Утверждены
Постановлением
Госстроя СССР
от 18 октября 1982
г. N 257
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СНиП 1.01.01-82
Взамен СНиП 1-1-74
Срок введения в
действие
1 июля 1983 года
Разработаны,
внесены и подготовлены к утверждению отделом технического нормирования и
стандартизации Госстроя СССР.
Исполнители: В.И.
Сычев (руководитель), Б.Я. Говоровский, Ю.Н. Пастухов.
Внесены отделом
технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР.
Утверждены
Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 18
октября 1982 г. N 257.
Система нормативных
документов в строительстве включает в себя строительные нормы и правила и
другие нормативные документы в области строительства, утверждаемые Госстроем
СССР, министерствами, ведомствами и органами государственного надзора.
Настоящая система
не включает нормативные акты в области строительства, утверждаемые Верховным
Советом СССР и Советом Министров СССР, Верховными Советами союзных республик и
Советами Министров союзных республик.
Система нормативных
документов в строительстве действует наряду с системой стандартизации в
строительстве, являющейся частью Государственной системы стандартизации, а
также с системой стандартизации в рамках СЭВ. Объекты стандартизации в
строительстве определены в ГОСТ 24369-80.
В обоснованных
случаях нормативные документы по строительству или их части следует переводить
в государственные (отраслевые, республиканские) стандарты.
При разработке
нормативных документов необходимо руководствоваться действующим
законодательством.
Нормативные
документы в строительстве устанавливают комплекс норм, правил, положений,
требований (в дальнейшем - требований), обязательных при проектировании,
инженерных изысканиях и строительстве, реконструкции зданий и сооружений,
расширении и техническом перевооружении предприятий, а также при производстве
строительных конструкций, изделий и материалов.
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстроя СССР от 24.10.1984 N 178)
Настоящие
строительные нормы и правила устанавливают:
основные задачи
нормирования в строительстве;
виды нормативных
документов;
требования к
содержанию нормативных документов;
порядок пересмотра
и изменений нормативных документов;
ответственность за
разработку и соблюдение требований нормативных документов;
организацию контроля за соблюдением требований нормативных документов.
К нормативным
документам могут выпускаться вспомогательные материалы - пособия, требования к
которым приведены в обязательном Приложении 1.
1. ОСНОВНЫЕ
ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
1.1. Основными
задачами нормирования в строительстве являются:
проведение единой
технической политики в капитальном строительстве;
повышение
эффективности капитальных вложений;
обеспечение
надежности и долговечности объектов при проектировании в строительстве;
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстроя СССР от 24.10.1984 N 178)
ускорение
научно-технического прогресса в строительстве, внедрения достижений науки,
техники и передового отечественного и зарубежного опыта в практику
проектирования и строительства, а также производства строительных конструкций,
изделий и материалов;
экономия
материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов;
установление
требований, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда и быта в
проектируемых предприятиях, зданиях, сооружениях и населенных пунктах;
обеспечение
надлежащего качества строительства, снижения его стоимости, высокого уровня
градостроительных, объемно-планировочных и конструктивных проектных решений;
рациональное
использование земель, других видов природных ресурсов и охрана окружающей
среды;
совершенствование
организации проектирования и инженерных изысканий, сметного дела, строительства
и производства строительных конструкций, изделий и материалов;
создание в ряде
областей нормирования совмещенных норм технологического и строительного
проектирования.
2. ВИДЫ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
2.1. Нормативные
документы подразделяются на следующие виды:
общесоюзные
нормативные документы;
ведомственные
нормативные документы;
республиканские
нормативные документы.
2.2. К общесоюзным
нормативным документам относятся: строительные нормы и правила - СНиП;
общесоюзные нормы технологического проектирования - ОНТП; связанные с проектированием,
инженерными изысканиями и строительством нормативные документы органов
государственного надзора и общесоюзные нормативные документы отдельных
министерств и ведомств СССР и общественных организаций (согласованные в
соответствии с пп. 2.2.3 и 2.2.4).
2.2.1. Строительные
нормы и правила устанавливают:
требования к
организации, управлению и экономике в области проектирования, инженерных
взысканий и строительства;
нормы
проектирования;
правила
организации, производства и приемки работ;
методы определения
стоимости строительства и сметные нормы;
нормы затрат
материальных и трудовых ресурсов;
абзац исключен. -
Изменение N 1, утв. Постановлением Госстроя СССР от 24.10.1984 N 178.
