Принят и введен в действие
Распоряжением Росавтодора
от 28 июля 2009 г.
N 271-р
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УСТРОЙСТВУ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СЛОЕВ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ПЕРЕГРУЖАТЕЛЕЙ СМЕСИ
ОДМ 218.5.002-2009
Предисловие
1. Разработан
Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственный Технический
университет), Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) при
участии АНО "НИИ ТСК".
2. Внесен Управлением научно-технических исследований,
информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.
3. Принят и введен
в действие на основании Распоряжения Федерального дорожного агентства от 28
июля 2009 г. N 271-р.
4. Имеет
рекомендательный характер.
Раздел 1.
Область применения
Настоящий
отраслевой дорожный методический документ (далее - ОДМ) распространяется на
работы по устройству асфальтобетонных слоев на основе применения перегружателей
асфальтобетонной смеси (на примере машин "Roadtec
SB-2500 Shuttle Buggy")
при строительстве, реконструкции и всех видах ремонта автомобильных дорог и
устанавливает порядок и рекомендации к их выполнению.
В соответствии с данным ОДМ могут использоваться и
другие перегружатели асфальтобетонной смеси с аналогичными техническими
возможностями.
Раздел 2.
Нормативные ссылки
В настоящем ОДМ
использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9128-97. Смеси
асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия
ГОСТ 12801-98.
Материалы на основе органических вяжущих для дорожного
и аэродромного строительства. Методы испытаний.
Раздел 3.
Термины и определения
В настоящем ОДМ
применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Фракционная
сегрегация - неоднородность зернового состава асфальтобетонной смеси в
различных точках ее объема.
Температурная
неоднородность - неоднородность температуры асфальтобетонной смеси в различных
точках ее объема.
Раздел 4.
Основные технологические операции
с применением машин
перегружателей асфальтобетонной смеси
а) Устранение
фракционной и температурной сегрегации достигается путем применения в
технологической цепочке укладки асфальтобетонной смеси дополнительной машины
перегружателя асфальтобетонной смеси (далее - перегружателя), являющейся
промежуточным звеном между автомобилем-самосвалом и асфальтоукладчиком.
б) Технологические
особенности перегружателя:
- непрерывная
перегрузка асфальтобетонной смеси с устранением контакта грузовика и укладчика
при ее выгрузке из кузова автомобиля-самосвала;
- дополнительное
перемешивание асфальтобетонной смеси трехшаговым
шнеком;
- обеспечение
накопления асфальтобетонной смеси в бункере перегружателя; кроме того, при
наличии бункера-вставки асфальтоукладчика - до 20
тонн в бункере асфальтоукладчика;
- увеличение
скорости разгрузки автомобилей-самосвалов;
- увеличение
скорости укладки смеси;
- возможность
подачи относительно малого количества асфальтобетонной смеси к рабочим,
использующим ручной инструмент при работе на небольших площадях;
- возможность
забора материала с поверхности;
- использование асфальтоукладчиков в тоннелях, под мостами, под контактной
сетью и там, где невозможна разгрузка самосвалов из-за ограничения по высоте;
- возможность
отклонения конвейера от центра в обе стороны.
в) Принципиальная схема
перегружателя приведена в Приложении А.
г) Принципиальная
схема устройства трехшагового шнека приведена в
Приложении Б.
Раздел 5.
Порядок устройства асфальтобетонных слоев
на основе
применения перегружателей асфальтобетонной смеси
Укладка асфальтобетонной
смеси при использовании в составе машин перегружателя производится в следующем
порядке:
а) Оператор
перегружателя подает сигнал на подход автомобиля-самосвала с асфальтобетонной
смесью. Автомобиль-самосвал задним ходом подают к отвальному бункеру перегружателя
до касания колесами упорных валиков.
б) При работе
одного перегружателя смесь из автомобиля-самосвала выгружают в отвальный бункер
перегружателя. В процессе выгрузки автомобиль-самосвал либо разгружается в
неподвижный перегружатель, если приемный бункер асфальтоукладчика
заполнен, либо перемещается вместе с перегружателем, если одновременно
происходит выгрузка смеси из перегружателя в асфальтоукладчик.
в) При работе двумя
перегружателями, один из перегружателей разгружается в приемный бункер асфальтоукладчика, в то время как второй находится под
загрузкой, и автомобили-самосвалы разгружаются в него без движения. В
результате работы двумя перегружателями достигается сокращение сроков разгрузки и увеличение скорости укладки смеси. Особенно
данный способ эффективен при укладке асфальтобетонной смеси одним асфальтоукладчиком шириной 9 - 16 м и более.
г) Смесь из
отвального бункера при помощи расположенных в нем вибраторов поступает на
сходящийся трехшаговый шнек, который, перемешивая
асфальтобетонную смесь, перемещает материал прямо по заднему конвейеру в
промежуточный бункер; затем смесь с помощью двух трехшаговых
шнеков, находящихся в нижней части промежуточного бункера, перемешивается и
подается на задний конвейер, тем самым устраняя фракционную сегрегацию и
температурную неоднородность.
д) Асфальтобетонная
смесь с заднего конвейера поступает непосредственно в приемный бункер асфальтоукладчика, оснащенный специальным устройством
(вставкой) для массовой подачи материала прямо на пластинчатый конвейер
укладчика.
