Утвержден и введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 18 февраля 2009
г. N 18-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ.
КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПЫ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
Fire-fighting
technics. Fire-engine vehicles.
Classification, types and
designations
ГОСТ Р 53247-2009
ОКП 48 5400
ОКС 13.220.10
Дата введения
1 января 2010 года
с правом досрочного
применения
Предисловие
Цели и принципы
стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27
декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила
применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации.
Основные положения".
Сведения о
стандарте
1. Разработан
Федеральным государственным учреждением "Всероссийский ордена "Знак
Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны"
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России).
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 274
"Пожарная безопасность".
3. Утвержден и
введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 18-ст.
4. Введен впервые.
Информация об
изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений
и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях
"Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены
настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в
ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты".
Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в
информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область
применения
Настоящий стандарт
распространяется на пожарные автомобили, создаваемые на различных колесных
шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемым
при пожарно-спасательных работах.
В стандарте
классифицируются пожарные автомобили, устанавливаются типы и их обозначения с
использованием базовых автомобильных шасси грузоподъемностью до 12 т
включительно.
2. Термины
и определения
В настоящем
стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. Пожарные
автомобили (ПА): оперативные транспортные средства на базе автомобильных шасси,
оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемым при
пожарно-спасательных работах.
2.2. Основные
пожарные автомобили (ОПА): пожарные автомобили, предназначенные для доставки
личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и
пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ
от других источников.
2.3. Специальные
пожарные автомобили (СПА): пожарные автомобили, предназначенные для выполнения
специальных работ при пожаре.
2.4. Основные
пожарные автомобили общего применения: пожарные автомобили, предназначенные для
тушения пожаров в городах и других населенных пунктах.
2.5. Основные
пожарные автомобили целевого применения: пожарные автомобили, предназначенные
для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической,
нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах.
2.6. Тип пожарного
автомобиля: пожарные автомобили, характеризующиеся совокупностью одинаковых
конструктивных признаков, видов вывозимых или используемых огнетушащих веществ
и способов их подачи.
2.7. Пожарная
автоцистерна (АЦ): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом,
емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического
вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и
аварийно-спасательных работ.
2.8. Пожарная
автоцистерна с лестницей (АЦЛ): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным
насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их
подачи, стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава,
пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению
пожара, использования при аварийно-спасательных работах.
2.9. Пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником (АЦПК): пожарный
автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких
огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной механизированной
поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с люлькой
(подъемной платформой) и предназначенный для доставки к месту пожара личного
состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по
тушению пожара и использования при аварийно-спасательных работах.
2.10. Автомобиль
пожарно-спасательный (АПС): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным
насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их
подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и
предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения
аварийно-спасательных работ.
2.11. Автомобиль
пожарно-спасательный с лестницей (АПСЛ): пожарный автомобиль, оборудованный
механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для тушения
пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
2.12. Пожарный
автомобиль первой помощи (АПП): пожарный автомобиль на шасси легкого класса,
оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и
предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава,
пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении
пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.
2.13. Пожарный
автомобиль насосно-рукавный (АНР): пожарный автомобиль, оборудованный насосом,
комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара
(аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и
проведения действий по тушению.
2.14. Пожарный
автомобиль с насосом высокого давления (АВД): пожарный автомобиль,
оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких
огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и
предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и
сооружениях.
2.15. Пожарный
автомобиль порошкового тушения (АП): пожарный автомобиль, оборудованный сосудом
для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной
установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту
пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и
проведения действий по тушению пожара.
2.16. Пожарный
автомобиль пенного тушения (АПТ): пожарный автомобиль, оборудованный одной или
несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с
обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического
вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности
и в местах хранения нефтепродуктов.
2.17. Пожарный автомобиль комбинированного тушения (АКТ): пожарный
автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и
средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного
состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для
одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ
и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической,
нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
2.18. Пожарный
автомобиль газового тушения (АГТ): пожарный автомобиль, оборудованный сосудами
для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава,
пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению
пожаров.
2.19. Пожарный
автомобиль газоводяного тушения (АГВТ): пожарный
автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и
водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного
состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий
при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках
нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
2.20. Пожарная автонасосная станция (ПНС): пожарный автомобиль,
оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным
пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным
автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного
запаса воды вблизи от места крупного пожара.
2.21. Пожарный пеноподъемник (ППП): пожарный автомобиль, оборудованный
стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической
подъемной стрелой с пеногенераторами и
предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на
высоте.
2.22. Пожарный
аэродромный автомобиль (АА): пожарный автомобиль, оборудованный средствами
тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и
проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными
пожарными службами.
