Утверждены
Минмонтажспецстроем
СССР
27 февраля 1981
года
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО НОРМИРОВАНИЮ РАСХОДА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА,
БЕНЗИНА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА РАБОТУ
СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
ВСН 417-81
Срок введения
1 июля 1981 года
Настоящая
инструкция разработана Всесоюзным конструкторско-технологическим институтом по
механизации монтажных и специальных строительных работ
(ВКТИмонтажстроймеханизация) и предназначена для организаций Минмонтажспецстроя
СССР с целью определения норм расхода дизельного топлива, бензина и
электроэнергии на работу строительно-монтажных работ и механизмов.
Составители: Ю.Н.
Щелкин, А.А. Рокотянский.
Внесены
Всесоюзным конструкторско-технологическим институтом по механизации монтажных и
специальных строительных работ.
Утверждены Зам. министра монтажных и специальных строительных работ
СССР Н.К. Липодат 27 февраля 1981 г.
Впервые.
1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция предназначена для определения норм расхода дизельного
топлива, бензина и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и
механизмов при производстве монтажных и специальных строительных работ, а также
для определения эксплуатационных затрат с целью упорядочения взаимоотношений
между трестами (управлениями) механизации и строительно-монтажными организациями,
переведенными на новую систему планирования и экономического стимулирования, в
соответствии с "Методическими рекомендациями по расчету за работу машин в
строительстве" Госстроя СССР.
1.2. Инструкция
составлена в соответствии с "Методическими указаниями по разработке норм
для определения сметной стоимости машино-смен строительных машин и
оборудования", разработанными Научно-исследовательским институтом
экономики строительства (НИИЭС) Госстроя СССР и одобренными Госстроем СССР.
1.3. Предлагаемый
расчетно-аналитический метод расчета норм основан на использовании основных
технических характеристик строительно-монтажных машин и механизмов, ЕНиР,
данных хронометража работы строительно-монтажных машин и механизмов,
технических характеристик двигателей внутреннего сгорания и электрооборудования
этих машин и механизмов.
1.4. Основные
понятия, используемые в инструкции:
норма расхода
топлива и электроэнергии - плановый показатель расхода этих ресурсов на единицу
работы;
индивидуальная
норма - норма расхода топлива и электроэнергии на единицу работы, которая
устанавливается на каждый тип или отдельные топливо- и
электропотребляющие механизмы применительно к определенным условиям работ;
групповая норма -
норма расхода топлива и электроэнергии на планируемый объем работы согласно
установленной номенклатуре по уровням планирования: министерство (ведомство),
главное управление, объединение, организация (предприятие).
Равмерность нормы
расхода дизельного топлива и бензина (кг/маш.-ч),
электроэнергии (кВт x ч/маш.-ч) - это расход топлива и электроэнергии на
единицу работы (маш.-ч).
1.5.
Индивидуальность рассчитываемых норм по предлагаемой методике обеспечивается,
во-первых, применением коэффициентов, выбор которых зависит от конкретных
условий работы строительно-монтажных машин и механизмов, во-вторых, применением
разработанной НИИЭС методики расчета этих коэффициентов, учитывающей
технические характеристки и условия работы конкретных строительно-монтажных
машин и механизмов.
1.6. Предлагаемая
методика расчета норм расхода предусматривает полную техническую исправность
машин и механизмов и не имеет поправочных коэффициентов на отступления от
требований к их техническому состоянию.
1.7. Предлагаемая
методика не предусматривает: расход энергоресурсов на внутригаражные нужды (технические
осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателя и машин после
ремонта), расход бензина на запуск дизельных двигателей, расход энергоресурсов
на подачу машин к объекту работ и обратно.
1.8. Индивидуальные
нормы расхода дизельного топлива, бензина и электроэнергии на работу
строительно-монтажных машин и механизмов, рассчитанные по предлагаемой
методике, должны стать основой для расчетов групповых норм расхода
энергоресурсов на всех уровнях планирования.
2.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ НОРМ
РАСХОДА ТОПЛИВА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
НА РАБОТУ
СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
2.1. Нормы расхода
топлива и электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов наиболее распространенных марок разрабатывает
ВКТИмонтажстроймеханизация.
Указанные нормы
ежегодно пересматриваются, согласовываются с Главстроймеханизацией и
утверждаются приказом по Минмонтажспецстрою СССР.
2.2. Нормы расхода
для машин и механизмов, не включенных в приказ, разрабатываются в организациях
(на предприятиях) и утверждаются вышестоящей организацией.
2.3.
Ответственность за разработку и внедрение в производство норм расхода
возлагается на главного инженера и руководителя энергослужбы организации
(предприятия).
2.4. Для контроля за выполнением норм расхода в организациях (на
предприятиях) должен быть организован учет этих расходов.
2.5.
Систематический контроль за выполнением норм расхода
осуществляется энергослужбой и руководителями организаций (предприятий).
Периодический контроль за выполнением этих норм осуществляется
министерством, а также специальными контролирующими организациями.
3. МЕТОДИКА
РАСЧЕТА НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
ДЛЯ
СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
3.1. Для
строительно-монтажных машин И механизмов, работающих
от двигателей внутреннего сгорания, расход дизельного топлива, бензина за смену
определяется по формуле <*>:
--------------------------------
<*> Формула
предложена докт. экон. наук С.Е. Канторером.
