Утвержден и введен в
действие
Приказом Росстандарта
от 24 февраля 2011
г. N 21-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ ОТ ИСКУССТВЕННОГО
ОСВЕЩЕНИЯ
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Automobile
roads of the general use.
Horizontal
illumination from artificial lighting.
Control methods
ГОСТ Р 54308-2011
Группа Д22
ОКС 93.080
ОКП 52100
Дата введения
1 сентября 2011
года
Предисловие
Цели и принципы
стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27
декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила
применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации.
Основные положения".
Сведения о
стандарте
1. Разработан
Обществом с ограниченной ответственностью Научно-практический центр "М-Дорконтроль" (ООО НПЦ "М-Дорконтроль").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 418
"Дорожное хозяйство".
3. Утвержден и
введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 24 февраля 2011 г. N 21-ст.
4. Введен впервые.
Информация об
изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном
указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в
ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные
стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта
соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом
информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая
информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе
общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область
применения
Настоящий стандарт
распространяется на горизонтальную освещенность от искусственного освещения
автомобильных дорог общего пользования и устанавливает методы ее контроля.
2.
Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 54305-2011. Дороги автомобильные общего пользования.
Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования
ГОСТ 7502-98.
Рулетки измерительные металлические. Технические условия.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить
действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному
указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию
на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым
информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный
стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует
руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт
отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в
части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины,
определения и обозначения
Термины,
определения и обозначения - по ГОСТ Р 54305.
4. Методы
контроля
4.1. Методы
контроля параметров горизонтальной освещенности от искусственного освещения
покрытия проезжей части автомобильных дорог общего пользования
4.1.1. Средства
измерений
Для измерения
горизонтальной освещенности следует использовать люксметры с измерительными
преобразователями излучений, с предельно допускаемой основной относительной погрешностью
измерений не более 10%, диапазоном измерения освещенности от 1 до 100 лк, предназначенные для измерения освещенности, создаваемой
естественным светом и различными источниками искусственного освещения.
При определении месторасположения контрольных точек проведения измерений
освещенности следует использовать измерительные металлические рулетки по
ГОСТ 7502.
4.1.2. Подготовка к
выполнению измерений
4.1.2.1. Перед
выполнением измерений следует установить следующие характеристики объекта
(участка автомобильной дороги), на котором будет проводиться оценка
освещенности:
- категорию
автомобильной дороги;
- число полос
движения автомобильного транспорта;
- схему установки
светильников (опор светильников).
4.1.2.2. На
обследуемом участке измерение горизонтальной освещенности от искусственного
освещения производят без предварительной подготовки светильников (опор)
искусственного освещения.
4.1.2.3.
Перед измерениями выбирают и наносят в плане контрольные
точки для измерения освещенности на дорожное покрытие обследуемого участка
автомобильной дороги в соответствии с Приложением А.
Контрольные точки
для определения средней горизонтальной освещенности проезжей части
автомобильных дорог должны располагаться равномерно на участке дорожного
покрытия, ограниченном шагом светильников (опор светильников), на расстоянии от
3 до 5 м друг от друга. Число контрольных точек должно быть не менее 15.
4.1.2.4. Измерения
проводят при температуре воздуха от 5 °С до 35 °С,
относительной влажности воздуха не более 90% и отсутствии атмосферных осадков,
тумана, задымления.
4.1.3. Выполнение
измерений
4.1.3.1. Измерение
горизонтальной освещенности от искусственного освещения следует производить в
темное время суток, когда отношение естественной освещенности к искусственной составляет не более 0,1.
4.1.3.2. При
измерении горизонтальной освещенности необходимо исключить возможность падения
тени от любого объекта на измерительный фотометрический датчик.
4.1.3.4. Измерения
горизонтальной освещенности проводят прямыми измерениями в плоскости дорожного
покрытия.