2.23. Пожарная автолестница (АЛ): пожарный автомобиль, оборудованный
стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и
предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи
огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве
грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
2.24. Пожарный
коленчатый автоподъемник (АПК): пожарный автомобиль, оборудованный стационарной
механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной
стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой,
предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи
огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного
крана при сложенном комплекте колен.
2.25. Пожарный
телескопический автоподъемник с лестницей (ТПЛ): пожарный автомобиль,
оборудованный стационарной механизированной поворотной
коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой
заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы,
предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в
многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
2.26. Пожарная автолестница с цистерной (АЛЦ):
пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая
водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен),
выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для
воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и
предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи
огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве
грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
2.27. Пожарный коленчатый автоподъемник с цистерной (АПКЦ): пожарный
автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой,
телескопической или коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой
заканчивается люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной
установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения
спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для
выполнения других вспомогательных операций.
2.28. Пожарный
аварийно-спасательный автомобиль (АСА): пожарный автомобиль, оборудованный
генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный
для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к
месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.
2.29. Пожарный
водозащитный автомобиль (АВЗ): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным
насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенный для
защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.
2.30. Пожарный
автомобиль связи и освещения (АСО): пожарный автомобиль, оборудованный
электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для
освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и
обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
2.31. Пожарный
автомобиль газодымозащитной службы (АГ): пожарный
автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и
предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара,
проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и
оборудования.
2.32. Пожарный автомобиль дымоудаления (АД):
пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического
вооружения для удаления дыма из помещений и предназначенный для удаления дыма
из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений
большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и
подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос
из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.
2.33. Пожарный
рукавный автомобиль (АР): пожарный автомобиль, предназначенный для
транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки
магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными
струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.
2.34. Пожарный
штабной автомобиль (АШ): пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором,
средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной
работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом,
подразделениями и центром противопожарной службы.
2.35. Пожарная автолаборатория (АЛП):
пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и
предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и
измерений в зонах пожаров.
2.36. Пожарный
автомобиль профилактики и ремонта средств связи
(АПРСС): пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики
и ремонта средств связи и предназначенный для доставки личного состава и оборудования
к месту проведения ремонтных работ.
2.37. Автомобиль
диагностики пожарной техники (АДПТ): пожарный автомобиль, оборудованный
техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и
предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения
диагностических (ремонтных) работ.
2.38. Пожарный
автомобиль-база газодымозащитной службы (АБГ):
пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами для обслуживания и
зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных.
2.39. Пожарный
автомобиль технической службы (АПТС): пожарный автомобиль, оборудованный
средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и
предназначенный для обеспечения работы пожарной техники.
2.40. Автомобиль
отогрева пожарной техники (АОПТ): пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для
доставки личного состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения
функционирования пожарной техники при отрицательной температуре.
2.41. Пожарная
компрессорная станция (ПКС): пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и
предназначенный для заправки кислородом (воздухом) баллонов средств
индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы.
2.42.
Пожарно-технический автомобиль (АТ): пожарный автомобиль, оборудованный
устройством для съема контейнеров и предназначенный для доставки к месту пожара
боевого расчета и контейнеров с мобильными системами быстрого развертывания для
проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.
2.43. Пожарный
оперативно-служебный автомобиль (АОС): пожарный автомобиль, оборудованный
комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к
месту пожара (аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его
работы.
2.44. Главный
параметр ПА: один из основных (базовых) параметров, определяющий функциональное
назначение пожарного автомобиля, отличающийся стабильностью при технических
усовершенствованиях и служащий для определения числовых значений других
основных параметров.
3.
Классификация
3.1. ПА в
зависимости от величины допустимой полной массы делятся на 3 класса:
легкие - с полной
массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
средние - с полной
массой от 7500 до 14000 кг (M-класс);
тяжелые - с полной
массой свыше 14000 кг (S-класс).
3.2. ПА в
зависимости от проходимости делятся на 3 категории:
категория 1 - неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием
(нормальной проходимости);
категория 2 - полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и
пересеченной местности (повышенной проходимости);
категория 3 -
вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).
3.3. ПА в
зависимости от направления оперативной деятельности делятся на 2 группы:
основные пожарные
автомобили;
специальные
пожарные автомобили.
3.3.1. ОПА в
зависимости от преимущественного использования и направлений оперативной
деятельности подразделяются на ПА общего применения и ПА целевого применения.
