Издан на основании
Распоряжения
Росавтодора
от 27 декабря 2011
г. N 997-р
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
КЛАССИФИКАЦИЯ СТАБИЛИЗАТОРОВ ГРУНТОВ
В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ОДМ 218.1.004-2011
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработан ООО "НВЦ "Индортех".
2. Внесен Управлением научно-технических исследований,
информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства
Министерства транспорта Российской Федерации.
3. Издан на основании Распоряжения Федерального дорожного
агентства от 27.12.2011 N 997-р.
4. Имеет рекомендательный
характер.
5. Введен впервые.
1. Область
применения
Настоящий
отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ)
предназначен для дорожных строительных организаций, предприятий - изготовителей
стабилизаторов грунтов, проектных и научно-исследовательских организаций
строительного комплекса, образовательных учреждений, а также других
заинтересованных лиц.
2.
Нормативные ссылки
В настоящем
методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ 29213-91 (ИСО
896-77). Вещества поверхностно-активные. Термины и определения
ГОСТ 25584-90.
Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации
ГОСТ 24143-80.
Грунты. Методы лабораторного определения характеристик набухания и усадки
ГОСТ 23161-78.
Грунты. Метод лабораторного определения характеристик просадочности
ГОСТ 25100-95.
Грунты. Классификация
ГОСТ 5180-84.
Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик
ГОСТ 22733-2002.
Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности
ГОСТ 10060.0-95.
Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования
ГОСТ 23558-94.
Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими
вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические
условия
ГОСТ 12248-2010.
Межгосударственный стандарт. Грунты. Методы лабораторного определения
характеристик прочности и деформируемости
ГОСТ 28622-90.
Грунты. Методы лабораторного определения степени пучинистости
ГОСТ 26425-85.
Почвы. Методы определения иона хлорида в водной вытяжке
ГОСТ 26426-85.
Почвы. Методы определения иона сульфата в водной вытяжке
ГОСТ 26447-85.
Породы горные. Методы определения механических свойств глинистых
пород при одноосном сжатии
СНиП 2.05.02-85.
Автомобильные дороги.
3. Термины
и определения
В настоящем
методическом документе применены следующие термины и определения, учитывающие
ГОСТ 29213-91 (ИСО 896-77) и соответствующие требованиям рекомендаций [1, 2].
3.1. Общие
термины и определения, относящиеся к дорожной конструкции
3.1.1. Автомобильная
дорога: инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей,
основными элементами являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая
часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды обстановки.
3.1.2.
Дополнительные слои: морозозащитный, капилляропрерывающий, изолирующий и
дренирующие слои дорожной конструкции.
3.1.3. Дорожная
конструкция: инженерное сооружение, включающее земляное полотно и дорожную
одежду с дополнительными слоями; рассматривается в комплексе при проектировании.
3.1.4. Земляное полотно: дорожное сооружение, служащее основанием для
размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги;
строится в виде насыпей или выемок, а на косогорах - в виде
полунасыпи-полувыемки; к земляному полотну относятся связанные с ним
водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства; ширина
земляного полотна - расстояние между бровками - нормируется в зависимости от
категории дороги.
3.1.5. Основание
дорожное: нижний слой дорожной одежды, воспринимающий нагрузку от
автомобильного транспорта совместно с покрытием и предназначенный для ее
распределения на дополнительные слои или непосредственно на грунт рабочего слоя
земляного полотна.
3.1.6. Рабочий
слой: верхняя часть земляного полотна, ограниченная снизу глубиной, равной 2/3
глубины промерзания, но не менее 1,5 м, считая от верха покрытия; отсыпается из
стабильных (непучинистых, ненабухающих и непросадочных) грунтов при требуемой
степени их уплотнения (СНиП 2.05.02-85).
3.2.
Термины и определения, относящиеся к грунтам и материалам
3.2.1. Анионные
(анионоактивные) стабилизаторы: стабилизаторы, которые в водных растворах
диссоциируют с образованием отрицательно заряженного иона (аниона).
3.2.2.
Водно-физические свойства грунта: свойства грунта, определяющие его
водопроницаемость (ГОСТ 25584-90), пучинистость (ГОСТ 28622-90), набухаемость
(ГОСТ 24143-80), высоту капиллярного поднятия (ГОСТ 25100-95) и размокаемость
(ГОСТ 5180-84), оптимальную влажность при максимальной плотности (ГОСТ
22733-2002).
