Утверждены
Распоряжением
Росавтодора
от 10 сентября 2008
г. N 383-р
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ АНТИГОЛОЛЕДНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
И ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОДЕРЖАНИИ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
ОДМ 218.5.006-2008
Предисловие
1. Разработаны
Федеральным государственным унитарным предприятием "РОСДОРНИИ".
Методический документ разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 4
Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом
регулировании" и является актом рекомендательного характера в дорожном
хозяйстве.
2. Внесены
Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных
дорог Федерального дорожного агентства.
3. Изданы на
основании Распоряжения Федерального дорожного агентства от 10 сентября 2008 г.
N 383-р.
4. Имеют
рекомендательный характер.
Раздел 1.
Область применения
Отраслевой дорожный
методический документ "Методические рекомендации по применению
экологически чистых антигололедных материалов и технологий при содержании
мостовых сооружений" является актом рекомендательного характера и
разработан в качестве дополнений к "Руководству по борьбе с зимней
скользкостью на автомобильных дорогах" (ОДМ 218.3.023-2003).
Методические
рекомендации содержат перечень противогололедных материалов, возможных к
применению для борьбы с зимней скользкостью на автодорожных мостах и других
искусственных сооружениях, раскрывают особенности эксплуатации автодорожных
мостов в зимних условиях, требования к ПГМ и нормы их распределения, а также
необходимые мероприятия по коррозионной защите конструктивных элементов мостов
и обеспечению антигололедного состояния дорожных покрытий на искусственных
сооружениях.
Положения,
изложенные в документе, рекомендуется использовать при зимнем содержании и
ремонте автодорожных мостов.
Раздел 2.
Нормативные ссылки
В настоящем
методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
а) Руководство по
оценке уровня содержания автомобильных дорог. Временное. М., 2003.
б) Методические
рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования
(Проект). М., 2008.
в) Руководство по
оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций. ОДН
218.0.017-2003. М., 2003.
г) Руководство по
защите металлоконструкций от коррозии и ремонту лакокрасочных покрытий металлических
пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов. М., 2003.
д) Методические
рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах.
Росавтодор. М., 1999.
е) Руководство по
борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. ОДМ 218.3.023-2003. М.,
2003.
ж) Требования к
противогололедным материалам. ОДН 218.2.027-2003. М., 2003.
з) Методика
испытаний противогололедных материалов. ОДМ 218.2.028-2003. М., 2003.
и) Рекомендации по
учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных
дорог и мостовых переходов. М., 1995.
к) Методические
рекомендации по защите водотоков от загрязнений водами поверхностного стока с
эксплуатируемых автодорожных мостов. М., 1991.
л) Рекомендации по
обеспечению экологической безопасности в придорожной полосе при зимнем
содержании автомобильных дорог. М., 2003.
м) Методические
рекомендации по применению наполнителя "Грикол" в составах
асфальтобетонных смесей для устройства покрытия с антигололедными свойствами.
М., 2002.
н) Показатели и
нормы экологической безопасности автомобильной дороги. М., 2003.
Раздел 3.
Термины и определения
В настоящем
методическом документе применяются следующие термины с соответствующими
определениями:
Зимнее содержание -
работы и мероприятия по защите дорог и искусственных сооружений на них в зимний
период от снежных отложений, заносов и лавин, очистке от снега, предупреждению
образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с наледями.
Зимняя скользкость
- снежные отложения и ледяные образования на поверхности дорожного покрытия,
приводящие к снижению коэффициента сцепления колеса автомобиля с поверхностью
покрытия.
Рыхлый снег -
образуется на дорожном покрытии при выпадении твердых осадков в безветренную
погоду и откладывается в виде ровного по толщине слоя.
Снежный накат -
представляет собой слой снега, уплотненного колесами автомобильного транспорта
при определенных метеорологических условиях.
Стекловидный лед -
появляется на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной 1 - 3 мм при
различных погодных условиях.
Противогололедные
материалы (ПГМ) - твердые (сыпучие) или жидкие дорожно-эксплуатационные
материалы (фрикционные, химические) или их смеси, применяемые для борьбы с
зимней скользкостью на автомобильных дорогах.
Экологически
чистые - безопасные противогололедные материалы (ЭКПГМ) - твердые и жидкие ПГМ,
не вызывающие вредного воздействия на окружающую природную среду (воду, почву,
растения и т.п.) и конструктивные элементы автомобильной дороги (мосты,
ограждения, покрытия и т.п.).
Фрикционные ПГМ -
материалы, повышающие коэффициент сцепления со снежно-ледяными отложениями на
покрытии, для обеспечения безопасных условий движения.
Химические ПГМ -
реагенты, способные плавить снежно-ледяные отложения на дорожных покрытиях при
отрицательных температурах воздуха.
Раздел 4.
Общие положения
а) Важнейшими
сооружениями на автомобильных дорогах являются искусственные сооружения и в
первую очередь автодорожные мосты, основная задача которых - бесперебойный и
безопасный пропуск автомобильного транспорта и пешеходов через водные
препятствия в различные сезоны года. Особенно неблагоприятные условия для
движения автомобилей и пешеходов возникают в зимний период, когда на дорожном
полотне образуются снежно-ледяные отложения, способствующие ухудшению
транспортно-эксплуатационного состояния и безопасности дорожного движения на
мостовом сооружении.
Поэтому к одной из
основных задач зимнего содержания относятся мероприятия по предупреждению
образования и ликвидации снежно-ледяных отложений на дорожном полотне и
тротуарах мостовых сооружений. Решение этой задачи достигается путем проведения
различных работ по поддержанию проезжей части в состоянии, удовлетворяющем
требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения
безопасности дорожного движения".
б) Улучшение
состояния мостовых сооружений в зимних условиях достигается путем обработки
поверхности покрытия химическими или комбинированными противогололедными
материалами (ПГМ) с последующей уборкой дорожной шуги с проезжей части
автодорожных мостов.
В качестве
химических противогололедных материалов для борьбы с зимней скользкостью на
мостовых сооружениях в настоящее время все шире начинают использовать реагенты,
не оказывающие отрицательного влияния не только на окружающую природную среду,
но и на конструктивные элементы автодорожных мостов. К таким
реагентам относят противогололедные материалы, выпускаемые на ацетатной
,
формиатной (HCOOH), карбамидной (
) и на
других бесхлорных основах, а также хлорсодержащие материалы с антикоррозионными
и биологическими добавками (экологически безопасные противогололедные материалы
- (ЭК ПГМ)), резко уменьшающими отрицательное влияние на бетонные,
металлические конструкции мостов и элементы окружающей среды.
