Поиск по базе документов:

Бесплатное обучение по алготрейдингу на Python и Backtrader

 

Утверждены

Минморфлотом СССР

29 мая 1987 года

 

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

 

ПРИЧАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ ПЕРЕГРУЗКИ НЕФТИ

И НЕФТЕПРОДУКТОВ

 

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

 

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

ВСН 12-87

 

Срок введения в действие

1 июня 1987 года

 

Разработаны Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта "Союзморниипроект" (главный инженер Ю.А. Ильницкий, начальник отдела стандартизации и метрологии М.И. Калашников, ответственный исполнитель - главный специалист Г.Ф. Баранов, исполнитель В.И. Ярошенко), Одесским филиалом института "Черноморниипроект" (главный инженер В.М. Таран, исполнители Г.Ф. Колесников, А.И. Козловский).

Внесены В/О "Морстройзагранпоставка" (заместитель председателя М.Г. Тетенко).

Согласованы Госстроем СССР (Письмо от 26.05.1987 N АЧ-2418-8), ГУПО МВД СССР (Письмо от 15.12.1986 N 7/6/3373), Госкомнефтепродуктом РСФСР (Письмо от 17.07.1986 N 31/5), Миннефтепромом СССР (Письмо ГУПиКС от 05.12.1986 N 6-1-33/1155).

Утверждены Министерством морского флота СССР 29.05.1987.

Вводится впервые.

 

Нормы распространяются на проектирование системы автоматической противопожарной защиты (САПЗ) причального комплекса для перегрузки нефти и нефтепродуктов в морских портах Минморфлота СССР.

Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании противопожарной защиты вновь строящихся, реконструируемых и технических перевооружаемых причальных комплексов.

При проектировании системы противопожарной эащиты причальных комплексов следует также руководствоваться требованиями, установленными строительными нормами и правилами, государственными стандартами, инструкциями, "Правилами перевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота", "Общими правилами морских торговых и рыбных портов", нормами технологического проектирования морских портов и другими действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. Перечень нормативных документов приведен в справочном Приложении 1.

Тушение пожара на стоящем у причала танкере предусматривается мобильными средствами при немедленном отводе танкера на рейд, для чего любая нефтегавань должна быть обеспечена плавсредствами с системами водопенного тушения и водяного орошения, отвечающими требованиям, изложенным в Приложении 2.

Настоящие нормы не распространяются на следующие сооружения:

сливоналивные причалы для перегрузки сжиженных газов, органических кислот, стартов и других полярных легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, свойства которых, в том числе по взрывопожарной опасности, не сходны с аналогичными свойствами нефти и нефтепродуктов (справочное Приложение 3);

береговые объекты комплекса, требования к противопожарной защите которых устанавливаются нормативными документами, утвержденными или согласованными Госстроем СССР;

стационарные судовые системы пожаротушения танкера.

Примечание. Системы пожаротушения танкера, противопожарные устройства и оборудование на них должны отвечать требованиям ОСТ 5.5491-80, "Правил классификации и постройки морских судов", Регистра СССР и "Правил перевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота".

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Причальные комплексы, на которые распространяются настоящие нормы, включают:

причалы (пирсы) и причальные сооружения, размещенные на них служебные помещения, швартовные и отбойные устройства;

технологическую (оперативную) площадку причала (пирса) с размещенными на ней перегрузочным оборудованием (в том числе шлангующими устройствами), грузовыми и бункеровочными трубопроводами.

1.2. При проектировании причальных комплексов перегрузки нефти и нефтепродуктов следует предусматривать устройство САПЗ, обеспечивающей тушение пожара на технологической площадке причального комплекса либо в любой точке причала (пирса).

1.3. При проектировании САПЗ причального комплекса в расчет следует принимать один пожар, независимо от количества причалов и одновременно обрабатываемых танкеров. При обслуживании САПЗ причального комплекса и нефтебазы принимается 2 пожара - один на танкере и второй на нефтебазе, если нефтебаза I-й и II-й категории по СНиП II-106-79.

1.4. САПЗ причального комплекса является взаимоувязанной частью порта и нефтебазы. Управление САПЗ портовой части должно осуществляться с центрального поста диспетчерской причальных комплексов.

