Утверждены
Приказом Минрегиона
РФ
от 28 декабря 2010
г. N 802
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ
ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
1. Настоящие методические рекомендации по разработке региональных
программ развития жилищного строительства (далее - Методические рекомендации)
содержат перечень основных мероприятий и положений для включения их в
региональные программы развития жилищного строительства, принятие и реализация
которых является условием участия субъекта Российской Федерации в федеральной
целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050
"О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015
годы".
2. Региональные
программы развития жилищного строительства (далее - Региональные программы)
рекомендуется разрабатывать как комплекс взаимоувязанных мероприятий,
направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового
строительства жилья эконом-класса, в частности
малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а
также ценовой доступности.
Региональную
программу рекомендуется разрабатывать с учетом прогнозов
социально-экономического развития федерального округа, субъекта Российской
Федерации, муниципальных образований, прогнозов изменения численности населения
и основных направлений миграционных потоков, а также планов создания новых
рабочих мест на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных
образований.
В соответствии с
особенностями экономического и социального развития субъектов Российской Федерации предусматриваемые в Региональных программах меры
государственной и муниципальной поддержки тех или иных сегментов рынка жилья
могут иметь свои особенности. Например, при разработке Региональных программ
необходимо учесть баланс между развитием жилищного строительства в рамках
комплексного освоения новых территорий и развитием уже застроенных территорий;
между развитием сектора жилья, находящегося в собственности граждан, арендным
сектором, жилищными кооперативами; между строительством многоквартирных домов и
малоэтажным жилищным строительством.
Особое значение при
разработке Региональных программ имеет правильный выбор направлений развития
жилищного строительства в различных муниципальных образованиях, который должен
определяться с учетом потребностей и предпочтений населения, муниципальной
градостроительной политики и перспектив социально-экономического и
демографического развития. Особое внимание в Региональных программах
рекомендуется уделить развитию малоэтажного строительства жилья экономического класса
на территориях сельских поселений.
3. Региональную
программу рекомендуется разрабатывать на период 2011 - 2015 годов. В дальнейшем
такая программа может быть продлена на последующий период 2016 - 2020 годов для
достижения субъектом Российской Федерации контрольного значения
целевого показателя ежегодного объема ввода жилья в 2020 году с
уточнением при необходимости механизмов реализации программы и с учетом оценки
эффективности такой программы.
4. В Региональной
программе рекомендуется учитывать проведенную на территории субъекта Российской
Федерации, муниципальных образований оценку потребностей и спроса населения на
жилье и сопоставления результатов оценки с текущими объемами и структурой
жилищного строительства.
5. В Региональной
программе рекомендуется указывать, что она направлена на достижение значений
целевых показателей, которые устанавливаются на каждый год ее реализации.
Перечень целевых показателей приведен в Приложении N 3 к Методическим
рекомендациям.
6. Значения целевых
показателей Региональной программы на каждый год реализации программы
рекомендуется устанавливать с учетом социально-экономического развития субъекта
Российской Федерации и контрольных значений целевого показателя ежегодного
объема ввода жилья в субъекте Российской Федерации.
7. В Региональную
программу рекомендуется включать следующие основные мероприятия:
7.1. Разработка и
утверждение:
схем
территориального планирования субъекта Российской Федерации и муниципальных
районов, генеральных планов городских округов и поселений;
правил
землепользования и застройки городских округов и поселений;
документов
территориального планирования в целях жилищного строительства;
региональных и
местных нормативов градостроительного проектирования;
программ
комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры
городских округов и городских поселений, необходимых для обеспечения жилищного
строительства в соответствии с целевыми показателями Региональной программы и
региональными, местными нормативами градостроительного проектирования;
мероприятия по
стимулированию развития строительства объектов инженерной инфраструктуры;
инвестиционной
программы организаций коммунального комплекса по развитию системы коммунальной
инфраструктуры - программы развития строительства объектов коммунальной
инфраструктуры, включая программу развития газификации, в которой
предусматривается механизм направления финансовых средств, получаемых
ресурсоснабжающей организацией от выполненных техусловий, взимание платы за
подключение к сетям инженерной инфраструктуры и инвестиционная надбавка к
тарифам для дальнейшей реализации их инвестиционных и производственных программ
в целях развития и модернизации объектов
коммунальной инфраструктуры и обеспечения земельных участков объектами инженерной
инфраструктуры для дальнейшего развития жилищного строительства в соответствии
с градостроительными планами застройки территорий.
