Введен в действие
Постановлением
Госстандарта СССР
от 17 декабря 1983
г. N 6097
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
УКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ТОПЛИВА ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
Electrical
fuel level indicators for motor vehicles.
Technical requirements and
test methods
ГОСТ 26021-83
Группа П14
ОКП 45 7382
Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам от 17 декабря 1983 г. N 6097 дата
введения установлена 01.01.1985.
Ограничение срока
действия снято по Протоколу N 4-93 Межгосударственного совета по
стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94).
Издание (декабрь
2002 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июне 1989 г. (ИУС 11-89).
Настоящий стандарт
распространяется на электрические дистанционные указатели уровня топлива,
предназначенные для установки на автомобили общего назначения и состоящие из
датчика реостатного типа и показывающего прибора.
Стандарт полностью
соответствует СТ СЭВ 3043-81.
Стандарт не
распространяется на указатели уровня топлива, разработанные до 01.01.1985.
(Измененная
редакция, Изм. N 1).
1.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Указатели
уровня топлива должны соответствовать требованиям ГОСТ 3940-84, ГОСТ 25651-83,
настоящего стандарта и нормативно-технической документации на указатели уровня
топлива конкретного типа.
1.2.
Основная погрешность указателей уровня топлива не должна превышать значений,
указанных в таблице.
─────────────────────────────────┬────────────────────────────────
Положение стрелки указателя │
Основная погрешность, %
─────────────────────────────────┼────────────────────────────────
"Пустой" │ +5
│ -9
"Половина" │ +/- 7
"Полный" │ +9
│ -7
(Измененная
редакция, Изм. N 1).
1.3.
Дополнительная температурная погрешность не должна превышать +/- 2% на каждые
10 °C изменения температуры окружающей среды от (20 +/- 5) °C в диапазоне
рабочих температур.
1.4.
Указатели уровня топлива должны быть работоспособны в диапазоне температур от минус 50 °C до плюс 60 °C.
1.5. Указатели
уровня топлива должны изготавливаться на номинальное напряжение 12 и 24 В постоянного тока.
1.6. Дополнительная
погрешность от изменения напряжения сети и от изменения монтажного положения
должна быть указана в нормативно-технической документации на указатели уровня
топлива конкретного типа. Отдельные погрешности показывающего прибора и датчика
должны быть указаны в нормативно-технической документации на указатели уровня
топлива конкретного типа.
1.7.
Присоединительные размеры показывающего прибора - по ГОСТ 6758-76.
Присоединительные размеры датчика должны быть указаны в нормативно-технической
документации на указатели уровня топлива конкретного типа.
1.8. Шкала
должна предусматривать не менее трех отметок, соответствующих пустому,
наполовину заполненному и полному баку ("Пустой",
"Половина" и "Полный").
(Измененная
редакция, Изм. N 1).
1.9.
Элементы верхней части датчика, находящиеся вне топливного бака, места выхода
выводных клемм на крышке и поплавок должны быть герметичны при давлении 20 кПа.
1.10.
Датчики должны быть стойкими к воздействию топлива.
1.11. Монтажные
положения датчика и показывающего прибора должны быть указаны в
нормативно-технической документации на указатели уровня топлива конкретного
типа.
1.12.
Указатели уровня топлива допускается дополнительно оснащать устройством,
сигнализирующим о критическом уровне топлива.
1.13.
Указатели уровня топлива должны выдерживать вибрационные и ударные нагрузки по
ГОСТ 3940-84.
1.14.
Датчики должны выдерживать не менее 130000 циклов полных перемещений поплавка.
1.15. Номенклатура
и значения показателей надежности должны обеспечивать показатели надежности
автомобиля, для которого предназначен прибор.
1.14, 1.15. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2. МЕТОДЫ
ИСПЫТАНИЙ
2.1. Проверку
соответствия указателей уровня топлива пп. 1.8, 1.12
следует проводить внешним осмотром и сличением с рабочими чертежами.
2.2. Определение
основной погрешности указателя уровня топлива (п. 1.2) следует проводить
следующим образом: указатель выдерживают не менее 3 мин при верхнем положении
поплавка, затем плавно опускают (опорожняют бак), а затем поднимают (наполняют
бак) поплавок, фиксируя его в контрольных положениях.
Погрешность
показаний определяют по прибору. Смещение стрелки прибора от контрольной точки
в процентах от всей длины шкалы не должно превышать значений, указанных в
таблице.
(Измененная
редакция, Изм. N 1).
2.3. Определение
дополнительной температурной погрешности указателя уровня топлива (п. 1.3) - по
ГОСТ 25651-83.
2.4. Проверку
работоспособности указателей уровня топлива на соответствие требованиям п. 1.4
следует проводить путем последовательного выдерживания указателей уровня
топлива под током при положении стрелки на точке "Половина" в течение
3 ч в термостате при температуре (60 +/- 3) °C, а затем в камере холода без
нагрузки при температуре минус (50 +/- 3) °C. Напряжение электроцепи
должно быть соответственно 12 или 24 В. Во время нахождения в термостате или
холодильной камере указатели уровня топлива, включенные в электрическую цепь,
должны работать при всех положениях рычага. Работоспособность указателей уровня
топлива в холодильной камере проверяется через 3 мин после включения в
электрическую цепь.
2.5. Проверку
присоединительных размеров (п. 1.7) следует проводить с помощью средств
измерений, погрешность которых не превышает 25% допускаемого отклонения
контролируемого размера.
2.6. Проверку на
герметичность верхней части датчика (п. 1.9) и мест соединения выводных клемм с
крышкой следует проверять на специальной установке, имеющей резервуар.
В резервуаре
создают избыточное давление 20 кПа и одновременно верхнюю часть датчика
заливают водой.
После выдержки
датчика в течение 30 мин под давлением не должно наблюдаться отделяющихся пузырьков
воздуха в местах соединения крышки с выводными клеммами и другими деталями
датчика, находящимися на наружной части бензобака.
2.4 - 2.6. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.7. Испытание
датчика на стойкость к воздействию топлива (п. 1.10) следует проводить в
течение 72 ч в испытательной среде. Датчик должен оставаться работоспособным и
не должен иметь никаких деформаций.
2.8. Испытание
указателей уровня топлива на вибрационные и ударные нагрузки (п. 1.13) - по
ГОСТ 3940-84.
2.9. Испытание на
соответствие требованиям п. 1.14 следует проводить при номинальном монтажном
положении датчика. Поплавок должен перемещаться плавно с частотой подъема от 10
до 15 в минуту между предельными значениями "Пустой" и
"Полный".