ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
ПИСЬМО
от 29 января 2008 г. N ОС-202/03
Федеральное
агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрело
обращение о соответствии антимонопольному законодательству пунктов 2.6.1 и
2.6.3 Методических рекомендаций по финансовому обоснованию цен на воду и
отведение стоков (далее - Рекомендации), утвержденных Приказом Госстроя от 28
декабря 2000 г. N 302, и в пределах своей компетенции сообщает.
Указанный
нормативный акт разработан в качестве пособия для практического применения
организациями жилищно-коммунального хозяйства при расчетах экономических
показателей их деятельности и носит рекомендательный характер.
Учитывая, что
настоящие Рекомендации были утверждены до принятия Жилищного кодекса Российской
Федерации (далее - ЖК РФ), они могут применяться хозяйствующим субъектом только
в части, не противоречащей ЖК РФ.
Следует отметить
изменения в законодательстве Российской Федерации в сфере регулирования тарифов
на услуги организаций коммунального комплекса. В частности, требования
Налогового кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных
услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая
2006 г. N 307, в обязательном порядке должны быть учтены при формировании экономически
обоснованных тарифов.
Так, согласно
статье 155 ЖК РФ внесение платы нанимателями и собственниками жилых помещений
за коммунальные услуги в зависимости от способа управления многоквартирным
домом производится в управляющую организацию либо в товарищество собственников
жилья (жилищный кооператив, специализированный потребительский кооператив).
Только в случае непосредственного управления собственниками помещений в
многоквартирном доме плата за жилое помещение и коммунальные услуги согласно
части 8 статьи 155 и части 2 статьи 164 ЖК РФ вносится ими в соответствии с
договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды
деятельности (включая организации водопроводно-канализационного хозяйства).
Статьями 161, 162
ЖК РФ определено, что в случае, если собственниками помещений в многоквартирном
доме не выбран способ управления или не реализовано решение о выборе способа
управления, порядок внесения платы устанавливается договором управления
многоквартирным домом с управляющей организацией, выбранной по результатам
открытого конкурса в установленном порядке.
Что касается
размера платы за коммунальные услуги, включая услуги водоснабжения и
водоотведения, то статьей 157 ЖК РФ определено, что данный размер
рассчитывается исходя из объема потребленной коммунальной услуги, определенного
по показаниям приборов учета, либо по нормативам потребления (в случае
отсутствия приборов учета). Расходы, связанные с учетом и приемом платежей,
включаются в состав услуг по управлению, содержанию и ремонту многоквартирного
дома. При этом уровень расходов на оплату работ по приему платежей от населения
является предметом договорных отношений.
При заключении
договоров собственниками помещений многоквартирного дома с ресурсоснабжающей
организацией при непосредственном способе управления данным домом расходы по
приему платежей могут быть включены в состав оплаты за конкретную коммунальную
услугу.
Порядок
взаимодействия организаций жилищно-коммунального комплекса с коммерческими
организациями, осуществляющими прием платежей независимо от способа управления
многоквартирным домом, регулируется законодательством о банковской
деятельности, в частности, предусматривающим заключение агентских договоров.
Критерии отбора
коммерческих организаций, осуществляющих прием платежей, устанавливаются
субъектами договорных отношений на местах в пределах действующего
законодательства.
О.А.СЕРОВА