3.2.3. Вяжущие:
вещества, с помощью которых грунт приобретает повышенную структурную прочность
и свойства твердого тела.
3.2.4.
Гидрофобизаторы (гидрофобизация): вещества, с помощью которых грунт приобретает
водоотталкивающие и другие свойства.
3.2.5. Гидроизоляция:
предотвращение или ограничение перемещения жидкостей.
3.2.6.
Гранулометрический состав: количественное соотношение частиц различной
крупности в дисперсных грунтах.
3.2.7. Грунт:
горные породы, техногенные образования, представляющие собой многокомпонентную
и многообразную геологическую систему и являющиеся объектом
инженерно-хозяйственной деятельности человека (ГОСТ 25100-95).
3.2.8. Диссоциация:
свойство химического вещества в водном растворе распадаться на положительно
(катионы) и отрицательно (анионы) заряженные составляющие (ионы).
3.2.9.
Дренирование: сбор и перенос жидких атмосферных осадков, грунтовой воды и
других жидкостей в плоскости материала.
3.2.10. Катионные
(катионоактивные) стабилизаторы: стабилизаторы, которые в водных растворах диссоциируют
с образованием положительно заряженного иона (катиона).
3.2.11.
Морозостойкость: способность материалов выдерживать многократное попеременное
охлаждение до температур ниже 0 °C и оттаивание без признаков разрушения или
значительного снижения прочности (ГОСТ 10060.0-95).
3.2.12.
Наночастицы: жидкие или порошкообразные вещества с размером молекул или частиц
менее
.
3.2.13.
Наноструктурированные стабилизаторы: стабилизаторы, поверхностная активность
которых обеспечивается наличием наночастиц химической (жидкое стекло и др.) или
техногенной (искусственные порошкообразные вещества) природы.
3.2.14. Основание из укрепленных грунтов: слой дорожной одежды, выполненный
из грунтов, укрепленных органическими или неорганическими вяжущими в
соответствии с государственными стандартами; применяется под
усовершенствованными покрытиями, а также при строительстве покрытий для местных
и внутрихозяйственных дорог с защитным слоем износа.
3.2.15. Предел
прочности грунта на одноосное сжатие: отношение нагрузки, при которой
происходит разрушение образца, к площади первоначального поперечного сечения
(ГОСТ 26447-85).
3.2.16.
Поверхностно-активные вещества (ПАВ): химические соединения или полимерные
добавки, являющиеся стабилизаторами или используемые для производства
стабилизаторов и обладающие способностью адсорбироваться на грунтовых частицах
как на поверхностях раздела твердой и жидкой фаз и за счет этого влиять на
свойства пылеватой и глинистой фракции грунтов.
3.2.17. Полимеры:
высокомолекулярные соединения неорганического и органического происхождения или
вещества с большой молекулярной массой, состоят из большого числа повторяющихся
одинаковых или различных по строению атомных группировок - составных звеньев,
соединенных между собой химическими или координационными связями в длинные
линейные или разветвленные цепи.
3.2.18. Степень
водопроницаемости: характеристика, отражающая фильтрационную способность
грунтов пропускать через себя воду и количественно выражающаяся в коэффициенте
фильтрации
, м/сут (ГОСТ 25584-90).
3.2.19.
Стабилизация грунтов: технологический процесс обработки глинистых грунтов
стабилизаторами, обеспечивающий улучшение их водно-физических свойств;
осуществляется при производстве работ как на дороге,
так и в смесительных установках с последующим уплотнением при оптимальной
влажности.
3.2.20. Стабилизаторы:
многокомпонентные системы, содержащие в своем составе вещества (ПАВ,
наночастицы, вяжущие), обладающие свойствами гидрофобизаторов,
суперпластификаторов, полимеров и структурообразователей и применяемые в
дорожном строительстве для обработки грунтов с целью изменения их
водно-физических и физико-механических свойств.
3.2.21. Степень
засоленности грунта: характеристика, определяющая количество водорастворимых
солей в грунте, % (ГОСТ 26425-85, ГОСТ 26426-85).
3.2.22. Структурированные стабилизаторы: любой вид стабилизатора,
содержащий в своем составе до 2% по массе вяжущего и применяемый не только для
изменения водно-физических, но и структурных свойств глинистых грунтов.