Эффективность
использования этих материалов для борьбы с зимней скользкостью на автодорожных
мостах в первую очередь зависит от возможности учета постоянных
метеорологических данных для конкретного объекта и использования современных
передвижных и стационарных распределительных установок.
в) Методические
рекомендации по применению экологически чистых противогололедных материалов и
технологий при содержании мостовых сооружений разработаны впервые на основании
отечественного и зарубежного опыта в качестве дополнения к Руководству по
борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. ОДМ 218.3.023-2003.
г) Рекомендации
регламентируют порядок проведения мероприятий по борьбе с зимней скользкостью,
методы испытаний ПГМ, а также работы, которые обеспечивают требуемые условия
эксплуатации мостовых сооружений с помощью применения различных ПГМ и
технологий.
Раздел 5.
Особенности эксплуатации
мостовых сооружений
в зимних условиях
а) Эксплуатируемые
мостовые сооружения постоянно подвержены воздействию транспортных нагрузок и
различных природных явлений. К природным явлениям
прежде всего относятся переменные во времени температура и влажность воздуха,
атмосферные осадки, воздействия воды.
б) В особо тяжелых
условиях находятся искусственные сооружения, эксплуатируемые в районах с
частыми переходами через ноль, т.е. от отрицательных температур к положительным и наоборот.
в) Негативное
влияние на состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах
оказывают динамические нагрузки от транспортных средств, вызывающие усталостные
явления в материале сооружения.
г) В большей
степени внешним климатическим и транспортным воздействиям подвержено мостовое
полотно - покрытие проезжей части, деформационные швы и сопряжения моста с
насыпью, тротуары, перила и ограждения безопасности.
д) На
железобетонных пролетных строениях сочетание внешних воздействий и нагрузок
вызывает сначала на бетоне поверхностные дефекты в виде его шелушения, затем
появление скола слабо сцепленных частиц бетона и образование глубоких выколов,
отслоение защитного слоя с оголением и коррозией арматурных стержней.
е) В металлических
пролетных строениях от воздействия внешней среды наблюдается коррозия металла.
При разрушении защитных покрытий на металле образуется налет ржавчины, который
постепенно увеличивается в размерах, достигая уровня, понижающего несущую
способность главных элементов пролетных строений.
ж) На автодорожных
мостах, которые обладают меньшей теплоемкостью, чем дорожная одежда на земляном
полотне, и имеют более низкую температуру покрытия в ночное время, чаще
возникают условия гололедообразования.
з) Образованию
скользкости на мостах способствует более высокая относительная влажность в
поймах рек и других водоемов, особенно в переходный период до установления
ледового покрова, а также на искусственных сооружениях около крупных ТЭЦ и
предприятий. Поэтому эффективность борьбы с зимней скользкостью на таких
объектах, особенно на внеклассных мостовых сооружениях, всецело зависит от
своевременного использования достоверных метеорологических данных, которые
могут быть получены от автоматических дорожных метеостанций, установленных в
непосредственной близости от объекта.
и) С мостовых
сооружений запрещается сброс снега и льда.
к) Перед началом
зимнего сезона необходима тщательная заделка (ремонт) мест разрушения покрытия
и всех конструктивных элементов сооружения, особенно с обнаженной металлической
арматурой, нарушенными гидроизоляцией, деформационными швами и водоотводом.
Производят работы
по очистке от ржавчины и загрязнений и покраску лакокрасочными материалами
металлических элементов и конструкций.
л) На
конструктивных выступах мостов, эстакад, путепроводов (ригелях, насадках,
консолях тротуаров и т.п.) необходимо производить удаление снега, если его
толщина превышает 10 см. В первую очередь очищают южную сторону сооружения.
м) Весной после
окончания зимних работ на искусственных сооружениях осуществляют тщательную
промывку различных элементов (пазух, деформационных швов, опорных частей и
т.п.) с применением специальных моющих средств для
снижения коррозии, которая усиливается при повышении температуры воздуха.
н) Все виды зимней
скользкости на мостах и других искусственных сооружениях подразделяют на рыхлый
снег, снежный накат, стекловидный лед.
Раздел 6.
Требования к состоянию дорожного покрытия
на искусственных
сооружениях в зимний период
а) К работам по
уходу за искусственным сооружением относят очистку элементов мостового полотна
и несущих конструкций от снега и льда.
б) Проезжую часть и
тротуары очищают от снега и льда, при гололеде посыпают песком, топливным
шлаком или дробленым щебнем.
в) После снегопада
и при оттепелях талый снег и материалы борьбы с гололедом сдвигают к
ограждениям с последующей уборкой их с моста. Уборку снега из валов производят
шнековыми и шнекороторными дорожными машинами, автогрейдерами, бульдозерами и
другими механизмами с погрузкой снега в самосвалы и вывозом за пределы
сооружения на снегосвалки.
г) Водоотводные
устройства при необходимости в весенний период промывают горячей водой.
д) Периодичность
работ по уборке проезжей части определяется местными условиями, но не реже 1
раза в 10 дней, при снегопадах - ежедневно. Директивные сроки по очистке от
снега и завершению борьбы с зимней скользкостью, в том числе и уборка валов
снежной массы, сдвинутой со средней части мостовых сооружений, соответствуют
(ГОСТ 50597-93):
- при интенсивности
> 3000 авт./сут - 4 ч;
- при интенсивности
1000 - 3000 авт./сут - 5 ч;
- при интенсивности
< 1000 авт./сут - 6 ч.
е) Рыхлый
(уплотненный) снег на тротуарах в населенных пунктах после снегоочистки не
должен превышать 5 (3) см. Срок очистки тротуаров в населенных пунктах
составляет не более 1 сут.
ж) Не допускаются
не посыпанные фрикционным материалом тротуары в населенных пунктах. Нормативное
время посыпки после окончания снегопада в местах с интенсивностью движения
пешеходов:
- свыше 250 чел./ч не более 1 ч;
- 100 - 250 чел./ч не более 2 ч;
- до 100 чел./ч не более 3 ч.
