Поиск по базе документов:

Бесплатное обучение по алготрейдингу на Python и Backtrader

 

Утвержден и введен в действие

Постановлением Госстроя СССР

от 25 апреля 1985 г. N 59

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

 

ШУМ

 

ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ

 

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Noise. Traffic flows.

Methods of noise characteristic measurement

 

ГОСТ 20444-85

 

Группа Т34

 

ОКП 57 6200

 

Взамен ГОСТ 20444-75

 

Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 апреля 1985 г. N 59 срок введения установлен с 01.01.1986.

Разработан Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР, Центральным научно-исследовательским и проектным институтом по градостроительству Госгражданстроя, Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта МПС, Московским ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Минздрава РСФСР, Московским научно-исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектирования Мосгорисполкома, Научно-исследовательским институтом московского строительства ордена Ленина Главмосстроя при Мосгорисполкоме, Московским ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институтом инженеров железнодорожного транспорта МПС.

Исполнители: Г.Л. Осипов, д-р техн. наук; В.Е. Коробков, канд. техн. наук; В.А. Аистов; Б.С. Зотов; Г.В. Бутаков, д-р техн. наук; Н.П. Тагер, канд. техн. наук; А.С. Прохода, канд. техн. наук; Б.Г. Прутков, канд. техн. наук; И.Л. Карагодина, д-р мед. наук; А.П. Путилина, канд. мед. наук; А.А. Гацолаев; А.Н. Смирнов; Ю.В. Полянский.

Внесен Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР.

Директор В.А. Дроздов.

Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 апреля 1985 г. N 59.

 

Настоящий стандарт устанавливает методы измерения шумовой характеристики транспортных потоков на улицах, автомобильных и железных дорогах.

Стандарт соответствует международным стандартам ИСО 1996/1 и ИСО 3095 в части проведения измерения.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Измерения в соответствии с настоящим стандартом должны проводиться для оценки фактического шумового режима и составления карты шума улично-дорожной сети населенных пунктов.

1.2. Шумовой характеристикой транспортных потоков является эквивалентный уровень звука , дБА.

 

2. АППАРАТУРА

 

2.1. Измерение эквивалентного уровня звука следует проводить интегрирующими шумомерами, комбинированными измерительными системами или автоматическими устройствами, соответствующими ГОСТ 17187-81.

Допускается применение шумомеров со стрелочным индикатором уровней звука, соответствующих ГОСТ 17187-81.

2.2. Аппаратура, предназначенная для измерения шумовой характеристики, должна иметь действующие свидетельства о государственной или ведомственной поверке.

2.3. Калибровку аппаратуры необходимо проводить до и после проведения измерения шумовой характеристики транспортных потоков.

Примечание. Предпочтительными являются такие способы калибровки, которые включают поверку всей измерительной системы с измерительным микрофоном.

 

3. УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИЯ

 

3.1. Места проведения измерения следует выбирать на участках улиц и дорог с установившейся скоростью движения транспортных средств и на расстоянии не менее 50 м от перекрестков, транспортных площадей и остановочных пунктов пассажирского общественного транспорта.

3.2. Измерения следует проводить при условии, что поверхность проезжей части улиц и автомобильных дорог должна быть чистой и сухой, а балластный слой трамвайных и железнодорожных путей не должен быть мокрым и промерзшим.

3.3. Время проведения измерения необходимо устанавливать в периоды максимальной интенсивности движения транспортных потоков.

3.4. Измерение не должно проводиться во время выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра свыше 1 до 5 м/с необходимо применять колпак для защиты измерительного микрофона от ветра.

3.5. При проведении измерения шума следует учитывать воздействие вибраций, магнитных и электрических полей, радиоактивного излучения и других неблагоприятных факторов, влияющих на результаты измерения, согласно инструкциям по эксплуатации приборов.

 

4. ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

 

4.1. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить легковые и грузовые автомобили, автопоезда, автобусы (в дальнейшем - автомобили), мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды (в дальнейшем - мотоциклы), а также троллейбусы и трамваи, измерительный микрофон должен располагаться на тротуаре или обочине на расстоянии (7,5 +/- 0,2) м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств на высоте (1,5 +/- 0,1) м от уровня покрытия проезжей части или головки рельса. В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии, меньшем 7,5 м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук.

В случае расположения улицы или дороги в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5 +/- 0,1) м от уровня земли.

4.2. При проведении измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов измерительный микрофон должен располагаться на расстоянии (25 +/- 0,5) м от оси ближнего к точке измерения магистрального железнодорожного пути на высоте (1,5 +/- 0,1) м от уровня земли.

В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 25 м от оси ближнего к точке измерения железнодорожного пути, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук. В случае расположения железнодорожного пути в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5 +/- 0,1) м от уровня земли.

4.3. Измерительный микрофон должен быть направлен в сторону транспортного потока. Оператор, проводящий измерение, должен находиться на расстоянии не менее чем 0,5 м от измерительного микрофона.

4.4. Переключатель частотной характеристики измерительной аппаратуры при проведении измерения уровней звука следует устанавливать в положение "А", а переключатель временной характеристики - в положение согласно требованиям инструкций по эксплуатации приборов.