1.5. Проектирование САПЗ зданий и сооружений кроме сооружений технологической площадки причального комплекса выполняется в соответствии с главами СНиП 2.04.02-84 и СНиП 2.04.09-84 с учетом настоящих норм.

1.6. Вид пожарной передвижной техники, ее количество и штаты пожарной охраны порта устанавливаются заданием на проектирование, по согласованию с органами государственного пожарного надзора, и другими заинтересованными организациями.

 

2. СОСТАВ САПЗ ПРИЧАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

 

2.1. САПЗ причального комплекса предназначена для автоматического обнаружения и извещения о возникновении очага пожара на технологической площадке, автоматического тушения его воздушно-механической пеной, подачи воды для создания водяной завесы, предотвращающей распространение огня с причала на танкер либо наоборот, охлаждения водой несущих металлических конструкций причала (при их наличии), а также подачи воды для наружного пожаротушения зданий и сооружений, размещенных на технологической площадке.

2.2. САПЗ состоит из:

системы обнаружения и сообщения о пожаре (автоматическая пожарная сигнализация);

пожарной насосной станции подачи пресной воды (при недостаточном напоре в водопроводной сети) либо с устройством для забора морской воды из акватории, расположенного на берегу или непосредственно на причале (пирсе);

системы автоматического, дистанционного и местного управления насосными станциями;

резервуаров для хранения пенообразователя или его раствора;

наружных сетей трубопроводов (постоянно заполненных водой и раствором пенообразователя или сухих) с гидрантами;

системы растворопенопроводов со стационарно установленными пеногенераторами для тушения пожара на технологической площадке;

линии водяной завесы причала (пирса).

Принципиальные схемы САПЗ и ее элементов приведены на рис. 1 - 4.

 

 

Рис. 1. Принципиальная схема САПЗ с водяной завесой

 

1 - гребенка подключения пожарных машин или плавсредств;

2 - пожарные гидранты или распределительные гребенки

на подводящем растворопроводе; 3 - растворопровод;

4 - пожарные гидранты или распределительные гребенки

на водопроводе; 5 - водопровод; 6 - узел управления;

7 - вентиль для опорожнения; 8 - питающий трубопровод;

9 - водяная завеса; 10 - пеногенераторы

 

 

Рис. 2. Принципиальная схема насосной станции для подачи

раствора пенообразователя с насосами-дозаторами

пенообразователя

 

"а" и "б" - места подключения

к кольцевому растворопенопроводу

 

1 - насос-дозатор; 2 - насос для раствора пенообразователя;

3 - резервуар для воды; 4 - резервуар с пенообразователем;

5 - дозировочная шайба для расхода ;

6 - дозировочная шайба для расхода ;

7 - задвижка с электроприводом; 8 - щит управления;

9 - шкаф управления и автоматики; 10 - водовоздушный бак;

11 - насос для пополнения водовоздушного бака раствором

пенообразователя

 

Условные обозначения:

РП - растворопенопровод

П - пенопровод

 

 

Рис. 3. Принципиальная схема насосной станции

с дозированием пенообразователя смесителями

эжекторного типа

 

"а" и "б" - места подключения

к кольцевому растворопенопроводу

 

1 - насос для раствора пенообразователя;

2 - резервуар для воды;

3 - резервуар для пенообразователя;

4 - эжектор-смеситель производительностью ;

5 - эжектор-смеситель производительностью ;

6 - щит управления; 7 - шкаф управления и автоматики;

8 - водовоздушный бак; 9 - насос для пополнения

водовоздушного бака раствором пенообразователя

 

Условные обозначения:

РП - растворопенопровод

П - пенопровод

 

 

Рис. 4. Принципиальная схема

пожарной насосной с подачей готового раствора

пенообразователя и воды в систему САПЗ

 

"а" и "б" - места подключения

к кольцевому растворопенопроводу

"в" и "г" - места подключения к кольцевому водопроводу

пожарных гидрантов, распределительных гребенок,

водяной завесы

 

1 - насос подачи раствора пенообразователя;

2 - насос подачи воды;

3 - резервуар с раствором пенообразователя;

4 - резервуар для воды; 5 - водовоздушный бак;

6 - щит управления; 7 - пусковое устройство;

8 - предохранительный клапан

 

Примечания. 1. Прилагаемые в инструкции фрагменты (рисунки) автоматических систем при проектировании корректируются с учетом привязки и назначения защищаемого объекта (здания, сооружения), а также местных условий и принятого типа побудителя установки САПЗ.

