Утвержден и введен в
действие
Приказом Ростехрегулирования
от 5 июня 2008 г. N
117-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
ШАРНИРЫ РАВНЫХ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
Vehicles. Constant
angular velocity universal joints.
General technical requirements
and test methods
ГОСТ Р 52924-2008
Группа Д25
ОКС 43.040.50;
ОКП 45 0000
Дата введения
1 января 2009 года
Предисловие
Цели и принципы
стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27
декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила
применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации.
Основные положения".
Сведения о
стандарте
1. Разработан
Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена
Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и
автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ").
2. Внесен
Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт".
3. Утвержден и
введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 5 июня 2008 г. N 117-ст.
4. Введен впервые.
Информация об
изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений
и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях
"Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего
стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно
издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты".
Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в
информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область
применения
Настоящий стандарт
распространяется на шарниры равных угловых скоростей (далее - шарниры) для
трансмиссий автомобильных транспортных средств (далее - АТС) и устанавливает
типы и основные параметры шарниров, технические требования к ним и методы
испытаний.
2.
Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8.051-81.
Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности,
допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
ГОСТ 9.014-78.
Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная
защита изделий. Общие требования
ГОСТ 2789-73.
Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики
ГОСТ 15150-69.
Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных
климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и
транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить
действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному
указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию
на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым
информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный
стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует
руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт
отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в
части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Типы,
основные параметры
3.1. Типы и
основные параметры шарниров должны соответствовать требованиям, приведенным на
рисунках 1 - 6 и в таблицах 1, 2.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Таблица 1
Шарниры,
применяемые в приводе колес жестких
ведущих мостов полноприводных автомобилей
┌─────────┬───────────┬───────┬────────────────┬──────────┬───────┬───────┐
│ Тип
│Статический│Макси- │
Максимальный │Расстояние│Мини-
│ Номер │
│ │контрольный│мальный│диаметр
вращения│ между │мальный│рисунка│
│
│ крутящий │угол в
│ шарнира (при │наружными │диаметр│ │
│ │ момент,
│шарнире│нулевом
значении│торцами L,│вала │
│
│ │ Н x м
│ │ угла) D, мм
│ мм │d , мм │ │
│ │ │ │ │ │ 1 │ │
├─────────┼───────────┼───────┼────────────────┼──────────┼───────┼───────┤
│Шариковый│ 2800
│ 42° │
96 │ 96
│ 19,844│ 1 │
│Дисковый
│ 12300 │
33° │ 122
│ 166 │ 55,0
│ 2 │
│ │ 39000
│ 33° │
140 │ 192
│ 62,0 │ 2
│
└─────────┴───────────┴───────┴────────────────┴──────────┴───────┴───────┘
Таблица 2
Шарниры,
применяемые в приводе колес
шарнирных ведущих
мостов
┌───────────────────┬───────────┬────────┬────────────┬───────────┬───────┐
│ Тип │Статический│Макси- │
Наружный
│Минимальный│ Номер │
│ │контрольный│мальный
│ диаметр │
диаметр
│рисунка│
│ │ крутящий │угол
│ шарнира по │вала
d , мм│ │
│ │ момент,
│шарнира │ корпусу D, │ 1
│ │
│ │ Н x м
│ │ мм
│ │ │
├───────┬───────────┼───────────┼────────┼────────────┼───────────┼───────┤
│Жесткий│Шариковый
│ 1200 │
42° │ 70
│ 19 │
3 │
│ │ │ 2450
│ 45° │
83 │ 23
│ 3 │
│ │ │ 2450
│ 42° │
81 │ 23
│ 3 │
│ │ │ 2450
│ 42° │
91 │ 23
│ 3 │
│ │ │ 2550
│ 47° │
90 │ 26
│ 3 │
│ │ │ 4800
│ 42° │
96 │ 30
│ 3 │
├───────┼───────────┼───────────┼────────┼────────────┼───────────┼───────┤
│Универ-│Шариковый │
1600 │ 18°
│ 69 │
19 │ 4
│
│сальный│ │ 2450
│18° <*> │
82 │ 23
│ 4 │
│ │ │ 2450
│18° <*> │
89 │ 23 │
4 │
│ │ │ 2550
│22° <*> │
100 │ 26
│ 5 │
│
├───────────┼───────────┼────────┼────────────┼───────────┼───────┤
│ │Роликовый │
2450 │25° <*>
│ 87 │
23 │ 6
│
│ │трехшиповый│ │ │ │ │ │
│ │"трипод" │ │ │ │ │ │
├───────┴───────────┴───────────┴────────┴────────────┴───────────┴───────┤
│ <*> При любых осевых перемещениях в шарнире. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
3.2. К основным
параметрам шарниров относятся:
- крутящий момент,
соответствующий пределу прочности шарнира;
- максимальный угол
в шарнире;
- максимальный
диаметр вращения шарнира (при нулевом значении угла в шарнире) - в жестких
ведущих мостах; наружный диаметр шарнира по корпусу - в шарнирных ведущих
мостах;
- минимальный
диаметр вала.