4.5. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, должен охватывать проезд не менее 200 транспортных единиц в обоих направлениях.

4.6. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, должен охватывать проезд не менее 20 трамваев в обоих направлениях.

4.7. Продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов должна составлять не менее 1 ч.

4.8. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука интервал между отсчетами уровней звука должен составлять от 2 до 3 с. Отсчет уровней звука необходимо производить как при наличии, так и при отсутствии на участке измерения движущихся транспортных средств. Значения уровней следует принимать по показаниям стрелки прибора в момент отсчета.

4.9. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять уровень звука , дБА, в период прохождения трамвая или железнодорожного поезда перед измерительным микрофоном по среднему показанию при колебании стрелки прибора.

4.10. Значения уровней звука следует считывать со шкалы шумомера с точностью 1 дБА.

4.11. Уровни звука помех, создаваемых посторонними источниками шума в период измерения шумовых характеристик транспортных потоков, должны быть не менее чем на 20 дБА ниже уровней при прохождении перед измерительным микрофоном транспортных средств, включая помехи.

4.12. Одновременно с измерением шумовой характеристики транспортного потока следует определять его состав и интенсивность движения. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять также скорость их движения.

 

5. ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЯ

 

5.1. Результаты измерения шумовой характеристики транспортного потока и данные по его составу, интенсивности и скорости движения должны представляться в форме протокола в соответствии с обязательным Приложением 1.

5.2. Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи при проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с рекомендуемым Приложением 2.

5.3. Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, при проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с рекомендуемым Приложением 3.

5.4. Эквивалентный уровень звука потока железнодорожных поездов при проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с рекомендуемым Приложением 4.

 

 

 

 

 

Приложение 1

Обязательное

 

ПРОТОКОЛ

ИЗМЕРЕНИЯ ШУМОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА

 

1. Место проведения измерения.

2. Дата и время проведения измерения.

3. Продолжительность проведения измерения.

4. Аппаратура.

5. Эквивалентный уровень звука.

6. Форма 1 для записи измеряемых уровней звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.

7. Форма 2 для расчета эквивалентного уровня звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.

8. Форма 3 для определения интенсивности движения и состава транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.

9. Форма 4 для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения потока трамваев.

10. Форма 5 для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения и состава потока железнодорожных поездов.

11. Схематический ситуационный план участка.

12. Поперечный разрез участка.

13. Продольный уклон проезжей части улицы или дороги.

14. Тип и состояние покрытия проезжей части улицы или дороги.

15. Тип верхнего строения железнодорожного или трамвайного пути.

16. Название организации, проводившей измерение.

17. Должности, фамилии и подписи лиц, проводивших измерение.

 

 

 

Форма 1

 

                       Уровни звука, дБА                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма 2

 

┌──────────────┬──────────┬─────────┬──────────────────┬─────────┐

  Интервалы   │ Отметки    Число      Доля числа    │ Частные │

│уровней звука,│ отсчетов │отсчетов │отсчетов в данном │ индексы │

     дБА      │ уровней  уровней │интервале уровней │        

              │ звука в  │ звука в │звука в суммарном        

              │интервале │интервале│числе отсчетов, % │        

├──────────────┼──────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

      1           2         3            4             5   

├──────────────┼──────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│От 18 до 22                                                

├──────────────┼──────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│"  23 "  27                                                

├──────────────┼──────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│"  28 "  32                                                

├──────────────┼──────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│"  33 "  37                                                

├──────────────┼──────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│"  38 "  42                                                 

├──────────────┼──────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│"  43 "  47                                                

├──────────────┼──────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│"  48 "  52                                                

├──────────────┼──────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│"  53 "  57                                                

├──────────────┼──────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│"  58 "  62                                                

├──────────────┼──────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│"  63 "  67                                                

├──────────────┼──────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│"  68 "  72                                                

├──────────────┼──────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│"  73 "  77                                                

├──────────────┼──────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│"  78 "  82                                                

├──────────────┼──────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│"  83 "  87                                                

├──────────────┼──────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│"  88 "  92                                                

├──────────────┼──────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│"  93 "  97                                                

├──────────────┼──────────┼─────────┼──────────────────┼─────────┤

│"  98 " 102                                                

├──────────────┴──────────┴─────────┴──────────────────┴─────────┤

│Суммарное число отсчетов уровней звука ... Суммарный индекс ... │

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

= ... дБА. Эквивалентный уровень звука  = ... дБА.

Примечание. Формы 1 и 2 заполняются при измерении шумовой характеристики шумомером со стрелочным индикатором уровней звука.