2. Принципиальная схема автономных систем САПЗ, установок для поддержания давления в растворопенопроводе и подачи его в систему, а также подачи раствора пенообразователя с установкой клапана БК или КБ2ЗМ и схемы автоматики и электрической системы управления САПЗ приведены в разделах 1 - 10 "Временных рекомендаций по проектированию стационарных систем автоматического тушения пожаров ..." ВНИИПО МВД СССР, М., 1974 (поз. 20 перечня нормативно-технических документов).

 

2.3. САПЗ должна быть единой для всех защищаемых сооружений причального комплекса и береговых объектов, в том числе нефтебазы. Для нефтебаз, расположенных на расстоянии 1 км и более от причального комплекса, устройство общей САПЗ определяется на основании экономической целесообразности.

Для небольших объектов или отдельно стоящих зданий и сооружений допускается применение автономной автоматической стационарной системы пожаротушения с использованием противопожарного водопровода.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К САПЗ ПРИЧАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

 

3.1. В качестве основного средства тушения пожара должна предусматриваться воздушно-механическая пена средней кратности (80 - 100) с использованием пенообразователя на морской или пресной воде. Характеристики пенообразователей приведены в справочном Приложении 3.

3.2. САПЗ причального комплекса должны обеспечивать тушение расчетного пожара на технологической площадке или танкере по наибольшему требуемому на тушение расходу <*>.

--------------------------------

<*> Если существующие системы САПЗ обеспечат пожаротушение технологической площадки и нефтебазы, потребный расход воды и пенообразователя для тушения пожара на танкере из САПЗ (см. рис. 1), при реконструкции и техническом перевооружении существующих причальных комплексов, допускается снижать на 50%.

Расчетная площадь тушения определяется равной площади горизонтального сечения наибольшего защищаемого помещения (танка).

Интенсивность подачи пены 0,1 л/с на м2 (табл. 3.7.1.3 и п. 3.7.1.1 Регистра СССР).

 

3.3. На технологической площадке причала необходимо предусматривать установку стационарных пеногенераторов, обеспечивающих подачу пены на всю площадь технологической площадки, но не менее чем на 500 м2.

3.4. Установка водопенного тушения должна обеспечивать подачу раствора пенообразователя с интенсивностью не менее 0,08 л/с на 1 м2.

3.5. Для создания минимального слоя пены, обладающего изолирующей способностью при тушении пожара, высота бортиков ограждения технологической площадки должна быть не менее 0,4 м. Бортик устанавливается по контуру технологической площадки, не сокращая пожарные проезды.

3.6. Для САПЗ должны применяться стационарно установленные пеногенераторы типа ГПС с подключением их к распределительному трубопроводу раствора пенообразователя при помощи резьбовых соединений.

3.7. Пеногенераторы устанавливаются равномерно по периметру площадки с таким расчетом, чтобы пена подавалась преимущественно на шлангующие устройства (стендеры), задвижки, продуктовые трубопроводы и другие сооружения транспорта нефтепродукта.

3.8. Расчетное время работы установки по тушению пожара следует принимать равным 10 мин, а запас пенообразователя и воды на приготовление раствора пенообразователя из условия обеспечения трехкратного расхода раствора. При этом следует учитывать потребность в дополнительном количестве раствора пенообразователя для заполнения сухих растворопенопроводов и создания его запаса не менее 10 т (п. 30 приложения 13 "Правил перевозки ...").

3.9. Процентное содержание (концентрация) пенообразователя в растворе устанавливается в зависимости от вида пенообразователя и применяемой воды (пресной или морской) в соответствии с Приложением 4. С целью повышения устойчивости воздушно-механической пены средней кратности (80 - 100) от влияния на нее морской воды, концентрацию пенообразователя в растворе необходимо принимать не менее 12%.

3.10. С целью регулирования подачи пенообразователя в зависимости от расчетного расхода допускается использование дозирующих шайб на пенопроводах (см. рис. 2).

3.11. По расчетной длине причала следует предусматривать устройство водяной завесы с прокладкой трубопроводов вдоль бортика по линии кордона причала с внутренней стороны. В водяной завесе может быть применена морская вода.