Строительные нормы
и правила утверждает Госстрой СССР.
Строительные нормы
и правила разрабатываются в соответствии с Классификатором, приведенным в
обязательном Приложении 2.
Требования к
сметным нормам и нормативным документам по труду и оплате труда устанавливаются
в документах 4-й и 5-й частей строительных норм и правил.
2.2.2. Общесоюзные
нормы технологического проектирования утверждают министерства и ведомства СССР
в соответствии с предоставленными им правами по согласованию с Госстроем СССР и
ГКНТ. При этом должна быть обеспечена необходимая увязка норм строительного и
технологического проектирования с целью исключения неоправданных
технологических требований, ведущих к усложнению и удорожанию строительной
части проекта.
2.2.3.
Связанные с проектированием, инженерными изысканиями и строительством
нормативные документы органов государственного надзора утверждаются этими
органами в соответствии с предоставленными им правами по согласованию с
Госстроем СССР.
2.2.4.
Общесоюзные нормативные документы, разрабатываемые министерствами и ведомствами
СССР и общественными организациями в соответствии с предоставленными им правами
и связанные с проектированием, инженерными изысканиями и строительством,
утверждаются ими совместно с Госстроем СССР или по согласованию с ним.
2.2.5. Общесоюзные
нормативные документы обязательны для исполнения всеми министерствами и
ведомствами, а также организациями, учреждениями и предприятиями независимо от
их ведомственной подчиненности.
2.3. К
ведомственным нормативным документам относятся:
ведомственные
(отраслевые) строительные нормы - ВСН;
ведомственные нормы
технологического проектирования - ВНТП;
отдельные сметные
нормативы.
2.3.1.
Ведомственные нормативные документы устанавливают требования к проектированию,
инженерным изысканиям, строительству, производству строительных конструкций,
изделий и материалов, учитывающие специфику отрасли народного хозяйства,
руководимой данным министерством (ведомством).
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстроя СССР от 24.10.1984 N 178)
Ведомственные
нормативные документы утверждают министерства и ведомства СССР в соответствии с
предоставленными им правами по согласованию с Госстроем СССР.
2.3.2.
Ведомственные нормативные документы обязательны для всех организаций,
учреждений и предприятий министерства (ведомства), утвердившего эти документы.
Для организаций, учреждений и предприятий других министерств (ведомств) эти
документы могут быть обязательными при условии утверждения или введения в
действие документа соответствующим министерством (ведомством).
Ведомственные
нормативные документы обязательны также для всех организаций, учреждений и
предприятий, осуществляющих проектирование и строительство предприятий, зданий
и сооружений отрасли народного хозяйства, руководимой данным министерством
(ведомством).
2.3.3.
Ведомственные нормативные документы не должны противоречить общесоюзным
нормативным документам или дублировать их.
2.4. К
республиканским нормативным документам относятся:
республиканские
строительные нормы - РСН;
отдельные сметные
нормативы.
Республиканские
строительные нормы устанавливают требования к проектированию, инженерным
изысканиям и строительству, учитывающие специфические условия союзной
республики.
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстроя СССР от 24.10.1984 N 178)
Республиканские
строительные нормы утверждают Госстрои союзных республик или другие
республиканские органы в соответствии с предоставленными им правами.
2.4.1.
Республиканские нормативные документы обязательны для всех организаций,
учреждений и предприятий независимо от их ведомственной подчиненности,
осуществляющих проектирование и строительство объектов, размещаемых на
территории данной республики.
2.4.2.
Республиканские нормативные документы не должны противоречить общесоюзным
нормативным документам или дублировать их.
2.5. Совмещенные
нормы строительного и технологического проектирования в зависимости от
содержания относятся к строительным нормам и правилам, нормам технологического
проектирования или ведомственным строительным нормам.
2.6. Ведомственные
и республиканские нормативные документы должны приводиться в соответствие с
общесоюзными нормативными документами по мере утверждения новых общесоюзных нормативных
документов или внесения в них изменений.
2.7. Нормативные
документы должны согласовываться с органами государственного надзора в части,
относящейся к их компетенции, согласно положениям об этих органах, утвержденным
в установленном порядке, а нормативные документы, связанные с требованиями
охраны труда, - с соответствующими профсоюзными органами в установленном
порядке.
