Утвержден и введен в действие
Постановлением
Госстандарта СССР
от 31 марта 1984 г.
N 1166
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЕДИНАЯ СИСТЕМА КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ЭЛЕМЕНТЫ И УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ,
ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ
Unified
system of design documentation.
Graphic
identifications schemes. Elements and means
of railway signalling, centralization and blocking
ГОСТ 2.749-84
Группа Т52
ОКСТУ 0002
Дата введения
1 января 1985 года
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ДАННЫЕ
1. Разработан и
внесен Министерством путей сообщения СССР, Государственным комитетом СССР по
стандартам.
2. Утвержден и
введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам
от 31.03.1984 N 1166.
3. Стандарт
полностью соответствует СТ СЭВ 5680-86.
4. Взамен ГОСТ
2.749-70.
5. Ссылочные
нормативно-технические документы
───────────────────────────────────────┬──────────────────────────
Обозначение
НТД, на который дана ссылка│
Номер пункта
───────────────────────────────────────┼──────────────────────────
ГОСТ
2.756-76
│ 1
6. Издание (январь
2001 г.) с Изменением N 1, утвержденным в марте 1987 г. (ИУС N 6-87).
Настоящий стандарт
распространяется на электрические схемы железнодорожной сигнализации,
централизации и блокировки (СЦБ), выполняемые вручную или автоматизированным
способом, и устанавливает условные графические обозначения элементов и
устройств железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки.
1.
Обозначения реле приведены в табл. 1.
Таблица 1
────────────────────────────────────────────────────┬─────────────
Наименование │ Обозначение
────────────────────────────────────────────────────┼─────────────
1. Реле нейтральное постоянного тока: │
общее обозначение │ Рисунок
с двумя параллельно соединенными
обмотками │ Рисунок
с двумя раздельными обмотками │ Рисунок
с нагревательным элементом │ Рисунок
с выпрямителем
│ Рисунок
с замедлением при отпускании │ Рисунок
с замедлением при срабатывании │ Рисунок
2. Реле
поляризованное постоянного тока:
│
нормального действия │ Рисунок
с преобладанием полярности │ Рисунок
с выпрямительным элементом │ Рисунок
3. Реле комбинированное постоянного тока: │
нормального действия │ Рисунок
с замедлением при отпускании нейтрального
якоря │ Рисунок
с самоудержанием нейтрального якоря │ Рисунок
4. Реле с магнитной системой, реагирующей на
ток │
одной
полярности:
│
нормального действия │ Рисунок
с замедлением при отпускании │ Рисунок
5. Реле (датчик) импульсов,
маятниковое постоянного│ Рисунок
тока │
6. Реле переменного тока: │
одноэлементное
│ Рисунок
двухэлементное
│ Рисунок
7. Реле трансмиттерное
переменного тока │ Рисунок
Примечания.
1. При выполнении схем│ Рисунок
автоматизированным способом
допускается вместо│
зачернения применять наклонную
штриховку, например,│
реле
постоянного тока с замедлением при отпускании. │
2.
Реле, предназначенное для
выполнения│
вспомогательных
функций, обозначают в соответствии│
с
ГОСТ 2.756. │
2. Обозначения
контактов коммутационных устройств приведены в табл.
2.
Таблица 2
─────────────────────────────────────────────────┬────────────────
Наименование │ Обозначение
─────────────────────────────────────────────────┼────────────────
1. Контакт нейтрального якоря реле: │
замыкающий
│ Рисунок
размыкающий
│ Рисунок
переключающий │ Рисунок
усиленный замыкающий │ Рисунок
усиленный размыкающий │ Рисунок
усиленный переключающий │ Рисунок
переключающий с магнитным гашением │ Рисунок
переключающий с безобрывным
переключением │ Рисунок
2. Контакт поляризованного якоря
поляризованного│
реле:
│
переключающий │ Рисунок
с магнитным гашением │ Рисунок
усиленный
│ Рисунок
3. Контакт кнопочного выключателя без
фиксации │
при
нажатии:
│
замыкающий
│ Рисунок
размыкающий
│ Рисунок
переключающий │ Рисунок
4. Контакт кнопочного выключателя с
фиксацией │
при
нажатии:
│
замыкающий
│ Рисунок
размыкающий
│ Рисунок
переключающий │ Рисунок
5. Контакт коммутатора │ Рисунок
6. Контакт ключа-жезла │ Рисунок
Примечание.