з) Не допускается
наличие противогололедных материалов на ограждениях и перилах.
и) Не допускается
засорение лотков водоотводных трубок и окон в тротуарных блоках.
к) Рыхлый (талый)
снег на проезжей части допускается толщиной не более 1 (2) см для А1, А2, А3, Б; 2 (4) см - для дорог Б2.
Нормативная ширина
очистки 100%.
л) Срок ликвидации
зимней скользкости с момента образования (и уборки снега с момента окончания
снегопада) до полного устранения не более 3 (4) ч для А1, А2, А3; 4 (5) ч - для В; 8 - 12 ч - для Г1; 10 (16) ч - для Г2.
м) Снежный накат не
допускается на А1, А2, А3, Б; и допускается до 4 см для В,
Г1; до 6 см для Г2 при интенсивном движении не более 1500 авт./сут.
н) Основные
требования к состоянию дорожного покрытия на искусственных сооружениях в зимних
условиях приведены в "Руководстве по оценке уровня содержания
автомобильных дорог". М., 2003.
Раздел 7.
Борьба с зимней скользкостью
на мостовых
сооружениях
а) Мероприятия по
предотвращению и ликвидации зимней скользкости на мостовых сооружениях
включают:
- профилактическую
обработку покрытий химическими противогололедными материалами;
- ликвидацию
образовавшегося ледяного или снежно-ледяного слоя химическими
противогололедными материалами и/или специальной дорожной техникой;
- повышение
шероховатости проезжей части путем распределения фрикционных материалов (песка,
высевок, щебня, шлака);
- устройство
специальных покрытий с антигололедными свойствами.
б) Для повышения
эффективности борьбы с зимней скользкостью проводят мероприятия по:
- устройству
автоматических систем распределения жидких ПГМ и антигололедных покрытий на
особо ответственных искусственных сооружениях;
- повседневному
обеспечению метеорологическими данными для своевременной организации борьбы с
зимней скользкостью, особенно при профилактической обработке покрытий, на
искусственных сооружениях путем создания системы дорожных метеостанций
(постов).
в) С целью
предупреждения образования снежно-ледяных отложений на покрытии распределение
ПГМ производят предварительно (основываясь на метеопрогнозе) или
непосредственно с момента начала снегопада (для предупреждения снежного
наката).
г) Распределение
ПГМ во время снегопадов позволяет сохранить выпадающий снег в рыхлом состоянии.
После прекращения
снегопада образовавшуюся на дороге рыхлую снежную массу удаляют с проезжей
части последовательными проходами плужно-щеточных снегоочистителей.
д) Химические
реагенты для борьбы с зимней скользкостью на мостовых сооружениях используют
только экологически безопасные. К экологически безопасным
относятся ПГМ, выпускаемые на основе ацетатов, формиатов, карбамидов и других
подобных реагентов.
е) После
разрыхления наката (вследствие частичного плавления и воздействия колес
автомобильного транспорта) обычно в течение 2 - 3 ч рыхлую водоснежную массу
(шугу) убирают последовательными проходами плужно-щеточных снегоочистителей.
ж) При образовании
на покрытии стекловидного льда (наиболее опасного вида зимней скользкости)
работы по его ликвидации состоят в распределении химического ПГМ в интервале
(выдержке) до полного таяния льда, в очистке и уборке проезжей части от
образовавшегося раствора или шуги.
з) При фрикционном
способе борьбы с зимней скользкостью на мостах применяют песок, каменные
высевки, щебень и шлак в соответствии с требованиями ОДН 218.2.028-2003.
и)
Противогололедные материалы распределяют равномерно по поверхности покрытий в
соответствии с необходимыми нормами распределения, указанными в табл. 1.
Таблица 1
Ориентировочные
нормы химических
противогололедных
материалов
на проезжей части
мостовых сооружений (г/м2)
Группа
ПГМ
|
Рыхлый снег или накат при, t °C
|
Стекловидный
лед, t °C
|
-2
|
-4
|
-8
|
-12
|
-16
|
-20
|
-2
|
-4
|
-6
|
Ацетатная
|
10
|
15
|
20
|
30
|
40
|
50
|
40
|
80
|
90
|
Формиатная
|
10
|
15
|
20
|
30
|
40
|
50
|
40
|
80
|
90
|
Нитратная
|
15
|
30
|
50
|
70
|
-
|
-
|
50
|
95
|
160
|
Комплексная
|
15
|
20
|
30
|
40
|
50
|
60
|
45
|
90
|
120
|
В настоящее время
отечественная промышленность выпускает противогололедные материалы в жидком
виде на ацетатной основе типа "Нордвэй" (ТУ 2149-005-59586231-2006),
на формиатной основе - типа "ФК" (ТУ 2149-064-58856807-05); в твердом
виде - на нитратно-карбамидном сырье типа "НКММ" (ТУ
2149-051-761643-98) и "АНС" (ТУ У-6-13441912.001-97). К комплексной
группе относятся многокомпонентные ПГМ, состоящие из нескольких солей, основным
представителем которой является "Биодор" марки "Мосты", выпускаемый по ТУ 2149-001-93988694-06.
к) Нормы
распределения фрикционных материалов назначают в зависимости от интенсивности
движения:
- < 100 авт./сут
- 100 г/м2;
- 500 авт./сут -
150 г/м2;
- 750 авт./сут -
200 г/м2;
- 1000 авт./сут -
250 г/м2;
- 1500 авт./сут -
300 г/м2;
- > 2000
авт./сут - 400 г/м2.
л)
Распределение жидких и твердых ПГМ осуществляется дорожными машинами,
оснащенными автоматическими специальными распределителями и бортовыми
компьютерами, характеристика которых приведена в Приложении А.
м) С целью
повышения эффективности использования жидких противогололедных материалов все
шире применяются стационарные автоматические системы распределения (типа
"СОПО"), оснащенные насосной станцией, метеостанцией и дорожным
датчиком.
Автоматические
системы обладают неоспоримыми техническими преимуществами перед традиционными
распределителями по следующим характеристикам:
- повышению
безопасности дорожного движения в зимний период за счет резкого сокращения
интервала времени (от момента оповещения до момента распределения) для обработки
покрытия ПГМ;
- автоматическому контролю за состоянием дорожного покрытия и количеством ПГМ
на поверхности проезжей части;
- отсутствию на
проезжей части сооружения распределительной и снегоуборочной техники, снижающих
пропускную способность, и, как следствие, уменьшающих количество вредных
выбросов в окружающую среду;
- снижению
используемого количества реагента за счет применения профилактической обработки
покрытия, что предотвращает образование снежного наката или льда;
- сокращению
выброса реагента на прилегающие территории за счет оптимальной дозированной
нормы распределения в автоматическом режиме.