7.2. Разработка
плана формирования и предоставления земельных участков для жилищного
строительства, комплексного освоения земельных участков в целях жилищного
строительства, развития застроенных территорий. Определение земельных участков
под указанные цели осуществляется, в том числе, на основе совместной работы с
Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства по выявлению и
вовлечению в гражданский оборот для целей жилищного строительства находящихся в
федеральной собственности земельных участков.
7.3. Снижение
административных барьеров при реализации проектов жилищного строительства, в
том числе:
при выдаче
разрешений на строительство, проведении государственной экспертизы проектной
документации и результатов инженерных изысканий, при выдаче разрешений на ввод
объектов в эксплуатацию;
предупреждение и
устранение злоупотреблений организациями коммунального комплекса и
электросетевыми компаниями доминирующим положением на рынке при подключении к
сетям инженерно-технического обеспечения и осуществлении технологического
присоединения к электрическим сетям вновь построенных или реконструированных
объектов капитального строительства.
7.4. Стимулирование
малоэтажного жилищного строительства, в том числе формирование баз данных
типовой проектной документации малоэтажного жилищного строительства, разработка
и распространение информационных материалов, в том числе в средствах массовой
информации, демонстрирующих населению преимущества малоэтажного жилья перед многоэтажным.
7.5. Стимулирование
строительства комфортного жилья, благоустройство территорий - мероприятия,
направленные на создание комфортной среды проживания для всех категорий
граждан, учитывающей потребности людей с ограниченными возможностями, инвалидов
и пожилых граждан.
7.6. Развитие
местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, в том
числе:
снижение
монополизации и повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке
строительных материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности и
экологичности;
формирование
перечня энергоэффективных и экологичных материалов и технологий малоэтажного
жилищного строительства с учетом климатических и социально-экономических
условий региона;
содействие
распространению технологий строительства малоэтажного жилья эконом-класса,
отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности;
оказание поддержки
создания новых производств энергоэффективных и экологичных технологий
малоэтажного жилищного строительства, а также модернизации существующих.
7.7. Поддержка
реализации проектов комплексного освоения территорий или развития застроенных
территорий в целях строительства жилья эконом-класса,
в том числе:
обеспечение
необходимой социальной инфраструктурой, а также транспортной инфраструктурой,
обеспечивающей доступ к таким земельным участкам;
разработка
и внедрение типовых решений обеспечения жилищного строительства экономичной и
энергоэффективной коммунальной инфраструктурой, в том числе на основе
реализации проектов государственно-частного партнерства, предусматривающих
строительство централизованных систем коммунальной инфраструктуры и
долгосрочную окупаемость инвестиций за счет оплаты потребителями коммунальных
услуг, или создание автономных систем, которые передаются в общую долевую
собственность собственников жилых помещений и затраты на создание которых
включаются в стоимость приобретения таких
жилых помещений;
содействие
кредитованию застройщиков, осуществляющих реализацию проектов комплексного
освоения территорий или развития застроенных территорий в целях строительства
жилья эконом-класса (например, в форме субсидирования
процентных ставок по кредитам за счет средств региональных и (или) местных бюджетов);
предоставление в
установленном порядке обязательств по приобретению жилья эконом-класса,
построенного в рамках таких проектов, за счет средств региональных или местных
бюджетов для предоставления отдельным категориям граждан, а также
информирование федеральных органов власти, реализующих программы по обеспечению
жильем отдельных категорий граждан, о возможности приобретения такого жилья;
проведение
организационных мероприятий по консолидации спроса на приобретение жилья
экономкласса, построенного для граждан, получающих государственную поддержку в
рамках реализации подпрограмм федеральной целевой программы "Жилище"
на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе
"Жилище" на 2011 - 2015 годы".
