Утвержден и введен в действие
Приказом Росстандарта
от 24 февраля 2011
г. N 18-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ ОТ ИСКУССТВЕННОГО
ОСВЕЩЕНИЯ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
General-use
automobile roads. Horizontal illumination
from artificial
lighting. Technical requirements
ГОСТ Р 54305-2011
Группа Д22
ОКС 93.080
ОКП 52100
Дата введения
1 сентября 2011
года
Предисловие
Цели и принципы
стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27
декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила
применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации.
Основные положения".
Сведения о
стандарте
1. Разработан
Обществом с ограниченной ответственностью Научно-практический центр "М-Дорконтроль" (ООО НПЦ "М-Дорконтроль").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 418
"Дорожное хозяйство".
3. Утвержден и
введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 24 февраля 2011 г. N 18-ст.
4. Введен впервые.
Информация об
изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном
указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в
ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные
стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта
соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом
информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая
информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе
общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область
применения
Настоящий стандарт
распространяется на горизонтальную освещенность от вновь устраиваемого
искусственного освещения автомобильных дорог общего пользования и устанавливает
технические требования к ней.
2.
Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные
параметры и требования
ГОСТ Р 54308-2011. Дороги автомобильные общего пользования.
Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Методы контроля.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить
действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному
указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию
на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым
информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный
стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует
руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт
отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в
части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины,
определения и обозначения
В настоящем
стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями и
обозначениями:
3.1. Горизонтальная
освещенность (E, лк): отношение светового потока,
падающего на элемент поверхности к площади этого элемента.
3.2. Средняя
горизонтальная освещенность (
, лк): горизонтальная освещенность, усредненная по площади
освещаемого участка.
3.3. Максимальная
горизонтальная освещенность (
, лк): горизонтальная освещенность, где достигается
максимальный уровень освещенности.
Примечание.
Максимальная горизонтальная освещенность определяется непосредственно под
светильником.
3.4. Коэффициент
равномерности освещенности (
):
Равномерность горизонтальной освещенности покрытия проезжей части, выраженная
отношением максимальной горизонтальной освещенности к
средней.
4.
Технические требования
4.1. Горизонтальная
освещенность от искусственного освещения покрытия проезжей части автомобильных
дорог должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1
┌──────────────────┬─────────────┬────────────────────┬───────────────────┐
│ Класс │
Категория │ Максимальная │
Средняя │
│ автомобильной │автомобильной│ горизонтальная │
горизонтальная │
│ дороги │
дороги │
освещенность E │ освещенность E │
│ │ │ max
│ ср │
│ │ │ покрытия проезжей │
покрытия проезжей │
│ │ │части, не менее, лк │части, не менее, лк│
├──────────────────┼─────────────┼────────────────────┼───────────────────┤
│ Автомагистраль │
IА
│ 30 │ 20 │
├──────────────────┼─────────────┼────────────────────┼───────────────────┤
│Скоростная
дорога │ IБ │ 30 │ 15 │
├──────────────────┼─────────────┼────────────────────┼───────────────────┤
│
Дорога обычного
│ IВ, II │ 25 │ 10 │
│типа
(нескоростная├─────────────┼────────────────────┼───────────────────┤
│ дорога) │ III
│ 20 │ 8 │
│
├─────────────┼────────────────────┼───────────────────┤
│ │ IV, V
│ 15 │ 8
│
├──────────────────┴─────────────┴────────────────────┴───────────────────┤
│ Примечание.
Техническая классификация
автомобильных дорог общего│
│пользования
приведена в соответствии с ГОСТ Р 52398. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
4.2. Равномерность
горизонтальной освещенности покрытия проезжей части должна соответствовать
требованиям к коэффициентам равномерности освещенности, указанным в таблице 2.
Таблица 2
┌──────────────────────┬───────────────────────┬──────────────────────────┐
│
Класс автомобильной │Категория автомобильной│Коэффициент равномерности │
│ дороги │ дороги │освещенности K , не более│
│ │ │ ро │
├──────────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────────┤
│ Автомагистраль │ IА │ 3 │
├──────────────────────┼───────────────────────┤ │
│ Скоростная дорога │ IБ │ │
├──────────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────────┤
│
Дорога обычного типа │ IВ, II
│ 4 │
│(нескоростная дорога)
├───────────────────────┼──────────────────────────┤
│ │ III │ 5 │
│
├───────────────────────┼──────────────────────────┤
│ │ IV, V │ 7 │
└──────────────────────┴───────────────────────┴──────────────────────────┘
4.3. Средняя
горизонтальная освещенность от искусственного освещения покрытия проезжей части
в пределах пересечений автомобильных дорог должна соответствовать нормативным
требованиям, указанным в таблице 1 для соответствующей категории основной
автомобильной дороги и не менее 10 лк - на съездах и
примыканиях.
