Утверждены
Приказом Минрегиона
РФ
от 20 августа 2009
г. N 355
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПРОГНОЗНЫХ ИНДЕКСОВ ИЗМЕНЕНИЯ
СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА
МДС 81-01-12-2011
Разработаны
Федеральным государственным учреждением "Федеральный центр ценообразования
в строительстве и промышленности строительных материалов".
Утверждены Приказом
Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.08.2009 N 355.
Внесены в
федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении
сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых
планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета под
регистрационным номером от 25.01.2010 N 114.
Раздел I.
Общие положения
1. Настоящая Методика расчета прогнозных индексов изменения стоимости
строительства (далее - Методика) устанавливает порядок разработки, рассмотрения
и введения в действие Минрегионом России прогнозных индексов изменения сметной
стоимости строительства, дифференцированных по статьям затрат сводного сметного
расчета стоимости строительства, в том числе: индексы изменения сметной
стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости
проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих
работ и затраты, индексы изменения стоимости оборудования (далее -
прогнозные индексы).
2. Прогнозные
индексы предназначены для укрупненных расчетов стоимости строительства
базисно-индексным методом, формирования начальной (стартовой) стоимости
строительства при подготовке конкурсной документации, общеэкономических
расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства,
финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.
Раздел II.
Порядок разработки прогнозных индексов
3. Разработка
прогнозных индексов осуществляется ежеквартально Федеральным государственным
учреждением "Федеральный центр ценообразования в строительстве и
промышленности строительных материалов" (далее - ФГУ ФЦЦС).
4. Индексы
выражаются в безразмерных величинах с двумя значащими цифрами после запятой.
5. При разработке
прогнозные индексы дифференцируются:
- по видам
строительства - многоквартирные жилые дома, объекты образования, объекты
здравоохранения, административные здания, объекты спортивного назначения,
объекты коммунального хозяйства, котельные, инженерные сети и очистные
сооружения, объекты мелиорации, предприятия культурно-бытового обслуживания,
гидротехнические сооружения, искусственные дорожные сооружения, автомобильные
дороги, железные дороги, магистральные трубопроводы, прочие объекты;
- по видам
используемой сметно-нормативной базы - федеральные единичные расценки (ФЕР-2001), территориальные единичные
расценки (ТЕР-2001);
- по способу
применения - к элементам структуры прямых затрат (оплата труда, эксплуатация
машин и механизмов, стоимость материалов), к стоимости строительно-монтажных
работ с учетом накладных расходов и сметной прибыли;
- по территории
применения - по субъектам Российской Федерации;
- по элементам
затрат сводного сметного расчета стоимости строительства - к стоимости
оборудования, к стоимости проектно-изыскательских работ, к стоимости прочих
работ и затрат.
6. Прогнозные
индексы определяются как произведение текущих индексов, рассчитанных в
соответствии с настоящей Методикой, на прогнозный показатель инфляции,
установленный Министерством экономического развития Российской Федерации для
соответствующего квартала.
7. Текущие индексы
изменения цен на оборудование и прочие работы и затраты определяются
нарастающим итогом на основании данных о стоимости оборудования и прочих работ
и затрат (по состоянию на 01.01.1991 и 01.01.2000) с учетом ежеквартальных
индексов цен производителей в строительстве (оборудование и прочие работы и
затраты), сообщаемых федеральным органом государственной статистики.
8. Текущие индексы
изменения стоимости проектных и изыскательских работ определяются как отношение
стоимости проектирования (изысканий) в текущем уровне цен к постоянной величине
базовой цены разработки проектной документации (изысканий), определенной по
справочникам базовых цен на проектные работы. Стоимость проектирования
(изысканий) в текущем уровне цен определяется в соответствии с данными о
динамике изменения структуры стоимости затрат на выполнение работ по
проектированию, представляемыми проектными организациями.
9. Расчет текущих
индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ осуществляется
с использованием соответствующих ресурсно-технологических моделей (далее - РТМ)
на основании отчетных данных региональных органов по ценообразованию в
строительстве, данных государственной статистики.
10. РТМ формируется
в следующем порядке:
10.1. Из объектной
сметы выбираются локальные сметы, учитывающие сметную стоимость основных
конструктивных элементов объекта, общая стоимость строительно-монтажных работ
которых составляет более 70%.
10.2. Из указанных
локальных смет производится выборка трудовых ресурсов, применяемых строительных
машин и механизмов, материальных ресурсов.
10.3. На основе
выборки ресурсов разрабатывается массив, состоящий из двух блоков - ресурсного
и стоимостного.
10.4. Ресурсный
блок РТМ включает в себя следующие ресурсные составляющие:
- нормативную
трудоемкость рабочих-строителей (монтажников);
- нормативное
количество машино-часов по номенклатуре (набору) строительных машин, механизмов
и автотранспортных средств;
- расход
материальных ресурсов по номенклатуре (набору), определенной выборкой ресурсов.
