Утверждено и
введено в действие
Приказом
Росстандарта
от 12 октября 2010
г. N 296-ст
ИЗМЕНЕНИЕ N 2 ГОСТ Р
51685-2000
"РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ"
ОКС 45.080
Группа В42
Дата введения
1 ноября 2010 года
Утверждено и
введено в действие Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 12.10.2010 N 296-ст.
Раздел 1 дополнить
абзацем:
"Выполнение
требований, установленных в пунктах 5.6 (подпункты 5.6.1 - 5.6.3); 5.7; 6.2 -
6.8; 6.10 - 6.12 настоящего стандарта, обеспечивает соблюдение требований
безопасности, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации в
сфере технического регулирования на железнодорожном транспорте".
Раздел 2. Заменить
ссылки: ГОСТ 1497-84 на ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытаний на
растяжение; ГОСТ 7565-81 на ГОСТ 7565-81 (ИСО 377-2-89) Чугун, сталь и сплавы.
Метод отбора проб для определения химического состава; ГОСТ 9012-59 на ГОСТ
9012-59 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81); ГОСТ 22536.5-87 на ГОСТ 22536.5-87 (ИСО
629-82).
Пункт 6.2. Первый
абзац дополнить словами: "подвергнутой внепечной обработке и
вакуумированию".
Пункт 6.6 изложить
в новой редакции:
"6.6.
Технология производства должна обеспечивать отсутствие флокенов в рельсах.
При массовой доле
водорода в жидкой стали в промежуточном ковше:
- до 0,00020% (2,0
ppm) включительно допускается не проводить противофлокенную обработку заготовок
и рельсов;
- свыше 0,00020%
(2,0 ppm) до 0,00025% (2,5 ppm) включительно проведение противофлокенной
обработки заготовок или рельсов обязательно;
- свыше 0,00025%
(2,5 ppm) сталь не назначают для производства рельсов".
Пункт 7.2.2. После
слов "внутренних дефектов (6.8)" дополнить словами: "в том числе
флокенов 6.6".
Пункт 7.4. Первый
абзац изложить в новой редакции:
"Химический
состав стали каждой плавки (6.2) определяют анализом ковшевой пробы. Массовую
долю кислорода (6.4) определяют анализом проб, отобранных от готовых рельсов.
Допускается в качестве заготовок образцов для определения кислорода
использовать головки разрушенных образцов, испытанных на растяжение. Массовую
долю водорода в жидкой стали (6.6) определяют на каждой плавке в промежуточном
ковше в середине разливки, при этом на первой плавке в серии дополнительно
проводят ее определение в начале разливки".
Пункт 7.6 изложить
в новой редакции:
"7.6. Рельсы,
прокатанные из заготовок, прошедших противофлокенную обработку по 6.6, и
рельсы, прошедшие противофлокенную обработку по 6.6, дополнительно к
ультразвуковому контролю по 7.2.2 подвергают выборочному контролю на отсутствие
флокенов. Объем контроля - одна проба от одного из рельсов плавки. Для контроля
отбирают полнопрофильную пробу рельса длиной 200 - 250 мм. При обнаружении
флокенов все рельсы контролируемой плавки считают не соответствующими
требованиям настоящего стандарта.
Заготовки,
прошедшие противофлокенную обработку с нарушением режимов, обеспечивающих
отсутствие флокенов, на производство рельсов не назначают.
Рельсы, прошедшие
противофлокенную обработку с нарушением режимов, обеспечивающих отсутствие
флокенов, считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта".
Пункт 8.6 дополнить
абзацем (после второго):
"Массовую долю
водорода в жидкой стали (6.6) определяют по равновесному парциальному давлению
водорода с применением системы зондового измерения".
Пункт 8.7. Первый
абзац дополнить словами: "При изготовлении микрошлифов с применением
специализированного шлифовально-полировального оборудования допускается снятие
фасок размером не более 3 x 3 мм на углах боковых граней микрошлифов".
Раздел 8 дополнить
пунктом - 8.18:
"8.18. Для
проверки наличия или отсутствия флокенов в рельсах используют сплошной
неразрушающий ультразвуковой контроль внутренних дефектов по 7.2.2 и выборочный
разрушающий контроль для рельсов, изготовленных из стали с содержанием водорода
свыше 0,00020% (2,0 ppm) до 0,00025% (2,5 ppm) включительно, на пробах,
отобранных согласно 7.6.
При выборочном
контроле из головки пробы рельса методами холодной механической обработки
(строжки, шлифовки) изготовляют темплет, продольная поверхность которого
совпадает с плоскостью симметрии рельса. Высота темплета равна высоте головки
рельса.
Контроль флокенов
проводят визуально на фрезерованной или шлифованной поверхности темплета после
ее травления по ГОСТ 10243".