2.8. Сроки введения
в действие нормативных документов, предусматривающих увеличение капитальных
вложений, а также повышенный расход материалов или оборудования по сравнению с
ранее установленными нормами либо применение новых видов материалов и изделий,
должны определяться по согласованию с Госпланом СССР.
3.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
3.1. Нормативные
документы должны содержать только требования, имеющие прямое отношение к
объекту нормирования.
3.2. Нормативные
документы должны содержать основные положения, необходимые для применения этих
документов в соответствии с назначением, и не ограничивать творческую инициативу
работников на всех этапах проектирования и строительства, направленную на
снижение сметной стоимости строительства, уменьшение трудовых затрат при
выполнении строительно-монтажных работ и на экономию строительных материалов,
особенно металлопроката, и топливно-энергетических ресурсов.
3.3. К основным
положениям следует относить требования:
обеспечивающие
реализацию достижений науки и техники и передового отечественного и зарубежного
опыта в области проектирования, инженерных изысканий и строительства, внедрение
высокопроизводительного оборудования, механизации и автоматизации
технологических процессов и применение передовой технологии и индустриальных
методов строительства;
относящиеся к
методологии и организации проектирования и инженерных изысканий;
определяющие
надежность конструкций, зданий и сооружений, высокий уровень
объемно-планировочных, конструктивных и градостроительных проектных решений,
взрыво- и пожаробезопасность, сейсмостойкость,
оптимальные условия труда и быта, материалоемкость, энергоемкость, качество
строительства, снижение трудоемкости и стоимости строительства, сокращение
эксплуатационных расходов, охрану окружающей среды, экономию и рациональное
использование земель и других природных ресурсов;
связанные с
вопросами, относящимися к компетенции органов государственного надзора;
направленные на
расширение применения электронно-вычислительных машин и автоматизации в
проектировании и управлении строительством;
устанавливающие
прогрессивные методы организации и производства работ, обеспечивающие повышение
производительности труда и качества работ;
к приемке
выполненных строительно-монтажных работ и приемке в эксплуатацию законченных
строительством объектов;
направленные на
совершенствование методов достоверного определения стоимости строительства,
сокращение объемов проектно-сметной документации.
Состав основных
положений определяется конкретно по каждому документу.
3.4. Отдельный
текст, иллюстрации, таблицы и графики могут быть даны в виде приложений.
Приложения могут
быть обязательными, рекомендуемыми и справочными.
В дополнение к
основным положениям в рекомендуемые приложения помещают требования, от которых
допускаются отступления при принятии более эффективных решений.
За принятие
решений, не соответствующих рекомендуемым, ответственность
несут организации, учреждения и предприятия, применяющие нормативный документ.
3.5. Нормативные
документы органов государственного надзора не должны содержать требований,
регламентируемых строительными нормами и правилами.
3.6. В нормативном
документе не допускается повторять содержание других нормативных документов и
стандартов.
Требования,
приводимые в документе, должны быть полностью увязаны с требованиями,
установленными в других нормативных документах и стандартах, в том числе в
нормах технологического проектирования, относящихся к объекту нормирования.
4. ПОРЯДОК
ПЕРЕСМОТРА И ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
4.1.
Организации-разработчики (при наличии нескольких исполнителей - ведущие
организации-разработчики) нормативных документов и органы, утвердившие их,
должны систематически, не реже одного раза в 5 лет, проверять действующие
документы для определения их научно-технического уровня и при необходимости
разрабатывать предложения по их обновлению.
4.2. Обновление
действующих нормативных документов осуществляется путем пересмотра документа в
целом или внесения отдельных изменений в соответствии с планами, утверждаемыми
в установленном порядке.
4.3. Основанием для
пересмотра действующих нормативных документов или внесения в них изменений
могут быть результаты законченных научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и экспериментальных работ, изучения и обобщения
отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации
различных объектов, контроля за применением и
соблюдением нормативных документов.
4.4. Изменения
нормативных документов утверждаются, как правило, один раз в год - в феврале и
вводятся в действие с 1 июля текущего года. Срок разработки проекта изменений,
как правило, не должен превышать 6 месяцев.
5.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗРАБОТКУ И СОБЛЮДЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЙ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
5.1.
