![]() |
Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:
Поиск по базе документов: | Контакты | Для поиска на текущей странице: "Ctr+F" | | |
| ||
Утвержден и введен в
действие Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009
г. N 1260-ст НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАЦИИ, БИБЛИОТЕЧНОМУ И ИЗДАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ ИНФОРМАЦИЯ И ДОКУМЕНТАЦИЯ. РУКОВОДСТВО ДЛЯ РАЗРАБОТЧИКОВ СТАНДАРТОВ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ДОКУМЕНТАМИ System of standards on
information, librarianship and publishing. Information
and documentation. Guidelines for standards
drafters records management requirements in standards ISO 22310: 2006 Information and documentation
- Guidelines for standards drafters records management
requirements in standards (IDT) ГОСТ Р ИСО 22310-2009 Группа Т62 ОКС 01.140.20 Дата введения 1 июля 2010 года Предисловие Цели и принципы
стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27
декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила
применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации.
Основные положения". Сведения о
стандарте 1. Подготовлен
Государственным учреждением Всероссийским научно-исследовательским институтом
документоведения и архивного дела "ВНИИДАД" на основе аутентичного
перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4. 2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 191
"Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело". 3. Утвержден и
введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1260-ст. 4 Настоящий
стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22310:2006 "Информация и
документация. Руководство для разработчиков стандартов, устанавливающих требования к управлению документами" (ISO 22310:2006 "Information and
documentation - Guidelines for standards drafters records management
requirements in standards", IDT). При применении
настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных
стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации,
сведения о которых приведены в дополнительном Приложении ДА. 5. Введен впервые. Информация об
изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений
и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях
"Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены
настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в
ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные
стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются
также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет. Введение Все большее число
стандартов содержит требования, касающиеся создания, использования и управления
документами. Поэтому важно, чтобы новые стандарты являлись дополнениями
стандартов ИСО 15489-1:2001 и ИСО/ТО 15489-2:2001 для того, чтобы документы,
разрабатываемые на основании их требований, оставались последовательными,
аутентичными и единообразными. В стандартах ИСО ТК
46/ПК 11 говорится о необходимости обеспечения взаимодействия международных
стандартов. Поэтому настоящий стандарт о требованиях к управлению
документацией, устанавливаемых в стандартах ИСО, разрабатывался как
дополнительное руководство к Директивам ИСО/МЭК. Цель
настоящего стандарта - содействие специалистам, разрабатывающим новые либо
корректирующим устаревшие требования к управлению документами, заложенные в
стандартах, а также обеспечивающим соответствие этих требований вышеупомянутым
критериям последовательности и функциональной совместимости. Следование
настоящим руководящим принципам предполагает включение в стандарты ИСО/МЭК по
управлению документами дополнительных требований, разработанных на основании
общих требований, представленных в ИСО 15489. Применение
настоящих руководящих принципов обеспечит взаимодействие вышеназванных
стандартов и соответствие им других стандартов по управлению документами и
системами с целью их совместного использования заинтересованными организациями. Технические
комитеты ИСО, ответственные за разработку общих требований к управлению
документами в стандартах, отвечают за обеспечение целостности своих стандартов.
Эти технические комитеты проводят отраслевую политику и обеспечивают дальнейшее
руководство в области развития стандартов для каждой отрасли. Такое руководство
является дополнением к руководящим указаниям настоящего стандарта. 1. Область
применения Настоящий стандарт
объединяет требования, предъявляемые к документам в стандартах ИСО 15489-1,
ИСО/ТО 15489-2 и ИСО 23081-1 для включения их во все стандарты,
регламентирующие процессы создания и хранения документов. В нем также выделены
различные элементы требований, которые следует рассматривать как компоненты
расширенной структуры управления документацией. Содержащиеся в
настоящем стандарте указания дополняют правила выполнения технической работы и
методологию разработки международных стандартов, установленные Директивами
ИСО/МЭК. Настоящий стандарт
предназначен для использования всеми организациями ИСО, участвующими в разработке
проблем управления документами или требований к документации в стандартах. Он
также может использоваться организациями, не входящими в состав ИСО, но
применяющими стандарты ИСО на международном, региональном или национальном
уровне и находящимися в процессе разработки стандартов и/или соответствующих
документов, устанавливающих требования к управлению документами. Примечание.
