┼────────────────────┤
│ │ │Направляющие │В уровне проезжей │
│ │ │островки │части │
│ │ │
├────────────────────┤
│ │ │ │Приподнятые │
│ │
├───────────────────┼────────────────────┤
│ │ │Островки │В
уровне проезжей │
│ │ │безопасности │части │
│ │ │
├────────────────────┤
│ │ │ │Приподнятые │
│
├─────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│ │Устройства │Искусственные │Сборные │
│ │воздействия на │неровности
├────────────────────┤
│ │транспортные │ │Монолитные │
│ │средства
├───────────────────┼────────────────────┤
│ │ │Шумовые полосы │Сборные │
│ │ │
├────────────────────┤
│ │ │ │Монолитные │
│ │
├───────────────────┼────────────────────┤
│ │ │Аварийные съезды │ │
│
├─────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│ │Защитные │Дорожные ограждения│Удерживающие │
│ │устройства │
├────────────────────┤
│ │ │ │Ограничивающие │
│ │
├───────────────────┼────────────────────┤
│ │ │Акустические экраны│Широкие акустические│
│ │ │ │экраны │
│ │ │
├────────────────────┤
│ │ │ │Акустические
экраны-│
│ │ │ │стенки │
│ │ │
├────────────────────┤
│ │ │ │Комбинированные │
│ │ │ │акустические экраны
│
│ │ │
├────────────────────┤
│ │ │ │Экранные
комплексы │
│ │
├───────────────────┼────────────────────┤
│ │ │Противоослепляющие
│Сетчатые │
│ │ │экраны
├────────────────────┤
│ │ │ │Стоечные │
│ │
├───────────────────┼────────────────────┤
│ │ │Снегозащитные │Снегозащитные │
│ │ │устройства │насаждения │
│ │ │
├────────────────────┤
│ │ │
│Снегозадерживающие │
│ │ │ │заборы │
│ │ │
├────────────────────┤
│ │ │ │Снегопередувающие │
│ │ │ │заборы │
│
├─────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│ │Средства │Тротуары и │ │
│ │организации │пешеходные дорожки │ │
│ │движения
├───────────────────┼────────────────────┤
│ │пешеходов и │Пешеходные переходы│Наземные │
│ │велосипедистов │
├────────────────────┤
│ │ │ │Надземные │
│ │ │
├────────────────────┤
│ │ │ │Подземные │
│ │
├───────────────────┼────────────────────┤
│ │ │Велосипедные │ │
│ │ │дорожки │ │
│
├─────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│ │Средства │Стационарное │Одностороннее │
│ │улучшения условий│электрическое │однорядное │
│ │видимости │освещение
├────────────────────┤
│ │ │ │Двухстороннее │
│ │ │ │прямоугольное │
│ │ │
├────────────────────┤
│ │ │ │Двухстороннее │
│ │ │ │шахматное │
│ │ │
├────────────────────┤
│ │ │ │Осевое
однорядное │
│ │ │
├────────────────────┤
│ │ │ │Осевое
двухрядное │
│ │
├───────────────────┼────────────────────┤
│ │ │Дорожные зеркала │ │
└──────────────┴─────────────────┴───────────────────┴────────────────────┘
4.5. Класс зданий и
сооружений обслуживания движения по способу реализации назначения,
конструктивному исполнению и особенностям конструкции подразделяют на группы,
типы и виды в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Классификация
зданий и сооружений обслуживания движения
Класс
|
Группа
|
Тип
|
Вид
|
Здания
и сооружения
обслуживания
движения
|
Для
обслуживания
участников
дорожного
движения
|
Здания
и
сооружения для
отдыха водителей
и пассажиров
|
Гостиницы
|
Мотели
|
Кемпинги
|
Площадки
отдыха
|
Пункты
питания
и торговли
|
Рестораны
|
Кафе
и столовые
|
Киоски
|
Пункты
медицинской
помощи
|
Пункты
первой
медицинской помощи
|
Больницы
|
Сооружения
связи
|
Пункты
связи
|
Аварийно-вызывная
связь
|
Для
технического
обслуживания
транспортных
средств
|
Станции
заправки
топливом
|
Автозаправочные
станции
|
Автогазозаправочные
станции
|
Моечные
пункты
|
Автоматические
|
Ручные
|
Станции
(пункты)
технического
обслуживания
|
Стационарные
|
Передвижные
|
Для
обслуживания
грузовых
и пассажирских
перевозок
|
Терминалы
и
грузовые
автостанции
|
|
Сооружения
таможенной службы
|
|
Автовокзалы
|
|
Пассажирские
автостанции
|
|
Остановочные
пункты
общественного
пассажирского
транспорта
|
|
Для
контроля
за движением
|
Стационарные
посты
дорожно-патрульной
службы
|
Стационарные
|
Передвижные
|
Пункты
весового
и габаритного
контроля
|
Стационарные
|
Передвижные
|