Рекомендованы к применению
Распоряжением
Росавтодора
от 9 июня 2010 г. N
384-р
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ОДМ 218.1.001-2010
Предисловие
1. Разработан АНО
"Научно-исследовательский институт транспортно-строительного
комплекса".
2. Внесен Управлением научно-технических исследований,
информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.
3. Издан на основании распоряжения Федерального дорожного
агентства.
4. Взамен ОДМ
218.1.001-2005.
5. Имеет
рекомендательный характер.
1. Область
применения
1.1. Отраслевой дорожный методический документ "Рекомендации по
разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного
хозяйства" (далее - методический документ) разработан в соответствии с п.
3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О
техническом регулировании" (далее - ФЗ "О техническом
регулировании") и является актом рекомендательного характера в дорожном
хозяйстве.
1.2. Настоящий
методический документ содержит рекомендации по классификации, порядку разработки,
экспертизы, регистрации, обновления, отмены и применения документов
технического регулирования в дорожном хозяйстве.
2.
Нормативные ссылки
В настоящем
методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
Федеральный
закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в
редакции Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от
01.12.2007 N 309-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 189-ФЗ, от
23.11.2009 N 261-ФЗ, от 30.12.2009 N 384-ФЗ, от 30.12.2009 N 385-ФЗ (далее - ФЗ
"О техническом регулировании").
ГОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты
национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления
и отмены.
ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты
организаций. Общие положения.
ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты
национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и
обозначения.
ГОСТ Р 1.6-2005. Стандартизация в Российской Федерации. Проекты
стандартов. Организация проведения экспертизы.
ГОСТ Р 1.10-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Правила
стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки,
утверждения, изменения, пересмотра и отмены.
ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины
и определения.
3. Термины
и определения
В настоящем
методическом документе применены термины по ГОСТ Р
1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Дорожное хозяйство: комплекс, включающий в себя автомобильные
дороги общего пользования Российской Федерации, а также юридические и
физические лица, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование,
строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования,
проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт
дорожной техники, добычу и переработку материалов и иную деятельность,
связанную с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом и
содержанием автомобильных дорог.
3.2. Техническое регулирование: правовое регулирование отношений в
области установления, применения и исполнения обязательных требований к
продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания),
производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения
на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования
(включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению
работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки
соответствия (ФЗ "О техническом регулировании").
3.3. Технический регламент: документ, который принят международным
договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением,
заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или
постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым
актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и
устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам
технического регулирования (продукции, в том числе зданиям,
строениям и сооружениям, или к связанным с требованиями к продукции процессам
проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,
наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ФЗ
"О техническом регулировании").
3.4. Стандарт: документ, в котором в целях добровольного многократного
использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и
характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства,
строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, выполнения работ или оказания услуг (ФЗ "О техническом
регулировании").
3.5. Национальный
стандарт Российской Федерации: стандарт, утвержденный национальным органом
Российской Федерации по стандартизации (ФЗ "О техническом
регулировании").
3.6. Свод правил: документ в области стандартизации, в котором
содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования
(включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который
применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических
регламентов (ФЗ "О техническом регулировании").
3.7. Стандарт иностранного государства: стандарт, принятый национальным
(компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного
государства (ФЗ "О техническом регулировании").
3.8. Региональный
стандарт: стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации (ФЗ
"О техническом регулировании").
3.9. Свод правил
иностранного государства: свод правил, принятый компетентным органом
иностранного государства (ФЗ "О техническом регулировании").
3.10. Региональный
свод правил: свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации
(ФЗ "О техническом регулировании").
3.11. Региональная организация
по стандартизации: организация, членами (участниками) которой являются
национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один
географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с
международными договорами в процессе экономической интеграции.
3.12. Стандарт
организации: стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей
стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения
качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для
распространения и использования полученных в различных областях знаний
результатов исследований (испытаний), измерений и разработок (ГОСТ Р 1.12) (ФЗ "О техническом регулировании").