4.1.3.5. На
обследуемом участке протяженностью не более 3 км при соблюдении непрерывности
линий освещения производят не менее трех комплексов измерений. Один комплекс
измерений включает измерение освещенности на контрольных точках в соответствии
с 4.1.2.3. В первую очередь проводят комплекс измерений на участке, где при
визуальном осмотре выявлены участки с наихудшими условиями освещенности.
В случае наличия
дефектов светильников и мачт делают отметку в акте оценки освещенности (см.
Приложение Б).
4.1.3.6. Результаты
измерения освещенности заносят в акт оценки освещенности (см. Приложение Б).
4.1.4. Обработка
результатов
4.1.4.1. Среднюю
горизонтальную освещенность от искусственного освещения проезжей части участков
автомобильных дорог определяют как среднеарифметическое
полученных значений горизонтальной освещенности в контрольных точках дорожного
покрытия.
4.1.4.2. Полученные
результаты средней горизонтальной освещенности заносят в акт оценки
освещенности (см. Приложение Б).
4.2. Определение
равномерности горизонтальной освещенности покрытия проезжей части
4.2.1.
Равномерность горизонтальной освещенности покрытия проезжей части определяют
коэффициентом равномерности освещенности
и рассчитывают по формуле:
,
где
- максимальная горизонтальная освещенность
покрытия проезжей части, лк;
- освещенность, усредненная по площади
освещаемого участка, лк.
Значения
и
определяют в соответствии с 4.1.
5.
Требования по безопасности
При выполнении
измерений горизонтальной освещенности от искусственного освещения проезжей
части автомобильных дорог необходимо соблюдать следующие требования:
- к выполнению
работ допускать сотрудников, прошедших специальный инструктаж;
- при нахождении на
проезжей части использовать сигнальные жилеты со световозвращающими
элементами;
- места
производства работ должны быть ограждены в соответствии с установленными
правилами.
Приложение А
(обязательное)
СХЕМЫ
НАНЕСЕНИЯ В ПЛАНЕ
КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧЕК ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ
ОСВЕЩЕННОСТИ НА
ДОРОЖНОМ ПОКРЫТИИ ОБСЛЕДУЕМОГО УЧАСТКА
А.1. Расположение
контрольных точек при измерении средней освещенности автомобильных дорог
приведено на рисунках А.1 - А.4.
Приложение Б
(рекомендуемое)
АКТ ОЦЕНКИ
ОСВЕЩЕННОСТИ
"___" _________ 20__ г.
Объект
______________________________________________________________________
Категория объекта
_______ Число полос движения в одном направлении __________
Расположение
светильников ___________________________________________________
Мы, нижеподписавшиеся,
представитель Заказчика _____________________________,
представитель
контролирующей организации _____________________, представитель
Подрядной организации
_______________________________________________________
составили настоящий
акт о том, что при оценке освещенности _________ получены
следующие результаты:
Состояние
осветительной установки (наличие дефектов) ________________________
Таблица Б.1
┌──────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│N
кон-│ Освещенность, лк
│
│троль-├──────────────────────────────────────────────────────────┬─────┬────┤
│ных │ измеренная │Сред-│Нор-│
│точек
├──┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┤няя │ми-
│
│ │E │E │E
│E │E │E
│E │E │E
│E │E │E
│E │E │E
│E │руе-│
│ │ 1│ 2 │ 3 │ 4
│ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10│ 11│
12│ 13│ 14│ 15│ ср
│мая │
│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│E │
│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ н
│
├──────┼──┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼─────┼────┤
│ 1
│ 2│ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8
│ 9 │10 │11 │12 │13 │14 │15 │16
│ 17 │ 19 │
├──────┼──┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼─────┼────┤
│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
└──────┴──┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴─────┴────┘
Примечания:
__________________________________________________________________
Заключение:
__________________________________________________________________
Приложения:
__________________________________________________________________
Представитель
Заказчика ______________________________________________________
подпись, ФИО
Представитель
контролирующей организации _____________________________________
подпись, ФИО
Представитель
подрядчика _____________________________________________________
подпись, ФИО