Раздел 8.
Требования к противогололедным материалам,
применяемым на мостовых сооружениях
а)
Противогололедные материалы, предназначенные для борьбы с зимней скользкостью,
должны удовлетворять настоящим требованиям и соответствовать условиям их
применения (температуре воздуха, количеству осадков, состоянию покрытия и
т.д.).
б) На мостовых
сооружениях предпочтение отдают ПГМ на основе ацетатов (соли уксусной кислоты),
формиатов (соли муравьиной кислоты) и нитратов (соли азотной кислоты). В
настоящее время отечественная химическая промышленность начала выпуск
комплексных ПГМ для мостовых сооружений. При применении других ПГМ
конструктивные элементы мостов должны быть защищены антикоррозионными
покрытиями. Классификация ПГМ, применяемых для борьбы с зимней скользкостью на
мостовых сооружениях, приведена на рисунке.
┌─────────────────────────────┐
│ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ │
└──────────────┬──────────────┘
┌────────────────────┴─────────────────┐
┌─────┴────┐
┌─────┴─────┐
│Химические│ │Фрикционные│
└─────┬────┘
└─────┬─────┘
┌─────────┴─────────┐ │
┌────┴────┐
┌────┴───┐
┌─────┴─────┐
│
Твердые │ │ Жидкие
│ │ Твердые
│
└────┬────┘
└────┬───┘
└─────┬─────┘
┌┴─────────┬─────────┼───────────┐
┌───┴────┐
┌───┴───┐
┌────┴───┐
┌───┴───┐ ┌─────┴─────┐
┌──┴──┐ ┌──┴──┐
│ацетаты│ │формиаты│ │нитраты│
│комплексные│ │песок│ │отсев│
└───────┘
└────────┘
└───────┘ └───────────┘
└─────┘ └─────┘
Классификация
противогололедных материалов
для борьбы с зимней
скользкостью
на искусственных
сооружениях
в) Химические ПГМ,
применяемые для борьбы с зимней скользкостью, должны выполнять следующие
функции:
- понижать
температуру замерзания воды;
- ускорять
плавление снежно-ледяных отложений на дорожных покрытиях;
- проникать сквозь
слои снега и льда, разрушая межкристаллические связи, и снижать силы смерзания
с дорожным покрытием;
- не увеличивать
скользкость дорожного покрытия, особенно при использовании ПГМ в виде
растворов;
- быть
технологичными при хранении, транспортировке и применении;
- не увеличивать
экологическую нагрузку на окружающую природную среду и не оказывать токсичного
действия на человека и животных;
- не вызывать
увеличения агрессивного воздействия на металл, бетон, кожу и резину.
г) Свойства
химических ПГМ оценивают по ряду показателей, объединенных в четыре группы:
органолептические, физико-химические, технологические и экологические, основные
требования к которым приведены в табл. 2.
Таблица 2
Требования к
химическим противогололедным материалам,
применяемым для борьбы с зимней скользкостью
на мостовых
сооружениях
┌────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│ Наименование показателей │ Норма │
│
├──────────────────┬─────────────────┤
│
│ Твердые │ Жидкие
│
├────────────────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────┤
│Органолептические:
│
├────────────────────────────────────┬──────────────────┬─────────────────┤
│1.
Состояние
│Гранулы,
│Водный раствор │
│
│кристаллы, чешуйки│без механических
│
│ │ │включений,
осадка│
│
│ │и
взвеси │
├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│2.
Цвет │От
белого до │Светлый, прозрач-│
│
│светло-серого
│ный (допускается │
│
│(допускается │со
слабой окрас- │
│
│светло-коричневый,│кой желтого
или │
│ │светло-розовый) │голубого цвета) │
├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│3.
Запах │Отсутствует │Отсутствует │
│ │(для
населенных │(для населенных │
│
│пунктов)
│пунктов) │
├────────────────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────┤
│Физико-химические:
│
├────────────────────────────────────┬──────────────────┬─────────────────┤
│4.
Зерновой состав, %
│
│ │
│Массовая
доля частиц размером: │ │ │
│-
свыше 10 мм │ Не допускается │
- │
│-
свыше 5 мм до 10 мм вкл., не более│
10 │ -
│
│-
свыше 1 мм до 5 мм вкл., не менее │
75 │ -
│
│-
1 мм и менее, не более
│ 15 │
- │
├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│5.
Массовая доля растворимых солей
│ - │ 20
│
│(концентрация),
%, не менее │ │ │
├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│6.
Температура начала
│ -10 │ -10
│
│кристаллизации,
°C, не выше │ │ │
├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│7.
Влажность, %, не более
│ 5 │ -
│
├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│8.
Массовая доля нерастворимых │ 2,5 │ -
│
│в
воде веществ, %, не более
│
│ │
├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│9.
Водородный показатель, ед. pH
│ 6 - 9 │ 6 - 9
│
├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│10.
Плотность, г/см2 │ 0,8 - 1,15 │
1,1 - 1,3 │
├────────────────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────┤
│Технологические: │
├────────────────────────────────────┬──────────────────┬─────────────────┤
│11.
Плавящая способность, г/г, │ 5 │ 2,5
│
│не
менее
│
│ │
├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│12.
Гигроскопичность, %/сут
│ 10 - 50 │ -
│
├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│13.
Показатель скользкости,
│ 0,2 │ 0,2
│
│не
более
│
│ │
├────────────────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────┤
│Экологические: │
├────────────────────────────────────┬──────────────────┬─────────────────┤
│14.
Удельная эффективная активность │ │ │
│естественных
радионуклидов для
│
│ │
│автодорожных
мостов, Бк/кг, │ │ │
│не
более:
│
│ │
│-
в населенных пунктах
│ 740 │ 740
│
│-
для внегородских условий │ 1500 │ 1500
│
├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│15.
Коррозионная активность
│ 0,4 │ 0,4
│
│на
металл (Ст.3), мг/см2 x сут, │ │ │
│не
более
│
│ │
├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│16.