7.8. Осуществление
мероприятий по стимулированию спроса на первичном рынке жилищного
строительства, в том числе путем реализации специальных программ и мероприятий
ипотечного жилищного кредитования, направленных на приобретение жилья эконом-класса гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных
условий, в том числе:
молодыми семьями,
получающими государственную поддержку в рамках федеральной целевой программы
"Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой
программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы";
семьями, имеющими
право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях
улучшения жилищных условий;
иными категориями
граждан по решению органов власти субъекта Российской Федерации или органов
местного самоуправления (например, в форме предоставления за счет средств
региональных или местных бюджетов установленным категориям граждан субсидий на
оплату первоначального взноса при приобретении жилья, в том числе с помощью
ипотечных кредитов).
7.9. Создание
системы начальной профессиональной подготовки совместно с компаниями,
производящими современные строительные материалы, и строительными компаниями,
применяющими современные технологии в строительстве, а также системы
профессиональной переподготовки и повышения квалификации на базе учебных
центров таких компаний в случае дефицита высококвалифицированных специалистов,
в том числе в малоэтажном строительстве при применении современных технологий.
8. В Региональную
программу рекомендуется включать проекты комплексного освоения или развития
территорий в целях жилищного строительства. При этом в Региональной программе
предусматривается создание объектов социальной инфраструктуры, инженерной и
транспортной инфраструктуры, необходимых для комплексного освоения или развития
территории в целях жилищного строительства. Строительство коммунальной
инфраструктуры за пределами границ предоставленных для реализации проектов
строительства жилья эконом-класса земельных участков и
необходимой для подключения построенных объектов к централизованной
коммунальной инфраструктуре целесообразно осуществлять как отдельные проекты. Рекомендуется обеспечивать долгосрочную окупаемость инвестиций на такие
цели за счет оплаты потребителями коммунальных услуг путем перехода к
установлению тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования в
соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об
основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 36; N 52, ст. 5597; 2007, N 1, ст. 21; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст.
3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6450; 2010, N 27, ст.
3436; N 31, ст. 4206).
9. В Региональной
программе рекомендуется указывать муниципальные образования, на территории
которых будут реализовываться проекты комплексного освоения или развития
территорий в целях жилищного строительства. Такие муниципальные образования
должны отвечать следующим обязательным условиям:
наличие вступивших
в действие правил землепользования и застройки;
наличие
утвержденной программы комплексного развития систем коммунальной
инфраструктуры.
10. Рекомендации по
разработке паспорта Региональной программы, по структуре программы, а также по
перечню целевых показателей программы приведены в Приложениях N 1, N 2 и N 3 к
Методическим рекомендациям.
Приложение
N 1
к Методическим
рекомендациям,
утв. Приказом Минрегиона
РФ
от 28 декабря 2010
г. N 802
ПАСПОРТ
Региональной программы развития
жилищного
строительства
Наименование программы ___________________________________
Дата принятия решения о разработке
региональной программы развития
жилищного строительства, дата ее
утверждения (наименование и номер
соответствующего нормативного
правового акта)
___________________________________
Государственный заказчик
___________________________________
Основные разработчики
___________________________________
Цели и задачи ___________________________________
Важнейшие целевые показатели ___________________________________
Сроки и этапы реализации
___________________________________
Перечень подпрограмм ___________________________________
Объемы и источники финансирования ___________________________________
Ожидаемые конечные результаты ___________________________________
Приложение
N 2
к Методическим
рекомендациям,
утв. Приказом
Минрегиона РФ
от 28 декабря 2010
г. N 802
СТРУКТУРА
РЕГИОНАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Региональная
программа развития жилищного строительства (далее - Программа) включает
следующие разделы.
1. Характеристика
проблемы, на решение которой направлена Программа.
Данный
раздел включает постановку проблемы, анализ причин ее возникновения,
обоснование ее связи с приоритетным национальным проектом "Доступное и
комфортное жилье - гражданам России" и федеральной целевой программой
"Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О
федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы". Указанный раздел также должен содержать обоснование необходимости
решения проблемы программно-целевым методом на региональном уровне и анализ
различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков реализации
программы.
2. Основные цели и
задачи, сроки и этапы реализации, целевые показатели Программы.
В данном разделе
указываются цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, а также
приводится обоснование значений целевых показателей Программы по годам
реализации программы.