Значение термина "стандарт" в настоящем стандарте охватывает целый
ряд документов разных видов, а именно: международные стандарты, руководящие
принципы ИСО/МЭК, технические спецификации, технические отчеты, общественно
доступные спецификации и международные рабочие соглашения, если не указывается
конкретный вид документа. 2.
Нормативные ссылки В настоящем
стандарте использованы датированные и недатированные ссылки на международные
стандарты. При датированных ссылках последующие редакции международных
стандартов или изменений к ним действительны для настоящего стандарта только
после внесения изменений к настоящему стандарту или путем подготовки новой
редакции настоящего стандарта. Для недатированных ссылок действительно
последнее издание стандарта, на который была произведена ссылка, включая
поправки. ИСО 15489-1:2001.
Информация и документация. Управление документами. Часть 1. Общие требования (ISO 15489-1:2001, Information and
documentation - Records management - Part 1: General) ИСО/ТО
15489-2:2004. Информация и документация. Управление документами. Часть 2. Руководящие принципы (ISO/TR 15489-2,
Information and documentation - Records management - Part 2: Guidelines) ИСО 23081-1.
Информация и документация. Процессы управления документами. Метаданные для документов. Часть 1. Принципы (ISO 23081-1,
Information and documentation - Records management processes - Metadata for
records - Part 1: Principles) ИСО/МЭК Руководство
2. Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь (ISO/IEC Guide 2,
Standardization and related activities - General vocabulary) МЭК 82045-1. Управление документами. Часть 1. Принципы и методы (IEC 82045-1, Document management - Part 1: Principles and methods) ИСО/МЭК Директивы. Часть 2. Правила для структурирования и проектирования международных стандартов (ISO/IEC Directives,
Part 2, Rules for the structure and drafting of International Standards). 3. Термины
и определения В настоящем стандарте
применены термины, данные в Руководстве 2 ИСО/МЭК и ИСО 15489-1. 4. Общие
принципы 4.1.
Типовые требования, устанавливаемые в других стандартах в соответствии с ИСО
15489 Типовые требования,
установленные в ИСО 15489, включают в себя: - требования к
созданию документов (правила документирования) - требования, определяющие,
какие конкретные документы должны быть созданы в процессе деятельности и
введены в систему документов, а также информацию, содержащуюся в этих
документах, и данные, которые необходимо собрать об этих документах (метаданные
об управлении документами); - требования к
хранению документов - требования, устанавливающие, как долго должны храниться
документы, и каким образом их следует передавать сторонним организациям, а
также как организовать их уничтожение; - требования к
доступу к документам - требования, устанавливающие, кому разрешен доступ к
документам и как регулируются права доступа; - требования к
обеспечению сохранности документов - требования, определяющие условия доступа и
использования документов; - требования к
системам, предназначенным для создания и хранения документов; - инструменты или
процедуры управления документами - средства типа схем метаданных, схем
классификации, касающихся безопасности и доступа, а также соответствующие
органы. 4.2. Дополнительные требования Дополнительные
требования включают в себя: - целесообразность
- специальные требования к управлению документами, которые могут быть
разработаны только тогда, когда в этом есть необходимость и когда ссылка на ИСО
15489 является недостаточной; - совместимость,
которая должна быть обеспечена в полном объеме в соответствии с ИСО 15489. 5.
Руководство по разработке и структуре требований к
управлению документами, устанавливаемых в стандартах 5.1. Общие
положения Большинство
руководящих указаний, представленных в данном подразделе, являются дополнением
к правилам, данным в Директивах ИСО/МЭК. Часть 2, которые содержат требования к
структуре и проектированию (порядку создания) международных стандартов. В процессе
разработки нового стандарта следует учитывать совместимость и легкость
использования данного дополнения со стандартами ИСО 15489 и ИСО/МЭК 82045-1,
включая следующие аспекты: - термины и
определения; - согласованные
общие элементы; - использование
согласованной общей структуры с разделами, на которые следует ссылаться; - ясность изложения
(как текста, так и оформления); - отсутствие
повторений и противоречий. Разработка и
пересмотр всех требований к управлению документами в стандартах должны
следовать согласно процессам, описанным в 5.3. В организациях, где проект
документа уже принят и обнародован, следует установить области применения
рекомендаций 5.3 и 4.2, основываясь на завершенности документа. Во всех требованиях
к управлению документами следует использовать единую терминологию для удобства
их использования. По возможности в требованиях к управлению документацией
следует использовать общие элементы (см. 5.3.3). 5.2.