3.3.1.1. ОПА общего
применения в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способа их
подачи классифицируются на следующие типы:
пожарные
автоцистерны;
пожарные
автоцистерны с лестницей;
пожарные
автоцистерны с коленчатым подъемником;
автомобили
пожарно-спасательные;
автомобили
пожарно-спасательные с лестницей;
пожарные автомобили
первой помощи;
пожарные
насосно-рукавные автомобили;
пожарные автомобили
с насосом высокого давления.
3.3.1.2. ОПА
целевого применения в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и
способа их подачи классифицируются на следующие типы:
пожарные автомобили
порошкового тушения;
пожарные автомобили
пенного тушения;
пожарные автомобили
комбинированного тушения;
пожарные автомобили
газового тушения;
пожарные автомобили
газоводяного тушения;
пожарные автонасосные станции;
пожарные пеноподъемники;
пожарные
аэродромные автомобили.
3.3.2. СПА в
зависимости от вида аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара
классифицируются на следующие типы:
пожарные автолестницы;
пожарные коленчатые
автоподъемники;
пожарные
телескопические автоподъемники с лестницей;
пожарные автолестницы с цистерной;
пожарные коленчатые
автоподъемники с цистерной;
пожарные
аварийно-спасательные автомобили;
пожарные
водозащитные автомобили;
пожарные автомобили
связи и освещения;
пожарные автомобили
газодымозащитной службы;
пожарные автомобили
дымоудаления;
пожарные рукавные
автомобили;
пожарные штабные
автомобили;
пожарные автолаборатории;
пожарные автомобили
профилактики и ремонта средств связи;
автомобили
диагностики пожарной техники;
пожарные
автомобили-базы газодымозащитной службы;
пожарные автомобили
технической службы;
автомобили отогрева
пожарной техники;
пожарные
компрессорные станции;
пожарно-технические
автомобили;
пожарные
оперативно-служебные автомобили.
4.
Обозначения
4.1. Обозначения ПА
должны иметь следующую структуру:
XXX XX-XX/X (XXXX)
мод. XXA-XX XX X,
где:
XXX - тип пожарного
автомобиля (АЦ, АНР, АП и т.д.);
XX - главный
параметр пожарного автомобиля (вместимость цистерны, масса порошка и т.д.);
XX/X - главный
параметр главного агрегата или оборудования пожарной надстройки;
(XXXX) - индекс
модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности;
мод. XXA -
обозначение модели ПА по системе разработчика с указанием модернизации (А -
первая, Б - вторая и т.д.);
XX - двузначный
(трехзначный) цифровой индекс для обозначения модели (01, 02 и т.д.);
XX - условное
буквенное обозначение предприятия-изготовителя;
X - обозначение
нормативного документа (ГОСТ, ТУ).
4.2. В обозначениях
ПА величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:
вместимость
цистерны для воды - м3;
вместимость бака
для пенообразователя - м3;
масса вывозимого
порошка - кг;
масса огнетушащего
газа - кг;
подача насоса при
номинальном числе оборотов - л/с;
напор ступеней
насоса при номинальном числе оборотов:
нормального
давления - м вод. ст.;
высокого давления -
м вод. ст.;
расход лафетного
порошкового ствола - кг/с;
мощность
электрогенератора - кВт;
длина рукавной
линии - км;
высота подъема
стрелы - м;
производительность вентиляторной установки - тыс. м3;
число (количество)
мест для боевого расчета (включая место водителя) - кол.;
грузовой момент - тм.
4.3. Примеры
условных обозначений.
Пример 1: АЦ
3,0-40/4 (4331) модель XXX-XX.
Автоцистерна
пожарная с цистерной вместимостью 3 м3, комбинированным насосом с подачей 40
(ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень
высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331, первая модернизация модели XXX,
модификация XX (с комбинированным насосом).
Пример 2: АП
4000-80 (4310) модель XXX-XX.
Автомобиль
порошкового тушения с массой вывозимого порошка 4000 кг и расходом лафетного
ствола 80 кг/с на шасси КамАЗ
4310, вторая модификация XX модели XXX.
Пример 3: АПТ
6,3-40 (5557) модель XXX.
Автомобиль пенного
тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6,3 м3 на шасси
"Урал 5557" и насосом с подачей 40 л/с, модель XXX.
Пример 4: АКТ
2,0/2000-40/60 (4310) модель XXX.
Автомобиль
комбинированного тушения на шасси КамАЗ с цистерной для воды или раствора
пенообразователя вместимостью 2,0 м3, массой вывозимого порошка 2000 кг,
насосом с подачей 40 л/с и расходом порошкового лафетного ствола 60 кг/с,
модель XXX.
Во всех приведенных
примерах при серийном производстве в обозначениях ПА должен быть отражен номер
ГОСТа или технических условий.