4.
Технические требования
4.1. Шарниры
изготавливают в соответствии с конструкторской документацией (далее - КД),
разработанной с учетом требований настоящего стандарта и других действующих
стандартов, регламентирующих параметры шлицевых соединений и элементов
подшипниковых узлов (шариков, роликов).
Комплектность
поставки шарниров устанавливают в сопроводительных документах на поставку.
4.2. Детали
шарниров изготавливают из конструкционных сталей, обеспечивающих повышенную
твердость поверхностного слоя.
4.3. Твердость
контактирующих рабочих поверхностей деталей шарниров после окончательной
обработки должна быть не менее
,
твердость поверхности шлиц хвостовиков шарниров и валов - не менее
.
4.4. Эффективная
глубина закаленного поверхностного слоя на контактирующих рабочих поверхностях
деталей шарниров после окончательной обработки должна быть не менее 0,8 мм.
4.5. Шероховатость
поверхностей трения в зоне контакта в продольном направлении должна быть не
более значений
- для жестких шарниров и
- для универсальных шарниров.
4.6. Разноразмерность тел качения (шариков, роликов) в шарнирах
должна быть не более 5 мкм.
4.7. В шарнирах жесткого типа не допускаются осевые зазоры, а в
универсальных - окружные зазоры.
4.8. Максимальные
углы в шарнирах должны быть не менее, а максимальные диаметры вращения шарниров
в жестких ведущих мостах и максимальные диаметры корпусов шарниров в шарнирных
ведущих мостах - не более значений, приведенных в таблицах 1 и 2.
4.9. Для смазывания
шарниров применяют консистентную смазку, не требующую замены в течение всего
срока службы изделия.
4.10. Конструкция
шарниров должна обеспечивать отсутствие утечки смазки и попадания пыли и влаги
в полость трения.
4.11.
Статическую прочность шарниров оценивают по результатам испытаний при
приложении крутящих моментов, указанных в таблицах 1 и 2.
4.12. Шарниры
должны быть испытаны на циклическую прочность. Такие испытания проводят при
новом проектировании, при внесении изменений в конструкцию шарниров и
технологический процесс их изготовления.
5. Методы
контроля (испытаний)
5.1. Для проверки
шарниров на соответствие требованиям настоящего стандарта они должны быть
приняты службой технического контроля (далее - СТК) согласно технологическому
процессу и подвергнуты периодическим испытаниям.
5.2. Объем и методы
приемки шарниров СТК должны быть установлены в технической документации (далее
- ТД). Положительные результаты приемки удостоверяют клеймом СТК.
5.3. Периодическим
испытаниям на соответствие требованиям настоящего стандарта подвергают не менее
трех шарниров не реже одного раза в год в следующем объеме.
5.3.1. Внешним
осмотром проверяют правильность сборки и комплектность поставки.
5.3.2. Контроль
линейных и угловых размеров осуществляют путем измерений с предельно
допустимыми погрешностями, установленными ГОСТ 8.051.
5.3.3. Контроль
твердости поверхностного слоя и его толщины проводят по [1] - [5].
5.3.4.
Шероховатость поверхностей определяют с помощью профилометра по ГОСТ 2789.
5.3.5. Плавность
работы шарнира оценивают моментом сопротивления угловому перемещению с
точностью 2,5% от максимального значения.
5.3.6. Контроль
осевого зазора в жестких шарнирах и окружного зазора в универсальных шарнирах
проводят при отсутствии в шарнирах смазки.
5.3.7.
Герметичность шарнира оценивают на специальном стенде путем вращения при
максимальном угле между его ведущим и ведомым звеньями. Выброс смазки и вакуумирование чехлов не допускается.
5.3.8. Статическую
прочность шарниров проверяют на крутильной машине при приложении крутящего
момента в соответствии с 4.11 с точностью 2,5% от его значения. Угол в шарнире
при испытаниях должен составлять (10 +/- 0,5) град.