 

 

 

Форма 3

 

────────┬────────────────────────────────────────────┬───────┬──────┬───────────

Направ-         Виды транспортных средств          Суммар-│Интен-│  Трамваи

ление   ├────────┬────────┬────────┬────────┬────────┤ное    │сив-  ├────┬──────

движения│Легковые│Грузовые│Автобусы│Троллей-Мото-   │число  ностьЧис-│Интен-

        автомо-автомо- │        │бусы    │циклы,  │транс- │движе-│ло  │сив-

        │били    били,                   моторол-│портных│ния,      ность

                автомо-                леры,   средств│ед./ч │    дви-

                │били-                   │мопеды и│                 жения,

                │тягачи                  мотове-                 │тр./ч

                │и авто-                лосипеды                

                │поезда                                          

        ├────┬───┼────┬───┼────┬───┼────┬───┼────┬───┤                

        Чис-│До-│Чис-│До-│Чис-│До-│Чис-│До-│Чис-│До-│                

        ло  │ля,│ло  │ля,│ло  │ля,│ло  │ля,│ло  │ля,│                

            │%      │%      │%      │%      │%                  

────────┼────┼───┼────┼───┼────┼───┼────┼───┼────┼───┼───────┼──────┼────┼──────

 А - Б                                                     

────────┼────┼───┼────┼───┼────┼───┼────┼───┼────┼───┼───────┼──────┼────┼──────

 Б - А                                                     

────────┼────┼───┼────┼───┼────┼───┼────┼───┼────┼───┼───────┼──────┼────┼──────

 В обоих│                                                   

направ- │                                                   

лениях                                                     

 

Примечания. 1. Начало и окончание подсчета транспортных средств должны быть синхронизированы с началом и окончанием измерения уровней звука.

2. К легковым автомобилям следует относить и другие транспортные средства, сконструированные на шасси легкового автомобиля.

3. Долю транспортных средств данного вида следует рассчитывать от суммарного числа транспортных средств.

4. Интенсивность движения следует определять перемножением суммарного числа транспортных средств на коэффициент , где  - продолжительность измерения, мин.

5. Направление А - Б соответствует направлению возрастания нумерации домов.

 

 

 

Форма 4

 

───────────┬─────────────┬──────────┬───────────┬─────────────────

  Уровень  │Время проезда│  Длина   │ Скорость  │ Время действия

звука L  , │трамвая перед│ трамвая  │ движения    уровня звука

       Ai  │измерительным│  l , м     трамвая  │(L   - 10), дБА,

    дБА    │ микрофоном     i        v , м/с    Ai

               t , с                 i           тау , с

                i                                   i

───────────┼─────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────

     1           2          3          4             5

───────────┴─────────────┴──────────┴───────────┴─────────────────

 

Примечания. 1. Скорость движения трамвая , м/с, следует определять по формуле

 

,

 

где  - длина трамвая, м;

- время проезда трамвая перед измерительным микрофоном, с.

2. Время действия уровня звука ( ), дБА, , с, следует определять по номограмме.

 

 

 

Форма 5

 

──────┬───────┬─────────────┬─────────────┬─────────────┬─────────

 Тип  Уровень│Время проезда│Время проезда│Время проезда│Скорость

поезда│ звука │поезда перед │головной     │хвостовой    │движения

      │ L  ,  измерительным│частью поезда│частью поезда│ поезда

        Ai   │ микрофоном  │участка      участка      │ v , м/с

        дБА      t , с    железнодо-   железнодо-     i

                  i       рожного пути │рожного пути │

                          │длиной 50 м  │длиной 50 м 

                          │t  , с       │t  , с      

                          гi          хi         

──────┼───────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────

  1      2         3            4            5          6

──────┴───────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────

 

Примечание. Скорость движения поезда , м/с, следует определять по формуле

 

,

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Рекомендуемое

 

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА,

В СОСТАВ КОТОРОГО МОГУТ ВХОДИТЬ АВТОМОБИЛИ, ТРОЛЛЕЙБУСЫ,

МОТОЦИКЛЫ, А ТАКЖЕ ТРАМВАИ

 

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.

1. Диапазон подлежащих измерению уровней звука разбивают на следующие интервалы: от 18 до 22, от 23 до 27, от 28 до 32, от 33 до 37, от 38 до 42, от 43 до 47, от 48 до 52, от 53 до 57, от 58 до 62, от 63 до 67, от 68 до 72, от 73 до 77, от 78 до 82, от 83 до 87, от 88 до 92, от 93 до 97, от 98 до 102 дБА.

2. Измеренные уровни звука (форма 1 Приложения 1) распределяют по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2 Приложения 1. Подсчитывают число отсчетов уровней звука в каждом интервале и суммарное число отсчетов. Результаты указанных операций записывают (отметками и цифрами) в графы 2 и 3 формы 2 Приложения 1.

3. Вычисляют доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 4 формы 2 Приложения 1.

4. Определяют частные индексы по табл. 1 в зависимости от интервала и доли числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 5 формы 2 Приложения 1.

