Утверждены
Минтрансстроем СССР и МПС СССР
15 июля 1985 г. N
АВ-548/Т-21955
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПОСТРОЙКЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ
ГОФРИРОВАННЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ
ВСН 176-78
ДОПОЛНЕНИЕ N 2
Срок действия
установлен
с 1 января 1988
года
по 1 января 1989
года
Разработаны ЦНИИСом Минтрансстроя (д-р техн. наук Н.А. Перетрухин,
кандидаты техн. наук В.П. Каменцев,
Г.С. Рояк, Л.Н. Слоев, М.Д. Харит, Г.Я. Волченков,
канд. хим. наук Ф.Б. Глазман, при участии инженеров
Н.А. Сафроновой, А.Е. Щукаревой, С.В. Осиной); Новосибирским
филиалом ЦНИИСа (СибЦНИИСом)
(канд. техн. наук А.С. Потапов, при участии инженеров
М.Г. Раткевича, Е.Ф. Казначеевой,
Ю.П. Куркина); при участии МПС (инженеры О.С. Шебякин,
К.И. Томилин) и СКТБ Главбамстроя (канд. техн. наук Ю.Б. Нарусев).
Внесены ЦНИИСом.
Подготовлены к
утверждению отделом научно-исследовательских работ Главного технического
управления Минтрансстроя.
Согласованы
Государственным комитетом СССР по делам строительства 24 июня 1985 г. N
ДП-2904-1; Главтранспроектом, ГУЖДС Урала и Сибири и Главстройпромом Минтрансстроя.
Утверждены
Министерством транспортного строительства и Министерством путей сообщения 15
июля 1985 г. N АВ-548/Т-21955 <*>.
--------------------------------
<*>
Ограничение действия Дополнения N 2 снято.
Дополнения
направлены на расширение области применения и повышения качества строительства
металлических гофрированных труб (МГТ) на железных дорогах в условиях тундры и
лесотундры севера Западной Сибири.
1. Пункт 1.5
дополнить абзацем следующего содержания: "В болотистых районах тундры и
лесотундры севера Западной Сибири металлические гофрированные трубы под
железную дорогу должны располагаться выше уровня воды в болоте, не допуская
опасного повышения уровня воды".
2. Пункт 1.10
дополнить абзацем следующего содержания: "Допускается сооружение
металлических гофрированных труб при высоте насыпи до 4 м и длине трубы до 25
м".
3. Пункт 3.6
дополнить абзацем следующего содержания: "При пересечении железной дорогой
водотоков с малыми уклонами лога в тех случаях, когда ожидается, что
часть осадки проявится в период отсыпки
насыпи, допускается до засыпки трубы превышение отметок лотка в средней части
под отметкой его на входе в трубу на величину не более чем половина расчетной
осадки".
4. Пункт 4.16.
Последнее предложение изложить в новой редакции: "Количество очков должно
быть не более трех".
5. После пункта
4.19 текст дополнить пунктом 4.19а следующего
содержания:
"4.19а. При
проектировании труб, располагаемых на вечномерзлых грунтах, для трубы и
примыкающих к ней участков насыпи рекомендуется применять один и тот же принцип
использования грунтов в качестве основания.
Расчеты по прогнозу
температурного режима в основании в зоне теплового влияния трубы следует
выполнять в соответствии с дополнениями к Приложению 13, приведенными для
условий севера Западной Сибири" (см. п. 19 Дополнений).
6. Пункт 4.22
дополнить текстом следующего содержания:
"Трубы,
располагаемые на оттаивающих вечномерзлых грунтах, допускается применять при
условии, что суммарная величина осадки грунтов основания может быть
компенсирована величиной строительного подъема.
В необходимых
случаях при наличии в основании оттаивающих мерзлых грунтов II - IV категорий просадочности для соблюдения этого условия следует разрабатывать
индивидуальные проекты, предусматривая замену слабых
или просадочных при оттаивании грунтов, а также
другие меры по уменьшению глубины и неравномерности оттаивания. В случае замены
слабых или просадочных при оттаивании мерзлых грунтов
работы по отрытию котлована и устройству основания
следует выполнять только в зимнее время".
7. Пункт 4.24
дополнить текстом следующего содержания:
"В условиях большой снегозаносимости для
предотвращения попадания снега в трубу необходимо оборудовать концы труб инвентарными
крышками. При необходимости сохранения вечной мерзлоты рекомендуется
предусматривать применение вентиляционных труб, концы которых выводятся за
пределы снежных отложений, и других устройств, обеспечивающих отводы тепла из
трубы в зимнее время".
8. Пункт 4.25
дополнить абзацем следующего содержания:
"На
оттаивающих в период эксплуатации мерзлых грунтах основная осадка трубы на
выходе по условию беспрепятственного отвода воды от нее не должна быть больше
допустимой, при которой может быть обеспечено устройство отводящего русла с
уклоном не менее 0,002".
9. Пункт 4.26
дополнить абзацем следующего содержания:
"Ширину полосы
заменяемого грунта следует назначать в соответствии с указаниями п. 4.10. При
необходимости замены в основании оттаивающих мерзлых грунтов III - IV категорий
просадочности ширина полосы заменяемого грунта
принимается не менее величин, указанных в п. 4.10, и не менее D(n + 2) + l(n -
1), где D - диаметр трубы; n - число очков; l - расстояние в свету между
очками".
10. Пункт 4.46
дополнить абзацем следующего содержания:
"В районах
тундры и лесотундры Западной Сибири допускается применение металлических
гофрированных труб на железных дорогах в среднеагрессивных
средах. В этих случаях для каждой железнодорожной линии с МПС согласовывается проект
объекта представителя".
