Утверждены
Постановлением
Госстроя СССР
от 12 сентября 1984
г. N 162
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
СНиП IV-15-84
ЧАСТЬ IV. СМЕТНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ГЛАВА 15. ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ
ПРЕЙСКУРАНТОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЙ
И СООРУЖЕНИЙ
Срок введения в
действие
1 октября 1984 года
Разработаны с
участием НИИЭС Госстроя СССР, внесены и подготовлены к утверждению Отделом
сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР.
Исполнители -
инженеры Ю.И. Малиманов (руководитель), А.Д. Бобров,
А.А. Жук, Л.Н. Крылов, И.А. Олоновский (Госстрой
СССР), канд. экон. наук И.С. Григорян и А.А. Солин (НИИЭС Госстроя СССР).
Утверждены
Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 12
сентября 1984 г. N 162.
Внесены Отделом
сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР.
Настоящие
строительные нормы и правила устанавливают основные правила разработки и
применения прейскурантов на строительство зданий и сооружений <*>. В
главе приводятся:
общие положения;
структура и
основные правила разработки прейскурантов;
основные правила
применения прейскурантов.
--------------------------------
<*> В
дальнейшем именуются "прейскуранты".
Обязательными
отдельными приложениями <**> к настоящей главе СНиП являются прейскуранты
общесоюзного применения, утверждаемые Госстроем СССР.
--------------------------------
<**> Издаются
отдельными сборниками.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Прейскуранты
являются укрупненными сметными нормативами, на основе которых наиболее достоверно
и просто определяется сметная стоимость строительства зданий и сооружений как при одностадийном, так и при двухстадийном проектировании.
1.2. Прейскуранты
разрабатываются на основе смет к типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам.
На линейные
сооружения (линии электропередач, нефтегазопроводы,
наружные инженерные сети и т.п.) прейскуранты разрабатываются по типовым
проектным решениям, с учетом рациональной организации работ по их возведению.
1.3. Прейскуранты
подразделяются на общесоюзные, ведомственные и
республиканские.
1.3.1. Прейскуранты, разрабатываемые на основе смет к типовым проектам,
индивидуальным экономичным проектам повторного применения и типовых проектных
решений, имеющих применение в различных отраслях народного хозяйства
(резервуары, градирни, элементы благоустройства, малые архитектурные формы,
насосные и компрессорные станции и др.), являются общесоюзными, т.е.
обязательными для всех организаций вне зависимости от ведомственной
принадлежности заказчиков и подрядчиков, утверждаются Госстроем СССР и входят в
состав IV части СНиП "Сметные нормы и правила".
1.3.2. Прейскуранты (ведомственные и республиканские) на строительство
отдельных производственных, подсобно-вспомогательных зданий и сооружений,
объектов транспортного, энергетического, сельскохозяйственного,
водохозяйственного и других видов строительства утверждаются министерствами и
ведомствами СССР - заказчиками (по всем входящим в их систему стройкам) и
Советами Министров союзных республик по согласованию с Госстроем СССР.
1.3.3. Прейскуранты (республиканские) на строительство жилых домов
массовой застройки, школьных зданий, детских дошкольных учреждений, больниц,
поликлиник, кинотеатров, клубов и других объектов культурно-бытового назначения
утверждаются Советами Министров союзных республик и вводятся в действие после
регистрации их в Госстрое СССР или, с разрешения Госстроя СССР, - в госстроях союзных республик.
Прейскуранты на
объекты жилищно-гражданского назначения являются обязательными для всех
организаций, осуществляющих проектирование и строительство в районе (зоне)
действия этого норматива.
1.4. Прейскуранты
разрабатываются на основе правил настоящей главы и в соответствии с
методическими указаниями, в которых отражаются особенности различных видов строительства.
Методические
указания по разработке прейскурантов утверждаются Госстроем СССР.
В отдельных случаях
допускается применение ведомственных методических указаний, учитывающих
особенности строительства в той или иной отрасли народного хозяйства. Эти методические
указания утверждаются министерствами или ведомствами СССР по согласованию с
Госстроем СССР.
2. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ ПРЕЙСКУРАНТОВ
2.1. В
прейскурантах учитываются следующие виды затрат:
а) прямые
затраты, определяемые по сборникам единых районных (зональных) единичных
расценок на строительные конструкции и работы и по сборникам расценок на монтаж
оборудования в порядке, установленном соответствующими указаниями по применению
этих расценок;
б) накладные
расходы и плановые накопления - по правилам главы СНиП IV-8-84 "Правила
разработки и применения норм накладных расходов и плановых накоплений в
строительстве";
в) затраты на
приобретение оборудования и инвентаря общественных и административных зданий -
по правилам главы СНиП IV-13-84 "Правила разработки и применения сметных
норм затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных
зданий".