 

Таблица 1

 

────────────────┬─────────────────────────────────────────────────

   Доля числа             Интервалы уровней звука, дБА

    отсчетов    ├──┬──┬───┬───┬────┬────┬─────┬─────┬──────┬──────

    в данном    от│от│от │от │ от │ от │от 48│от 53│от 58 │от 63

   интервале    │18│23│28 │33 │ 38 │ 43 │до 52│до 57│до 62 │до 67

уровней звука в │до│до│до │до │ до │ до │                

суммарном числе │22│27│32 │37 │ 42 │ 47 │               

  отсчетов, %   ├──┴──┴───┴───┴────┴────┴─────┴─────┴──────┴──────

                                 частные индексы

────────────────┼──┬──┬───┬───┬────┬────┬─────┬─────┬──────┬──────

      0,1       │ 0│ 0│  0│  0│   1│   3│   10│   32│   100│   316

      0,2       │ 0│ 0│  0│  1│   2│   6│   20│   63│   200│   632

      0,3       │ 0│ 0│  0│  1│   3│   9│   30│   95│   300│   949

      0,4       │ 0│ 0│  0│  1│   4│  13│   40│  126│   400│  1265

      0,5       │ 0│ 0│  1│  2│   5│  16│   50│  158│   500│  1581

      0,6       │ 0│ 0│  1│  2│   6│  19│   60│  190│   600│  1897

      0,7       │ 0│ 0│  1│  2│   7│  22│   70│  221│   700│  2213

      0,8       │ 0│ 0│  1│  3│   8│  25│   80│  253│   800│  2530

      0,9       │ 0│ 0│  1│  3│   9│  28│   90│  285│   900│  2846

      1,0       │ 0│ 0│  1│  3│  10│  32│  100│  316│  1000│  3162

      1,3       │ 0│ 0│  1│  4│  13│  41│  130│  411│  1300│  4111

      1,7       │ 0│ 1│  2│  5│  17│  54│  170│  538│  1700│  5375

      2,0       │ 0│ 1│  2│  6│  20│  63│  200│  632│  2000│  6324

       3        │ 0│ 1│  3│  9│  30│  95│  300│  949│  3000│  9486

       4        │ 0│ 1│  4│ 13│  40│ 126│  400│ 1265│  4000│ 12648

       5        │ 1│ 2│  5│ 16│  50│ 158│  500│ 1581│  5000│ 15810

       6        │ 1│ 2│  6│ 19│  60│ 190│  600│ 1897│  6000│ 18972

       7        │ 1│ 2│  7│ 22│  70│ 221│  700│ 2213│  7000│ 22134

       8        │ 1│ 3│  8│ 25│  80│ 253│  800│ 2530│  8000│ 25296

       9        │ 1│ 3│  9│ 28│  90│ 285│  900│ 2846│  9000│ 28458

       10       │ 1│ 3│ 10│ 32│ 100│ 316│ 1000│ 3162│ 10000│ 31620

       12       │ 1│ 4│ 12│ 38│ 120│ 379│ 1200│ 3794│ 12000│ 37944

       14       │ 1│ 4│ 14│ 44│ 140│ 443│ 1400│ 4427│ 14000│ 44268

       16       │ 2│ 5│ 16│ 51│ 160│ 506│ 1600│ 5059│ 16000│ 50592

       18       │ 2│ 6│ 18│ 57│ 180│ 569│ 1800│ 5692│ 18000│ 56976

       20       │ 2│ 6│ 20│ 63│ 200│ 632│ 2000│ 6324│ 20000│ 63240

       25       │ 3│ 8│ 25│ 79│ 250│ 791│ 2500│ 7905│ 25000│ 79050

       30       │ 3│ 9│ 30│ 95│ 300│ 949│ 3000│ 9486│ 30000│ 94860

       35       │ 4│11│ 35│111│ 350│1107│ 3500│11067│ 35000│110670

       40       │ 4│13│ 40│126│ 400│1265│ 4000│12648│ 40000│126480

       45       │ 5│14│ 45│142│ 450│1423│ 4500│14229│ 45000│142290

       50       │ 5│16│ 50│158│ 500│1581│ 5000│15810│ 50000│158100

       60       │ 6│19│ 60│190│ 600│1897│ 6000│18972│ 60000│189720

       70       │ 7│22│ 70│221│ 700│2213│ 7000│22134│ 70000│221340

       80       │ 8│25│ 80│253│ 800│2530│ 8000│25296│ 80000│252960

       90       │ 9│28│ 90│285│ 900│2846│ 9000│28458│ 90000│284580

      100       │10│32│100│316│1000│3162│10000│31620│100000│316200

 

Продолжение табл. 1

 