3.2.23. Структура грунта: пространственная организация компонентов грунта,
характеризующаяся совокупностью морфологических (размер, форма частиц, их
количественное соотношение), геометрических (пространственная композиция
структурных элементов) и энергетических признаков (тип структурных связей и
общая энергия структуры) и определяющаяся составом, количественным соотношением
и взаимодействием компонентов грунта.
3.2.24.
Структурообразователи: вяжущие вещества (цемент, известь, битум, смола и т.п.)
или минеральные добавки.
3.2.25.
Суперпластификаторы: универсальные добавки, обладающие точным действием и
стабильным составом, позволяющие регулировать свойства смесей (в том числе и на
основе грунтов) в широких пределах (пластифицировать, повышать
физико-механические свойства и т.п.).
3.2.26. Укрепление
грунтов и других местных материалов: совокупность мероприятий (внесение вяжущих
и других веществ, последовательное выполнение всех предусмотренных
технологических операций), обеспечивающих в конечном итоге коренное изменение
свойств укрепляемых материалов с приданием им требуемой прочности, водо- и
морозостойкости; осуществляется в дорожном и аэродромном строительстве (ГОСТ
23558-94).
3.2.27.
Универсальные стабилизаторы: стабилизаторы, которые в водных растворах
диссоциируют с образованием положительно и отрицательно заряженного иона
(катиона, аниона).
3.2.28.
Физико-механические свойства грунта: свойства грунта, определяющие его модуль
деформации (ГОСТ 12248-2010), прочность на раздавливание (ГОСТ 26447-85),
величину структурного сцепления и угла внутреннего трения.
3.2.29. Число
пластичности Ip: разность влажностей, соответствующая двум состояниям грунта:
на границе текучести
и на границе раскатывания
(ГОСТ 5180-84).
4. Общая
классификация стабилизаторов
4.1. При разработке
Общей классификации стабилизаторов, применение которых ориентировано на
дорожное строительство, учитывались следующие основные факторы:
- сложившиеся в
практике транспортного строительства технологические схемы и способы
механизированного внесения стабилизаторов в грунты;
- особенности
химической природы поверхностной активности стабилизаторов, в которой находит
отражение наиболее принципиальное и важное свойство их химического состава;
- наличие или
отсутствие в их составе компонентов, способных в различной степени и глубине
оказывать структурообразующий эффект на глинистые грунты.
4.2. Для учета
перечисленных факторов в качестве "делителей" базового понятия
"Стабилизатор" в основу формирования Общей классификации
стабилизаторов были заложены такие признаки, как:
- физическое
состояние стабилизатора;
- способность
стабилизатора растворяться в воде;
- физико-химическая
основа строения стабилизатора;
- вид стабилизатора
в зависимости от его физико-химической основы (катионные, анионные,
универсальные, биологические, наноструктурированные, структурированные).
4.3. Общая
классификация стабилизаторов с учетом изложенного
имеет вид, представленный на рисунке 1, где все производимые в настоящее время
стабилизаторы разделены по следующим основным уровням.
┌─────────────┐
┌────────────────────┤Стабилизаторы├───────────────┐
│
└─────────────┘ │
┌────────┴────────┐
┌───────────────┴─────────────┐
│Жидкий концентрат│ │ Порошкообразное │
└────────┬────────┘ │ или смешанное вещество │
│
│(жидкий концентрат + порошок)│
│
└───────────────┬─────────────┘
┌────────┴─────────┐
┌─────────────┴──────────┐
│Растворимые в
воде│
│ Нерастворимые │
└────────┬─┬─┬─────┘ │или частично
растворимые│
│ │
└───────────────────────────┐ │ в воде │
│
└──────────────┐ │
└─────────────┬──────────┘
│
│ │ ┌─────────────┴──────┐
┌────────┴──────┐
┌──────┴─────┐
┌───┴────┴─────┐
┌─────────┴──────┐
│
ПАВ │ │Биопрепараты│ │Наноструктури-│ │ПАВ + структуро-│
└────────┬─┬─┬──┘
└──────┬─────┘ │рованные │
│образователи │
│ │ │
└────────┐
│системы │
└─────────┬──────┘
│ │
└─────────────┐ │ └────────┬─────┘ │
│ └─────┐ │ │
└─────┐ │
┌────────┴┐
┌────┴───┐
┌───┴───┐
┌─┴──────┐
┌───────┴──────┐
┌─────┴──────┐
│Катионные│ │Анионные│
│Универ-│ │Биологи-│
│Наноструктури-│ │Структуриро-│
└─────────┘
└────────┘
│сальные│ │ческие
│ │рованные
│ │ванные │
└───────┘
└────────┘
└──────────────┘
└────────────┘
Рисунок 1.