3.12. Расчетную длину линии водяной завесы следует принимать равной длине наружного контура выступающей части причала технологической площадки плюс 10 м в обе стороны либо длине цилиндрической вставки расчетного танкера при сплошной причальной стенке.

3.13. Расход воды, оросители (насадки) завесы, напор в сети и внутренний диаметр питающего (распределительного) трубопровода следует выбирать по расчету, обеспечивая сплошную водяную завесу, превышающую не менее чем на 3 м грузовую палубу в начале загрузки танкера по высоте. Свободный напор в сети трубопроводов водяной завесы должен быть не менее 0,7 МПа.

Расстояние между оросителями (насадками) не должно превышать 0,5 м. Минимальная интенсивность подачи воды водяной завесой должна быть не менее 1 л/с на 1 м ее длины.

3.14. При проектировании питательных (распределительных) трубопроводов водяной завесы и водопенной установки необходимо обеспечивать выполнение следующих требований:

питающий (распределительный) трубопровод следует проектировать кольцевым, в том числе и ответвления его на отдельные участки (технологическая площадка и т.д.). Подключение питающих трубопроводов к подводящей сети производится через задвижки с электроприводом или клапаны группового действия;

узлы управления следует устанавливать в непосредственной близости от трубопроводов подводящей сети, а при водозаполненной подводящей сети - отапливаемом помещении с температурой не ниже 5 °C;

питающие и распределительные трубопроводы следует проектировать с уклоном к узлам управления. Узлы управления должны оборудоваться устройством для опорожнения трубопроводов.

3.15. При наличии металлических несущих гидротехнических конструкций причала и эстакад с трубопроводами кольцевая сеть противопожарного водопровода, с учетом расхода воды для работы водяной завесы, в соответствии с требованиями п. 2.1, должна обеспечивать расход воды на охлаждение этих металлических конструкций из расчета 0,05 л/с на 1,0 м2 или 0,1 л/с на 1,0 м длины причала в пределах технологической площадки, а также 10 м за ее пределами.

При размещении на технологической площадке зданий и сооружений (операторные помещения, канализационные насосные станции, очистные сооружения и другие), связанных с работой перегрузочного комплекса, сеть пожарного водопровода, с учетом требований СНиП II-106-79, должна обеспечить расход воды на наружное и внутреннее пожаротушение этих зданий и сооружений.

3.16. Проектирование водопровода и зданий насосных станций следует осуществлять в соответствии со СНиП 2.04.02-84.

3.17. Противопожарный водопровод должен обеспечить одновременно орошение конструкции по п. 3.15 и тушение сооружений комплекса (но не менее 50 л/с) и подачу воды на водяную эавесу.

3.18. Сеть растворопенопроводов может быть постоянно заполненной раствором пенообразователя или сухотрубной (не заполненной раствором). Возможность применения сухотрубной системы определяется расчетом по допускаемой инерционности системы.

3.19. При проектировании системы пожаротушения с сухими растворопроводами инерционность всей системы САПЗ с момента возникновения пожара, с учетом инерционности срабатывания извещателей (датчиков), не должна превышать 3 мин.

3.20. На подводящих трубопроводах (водопроводных и растворопенопроводных) у каждой технологической площадки следует предусматривать установку пожарных гидрантов или распределительных гребенок с соединительными головками диаметром 70 мм для подключения пожарных мобильных средств (автомашин, катеров и т.п.) с запорной арматурой, обеспечивающих подачу воды и раствора пенообразователя в их сеть.

3.21. Запорная трубопроводная арматура (задвижки, клапаны), а также пожарные гидранты, рожки, гребенки и другое пожарное оборудование должны быть выполнены по I классу герметичности (ГОСТ 9544-75) в исполнении, предназначенном для эксплуатации на открытом воздухе в микроклиматических районах с морским климатом в соответствии с ГОСТ 15150-69*.

3.22. Пожарные гидранты или распределительные гребенки устанавливаются не более 40 м от бортика технологической площадки.

3.23. Количество и места установки пожарных гидрантов или распределительных гребенок принимают по расчету, исходя из требуемых расходов воды и раствора пенообразователя на тушение пожара, но не менее двух на каждую технологическую площадку.