─────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────

Доля числа                     Интервалы уровней звука, дБА

отсчетов в   ├───────┬───────┬────────┬────────┬─────────┬─────────┬──────────

данном интер-│ от 68 │ от 73 │ от 78  │ от 83    от 88    от 93    от 98

вале уровней │ до 72 │ до 77 │ до 82  │ до 87    до 92    до 97    до 102

звука в сум- │                                               

марном числе ├───────┴───────┴────────┴────────┴─────────┴─────────┴──────────

отсчетов, %                         частные индексы

─────────────┼───────┬───────┬────────┬────────┬─────────┬─────────┬──────────

     0,1        1000│   3162│   10000│   31620│   100000│   316200│   1000000

     0,2        2000│   6324│   20000│   63240│   200000│   632400│   2000000

     0,3        3000│   9486│   30000│   94860│   300000│   948600│   3000000

     0,4        4000│  12648│   40000│  126480│   400000│  1264800│   4000000

     0,5        5000│  15810│   50000│  158100│   500000│  1581000│   5000000

     0,6        6000│  18972│   60000│  189720│   600000│  1897200│   6000000

     0,7        7000│  22134│   70000│  221340│   700000│  2213400│   7000000

     0,8        8000│  25296│   80000│  252960│   800000│  2529600│   8000000

     0,9        9000│  28458│   90000│  284580│   900000│  2845800│   9000000

     1,0       10000│  31620│  100000│  316200│  1000000│  3162000│  10000000

     1,3       13000│  41106│  130000│  411060│  1300000│  4110600│  13000000

     1,7       17000│  53754│  170000│  537540│  1700000│  5375400│  17000000

     2,0       20000│  63240│  200000│  632400│  2000000│  6324000│  20000000

      3        30000│  94860│  300000│  948600│  3000000│  9486000│  30000000

      4        40000│ 126480│  400000│ 1264800│  4000000│ 12648000│  40000000

      5        50000│ 158100│  500000│ 1581000│  5000000│ 15810000│  50000000

      6        60000│ 189720│  600000│ 1897200│  6000000│ 18972000│  60000000

      7        70000│ 221340│  700000│ 2213400│  7000000│ 22134000│  70000000

      8        80000│ 252960│  800000│ 2529600│  8000000│ 25296000│  80000000

      9        90000│ 284580│  900000│ 2845800│  9000000│ 28458000│  90000000

     10      │ 100000│ 316200│ 1000000│ 3162000│ 10000000│ 31620000│ 100000000

     12      │ 120000│ 379440│ 1200000│ 3794400│ 12000000│ 37944000│ 120000000

     14      │ 140000│ 442680│ 1400000│ 4426800│ 14000000│ 44268000│ 140000000

     16      │ 160000│ 505920│ 1600000│ 5059200│ 16000000│ 50592000│ 160000000

     18      │ 180000│ 569160│ 1800000│ 5691600│ 18000000│ 56916000│ 180000000

     20      │ 200000│ 632400│ 2000000│ 6324000│ 20000000│ 63240000│ 200000000

     25      │ 250000│ 790500│ 2500000│ 7905000│ 25000000│ 79050000│ 250000000

     30      │ 300000│ 948600│ 3000000│ 9486000│ 30000000│ 94860000│ 300000000

     35      │ 350000│1106700│ 3500000│11067000│ 35000000│110670000│ 350000000

     40      │ 400000│1264800│ 4000000│12648000│ 40000000│126480000│ 400000000

     45      │ 450000│1422900│ 4500000│14229000│ 45000000│142290000│ 450000000

     50      │ 500000│1581000│ 5000000│15810000│ 50000000│158100000│ 500000000

     60      │ 600000│1897200│ 6000000│18972000│ 60000000│189720000│ 600000000

     70      │ 700000│2213400│ 7000000│22134000│ 70000000│221340000│ 700000000

     80      │ 800000│2529600│ 8000000│25296000│ 80000000│252960000│ 800000000

     90      │ 900000│2845800│ 9000000│28458000│ 90000000│284580000│ 900000000

    100      │1000000│3162000│10000000│31620000│100000000│316200000│1000000000

 

5. Вычисляют суммарный индекс, складывая полученные частные индексы.

6. Определяют величину , дБА, по табл. 2 в зависимости от полученного значения суммарного индекса.

 

Таблица 2

 

──────────────────────────────────┬───────────────────────────────

         Суммарный индекс                 Дельта L , дБА

                                                  A

──────────────────────────────────┼───────────────────────────────

                   10                           10

                   13                           11

                   16                           12

                   20                           13

                   25                           14

                   32                           15

                   40                           16

                   50                           17

                   63                           18

                   79                           19

                  100                           20

                  126                           21

                  159                           22

                  200                           23

                  251                           24

                  316                           25

                  398                           26

                  501                           27

                  631                           28

                  794                           29

                 1000                           30

                 1259                           31

                 1585                           32

                 1995                           33

                 2512                           34

                 3162                           35

                 3981                           36

                 5012                           37

                 6310                           38

                 7943                           39

                10000                           40

                12590                          41

                15850                           42

                19950                           43

                25120                           44

                31620                           45

                39810                           46

                50120                           47

                63100                           48

                79430                           49

               100000                           50

               125900                           51

               158500                           52

               199500                           53

               251200                           54

               316200                           55

               398100                           56

               501200                           57

               631000                           58

               794300                           59

              1000000                           60

              1259000                           61

              1585000                           62

              1995000                           63

              2512000                           64

              3162000                           65

              3981000                           66

              5012000                           67

              6310000                           68

              7943000                           69

             10000000                           70

             12590000                           71

             15850000                           72

             19950000                           73

             25120000                           74

             31620000                           75

             39810000                           76

             50120000                           77

             63100000                           78

             79430000                           79

            100000000                           80

            125900000                           81

            158500000                           82

            199500000                           83

            251200000                           84

            316200000                           85

            398100000                           86

            501200000                           87

            631000000                           88

            794300000                           89

            100000000                           90

 

7. Эквивалентный уровень звука , дБА, вычисляют по формуле

 

.

