Утвержден и введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 18 февраля 2009
г. N 19-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ.
НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Fire fighting technics. Fire
fighting vehicles.
Nomenclature of indices
ГОСТ Р 53248-2009
ОКП 4854 00
ОКС 13.220.10
Дата введения
1 января 2010 года
с правом досрочного
применения
Предисловие
Цели и принципы
стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27
декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила
применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации.
Основные положения".
Сведения о
стандарте
1. Разработан
Федеральным государственным учреждением "Всероссийский ордена "Знак
Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны"
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России).
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 274
"Пожарная безопасность".
3. Утвержден и
введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 19-ст.
4. Введен впервые.
Информация об
изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений
и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях
"Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены
настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в
ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты".
Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в
информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область
применения
Настоящий стандарт
устанавливает номенклатуру основных показателей пожарных автомобилей,
включаемых в техническую документацию по их созданию.
2. Термины
и определения
В настоящем
стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. Пожарные
автомобили (ПА): оперативные транспортные средства на базе автомобильных шасси,
оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемые при
пожарно-спасательных работах.
2.2. Основные
пожарные автомобили (ОПА): пожарные автомобили, предназначенные для доставки
личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ
с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а
также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
2.3. Специальные
пожарные автомобили (СПА): пожарные автомобили, предназначенные для обеспечения
выполнения специальных работ на пожаре.
2.4. Пожарная
автоцистерна (АЦ): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом,
емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава,
пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его
тушению и аварийно-спасательных работ.
2.5. Пожарная
автоцистерна с лестницей (АЦЛ): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным
насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их
подачи, стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава,
пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению
пожара, использования при аварийно-спасательных работах.
2.6. Пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником (АЦПК): пожарный
автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких
огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной механизированной
поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с люлькой
(подъемной платформой) и предназначенный для доставки к месту пожара личного
состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по
тушению пожара и использования при аварийно-спасательных работах.
2.7. Автомобиль
пожарно-спасательный (АПС): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным
насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их
подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и
предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения
аварийно-спасательных работ.
2.8. Автомобиль
пожарно-спасательный с лестницей (АПСЛ): пожарный автомобиль, оборудованный
механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для тушения
пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
2.9. Пожарный
автомобиль порошкового тушения (АП): пожарный автомобиль, оборудованный сосудом
для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной
установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту
пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и
проведения действий по тушению пожара.
2.10. Пожарный
автомобиль пенного тушения (АПТ): пожарный автомобиль, оборудованный одной или
несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с
обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава,
пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях
нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
2.11. Пожарный автомобиль комбинированного тушения (АКТ): пожарный
автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и
средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного
состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для
одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих
веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах
химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
2.12. Пожарный
автомобиль газового тушения (АГТ): пожарный автомобиль, оборудованный сосудами
для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического
вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
2.13. Пожарный
автомобиль газоводяного тушения (АГВТ): пожарный
автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и
водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного
состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий
при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках
нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
2.14. Пожарный
автомобиль первой помощи (АПП): пожарный автомобиль на шасси легкого класса,
оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и
предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического
вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной
стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.
2.15. Пожарный
автомобиль насосно-рукавный (АНР): пожарный автомобиль, оборудованный насосом,
комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара
(аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и
проведения действий по тушению.
2.16. Пожарная автонасосная станция (ПНС): пожарный автомобиль,
оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по
магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам
или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания
резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
2.17. Пожарный
автомобиль с насосом высокого давления (АВД): пожарный автомобиль,
оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких
огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и
предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и
сооружениях.
2.18. Пожарный пеноподъемник (ППП): пожарный автомобиль, оборудованный
стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической
подъемной стрелой с пеногенераторами и
предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на
высоте.
2.19. Пожарный
аэродромный автомобиль (АА): пожарный автомобиль, оборудованный средствами
тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и
проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными
пожарными службами.
2.20. Пожарная автолестница (АЛ): пожарный автомобиль, оборудованный
стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и
предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи
огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве
грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
2.21. Пожарный
коленчатый автоподъемник (АПК): пожарный автомобиль, оборудованный стационарной
механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной
стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой,
предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи
огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве
грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
2.22. Пожарный
телескопический автоподъемник с лестницей (ТПЛ): пожарный автомобиль,
оборудованный стационарной механизированной поворотной
коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой
заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы,
предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных
зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
2.23. Пожарная автолестница с цистерной (АЛЦ):
пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая
водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен),
выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для
воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и
предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи
огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве
грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
2.24. Пожарный коленчатый автоподъемник с цистерной (АПКЦ): пожарный
автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой,
телескопической или коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой
заканчивается люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной
установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения
спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для
выполнения других вспомогательных операций.
2.25. Пожарный
аварийно-спасательный автомобиль (АСА): пожарный автомобиль, оборудованный
генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для
доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту
пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.
2.26. Пожарный
водозащитный автомобиль (АВЗ): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным
насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенный для
защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.
2.27. Пожарный
автомобиль связи и освещения (АСО): пожарный автомобиль, оборудованный
электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для
освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и
обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
2.28. Пожарный
автомобиль газодымозащитной службы (АГ): пожарный
автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и
предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара,
проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и
оборудования.
2.29. Пожарный автомобиль дымоудаления (АД):
пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического
вооружения для удаления дыма из помещений и предназначенный для удаления дыма
из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений
большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и
подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос
из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.
