МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 7 июля 2011 г. N 19-2-4-2623
О ТРЕБОВАНИЯХ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕАЛИЗУЕМЫХ
ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ
ЗДАНИЙ, ДЛЯ КОТОРЫХ ОТСУТСТВУЮТ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В настоящее время
от различных организаций в Департамент надзорной деятельности МЧС России
поступают запросы о порядке применения ст. 6 и 78 Федерального закона от
22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности" (далее - Технический регламент).
Согласно п. 1 ст. 6
указанного Федерального закона пожарная безопасность объекта защиты считается
обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной
безопасности, установленные техническим регламентом, и пожарный риск не
превышает допустимых значений.
В соответствии с п.
п. 26, 41 (подпунктом м) "Положения о составе разделов проектной
документации о требованиях к их содержанию" (утвержден Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87) расчеты
пожарного риска включаются в раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной
безопасности" проектной документации на объекты капитального строительства
и разработка специальных технических условий (далее - СТУ) не требуется.
В соответствии с п.
3 ст. 6 при выполнении обязательных требований пожарной безопасности,
установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований
нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не
требуется.
Согласно п. 2 ст.
78 Технического регламента для зданий, сооружений и строений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности на основе
требований Технического регламента должны быть разработаны специальные
технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности
и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных
мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
На основании
положений ст. 20 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной
безопасности" СТУ подлежат согласованию с МЧС России. Порядок согласования
установлен Приказом МЧС России от 16 марта 2007 года N 141, который действует в
настоящее время только в части, не противоречащей Техническому регламенту.
Таким образом, СТУ
должны разрабатываться при отсутствии в Техническом регламенте и нормативных
документах требований пожарной безопасности, при этом проведение расчета
пожарного риска не требуется.
Если при
необходимости в СТУ включаются отдельные отступления от требований нормативных
документов по пожарной безопасности, то для подтверждения соответствия объекта
защиты требованиям пожарной безопасности в их состав должен входить расчет
пожарного риска.
Согласно
Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 272,
утвердившему "Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска",
расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который
включаются:
а) наименование
использованной методики расчета;
б) описание объекта
защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;
в) результаты
проведения расчетов по оценке пожарного риска;
г) перечень
исходных данных и используемых справочных источников информации;
д) вывод об
условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной
безопасности.
В перечне исходных
данных должно быть представлено:
описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального
строительства;
проектные решения
по наружному противопожарному водоснабжению, по определению проездов и
подъездов для пожарной техники;
принятые
конструктивные и объемно-планировочные решения, степень огнестойкости и класс
конструктивной пожарной опасности строительных конструкций;
сведения о
категории зданий, сооружений, помещений, оборудования и наружных установок по
признаку взрывопожарной и пожарной опасности;
перечень зданий,
сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими
установками пожаротушения и оборудованию автоматической пожарной сигнализацией;
описание
противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, пожарной
сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего
противопожарного водопровода, противодымной защиты);
организационно-технические
мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объекта капитального
строительства.
Одновременно
сообщается, что по анализу предоставляемых в МЧС России отчетов выявлены
организации, не соблюдающие правила проведения расчетов, установленные
Постановлением Правительства Российской Федерации, допускающие подмену исходных
данных, некорректность расчетов и подгонку результатов в целях снижения затрат
на противопожарную защиту в ущерб безопасности людей при пожаре.
Методики
оценки рисков выполнены таким образом, что при объективно проведенных расчетах
с наличием в исходных данных отступлений от требований сводов правил и других
нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно
обеспечивать безопасность людей (пути эвакуации, пожарная сигнализация, системы
оповещения, дымоудаления, пожаротушения и т.п.), без
достаточно серьезно проработанных вариантов противопожарной защиты заведомо
будут получены результаты, превышающие допустимый уровень пожарного риска.
МЧС России в
консультационном порядке готово дать соответствующие разъяснения и комментарии
о достаточности принимаемых организационно-технических противопожарных
мероприятий и исходных данных, используемых для проведения расчетов по оценке
пожарного риска.
Заместитель
главного
государственного
инспектора
Российской Федерации
по пожарному
надзору -
заместитель
директора Департамента
надзорной
деятельности
А.Н.ГИЛЕТИЧ