Утверждено
и введено в
действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и
метрологии
от 2 мая 2012 г. N
63-ст
ИЗМЕНЕНИЕ N 1 ГОСТ Р
52033-2003
"АВТОМОБИЛИ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ. ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ
ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ. НОРМЫ И МЕТОДЫ
КОНТРОЛЯ
ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ"
ОКС 43.060
Дата введения
1 июля 2012 года
Раздел 1. Третий
абзац. Заменить слова: "предприятиями-изготовителями" на
"изготовителем";
четвертый абзац
изложить в новой редакции:
"Настоящий
стандарт распространяется на транспортные средства, по своей технической
характеристике попадающие под действие ГОСТ Р 41.83 и
ГОСТ Р 51832".
Раздел 2 изложить в
новой редакции:
"В настоящем
стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83) Единообразные
предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов
вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей
ГОСТ Р 51832-2001 Двигатели внутреннего сгорания с принудительным
зажиганием, работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой
более 3,5 т, оснащенные этими двигателями. Выбросы вредных веществ. Технические
требования и методы испытаний
ГОСТ 12.1.003-83
Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88
Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования
к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-90
Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие
требования".
Пункт 3.2. Заменить
слова: "предприятием-изготовителем" на "изготовителем".
Пункты 3.5, 3.6
изложить в новой редакции:
"3.5.
Экологический класс: классификационный код, характеризующий транспортное
средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
3.6. Изготовитель:
лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси)".
Пункт 4.1. Заменить
слова: "предприятием-изготовителем" на "изготовителем" (2
раза);
четвертый абзац
изложить в новой редакции:
"- значение
устанавливают в пределах:
для автомобилей категории
и
, не
оборудованных системами нейтрализации;
для автомобилей категории
и
,
оборудованных системами нейтрализации, и для автомобилей остальных категорий
независимо от их комплектации".
Пункт 4.2 изложить
в новой редакции:
"4.2.
Содержание оксида углерода и углеводородов должно быть в пределах значений,
установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного
средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных - не
должно превышать значений, указанных в таблице 1.
Таблица 1
┌─────────────────────────────┬─────────────┬───────────┬────────┬────────┐
│Категории
и комплектация <1> │Дата выпуска │ Обороты
│Объемная│Объемная│
│ транспортных средств │ │ холостого
│доля CO,│доля CH,│
│ (экологический класс) <2> │ │ хода
│ % │
-1 │
│ │ │ │ │ млн │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M
и N
│До 31.12.1986│Минимальные│ 4,5
│ - │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M и N │С 01.01.1987
│Минимальные│ 3,5 │
1200 │
│
1 1 │по
31.12.2006├───────────┼────────┼────────┤
│ │ │Повышенные │ 2,0
│ 600 │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M
, M , N и N │С 01.01.1987
│Минимальные│ 3,5 │
2500 │
│
2 3
2 3 │по
31.12.2006├───────────┼────────┼────────┤
│ │ │Повышенные │ 2,0
│ 1000 │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M и N , оснащенные системами│С
01.01.2007 │Минимальные│
0,5 │ -
│
│
1 1 │по
31.12.2012├───────────┼────────┼────────┤
│нейтрализации
отработавших
│ │Повышенные
│ 0,3 │
100 │
│газов <3> (экологические │ │ │ │ │
│классы
2, 3, 4) │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M
, M , N и N , оснащенные │С 01.01.2007
│Минимальные│ 0,5 │
- │
│
2 3
2 3 │по
31.12.2012├───────────┼────────┼────────┤
│системами
нейтрализации отра-│ │Повышенные │ 0,3
│ 200 │
│ботавших газов <3> (экологи-
│ │ │ │ │
│ческие
классы 2, 3, 4) │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M и N , оснащенные системами│С
01.01.2013 │Минимальные│
0,3 │ -
│
│
1 1 │
├───────────┼────────┼────────┤
│нейтрализации
отработавших
│
│Повышенные │
0,2 │ 100
│
│газов <3> (экологические │ │ │ │ │
│классы
4 и выше) │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M
, M , N и N , оснащенные │С 01.01.2013
│Минимальные│ 0,3 │
- │
│
2 3
2 3 │ ├───────────┼────────┼────────┤
│системами
нейтрализации отра-│ │Повышенные │ 0,2
│ 200 │
│ботавших газов <3> (экологи-
│ │ │ │ │
│ческие классы 4 и выше) │ │ │ │
│
├─────────────────────────────┴─────────────┴───────────┴────────┴────────┤
│ <1> В
эксплуатационных документах автомобиля
изготовитель указывает│
│штатную комплектацию
автомобиля оборудованием для снижения выбросов│
│загрязняющих веществ
(далее - вредные выбросы); предельно допустимое│
│содержание
оксида углерода, углеводородов и
допустимый диапазон значений│
│коэффициента
избытка воздуха лямбда. │
│ <2>
Экологическая
классификация автомобилей в
соответствии с│
│Приложением
Г.