Показатель агрессивности на
│ 0,07 │ 0,07
│
│цементобетон,
г/см3, не более │ │ │
└────────────────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────┘
д) Фрикционные ПГМ
должны:
- повышать
шероховатость снежно-ледяных отложений на покрытиях для обеспечения безопасности
дорожного движения;
- иметь высокие
физико-механические свойства, препятствующие разрушению, износу, дроблению и
шлифованию ПГМ;
- обладать
свойствами, препятствующими увеличению запыленности и загрязнения воздуха.
е) Свойства
фрикционных ПГМ оценивают по следующим показателям: типу, внешнему виду, цвету,
зерновому составу, количеству пылеватых и глинистых частиц, плотности.
Требования к фрикционным материалам приведены в табл. 3.
Таблица 3
Требования к
фрикционным противогололедным материалам,
применяемым для борьбы с зимней скользкостью
на мостовых
сооружениях
┌──────────────────────────────────────────────┬──────────────────────────┐
│ Наименование показателей │ Норма │
│ ├──────────┬───────────────┤
│
│ Песок │
Отсев │
├──────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────────┤
│1.
Зерновой состав, %
│ │ │
│Массовая
доля частиц отсева размером:
│ │ │
│-
свыше 10 мм
│ - │Не допускается │
│-
свыше 5 мм до 10 мм, не более
│ - │ 5
│
│-
свыше 1 мм до 5 мм, не менее
│ - │ 80
│
│-
1 мм и менее, не более
│ - │ 15
│
├──────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────────┤
│2.
Модуль крупности
│1,5 - 3,5 │ -
│
├──────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────────┤
│3.
Массовая доля пылевидных и глинистых │ 3
│ 3 │
│частиц,
%, не более
│ │ │
├──────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────────┤
│4.
Массовая доля глины в комках, %, не более
│ 0,35 │Не допускается │
├──────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────────┤
│5.
Марка по прочности, не менее
│ - │ 600
│
├──────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────────┤
│6.
Влажность, %, не более
│ 5 │ 5
│
├──────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────────┤
│7.
Удельная эффективная активность
│ │ │
│естественных
радионуклидов для автодорожных │ │ │
│мостов,
Бк/кг, не более:
│ │ │
│-
в населенных пунктах
│ 740 │
740 │
│-
для внегородских условий
│ 1500 │
1500 │
└──────────────────────────────────────────────┴──────────┴───────────────┘
ж) Основным
отличием химических противогололедных материалов, применяемых на искусственных
сооружениях, является отсутствие агрессивного воздействия их на металлические и
бетонные конструктивные элементы. В связи с этим при входном контроле и
сертификационных испытаниях, а также по требованию заказчика осуществляют
оценку поставляемых ПГМ, в том числе коррозионную активность на металл и бетон
по методикам, приведенным в Приложении Б.
Раздел 9.
Специальные покрытия с антигололедными свойствами
На специальных
покрытиях с антигололедными свойствами снижается адгезия снежно-ледяных
отложений к покрытиям, происходит растапливание тонких слоев льда, сокращается
количество ПГМ, уменьшается время гололедоопасности в переходный период,
снижается коррозионное воздействие на металл и негативное экологическое
воздействие на окружающую среду.
а) Специальные
покрытия с антигололедными свойствами устраивают путем введения антигололедных
добавок в количестве 0,5 - 2% двумя способами:
- введением в смесь
при перемешивании на асфальтобетонных заводах (типа Грикол);
- введением добавок
в процессе укладки асфальтобетона под укладчик во время перемешивания шнеком.
б) Покрытие с
антигололедными свойствами можно устраивать с добавлением резиновой крошки
размером 2 - 3 мм в количестве 3 - 4% от минеральной части смеси.
в) На мостах
возможно устройство асфальтобетонного покрытия с улучшенными теплотехническими
свойствами за счет применения заполнителей с большей теплоемкостью (шлака,
перлита и др.), которые уменьшают время гололедоопасности, особенно в
переходный период.
г) В качестве
антигололедных добавок можно применять хлорид кальция (не более 0,5%), нитрат
кальция или магния (до 2%), ацетаты кальция, магния и калия.
В качестве
противодеформационной добавки рекомендуются фториды аммония и натрия. Лучшим
является двухкомпонентный состав: реагенты + фторид в соотношении 4:1.
Компоненты вводят в смеситель до введения битума, т.е. при перемешивании
минеральных материалов.
д) Добавки можно
вводить в чистом виде, в виде добавки к минеральному порошку или путем пропитки
заполнителей асфальтобетона антигололедными реагентами.
е) Наличие ПГМ в
асфальтобетоне способствует появлению противогололедного незамерзающего
раствора на покрытии, снижающего сцепление снежно-ледяных образований с
покрытием и предупреждающего обледенение покрытий. Пленка раствора образуется
за счет выхода ПГМ из асфальтобетона благодаря его капиллярно-пористой
структуре (воздушная прослойка).
ж) Действие этого
метода эффективно при температуре от 0 °C до минус 5
°C.
Раздел 10.
Охрана природной среды
а) Основной задачей
охраны природной среды при зимнем содержании мостовых сооружений является
максимально возможное снижение ущерба, наносимого природной среде за счет
применения экологически безопасных материалов и технологий, а также выполнения
системы природоохранных мероприятий.
б) При зимнем
содержании мостовых сооружений необходимо:
- обеспечить
сохранение растительного и животного мира;
- осуществить
защиту поверхностных вод от загрязнения вредными ПГМ.
в) Все мероприятия,
связанные с водными ресурсами (реками, озерами и др.), осуществляются с
соблюдением "Водного кодекса РФ", "Положения об охране рыбных
запасов и регулирования рыболовства в водоемах РФ", "Правил охраны
поверхностных вод от загрязнения".
г) При борьбе с
зимней скользкостью на мостах предпочтение следует отдавать профилактическому
способу.
д) Экологическая
безопасность достигается за счет правильного выбора сертифицированных ПГМ,
исполнения технологических регламентов, соблюдения производственной дисциплины,
организационных мероприятий и технических решений.
Раздел 11.
Защита автодорожных мостов
от агрессивного
воздействия
На автодорожных
мостах наибольшей коррозии подвержены элементы, находящиеся в непосредственной
близости от поверхности проезжей части, которые подвержены воздействию в зимний
период химических противогололедных материалов (деформационные швы, тротуарные блоки,
водоотводные устройства, перила, ограждения и др.).