3.13. Отраслевой
дорожный методический документ: акт рекомендательного характера, изданный
распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве,
разъясняющий методологию работ в сфере технического регулирования и (или)
содержащий технические рекомендации в области проектирования, строительства,
реконструкции, модернизации, ремонта и содержания
автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
4. Основные
принципы применения и соблюдения норм
в сфере дорожного
хозяйства
4.1. В соответствии
со статьей 3 ФЗ "О техническом регулировании" техническое
регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
- применения единых
правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам
проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,
наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению
работ или оказанию услуг;
- соответствия
технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития
материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
- независимости
органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов,
исполнителей и приобретателей;
- единой системы и
правил аккредитации;
- единства правил и
методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур
обязательной оценки соответствия;
- единства
применения требований технических регламентов независимо от видов или
особенностей сделок;
- недопустимости
ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
- недопустимости
совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по
сертификации;
- недопустимости
совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
- недопустимости
внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением
требований технических регламентов;
- недопустимости
одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа
государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических
регламентов.
4.2. В соответствии
со статьями 7 и 13 ФЗ "О техническом регулировании" к основным
документам системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства
относятся:
- технические
регламенты;
- национальные
стандарты;
- правила (нормы)
стандартизации и рекомендации по стандартизации;
- общероссийские
классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- своды правил;
- стандарты
организаций;
- международные
стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты
иностранных государств и своды правил иностранных государств,
зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и
стандартов;
- акты
рекомендательного характера, издаваемые распоряжением федерального органа
исполнительной власти в дорожном хозяйстве.
4.3. В соответствии
со статьей 6 ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты
принимаются в целях:
- защиты жизни или
здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного
или муниципального имущества;
- охраны окружающей
среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения
действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
- обеспечения
энергетической эффективности.
Принятие
технических регламентов в иных целях не допускается.
4.4. В соответствии
со статьей 7 ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты
с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые
требования, обеспечивающие:
- безопасность
излучений;
- биологическую
безопасность;
-
взрывобезопасность;
- механическую безопасность;
- пожарную
безопасность;
- промышленную
безопасность;
- термическую
безопасность;
- химическую
безопасность;
- электрическую
безопасность;
- ядерную и
радиационную безопасность;
- электромагнитную
совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
- единство
измерений;
- другие виды
безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 Федерального закона
"О техническом регулировании".
Технический регламент
должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования,
требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения
технического регламента. Технический регламент должен
содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом
регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок
продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с
учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого
объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке,
маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент
должен содержать требования энергетической эффективности.
Технические
регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны
и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с
требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания),
производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или)
физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями,
продавцами, приобретателями. Технический регламент может содержать специальные требования к
продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания),
производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или
этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения
продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и
географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1
статьи 6 Федерального закона "О техническом регулировании".
4.5. В соответствии
со статьей 15 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.2 национальные стандарты применяются на добровольной
основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места
происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания
услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями,
исполнителями, продавцами, приобретателями.
Применение
национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному
стандарту.
Национальным
органом по стандартизации не позднее чем за тридцать
дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается,
опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти
по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего
пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных стандартов и
сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе
обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
4.5. В соответствии со статьей 16 ФЗ "О техническом
регулировании", в случае отсутствия национальных стандартов применительно
к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического
регулирования, в целях обеспечения соблюдения требований технических
регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования
(включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются
своды правил.
Разработка и
утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной
власти в пределах их полномочий.
4.6. В соответствии
с ГОСТ Р 1.10 и ГОСТ Р 1.12 правила (нормы)
стандартизации устанавливают организационно-методические положения, которые
дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего
национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по
стандартизации.
4.7. В соответствии
с ГОСТ Р 1.10 и ГОСТ Р 1.12 рекомендации по стандартизации
содержат советы организационно-методического характера, которые касаются
проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего
национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно
предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем
национальном стандарте.
4.8. В соответствии
с [1] общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной
информации (далее - общероссийские классификаторы) устанавливают
систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и
(или) классификационных группировок и направлены для применения при создании
государственных информационных систем и информационных ресурсов и
межведомственном обмене информацией.