План потока при
устройстве асфальтобетонных слоев на основе применения двух перегружателей
приведен в Приложении В.
Раздел 6.
Контроль качества
а) Устройство
асфальтобетонного покрытия с применением перегружателей должно производиться в
соответствии с [1].
б) Основные
геометрические параметры и характеристики уложенного асфальтобетонного слоя
должны соответствовать требованиям [1], в частности:
ширина слоя;
толщина слоя;
ровность;
поперечный уклон;
высотные отметки по
оси;
коэффициент
уплотнения;
коэффициент
сцепления шины автомобиля с покрытием (для верхних слоев).
Примечания:
1. Температура
асфальтобетонной смеси при укладке в покрытие должна быть не ниже 120 °С.
Допускается ее снижение на 20 °С при
условии использования ПАВ или активированных минеральных порошков.
2. Коэффициент
уплотнения через 1 - 3 суток после укатки должен быть не ниже:
- 0,99 для плотного
асфальтобетона из горячих смесей типов А и Б;
- 0,98 для плотного
асфальтобетона из горячих смесей типов В, Г и Д,
пористого и высокопористого асфальтобетона.
3. Верхний слой
асфальтобетонного покрытия должен иметь ровную однородную шероховатую
поверхность без разрывов и раковин, с ровными кромками. Дефектные места не
допускаются.
в) Операционный
контроль качества представлен в таблице 1.
г) Отбор проб
осуществляют согласно ГОСТ 12801.
д)
Физико-механические показатели материала устроенного асфальтобетонного слоя
должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128.
Таблица 1
1
|
Основные
операции,
подлежащие
контролю
|
Проверка
основания перед
укладкой асфаль-
тобетонной смеси.
Разбивочные
работы
|
Устройство
слоя
покрытия
|
Уплотнение
асфальтобетонной
смеси
|
2
|
Состав
контроля
|
1.
Чистота
основания.
2. Ширина
основания.
3. Высотные
отметки основания
|
1.
Температура
смеси при укладке.
2. Ровность слоя.
3. Толщина
уложенного слоя
покрытия.
4. Соблюдение
поперечного уклона
и ширины
|
1.
Степень
уплотнения смеси.
2. Поперечный
уклон верхнего слоя
покрытия.
3. Ровность
верхнего слоя
покрытия.
4. Высотные отметки
|
3
|
Метод
и
средства
контроля
|
Визуальный,
инструментальный
1. Визуально.
2. Мерная лента,
стальная рулетка.
3. Нивелир,
копирная струна
|
Инструментальный
визуальный
1. Термометр.
2. 3-м рейка,
клин.
3. Мерник толщины.
4. Визуально
|
Инструментальный
лабораторный
1. Контрольный
проход тяжелого
катка, вырубка
образцов.
2., 3. 3-м рейка.
4. Нивелир, мерная
лента, стальная
рулетка
|
4
|
Режим
и объем
контроля
|
1.
Вся захватка.
В начале смены.
2. Не реже чем
через 100 м.
3. Не реже чем
через 100 м
|
1.
В каждом
автомобиле-
самосвале.
2. Не реже чем
через 100 м.
3. Не реже чем
через 100 м.
4. Не реже чем
через 100 м
|
1.
Пробы (не менее
трех на 7000 м2).
2, 3. После двух -
трех проходов
катка.
4. По окончании
уплотнения
|
5
|
Лицо,
конт-
ролирующее
операцию
|
Мастер
|
Мастер
|
Мастер,
лаборант,
геодезист
|
6
|
Лицо,
ответ-
ственное за
организацию и
осуществление
контроля
|
Прораб
|
Прораб
|
Прораб
|
7
|
Привлекаемые
для контроля
подразделения
|
-
|
-
|
Лаборатория
Геодезическая
служба
|
8
|
Где
регист-
рируются
результаты
контроля
|
Общий
журнал
работ
|
Общий
журнал работ
|
Общий
журнал работ,
журнал лабораторных
работ, журнал
нивелировки
|
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] СНиП
3.06.03-85. Автомобильные дороги
Приложение А
(справочное)
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ
СХЕМА ПЕРЕГРУЖАТЕЛЯ
АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ
СМЕСИ
1 - отвальный
бункер перегружателя
2 - конвейер
3 - бункер,
оснащенный трехшаговым шнеком
4 - задний конвейер
Приложение Б
(справочное)
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ
СХЕМА ТРЕХШАГОВОГО ШНЕКА
1 - трехшаговый шнек
2 - ленточный
скребковый конвейер
3 -
асфальтобетонная смесь
4 - стенка бункера
перегружателя
Приложение В
(справочное)
ПЛАН ПОТОКА
ПРИ УСТРОЙСТВЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СЛОЕВ
НА ОСНОВЕ
ПРИМЕНЕНИЯ ДВУХ ПЕРЕГРУЖАТЕЛЕЙ
1. Поливомоечная
машина
2. Автогудронатор
3.
Автомобиль-самосвал
4. Перегружатели
асфальтобетонной смеси
5. Асфальтоукладчик
6. Отряд катков согласно выбранного режима уплотнения