Утвержден
Постоянной
Комиссией
по сотрудничеству
в области
стандартизации
Светозарево, июнь
1986 года
СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ
СТАНДАРТ СЭВ
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
И ИХ КОНСТРУКТИВНЫХ СЛОЕВ УСТАНОВКОЙ
ДИНАМИЧЕСКОГО НАГРУЖЕНИЯ (УДН)
СТ СЭВ 5497-86
Группа Ж81
Настоящий стандарт
СЭВ является обязательным в рамках Конвенции о применении стандартов СЭВ.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ДАННЫЕ
1. Автор -
делегация ГДР в Постоянной Комиссии по сотрудничеству в области транспорта.
2. Тема -
23.800.09-83.
3. Стандарт СЭВ
утвержден на 60-м заседании ПКС.
4. Сроки начала
применения стандарта СЭВ:
─────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────
Страны - члены СЭВ │
Сроки начала применения стандарта СЭВ
├─────────────────────────┬───────────────────────
│ в договорно-правовых │ в народном хозяйстве
│ отношениях │
│ по экономическому │
│ и научно-техническому │
│ сотрудничеству │
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
НРБ │ Июль 1988 г. │ Июль 1988 г.
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
ВНР │ │
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
СРВ │ │
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
ГДР │ Январь 1987 г. │ Июль 1987 г.
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
Республика Куба │ │
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
МНР │ │
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
ПНР │ - │ -
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
СРР │ - │ -
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
СССР │ Июль 1987 г. │ Июль 1987 г.
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
ЧССР │ Январь 1989 г. │
Январь 1989 г.
5. Срок проверки -
1991 г.
Настоящий стандарт
СЭВ распространяется на нежесткие дорожные конструкции и их конструктивные слои
и устанавливает метод испытания несущей способности установкой динамического
нагружения (УДН).
Настоящий стандарт
СЭВ не распространяется на дорожные конструкции с покрытием из цементобетона.
1. СУЩНОСТЬ
МЕТОДА
Метод заключается в
определении величин модуля упругости и радиуса кривизны упругой линии на
поверхности испытываемого слоя по амплитудам деформации, полученным от действия
ударной силы через круглый, жесткий штамп.
Величина и время
действия ударной силы соответствуют проходу колеса с нагрузкой 50 kN и
скоростью 60 km/h.
2. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Метод
применяется для определения несущей способности дорожных конструкций в случаях:
I - на поверхности
существующего покрытия проезжей части или на верхнем несущем слое;
II - на нижнем
несущем слое, грунтовом основании и подстилающем грунте.
2.2. Время действия
ударной силы (нагрузки) определяется на основе общей зависимости согласно черт. 1.
Черт. 1
3.
ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
3.1. Основные параметры установки динамического нагружения (УДН), состоящей
из нагружаемого штампа, направляющей рамы с креплением и падающего груза,
должны соответствовать приведенным в табл. 1.
Таблица 1
────────────┬───────────────────────┬──────────────────────────────────────
Случай
│ Время действия │ Размеры нагружаемого штампа
стальной
│ падающего груза, s │ плиты с отверстием диаметром 70 mm
│ │ в центре
│
├──────────────────┬───────────────────
│ │ диаметр, mm │
толщина, mm
────────────┼───────────────────────┼──────────────────┼───────────────────
I │От
0,022 до 0,025 │ 340 │ 35
II │ " 0,090 "
0,110 │ 500 │ 25
3.2. Измерительное
техническое оборудование состоит из:
1) регистрирующих
устройств - электрических приборов для измерения и регистрации ударной силы F и
амплитуд деформации
,
;
2) приспособления
для закреплений электрических регистрирующих устройств.
Примечание. В
случае II амплитуду деформации
можно измерять и регистрировать механическим
прибором (индикатором).
3.3. Перед
использованием установки динамического нагружения
следует проводить калибровку на испытательном стенде не менее чем один раз в
год.
4.
КАЛИБРОВКА УДН
4.1. Калибровка УДН
с достаточной для практических целей точностью производится на испытательном
стенде.
4.2. Испытательный
стенд представляет собой фундаментный блок из бетона массой >= 2000 kg с
примерными размерами 1100 x 1100 x 1000 mm.
Поверхность блока
соединена с примыкающей площадью в одном уровне. В середине поверхности
оставляют отверстие, величину которого определяют размером помещаемой в него
мессдозы (предельно допускаемая нагрузка >= 100 kN).