3.24. Распределительные гребенки оборудуются общей задвижкой, установленной непосредственно у подводящего трубопровода, а также задвижками (вентилями) у каждой соединительной головки, в том числе и устройством для опорожнения стояка.

3.25. На каждой технологической площадке следует предусматривать пожарный пост с комплектом пожарного оборудования, согласно ГОСТ 12.4.009-83 и п. 30 приложения 13 "Правил перевозки ...".

3.26. На причальном комплексе, в соответствии с требованиями СНиП II-106-79, "Правил перевозки нефти и нефтепродуктов танкерами морского флота" и других нормативных и руководящих документов ММФ, следует предусматривать устройство проезда для пожарных автомобилей шириной 4,5 м, а также площадки для разворота их размером не менее 12 x 12 м, в том числе для размещения на них не менее двух пожарных автомобилей для забора морской воды из акватории порта и подачи ее к месту очага пожара.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИЧАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ТАНКЕРА,

НАХОДЯЩЕГОСЯ У ПРИЧАЛА (ПИРСА)

 

4.1. Для предотвращения проливов нефтепродуктов на технологическую площадку причала (пирса) при аварии, а также отсоединения шлангующих устройств от приемных патрубков танкера, технологические трубопроводы и стендеры должны быть оборудованы быстро закрывающимися клапанами, а также устройствами защиты от гидравлического удара.

4.2. При получении сигнала о возникновении пожара на причальном комплексе, технологической площадке или танкере автоматически подается команда на автоматическую остановку продуктовых насосов с открытием задвижки на обводном сбросном трубопроводе в резервуар, закрытие отсекающих задвижек технологических трубопроводов, прекращение всех погрузочно-разгрузочных операций, закрытие секционных клапанов у шлангующих устройств, а после закрытия секционных клапанов подается команда на отсоединение шлангующих устройств (стендеров) и затем на сброс швартовных концов.

4.3. На нефтепричалах, у которых обрабатываются танкеры грузоподъемностью 45 тыс. т и более, необходимо предусматривать, взамен швартовных тумб, швартовные устройства быстро отдающегося типа (откидные гаки) для обеспечения возможности быстрого отвода танкера при возникновении пожара на нем или на причале.

4.4. Быстро отдающиеся швартовные гаки должны быть сблокированы с положением отсекающих задвижек на технологических трубопроводах и шлангующих устройств (стендеров), отсоединенных от приемных патрубков танкера. При этом, в случае необходимого экстренного сброса швартовных концов танкера во время подачи на танкер жидкого груза и присоединенных к нему шлангующих устройств, действие быстроотдающихся гаков выполняется по установленной программе: закрытие задвижек, отсоединение и отвод стендеров и лишь затем - отдача швартовов.

 

5. СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ,

СВЯЗЬ И СИГНАЛИЗАЦИЯ

 

5.1. При проектировании САПЗ следует предусматривать единую систему пожарной сигнализации, автоматики, блокировки и телефонной связи, объединяющую системы противопожарной защиты нефтебазы, причального комплекса с технологической площадкой, а также стоящего у причала танкера.

5.2. При получении сигнала о возникновении пожара на причальном комплексе, технологической площадке или танкере автоматически включается водяная завеса.

5.3. САПЗ должна быть обеспечена автоматическим, дистанционным и местным ручным управлением. Автоматическое управление осуществляется при срабатывании пожарных извещателей (датчиков). Дистанционный пуск может осуществляться с операторского или диспетчерского пункта причала (пирса), на которых имеется постоянный дежурный персонал, и с технологической площадки от узлов управления установок, а местное (ручное) - из насосной станции нефтебазы.

5.4. Пожарные извещатели (датчики) размещаются на технологической площадке и внутри защищаемых помещений зданий причала (пирса). Расстояние между автоматическими извещателями (датчиками), устанавливаемыми на технологической площадке, должно быть не более 6 м, а расстояние между извещателями ручного действия, устанавливаемыми по периметру причального сооружения - не более 100 м. Количество и схемы подключения, тип пожарных извещателей определяются с учетом требований главы СНиП 2.04.09-84.