│
│ <3> Дополнительные требования для
автомобилей этой группы
установлены│
│в
4.3 и 6.4.3.
│
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Пункты 4.3, 6.4.3.
Исключить слово: "трехкомпонентной".
Пункт 4.3. Заменить
слова: "предприятия-изготовителя" на "изготовителя" (2
раза).
Пункт 5.1. Таблицу
2 дополнить наименованием - "Система питания":
Система
автомобиля
|
Требования к техническому состоянию
|
Система
питания
|
Комплектность
(отсутствие или несоответствие
элементов системы питания эксплуатационным
документам не допускается);
герметичность (подтекание бензина не
допускается)
|
Подпункт 6.1.1.
Второй, третий абзацы изложить в новой редакции:
"- температура
окружающего воздуха - от минус 7 °С до плюс 35 °С;
- атмосферное
давление - не ниже 92,0 кПа (690 мм рт. ст.)".
Подпункт 6.1.2.
Первый абзац дополнить ссылкой: [1].
Подпункт 6.2.1.
Заменить слова: "предприятием-изготовителем" на
"изготовителем".
Подпункт 6.2.3
изложить в новой редакции:
"6.2.3. После
прогрева двигателя проводятся следующие операции:
- устанавливают
рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в
нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической
коробкой передач устанавливают в положение "нейтраль" или
"паркинг";
- затормаживают
автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;
- устанавливают
противооткатные упоры под ведущие колеса транспортных средств;
- подключают
датчики тахометра и измерителя температуры масла;
- вводят
пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не
менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы. При отсутствии
возможности ввести пробоотборный зонд в выпускную трубу на указанную глубину
допускается проводить измерения с использованием дополнительных насадок,
обеспечивающих герметичность в местах соединения с выпускной трубой. При
применении газоотвода, надеваемого на выпускную трубу автомобиля при проведении
измерений или регулировке двигателя (например, в закрытом помещении), газоотвод
должен иметь отверстие для введения пробоотборника газоанализатора;
- полностью
открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора)".
Подпункт 6.4.1
дополнить словами: "Содержание
должно быть в пределах, установленных в
инструкции (руководстве) по эксплуатации газоанализатора".
Раздел 6 дополнить
пунктом - 6.5:
"6.5.
Проведение измерений на бензиновых двигателях гибридных автомобилей проводят в
соответствии с 6.3 или 6.4 в сервисном режиме, предусмотренном изготовителем.
При отсутствии сервисного режима проверка работоспособности двигателя и системы
нейтрализации проводится по показаниям диагностического индикатора,
расположенного на приборной панели в соответствии с 6.4.3".
Стандарт дополнить
разделом - 7:
"7. Требования
безопасности
7.1. В помещениях
для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:
-
санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ
12.1.005;
- уровень шума - по
ГОСТ 12.1.003;
- уровень вибрации
- по ГОСТ 12.1.012.
7.2. При измерении
уровня выбросов загрязняющих веществ в случае
необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность
самопроизвольного перемещения автомобиля".