2.30. Пожарный
рукавный автомобиль (АР): пожарный автомобиль, предназначенный для
транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки
магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными
струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.
2.31. Пожарный
штабной автомобиль (АШ): пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором,
средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной
работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом,
подразделениями и центром противопожарной службы.
2.32. Пожарная автолаборатория (АЛП):
пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и
предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и
измерений в зонах пожаров.
2.33. Пожарный
автомобиль профилактики и ремонта средств связи
(АПРСС): пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики
и ремонта средств связи и предназначенный для доставки личного состава и
оборудования к месту проведения ремонтных работ.
2.34. Автомобиль
диагностики пожарной техники (АДПТ): пожарный автомобиль, оборудованный
техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и
предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения
диагностических (ремонтных) работ.
2.35. Пожарный
автомобиль-база ГДЗС (АБГ): пожарный автомобиль, оборудованный техническими
средствами для обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов
дыхания и зрения пожарных.
2.36. Пожарный
автомобиль технической службы (АПТС): пожарный автомобиль, оборудованный
средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и
предназначенный для обеспечения работы пожарной техники.
2.37. Автомобиль
отогрева пожарной техники (АОПТ): пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для
доставки личного состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения
функционирования пожарной техники при отрицательной температуре.
2.38. Пожарная
компрессорная станция (ПКС): пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и
предназначенный для заправки кислородом (воздухом) баллонов средств
индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы.
2.39.
Пожарно-технический автомобиль (АТ): пожарный автомобиль, оборудованный
устройством для съема контейнеров и предназначенный для доставки к месту пожара
боевого расчета и контейнеров с мобильными системами быстрого развертывания для
проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.
2.40. Пожарный
оперативно-служебный автомобиль (АОС): пожарный автомобиль, оборудованный
комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к
месту пожара (аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его
работы.
2.41. Полная масса
ПА: сумма снаряженной массы автомобиля и перевозимого им боевого расчета,
включая водителя, огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения,
заявленная предприятием - изготовителем пожарного автомобиля в
нормативно-технической документации.
2.42. Удельная
мощность ПА: отношение номинальной мощности двигателя к полной массе
автомобиля.
2.43. Дальность
струи при подаче лафетным водяным (пенным) стволом ПА: расстояние от насадка до крайних капель водяной
(пенной) струи.
2.44. Дальность
струи при подаче лафетным (ручным) порошковым стволом ПА: максимальное
расстояние от насадка до середины специального модельного очага пожара класса В, расположенного на оси струи и потушенного при подаче
огнетушащего вещества. Расстояние между очагами не менее 1 м.
2.45. Дальность газоводяной струи: расстояние от сопла турбореактивного
двигателя до крайних капель газоводяной струи.
2.46. Тип кабины
ПА: кабина с одинарным, двойным, тройным количеством рядов сидений.
2.47. Компоновочная
схема шасси ПА: расположение кабины относительно двигателя автомобиля (перед
двигателем, над двигателем, за двигателем).
2.48. Скорость
максимальная ПА: максимальная скорость ПА, установленная изготовителем при
движении по горизонтальному участку шоссе с твердым покрытием.
2.49. Угол
опрокидывания: угол наклона опорной плоскости колес к горизонту, при котором
центр тяжести ПА и линия ее опрокидывания находятся в одной вертикальной
плоскости. Такое положение соответствует начальному моменту опрокидывания.
2.50.
Геометрическая высота всасывания: расстояние между осью вращения рабочего вала
и уровнем воды со стороны всасывания.
2.51. Способ
прокладки рукавов ПА: механический или ручной.
2.52. Высота
подъема: расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до
верхней ступени лестницы АЛ, АЦЛ, АПСЛ, АЛЦ, АСА, АПТС; до пола люльки АПК,
АЦПК, АПКЦ, ТПЛ; до оси гребенки пеногенератора ППП.
2.53. Вылет стрелы:
расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до верхней
ступени лестницы АЛ, АЦЛ, АПСЛ, АЛЦ, АСА; до внешнего края пола люльки АПК,
АЦПК, АПКЦ, ТПЛ; до внешнего края пеногенератора ППП.
2.54. Время
маневра: промежуток времени с момента перемещения тумблера (рычага), с помощью
которого обеспечивается выполнение соответствующего маневра (движения), до
момента, когда исполнительный механизм, обеспечивающий его, достиг своего
предельного положения или соответствующий элемент изделия достиг требуемого
положения.
2.55. Угол подъема
стрелы: угол между горизонтальной опорной поверхностью и стрелой АЛ, АПК, ППП,
ТПЛ, АЦЛ, АЦПК, АПСЛ, АЛЦ, АПКЦ.
2.56. Люлька ПА:
устройство, обеспечивающее удобство и безопасность эвакуации людей и работы
пожарных при тушении пожара на высоте, устанавливаемое на вершине стрелы.
2.57. Выносные
опоры ПА: устройства, обеспечивающие устойчивость ПА при работе и
предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных
нагрузок, возникающих при работе.
2.58. Длина
лестницы: расстояние от нижней до верхней ступеньки лестницы (зависит от
степени выдвигания лестницы).
2.59. Ширина
минерализованной полосы: расстояние, измеренное перпендикулярно оси
минерализованной полосы между крайними линиями смачивания поверхности земли.
2.60. Расход
топлива при стационарной работе на привод спецагрегатов
ПА: количество топлива, расходуемого в единицу времени при работе на привод спецагрегатов в номинальном режиме.
3.
Номенклатура показателей
3.1. Номенклатура
показателей, характеризующих свойства основных ПА и их применяемость в технической
документации, приведена в таблице 1.