Ведущие организации, разработавшие нормативные документы, министерства,
ведомства и организации, представившие их на утверждение, и органы, их
утвердившие, несут установленную законодательством ответственность за:
соответствие
требований нормативных документов новейшим достижениям науки, техники,
производственного опыта и условиям эксплуатации;
отражение в
нормативных документах требований, направленных на снижение стоимости,
сокращение сроков и повышение качества строительства, внедрение рациональных
решений, улучшение использования материальных, энергетических, трудовых и
финансовых ресурсов, повышение уровня индустриализации и производительности
труда в строительстве, улучшение условий труда и быта, охрану окружающей среды,
рациональное использование природных ресурсов;
правильность
включенных в нормативные документы требований и их техническую и экономическую
обоснованность;
соответствие нормативных
документов действующему законодательству, государственным стандартам,
стандартам СЭВ, планам экономического и социального развития СССР и союзных
республик;
соответствие
нормативных документов настоящим нормам и их взаимную увязку, правильность формул,
текстового, цифрового и графического материала, а также терминологии;
своевременное
представление в необходимых случаях обоснованных предложений о внесении
изменений в действующие нормативные документы;
представление
проектов нормативных документов в установленные планом сроки.
В случае
несоблюдения указанных требований проекты нормативных документов возвращаются
на доработку и по представлению органа, утверждающего нормативный документ,
министерства (ведомства), в ведении которых находятся организации-разработчики
проекта нормативного документа, решают в установленном порядке вопрос о лишении
этих организаций премий и о применении к виновным других мер воздействия.
5.2. Организации,
учреждения и предприятия и их должностные лица за несоблюдение требований
нормативных документов в строительстве несут ответственность в соответствии с
законодательством Союза ССР и союзных республик.
Новые прогрессивные
экономичные технические решения, не отраженные в строительных нормах и
правилах, применяются по согласованию с ведущими по данной проблеме
научно-исследовательскими организациями, на которые Постановлением Госстроя
СССР от 3 августа 1984 г. N 129 возложена ответственность за пересмотр
действующих и разработку новых нормативных документов по строительству. В тех
случаях, когда такие решения затрагивают интересы органов государственного
надзора, они должны быть согласованы этими органами.
(абзац введен
Изменением N 2, утв. Постановлением Госстроя СССР от 22.04.1988 N 69)
В отдельных
обоснованных случаях, когда возникает необходимость частичного отступления от
требований действующих строительных норм и правил, эти отступления
предварительно, при необходимости согласованные с соответствующими органами
государственного надзора, допускаются с разрешения министерств и ведомств,
утвердивших нормы.
(абзац введен Изменением N 2, утв.
Постановлением Госстроя СССР от 22.04.1988 N 69)
6. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
6.1. Постоянный контроль за соблюдением требований нормативных документов
должны обеспечить организации, учреждения и предприятия, осуществляющие
проектирование, инженерные изыскания и строительство, а также производство,
транспортирование и хранение конструкций, изделий и материалов.
6.2. Выборочный контроль за соблюдением требований нормативных документов
осуществляют Госстрой СССР, министерства и ведомства, Госстрои союзных
республик в соответствии с ежегодно утверждаемым Госстроем СССР планом и
планами, утверждаемыми министерствами (ведомствами), Госстроями союзных
республик.
6.3. Госстрой СССР
производит проверки организаций, независимо от их ведомственной подчиненности,
министерства и ведомства - проверки подведомственных организаций (по поручению
Госстроя СССР - независимо от ведомственной подчиненности), Госстрои союзных
республик - проверки подведомственных организаций и организаций министерств и
ведомств союзной республики.
6.4. Результаты
проверки соблюдения требований нормативных документов оформляются актом.
Акты проверок
должны направляться органам, в ведении которых находятся проверявшиеся
организации, для принятия мер.
Приложение
1
Обязательное
ТРЕБОВАНИЯ
К ПОСОБИЯМ
1. Пособия не
являются нормативными документами.
2. Пособия
детализируют отдельные положения нормативных документов, содержат примеры и
алгоритмы расчетов, текстовые, табличные и графические данные и другие вспомогательные и справочные материалы, необходимые
для проектирования и строительства.
3. Необходимость
разработки пособия устанавливается, как правило, в техническом задании на
разработку нормативного документа.