5.5. Объекты и сооружения нефтегавани должны быть соединены прямой телефонной связью (минуя коммутаторы) с обслуживающим причальный комплекс пожарным депо, насосной пожарной станцией и помещением узла приготовления раствора пенообразователя, продуктовой насосной станцией, диспетчером нефтерайона, оператором припортовой нефтебазы и нефтеналивным причалом (пирсом). При этом пожарное депо должно иметь прямую телефонную связь с пунктом пожарной связи города.

5.6. Диспетчер (оператор) причального комплекса должен быть обеспечен прямой телефонной связью с обслуживающим пожарным депо, пунктом пожарной связи города, вахтенным дежурным на стоящем под погрузкой танкере. Кроме того, на танкере, пришвартованном к причалу (пирсу), должен устанавливаться выносной ручной пожарный извещатель типа ИПР, включаемый через искробезопасное устройство, - сигнализатор (ИУС) для подачи сигнала о пожаре на танкерах и автоматического включения САПЗ.

5.7. На причале (пирсе) следует предусматривать пункт подключения к системе громкоговорящей связи штабного пожарного автомобиля руководителя тушения пожара.

 

 

 

 

 

Приложение 1

(справочное)

 

ПЕРЕЧЕНЬ

НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

 

1. СНиП 2.01.02-85. Противопожарные нормы

2. СНиП 2.04.02-84. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения

3. СНиП 2.04.09-84. Пожарная автоматика зданий и сооружений

4. СНиП II-60-75. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов

5. СНиП II-89-80. Генеральные планы промышленных предприятий

6. СНиП II-106-79. Склады нефти и нефтепродуктов

7. СН 527-80. Инструкция по проектированию технологических стальных трубопроводов Ру до 10 МПа

8. ГОСТ 12.1.004-85. Пожарная безопасность. Общие требования

9. ГОСТ 12.4.009-83. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание

10. ОНТП 24-86/МВД СССР. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности

11. РТМ 25.488-82. Установки пожаротушения автоматические и установки пожарной, охранной и охранно-пожарной сигнализации. Нормативы численности персонала, занимающегося техническим обслуживанием и текущим ремонтом

12. РД 31.31.37-78. Нормы технологического проектирования морских портов

13. РД 31.82.01-79. Требования безопасности труда, которые должны учитываться при проектировании морских портов

14. Правила перевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота. М., 1981, Минморфлот

15. Общие правила морских торговых и рыбных портов Союза ССР

16. Инструкция по применению, транспортировке, хранению и проверке качества пенообразователя. ВНИИПО МВД СССР. М., 1976

17. Временные рекомендации по проектированию систем автоматической защиты открытых технологических установок типа ЛК-6У нефтеперерабатывающих заводов. ВНИИПО МВД СССР, М., 1978

18. Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий Госкомнефтепродукта СССР. Изд-во "Недра", М., 1985

19. Методы оценки экономической эффективности затрат на средства противопожарной защиты. Госстрой СССР, М., 1985

20. Временные рекомендации по проектированию стационарных автоматических систем тушения пожаров нефти и нефтепродуктов в резервуарных парках и насосных станциях. ВНИИПО МВД СССР, института Гипротрубопровод Миннефтепрома СССР, М., 1974 г. (дополнение к главе СНиП II-106-79)

21. Правила классификации и постройки морских судов. Регистр СССР, 1985 г.

22. ОСТ 5.5491-80. Система пенного пожаротушения.

 

 

 

 

 

Приложение 2

(обязательное)

 

ТРЕБОВАНИЯ

К ПОЖАРНОМУ ОБОРУДОВАНИЮ МОБИЛЬНЫХ ПЛАВСРЕДСТВ,

УЧАСТВУЮЩИХ В ТУШЕНИИ ПОЖАРА НА ТАНКЕРЕ

 

1. Мобильные плавучие средства должны быть оборудованы системой водопенного тушения, рассчитанной на пожаротушение расчетного танкера, обрабатываемого в нефтегавани и отводимого от причала во время пожара. Расчет пенотушения производится в соответствии с п. 3.1, п. 3.2, п. 3.4, пп. 3.8 и 3.9 настоящих ВСН, а подача воды на охлаждение из лафетных стволов - в соответствии с ОСТ 5.5491-80 "Система пенного пожаротушения".

2. Высота расположения генераторов пены и лафетных водяных стволов должна быть переменной и достигать уровня на 3 м выше палубы порожнего расчетного танкера. Для этих целей следует использовать телескопические подъемники.