Условные обозначения допускается выполнять линиями одной толщины.
(Измененная
редакция, Изм. N 1).
3. Обозначения
стрелок с оборудованием на схематическом плане приведены в табл. 3.
Таблица 3
──────────────────────────────────────────────────┬───────────────
Наименование │
Обозначение
──────────────────────────────────────────────────┼───────────────
1. Стрелка, не оборудованная устройствами
СЦБ │ Рисунок
2. Стрелка, оборудованная контрольными
замками: │
одним
│ Рисунок
двумя
│ Рисунок
3. Стрелка, оборудованная электрозамком │ Рисунок
4. Стрелка, оборудованная электрическим
приводом:│
одиночная
│ Рисунок
перекрестная
│ Рисунок
5. Стрелка, оборудованная электрическим
приводом │ Рисунок
с
двойным управлением
│
6. Стрелка, оборудованная электрическим │ Рисунок
приводом,
включенная в маневровую централизацию │
7. Стрелка сбрасывающая, оборудованная │ Рисунок
электрическим
приводом
│
8. Стрелка сбрасывающая, не оборудованная │ Рисунок
устройствами
СЦБ │
9. Стрелка с подвижным сердечником, │ Рисунок
оборудованная электрическим приводом │
4. Обозначения
стрелок с оборудованием на схематическом плане, выполненном с соблюдением
масштаба путевого развития, приведены в табл. 4.
Таблица 4
─────────────────────────────────────────────────┬────────────────
Наименование │ Обозначение
─────────────────────────────────────────────────┼────────────────
1. Стрелка, не оборудованная устройствами СЦБ │
Рисунок
2. Стрелка, оборудованная контрольными
замками: │
одним
│ Рисунок
двумя
│ Рисунок
3. Стрелка, оборудованная электрическим
приводом│ Рисунок
4. Стрелка, оборудованная электрическим
приводом│ Рисунок
с
двойным управлением
│
5. Стрелка, оборудованная электрическим │ Рисунок
приводом,
включенная в маневровую централизацию │
6. Стрелка сбрасывающая, оборудованная │ Рисунок
электрическим
приводом
│
Примечание к пп.
4 - 6. Условное обозначение│
"->" показывает
нормальное положение остряков│
стрелочного
перевода, принятое за плюсовое. │
5. Обозначения
светофоров, указателей и шлагбаумов приведены в табл. 5.
Таблица 5
──────────────────────────────────────────────────────┬───────────
Наименование │Обозначение
──────────────────────────────────────────────────────┼───────────
1. Светофор без трансформаторного ящика: │
на железобетонной мачте │ Рисунок
на металлической мачте │ Рисунок
2. Светофор с трансформаторным ящиком: │
с одним
│ Рисунок
с двумя
│ Рисунок
3. Светофор карликовый │ Рисунок
4. Светофор, устанавливаемый в туннелях │ Рисунок
5. Светофор на консоли на металлической
мачте │ Рисунок
6. Светофор на мостике на железобетонных
опорах │ Рисунок
Примечания к пп.
1 - 6. 1. Число кружков должно│ Рисунок
соответствовать
числу сигнальных огней светофора.
│
2. У сигнального огня, имеющего двухнитевую лампу,│
ставится
цифра 2.