а) Источниками
коррозионного воздействия при эксплуатации мостов в зимнее время являются:
- периодическое
увлажнение всех металлоконструкций атмосферными осадками - дождем, снегом,
туманом, росой;
- применение
антигололедных материалов, содержащих агрессивные соединения;
- применение песка
и других фрикционных материалов, вызывающих абразивное воздействие на
конструктивные элементы мостовых сооружений.
б) Защиту
металлоконструкций мостов следует осуществлять:
- лакокрасочными
покрытиями;
- комбинированными
металлизационно-лакокрасочными покрытиями.
в)
Противокоррозионные защитные покрытия должны отвечать следующим основным
требованиям:
- надежно защищать
от коррозии поверхности в рабочем интервале температур от +70 °C до минус 60 °C при воздействии
атмосферно-климатических факторов и агрессивности окружающей среды;
- обладать высокими
физико-механическими свойствами: адгезией, твердостью, прочностью пленок при
ударе и эластичностью при изгибе, абразивостойкостью, особенно при низких
температурах. Покрытия не должны растрескиваться и отслаиваться;
- отличаться
химической стойкостью к агрессивным средам, действию хлоридов, кислот,
сернистых газов и др.;
- покрытия должны
обладать высокой влагостойкостью.
г) Для повышения
долговечности противокоррозионных покрытий необходимы следующие мероприятия:
- содержание
поверхности в чистоте, своевременное удаление песка, снежной массы, обмывка
поверхности чистой водой;
- своевременная
частичная ремонтная окраска поверхностей на участках с поврежденным покрытием;
- замена
лакокрасочного покрытия.
д) Технологический
процесс окраски включает:
- подготовку
поверхности;
- заделку щелей и
герметизацию неплотностей (при необходимости);
- грунтование
поверхности металла;
- окрашивание
покрывными лакокрасочными материалами в соответствии с принятыми системами
покрытия;
- сушку каждого
слоя покрытия;
- контроль качества
на каждом этапе производства работ, а также всего покрытия в целом.
е) Приготовление
рабочих составов лакокрасочных материалов заключается в выполнении следующих
операций:
- перемешивании лакокрасочных материалов до однородной
консистенции;
- добавлении отвердителя (для двухкомпонентных материалов);
- введении растворителя (разбавителя) с учетом выбранного
метода нанесения;
- фильтровании лакокрасочных материалов (при необходимости).
ж) Все операции по
выполнению технологического окрашивания должны производиться при температуре
воздуха от 5 до 30 °C, относительной влажности воздуха не более 80%, при
отсутствии осадков, тумана, росы и воздействия агрессивных агентов.
з) Нанесение
лакокрасочных материалов, как правило, необходимо производить распылением.
и) При защите
металлоконструкций с применением металлизации покрытие наносится сразу после
подготовки поверхности при влажности воздуха не более 85%.
к) Для нанесения
покрытия могут использоваться газопламенные и электродуговые установки, а также
электрометаллизаторы.
л) Окраска
металлизационного слоя лакокрасочным материалом производится сразу после
металлизации непосредственно по металлизационному слою без какой-либо
подготовки поверхности.
м) Контроль за качеством производства работ по защите от
коррозии металлических конструкций моста осуществляют на всех стадиях
технологического процесса.
н) Подробные
технологии и характеристики лакокрасочных материалов приведены в
"Руководстве по защите металлоконструкций от коррозии и ремонту
лакокрасочных покрытий металлических пролетных строений эксплуатируемых
автодорожных мостов". М., 2003.
о) Защиту
железобетонных автодорожных мостов осуществляют двумя способами:
- гидрофобизацией
бетонной поверхности;
- нанесением
лакокрасочного покрытия.
п) Гидрофобизацию
осуществляют кремнийорганическими жидкостями.
р) Для покрытий
применяют акриловые и перхлорвиниловые краски и эмали.
Приложение А
ТЕХНИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЕЙ
ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
┌────┬────────────────┬───────────┬──────────────┬─────────┬─────┬──────┬──────┬────────────┬───────────┐
│
N │ Наименование и │ Марка
│Базовое шасси │Монтаж
│Вмес-│Ширина│Плот- │ Скорость │Дополни- │
│п.п.│местонахождение
│ машины │ │оборудо-
│ти- │рас- │ность │ до км/ч
│тельное │
│ │
завода-
│ │ │вания │мость│преде-│рас-
├──────┬─────┤оборудова-
│
│ │
изготовителя │ │ │ │кузо-│ления,│преде-│транс-│рабо-│ние
для │
│ │ │ │ │ │ва, │м
│ления,│порт- │чая │зимнего │
│ │ │ │ │ │м3 │
│г/м2
│ная │ │содержания │
├────┼────────────────┼───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│
1 │ 2
│ 3
│ 4 │ 5
│ 6 │
7 │ 8
│ 9 │ 10
│ 11 │
├────┼────────────────┼───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ 1 │
ОАО │ЭД-403Д-01
│ ЗИЛ-431412 │Стацио- │3,25 │4,0 - │25 - │
60 │ 30 │ Передний │
│ │ "Амурдормаш", │ │ │нарно- │
│ 10,6│ 940│ │ │
отвал, │
│ │ Амурская обл., │ │ │съемная │
│ │ │ │ │
средняя │
│ │
п. Прогресс │ │ │ │ │ │ │ │ │
щетка │
│ │
├───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ │ │ ЭД-242
│ КамАЗ-55111, │Навесная
│6,6; │4,0 - │100 - │
40 │ 20 │ Передний │
│ │ │ │ 65111
│к кузову │ 8,2 │
6,0│ 400│ │ │скоростной
│
│ │ │ │ │самосвала│ │ │ │ │
│ отвал
│