Общая классификация стабилизаторов
Тип стабилизатора: - жидкий концентрат;
- порошкообразный и
смешанный
(жидкий + порошкообразный)
Класс стабилизатора: - водорастворимые стабилизаторы;
- водонерастворимые и
частично нерастворимые
стабилизаторы
Подкласс стабилизатора: - поверхностно-активные вещества
(ПАВ);
- биопрепараты;
- наноструктурированные
системы;
- ПАВ совместно со
структурообразователями
Вид стабилизатора: - катионные,
анионные, универсальные,
биологические,
наноструктурированные
и структурированные.
4.4. Практическая
ценность наличия исходной информации (от производителя) по типу и классу
конкретного стабилизатора заключается в том, что она позволяет произвести
предварительную оценку имеющихся у строительной организации средств механизации
(дозаторов, ресайклеров и т.п.) с точки зрения их способности с требуемым
качеством распределить и перемешать с глинистым грунтом данную добавку.
5. Дорожная
классификация стабилизаторов
5.1. При разработке
Дорожной классификации стабилизаторов учитывался накопленный отечественный и
зарубежный опыт использования химических добавок (стабилизаторов) и вяжущих для
улучшения свойств грунтов в дорожном строительстве.
Однако, применительно к отечественной практике дорожного строительства, следует
четко разграничить две параллельно существующие, но принципиально различные
технологии: технологию стабилизации грунтов и технологию укрепления грунтов.
5.2. Технология
стабилизации отличается тем, что глинистые грунты обрабатываются только теми
видами стабилизаторов, которые не содержат вяжущих как структурообразующих
элементов, т.е. согласно Общей классификации (см. рисунок 1) к ним следует
относить катионные (катионоактивные), анионные (анионоактивные), универсальные,
биологические и наноструктурированные стабилизаторы.
5.3. С помощью
технологии стабилизации изменяется в положительную сторону практически весь
комплекс водно-физических свойств глинистого грунта.
При этом увеличивается его гидрофобность. За счет уменьшения коэффициента
фильтрации снижается его водопроницаемость. Также снижаются, вплоть до полного
исключения, пучинистость и набухаемость грунтов. Уменьшается высота
капиллярного поднятия и оптимальная их влажность с одновременным ростом максимальной
плотности при стандартном уплотнении (ГОСТ 22733-2002).
5.4. Технологию стабилизации следует рекомендовать к применению для
грунтов, укладываемых в рабочем слое земляного полотна, так как наиболее
интенсивно процессы водно-теплового режима (ВТР) и влагопереноса затрагивают,
главным образом, верхнюю часть земляного плотна дорожной конструкции. При этом стабилизация грунтов рабочего слоя не только благоприятно
повлияет на ВТР, но и даст возможность укладывать местные глинистые грунты,
ранее не пригодные для использования в этом элементе дорожной конструкции, за
счет подъема их водно-физических характеристик по водопроницаемости (ГОСТ
25584-90), пучинистости (ГОСТ 28622-90), набухаемости (ГОСТ 24143-80) и
размокаемости (ГОСТ 5180-84) до требуемых величин.
5.5. Технология комплексной стабилизации отличается тем, что глинистые
грунты обрабатываются структурированными стабилизаторами (см. рисунок 1), т.е.
теми, которые содержат в своем составе вяжущее, либо любыми другими
стабилизаторами в количестве, не превышающем 2% по массе грунта, либо
применяются все другие виды стабилизаторов, согласно их Общей классификации
(см. рисунок 1, рисунок 2), но с дополнительным внесением в грунт вяжущего в
тех же количествах.