Приложение Б. Пункт
Б.1.1 изложить в новой редакции:
"Б.1.1. Для
измерения содержания нормируемых компонентов в отработавших газах автомобилей
применяют четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения
содержания CO, CH, диоксида углерода
и кислорода
, для
проведения измерений на автомобилях экологического класса 4 и выше, выпущенных
после 01.01.2013, применяются четырехканальные газоанализаторы, соответствующие
приборам класса 00; 0";
пункт Б.1.3.
Заменить обозначения: "0; I или II" на "00; 0 или I";
заменить ссылку:
[1] на [2];
исключить слова:
"Двухканальные газоанализаторы (CO и CH) должны соответствовать приборам
класса II.";
таблица Б.1. Графа
"Класс прибора". Заменить обозначения: "0; I" на "00;
0; I"; класс прибора II и соответствующие значения исключить;
таблицу Б.2
изложить в новой редакции:
Таблица Б.2
┌────────┬──────────────┬────────────────────────────────────────┐
│
Класс │ Погрешность │
Пределы допускаемой погрешности <1> │
│прибора
│
├──────────┬─────────┬─────────┬─────────┤
│ │ │ CO
│ CO │
O │ CH
│
│ │ │ │ 2
│ 2 │ │
├────────┼──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 00
│Абсолютная <2>│ +/- 0,02 │ +/- 0,3 │ +/-
0,1 │ +/- 4 │
│
├──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ │Относительная │ +/-
5% │ +/- 5% │ +/- 5% │
+/- 5% │
├────────┼──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 0
│Абсолютная <2>│ +/- 0,03 │ +/- 0,5 │ +/-
0,1 │ +/- 10 │
│
├──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ │Относительная │ +/-
5% │ +/- 5% │ +/- 5% │
+/- 5% │
├────────┼──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ I
│Абсолютная <2>│ +/- 0,06 │ +/- 0,5 │ +/-
0,1 │ +/- 12 │
│
├──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ │Относительная │ +/-
5% │ +/- 5% │ +/- 5% │
+/- 5% │
├────────┴──────────────┴──────────┴─────────┴─────────┴─────────┤
│ <1> Абсолютная или относительная, что
больше. │
│ <2> Абсолютная погрешность
измерения объемной доли оксида│
│углерода, диоксида
углерода и кислорода указана в
процентах,│
│объемной
доли углеводородов - в миллионных долях. │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
пункт Б.1.7
изложить в новой редакции:
"Б.1.7.
Газоанализаторы должны обеспечивать измерения с пределами погрешности,
указанными в таблице Б.2, при следующих условиях:
- температура
окружающей среды - от 5 °С до 40 °С;
- относительная
влажность - не более 85% без конденсации;
- атмосферное
давление - от 86,0 кПа до 106,0 кПа;
- напряжение
питания - от минус 15% до плюс 10% от номинального
напряжения;
- частота тока -
+/- 2% от номинальной частоты;
- напряжение
аккумулятора автомобиля:
- аккумуляторы 12 В - от 9 В до 16 В,
- аккумуляторы 24 В - от 16 В до 32 В";
пункт Б.1.8 исключить.
Приложение В изложить в новой редакции:
"Приложение В
(рекомендуемое)
"Приложение Г
(справочное)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ОСНАЩЕННЫХ ИСКРОВЫМИ (БЕНЗИНОВЫМИ) ДВИГАТЕЛЯМИ
Экологическая
классификация автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми)
двигателями, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице Г.1.