3. Мероприятия
Программы.
Данный раздел
включает характеристику мероприятий Программы, в том числе:
а)
мероприятий, предусматривающих капитальные вложения (строительство,
реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства в
государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной
собственности, объектов капитального строительства, находящихся в собственности
юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями
и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, приобретение
оборудования, не входящего в смету строек) с указанием годовых размеров
расходов на реализацию каждого мероприятия с разбивкой по источникам финансирования, а также сведения о реализации и сроках реализации
инвестиционных проектов в отношении объектов капитального строительства;
б) других
мероприятий Программы, предусматривающих расходы регионального бюджета, в том
числе на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета или
местных бюджетов, внебюджетных источников;
в) мероприятий
нормативно-правового обеспечения реализации Программы;
г) мероприятий
организационного и информационного обеспечения Программы.
4. Обоснование
ресурсного обеспечения Программы.
Данный раздел
включает обоснование общих размеров средств, необходимых для реализации
Программы, в том числе бюджетных ассигнований регионального бюджета, с
распределением по годам реализации, по направлениям "капитальные
вложения", "научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы" и "прочие нужды".
Направление
"капитальные вложения" включает в себя расходные обязательства
субъекта Российской Федерации, включаемые в соответствующий бюджет в формах
бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства соответствующей
собственности, субсидий в целях осуществления строительства, реконструкции,
технического перевооружения объектов капитального строительства, находящихся в
собственности юридических лиц, не являющихся государственными (муниципальными)
учреждениями и государственными (муниципальными) предприятиями, а также
бюджетных инвестиций в основные средства (оборудование, не входящее в смету стройки) и обязательства юридических лиц.
Раздел включает
также обоснование возможности софинансирования Программы за счет средств
федерального бюджета и (или) местных бюджетов, привлечения средств внебюджетных
источников и описание механизмов привлечения этих средств.
5. Управление
реализацией Программы.
Данный раздел
включает:
а) распределение
сфер ответственности и механизм взаимодействия участников реализации Программы.
Текущее управление реализацией Программы осуществляется государственным
заказчиком Программы и (или) дирекцией;
б) порядок формирования
организационно-финансового плана реализации Программы;
в) механизм
мониторинга и оценки реализации Программы; процедуры обеспечения публичности
(открытости) результатов мониторинга и оценки реализации Программы;
г) механизмы
корректировки Программы, в том числе мероприятий Программы и их ресурсного
обеспечения;
д) процедуры
обеспечения публичности (открытости) условий участия исполнителей в
мероприятиях Программы, а также информации о проводимых конкурсах и критериях
определения победителей.
6. Оценка
социально-экономической и экологической эффективности Программы.
Данный раздел
содержит описание социальных, экономических результатов и экологических
последствий, которые могут возникнуть при реализации Программы, общую оценку
вклада Программы в экономическое развитие субъекта Российской Федерации и
муниципалитетов, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств на
реализацию Программы. Оценка эффективности осуществляется по годам в течение
всего срока реализации Программы, а при необходимости и после ее реализации.
В составе Программы
утверждаются приложения, которые содержат:
табличные или
графические материалы по отдельным разделам Программы;
перечень целевых
показателей Программы с указанием методики расчета значений таких показателей (см.
Приложение N 3 к настоящим Методическим рекомендациям);
методику оценки
эффективности Программы;
перечень
муниципальных программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов (при
наличии в Региональной программе оснований для предоставления субсидий местным
бюджетам).
В целях
обоснования ресурсного обеспечения Программы в составе обосновывающих
материалов к Программе также представляются дополнительные документы и расчеты,
позволяющие оценить необходимость и достаточность ресурсного обеспечения для выполнения
мероприятий Программы, достижения целевых показателей, а также документы,
подтверждающие готовность открытых акционерных обществ участвовать в реализации
инвестиционных проектов Программы на условиях передачи в собственность
субъектов Российской Федерации части акций этих организаций в случае предоставления бюджетных инвестиций в их уставный капитал в целях
реализации инвестиционных проектов по строительству
принадлежащих им объектов капитального строительства.