, (1)
где
- время работы за смену;
-
номинальная мощность двигателя, л.с.;
-
коэффициент использования времени работы двигателя, представляющий собой
отношение времени работы двигателя в течение смены к средней продолжительности
рабочей смены;
-
средний коэффициент использования мощности двигателя, представляющий собой
отношение мощности двигателя в процессе работы к его номинальной мощности;
-
удельный расход топлива на 1 л.с. номинальной мощности за 1 ч при нормальной
нагрузке;
-
удельный расход топлива на 1 л.с. номинальной мощности за 1 ч при холостой
работе двигателя.
Расчет
индивидуальных норм расхода топлива на работу строительно-монтажных машин за 1
ч производится по упрощенной формуле:
, (2)
где
,
,
,
принимаются по табл. 1, 2.
Таблица 1
Коэффициенты
использования времени работы и мощности
двигателей
строительно-монтажных машин и механизмов
───────────────────────────────────┬──────────────────────────────
Машины │ Коэффициенты использования
├───────────────┬──────────────
│времени работы │
мощности
│ двигателей,
│ двигателей,
│ K
│ K
│ дв
│ дм
───────────────────────────────────┴───────────────┴──────────────
Автогудронаторы
и автогрейдеры 0,5 0,6
Агрегаты
для вибропогружения 0,6 0,3
фундаментов
Агрегаты
и аппараты сварочные:
к двигателям внутреннего сгорания 0,8 0,4
с электродвигателем 0,5 0,4
Бетономешалка
производственной
емкостью,
л:
до 250 0,6 0,4
более 250 0,75 0,5
Бетононасосы,
используемые:
на всех видах строительства, 0,5 0,5
кроме
гидротехнического
на гидротехническом строительстве 0,65 0,5
Бульдозеры
с трактором 0,6 0,5
Краны
самоходные 0,6 - 0,7 0,65
Краны
автомобильные 0,3 -
0,4 0,2 - 0,3
Краны
башенные грузоподъемностью
на
максимальном вылете, т:
до 3 0,1 - 0,12 0,6
до 5 0,08 - 0,1 0,5
более 5 0,08 - 0,1 0,4
Краны
мачтово-стреловые
с
лебедками:
многобарабанными 0,15 - 0,2 0,4
малобарабанными 0,08 - 0,1 0,6
Краны
переносные грузоподъемностью 0,11 -
0,13 0,45
до
1 т (типа ДИП, "Пионер" и др.)
Краны
погрузочные с двигателями 0,5 -
0,6 0,2
внутреннего
сгорания
Краны
портально-стреловые 0,08 -
0,11 0,65
Краны
стреловые с двигателем 0,04 -
0,6 0,2 - 0,3
внутреннего сгорания (кроме
автомобильных),
краны-трубоуклад-
чики,
краны рельсораскладочные,
краны
плавучие
Краны
кабельные - 0,25
Краны
стреловые с 0,3 0,3
электродвигателями,
одномоторные
Компрессоры
передвижные 0,6 0,4
Лебедки
электрические 0,08 0,4
Машины
балластировочные 0,4 0,3
Мотовозы
нормальной и узкой колеи 0,6 0,4
Мотодомкраты 0,4 0,2
Платформы
моторные 0,4 0,15
Плавучие
средства 0,6 0,55
(кроме
плавучих кранов)
Подъемники обыкновенные (мачтовые, 0,1 0,7
скиповые,
шахтные)
Путеподъемники
самоходные 0,4 0,2
Растворомешалки
производственной
емкостью
барабана, л:
до 325 0,6 0,4
более 325 0,75 0,5
Растворонасосы
конструктивной
производительностью,
м3/ч:
до 1,5 0,6 0,5
более 1,5 0,5 0,5
Скреперы
самоходные 0,7 0,5
Скреперы
тракторные 0,7 0,6
Станции
компрессорные для насосных
работ
при количестве рабочих
компрессоров:
до двух 0,65 0,7
более двух 0,5 0,7
Трактора
гусеничные, используемые:
с тракторными прицепами 0,7 0,35
со скреперами 0,7 0,6
с прицепными дорожными машинами 0,7 0,5
Транспортеры
ленточные звеньевые 0,8 0,6
Транспортеры
ленточные передвижные 0,6 0,5 - 0,7
переносные
(питатели)
Шпалозабойники
электрические 0,4 0,6
Экскаваторы
многоковшовые 0,65 0,5
Экскаваторы
одноковшовые дизельные 0,7 - 0,8 0,3 - 0,5
Экскаваторы
одноковшовые 0,4 - 0,6 0,25 - 0,35
электрические
Электростанции
передвижные 0,9 0,5
Таблица 2
Удельный
расход топлива для двигателя внутреннего сгорания
─────────┬─────────────┬──────────────────────────────────────────
Вид
│ Нагрузка │ Удельный расход топлива в кг на 1 л.с./ч
топлива │ │ при номинальной мощности, л.с.
│
├───────┬───────┬───────┬────────┬─────────
│ │ до 15 │16 -
40│41 - 80│81 - 150│более 150
─────────┴─────────────┴───────┴───────┴───────┴────────┴─────────
Бензин Нормальная 0,34
0,3 0,29 0,29
-
(W )
норм
Холостая 0,12
0,1 0,1 0,09
-
работа (W )
хол
Керосин Нормальная 0,4
0,32 0,32 0,32
-
Холостая 0,16
0,14 0,14 0,13
-
работа
Дизельное
Нормальная 0,23 0,22
0,21 0,2 0,18
топливо
Холостая 0,08
0,08 0,07 0,07
0,06
работа
3.2. Для строительно-монтажных
машин и механизмов, работающих от электросети, расход электроэнергии на работу
одного электродвигателя за 1 ч определяется по формуле <*>
--------------------------------
<*> Формула
предложена докт. экон. наук С.Е. Канторером.