4. Пособия к
нормативным документам разрабатываются, утверждаются и выпускаются
научно-исследовательскими или проектными организациями, являющимися ведущими
организациями-разработчиками этих нормативных документов, либо другими
организациями по согласованию с ведущей организацией.
5. После названия
пособия должны указываться название и шифр нормативного документа, к которому
оно разработано.
6. К одному
нормативному документу в зависимости от его содержания может выпускаться одно
или несколько пособий.
7. Пособия к
строительным нормам и правилам разрабатываются по планам, утверждаемым
Госстроем СССР, к ведомственным и республиканским документам - по планам,
утверждаемым министерствами (ведомствами), Госстроями союзных республик.
8. При планировании
сроков разработки пособий следует исходить из того, чтобы пособия выпускались с
минимальным (не более 6 месяцев) разрывом во времени после утверждения
нормативного документа.
9. Внесение
изменений в пособия и исключение их из числа
действующих осуществляется утвердившими их организациями.
10. Организации,
утвердившие пособия, несут ответственность за правильность включенных в них
данных, их техническую и экономическую обоснованность и за последствия их
применения (согласно ответственности, предусмотренной в п. 5.1).
11. Организации,
утвердившие пособия, ежегодно проверяют их соответствие нормативным документам,
уровню науки и техники, устанавливают необходимость их обновления или отмены и
представляют в Госстрой СССР списки действующих пособий для опубликования.
12. Организации
могут принимать под свою ответственность решения более эффективные по сравнению
с содержащимися в пособиях.
Приложение
2
Обязательное
КЛАССИФИКАТОР
СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
Настоящий
Классификатор устанавливает разделение строительных норм и правил на 5 частей,
каждая из которых делится на группы.
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстроя СССР от 24.10.1984 N 178)
Классификатор
предназначен для установления состава и обозначения (шифра) строительных норм и
правил.
Шифр должен
состоять из букв "СНиП", номера части (одна цифра), номера группы
(две цифры) и номера документа (две цифры), отделенных друг от друга точками;
две последние цифры, присоединяемые через тире, обозначают две последние цифры
года утверждения документа. Например, "СНиП 2.03.05-82".
Номера документам
присваиваются в порядке регистрации сквозными в
пределах каждой группы или в соответствии с разработанным перечнем документов
данной группы.
1. Организация,
управление, экономика
Группы
01 Система
нормативных документов в строительстве
02
Организация, методология и экономика проектирования
и
инженерных изысканий
03
Организация строительства. Управление строительством
04 Нормы
продолжительности проектирования и строительства
05 Экономика
строительства
06 Положения
об организациях и должностных лицах
2. Нормы
проектирования
01 Общие
нормы проектирования
02 Основания
и фундаменты
03
Строительные конструкции
04
Инженерное оборудование зданий и сооружений. Внешние сети
05
Сооружения транспорта
06
Гидротехнические и энергетические сооружения, мелиоративные
системы и
сооружения
07
Планировка и застройка населенных пунктов
08 Жилые и
общественные здания
09
Промышленные предприятия, производственные здания
и
сооружения, вспомогательные здания. Инвентарные здания
10
Сельскохозяйственные предприятия, здания и сооружения
11 Склады
12 Нормы
отвода земель
3. Организация,
производство и приемка работ
01 Общие
правила строительного производства
02 Основания
и фундаменты
03
Строительные конструкции
04 Защитные,
изоляционные и отделочные покрытия
05
Инженерное и технологическое оборудование и сети
06
Сооружения транспорта
07
Гидротехнические и энергетические сооружения, мелиоративные
системы и
сооружения
08
Механизация строительного производства
09
Производство строительных конструкций, изделий и материалов
4. Сметные нормы
Состав и
обозначение сметных норм и правил установлены Постановлением Госстроя СССР от
18 июня 1982 г. N 162.
5. Нормы затрат
материальных и трудовых ресурсов
Группы
01 Нормы
расхода материалов
02 Нормы потребности
в строительном инвентаре, инструменте
и механизмах
03
Нормирование и оплата проектно-изыскательских работ
04
Нормирование и оплата труда в строительстве
6. Эксплуатация и
ремонт зданий, сооружений и конструкций
Часть 6 исключена.
- Изменение N 1, утв. Постановлением Госстроя СССР от 24.10.1984 N 178.