4.9. В соответствии
со статьей 17 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.4 стандарты организаций, в том числе коммерческих,
общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений
юридических лиц, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно,
исходя из необходимости применения этих стандартов.
Стандарты
организаций применяются в сфере дорожного хозяйства для целей совершенствования
производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания
услуг, а также для распространения и использования полученных в различных
областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Стандарты
организации, принятые конкретным субъектом хозяйственной деятельности,
соблюдаются им в обязательном порядке.
Стандарты
профессиональных научных, общественных объединений, ассоциаций, союзов,
инженерных обществ и других объединений юридических лиц разрабатываются для
добровольного общеотраслевого применения.
4.10. В соответствии со статьей 16.1 ФЗ "О техническом
регулировании" международные стандарты, региональные стандарты,
региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил
иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде
технических регламентов и стандартов, могут включаться в перечень документов в
области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе
обеспечивается соблюдение требований технических регламентов.
4.11. Документы
рекомендательного характера (далее - отраслевые дорожные методические
документы) в сфере дорожного хозяйства применяются на добровольной основе для
целей разъяснения методологии работ в сфере технического регулирования и (или)
содержащих технические рекомендации в области проектирования, строительства,
реконструкции, модернизации, ремонта и содержания
автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
4.12. Документы
системы технического регулирования, обеспечивающие функционирование дорожного
хозяйства, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование
документа
|
Утверждающая инстанция
|
Назначение документа
|
Технические
регламенты
|
Принимаются
международным
договором Российской Феде-
рации, ратифицированным в
порядке, установленном за-
конодательством Российской
Федерации, или межправи-
тельственным соглашением,
заключенным в порядке,
установленном законодатель-
ством Российской Федерации,
или федеральным законом,
или указом Президента
Российской Федерации, или
постановлением Правитель-
ства Российской Федерации,
или нормативным правовым
актом федерального органа
исполнительной власти по
техническому регулированию
(статья 2 ФЗ "О техническом
регулировании")
|
Устанавливает
обязательные
для применения и исполнения
требования к объектам техни-
ческого регулирования (про-
дукции, в том числе зданиям,
строениям и сооружениям или
к связанным с требованиями к
продукции процессам проекти-
рования (включая изыскания),
производства, строительства,
монтажа, наладки, эксплуа-
тации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации)
|
Национальные
стандарты
|
Утверждаются
Национальным
органом Российской
Федерации по стандартизации
(статья 14 ФЗ "О
техническом регулировании")
|
Документ,
в котором в целях
добровольного многократного
использования устанавливаются
характеристики продукции,
правила осуществления и ха-
рактеристики процессов проек-
тирования (включая изыска-
ния), производства, строи-
тельства, монтажа, наладки,
эксплуатации, хранения, пере-
возки, реализации и утилиза-
ции, выполнения работ или
оказания услуг. Стандарт
может содержать требования к
терминологии, символике, упа-
ковке, маркировке или этикет-
кам и правилам их нанесения
|
Правила
(нормы) в
области
стандартизации
|
Утверждаются
Федеральным
агентством по техническому
регулированию и метрологии
(ГОСТ Р 1.10)
|
Устанавливают
организационно-
методические положения, кото-
рые дополняют или конкретизи-
руют отдельные положения ос-
новополагающего национального
стандарта и определяют
порядок и методы выполнения
работ по стандартизации
|
Рекомендации
по
стандартизации
|
Утверждаются
Федеральным
агентством по техническому
регулированию и метрологии
(ГОСТ Р 1.10)
|
Содержат
советы организацион-
но-методического характера,
которые касаются проведения
работ по стандартизации и
способствуют применению осно-
вополагающего национального
стандарта или содержат поло-
жения, которые целесообразно
предварительно проверить на
практике до их установления в
основополагающем национальном
стандарте
|
Общероссийские
классификаторы
технико-
экономической и
социальной
информации
|
Принимаются
Федеральным
агентством по техническому
регулированию и метрологии
([1])
|
Устанавливают
систематизиро-
ванный перечень наименований
и кодов объектов классифика-
ции и (или) классификационных
группировок и направлены для
применения при создании госу-
дарственных информационных
систем и информационных
ресурсов и межведомственном
обмене информацией
|
Своды
правил
|
Утверждаются
федеральными
органами исполнительной
власти в пределах их
полномочий ([2])
|
Устанавливают
технические
правила и (или) описание про-
цессов проектирования (вклю-
чая изыскания), производства,
строительства, монтажа,
наладки, эксплуатации, хране-
ния, перевозки, реализации
и утилизации продукции.