(3)
где
- номинальная мощность двигателя, кВт;
-
коэффициент использования мощности двигателя;
-
коэффициент использования времени работы двигателя;
-
коэффициент, учитывающий потери электроэнергии в сети и расход на
вспомогательные нужды (принимается в пределах 1,05 - 1,1);
КПД - коэффициент
полезного действия двигателя при принятой средней его нагрузке.
Коэффициент
полезного действия с уменьшением нагрузки двигателя, характеризующийся
величиной коэффициента
,
уменьшается. Величина этого коэффициента определяется по формуле
, (4)
где
- коэффициент полезного действия двигателя при
нормальной его нагрузке, определяемой по технической характеристике двигателя;
-
поправочный коэффициент, учитывавший снижение коэффициента использования
мощности двигателя -
.
Значение
принимается по табл. 3.
Таблица 3
Значение
поправочного коэффициента
────────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────
Значения К
│0,8 │0,7 │0,6
│0,5 │0,4 │0,3
дм │ │ │ │ │ │
────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────
Значения К
│0,98 │0,97 │0,95
│0,93 │0,9 │0,86
попр │ │ │ │ │ │
────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────
При наличии на
строительно-монтажной машине или механизме нескольких электродвигателей расчет
расхода электроэнергии производится для каждого электродвигателя отдельно.
Индивидуальная
норма расхода электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов
определяется как сумма расходов электроэнергии на работу электродвигателей за 1
ч, установленных на данной машине или механизме:
. (5)
В Приложении
приведены примеры расчета норм расхода дизельного топлива, бензина и
электроэнергии на работу строительно-монтажных машин и механизмов.
4. РАСЧЕТ
КОЭФФИЦИЕНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ
И МОЩНОСТИ
ДВИГАТЕЛЕЙ (
и
)
Расчет производят
исходя из технических характеристик машин и механизмов, конкретных условий их
работы, характера поднимаемых грузов (выполняемых работ), норм времени на
выполнение работ, принятых за единицу измерения.
Пример 1.
Требуется
определить коэффициент использования времени работы и мощности двигателя
мачтового подъемника Т-37. Мощность двигателя 4,3 кВт, скорость подъема и
опускания груза 0,75 м/с или 45 м/мин.
Решение
Принимаем среднюю
высоту подъема груза равной 8 м. При указанной высоте подъема норма времени на
подъем 1000 шт. кирпича составляет 0,8 маш.-ч (по § 1
- 6 ЕНиР 1960 г.).
При подъеме за один
раз одной тачки с кирпичом в количестве 35 шт. продолжительность цикла подъема
составит
мин.
Время на подъем и
опускание груза за цикл составляет
мин.
Учитывая
необходимость подъема и опускания груза на дополнительную высоту, время на
разгон и замедление, а также холостую работу двигателя, принимаем К = 1,5. Исходя из указанного, коэффициент использования
времени работы двигателя с учетом работы по производственным нормам составит
.
С учетом
переходного коэффициента от производственных норм выработок к сметным, равным
0,5 (табл. 4), коэффициент использования времени работы двигателя по режиму,
предусмотренному сметными нормами, составит
.
Таблица 4
Переходные
коэффициенты от производственных норм к сметным
──────────────────────────────────────────────┬───────────────────
Строительные машины │ Переходные
и оборудование │ коэффициенты
├─────────┬─────────
│ по │
по
│выработке│ времени
──────────────────────────────────────────────┴─────────┴─────────
Автопогрузчики 0,75 1,33
Краны
автомобильные
0,75 1,33
Краны
башенные с поворотной башней
максимальной
грузоподъемностью, т:
до 2
0,65 1,54
до 5
0,75 1,33
до 10
0,75 1,33
Краны
башенные с неповоротной башней
максимальной
грузоподъемностью, т:
до 2
0,65 1,54
до 5
0,75 1,33
до 10
0,75 1,33
более 10:
используемые
во всех видах строительства,
0,75 1,33
кроме
гидротехнического
используемые на гидротехническом строительстве 0,85 1,18
Краны
козловые, используемые:
а) на всех видах строительства, 0,75 1,33
кроме гидротехнического
б) на гидротехническом строительстве 0,85 1,18
на строительно-монтажных работах
на монтаже технологических
конструкций 0,85 1,18
и оборудования
г) на строительстве мостов 0,75 1,33
Краны
мачтово-стреловые, используемые:
на всех видах строительства, кроме 0,75 1,33
гидротехнического
на гидротехническом строительстве 0,75 1,33
на строительстве мостов 0,75 1,33
Краны
на гусеничном ходу 0,75 1,33
Краны
железнодорожные
0,75 1,93
Краны
на пневмоколесном ходу
0,75 1,33
Краны
переносные грузоподъемностью до 1 т
0,65 1,54
(ДИП, "Пионер" и др.)
Подъемники
обыкновенные мачтовые, шахтные
0,65 1,54
и
др.