Приложение
N 3
к Методическим рекомендациям,
утв. Приказом
Минрегиона РФ
от 28 декабря 2010
г. N 802
Перечень
целевых показателей
Региональной программы развития
жилищного
строительства
N
п/п
|
Наименование целевого
показателя
|
Базовое
значение
целевого
показателя
|
Значения
целевых
показателей
по годам
реализации
программы
|
Методика
расчета
значений
целевых
показателей
|
Приме-
чания
|
1
|
Годовой
объем ввода жилья
(квадратных метров общей
площади жилья и
количество жилых единиц),
в том числе жилья эконом-
класса, малоэтажного жилья
(не более трех этажей),
многоэтажного жилья
(более трех этажей)
|
|
|
|
|
2
|
Обеспеченность
населения
жильем (квадратных метров
общей площади жилья на
одного человека и
количество жилых единиц на
1000 человек населения)
|
|
|
|
|
3
|
Доля
ветхого и аварийного
жилья в жилищном фонде
(процентов от общей
площади жилищного фонда и
от числа жилых единиц в
жилищном фонде)
|
|
|
|
|
4
|
Коэффициент
доступности
жилья для населения (лет)
<*>
|
|
|
|
|
--------------------------------
<*>
Рассчитывается как отношение двух величин: 1) средняя рыночная стоимость одного
кв. м общей площади жилья в регионе (по данным Росстата), умноженная на среднюю
обеспеченность общей площадью жилья на одного человека и на три (три члена
семьи), 2) средний годовой душевой доход в регионе (по данным Росстата),
умноженный на три (три члена семьи).
Приложение
N 4
к Методическим
рекомендациям
по разработке региональных
программ развития
жилищного
строительства,
утв. Приказом
Минрегиона РФ
от 28 декабря 2010
г. N 802
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ
ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
Настоящие
Рекомендации по осуществлению административных процедур при реализации
инвестиционных проектов в сфере строительства предназначены для оказания помощи
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного
самоуправления по вопросам реализации ими административных процедур в сфере
строительства в части выполнения административных процедур, связанных с выдачей
разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а
также административных процедур, связанных с подготовкой и выдачей градостроительного плана земельного участка, и
являются Приложением N 4 к Методическим рекомендациям по разработке
региональных программ развития жилищного строительства, утвержденным Приказом
Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г.
N 802.
Административные
процедуры, связанные с выдачей
разрешения на
строительство или разрешения
на ввод объекта в
эксплуатацию
Административные
процедуры, связанные с выдачей разрешения на строительство или разрешения на
ввод объекта в эксплуатацию (далее - административные процедуры)
уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и
органами местного самоуправления, включают в себя исполнение ими
государственных и муниципальных функций (далее - уполномоченные органы) по
выдаче или отказу в выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод
объекта в эксплуатацию (далее - функции).
В настоящем Разделе
представлены основные разделы и положения, рекомендуемые для включения в
разрабатываемые уполномоченными органами административные регламенты,
регулирующие исполнение функций (далее - административный регламент).
При разработке
административного регламента в него рекомендуется включать следующие положения:
о бланках
документов и образцах их заполнения;
о перечнях
документов, представляемых застройщиком для исполнения функции, а также
требования, предъявляемые к этим документам;
о времени приема
застройщика специалистами;
об основаниях для
отказа в выдаче разрешения на строительство или разрешения на ввод объектов в
эксплуатацию;
о порядке
информирования о ходе исполнения функции;
о порядке получения
консультаций;
о порядке
обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, исполняющих
функцию.
Административные
регламенты опубликовываются в соответствии с законодательством Российской
Федерации о доступе к информации о деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления, а также размещаются в сети Интернет на
официальных сайтах соответствующих органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных на
осуществление функции (далее - уполномоченный орган), и организаций,
участвующих в исполнении функции (предоставлении государственной услуги), в
федеральной государственной информационной системе
"Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и в
федеральной государственной информационной системе "Единый портал
государственных и муниципальных услуг (функций)". Тексты административных
регламентов размещаются также в местах исполнения государственной функции.