│
│
7. Светофор заградительный: │
на железобетонной мачте │ Рисунок
карликовый
│ Рисунок
8. Светофор, предупредительный к заградительному:
│
на железобетонной мачте │ Рисунок
карликовый │ Рисунок
9. Светофор повторительный: │
на железобетонной мачте │ Рисунок
карликовый
│ Рисунок
10. Светофор с указателем отсутствия
тормозного пути │
белого
цвета на мачте:
│
одинарным
│ Рисунок
сдвоенным
│ Рисунок
11. Светофор с сигнальной полосой зеленого
цвета │ Рисунок
(указатель
скорости) на мачте
│
12. Светофор с условно-разрешающим сигналом на
мачте │ Рисунок
13. Светофор с колонкой местного управления на
мачте │ Рисунок
14. Светофор с двузначным карликовым
светофором на │ Рисунок
мачте
│
15. Светофор с телефоном
(наружной установки │ Рисунок
в
ящике) на мачте │
16. Светофор со звонком на мачте │ Рисунок
17. Светофор с платформенным выключателем на
мачте │ Рисунок
18. Указатель маршрутный
буквенно-цифровой: │
с зелеными линзами │ Рисунок
с белыми линзами
│ Рисунок
Например: │
указатель маршрутный с белыми линзами на
мачте │ Рисунок
светофора
│
указатель маршрутный сдвоенный с зелеными и
белыми │ Рисунок
линзами
на мачте светофора │
19. Указатель маршрутный положения │ Рисунок
Например, указатель маршрутный положения на отдельной│
Рисунок
мачте
│
20. Указатель перегрева букс │
Рисунок
Например, указатель перегрева букс на
отдельной мачте│ Рисунок
21. Светофор переездной сигнализации │ Рисунок
22. Шлагбаум автоматический со светофором
переездной │ Рисунок
сигнализации │
23. Шлагбаум полуавтоматический со
светофором │ Рисунок
переездной
сигнализации
│
(Измененная
редакция, Изм. N 1).
6. Обозначения
сигнальных огней приведены в табл. 6.
Таблица 6
─────────────────────────────────────────────────┬────────────────
Наименование │ Обозначение
─────────────────────────────────────────────────┼────────────────
1. Цвет сигнальных огней светофоров: │
красный │ Рисунок
зеленый
│ Рисунок
желтый
│ Рисунок
белый
│ Рисунок
синий │ Рисунок
2. Заглушка сигнального огня │ Рисунок
3. Огонь сигнальный мигающий: │
редкое мигание │ Рисунок
частое мигание │ Рисунок
4. Цвет контрольных огней для обозначения на │
аппаратах управления: │
красный
│ Рисунок
зеленый
│ Рисунок
желтый
│ Рисунок
белый
│ Рисунок
7. Обозначения
путевого оборудования приведены в табл. 7.
Таблица 7
──────────────────────────────────────────────────────┬───────────
Наименование │Обозначение
──────────────────────────────────────────────────────┼───────────
1. Изолирующий стык на одном рельсе │ Рисунок
2. Изолирующий стык на обоих рельсах │ Рисунок
3. Стык изолирующий, устанавливаемый за предельным
│ Рисунок
столбиком
(габаритный) │
4. Стык изолирующий, устанавливаемый между
стрелкой и│ Рисунок
ее
предельным столбиком (негабаритный) │
5. Стойка кабельная конечная: │
общее назначение
│ Рисунок
релейная
│ Рисунок
питающая
│ Рисунок
релейно-питающая │ Рисунок
6. Муфта кабельная разветвительная │ Рисунок
Примечание.
Количество направлений указывается│ Рисунок
цифрой
внутри муфты, например, на 7 направлений.
│
│
7. Ящик трансформаторный: │
общее обозначение
│ Рисунок
с одним питающим трансформатором │ Рисунок
с двумя питающими трансформаторами │ Рисунок
с одним релейным трансформатором │ Рисунок
с двумя релейными трансформаторами │ Рисунок
с релейно-питающим трансформатором │ Рисунок
с ключом местного управления │ Рисунок
8. Дроссель-трансформатор путевой: │
общее обозначение
│ Рисунок
сдвоенный
│ Рисунок
с перемычкой │ Рисунок
ДТ-1-150
│ Рисунок
ДТ-0,6-500
│ Рисунок
ДТ-0,6-500С
│ Рисунок
Примечание.
Для других типов
дроссель-│
трансформаторов около
обозначения указывается их│
полное
наименование.