11. Пункт 4.47. В
первом абзаце после слов "при слабой"
добавить "и средней".
12. Пункт 4.47
дополнить абзацем следующего содержания: "Окрашивать элементы труб эмалями
ЭП-1155 и ЭП-5118 необходимо только в заводских условиях".
13. Пункт 4.53
дополнить абзацем следующего содержания: "На железных дорогах трубы на водотоках при малом количестве твердых частиц в
потоке (до 1% по объему и до 2 мм по размеру) и малой скорости его (до 2 м/с)
допускается проектировать без устройства специальных защитных лотков,
предусматривая нанесение на внутреннюю поверхность лотковой части трубы
полимерных защитных покрытий марки Э-1".
14. После пункта
4.54 текст дополнить пунктом 4.54б следующего содержания:
"4.54б.
Укрепление русла и откосов насыпи у труб в случае ожидания значительных
просадок необходимо производить каменной наброской, а
в других случаях - допускается применять плитные или решетчатые конструкции.
Крепление на мелких
песках должно производиться с устройством обратного фильтра из геотекстильных материалов".
15. Пункт 5.1
дополнить текстом следующего содержания:
"Сооружение
труб необходимо производить сквозными комплексными специализированными
бригадами, выполняющими весь объем работ при постройке гофрированных труб на
участке данного треста или управления с обеспечением их необходимыми машинами,
механизмами, инструментами и приборами. Такая бригада, созданная в одном из
строительных подразделений, должна выполнять работы на участках этого и других
подразделений, используя вахтовый или другие методы
организации строительства.
Рабочие и
инженерно-технические работники должны пройти специальное обучение и сдать
экзамены на знание комплекса работ по строительству металлических гофрированных
труб".
16. Пункт 5.2
дополнить абзацем следующего содержания:
"При постройке
труб на вечномерзлых грунтах, кроме того, следует:
выполнять работы по
сооружению трубы и насыпи около нее по возможности в конце зимы или весной;
не допускать
уничтожения мохорастительного покрова;
не допускать
проезда транспорта и строительных машин вне подъездных дорог;
устраивать
подъездные дороги к трубам путем подсыпки грунта толщиной в зависимости от
нагрузки от транспортных и строительных машин, но не менее 0,5 м;
обеспечивать беспрепятственный
отвод поверхностных вод;
не допускать
скопления воды вблизи трубы;
заполнить грунтом
местные понижения согласно указаниям п. 4.31".
17. После пункта
5.83 текст дополнить пунктом 5.83а следующего
содержания:
"5.83а. Для
повышения несущей способности трубы и надежности ее работы рекомендуется до
засыпки придавать ее поперечному сечению овальность с большей осью по
вертикали, увеличивая вертикальный диаметр трубы на величину до 3% номинального
и закрепляя сечение стойками. Создание овальности целесообразно производить с
помощью двух последовательно переставляемых домкратов, выполняя работы в
следующем порядке: в лотке и своде трубы укладывают прогоны, раскрепляя их
временными стойками; в начале и конце одного из звеньев на участке, где
необходимо создать овальность, ставят домкраты и увеличивают вертикальный
диаметр до заданной величины. Между домкратами устанавливают стойку; затем
последовательно переставляя домкраты, устанавливают стойки на всем участке.
Рекомендуется делать стойки инвентарными, а для облегчения демонтажа
устанавливать их на клиньях. Стойки удаляют после отсыпки насыпи на проектную
высоту".
18. Приложение 10.
Пункт 2.4 изложить в новой редакции:
"2.4.
Подготовка поверхности оцинкованных элементов под окрашивание должна состоять в
удалении грязи и жира с нее перед приданием ей шероховатости. Удалять
загрязнения следует моющими составами или растворителем (уайт-спиритом)
с помощью щеток или протироточного материала в
соответствии с ГОСТ 9402-80.
Затем поверхности
придается шероховатость, равная 40 - 50 мкм.
Не допускается
попадание на подготовленную под окрашивание поверхность воды, масла,
коррозионно-активных жидкостей и паров".
Пункт 2.5
исключить.
19.
Приложение 13. Пункт 1 после слов "районов БАМа" дополнить словами:
"и севера Западной Сибири".
Пункт 3 перед
последним абзацем дополнить абзацем следующего содержания: "для севера
Западной Сибири высота насыпи при d = 1 - 2 м H = 3 - 4 м; при d = 2,5 - 3,0 м
H = 4 м".
Пункт 4, подпункт
а). Формулу
"
"
заменить на
формулу
"
"
и указать:
"где
с учетом снежных заносов для севера Западной
Сибири принимается в зависимости от температуры вечномерзлых грунтов до начала
строительства (
) по
таблице
┌───────────────────────┬────────────────────────────────────────┐
│ Глубина оттаивания │Температура вечномерзлых грунтов t ,
°C │
│в
характерных сечениях │ 0 │
│ (см. рисунок), м
├─────────────┬─────────────┬────────────┤
│ │ минус 1
│ минус 3 │
минус 5 │
├───────────────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────┤
│зета ; зета
│ 1,4 │
1,2 │ 0,8
│
│ 1
2 │ │ │ │
│зета │ 0,4
│ 0,4 │
0,4 │
│ 3 │ │ │ │
└───────────────────────┴─────────────┴─────────────┴────────────┘
Промежуточные
значения
принимаются по интерполяции".
Пункт 4, подпункт
б) дополнить словами: "(для севера Западной Сибири не применяется)".
Пункт 5.
Наименование программы "ТСЛ-1" заменить на "PQ021".