В разрабатываемый
административный регламент рекомендуется включение информации по вопросам
исполнения функции. В частности, предполагается включение следующих положений:
консультации
(справки) застройщикам по вопросам исполнения функции предоставляются
специалистами, ее исполняющими, по телефону и на личном приеме;
в ответе по
телефону и на иные устные обращения специалист уполномоченного органа
информирует застройщиков о своих
фамилии, имени, отчестве, должности, о существе поставленных вопросов или
сообщает номер телефона компетентного специалиста, его фамилию, имя, отчество,
должность;
информация о сроке
завершения оформления документов и возможности их получения застройщикам
сообщается при приеме документов;
информация об
отказе в выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в
эксплуатацию предоставляется застройщикам при личном обращении или направляется
застройщикам заказным письмом, а также при необходимости дублируется по
телефонной, факсимильной связи или электронной почте;
застройщик имеет
право на получение сведений о ходе исполнения функции по телефону, электронной
почте или на личном приеме;
график приема по
вопросам выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в
эксплуатацию утверждается руководителем уполномоченного органа.
При
разработке административного регламента следует учитывать положения части 7
статьи 51 и части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
в соответствии с которыми для принятия решения о выдаче разрешений на
строительство или разрешений на ввод объектов в эксплуатацию застройщик
направляет в уполномоченный орган заявление, подписанное уполномоченным лицом
застройщика, о выдаче разрешения на строительство или на ввод объекта в
эксплуатацию.
Перечень
документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство,
установлен частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
К заявлению о
выдаче разрешения на строительство может прилагаться положительное заключение
негосударственной экспертизы проектной документации.
Продление срока
действия выданного разрешения на строительство осуществляется в соответствии с
требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Перечень
документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в
эксплуатацию, предусмотрен частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса
Российской Федерации.
Рекомендуется
указать в административном регламенте, что документы представляются в
уполномоченный орган в двух экземплярах (подлинник и копия) лично застройщиком
или почтовым отправлением с описью вложения.
При этом Заявление,
как правило, заполняется от руки, машинописным способом или с применением
компьютера и заверяется печатью застройщика.
В административном
регламенте целесообразно отразить, что уполномоченный орган не вправе отказать
в принятии указанных документов и в случае их личного представления обязан
выдать расписку с отметкой об их получении.
В
соответствии с частью 11 статьи 51 и частью 5 статьи 55 Градостроительного
кодекса Российской Федерации решение о выдаче разрешения на строительство или
разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче разрешения на
строительство или на ввод объекта в эксплуатацию принимается уполномоченным
органом в течение десяти дней с даты представления документов.
Датой представления
документов следует считать дату их регистрации в уполномоченном органе.
Рекомендуется
в административном регламенте указать, что специалист уполномоченного органа,
уполномоченный осуществлять административные процедуры и действия (далее -
уполномоченный специалист), после принятия решения о выдаче разрешения на
строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в
выдаче разрешения на строительство и отказе на ввод объекта в эксплуатацию
должен проинформировать застройщика о принятом решении в срок исполнения
функции, установленный административным
регламентом.
При
разработке административного регламента целесообразно указать, что выдача на
руки застройщику разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в
эксплуатацию или уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство и
уведомления об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
осуществляется в день обращения застройщика, но не позднее пяти рабочих дней со
дня готовности указанных документов.
Также
рекомендуется указать, что уведомление об отказе в выдаче разрешения на
строительство или об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
должно быть направлено застройщику не позднее пяти рабочих дней со дня принятия
решения об отказе в выдаче разрешения на строительство или решения об отказе в
выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с
частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями
для отказа в выдаче разрешения на строительство являются:
1) непредставление
документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса
Российской Федерации;
2) несоответствие
представленных документов требованиям градостроительного плана земельного
участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от
предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии с
частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями
для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются:
1) отсутствие
документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса
Российской Федерации;
2) несоответствие
объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана
земельного участка;
3) несоответствие
объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на
строительство;
4) несоответствие
параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта
капитального строительства проектной документации (данное основание не
применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства);
5) невыполнение
застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 Градостроительного
кодекса Российской Федерации. В таком случае разрешение на
ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в
федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию,
осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и
государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с
разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных
энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на
строительство, сведений о площади, о высоте и об
этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях
инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов
инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной
документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48
Градостроительного кодекса Российской Федерации, или одного экземпляра копии
схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения
объекта индивидуального жилищного строительства.