Бульдозеры 0,75 1,33
Экскаваторы
многоковшовые цепные и роторные
0,75 1,33
Экскаваторы
одноковшовые
0,75 1,33
Буровые
машины ударно-вращательного бурения
0,8 1,25
с
пневмоударником
Буровые
машины шарошечного бурения
0,8 1,25
Автогрейдеры 0,75 1,33
Катки
самоходные
0,75 1,33
Для определения величины коэффициента использования мощности двигателя
рассчитываем величину необходимой мощности двигателя по формуле
(6)
где
- общая масса груза, равная 265 кг (платформа
100 кг и тачка с кирпичом 165 кг);
102 -
количество кгм/с, приходящееся на 1 кВт;
-
скорость подъема груза, равная 0,75 м/с;
КПД - коэффициент
полезного действия подъемника, равный 0,6.
Коэффициент использования
мощности двигателя при подъеме составляет
.
Коэффициент
использования мощности двигателя при опускании груза и холостой работе
составляет:
.
Принимаем, что
двигатель находится 40% общего времени в работе под нагрузкой и 60% времени на
холостом ходу по данным хронометража. Исходя из этого, средневзвешенный
коэффициент использования мощности двигателя за период, когда он включен,
составляет:
.
Пример 2
Требуется
определить коэффициенты использования времени работы и мощности двигателя
башенного крана СБК-1 грузоподъемностью 1,5 - 3 т при имеющихся данных:
а) мощность двигателей:
подъема - 16, передвижения - 11, поворота - 2,2 кВт;
б) рабочие
скорости: подъема, опускания груза, передвижения крана - 30 м/мин, поворота -
0,6 об/мин.
Решение
Принимаем среднюю
высоту подъема груза 18 м, среднее расстояние передвижения крана в каждую
сторону 15 м, средний угол поворота стрелы в каждую сторону 150°.
Коэффициент
использования времени работы определяется для двух случаев: при подъеме кирпича
в контейнерах (2 контейнера по 200 шт. в каждом), а также при подъеме и
установке многопустотного настила при строительстве многоэтажных зданий.
При принятой высоте
подъема норма времени на подъем 1000 шт. кирпича составляет 0,284 маш.-ч (по табл. 2 § 1 - 4 ЕНиР), а на подъем и установку одной
плиты многопустотного настила массой до 1,5 т -
маш.-ч (по табл. 2 § 4 - 7 ЕНиР).
Продолжительность
цикла работы крана составляет:
при подъеме кирпича
мин;
при подъеме и
установке плиты 0,19 x 60 = 11,4 мин.
Определяем
продолжительность работы различных двигателей башенного крана за один цикл:
двигателя подъема
мин;
двигателя
передвижения
мин;
двигателя поворота
мин.
Рассчитываем
коэффициент использования времени работы отдельных двигателей с учетом работы
по производственным нормам, с введением коэффициентов на дополнительное время
работы двигателей (1,5 - при подъеме кирпича и 2 - при установке плиты):
а) подъем кирпича:
для двигателя
подъема
;
для двигателя
передвижения крана
;
для двигателя
поворота стрелы
;
б) подъем и
установка плит:
для двигателя
подъема
;
для двигателя
передвижения крана
;
для двигателя поворота
.
Принимаем, что кран
60% времени занят на подъеме материалов и 40% времени - на монтаже конструкций
(по данным хронометража).
Учитывая значения
переходных коэффициентов для башенных кранов, на подъеме материалов (0,5) и на
монтаже конструкций (0,75), определяем усредненную величину коэффициентов
использования времени работы двигателей башенных кранов с учетом работы
кранов по режиму, не предусмотренному сметными нормами:
для двигателя
подъема
;
для двигателя
передвижения крана
;
для двигателя
поворота стрелы
.
Усредненный
коэффициент использования времени работы всех двигателей
башенного крана составит:
.
Для определения величины коэффициента использования мощности двигателей башенного
крана рассчитываем величину их необходимой мощности исходя из следующих
данных:
масса такелажных
устройств 200 кг;
масса поддона с
кирпичом 1300 кг;.
усредненная масса
панели 1000 кг;
масса крана с
балластом 42,4 т.
Удельное
сопротивление при передвижении башенного крана по рельсовым путям 20 кг/т.
Усредненная масса
поднимаемого груза:
кг.
Необходимая
мощность грузового двигателя при подъема груза
определяется по формуле:
кВт.
Коэффициент
использования мощности двигателя на подъем груза:
.
Коэффициент
использования мощности двигателя на опускание груза и при холостой работе
принимаем равным 0,2.
Усредненная
величина коэффициента использования мощности двигателя
подъема груза за время его включения:
.
Необходимая
мощность двигателя ходовой части крана составляет при передвижении с грузом:
кВт.
При передвижении
без груза:
кВт.
Усредненная величина
коэффициента использования мощности двигателя передвижения
крана:
.
Коэффициент использования мощности двигателя поворота стрелы принимаем
равным 0,8.
Усредненная
величина коэффициента использования мощности всех двигателей
башенного крана составит:
.
Учитывая, что часть
электроэнергии двигателей расходуется на питание электромагнитных тормозов,
принимаем усредненное значение коэффициентов использования
мощности всех двигателей башенного крана равным 0,6.
В табл. 5 приведены
значения
,
,
,
для машин и механизмов
наиболее распространенных марок, применяемых при выполнении монтажных и
специальных строительных работ.
Таблица 5
Коэффициенты
использования
времени работы и мощности двигателей.