3. Радиус действия генераторов пены и лафетных отводов принимается из условия подачи воздушно-механической пены и воды в любую точку расчетной площади очага пожара на расчетном танкере.

4. На мобильных плавучих средствах должны быть предусмотрены гребенки с соединительными головками диаметром 70 мм (см. п. 3.21) для возможности подключения к САПЗ.

 

 

 

 

 

Приложение 3

(справочное)

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ НЕФТИ

И НЕФТЕПРОДУКТОВ

 

───────────────┬────────────┬────────────┬────────────────────────

   Жидкость    │Относитель- │Температура,│  Пределы взрываемости

               │ная              °C        паров по отношению

               │плотность                       к воздуху

               │(при темпе- ├──────┬─────┼───────────┬────────────

               │ратуре 20 °C│вспыш-│само-│ объемные, │темпера-

                           │ки    │вос-   м2/м3   │турные, °C

                                 │пла- ├─────┬─────┼─────┬──────

                                 │мене-│ниж- │верх-│ниж- │верх-

                                │ния  │ний  │ний  │ний  │ний

───────────────┼────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼──────

       1            2        3     4    5    6    7    8

───────────────┴────────────┴──────┴─────┴─────┴─────┴─────┴──────

                1. Нефть сырая

Зольнистая        0,8400   │ -35    -    -    -  │ -34 │ -14

Карадагская       0,8310   │ -21  │ 320 │  -    -  │ -21 │ 19

Туймазинская      0,8520   │ -20  │ 320 │  -    -  │ -21 │ -8

Сураханская,      0,8581     -5  │ 330 │  -    -    5  │ 24

месторождения                                       

Гаусаны                                             

Бибиэйбантская │   0,8670     5   │ 260 │  -    -    2  │ 26

легкая                                             

Сураханская       0,8518     12  │ 300 │  -    -  │ 12  │ 60

отборная                                            

Сураханская       0,8648     13  │ 270 │  -    -  │ 13  │ 56

обыкновенная                                        

Бинагадинская     0,8064     18  │ 300 │  -    -  │ 12  │ 39

Сураханская       0,8880     22  │ 300 │  -    -  │ 18  │ 43

масляная                                            

Балаханская       0,9170     23  │ 310 │  -    -  │ 23  │ 50

тяжелая                                             

Щубакинская       0,9161     26  │ 375 │  -    -  │ 22  │ 53

Бибиэйбантская │   0,8859     27  │ 310 │  -    -  │ 26  │ 57

тяжелая                                             

Карачухарская     0,8742     34  │ 290 │  -    -  │ 31  │ 80

(нижнего                                            

отдела)                                             

                                                       

                2. Топливо дизельное                   

Арктическое       0,8471     64  │ 330 │  -    -  │ 57  │ 105

марки ДА                                            

Автотракторное │   0,8670     71  │ 310 │  -    -  │ 62  │ 100

марки Л                                             

Зимнее марки ДЗ│   0,8310     78  │ 240 │  -    -  │ 69  │ 119

для быстроход- │                                     

ных дизелей                                         

Топливо для       0,8440     92  │ 345 │  -    -  │ 76  │ 115

быстроходных                                        

дизелей,                                            

специальное ДС │                                     

Топливо для       0,9168   │ 110  │ 370 │  -    -  │ 99  │ 137

тихоходных                                          

дизелей ДТ-1                                        

Топливо           0,9212   │ 110  │ 350 │  -    -  │ 91  │ 135

дизельное ДТ-2 │                                     

                                                       

                3. Топливо моторное                    

Топливо мото      0,7740   │ -38  │ 250 │  -    -  │ -38 │ -7

(мототопливо)                                       

Топливо Т-2       0,7900   │ -25  │ 300 │  -    -  │ -25 │ 18

(малосернистое)│                                     

Топливо Т-4       0,7740   │ -19  │ 340 │  -    -  │ -8    4

(малосернистое)│                                     

Топливо Т-1       0,7780     29  │ 290 │  -    -  │ 24  │ 59

(сернистых                                          

нефтей)                                             

Топливо Т-1       0,8130     28  │ 345 │  -    -  │ 25  │ 57

(бакинское)                                         