Расход применяемых
материальных и трудовых ресурсов, а также нормы времени эксплуатации
строительных машин в РТМ являются фиксированными величинами.
10.4.1. Нормативная
трудоемкость определяется для среднего разряда рабочих-строителей,
предусмотренных в РТМ, и учитывается в человеко-часах.
10.4.2. На
основании выборки ресурсов производится анализ номенклатуры строительных машин
и механизмов с целью определения видов машин и механизмов, преобладающий по
сметной стоимости.
Машины и механизмы,
стоимость эксплуатации которых составляет более 80% от общей стоимости
эксплуатации, выбираются из смет и применяются в качестве машин-представителей
в РТМ. Для каждой машины-представителя выделяется нормативное время
эксплуатации в машино-часах. Машины и механизмы, стоимость эксплуатации которых
составляет до 20% от общей стоимости эксплуатации машин, объединяются в группу
"Прочие машины и механизмы", при этом затраты на их эксплуатацию
устанавливаются в процентах от общей стоимости строительных машин и механизмов,
определенной по РТМ.
10.4.3. В тех
случаях, когда номенклатура материальных ресурсов обширная, осуществляется:
- анализ
номенклатуры материальных ресурсов с целью объединения их по характеристикам;
- объединение в
группы одноименных материалов и изделий различных сортов и марок (бетон,
раствор, сборные бетонные и железобетонные изделия, арматура и другое);
- определение
приведенного количества материалов, исходя из материала, преобладающего по
сметной стоимости;
- объединение
материальных ресурсов, суммарные показатели которых имеют удельный вес примерно
до 20% в общей стоимости материалов, в группу "Прочие материалы".
10.5. В стоимостном
блоке РТМ учитываются:
10.5.1. В базисной
стоимости (по состоянию на 01.01.2000) учитываются:
а) оплата труда
рабочих-строителей в базисном уровне цен (ОТбаз), определенная как произведение
нормативной трудоемкости в человеко-часах (чел.-час)
по РТМ на часовую тарифную ставку в базисном уровне цен соответствующего
разряда рабочих-строителей, принятую при разработке сборников ФЕР-2001,
ТЕР-2001;
б) стоимость
эксплуатации строительных машин в рублях/машино-часах (руб./маш.-час) (ЭМбаз), принятая согласно соответствующим сборникам
сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных
средств в базисном уровне цен, умноженная на нормативное количество
машино-часов, определенное в РТМ. Для соответствия стоимости, учтенной в РТМ, и
стоимости, учтенной ресурсной ведомостью, в общую стоимость эксплуатации
строительных машин включается сумма объединенных по стоимости машин и
механизмов, имеющих удельный вес до 20% в общей стоимости эксплуатации машин;
в) стоимость
материальных ресурсов, принятая согласно соответствующим сборникам сметных цен
на материалы, изделия и конструкции по состоянию на 01.01.2000 по номенклатуре
(набору) ресурсов, умноженная на их нормативную или приведенную потребность,
определенную в РТМ (Мбаз). Для соответствия стоимости, учтенной в РТМ, и
стоимости, учтенной ресурсной ведомостью, в общую стоимость материальных
ресурсов (Мбаз) включается сумма объединенных по стоимости материалов, изделий
и конструкций, имеющих удельный вес до 20% в общей стоимости материальных
ресурсов и по которым можно не отслеживать текущие цены.
10.5.2. В текущей
стоимости по РТМ учитываются:
а) оплата труда
рабочих-строителей в текущем уровне цен
,
определенная как произведение нормативной трудоемкости по РТМ на часовую
тарифную ставку в текущем уровне цен соответствующего разряда
рабочих-строителей, которая определяется по формуле:
,
где:
Т - нормативная
трудоемкость в человеко-часах (чел.-час);
- нормативное число часов работы одного
рабочего в месяц, часы (ч);
- месячная тарифная ставка рабочего I разряда
при работе в нормативных условиях труда, рубли (руб.).
В соответствии с
подпунктом "а" пункта 2.3 Федерального отраслевого соглашения по
строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на
2008 - 2010 годы размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего I разряда
устанавливается с 01.01.2008 не ниже 1,2 величины прожиточного минимума для
трудоспособного населения, официально установленного в соответствующем субъекте
Российской Федерации.