Стоимость
приобретения технологического оборудования и инвентаря производственных зданий
приводится в прейскурантах справочно и определяется по правилам,
соответственно, главы СНиП IV-11-84 "Правила определения сметной стоимости
оборудования" и главы СНиП IV-12-84 "Правила разработки и применения
сметных норм затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий".
2.2. Прейскуранты
разрабатываются, как правило, на основные варианты тех проектных решений зданий
и сооружений, которые применяются в соответствующих районах (зонах) страны.
Для определения
сметной стоимости строительства объектов при другом вариантном решении той или
иной части здания или сооружения в прейскуранте должны быть приведены
соответствующие поправки.
2.3. Измерители, на
которые разрабатывается прейскурант, должны приниматься наиболее характерными для соответствующих зданий и сооружений. В
качестве таких измерителей могут быть приняты: здание
или сооружение в целом; пролет или секция; один километр (для линейных
сооружений); один гектар осушаемых или орошаемых земель и т.п.
2.4. При разработке
прейскурантов учитываются условия получения и доставки местных строительных
материалов, характерные для министерств и ведомств, осуществляющих
строительство в соответствующем районе, в порядке, предусмотренном Указаниями
по применению единых районных единичных расценок на строительные конструкции и
работы.
2.5. Стоимость
материалов, полуфабрикатов, изделий и конструкций, на которые установлены
предельные сметные цены, должна учитываться по этим ценам в порядке,
установленном Госстроем СССР для определения сметной стоимости капитального строительства.
2.6. Цена на
измеритель, установленный в прейскуранте, должна быть распределена по
конструктивным частям здания (сооружения) и видам работ. Это распределение
требуется для использования при расчетах генеральной подрядной организации с
субподрядными организациями и для накопления в проектных институтах
данных о сметной стоимости отдельных видов работ.
2.7. Стоимость
возведения подземной части зданий и сооружений (нулевого цикла) должна
учитываться прейскурантом исходя из характерных условий строительства в районе
(зоне) действия норматива: группы грунтов, нормативного давления на грунт
основания, отметки заложения фундаментов и др.
2.8. Прейскурант
должен содержать:
техническую часть,
в которой указываются конструктивные характеристики частей зданий или
сооружений, грунтовые и другие условия, принятые в основной цене, и поправки к
ней. Если в прейскуранте имеется несколько разделов (и соответственно -
технических частей), то следует помещать общую часть, где приводятся указания,
относящиеся к прейскуранту в целом;
данные о сметных
нормативах, по которым составлен прейскурант;
указания по
применению прейскуранта при определении сметной стоимости строительства объекта
в конкретных условиях.
2.9. В составе
прейскуранта и поправках должна быть приведена величина нормативной
условно-чистой продукции.
3. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕЙСКУРАНТОВ
3.1. При
составлении локальных смет с применением прейскурантов принимается основная
цена, а затем - поправки к основной цене.
3.2. Если при реконструкции предприятия сметная стоимость строительства
отдельных новых зданий и сооружений определяется по прейскурантам, то в
необходимых случаях к нормам затрат на заработную плату и эксплуатацию
строительных машин, приведенным в этих прейскурантах, надлежит применять
коэффициенты, приведенные в Указаниях по применению единых районных единичных
расценок на строительные конструкции и работы и Указаниях по применению
расценок на монтаж оборудования.
3.3. Сметная
стоимость зданий и сооружений, строящихся в особо сложных гидрогеологических
условиях, не нашедших отражения в прейскурантах, определяется в следующем
порядке:
при строительстве в
особо сложных условиях, не вызывающих необходимости пересмотра основных
проектных решений по устройству фундаментов, учтенных прейскурантом, - по
прейскуранту с добавлением стоимости дополнительных работ, определенной по
смете, составленной по данным привязки проекта к местным условиям;
при выполнении
работ в особых условиях, вызывающих необходимость пересмотра основных проектных
решений по устройству фундаментов, учтенных прейскурантом, - по прейскуранту -
на работы, выполняемые выше нулевой отметки, и по отдельной смете - на работы,
выполняемые ниже нулевой отметки.
3.4. В тех случаях, когда для строительства, осуществляемого силами
межколхозных строительных организаций, материалы, изделия и конструкции
поставляются по ценам, отличающимся от установленных для государственного
строительства, сметная стоимость определяется по прейскурантам, а разница в
ценах (между учтенной в единичных расценках и заготовительной стоимостью)
учитывается в сметах в порядке, устанавливаемом Госстроем СССР.