Удельный расход
топлива
на работу
строительно-монтажных машин и механизмов
────────────────────┬───────────┬───────┬─────┬─────┬─────────────
Машины и механизмы │Марка дви-
│Номи- │К │К │
Удельный
│гателя │нальная│ дв │ дм
│ расход
│ │мощ- │
│ │топлива в кг
│ │ность │
│ │ на 1 л.с./ч
│ │двига- │ │
├──────┬──────
│ │теля, │
│ │при │при
│ │л.с. │
│ │нор- │холос-
│ │ │ │
│маль- │той
│ │ │ │
│ной │рабо-
│ │ │ │
│на-
│те,
│ │ │ │
│груз- │кг/ч
│ │ │ │
│ке, │
│ │ │ │
│кг/ч
│
────────────────────┴───────────┴───────┴─────┴─────┴──────┴──────
Краны
автомобильные
Г/п 2 т: МКА-2
ЗИЛ-130 150 0,3
0,2 0,29 0,09
Г/п 3 т: К-32,
ЗИЛ-130 90 0,3
0,2 0,29 0,09
ЛАЗ-690
Г/п 4 т: КС-1563,
ЗИЛ-130 150 0,3
0,2 0,29 0,09
К-46
Г/п 5 - 7,5 т: К-51, МАЗ-204А 100
0,3 0,2 0,2
0,07
К-52,
К-61; АК-7,5
Г/п 6,3 т: КС-2561Д, ЗИЛ-130 150
0,3 0,2 0,29
0,09
МКА-6,3
Г/п 7,5 т: АК-75Д,
ЗИЛ-130 150 0,3
0,2 0,29 0,09
АК-75В
Г/п 6,3 - 7,0 т:
ЯМЗ-236 180 0,3
0,2 0,18 0,08
К-54,
К-67, К-88,
СМК-7
Г/п 10 т: МКАС-10 ЯМЗ-236 180
0,3 0,2 0,18
0,08
Г/п 10 т: СМК-10;
ЯМЗ-236 180 0,3
0,2 0,18 0,06
МКА-10М
Г/п 16 т: К-162М,
ЯМЗ-238 230 0,4
0,2 0,18 0,06
МКА-16,
КС-4571
Краны
на спецшасси
Г/п 6 т: МКТ-6-45
ЯМЗ-238А 215 0,4
0,2 0,18 0,06
Г/п 16 - 25 - 30 т:
ЯМЗ-238 230 0,4
0,2 0,18 0,06
МКШ-16,
МКШ-25
Г/п 40 т: МКТ-40
ЯМЗ-238А 215 0,4
0,2 0,18 0,06
Г/п 40 т: МКП-40
ЯАЗ-206А 180 0,4
0,2 0,18 0,06
Краны
на пневмоходу
Г/п 0,32 т: ГМКП-320 Д-16 20
0,4 0,2 0,22
0,08
Г/п 0,25 т: МКГ-250
Д-21 20 0,4
0,2 0,22 0,08
Г/п 4 т: МКН-4
ГАЗ-63 75 0,4
0,2 0,29 0,10
Г/п 16 т: К-161,
СМД-14А 75 0,4
0,2 0,21 0,07
МКП-16
Г/п 25 т: МКП-25
КДМ-100 100 0,4
0,2 0,20 0,07
Г/п 25 т: К-255,
ЯАЗ-204А 110 0,4
0,2 0,20 0,07
МКП-25А
Г/п 25 т: КС-5363
ЯАЗ-М204А 120 0,4
0,2 0,20
0,07
Г/п 40 - 100 т:
ЯМЗ-236 180 0,4
0,2 0,18 0,06
КС-6362С,
КС-7362,
К-631,
КС-7351,
КС-8362
Краны
на гусеничном
ходу
Г/п 6,3 и 10 т:
СМГ-14 75 0,4
0,2 0,21 0,07
МКГ-6,3,
МКГ-10А
Г/п 16 т: МКГ-16, Д-60-Р 60
0,4 0,2 0,21
0,07
МКГ-16М
Г/п 20 - 30 т:
Д-108 108 0,4
0,2 0,20 0,07
МКГ-20,
МКГ-25,
МКГ-25БР
СКГ-30,
СКГ-30/10, КДМ-100 100
0,4 0,2 0,20
0,07
СКГ-25
Г/п 40 т: СКГ-40,
64Н-12/4 120 0,4
0,2 0,20 0,07
СКГ-40БС,
СКГ-40А
Г/п 40 т: МКГ-40
А-01МК 130 0,4
0,2 0,20 0,07
Г/п 40 т: СКГ-40/63
К-661 115 0,4
0,2 0,20 0,07
Г/п 50 - 100 т:
1Д6Б 150 0,4
0,2 0,20 0,07
СКГ-50,
СКГ-63,
СКГ-63А,
СКГ-63БС,
СКГ-100
СКГ-63/100, ЯМЗ-236 150
0,4 0,2 0,20
0,07
КГ-100,1
Г/п 63 - 100 т:
1Д-12В 300 0,4
0,2 0,18 0,06
МКГ-100
Краны-экскаваторы
на
гусеничном ходу
Г/п 15 т: Э-10011
КДМ-100 100 0,4
0,2 0,20 0,07
Г/п 20 т: Э-1258
У2Д6 130 0,4
0,2 0,20 0,07
Г/п 60 т: Э-2538
Д2-12Б 300 0,4
0,2 0,18 0,06
Краны-трубоукладчики
Г/п 10 т: ТЛ-3,
КДМ-100 100 0,4
0,2 0,20 0,07
ТЛ-4,
ТЛГ-4М
Г/п 12 т: ТО-12-24В, Д-108 108
0,4 0,2 0,20
0,07
Т-12-24
Г/п 12,5 т: ТГ-123
Т-130 160 0,4
0,2 0,18 0,06
Г/п 35 т: Т-35-60,
6КДМ-60 140 0,4
0,2 0,20 0,07
ТО-35-50
Краны
монтажные
на
тракторе
Г/п 1,35 - 6,3 т: КДМ-100
100 0,4 0,2
0,20 0,07
МК-1,
МКТ-6, МКТ-6,3
Краны
на
железнодорожном ходу
Г/п 16 т: КДЗ-16
64Н12/14 102 0,4
0,2 0,20 0,07
Г/п 25 т: СК-23
КДМ-46 80 0,4
0,2 0,21 0,07
Экскаваторы
одноковшовые
Емк.