│ │ │ │ │(0,7 м3) │ │ │ │ │ │ │
├────┼────────────────┼───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ 2 │Саратовский │
4906 │ ЗИЛ-4331
│Стацио- │3,25 │До 8,5│50 -
│ 60 │ 40
│ Передний │
│ │завод дорожно- │ │ │нарно- │
│ │ 1000│ │ │
отвал │
│ │эксплуатацион- │ │ │съемная │
│ │ │ │ │ │
│ │ного и дорожно-
├───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ │строительного │
ДМ-32, │ ЗИЛ-431410 │
То же │ 4,0 │
-"- │ -"- │ -"- │ -"- │ То же
│
│ │оборудования │
ДМ-32М │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │"Транс-
├───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ │Магистраль", │
ДМ-1, │ КамАЗ-55111,
│Быстро- │ 4,5 │
-"- │25 - │ -"- │ -"- │ Передний │
│ │г. Саратов │ ДМ-28-10, │МАЗ-5551, ЗИЛ-│съемная
│ │ │
500│ │ │скоростной │
│ │ │ ДМ-6м-30 │
4520 │в кузове
│ │ │ │ │ │
отвал │
│ │ │ │ │а/м │ │ │ │ │ │ │
│ │
├───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ │ │ ДМ-34,
│ МАЗ-5334, │Стацио- │ 4,5 │ -"- │50 -
│ -"- │ -"-
│ Передний, │
│ │ │ ДМ-39
│ КамАЗ-5320 │нарно- │
│ │ 1000│ │ │
средний │
│ │ │ │ │съемная │
│ │ │ │
│ и боковой │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │скоростные │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
отвалы │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │(на КамАЗ) │
│ │
├───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ │ │ ДМ-6м,
│ КамАЗ-5320,
│Быстро- │ 6,0
│ -"- │25 - │ -"- │ -"- │ Передний │
│ │ │ ДМ-38,
│ ЗИЛ-133ГЯ, │съемная │
│ │ 500│ │ │скоростной │
│ │ │ ДМ-41
│ Г40, │в кузове │ │ │ │
│ │ отвал
│
│ │ │ │ КамАЗ-55111 │а/м │ │ │ │ │ │ │
├────┼────────────────┼───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ 3 │ЗАО "Смоленский
│МДК-433362-│ ЗИЛ-433362 │Стацио- │ 4,0 │3,0 - │10 - │
60 │ 30 │ Передний │
│ │ автоагрегатный │00, 01,
05,│
│нарно- │ │
9,0│ 400│ │ │
отвал, │
│ │завод АМО ЗИЛ", │ 06
│
│съемная │ │ │ │ │
│ щетка
│
│ │
г. Смоленск
├───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ │ │ МДК-133
│ ЗИЛ-133Г4 │ То же
│ 6,0 │4,0 - │25 -
│ 60 │ 20
│ Передний │
│ │ │ Г4-S1
│ │ │ │
9,0│ 400│ │ │
отвал, │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │скоростной │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │
отвал, │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
боковой │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
отвал, │
│ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
щетка │
│ │
├───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ │ │ МДК-5337- │ МАЗ-533700
│ -"- │ 5,9 │3,0 - │10 - │
60 │ 30 │ Передний │
│ │ │00, 01, 05,│ │ │ │
9,0│ 400│ │ │
отвал, │
│ │ │ 06
│ │ │ │ │ │
│ │ щетка
│
├────┼────────────────┼───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ 4 │ОАО "Комплексные│
КДМ-130В, │ ЗИЛ-433362,
│Стацио- │3,25
│4,0 - │25 - │ 60
│ 30 │ Передний │
│ │
дорожные
│ ЭД-226 │
ЗИЛ-433102 │нарно- │
│ 10,0│ 500│ │ │
отвал, │
│ │
машины", │ │ │съемная │
│ │ │ │ │
щетка │
│ │
г. Смоленск
├───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ │ │ ЭД-224
│ МАЗ-5337 │Стацио- │ 5,6 │4,0 - │10 - │
60 │ 30 │ Передний │
│ │ │ │ │нарно- │
│ 12,0│ 500│ │ │
отвал, │
│ │ │ │ │съемная │
│ │ │ │ │
щетка │
│ │
├───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ │ │ ЭД-403,
│ЗИЛ-133Г4, Д4 │ -"-
│ -"- │ -"-
│25 - │ -"- │ -"- │ То же
│
│ │ │ ЭД-410
│ │ │ │ │
500│ │ │ │
│ │
├───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ │ │ ЭД-405,
│ КамАЗ-53213, │
-"- │ 6,5 │
-"- │10 - │ -"- │ -"- │ Передний │
│ │ │ ЭД-405А
│ КамАЗ-55111 │ │ │ │
500│ │ │
отвал, │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │скоростной │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
отвал, │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
щетка │
│ │
├───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ │ │ ЭД-243
│ МАЗ-63039 │
-"- │ 6,0 │2,0
- │5 - │ -"- │ -"- │ Передний, │
│ │ │ │ │ │ │
12,0│ 500│ │ │
боковой │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
отвал, │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │
щетка │
├────┼────────────────┼───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ 5 │
ОАО │ ЭД-242
│ Самосвалы │Навесная
│3,25;│4,0 - │100 - │
40 │ 40 │ Передний │
│ │ "Новосибирский │ │семейства ЗИЛ,│к кузову
│5,6; │ 6,0│ 400│ │ │
отвал, │
│ │ завод дорожных
│ │ КамАЗ,
УРАЛ │самосвала│ 6,2
│ │ │ │ │скоростной │
│ │
машин", │ │ │(0,7 м3) │ │ │ │ │ │
отвал │
│ │ г. Новосибирск
├───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ │ │ ЭД-240
│ ЗИЛ-433362,
│Стацио- │ -"-
│4,0 - │25 - │ 60
│ 30 │ Передний │
│ │ │ │ ЗИЛ-133Г4,
│нарно- │ │
10,6│ 500│ │ │
отвал, │
│ │ │ │ КамАЗ-55111 │съемная │
│ │ │ │ │скоростной │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
отвал, │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
щетка │
├────┼────────────────┼───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ 6 │
ОАО НПО │ КО-713М, │ ЗИЛ-433362, │Стацио- │3,25 │4,0 - │25 - │
60 │ 30 │ Передний │
│ │
"Росдормаш",
│КО-713-02М │
ЗИЛ-433360 │нарно- │
│ 10,0│ 500│ │ │
отвал, │
│ │Московская обл.,│ │ │съемная │
│ │ │ │ │
щетка │
│ │ п. Мамонтовка │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────┼────────────────┼───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ 7 │ОАО