┌───────┐
┌─────────────┐ ┌──────────┐
┌──────────────┐
│Функции│
│Вид обработки│
│Вид грунта│
│ Вид │
└───┬───┘ │ грунта
│ │ по pH
│
│стабилизаторов│
│
└──────┬──────┘ └─────┬────┘
└───────┬──────┘
│ │
┌──────┴──────┐
┌────────┴───────┐
│
│
┌─┤Кислые грунты├─┤ Катионные
│
┌──────────┴──────────┐ │ │ │ (pH < 7)
│ │и универсальные │
│
Улучшение │ │ │
└─────────────┘
└────────────────┘
│
водно-физических │ │ │
┌─────────────┐
┌────────────────┐
│
свойств │
┌──────┴─────┐
│ │ Щелочные │ │ Анионные
│
│ (гидрофобизация,
├─┤Стабилизация├─┼─┤ грунты
├─┤и универсальные │
│ снижение морозного │ │ грунтов
│ │ │ (pH >
7) │
└────────────────┘
│пучения и оптимальной│
└────────────┘
│
└─────────────┘
│ влажности) связных │ │
┌─────────────┐
┌────────────────┐
│грунтов рабочего слоя│ │ │ Грунты
│ │Универсальные,
│
└─────────────────────┘ └─┤ с любым
├─┤биологические │
│значением pH │ │и наноструктури-│
└─────────────┘
│рованные │
└────────────────┘
┌─────────────┐
┌────────────────┐
┌─┤Кислые грунты├─┤Структурирован- │
│
│ (pH < 7) │ │ные (вяжущее │
│
└─────────────┘
│< 2% по массе), │
│
│катионные │
│ │и универсальные │
┌─────────────────────┐ │
└────────────────┘
│Повышение прочностных│
┌────────────┐
│
┌─────────────┐
┌────────────────┐
│
характеристик │ │Комплексная │ │ │ Щелочные
│ │Структурирован- │
│ и водно-физических
├─┤стабилизация├─┼─┤ грунты
├─┤ные (вяжущее
│
│ свойств связных │
│ грунтов │ │ │ (pH > 7)
│ │< 2% по массе), │
│
грунтов оснований │
└────────────┘
│ └─────────────┘
│анионные и
│
│
дорожных одежд │ │ │универсальные │
└─────────────────────┘ │
└────────────────┘
│
┌─────────────┐
┌────────────────┐
│
│ Грунты │ │Структурирован-
│
└─┤ с
любым ├─┤ные
(вяжущее │
│значением pH │ │< 2% по массе), │
└─────────────┘
│универсальные, │
│биологические │
│и наноструктури-│
│рованные │
└────────────────┘
┌─────────────┐
┌────────────────┐
┌─┤Кислые грунты├─┤Структурирован- │
│ │ (pH <
7) │ │ные (вяжущее │
│
└─────────────┘
│> 2% по массе), │
│
│катионные │
│ │и
универсальные │
┌────────────────────┐ │ └────────────────┘
│Повышение прочности │
┌────────────┐
│ ┌─────────────┐
┌────────────────┐
│ при
изгибе, │ │Комплексное
│ │ │ Щелочные │ │Структурирован- │
│ трещиностойкости, ├──┤ укрепление
├─┼─┤
грунты ├─┤ные
(вяжущее │
│
морозостойкости │ │
грунтов │ │
│ (pH > 7) │ │> 2% по массе), │
│укрепленных грунтов │
└────────────┘
│ └─────────────┘
│анионные и
│
│ в
слоях дорожных │ │ │универсальные │
│
одежд │ │ └────────────────┘
└────────────────────┘ │
┌─────────────┐
┌────────────────┐
│
│ Грунты │ │Структурирован-
│
└─┤ с любым
├─┤ные (вяжущее
│
│значением pH │ │> 2% по массе), │
└─────────────┘
│универсальные, │
│биологические │
│и наноструктури-│
│рованные │
└────────────────┘
Рисунок 2.
Дорожная классификация стабилизаторов
по целевым функциям
обработки грунтов
5.6. Технологии
комплексной стабилизации глинистых грунтов, кроме улучшения их водно-физических
свойств, способствует образованию жестких кристаллизационных связей, что
положительно сказывается на увеличении физико-механических характеристик
грунтов и в первую очередь таких, как сдвиговая прочность и модуль деформации.