ковша
0,15
- 0,25 м3:
Э-153,
Э-1514, Д-48П 50
0,7 0,3 0,21
0,07
Э-2515
Емк.
ковша 0,4 м3: Д-48ЛС 48 - 60 0,7 0,3
0,21 0,07
Э-302,
Э-303А,
Э-303Б,
Э-303,
Э-3311
Емк.
ковша 0,25 м3: Д-65Н 60
0,7 0,3 0,21
0,07
ЭО-2521
Емк.
ковша 0,4 м3: СМД-14 75
0,7 0,3 0,21
0,07
ЭО-3322Н
ЭО-4122,
Э-1252 А-01М 130
0,7 0,3 0,20
0,07
АМ-03
Емк.
ковша
0,5
- 0,6514 м3:
Э-505А,
Э-503 Д-108-1 75 - 82 0,7 0,3
0,21 0,07
Э-652,
Э-652А, КДМ-46 80
0,7 0,3 0,21
0,07
Э-652Б,
Э-4321
Емк.
ковша 1,0 м3: Д-108 108
0,7 0,3 0,20
0,07
Э-100.11
Бульдозеры
На
базе тракторов Д-54 54
0,6 0,5 0,21
0,07
ДТ-54,
НТЗ-50, Д-444
На
базе тракторов Д-56 55
0,6 0,5 0,21
0,07
МТЗ-50,
Д-579
На
базе тракторов СМД-14А 75
0,6 0,5 0,21
0,07
Т-74,
Д-493А
На
базе тракторов Д-108ГП 108
0,6 0,5 0,21
0,07
Т-80,
Т-100, Д-492,
Д-492А
На
базе тракторов Т-4-АП-1 130
0,6 0,5 0,20
0,07
Т-130,
ДЗ-101
На
базе тракторов 4Д-10 100
0,6 0,5 0,20
0,07
Т-100,
Д-371
Тракторы
Т-40,
ДТ-54, Т-40М, Д-373 40
0,7 0,5 0,22
0,08
Т-40АН
Т-16,
Т-35 Д-21 20
0,7 0,8 0,22
0,08
ЮМЗ-6М Д-351 60
0,7 0,5 0,21
0,07
МТЗ-80 Д-240 80
0,7 0,5 0,21
0,07
ДТ-75,
Т-74, ТДТ-55 СМП-14А 75
0,7 0,5 0,21
0,07
ДТ-54,
МТЗ-50, ТЗ-52 Д-50 50 - 55
0,7 0,5 0,21
0,07
Д-54А
Т-100М,
ТТ-Н Д-108 108
0,7 0,5 0,20
0,07
АМ-01 110
Т-140 6КДМ-60 140
0,7 0,5 0,20
0,07
Т-150К Д-130 140
0,7 0,5 0,18
0,06
Т-180 Д-180 180
0,7 0,5 0,18
0,06
К-700 ЯМЗ-238НБ 220
0,7 0,5 0,18
0,06
К-701,
ДЭТ-250 ЯМЗ-240Б 300
0,7 0,5 0,18
0,06
Т-330 ВДВТ-330 330
0,7 0,5 0,18
0,06
Вышки
телескопические
ВИ-15,
ВС-18МС ГАЗ-51А 70
0,1 0,7 0,29
0,10
ВИ-23 ЗИЛ-151 90
0,1 0,7 0,29
0,09
Автогидроподъемники
АГП-12,
АГП-12А, ГАЗ-53А 115
0,1 0,7 0,29
0,09
АГП-18
АГП-22 ЗИЛ-130 150
0,1 0,7 0,29
0,09
МШТС-3А ЗИЛ-130 150
0,1 0,7 0,29
0,09
МШТС-2А,
ВС-22МС ЗИЛ-130 150
0,1 0,7 0,29
0,09
Электростанции
ПЭС-15Л ЗМЗ-320-1 40
0,9 0,5 0,30
0,10
ЛЭС-60р АМ-01 110
0,9 0,5 0,21
0,07
ДЭС-50 Д-108 108
0,9 0,5 0,20
0,07
ДЭС-100 ЯМЗ-233 240
0,9 0,5 0,20
0,07
ДЭСМ-30 Д-60р 60
0,9 0,5 0,21
0,07
Электросварочные
агрегаты
АДБ-309 ГАЗ-24 24
0,8 0,4 0,30
0,10
АСБ-300 ГАЗ-320 40
0,8 0,4 0,30
0,10
АСБ-300-7 ЗМЗ-320-01 40
0,8 0,4 0,30
0,10
АСДП-500 4Д108/12 60
0,8 0,4 0,21
0,07
АДД-305 4Ч105/12 40
0,8 0,4 0,22
0,08
(Д-376-03-1)
АСД-300М НЧ8,5/11 24
0,8 0,4 0,22
0,08
(5ПЧ)
Компрессоры
ЗИФ-ПВ-5 Д-376-03 50
0,6 0,4 0,21
0,07
ПКС-5 КАЗ-120 70
0,6 0,4 0,21
0,07
ЗИФ-55 ЗИЛ-120 90
0,6 0,4 0,29
0,09
КВ-10,
ПВ-10 ЯМЗ-236 94
0,6 0,4 0,20
0,07
ПКСД-5,25 ГАЗ-51 70
0,6 0,4 0,29
0,10
ДК-ЭМ Д-108-1 108
0,6 0,4 0,20
0,07
Бурильно-крановые
машины
БКГМ-63-2 ГАЗ-51 70
0,2 0,2 0,29
0,10
БМ-303 СМД-14А 75
0,3 0,2 0,21
0,07
БМ-202,
БМ-302 ГАЗ-66-02 115
0,3 0,2 0,29
0,09
БКМА-1,0
- 3,5 ЗИЛ-130 150
0,3 0,2 0,29
0,09
БКМТ-1,2
- 3,5 АМ-01 110
0,3 0,2 0,20
0,07
Приложение
ПРИМЕРЫ
РАСЧЕТА
НОРМ РАСХОДА
ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, БЕНЗИНА
И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА
РАБОТУ
СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ
МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
I.