 

Пример расчета

 

На магистральной улице проведены измерения уровней звука, результаты которых представлены в форме 1.

 

 

 

Форма 1

 

──────────────────────────────────────────────────────────────────

                        Уровни звука, дБА

──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬───┬───┬──┬───┬──┬───┬───┬───┬───

59│63│65│64│66│65│67│67│69│71│74│75 │73 │71│68 │69│71 │70 │73 │74

72│68│67│65│63│63│65│67│68│70│71│72 │74 │72│70 │69│67 │67 │65 │64

64│66│67│67│69│70│70│72│73│75│73│71 │71 │69│69 │68│66 │68 │69 │71

71│70│68│67│65│66│65│63│64│66│67│66 │69 │70│71 │71│70 │69 │68 │68

66│67│65│66│68│70│71│70│72│74│75│73 │72 │70│68 │69│71 │70 │71 │68

69│71│70│72│74│76│74│75│77│75│76│74 │73 │71│73 │70│69 │71 │73 │75

74│76│77│77│75│76│74│73│71│70│72│69 │68 │70│73 │71│74 │75 │77 │75

76│73│72│69│66│68│67│66│65│63│62│63 │64 │61│62 │60│61 │63 │65 │64

67│68│70│73│71│72│74│74│75│74│71│70 │68 │70│69 │67│63 │62 │64 │67

66│68│69│71│71│73│74│72│70│73│76│75 │73 │70│68 │66│67 │69 │67 │65

63│65│64│65│67│66│67│69│72│73│74│76 │75 │77│79 │77│75 │76 │73 │71

69│66│64│63│65│63│64│63│65│67│70│71 │70 │72│71 │73│75 │74 │76 │77

76│74│71│70│71│69│67│68│66│65│64│62 │64 │68│69 │72│74 │75 │77 │80

76│73│71│69│67│68│65│67│69│68│70│71 │70 │72│72 │69│67 │64 │63 │61

60│63│66│65│67│70│73│74│77│75│72│70 │71 │69│70 │68│67 │65 │62 │61

 

Требуется рассчитать эквивалентный уровень звука , дБА.

Расчет производим в следующем порядке.

1. Измеренные уровни звука, представленные в форме 1, распределяем по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2. Отсчеты уровней звука в каждом интервале заносим в графу 2 формы 2 в виде отметок.

2. Подсчитываем число отметок отсчетов уровней звука в каждом интервале.

 

 

 

Форма 2

 

───────────┬───────────────────────────────────────────┬─────┬──────┬──────

 Интервалы │      Отметки отсчетов уровней звука       Число│Доля  Част-

  уровней                  в интервале                │от-  │числа │ные

звука, дБА                                           сче-отсче-│индек-

                                                      тов  тов в │сы

                                                      уров-│данном│

                                                      │ней  интер-│

                                                      звука│вале 

                                                      │в ин-уров- │

                                                      │тер- │ней  

                                                      вале │звука │

                                                           │в сум-│

                                                           марном

                                                           числе

                                                           отсче-│

                                                           тов, %│

───────────┼───────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────

     1                     2                            3    4     5

───────────┼───────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────

От 18 до 22│                                                     

───────────┼───────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────

"  23 "  27│                                                     

───────────┼───────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────

"  28 "  32│                                                     

───────────┼───────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────

"  33 "  37│                                                     

───────────┼───────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────

"  38 "  42│                                                     

───────────┼───────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────

"  43 "  47│                                                     

───────────┼───────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────

"  48 "  52│                                                     

───────────┼───────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────

"  53 "  57│                                                     

───────────┼───────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────

"  58 "  62│////////////                               │ 12    4   │ 4000

───────────┼───────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────

"  63 "  67│//////////////////////////////             │ 88    30  │94860

           │//////////////////////////////                       

           │////////////////////////////                         

───────────┼───────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────

"  68 "  72│////////////////////////////////////////   │ 123 │  40  │400000

           │////////////////////////////////////////             

           │///////////////////////////////////////////│          

───────────┼───────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────

"  73 "  77│/////////////////////////                  │ 75    25  │790500

           │/////////////////////////                            

           │/////////////////////////                            

───────────┼───────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────

"  78 "  82│//                                           2  │ 0,7  │70000

───────────┼───────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────

"  83 "  87│                                                     

───────────┼───────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────

"  88 "  92│                                                     

───────────┼───────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────

"  93 "  97│                                                     

───────────┼───────────────────────────────────────────┼─────┼──────┼──────

"  98 " 102│                                                     

───────────┴───────────────────────────────────────────┴─────┴──────┴──────

 

Суммарное число отсчетов уровней звука 300. Суммарный индекс 1359360  = 61 дБА. Эквивалентный уровень звука  = 71 дБА.

 

Результаты подсчетов заносим в графу 3 формы 2.

3. В зависимости от полученного числа отсчетов уровней звука вычисляем доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в процентах и в суммарном числе отсчетов уровней звука, которое в рассматриваемом примере равно 300. Так, например, в интервале уровней звука от 73 до 77 дБА сделано 75 отсчетов, доля которых в суммарном числе отсчетов составляет 25%.