"Севдормаш",│
КО-713М │ ЗИЛ-433362
│Стацио- │ 3,0
│4,0 - │50 - │ 60
│ 30 │ Передний │
│ │Архангель- │ │ │нарно- │
│ 9,0│ 300│ │ │
отвал, │
│ │ская обл., │ │ │съемная │
│ │ │ │ │
щетка │
│ │г. Северодвинск │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────┼────────────────┼───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ 8 │ ОАО "Мценский │КО-713-02, │ ЗИЛ-433362
│Стацио- │ 3,0
│4,0 - │50 - │ 60
│ 30 │ Передний │
│ │
завод │КО-713-03 │ │нарно- │
│ 9,0│ 300│
│ │
отвал, │
│ │ коммунального │ │ │съемная │
│ │ │ │ │
щетка │
│ │машиностроения"
├───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ │ │ КО-806
│ КамАЗ-4925 │ То же
│ 5,0 │ -"-
│ -"- │
-"- │ -"- │ То же
│
│ │
├───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ │ │ КО-823
│ КамАЗ-53229 │ -"-
│ 6,5 │ -"-
│ -"- │
-"- │ -"- │ -"-
│
├────┼────────────────┼───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ 9 │"Тосненский │ КДМ-69283 │ КамАЗ-53229 │Стацио- │ 6,2 │4,0 - │25 - │
60 │ 30 │ Передний │
│ │механический │ ("Сокол") │ │нарно- │
│ 9,0│ 500│ │ │ обычный, │
│ │завод" (ТоМеЗ), │ │ │быстро- │
│ │ │ │ │скоростной │
│ │Ленинград- │ │ │съемная │
│ │ │ │ │
отвал, │
│ │ская обл., │ │ │ │ │ │ │ │ │
боковой │
│ │г. Тосно │ │ │ │ │ │ │ │ │
отвал, │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
щетка │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ передняя, │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
средняя │
├────┼────────────────┼───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│
10 │ОАО "Кемеровский│
ДМК-10 │ КРАЗ-6510
│Навесная │ 6,2 │4,0 - │125 - │ 60
│ 30 │ -
│
│ │
опытный
│ │ │к кузову │ │
6,0│ 400│ │ │ │
│ │
ремонтно-
│ │ │самосвала│ │ │ │ │ │ │
│ │
механический │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │
завод", │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │
г. Кемерово │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
├────┼────────────────┼───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│
11 │ОАО "Мотовили- │
КМ-500 │ КамАЗ-53213 │Стацио- │ 6,2 │4,0 - │25 - │
60 │ 30 │ Передний │
│ │хинские заводы",│ │ │нарно- │
│ 10,0│ 500│ │ │
отвал, │
│ │г. Пермь │ │ │съемная │
│ │ │ │ │скоростной
│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ и средний │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
отвал │
├────┼────────────────┼───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│
12 │ ОАО "Ряжский │ МКДС-2004 │ ЗИЛ-133Д4
│Стацио- │ 5,6
│4,0 - │10 - │ 60
│ 30 │ Передний │
│ │ авторемонтный │ │ │нарно- │
│ 10,0│ 300│ │ │
отвал, │
│ │
завод", │ │ │съемная │
│ │ │ │ │скоростной │
│ │Рязанская обл., │ │ │ │ │ │ │ │ │
отвал, │
│ │
г. Ряжск │ │ │ │ │ │ │ │ │
щетка │
├────┼────────────────┼───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│
13 │ Концерн │
НО-075 │ МАЗ-5551
│Быстро- │ 4,0
│2,0 - │5 - 40│
60 │ 30 │ Передний │
│ │
"Амкодор",
│ │ │съемная │
│ 8,0│ │ │ │
отвал │
│ │
Республика │ │ │в кузове │ │ │ │ │ │ │
│ │
Беларусь, │ │ │а/м │ │ │ │ │ │ │
│ │
г. Минск │ │ │ │ │ │ │
│ │ │
├────┼────────────────┼───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│
14 │ ООО "Евразия",
│Тройка-2000│Урал-55571-30,│Быстро- │ 4,0 │6,0 - │20 - │
60 │ 30 │ Передний │
│ │
г. Челябинск │ │ Урал-Ивеко
│съемная
│ │ 14,0│
400│ │ │
отвал, │
│ │ │ │ │в кузове │ │ │ │ │ │скоростной,│
│ │ │ │ │а/м │ │ │ │ │ │ средний, │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ боковой, │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
щетка │
├────┼────────────────┼───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│
15 │ОАО "Арзамас- │
КО-829А │ ЗИЛ-433362
│Стацио- │ 3,1
│4,0 - │25 - │ 60
│ 30 │ Передний │
│ │ский завод │ │ │нарно- │
│ 9,0│ 500│ │ │
отвал, │
│ │коммунального │ │ │съемная │
│ │ │ │ │
щетка │
│ │машиностроения",│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │Нижегород- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ская обл., │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │г. Арзамас │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────┼────────────────┼───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│
16 │ ОАО │
МД-433 │ ЗИЛ-433362 │
То же │ 3,0
│4,0 - │100 - │
60 │ 30 │ Передний │
│ │"Кургандормаш",
│ │ │ │ │
9,0│ 400│ │
│ отвал, │
│ │
г. Курган │ │ │ │ │ │ │
│ │ щетка
│
│ │
├───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ │ │
КУМ-99 │ ЗИЛ-452632
│ -"- │ 4,0 │3,0 - │10 - │
60 │ 30 │
То же │
│ │ │ │ │ │ │
9,0│ 300│ │ │ │
├────┼────────────────┼───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│
17 │ОАО "Мосдормаш",│
КУМ-99 │ ЗИЛ-452632
│ -"- │ 4,0 │4,0 - │10 - │
60 │ 40 │
-"- │
│ │
г. Москва │ │ │ │ │
9,0│ 300│ │ │ │
│ │
├───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ │ │ КУМ-104
│ МАЗ-533702 │
-"- │ 8,0 │1,75
-│20 - │ 60
│ 50 │ -"-
│
│ │ │ │ │ │ │
7,0│ 200│ │ │ │
│ │
├───────────┼──────────────┼─────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼───────────┤
│ │ │ КУМ-105
│ КамАЗ-43253 │ -"-
│ 9,0 │1,75 -│20 -
│ 60 │ 50
│ -"- │
│ │ │ │ │ │ │
7,0│ 200│ │ │ │
└────┴────────────────┴───────────┴──────────────┴─────────┴─────┴──────┴──────┴──────┴─────┴───────────┘