Разрабатываются в случае
отсутствия национальных стан-
дартов применительно к от-
дельным требованиям техничес-
ких регламентов или к объек-
там технического регулирова-
ния в целях обеспечения
соблюдения требований
технических регламентов
|
Стандарты
организаций:
- стандарты на-
учных, общест-
венных, инже-
нерных органи-
заций, ассоциа-
ций и т.п.
- стандарты
конкретных
субъектов
хозяйственной
деятельности
|
Принимаются
организациями
самостоятельно на основании
п. 1 статьи 17 ФЗ "О техни-
ческом регулировании"
и могут согласовываться с
федеральным органом
исполнительной власти в
области дорожного хозяйства
(необходимость согласования
определяется организацией)
|
Применяются
для целей совер-
шенствования производства и
обеспечения качества
продукции, выполнения работ,
оказания услуг, а также для
распространения и использо-
вания полученных в различных
областях знаний результатов
исследований (испытаний),
измерений и разработок
|
Международные
стандарты,
региональные
стандарты,
региональные
своды правил,
стандарты
иностранных
государств и
своды правил
иностранных
государств
|
Принимаются
международными,
региональными и националь-
ными органами (организа-
циями) по стандартизации
и зарегистрированные в
Федеральном информационном
фонде технических
регламентов и стандартов
|
Применяются
на добровольной
основе в качестве документов
в области стандартизации,
обеспечивающих соблюдение
требований технических
регламентов при включении их
национальным органом РФ в
соответствующий перечень
документов в области
стандартизации
|
Отраслевые
дорожные
методические
документы
|
Издаются
федеральным
органом исполнительной
власти в области дорожного
хозяйства на основании
п. 3 статьи 4 ФЗ "О
техническом регулировании"
|
Применяются
на добровольной
основе в качестве рекоменда-
тельного акта, разъясняющего
методологию работ в сфере
технического регулирования и
(или) содержащего технические
рекомендации в области проек-
тирования, строительства,
реконструкции, модернизации,
ремонта и содержания автомо-
бильных дорог и искусственных
сооружений на них
|
5. Порядок
разработки, экспертизы, согласования,
утверждения,
регистрации, введения в действие, обновления
и отмены документов
технического регулирования
5.1. Технические
регламенты разрабатываются, принимаются, изменяются и отменяются в порядке,
установленном статьями 9, 9.1 и 10 ФЗ "О техническом регулировании".
5.2. Национальные
стандарты Российской Федерации разрабатываются, утверждаются, обновляются и отменяются
в порядке, установленном ГОСТ Р 1.2. Экспертиза
проектов национальных стандартов РФ в области дорожного хозяйства проводится
техническим комитетом по стандартизации "Дорожное хозяйство" (ТК 418)
в порядке, установленном ГОСТ Р 1.6.
5.3. Общероссийские
классификаторы разрабатываются, принимаются, вводятся в действие, ведутся и
применяются в соответствии с [1].
5.4. Правила
стандартизации и рекомендации по стандартизации разрабатываются, утверждаются,
изменяются, пересматриваются и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.10.
5.5. Своды правил
разрабатываются и утверждаются в соответствии с [2].
5.6. Стандарты
организаций разрабатываются, утверждаются и отменяются в порядке, установленном
ГОСТ Р 1.4.
Стандарты
организаций разрабатываются и утверждаются этими организациями самостоятельно,
исходя из целей совершенствования производства и обеспечения качества
продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и
использования полученных в различных областях знаний результатов исследований
(испытаний), измерений и разработок.
В случае ссылки на
утвержденные стандарты организаций в договорной (контрактной) документации
положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами,
заключившими данный договор (контракт).