Специфические отраслевые требования 5.2.1. Общие
положения Там, где предложенные
требования к управлению документами касаются какой-либо конкретной области
применения (отрасли), нижеследующие положения применяют как дополнение к
руководству, данному в 5.3 и 4.2. 5.2.2. Требования к
управлению документами, касающиеся конкретной области применения (отрасли) a) Должны быть
совместимы и согласованы с общими требованиям к управлению документами. b) Должна быть ясно
определена специфика этих требований и их отношения с общими требованиями к
управлению документами (например, дополнительные требования, касающиеся
определенной отрасли, пояснения или и то и другое совместно). c) Должна быть
всегда четко обозначена специфика информации, касающаяся конкретной области
применения (например, с использованием различных типографских стилей). 5.2.3. Спецификация
разработки (техническое задание) В случае разработки
требований к управлению документами (ИСО 15489-1, п. 3.16), следует указать
ссылку на стандарт ИСО 15489-1 и ИСО/ТО 15489-2 (в дальнейшем обозначенный как
ИСО 15489). В случаях наличия требований, касающихся конкретной области
применения (отрасли), они должны быть добавлены к
основным в соответствии с рекомендуемой структурой, описанной в настоящем
стандарте. 5.2.4. Работа с
отступлениями Любое отступление
от спецификации проекта должно быть подтверждено комитетом, разрабатывающим
стандарт и задокументировано для предоставления техническому комитету
возможности обосновать эти отступления в ИСО. Кроме того, следует установить
соответствующие процедуры для внесения этих изменений. За это отвечает
технический комитет, работающий со стандартами. 5.3. Модель управления документами, структура и общие элементы 5.3.1. Общие
положения Рекомендуется,
чтобы в требованиях к управлению документами для различных целей применялась
согласованная терминология и идентифицированный набор общих элементов. Это
позволит организациям осуществить внедрение стандартов на единой
методологической основе. Совместимость
требований и удобство их использования могут быть повышены путем унификации
стандартов. Следует согласовывать такие аспекты, как структура стандарта,
количество общих элементов, а также их содержание и используемую терминологию. 5.3.2. Соответствие
модели и структуре ИСО 15489 Общая структура
требований к управлению документами должна быть основана на признанной модели и
логической систематизации требований в соответствии с этой моделью. Выбранная модель
должна включать основные принципы, применяемые к ИСО 15489 с целью содействия: a) пользователям в
понимании этих принципов и применении систем управления документами; b) разработчикам
стандартов в построении последовательной и логической структуры. Существующие модели
требований к управлению документами развиваются, и в будущем могут появиться
новые модели. Технические комитеты ИСО, разрабатывающие требования к управлению
документами в стандартах, и те, кто собирается использовать другую модель,
должны гарантировать ее совместимость со стандартом ИСО 15489 и стандартами,
разработанными другими техническими комитетами. Примечание. Примеры
использования этих моделей приведены в ИСО 15489. Если технический
комитет, разрабатывающий проект требований к управлению документами, выбирает
набор элементов, который значительно отличается от приведенного
в таблице 1, то в этом случае следует ему включать в свои документы таблицы
перекрестных ссылок к другим стандартам. При формировании
типовых элементов требований к управлению документами следует использовать те
же самые формулировки, если подразумевается то же самое значение. Такую
систематизацию элементов рекомендуется прилагать к проекту стандарта для
удобства его использования, а также для совместного применения этого стандарта
и стандарта ИСО 15489. 6. Типовые
элементы требований к управлению документами Цель применения
систем управления документами так же, как и детали различных аспектов,
представлены в ИСО 15489. Таблица 1 Типовые
