Введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 25 декабря 2008
г. N 682-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ
ВТУЛКИ СВЕРТНЫЕ
ЧАСТЬ 3
СМАЗОЧНЫЕ ОТВЕРСТИЯ, КАНАВКИ И УГЛУБЛЕНИЯ
ISO 3547-3:1999
Plain bearings - Wrapped
bushes -
Part 3: Lubrication holes,
lubrication grooves
and lubrication
indentations
(IDT)
Plain
bearings. Wrapped bushes. Part 3.
Lubrication holes, lubrication
grooves
and lubrication
indentations
ГОСТ ИСО 3547-3-2006
Группа Г16
МКС 21.100.10
ОКП 41 8210
Предисловие
Цели, основные
принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной
стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система
стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная
система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по
межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения,
обновления и отмены".
Сведения о
стандарте
1. Подготовлен Всероссийским научно-исследовательским
институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на основе
собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Межгосударственным техническим комитетом по
стандартизации МТК 344 "Подшипники скольжения".
3. Принят
Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации
(Протокол N 29 от 24 июня 2006 г.).
За принятие
проголосовали:
┌────────────────────┬──────────────────────┬─────────────────────────────┐
│Краткое
наименование│ Код страны по │
Сокращенное наименование │
│ страны по │ МК (ИСО 3166) 004-97 │ национального органа │
│МК
(ИСО 3166) 004-97│
│ по
стандартизации │
├────────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Азербайджан │ AZ │Азстандарт │
│Армения │ AM │Минторгэкономразвития │
│Беларусь │ BY │Госстандарт Республики │
│ │ │Беларусь │
│Грузия │ GE │Грузстандарт │
│Казахстан │ KZ │Госстандарт Республики │
│ │ │Казахстан │
│Киргизия │ KG │Кыргызстандарт │
│Молдова │ MD │Молдова-Стандарт │
│Российская
Федерация│ RU │Федеральное агентство │
│ │ │по техническому
регулированию│
│ │ │и метрологии │
│Таджикистан │ TJ │Таджикстандарт │
│Туркменистан │ TM │Главгосслужба │
│ │ │"Туркменстандартлары" │
│Узбекистан │ UZ │Узстандарт │
│Украина │ UA
│Госпотребстандарт Украины │
└────────────────────┴──────────────────────┴─────────────────────────────┘
4.
Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному
стандарту ИСО 3547:1999 "Подшипники скольжения. Втулки свертные. Часть 3. Смазочные отверстия, канавки и углубления" (ISO 3547-3:1999 "Plain bearings -
Wrapped bushes - Part 3: Lubrication holes, lubrication, grooves and lubrication indentations,
IDT).
5. Приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря
2008 г. N 682-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 3547-3-2006 введен в
действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2009
г.
6. Взамен ГОСТ
27672-88 в части смазочных отверстий, канавок и углублений.
Информация о
введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в
указателе "Национальные стандарты".
Информация об
изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные
стандарты", а текст изменений - в информационных указателях
"Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего
стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном
указателе "Национальные стандарты".
1. Область
применения
Настоящий стандарт
устанавливает размеры смазочных отверстий, канавок и углублений на свертных втулках, изготовленных из сплошного и
многослойного подшипникового материала.
Свертные втулки со смазочными отверстиями, канавками и углублениями в соответствии
с настоящим стандартом могут быть поставлены размерами согласно ИСО 3547-1 и
изготовлены из материалов согласно ИСО 3547-4.
Смазочные
отверстия, канавки и углубления могут быть получены на гладкой полосе металла
до операции прокатки. Допустимы размерные изменения, вызванные прокаткой полосы
металла. На подложке втулки могут проявляться следы смазочных канавок и рельефа
отверстия, производимых штамповкой. Допустимы незначительные трещины в
подшипниковом материале смазочных канавок и углублений при условии отсутствия
отделения небольших частиц.
Втулки серии C в
соответствии с ИСО 3547-1 могут быть с утолщением вдоль любой стороны смазочных
канавок, вызванное операцией штамповки.
Особенности данных
контроля наружного и внутреннего диаметров - по ИСО 3547-2.
Размеры без
допусков приведены только для справок и могут быть наряду с размерами, которые
не оговорены, выполнены по усмотрению изготовителя.
2.
Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 3547-1:1999.
Подшипники скольжения. Втулки свертные. Часть 1.
Размеры (ГОСТ ИСО 3547-1:2006, IDT)
ИСО 3547-2:1999.
Подшипники скольжения. Втулки свертные. Часть 2.
Данные для контроля наружного и внутреннего диаметров (ГОСТ ИСО 3547-2-2006,
IDT)
ИСО 3547-4:1999.
Подшипники скольжения. Втулки свертные. Часть 4.
Материалы (ГОСТ ИСО 3547-4-2006, IDT)
ИСО 4378-1:1997.
Подшипники скольжения. Термины, определения и классификация. Часть 1.
Конструкция, подшипниковые материалы и их свойства (ГОСТ ИСО 4378-1-2006, IDT).
3. Термины
и определения
В настоящем
стандарте применены термины по ИСО 4378-1.
4.
Смазочные отверстия
Расположение и
номинальные размеры смазочного отверстия типа L приведены на рисунках 1 и 2 и в
таблице 1. Смазочные отверстия не должны располагаться в заштрихованных
участках, указанных на рисунке 2.