│
│
9. Ящик трансформаторный с трансформаторами для обо- │
грева контактной системы стрелочных электроприводов: │
с одним трансформатором │ Рисунок
с двумя трансформаторами │ Рисунок
10. Ящик трансформаторный с установкой в
нем │ Рисунок
выравнивателя
или разрядника РВНШ-250
│
11. Привод стрелочный: │
общее обозначение
│ Рисунок
с ящиком и приборами управления стрелкой │ Рисунок
с ящиком и приборами магистрального
управления │ Рисунок
стрелкой
│
с кабельной муфтой │ Рисунок
12. Соединитель рельсовый: │
тяговый │ Рисунок
сигнальный
│ Рисунок
13. Клапан электропневматический │ Рисунок
14. Фотодатчик
│ Рисунок
15. Осветитель с трансформаторным ящиком │ Рисунок
16. Скоростемер
│ Рисунок
17. Шкаф релейный: │
наружной установки │ Рисунок
наружной установки с телефоном │ Рисунок
туннельной установки │ Рисунок
18. Шкаф батарейный │ Рисунок
Примечание. Количество аккумуляторов
указывается│ Рисунок
цифрой внутри
обозначения, например, на│
7
аккумуляторов. │
│
19. Колонка маневровая │ Рисунок
20. Аппаратура напольная перегрева букс │ Рисунок
21. Бункер приема документов │ Рисунок
22. Замедлитель вагонный │ Рисунок
23. Весомер
│ Рисунок
24. Датчик путевой: │
индуктивный
│ Рисунок
магнитный
│ Рисунок
токовый
│ Рисунок
25. Пост стрелочный,
будка переездная
│ Рисунок
26. Пункт технического осмотра, маневровая
вышка │ Рисунок
27. Здание с пультом (аппаратом) управления и
местом │ Рисунок
дежурного
│
28. Здание служебно-техническое │ Рисунок
29. Будка релейная │ Рисунок
30. Брус заградительный │ Рисунок
8. Размеры условных
графических обозначений приведены в табл. 8.
Таблица 8
──────────────────────────────────────────────────────┬───────────
Наименование │Обозначение
──────────────────────────────────────────────────────┼───────────
1. Реле
│ Рисунок
2. Реле трансмиттерное │ Рисунок
3. Контакт нейтрального якоря реле │ Рисунок
4. Контакт поляризованного якоря реле │ Рисунок
5. Контакт кнопочного выключателя без
фиксации │ Рисунок
6. Контакт кнопочного выключателя с фиксацией │
Рисунок
7. Контакт коммутатора │ Рисунок
8. Контакт ключа-жезла │ Рисунок
9. Стрелка, оборудованная устройствами
СЦБ: │
с контрольным замком │ Рисунок
с электрическим приводом │ Рисунок
10. Светофор
│ Рисунок
11. Светофор с трансформаторным ящиком │ Рисунок
12. Светофор карликовый │ Рисунок
13. Светофор заградительный,
предупредительный, │ Рисунок
повторительный │
14. Светофор с условно-разрешающим сигналом на
мачте │ Рисунок
15. Светофор с колонкой местного управления на
мачте │ Рисунок
16. Светофор с телефоном на мачте │ Рисунок
17. Светофор со звонком на мачте │ Рисунок
18. Указатель маршрутный │ Рисунок
19. Указатель перегрева букс │ Рисунок
20. Шлагбаум автоматический со светофором
переездной │ Рисунок
сигнализации
│
21. Контрольный огонь для обозначения на
аппаратах │ Рисунок
управления │
22. Стык изолирующий
на обоих рельсах
│ Рисунок
23. Стойка кабельная │ Рисунок
24. Муфта разветвительная │ Рисунок
25. Ящик трансформаторный │
Рисунок
26. Дроссель-трансформатор путевой │ Рисунок
27. Привод стрелочный │ Рисунок
28. Фотодатчик
│ Рисунок
29. Осветитель │ Рисунок
30. Скоростемер
│ Рисунок
31. Шкаф релейный
│ Рисунок
32. Шкаф батарейный │ Рисунок
33. Колонка маневровая │ Рисунок
34. Аппаратура напольная перегрева букс │ Рисунок
35. Бункер приема документов │ Рисунок
36. Замедлитель вагонный │ Рисунок
37. Весомер │ Рисунок
38. Датчик путевой │ Рисунок
39. Пост стрелочный,
будка переездная
│ Рисунок
40. Пункт технического осмотра, маневровая
вышка │ Рисунок
41. Здание с аппаратом управления и местом
дежурного │ Рисунок
42. Здание служебно-техническое (пассажирское
здание)│ Рисунок
43. Будка релейная │ Рисунок
44. Брус заградительный │ Рисунок
7, 8. (Измененная редакция, Изм. N 1).