Полученные доли числа отсчетов заносим в графу 4 формы 2.

4. По табл. 1 Приложения 2 определяем частные индексы в зависимости от интервалов (графа 1 формы 2) и доли числа отсчетов уровней звука в суммарном числе отсчетов (графа 4 формы 2).

Если в табл. 1 отсутствует значение данной доли числа отсчетов, значение частного индекса берется для доли числа отсчетов, ближайшей по величине к данной доли числа отсчетов. Так, например, для интервала уровней звука от 58 до 62 дБА и доли числа отсчетов 4 частный индекс равен 4000; для интервала от 63 до 67 дБА и доли числа отсчетов 30 частный индекс равен 94860 и т.д.

Результаты подсчетов заносим в графу 5 формы 2.

5. Вычисляем суммарный индекс, равный сумме полученных частных индексов. В настоящем примере суммарный индекс равен 1359360.

6. Для полученного суммарного индекса определяем по табл. 2 Приложения 2 величину , дБА, которая в данном случае равна 61 дБА (принимается значение поправки по наиболее близкому указанному в табл. 2 значению суммарного индекса).

7. Вычисляем эквивалентный уровень звука , дБА, по формуле

 

= 61 + 10 = 71 дБА.

 

 

 

 

 

Приложение 3

Рекомендуемое

 

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА ТРАМВАЕВ

 

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.

1. Определяют среднее значение измеренных уровней звука , дБА, по формуле

 

,

 

где , ,...,  - измеренные уровни звука, дБА (графа 2 формы 5 Приложения 1);

n - число измеренных уровней звука.

2. Определяют среднее значение времени действия , с, уровней звука ( ) по формуле

 

,

 

где , ,...,  - время действия, с, уровней звука ( ) (графа 6 формы 5 Приложения 1).

3. Определяют величину поправки , дБА, по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука ( ).

 

──────────────────────────────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────

  Среднее значение времени      3    4    5    6    7    8

           ___                                        

  действия тау, с, уровней                            

      звука (L   - 10)                                

              Ai                                      

──────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────

Поправка Дельта L    , дБА    │-30,8│-29,5│-28,6│-27,8│-27,1│26,5

                 Aтау                                 

 

4. Определяют величину поправки 10 , дБА, где n - число измеренных уровней звука.

5. Эквивалентный уровень звука , дБ, вычисляют по формуле

 

.

 

Пример расчета

 

На улице с преимущественным движением трамваев проведены измерения уровней звука и характеристик движения трамваев, результаты которых представлены в форме.

 

Форма

 

───────┬─────────┬─────────────┬────────┬────────────┬────────────

Модель │Уровень  │Время проезда│ Длина    Скорость     Время

трамвая│  звука  │трамвая перед│трамвая  движения    действия

       │L  , дБА │измерительным│ l , м    трамвая     тау , с,

       Ai      │ микрофоном    i        v , м/с       i

                    t , с                i       │уровня звука

                     i                           │ (L   - 10)

                                                    Ai

───────┼─────────┼─────────────┼────────┼────────────┼────────────

   1       2          3         4         5           6

───────┼─────────┼─────────────┼────────┼────────────┼────────────

  Т-2     88         1,3        15       11,5        4,7

   "      82         1,2        15       12,5        4,3

   "      88         2,8        30       10,7        7,4

   "      88         1,4        15       10,7        5,0

   "      87         1,4        15       10,7        5,0

   "      88         1,5        15       10,0        5,4

   "      88         1,4        15       10,7        5,0

   "      86         2,7        30       11,1        7,2

   "      86         1,4        15       10,7        5,0

   "      87         1,3        15       11,5        4,7

   "      88         1,4        15       10,7        5,0

   "      86         1,2        15       12,5        4,3

   "      86         1,3        15       11,5        4,7

   "      87         2,7        30       11,1        7,2

   "      87         1,5        15       10,0        5,4

   "      86         1,4        15       10,7        5,0

   "      85         1,3        15       11,5        4,7

   "      86         1,4        15       10,7        5,0

   "      87         2,6        30       11,5        6,9

   "      85         1,2        15       12,5        4,3

 

Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.

1. Определяем среднее значение измеренных уровней звука

 

= 86,6 дБА.

 

2. Определяем среднее значение времени действия уровней звука ( )

 

= 5,3 с.

 

3. Определяем величину поправки по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука ( )

 

= -28,4 дБА.

 

4. Определяем величину поправки 10 . В рассматриваемом примере n = 20

 

10  = 13 дБА.

 

5. Вычисляем значение эквивалентного уровня звука потока трамваев, которое округляем до целого числа

 

.

 

 

 

 

 

Приложение 4

Рекомендуемое

 

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОЕЗДОВ

 

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.

1. Вычисляют эквивалентные уровни звука , дБА, отдельных поездов по формуле

 

,

 

где  - i-й уровень звука, дБА (графа 2 формы 5 Приложения 1);

T - продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов, с;

- время проезда i-го поезда перед измерительным микрофоном, с (графа 3 формы 5 Приложения 1);

- скорость движения i-го поезда, м/с (графа 6 формы 5 Приложения 1);

- расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона, м; обычно  = 25 м.