Таблица Г.1
┌─────────────┬──────────────────────────────┬────────────────────────────┐
│Экологический│
Категории автотранспортных
│ Выполняемые
требования │
│ класс
│ средств,
оснащенных │ к предельному содержанию │
│ │ искровыми (бензиновыми) │
вредных (загрязняющих) │
│ │ двигателями │ веществ │
├─────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ 2
│ M и M максимальной массой │Правила ЕЭК ООН N 83-04 [3],│
│ │ 1
2
│уровень выбросов B
│
│ │не более 3,5 т │ │
│
├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ │ N │Правила ЕЭК
ООН N 83-04 [3],│
│ │ 1 │уровень
выбросов B, или CO -│
│ │ │55 г/кВт.ч, CH - 2,4
│
│ │ │г/кВт.ч,
окислов азота NO -│
│ │ │ x │
│ │ │10 г/кВт.ч при испытании
│
│ │ │по
Правилам ЕЭК ООН N 49-03 │
│ │ │[4]
(испытательный цикл ESC)│
│
├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ │ M максимальной массой свыше │CO - 55
г/кВт.ч, CH - 2,4
│
│ │ 1 │г/кВт.ч, окислов азота NO
-│
│ │3,5 т, M , M , N и N
│ x │
│ │ 2
3 2 3
│10 г/кВт.ч при испытании по │
│ │ │Правилам ЕЭК ООН N 49-03 [4]│
│ │
│(испытательный цикл ESC)
│
├─────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ 3
│ M и M максимальной массой │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5],│
│ │ 1
2
│уровень выбросов A
│
│ │не более 3,5 т │ │
│
├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ │ N │Правила ЕЭК ООН N
83-05 [5],│
│ │ 1 │уровень
выбросов A, или CO -│
│ │ │20 г/кВт.ч, CH - 1,1
│
│ │ │г/кВт.ч, окислов азота NO
-│
│ │ │ x │
│ │ │7 г/кВт.ч при испытании
│
│ │ │по
Правилам ЕЭК ООН N 49-03 │
│ │ │[4]
(испытательный цикл ESC)│
│
├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ │ M максимальной массой свыше │CO - 20
г/кВт.ч, CH - 1,1
│
│ │ 1
│г/кВт.ч, окислов азота NO
-│
│ │3,5 т, M , M , N и N
│ x │
│ │ 2
3 2 3
│7 г/кВт.ч при испытании │
│ │ │по
Правилам ЕЭК ООН N 49-03 │
│ │ │[4]
(испытательный цикл ESC)│
├─────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ 4
│ M и M максимальной массой │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5],│
│ │
1 2 │уровень выбросов
B │
│ │не более 3,5 т │ │
│
├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ │ N │Правила ЕЭК ООН N 83-05
[5],│
│ │ 1 │уровень
выбросов B, или CO -│
│ │ │4 г/кВт.ч, CH - 0,55
│
│ │ │г/кВт.ч, окислов азота NO
-│
│ │ │ x │
│ │ │2 г/кВт.ч при испытании
│
│ │ │по
Правилам ЕЭК ООН N 49-03 │
│ │ │[4]
(испытательный цикл ESC)│
│
├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ │ M максимальной массой свыше │CO - 4 г/кВт.ч, CH - 0,55
│
│ │ 1 │г/кВт.ч, окислов азота NO
-│
│ │ │ x │
│ │3,5 т, M , M , N и N
│2 г/кВт.ч при испытании │
│ │ 2
3 2 3
│по Правилам ЕЭК ООН N
49-03│
│ │ │[4]
(испытательный цикл ESC)│
├─────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ 5
│ M и M максимальной массой │Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6] │
│ │ 1
2 │ │
│ │не более 3,5 т, N │ │
│ │ 1 │ │
└─────────────┴──────────────────────────────┴────────────────────────────┘
Стандарт дополнить
элементом - "Библиография":
"БИБЛИОГРАФИЯ
[1] ПР 50.2.006-94 Государственная система обеспечения единства
измерений. Порядок проведения поверки средств измерений
[2] OIMLR
99-1&2:2008 International Recommendation Instruments for measuring vehicle
exhaust emissions (Рекомендации Международной Организации Законодательной
Метрологии МОЗМ Р 99-1 (2) Приборы для измерения
уровня выбросов выхлопных газов транспортных средств)
[3] Правила ЕЭК ООН
N 83-04 Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов
загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя
[4] Правила
ЕЭК ООН N 49-03 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с
воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также
двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе
(СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным
зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ
[5] Правила ЕЭК ООН
N 83-05 Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов
загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя
[6] Правила ЕЭК ООН
N 83-06 Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов
загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для
двигателя".
Библиографические
данные. Ключевые слова дополнить словами: "бензиновые двигатели,
газоанализаторы";
заменить слово:
"углеводороды" на "углеводород".