Рисунок 1
Рисунок 2
Таблица 1
В миллиметрах
┌───────────────────┬────────┬───────────────────────────────────┐
│ D │ d <1> │ n
+/- 0,5 │
│ i │
L │ 1 │
│ │
├──────────────────┬────────────────┤
│ │ │ Серии A, B, D, W │ Серия C
│
│ │ │
по ИСО 3547-1 │ по ИСО
3547-1 │
├───────────────────┼────────┼──────────────────┼────────────────┤
│Св.
14 до 22 включ.│ 3
│ 4 │ 5
│
│
" 22 " 40
" │ 4
│ 5 │ 6
│
│
" 40 " 50
" │ 5
│ 6 │ 7
│
│
" 50 " 100 "
│ 6 │ 7 │ 8
│
│
" 100 │ 7
│ 8 │ 9
│
├───────────────────┴────────┴──────────────────┴────────────────┤
│
<1> Минимальный размер после штамповки. │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
5.
Смазочные канавки
Расположение, форма
и размеры смазочных канавок типов М1 и М2,
используемых для жидкой смазки, приведены на рисунках 3 - 6 и в таблицах 1 - 3.
Рисунок 3.
Смазочная канавка типа М1
Рисунок 4.
Смазочная канавка типа М2
Рисунок 5. Смазочная
канавка типа М1(2)A
Рисунок 6.
Смазочная канавка типа М1(2)B
Таблица 2
В миллиметрах
┌───────────────────┬────────────────────────────────┬───────────┐
│ D │ n
+/- 0,5 │ e
│
│ i │ 2 │ │
│
├────────────────┬───────────────┤ │
│ │Серии A, B, D,
W│ Серия C │ │
│ │ по ИСО 3547-1 │ по ИСО 3547-1 │ │
├───────────────────┼────────────────┼───────────────┼───────────┤
│Св.
18 до 26 включ.│ 3
│ 4 │ 32
│
│
" 26 " 36
" │ 3
│ 4
│ 45 │
│
" 36 " 50
" │ 5
│ 6 │ 70
│
│
" 50 " 70
" │ 5
│ 6 │ 100
│
│
" 70 " 100 "
│ 6 │ 7
│ 130 │
│
" 100 │ 7
│ 8 │ 140
│
└───────────────────┴────────────────┴───────────────┴───────────┘
Таблица 3
В миллиметрах
┌─────────────────┬────────┬────────┬────────┬─────────┬─────────┐
│ s
│ 0,75 │
1 │ 1,5
│ 2 │
2,5 │
│ 3
│ │ │ │ │ │
├────────┬────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┤
│s │М1(2)A │
0,65 │ 0,85
│ 1,3 │
1,7 │ 2,2
│
│
4
├────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┤
│ -0,2
│М1(2)B
│ - │
0,7 │ 1,1
│ 1,6 │
2,1 │
├────────┴────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┤
│ R
│ - │
6 │
8 │ 10
│ 12 │
└─────────────────┴────────┴────────┴────────┴─────────┴─────────┘
Допускается
расширение смазочных канавок в зонах смазочных отверстий, разъема и на торцевых
поверхностях втулок.
Смазочные канавки
представлены на металлической полосе.
Примечание. Для
облегчения измерения размеры толщины втулки, оставшейся в основании канавки,
могут быть указаны на рисунке как контрольный размер.
6.
Смазочные углубления
Расположение, форма
и размеры смазочных углублений приведены на рисунках 7 - 9 и в таблицах 4 и 5.
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Таблица 4
В миллиметрах
┌───────────────────────────┬───────────────┬────────────────────┐
│ Втулки по ИСО 3547-1 │ d
│ t │
│ │ b
│ │
├───────────────────────────┼───────────────┼────────────────────┤
│Серии
A, B, D, W │ 1,5 - 3,0
│ 0,40 │
├───────────────────────────┤
├────────────────────┤
│Серия
C │ │ 0,55 │
└───────────────────────────┴───────────────┴────────────────────┘
Таблица 5
В миллиметрах
┌───────────────┬───────────────┬───────────────┬────────────────┐
│ D
│ c │
t +/- 0,2 │ альфа
│
│ i
│ │ │ │
├───────────────┼───────────────┼───────────────┼────────────────┤
│До
22 │ 1,9
│ 0,4 │ 20°
│
├───────────────┼───────────────┼───────────────┼────────────────┤
│Св.
22 │ 2,4
│ 0,6 │ 23°
│
└───────────────┴───────────────┴───────────────┴────────────────┘
Смазочные
углубления применяют для втулок при значениях
(углубления представлены на металлической
полосе).
Смазочные
углубления применяют отдельно или совместно со смазочными отверстиями и/или
канавками.
Примечание. На
рисунках 7 - 9 приведены примеры схемы расположения углублений, которая может
изменяться по усмотрению изготовителя.
Смазочные
углубления типов N1A и N1B используют в случае жидкой или консистентной смазки
(см. рисунок 7).
Смазочные
углубления типов N2A и N2B используют в случае твердой или консистентной смазки
(см. рисунки 8 и 9) для втулок серий A, B, D и W согласно ИСО 3547-1.
Смазочные углубления
овальной формы N2A (рисунок 8) или ромбовидной формы N2B (рисунок 2)
изготовляют по усмотрению изготовителя.