Увеличение
прочностных и деформационных характеристик комплексно
стабилизированных глинистых грунтов дает возможность использовать их для
устройства не только рабочего слоя, но и для обочин, а также грунтовых
оснований дорожных одежд и покрытий местных (сельских) дорог.
5.7. Увеличение
количества используемого при обработке грунта вяжущего сверх 2% по массе при
сохранении количества вводимых в грунт добавок стабилизаторов (до 0,1% по
массе) переводит технологию стабилизации грунтов в технологию укрепления
грунтов, которую с учетом наличия добавок следует характеризовать как
технологию комплексного укрепления грунтов.
Наличие в
укрепленном глинистом грунте добавок стабилизаторов, во-первых, приводит к
снижению требуемого расхода вяжущего и, во-вторых, дает возможность увеличить
морозо- и трещиностойкость укрепленных грунтов.
Комплексно
укрепленные грунты, так же как грунты укрепленные следует применять в качестве
оснований в конструкциях дорожных одежд в соответствии с ГОСТ 23558-94.
5.8. С учетом изложенного, Дорожная классификация стабилизаторов (см.
рисунок 2) составлена по целевым функциям обработки грунтов добавками. Это
означает, что в зависимости от конечной функции обработанного стабилизаторами
грунта, выбирается определенный вид обработки грунта с учетом свойств грунта по показателю pH и вида совместимого с этим
грунтом стабилизатора.
Также по функции
свойств грунта определяется назначение получаемого
материала в требуемый конструктивный элемент дорожной одежды и земляного
полотна автомобильной дороги. Поэтому прикладной характер Дорожной
классификации стабилизаторов выражен в ее функциональной направленности, т.е.
она четко отражает цель и область использования стабилизатора в дорожной
конструкции. Поэтому выделяются следующие основные целевые функции:
Первая функция -
гидрофобизация грунта в рабочем слое.
Вторая функция -
структуризация (совместно с гидрофобизацией) грунта в основаниях дорожных
одежд.
Третья функция -
повышение морозо- и трещиностойкости укрепленных
грунтов в конструктивных слоях дорожных одежд.
Все выделенные
целевые функции процесса воздействия на грунт добавками стабилизатора
реализуются с помощью сходной технологии, в основе которой лежит объединение
грунта с добавками и его уплотнение при оптимальной влажности.
5.9. Различие в
физико-механических свойствах грунтовой смеси зависит от вида и количественных
соотношений стабилизатора и вяжущего в грунте и вида последнего. Поэтому в
качестве основы деления наиболее общего и широкого понятия "Обработка
грунтов добавками" выбраны следующие основные признаки.
Класс: определяется
глубиной воздействия и степенью изменения структурных и физико-механических
характеристик грунта.
Вид: определяется
типом добавок и их количественным соотношением, с помощью которых реализуется
требуемый уровень изменения физико-механических характеристик грунта.
Подвид:
определяется условиями совместимости в грунтовой смеси знака заряда ионов
стабилизатора и видом грунтов по pH (кислые, щелочные, нейтральные).
5.10. В
разработанной Дорожной классификации стабилизаторов рассматриваются лишь те
материалы и добавки, а также виды и разновидности грунтов, которые получили
наиболее широкое применение и имеют положительный практический опыт. Исходным
продуктом в Дорожной классификации являются стабилизаторы, виды которых
соответствуют их Общей классификации (см. рисунок 1).
Для
обработки стабилизаторами следует применять при оптимальной влажности: грунты с
числом пластичности от 1 до 22, при содержании песчаных частиц не менее 40% по
массе и пределом текучести
не более 50%, а также все разновидности
крупнообломочных и песчаных грунтов, содержащих в своем составе пылеватые и
глинистые частицы в количестве не менее 15% по массе, с содержанием
легкорастворимых солей - сульфатов - не более 2%
по массе, хлоридов - не более 4% по массе, гумуса - не более 2% по массе и
примеси гипса - не более 10%.
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] ОДМ 218.1.001-2010 Рекомендации по разработке и применению
документов
технического
регулирования в сфере дорожного
хозяйства
[2] ОДМ 218.1.002-2010 Рекомендации по организации и проведению
работ
по стандартизации в
дорожном хозяйстве.
Руководитель
организации-разработчика
Общество с
ограниченной ответственностью
"Научно-внедренческий
центр
"Инновационные
дорожные технологии"
Генеральный
директор
Э.М.ДОБРОВ