4.4. Горизонтальная
освещенность от искусственного освещения покрытия тротуаров должна соответствовать
требованиям, указанным в таблице 3.
Таблица 3
┌──────────────────┬─────────────┬────────────────────┬───────────────────┐
│ Класс │
Категория │ Максимальная │
Средняя │
│ автомобильной │автомобильной│ горизонтальная │
горизонтальная │
│ дороги │
дороги
│ освещенность E ,
│ освещенность E │
│ │ │ max │ ср │
│ │ │ не менее, лк │покрытия тротуаров,│
│
│ │ │ не менее, лк │
├──────────────────┼─────────────┼────────────────────┼───────────────────┤
│ Автомагистраль │
IА
│ 12 │ 6 │
├──────────────────┼─────────────┼────────────────────┼───────────────────┤
│Скоростная
дорога │ IБ │ 8 │ 4 │
├──────────────────┼─────────────┼────────────────────┼───────────────────┤
│
Дорога обычного
│IВ, II, III, │
6 │ 2
│
│типа (нескоростная│ IV, V
│
│ │
│ дорога) │ │ │ │
└──────────────────┴─────────────┴────────────────────┴───────────────────┘
4.5. Средняя
горизонтальная освещенность от искусственного освещения покрытия пешеходных
дорожек должна быть не менее 4 лк, максимальная - не
менее 8 лк.
4.6. Горизонтальная
освещенность от искусственного освещения внеуличных пешеходных переходов должна
соответствовать значениям, указанным в таблице 4.
Таблица 4
┌────────────────────────────────┬───────────────────┬────────────────────┐
│ Освещаемый объект │ Максимальная │
Средняя │
│ │ горизонтальная │
горизонтальная
│
│
│освещенность E , │
освещенность E , │
│ │ max │ ср │
│ │ не менее, лк │
не менее, лк
│
├────────────────────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│Надземный
пешеходный переход │ 25 │ 10 │
├────────────────────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│Тоннель
подземного пешеходного
│
│ │
│перехода: │ │ │
│ - в светлое время суток │ 130 │ 100 │
│ - в темное время суток │ 70 │ 50
│
├────────────────────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│Лестницы
подземных пешеходных
│ 30 │ 20 │
│переходов
вечером и ночью │ │ │
├────────────────────────────────┴───────────────────┴────────────────────┤
│ Примечание. Светлое
время суток характеризуется значением│
│естественной
горизонтальной освещенности не
менее 10 лк, темное
время│
│суток
- значением естественной горизонтальной освещенности
равным или│
│менее
10 лк.
│
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
4.7. Посадочные
площадки остановок общественного транспорта на дорогах всех категорий должны
иметь среднюю горизонтальную освещенность не менее 10 лк,
максимальную - не менее 20 лк.
4.8. Горизонтальная
освещенность от искусственного освещения покрытия площадок для стоянки
автомобилей должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 5.
Таблица 5
┌──────────────────┬─────────────┬──────────────────┬─────────────────────┐
│ Класс │
Категория │ Максимальная │
Средняя │
│ автомобильной │автомобильной│ горизонтальная │
горизонтальная │
│ дороги │
дороги
│освещенность E
,│ освещенность E │
│ │ │ max
│ ср │
│ │ │ не менее, лк │покрытия площадок для│
│ │ │ │стоянки, не менее, лк│
├──────────────────┼─────────────┼──────────────────┼─────────────────────┤
│ Автомагистраль │
IА
│ 12 │ 6 │
├──────────────────┼─────────────┼──────────────────┼─────────────────────┤
│Скоростная
дорога │ IБ │ 8 │ 4 │
├──────────────────┼─────────────┼──────────────────┼─────────────────────┤
│
Дорога обычного
│IВ, II, III, │
6 │ 2 │
│типа (нескоростная│ IV, V
│
│
│
│ дорога) │ │ │ │
└──────────────────┴─────────────┴──────────────────┴─────────────────────┘
5. Методы
контроля
Контроль параметров
горизонтальной освещенности от искусственного освещения покрытия проезжей части
автомобильных дорог, приведенных в настоящем стандарте, проводят в соответствии
с требованиями ГОСТ Р 54308.