Строительно-монтажные машины и механизмы, работающие на дизельном топливе и
бензине
Краны
автомобильные:
1. К-32, ЛАЗ-690;
кг/маш.-ч
2. К-51, К-52,
К-61;
кг/маш.-ч
3. МКА-2, КС-1563,
КС-2561Д, АК-75В, АК-75Д, МКА-6,3;
кг/маш.-ч
Краны на спецшасси:
1. МКТ-6-45,
МКТ-40;
кг/маш.-ч
2. МКШ-16, МКШ-25;
кг/маш.-ч
3. МКП-40;
кг/маш.-ч
Краны на
пневмоходу:
1. МКП-16, К-161;
кг/маш.-ч
2. МКП-25;
кг/маш.-ч
3. МКП-25А, К-255;
кг/маш.-ч
Краны на гусеничном
ходу:
1. МКГ-6,3, МКГ-10;
кг/маш.-ч
2. МКГ-16, МКГ-16М;
кг/маш.-ч
3. МКГ-20, МКГ-25,
СКГ-25;
кг/маш.-ч
Краны-трубоукладчики:
1. ТЛ-3, ТЛ-4;
кг/маш.-ч
2. ТО-12, 5-24;
кг/маш.-ч
3. ТГ-123;
кг/маш.-ч
Краны монтажные на
тракторе:
МК-1, МКТ-6;
кг/маш.-ч
Экскаваторы
одноковшовые:
Э-153, Э-2515;
кг/маш.-ч
Бульдозеры:
Д-444, Д-579;
кг/маш.-ч
Тракторы:
1. ДТ-54, Т-40;
кг/маш.-ч
2. ДТ-75, ТДТ-55;
кг/маш.-ч
Вышки
телескопические
ВИ-15
кг/маш.-ч
Автогидроподъемники:
АГП-12, АГП-12А,
АГП-18;
кг/маш.-ч
Электростанции:
1. ПЭС-15Л;
кг/маш.-ч
2. ДЭС-50;
кг/маш.-ч
Электросварочные
агрегаты:
1. АДБ-309,
АДБ-318;
кг/маш.-ч
2. АДД-305;
кг/маш.-ч
Компрессоры:
ЗИФ-ПВ-5;
кг/маш.-ч
Бурильно-крановые
машины:
1. БКГМ-63-2;
кг/маш.-ч
2. БКМА-1,0/3,5;
кг/маш.-ч
II.