4.3. Возникающая
ударная сила одновременно с регистрацией мессдозы на испытательном стенде
фиксируется мессдозой на самой УДН. Если показания мессдоз расходятся более чем
на 5%, калибровку необходимо повторить.
4.4. При проведении
калибровки УДН помещают на мессдозу испытательного стенда. Прибор должен стоять
перпендикулярно поверхности. Калибровка состоит в том, чтобы путем изменения
высоты падения, массы падающего груза и (или) жесткости амортизирующих
элементов определить диапазон нагрузки, необходимой для получения заданного
контактного напряжения и времени действия нагрузки.
4.5. Допускается
использовать для калибровки УДН стенды, в которых учитывается жесткость испытываемой
системы.
5.
ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ
5.1. Определяют
срок проведения испытаний, исходя из цели испытания и в зависимости от погодных
условий, влажности земляного полотна и прочности дорожной конструкции и ее слоев.
Испытания дорожных
конструкций со слоями из материалов, содержащих битум, целесообразно проводить
при температуре от 5 до 15 °C.
5.2. Определяют
контактное напряжение в соответствии с табл. 2.
Таблица 2
──────────┬─────────────────────────────────┬────────────┬─────────────────
Случай
│ Поверхность
испытания │ Диаметр
│ Контактное
│ │плиты
d, mm │ напряжение <*>
│ │ │ сигма, N/mm2
──────────┼─────────────────────────────────┼────────────┼─────────────────
I │Поверхностный слой │ 340
│ 0,60
│Верхний несущий слой │ 340
│ 0,45
──────────┼─────────────────────────────────┼────────────┼─────────────────
II │Нижний несущий слой │ 500
│ 0,20
│Грунтовое основание │ 500
│ 0,10
│Подстилающий грунт │ 500
│ 0,10
--------------------------------
<*>
Заданное контактное напряжение должно соблюдаться с отклонением не более +/-
10%.
5.3. Очищают
поверхность слоя на месте испытания и обеспечивают
возможно более полное прилегание штампа. При проведении массовых испытаний
особых мер для обеспечения плотного прилегания штампа к поверхности
испытываемого слоя не принимают.
Точность
обеспечивается за счет большого числа испытаний. При разовых испытаниях
плотность прилегания обеспечивается притиркой штампа к поверхности испытываемого
слоя с заполнением пустот под штампом гипсовым тестом или одноразмерным мелким
песком.
5.4. Размещают и
производят монтаж УДН на месте испытания согласно инструкции изготовителя
прибора, а также размещают и тарируют электрические измерительные и регистрирующие
устройства.
6.
ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ
6.1.
Испытания в случае I проводят со штампом диаметром 340 mm в следующем порядке:
1) устанавливают
высоту падения для получения контактного напряжения по табл. 2;
2) дважды нагружают
и определяют
,
и ударную силу F. Если результаты двух
измерений отличаются друг от друга более чем на 20% (относительно меньшего
значения), то проводят дальнейшее нагружение;
3) выборочно
контролируют соблюдение времени действия нагрузки, например
в начале и конце каждой серии измерений при приближенно одинаковых условиях и
(или) при отдельных очень высоких значениях прогиба. Если требования п. 3.1 не
соблюдены, то на основе калибровочных значений необходимо изменить высоту
падения, массу падающего груза и (или) жесткость амортизирующих элементов.
6.2. Испытания в
случае II проводят со штампом диаметром 500 mm в следующем порядке:
1) устанавливают
высоту падения для получения контактного напряжения по табл. 2;
2) нагружают и
определяют
и F:
предварительное нагружение - однократное без измерения;
испытательное
нагружение - трехкратное.
Примечания. 1. При
пользовании электрическим прибором для измерения деформации и регистрации
ударной силы действителен порядок, приведенный в п. 6.1, однако без учета
.
2. При пользовании
механическим прибором деформация
измеряется при нагружении по схеме,
приведенной на черт. 2.
1 - точка измерения
при первом нагружении;
2 - точка измерения
при втором нагружении;
3 - точка измерения
при третьем нагружении
Черт. 2
3) выборочно
контролируют соблюдение времени действия нагрузки, например, в начале и в конце
каждой серии измерений при приближенно одинаковых условиях и (или) при
отдельных очень высоких значениях прогиба.
Примечание. Если
требования по п. 3.1 не соблюдены, то на основе калибровочных значений
необходимо изменить высоту падения, массу падающего груза и (или) жесткость
амортизирующих элементов.