По решению
организации утверждаемый стандарт может быть направлен в федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства для согласования в
установленном порядке.
5.7. Международные
стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты
иностранных государств и своды правил иностранных государств разрабатываются,
утверждаются и отменяются в порядке, установленном в данных международных,
региональных и национальных органах (организациях).
5.8. ОДМ
разрабатываются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной
власти в области дорожного хозяйства. В случае ссылки на официально принятые
ОДМ в договорной (контрактной) документации, положения данных документов
становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор
(контракт).
6.
Применение нормативных документов в переходный период
6.1.
Межгосударственные стандарты (ГОСТ) и государственные стандарты Российской
Федерации (ГОСТ Р), принятые до 1 июля 2003 года, являются национальными стандартами
и на переходный период (до вступления в силу соответствующих технических
регламентов) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей
целям (статья 46 ФЗ "О техническом регулировании"):
защиты жизни и
здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или
муниципального имущества;
охраны окружающей
среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения
действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
обеспечения
энергетической эффективности.
6.2. В переходный
период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) в
дорожном хозяйстве продолжают действовать на добровольной основе, за
исключением обязательных требований, соответствующих целям в пункте 6.1
настоящего методического документа, следующие категории документов, принятые до
1 июля 2003 года:
отраслевые
стандарты дорожного хозяйства (ОСТ);
строительные нормы
и правила (СНиП);
отраслевые дорожные
нормы (ОДН);
ведомственные
строительные нормы (ВСН);
нормативные
документы других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае
их регистрации Минюстом России;
отраслевые дорожные
методические документы (ОДМ);
стандарты субъектов
Российской Федерации;
нормы субъектов
Российской Федерации;
стандарты
предприятий дорожного хозяйства (СТП).
Федеральные органы
исполнительной власти в пределах своих полномочий вправе вносить изменения в
свои нормативные документы, применяемые до дня вступления в силу
соответствующих технических регламентов. При этом проекты нормативных
документов федеральных органов исполнительной власти о внесении указанных
изменений должны быть размещены в информационной системе общего пользования в
электронно-цифровой форме не позднее чем за шестьдесят
дней до дня их принятия. Такие проекты, доработанные с учетом замечаний
заинтересованных лиц, и перечень этих замечаний, полученных в письменной форме,
направляются в экспертную комиссию по техническому регулированию, созданную в
соответствии с положениями пункта 9 статьи 9 Федерального закона "О
техническом регулировании" федеральным органом исполнительной власти,
разрабатывающим такие проекты, не позднее чем за
тридцать дней до дня их принятия. В состав экспертной комиссии по техническому
регулированию на паритетных началах включаются представители данного
федерального органа исполнительной власти, иных заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых
организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Решения
об утверждении или отклонении таких проектов принимаются на основании
заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
В другие категории
нормативных документов не могут вноситься изменения и дополнения. В течение
переходного периода положения данных нормативных документов могут быть
переведены, либо в технические регламенты, либо в национальные стандарты, либо
в своды правил, либо в стандарты организаций, либо в отраслевые дорожные
методические документы в соответствии с принципами технического регулирования.
В случае ссылки на
вышеперечисленные нормативные документы в договорной (контрактной) документации
положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами,
заключившими данный договор (контракт).
7.
Классификация отраслевых дорожных методических документов
в сфере дорожного
хозяйства
7.1. Для
оптимизации и систематизации работ отраслевые дорожные методические документы
дорожного хозяйства (ОДМ) классифицируют по классификационным группам,
приведенным в таблице 2.
Таблица 2
┌─────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Классифи-│
Наименование классификационной группы │
│кационная│
│
│группа │
│
├─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────────┤
│1
│Организация технического регулирования │
│ │в сфере дорожного хозяйства │
│2
│Проектирование автомобильных дорог │
│3
│Качество производства дорожных работ │
│4
│Оценка соответствия
│
│5
│Метрологическое обеспечение │
│6
│Безопасность дорожного движения │
│7
│Кадровое обеспечение
│
│8
│Сервис и охрана окружающей среды │
│9
│Информационно-управляющие системы │
│10 │Финансовое обеспечение
│
│11 │Другие
│
└─────────┴───────────────────────────────────────────────────────────────┘
7.2. В ОДМ
классификационной группы 1 систематизируются отдельные элементы сферы
управления дорожным хозяйством и разъясняются положения
организационно-технических основ технического регулирования в сфере дорожного
хозяйства.