Отказ в выдаче
разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по
иным, не предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации,
основаниям не допускается.
В случае
направления застройщиком заявления о выдаче разрешения на строительство или на
ввод объекта в эксплуатацию в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на
строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в чью компетенцию
не входит рассмотрение такого заявления, следует указать в административном
регламенте процедуру возврата предоставленных документов. Целесообразно
установить срок для возврата заявления и прилагаемых к нему документов в
указанном случае не более пяти рабочих дней со дня их поступления в
уполномоченный орган.
Также в
административный регламент рекомендуется включить положение о том, что отказ в
выдаче разрешения на строительство и отказ в выдаче разрешения на ввод объекта
в эксплуатацию по указанным основаниям не является препятствием для повторной
подачи документов. Повторная подача заявления о выдаче разрешения на
строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и вынесение по
этому заявлению решения при условии устранения причин, повлекших вынесение
решения об отказе, осуществляется в порядке, предусмотренном административным
регламентом.
В разделе
административного регламента, регулирующем административные процедуры по выдаче
разрешений на строительство или разрешений на ввод объектов в эксплуатацию,
полагается целесообразным отразить следующие административные процедуры:
1) прием
документов, представленных застройщиком для выдачи разрешения на строительство
и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
2) рассмотрение
представленных документов;
3) принятие решения
о выдаче разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в
эксплуатацию или об отказе в их выдаче;
4) выдача на руки
застройщику разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в
эксплуатацию, а также направление уведомления об отказе в выдаче застройщику
разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
5) учет выданных
разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
В административном
регламенте также рекомендуется включить раздел, содержащий порядок обжалования
действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения
функции.
Административные
процедуры, связанные с подготовкой
и выдачей
градостроительного плана земельного участка
Следует учитывать,
что подготовка градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) в
соответствии с требованиями части 2 статьи 44 Градостроительного кодекса
Российской Федерации осуществляется в составе проекта межевания территории или
в виде отдельного документа.
При
исполнении административной процедуры, связанной с подготовкой и выдачей
градостроительного плана земельного участка (далее - административная
процедура), необходимо иметь в виду, что в целях обеспечения прав и законных
интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных
участков и объектов капитального строительства, любое лицо, заинтересованное в
получении градостроительного плана земельного участка, вправе обратиться в
органы местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
Необходимо принять
во внимание, что согласно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса
Российской Федерации срок исполнения административной процедуры не должен
превышать тридцати дней с даты поступления
соответствующего заявления. Датой поступления заявления рекомендуется считать
дату его регистрации в органе местного самоуправления.
При
заполнении форм ГПЗУ на земельные участки, предназначенные для строительства
объектов капитального строительства, указанные в частях 4 и 6 статьи 36
Градостроительного кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что карты
(планы) объекта землеустройства составляются с использованием сведений
государственного кадастра недвижимости, имеющегося картографического материала,
материалов дистанционного зондирования, по данным измерений, полученных при
съемке объекта землеустройства на местности или при его межевании.
При
подготовке ГПЗУ в отношении земельных участков, указанных в частях 4 и 6 статьи
36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на которые действие
градостроительных регламентов не распространяется или для которых
градостроительный регламент не устанавливается, необходимо учитывать, что в
состав сведений ГПЗУ не включаются сведения о градостроительных регламентах,
предусмотренные частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской
Федерации.
Рекомендуется вести
учет выданных ГПЗУ путем их регистрации в выдавшем
данный ГПЗУ органе. Юридическим фактом, подтверждающим выдачу ГПЗУ,
рекомендуется считать дату его подписания соответствующим должностным лицом
указанного органа и его регистрации в книге учета.
Необходимо также
учитывать, что орган местного самоуправления не вправе отказать в выдаче ГПЗУ.
При этом решение об отказе в выдаче ГПЗУ, действия (бездействие) должностных
лиц уполномоченного органа при осуществлении государственной функции по выдаче
ГПЗУ могут быть обжалованы как во внесудебном, так и в судебном порядке.