7.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
7.1. Для полученных
в результате испытаний отдельных значений в данной (i-й) точке измерения
определяют:
1) среднее значение
ударной силы, действующей на нагружаемый штамп
, в
ньютонах, округленное до 1 N;
2) среднее значение
амплитуды упругой деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки
и амплитуды упругой деформации на расстоянии a
от оси нагрузки
выраженной в миллиметрах, округленное до 0,01
mm;
3) значение
контактного напряжения
в ньютонах на квадратный миллиметр,
округленное до 0,01 N/mm2, по формуле
, (1)
где F - ударная
сила, N;
d - диаметр
нагружаемого штампа, mm;
4) значение модуля
упругости
, в
ньютонах на квадратный миллиметр, округленное до 1 N/mm2, вычисляют по формуле
, (2)
где
- амплитуда упругой деформации нагруженной
поверхности по оси нагрузки, mm;
- коэффициент Пуассона, принимаемый для
грунтов равным 0,35, для дорожных конструкций - 0,3;
5) значение радиуса
кривизны упругой линии на поверхности связанного слоя
,
выраженное в миллиметрах, округленное до
, по
формуле
(3)
или при a = 225 mm
, (4)
где a - расстояние
между осью нагрузки и точкой измерения амплитуды деформации
, mm;
- амплитуда упругой деформации на расстоянии a
от оси нагрузки, mm.
7.2. Нормативные
значения определяют для участков дорог с амплитудой деформации, измеренной по
оси нагрузки одинакового порядка, на основе общих зависимостей согласно СТ СЭВ 3404-81 с доверительной вероятностью 95%:
1) значение
амплитуды упругой деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки
,
выраженной в миллиметрах, округленное до 0,01 mm, по формуле
, (5)
где
- среднее арифметическое значений
,
определенных в n точках измерения, mm (порядковый номер места измерения i = 1,
2, 3,..., n - 1, n);
t - значение
коэффициента Стьюдента для доверительной вероятности 95%;
- стандартное отклонение величины
от среднего значения
;
2) значение модуля
упругости
, выраженного
в ньютонах на квадратный метр, округленное до 1 N/mm2, по формуле
, (6)
где
- среднее арифметическое значений
,
определенных в n точках измерения, N/mm2 (порядковый номер места измерения i =
1, 2, 3,..., n - 1, n);
- стандартное отклонение величины
от среднего значения
,
N/mm2;
3) значение радиуса
кривизны
,
выраженного в миллиметрах, округленное до
, по
формуле
, (7)
где
- среднее арифметическое значений
,
определенных в n точках измерения,
(порядковый номер места измерения i = 1, 2,
3,..., n - 1, n);
- стандартное отклонение величины
от среднего значения
,
.
Приложение
ОБОЗНАЧЕНИЯ,
ПРИНЯТЫЕ В СТАНДАРТЕ
- амплитуда упругой деформации нагруженной
поверхности по оси нагрузки, mm;
- амплитуда упругой деформации на расстоянии a
от оси нагрузки, mm;
- модуль упругости, определенный по амплитуде
деформации
,
N/mm2;
- радиус кривизны упругой линии на поверхности
связанного слоя, определенный по амплитудам деформации
и
,
;
F - ударная сила,
действующая на нагружаемый штамп УДН, N;
- контактное напряжение, возникающее на
поверхности испытываемой конструкции от действия ударной силы F по нагружаемым
штампам, N/mm2;
d - диаметр
нагружаемого штампа, mm;
a - расстояние
между осью нагрузки и точкой измерения амплитуды деформации
;
a = const = 225 mm;
i - обозначение
порядкового номера измерения;
- среднее арифметическое значение величины
;
- среднее арифметическое значение величины
;
- среднее арифметическое значение величины
;
- стандартное отклонение величины
от среднего значения
;
- стандартное отклонение величины
от среднего значения
;
- стандартное отклонение величины
от среднего значения
;
t - значение
коэффициента Стьюдента для заданного уровня статистической надежности;
- нормативная для участка дороги амплитуда
деформации
со статистической надежностью 95%;
- нормативный для участка дороги модуль
упругости со статистической надежностью 95%;
- нормативный для участка дороги радиус
кривизны со статистической надежностью 95%.
Информационное
приложение
ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ
СЛОВ/ДЕСКРИПТОРОВ <*>
Ключевые
слова/дескрипторы: &дороги автомобильные, методы испытаний&,
конструкции дорожные, способности насущие, установка динамического нагружения
(УНД), &модуль упругости&.
--------------------------------
<*>
Дескрипторы Международного тезауруса СЭВ по стандартизации выделены полужирным
шрифтом.