Строительно-монтажные машины и механизмы, работающие от электросети
Краны
башенные:
1. БК-5
Привод 30 x 0,08 x 0,5 x 1,05
грузовой W = ---------------------- = 1,6 кВт x ч/маш.-ч
лебедки, 1 0,85 x 0,93
двигатель
МТ-62-8
Привод 7,5 x 0,08 x 0,5 x 1,05
стреловой W = ----------------------- = 0,4 кВт x ч/маш.-ч
лебедки, 2 0,81 x 0,93
двигатель
МТК-31-8
Привод 3,5 x 0,08 x 0,5 x 1,05
механизма W = ----------------------- = 0,2 кВт x ч/маш.-ч
поворота, 3 0,705 x 0,93
двигатель
МТ-12-6
Привод 5 x 0,08 x 0,5 x 1,05
механизма W = --------------------- = 0,3 кВт x ч/маш.-ч
передвижения 4 0,745 x 0,93
(2 шт.),
двигатель
МТ-21-6
W = W + W +
W + 2W
= 2,8 кВт x ч/маш.-ч
эл 1 2
3 4
2. БКСМ-5-5А
Привод 30 x 0,08 x 0,5 x 1,05
грузовой W = ---------------------- = 1,62 кВт x ч/маш.-ч
лебедки, 1 0,85 x 0,93
двигатель
МТ-52-3
Привод 7,5 x 0,08 x 0,5 x 1,05
механизма W = ----------------------- = 0,45 кВт x ч/маш.-ч
передвижения 2 0,785 x 0,93
(2 шт.),
двигатель
МТ-22-6
Привод 3,5 x 0,08 x 0,5 x 1,05
механизма W = ----------------------- = 0,25 кВт x ч/маш.-ч
поворота, 3 0,705 x 0,93
двигатель
МТ-12-6
Привод 2,2 x 0,08 x 0,5 x 1,05
механизма W = ----------------------- = 0,15 кВт x ч/маш.-ч
передвижения 4 0,825 x 0,93
каретки,
двигатель
МТ-11-6
Привод 2,8 x 0,08 x 0,5 x 1,05
механизма W = ----------------------- = 0,17 кВт x ч/маш.-ч
изменения 5 0,825 x 0,93
вылета
стрелы,
двигатель
АОС-52-6
W = W + 2W +
W + W
+ W = 3,09 кВт x ч/маш.-ч
эл 1 2
3 4 5
Краны
козловые
1. КК-1
Привод 1,7 x 0,08 x 0,5 x 1,05
подъема, W = ----------------------- = 0,1 кВт x ч/маш.-ч
двигатель 1 0,84 x 0,93
АО-41-4
Привод пере- 0,18 x 0,08
x 0,5 x 1,05
движения, W = ------------------------ = 0,02 кВт x ч/маш.-ч
двигатель 2 0,7 x 0,93
АОЛ-12-4
W = W + W =
0,12 кВт x ч/маш.-ч
эл 1 2
2. КК-32
Привод 37 x 0,08 x 0,4 x 1,05
главного W = ---------------------- = 1,6 кВт x ч/маш.-ч
подъема, 1 0,85 x 0,9
двигатель
МТН-512-842
Привод
вспо- 15 x 0,08 x 0,4 x 1,05
могательного W = ----------------------
= 0,7 кВт x ч/маш.-ч
подъема, 2 0,8 x 0,9
двигатель
МТГ-411-8У2
Привод 5 x 0,08 x 0,4 x 1,05
передвижения W =
--------------------- = 0,25 кВт x ч/маш.-ч
грузовой 3 0,74 x 0,9
тележки,
двигатель
МТР-112-6У2
Привод пере- 7,5 x 0,08
x 0,4 x 1,05
движения W = ----------------------- = 0,47 кВт x ч/маш.-ч
крана 4 0,75 x 0,9
(4 шт.),
двигатель
МТГ-311-8У2
W = W + W +
W + 4W
= 4,5 кВт x ч/маш.-ч
эл 1 2
3 4
Краны пнев-
моколесные
МКП-40
Привод пере- 30 x 0,08 x
0,6 x 1,1
движения, W = --------------------- = 1,96 кВт x ч/маш.-ч
двигатель 1
0,85 x 0,95
МТВ-511-8
Привод 5 x 0,08 x 0,6 x 1,1
главного W = -------------------- = 0,38 кВт x ч/маш.-ч
подъема, 2 0,74 x 0,95
двигатель
МТК-112-6
Двигатель 22 x 0,08 x 0,6
x 1,1
МТВ-412-8 W = --------------------- = 1,47 кВт x ч/маш.-ч
3 0,83 x 0,95
Привод
вспо- 5 x 0,08 x 0,6 x 1,1
могательного W =
-------------------- = 0,38 кВт x ч/маш.-ч
подъема, 4 0,74 x 0,95
двигатель
МТК-112-6
Двигатель 22 x 0,08 x 0,6
x 1,1
МТВ-412-8 W = --------------------- = 1,47 кВт x ч/маш.-ч
5 0,83 x 0,95
Привод 5 x 0,08 x 0,6 x 1,1
стрелового W = -------------------- = 0,38 кВт x ч/маш.-ч
механизма, 6 0,74 x 0,95
двигатель
МТК-112-6
Привод 3,5 x 0,08 x 0,6 x 1,1
механизма W = ---------------------- = 0,27 кВт x ч/маш.-ч
вращения, 7 0,72 x 0,95
двигатель
МТ-111-6
W = W +
W + W
+ W + W + W +
W = 6,31 кВт x ч/маш.-ч
эл 1 2
3 4 5
6 7
ЛИТЕРАТУРА
1. Методические
рекомендации по расчетам за работу машин в строительстве. М.: Госстрой СССР,
1973
2. Методические
указания по разработке норм для определения сметной стоимости машино-смен
строительных машин и оборудования. М.: Госстрой СССР, 1967
3. Основные положения по нормированию расхода топлива, тепловой и
электрической энергии в народной хозяйстве. М.: Атомиздат, Ин-т
планирования и нормативов Госплана СССР, 1980
4. Единые нормы и
расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. М.:
Госстрой СССР, 1960
5. Единые нормы и
расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. М.:
Госстрой СССР, 1969
6. Оборудование и
приспособления для монтажа строительных конструкций. 4.1. Краны. М.: ПИ
Промстальконструкция ММСС СССР, 1969
7.
Подъемно-транспортное оборудование для монтажных и специальных работ/Под ред. А.И. Шепетьева. М.: Стройиздат, 1974
8. Машины и
оборудование, выпускаемые предприятиями Главстроймеханизации:
Каталог-справочник/Минмонтажспецстрой СССР. М.: ЦБНТИ, 1976
9. Асинхронные
электродвигатели крановые и металлургические серий МТВ-МТКВ, МТ-МТК, МТМ-МТКМ.
М.: ЦИНТИЭлектропром, 1963.