2. Эквивалентный уровень звука , дБА, потока поездов определяют путем энергетического суммирования полученных эквивалентных уровней звука отдельных поездов , дБА, по формуле

 

 

или при помощи таблицы.

 

──────────────┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───

 Разность двух│ 0 │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │10 │15 │20

складываемых                                     

эквивалентных │                                   

уровней звука │                                   

──────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───

 L     , дБА                                     

  Aэквi                                          

──────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───

 Добавка      │3,0│2,5│2,0│1,8│1,5│1,2│1,0│0,8│0,6│0,5│0,4│0,2│0,1

к более                                          

высокому                                         

эквивалентному│                                   

уровню звука, │                                   

дБА                                              

 

Сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы производят последовательно, начиная с максимального, в следующем порядке:

вычисляют разность двух складываемых эквивалентных уровней звука;

определяют добавку к более высокому из двух складываемых эквивалентных уровней звука по таблице в зависимости от полученной разности этих уровней;

производят сложение полученной добавки и более высокого из двух складываемых эквивалентных уровней звука.

Аналогичные действия производят с полученной суммой двух эквивалентных уровней звука и третьим уровнем и т.д.

 

Пример расчета

 

На участке территории, прилегающей к железной дороге, проведены измерения уровней звука и характеристик движения поездов, результаты которых представлены в форме. Продолжительность периода измерения составила 1 ч или 3600 с. Расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона равнялось 25 м.

 

Форма

 

──────────┬───────┬───────────┬────────────┬─────────────┬────────

Тип поезда│Уровень│Время      Время       │Время        │Скорость

          │ звука │проезда    проезда     │проезда      │движения

          │ L  ,  │поезда     │головной    │хвостовой    │ поезда

            Ai   │перед из-  │частью      частью       │v , м/с

            дБА  мерительным│поезда      поезда       │ i

                 │микрофоном │участка     участка     

                 │t , с      железнодо-  железнодо-  

                 │ i         рожного пути│рожного пути │

                            │длиной 50 м │длиной 50 м 

                            │t  , с      │t  , с      

                            гi         хi         

──────────┼───────┼───────────┼────────────┼─────────────┼────────

    1        2        3          4            5         6

──────────┼───────┼───────────┼────────────┼─────────────┼────────

 Электро- │  85      11,6        2,2          2,1       23,2

поезд                                               

 То же      83      11,9        2,2          2,2       22,7

   "        82      15,5        2,9          2,9       17,5

   "        88       9,3        2,0          2,1       24,4

   "        82      13,4        2,4          2,6       20,0

 Пассажир-│  78      23,1        2,8          2,8       17,8

ский                                                

 Электро- │  79      16,2        3,0          3,0       16,7

поезд                                               

 То же      82      13,1        2,4          2,4       20,8

   "        89      11,0        2,1          2,0       24,4

 Грузовой │  80      92,0        3,9          3,6       13,4

 Электро- │  78      17,6        3,2          3,4       15,2

поезд                                               

 То же      86       8,9        1,9          2,0       25,1

 

Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.

1. Вычисляем эквивалентные уровни звука , дБА, отдельных поездов по формуле

 

.

 

Так, например, эквивалентный уровень звука пассажирского поезда равен

 

= 10  419682 = 56,2 дБА.

 

2. Полученные эквивалентные уровни звука располагаем в ряд по степени уменьшения:

64,2; 64,2; 62,5; 60,4; 60,4; 58,5; 58,5; 58,0; 57,9; 56,2; 55,9; 55,2.

3. Производим последовательное сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы, начиная с максимального. Вычисляем разность первого и второго эквивалентных уровней звука

 

64,2 - 64,2 = 0.

 

По таблице, в зависимости от полученной разности эквивалентных уровней звука, определяем добавку к одному из них. При разности эквивалентных уровней звука, равной 0, добавка составляет 3 дБА.

Произведем сложение полученной добавки и одного из складываемых эквивалентных уровней звука

 

64,2 + 3 = 67,2.

 

Вычисляем разность полученной суммы эквивалентных уровней звука и третьего эквивалентного уровня звука

 

67,2 - 62,5 = 4,7 дБА.

 

По таблице, в зависимости от полученной разности эквивалентных уровней звука, определяем добавку к более высокому из них. При разности эквивалентных уровней звука, равной 4,7, добавка составляет 1,3 дБА. Производим сложение полученной добавки и более высокого из складываемых эквивалентных уровней звука

 

67,2 + 1,3 = 68,5 дБА.

 

Аналогичные действия производим с полученной суммой трех эквивалентных уровней звука и четвертым уровнем и т.д. В результате сложения эквивалентных уровней звука отдельных поездов получаем значение эквивалентного уровня звука потока поездов, которое округляем до целого числа

 

.

 

 





ТЕХНОРМАТИВЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И ПРОЕКТИРОВЩИКОВ

Яндекс цитирования


Copyright © www.docstroika.ru, 2013 - 2024