- тарифный коэффициент соответствующего
разряда работ;
- коэффициенты, учитывающие доплаты и надбавки
к тарифным ставкам и окладам за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и
особо вредными условиями труда, за разъездной, подвижной и вахтовый характер
работ, надбавки за профессиональное мастерство, сверхурочную работу, выполнение
особо важных заданий и другие;
- районный коэффициент к заработной плате,
устанавливаемый законодательством;
ПВ - прочие
выплаты, производимые за счет средств, учитываемых в расходах на оплату труда в
соответствии с действующими нормативными документами (очередные и
дополнительные отпуска, выслуга лет, надбавки за непрерывный стаж в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним районам);
б) представленные
региональными органами по ценообразованию в строительстве сметные цены 1-го
машино-часа (маш.-час) в текущем уровне цен, по
определенной в РТМ номенклатуре строительных машин, механизмов и
автотранспортных средств, умноженные на нормативное или приведенное количество
машино-часов (ЭМтек). Для соответствия стоимости, учтенной в РТМ, и стоимости,
учтенной ресурсной ведомостью, в общую стоимость эксплуатации строительных
машин (ЭМбаз) включается текущая стоимость объединенных по стоимости машин и
механизмов, полученная путем умножения базисной (по состоянию на 01.01.2000)
стоимости объединенных машин на индекс по основной технике, полученный в РТМ;
в) текущие средние
сметные цены на материалы, изделия и конструкции по данным региональных органов
по ценообразованию в строительстве с учетом усредненных расходов по доставке,
заготовительно-складских расходов и услуг посредников (транспортные затраты в
пределах сложившихся в регионе) по номенклатуре ресурсов в соответствии с РТМ,
умноженные на их нормативное количество (Мтек). Для соответствия стоимости,
учтенной в РТМ, и стоимости, учтенной ресурсной ведомостью, в общую стоимость
материальных ресурсов (Мбаз) включается текущая стоимость объединенных по
стоимости материалов, изделий и конструкций (прочих материалов), полученная
путем умножения базисной (по состоянию на 01.01.2000) стоимости прочих
материалов на индекс по основным материалам, полученный в РТМ.
11. На основании
произведенных по всей совокупности расчетов в РТМ определяются стоимостные
показатели в прямых затратах: в базисном (по состоянию на 01.01.2000) уровне
цен - Пбаз и в текущем уровне цен - Птек, которые определяются по формуле:
Пбаз = ОТбаз +
ЭМбаз + Мбаз;
Птек = ОТтек +
ЭМтек + Мтек.
12. Расчет текущих
индексов пересчета по статьям затрат производится в следующем порядке:
- устанавливается
размер индексов пересчета по оплате труда рабочих-строителей, монтажников и
рабочих, обслуживающих строительные машины, по формуле:
Иот = ОТтек /
ОТбаз;
- устанавливается
размер индекса к стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов по
формуле:
Иэм = ЭМтек /
ЭМбаз;
- устанавливается
размер индекса к стоимости материальных ресурсов по формуле:
Им = Мтек / Мбаз.
13. Для определения
индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ в целом (Исмр), в
базисном и текущем уровнях цен учитываются накладные расходы (НР) и сметная
прибыль (СП).
14. Текущий индекс
изменения стоимости строительно-монтажных работ (без прочих затрат и без НДС)
на объект в целом определяется по формуле:
Исмр = СМРтек /
СМРбаз,
где:
СМРбаз = ОТбаз + ЭМбаз + Мбаз + НРбаз + СПбаз,
СМРтек = ОТтек + ЭМтек + Мтек + НРтек + СПтек.
Раздел III.
Порядок рассмотрения и издания
прогнозных индексов
15. Разработанные
прогнозные индексы представляются ФГУ ФЦЦС в Департамент регулирования
градостроительной деятельности Минрегиона России (далее - Департамент) не
позднее 5 (пяти) дней с начала очередного квартала с приложением
соответствующих расчетных обоснований, завизированных ответственным
исполнителем ФГУ ФЦЦС.
16.
Рассмотрение представленных прогнозных индексов осуществляется Департаментом и
включает в себя:
- изучение
комплектности представленных расчетных обоснований;
- проведение
проверки представленных расчетных обоснований;
- подготовку письма
Минрегиона России о рекомендуемой величине прогнозных индексов.
17. Срок рассмотрения
представленных обоснований прогнозных индексов не должен превышать 3 (трех)
календарных дней со дня их получения Департаментом.
18. В случае
выявления недостатков в представленных расчетах их корректировка осуществляется
специалистами Департамента в рабочем порядке.
19. По результатам
рассмотрения расчетных обоснований прогнозных индексов Департаментом готовится
проект письма в адрес федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации о рекомендуемой величине
прогнозных индексов.
Проект письма
визируется начальником ФГУ ФЦЦС, начальником отдела сметного нормирования
Департамента, директором Департамента.
20. Письмо
с прогнозными индексами подписывается заместителем Министра регионального
развития Российской Федерации, курирующим деятельность Департамента.
21. В течение квартала, для которого разработаны прогнозные индексы,
ФГУ ФЦЦС ежемесячно осуществляет мониторинг стоимости ресурсов, используемых
при расчете прогнозных индексов, и в случае, если общая стоимость ресурсов,
включенных в РТМ, изменилась более чем на пять процентов, ФГУ ФЦЦС направляет в
Департамент предложения о пересмотре величины прогнозных индексов с приложением
обосновывающих материалов.
Департамент
рассматривает представленные материалы в соответствии с пунктами 16 - 20
настоящей Методики.