элементы требований к управлению документами ┌────────────────┬─────────────────────────────┬──────────────────────────┐ │Основная
область│ Общий элемент
требований │Типовой элемент
содержания│ │ применения
│
│ требований │ │ требований
│
│
│ │ к управлению
│ │ │ │ документами
│
│
│ ├────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────────┤ │
Создание │ Административные
правила, │ Требования к
созданию │ │документов │определяющие, какие документы│документов. │ │ │должны быть созданы │ Правила ведения деловых │ │ │и объединены
в систему │операций. │ │
│документов. Кроме
того, │ Правила
классификации. │ │ │административные
правила │ Правила
индексирования. │ │ │для
контроля статуса │
Требования к созданию │ │ │документа в течение
всего его│метаданных │ │ │жизненного цикла и
средства │ │ │ │для классификации │ │ │ │и индексирования
документа │ │ ├────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────────┤ │
Хранение │ Административные
правила │ Специфические
требования │ │документов │контроля хранения и │к хранению, например: │ │ │уничтожения документов, │ - юридические, налоговые,│ │ │включая сроки
хранения │финансовые; │ │ │и экспертизу
ценности │ - политика
организации │ │ │ │деловых операций; │ │ │ │ - интересы
других │ │ │
│заинтересованных сторон;
│ │ │ │ - история
организации; │ │ │ │ -
культурные требования │ ├────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────────┤ │
Доступ к
│ Административные правила
│ Ответственность за доступ│ │документам │контроля и регулирования │включает в себя: │ │ │доступа к
документам │ - аспекты
безопасности │ │ │и их использования │(физические и
логические);│ │ │ │ - гарантии того, что │ │ │ │обеспечение
доступа │ │ │ │не ставит
под угрозу │ │ │
│целостность │ ├────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────────┤ │
Обеспечение │ Административные
правила │ Правила
перемещения │ │сохранности │контроля выбора формата │(миграции) документов. │ │документов │документов
и процессов, │ Правила
выбора │ │ │связанных
с обеспечением │программного
обеспечения. │ │ │воспроизводимости
документов │ Руководящие принципы
│ │ │и возможностью их │для выбора формата │ │ │восстановления. │документа.
│ │ │ Требования к созданию
и │ Требования к
метаданным │ │ │сбору метаданных о
действиях,│
│ │ │производимых
при работе │ │ │ │с документами │ │ ├────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────────┤ │
Системы, │ Системы, создающие
и │ Системы должны
быть: │ │создающие
и │управляющие
документами, │ -
надежными; │ │управляющие │должны обладать качествами, │ - целостными; │ │документами │гарантирующими │ - легкими в применении; │ │ │(обеспечивающими)
полноту │ - полными; │ │ │(неизменность) содержащихся │
- упорядоченными │ │ │в них документов и
их │ │ │ │соответствие требованиям │ │ │ │организации в отношении
учета│
│ │ │и контроля │ │ ├────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────────┤ │
Инструменты │ Инструменты и
процедуры │ Эти
инструменты могут │ │и
процедуры │управления должны
быть │включать в себя: │ │управления │разработаны так, чтобы │ - схемы метаданных; │ │документами │поддерживать структуры │ - схемы классификации; │ │ │управления
документами, │ - процедуры
хранения │ │ │требуемые
в системах
│документов;
│ │ │управления │ - схемы
классификации │ │ │ │уровней
безопасности │ │ │ │и
доступа; │ │ │ │ - перечни
сроков │ │ │
│хранения;
│ │ │ │ -
соответствующие органы │ │ │ │власти и
управления │ ├────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────────┤ │
Ответственность│ Ответственность за │ │ │ │информацию должна
быть │ │ │ │распределена и
оцениваться │ │ │ │в соответствии с
контекстом │ │ │ │деловой
деятельности │ │ └────────────────┴─────────────────────────────┴──────────────────────────┘ Приложение
ДА (обязательное) СВЕДЕНИЯ О
СООТВЕТСТВИИ ССЫЛОЧНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ССЫЛОЧНЫМ
НАЦИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Таблица ДА.1 | ||
| ||
|