Шарнир считается
выдержавшим испытания на статическую прочность, если его элементы не получают
остаточных деформаций и отсутствуют их поломки.
5.4. Циклическую
прочность шарнира проверяют на специальном стенде и оценивают числом циклов.
Крутящий момент и число циклов устанавливает предприятие-разработчик в КД с
учетом технических характеристик АТС, для которых они предназначены.
5.5. Результаты
испытаний оформляют протоколом, форма которого приведена в Приложении А.
6.
Маркировка
6.1. Шарниры
маркируют, обеспечивая их идентификацию. Содержание маркировки, метод и место
нанесения на изделие устанавливают в соответствии с [6].
Если нанести
маркировку непосредственно на шарнир невозможно, ее наносят на бирку или тару
(упаковку).
Содержание
маркировки, метод и место нанесения на изделие устанавливают в конструкторской
документации предприятия-разработчика.
7. Упаковка
7.1. Упаковка
шарниров должна обеспечивать их сохранность от механических повреждений,
воздействия атмосферных осадков и загрязнений. Вид упаковки, а также
возможность ее отсутствия указывают в документах на поставку шарниров.
8.
Транспортирование и хранение
8.1. Шарниры
перевозят любым видом транспорта, обеспечивающим их сохранность от механических
повреждений, воздействия атмосферных осадков и загрязнений. Группа условий транспортирования
- 6 (ОЖ2), хранения - 3 (Ж3) по ГОСТ 15150.
Допускается по
согласованию между предприятием-изготовителем и предприятием-потребителем
применять другие условия транспортирования и хранения по ГОСТ 15150.
8.2. Все
незащищенные антикоррозионным покрытием наружные металлические поверхности
шарниров следует законсервировать по ГОСТ 9.014 на срок, оговоренный в
документах на поставку.
9. Гарантии
изготовителя
9.1.
Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие шарниров требованиям
настоящего стандарта при соблюдении установленных предприятием правил
эксплуатации, транспортирования и хранения.
9.2. Гарантийный
срок эксплуатации и гарантийная наработка шарниров, поставляемых в качестве
комплектующих изделий, должны быть не менее гарантийного
срока и гарантийной наработки АТС, для которых они предназначены.
9.3. Гарантийный
срок эксплуатации и гарантийную наработку шарниров исчисляют в соответствии с
гарантийными обязательствами на АТС, а поставляемых в качестве запасных частей
- с момента установки их на АТС.
9.4. Гарантийный
срок хранения шарниров - не более 12 мес.
Гарантийный срок
хранения шарниров исчисляют с даты их отгрузки потребителю.
Приложение А
(рекомендуемое)
ФОРМА
ПРОТОКОЛА ИСПЫТАНИЙ
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель испытательного
подразделения
________________ ___________________
личная
подпись инициалы, фамилия
___________________________
дата
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ N
________
1. Идентификационные данные испытуемого изделия
___________________________
2. Цель испытаний:
Определение соответствия шарниров
требованиям
технических и нормативных документов (ТД, ГОСТ Р 52924-2008).
3. Метод испытаний:
Метод испытаний изложен
в ГОСТ Р 52924-2008
"Автомобильные
транспортные средства. Шарниры
равных угловых скоростей.
Общие технические требования и методы
испытаний".
4. Результаты испытаний
┌───────────────────────┬─────────────────────────┬───────────────────────┐
│
Параметр │ Требование │ Результат │
├───────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────┤
│ │ │ │
├───────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────┤
│ │ │ │
├───────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────┤
│ │ │ │
├───────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────┤
│ │ │ │
├───────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────┤
│ │ │ │
└───────────────────────┴─────────────────────────┴───────────────────────┘
5. Заключение
Испытуемое изделие соответствует (не соответствует)
требованиям технических
и нормативных документов.
__________________________ ____________________ _______________________
должность
испытателя личная подпись инициалы, фамилия
________________
дата
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] ОСТ
37.001.056-74. Методы измерения цементованного слоя
деталей
[2] ОСТ
37.001.057-74. Методы измерения нитроцементованного
слоя деталей
[3] ОСТ
37.001.058-74. Методы измерения толщины цианированного
слоя деталей
[4] ОСТ
37.001.059-74. Методы измерения толщины азотированного слоя деталей
[5] ОСТ
37.001.060-74. Методы измерения толщины слоя поверхностной
закалки деталей
[6] ОСТ
37.001.269-96. Транспортные средства. Маркировка.