7.3. В ОДМ
классификационной группы 2 разъясняются положения, устанавливающие нормы
проектирования.
7.3.1. Нормы
проектирования конструкций автомобильных дорог по составляющим компонентам:
- земляное полотно;
- дорожная одежда;
- дренаж и
водоотвод.
7.3.2. Нормы
проектирования искусственных сооружений по составляющим компонентам:
- тоннели и трубы;
- мосты,
путепроводы и эстакады;
- защитные
сооружения;
- объекты сервиса и
элементы обустройства автомобильных дорог.
7.4. В ОДМ
классификационной группы 3 разъясняются положения, устанавливающие требования к
нормируемым параметрам.
7.4.1. Нормируемые
параметры к технологическим процессам выполнения работ на автомобильных дорогах
и искусственных сооружениях на них при:
- строительстве;
- реконструкции;
- модернизации;
- ремонте;
- содержании;
- утилизации.
7.4.2. Нормируемые
параметры к ресурсам, используемым в дорожном хозяйстве, и их сбережению:
- сырье;
- материалы;
- изделия и
конструкции.
7.4.3. Нормируемые
параметры транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и
искусственных сооружений на них.
7.5. ОДМ
классификационной группы 4 разъясняют положения организационно-технических и
других требований в области оценки соответствия, в т.ч. аккредитации, подтверждения
соответствия, строительного контроля, государственного контроля и надзора за
соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве и т.д.
7.6. ОДМ
классификационной группы 5 разъясняют положения по метрологическому обеспечению
в дорожном хозяйстве.
7.7. ОДМ
классификационной группы 6 разъясняют положения по вопросам обеспечения
безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов
движения по ним.
7.8. ОДМ
классификационной группы 7 разъясняют положения по вопросам установления уровня
квалификационных требований для разных категорий работников дорожной отрасли и
методов их достижения.
7.9. В ОДМ
классификационной группы 8 разъясняются положения, устанавливающие:
- нормативные
параметры к развитию сервиса в придорожной полосе, обеспечивающего комфорт и
безопасность участников дорожного движения, создание условий для развития
сервиса в придорожной полосе, обеспечивающего комфорт и безопасность участников
дорожного движения;
- обеспечение
экологической безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них
и процессов движения по автомобильным дорогам.
7.10. ОДМ
классификационной группы 9 разъясняют положения по сбору, обработке, хранению и
использованию банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования
централизованной интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве.
7.11. ОДМ
классификационной группы 10 разъясняют положения по обеспечению финансирования
работ по ремонту и содержанию в зависимости от исходного и требуемого уровня
транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог.
8.
Обозначение отраслевых дорожных методических документов
Обозначение
отраслевых дорожных методических документов состоит из номера, включающего в
себя:
- абривиатуру
"ОДМ";
- трехзначное число
с точкой, означающее комплекс дорожного хозяйства;
- однозначное
число, означающее классификационную группу документа по таблице 2 настоящего
методического документа;
- трехзначное
число, означающее порядковый номер документа в классификационной группе;
- четырехзначное
число, означающее год регистрации документа.
Пример обозначения
настоящего отраслевого дорожного методического документа:
ОДМ 218. 1. 001- 2010
─┬─── ──┬─ ─ ──┬─ ──┬─
│Отраслевой
│Комплекс │Классифика-
│Порядковый │Год
регист-
│дорожный
│дорожного │ционная
│номер доку- │рации доку-
│методический
│хозяйства │группа "1" │мента в │мента
│документ │ │ │классифика- └───────────
└─────────────
└───────── │ │ционной
└─────────── │группе "1"
└───────────
Библиография
[1]
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677
"Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной
информации в социально-экономической области"
[2]
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858
"О порядке разработки и утверждения сводов правил"