Топливо Т-1       0,8240     31  │ 290 │  -    -  │ 27  │ 59

(выщелоченное) │                                     

                                                       

                4. Керосин                             

Осветительный     0,8100     48  │ 265 │  -    -  │ 45  │ 86

Осветительный     0,8340     58  │ 250 │1,40 │7,50 │ 57  │ 87

Тракторный        0,8190     28  │ 260 │  -    -  │ 26  │ 85

                                                      

                5. Бензин                             

Автомобильный     0,7300   │ -36  │ 300 │0,79 │5,16 │ -36 │ -7

А-74                                                

Автомобильный    0,7280   │ -39  │ 255 │0,76 │5,03 │ -39 │ -8

А-66                                                

Авиационный       0,7450   │ -34  │ 300 │0,79 │5,16 │ -34 │ -8

Б-70                                                

Марки Б-91/115 │   0,7295   │ -38  │ 453 │  -    -  │ -38 │ +5

Авиационный       0,7362   │ -37  │ 380 │0,98 │5,48 │ -37 │ -10

(каталитичес-                                       

кий) Б-95                                           

Авиационный       0,7282   │ -34  │ 474 │0,98 │5,48 │ -34 │ -4

(каталитичес-                                       

кий) Б-100                                          

Бензин-раство- │   0,7220   │ -17  │ 350 │1,10 │5,40 │ -17 │ 10

ритель для                                          

резиновой                                           

промышленности │                                     

                                                       

                6. Прочие нефтепродукты                

Бензол            0,8800   │ -14  │ 626 │1,10 │6,80 │ -14 │ 12

Уайт-спирит       0,7760     35  │ 270 │ 1,4 │ 6,0 │ 35  │ 68

(бензин-раство-│                                     

ритель для                                          

лакокрасочной                                       

промышленности)│                                     

Лигроин           0,7698     10  │ 380 │1,40 │6,00 │  2  │ 34

 

 

 

 

 

Приложение 4

(справочное)

 

КОНЦЕНТРАЦИЯ ПЕНООБРАЗОВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

(КРАТНОСТЬЮ 1:10 и 80 - 100)

 

────────────────────────┬───────────────────┬─────────────────────

 Марка пенообразователя │  Пресная вода, %    Морская вода, %

────────────────────────┴───────────────────┴─────────────────────

ПО-3А "И"                         3                   6

ПО-1, ПО-1Д                       6                   12

ПО-6К                             6                   12

"САМПО"                           6                   12

"ТЗАС"                            6                   12

"Полюс"                           6                   12

"Фарелол"                         6                   12

 

 

 

 

 

Приложение 5

(справочное)

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНЕРАТОРОВ

ВОЗДУШНО-МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕНЫ СРЕДНЕЙ КРАТНОСТИ

(ГОСТ 12962-80Е и ТУ 78-210-71)

 

───────┬─────────┬───────┬────────┬─────┬──────┬─────┬───────┬────

Тип    │Давление │Расход │Крат-   │Рас- │Диа-  │Длина│Диаметр│Мас-

пено-  │перед    │раство-│ность   │ход  │метр  │с на-│центро-│са,

гене-  │генерато-│ра     │пены к  │пены,│пакета│сад- │бежного│кг

ратора │ром, МПа │пено-  │раст-   │л/с  │соток,│ком, │насад- │

                │образо-│вору         │м     │мм   │ка, мм │

                │вателя,│                              

                л                                  

───────┼─────────┼───────┼────────┼─────┼──────┼─────┼───────┼────

ГПС-600│0,4 - 0,6│   6   │80 - 100│ 600 │ 320  │ 610 │  20   │4,5

ГПС-600│0,4 - 0,6│   6   │80 - 100│ 600 │ 309  │ 725 │  20   │5,0

 

Воздушно-механическая пена кратностью (80 - 100) на пресной воде.

 

 

 

 

 

Приложение 6

(рекомендуемое)

 

РАСЧЕТ

СРЕДСТВ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА РАЗЛИВШИХСЯ НА ПОВЕРХНОСТИ НЕФТИ

И НЕФТЕПРОДУКТОВ ВОЗДУШНО-МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕНОЙ

СРЕДНЕЙ КРАТНОСТИ (КРАТНОСТЬ 80 - 100)

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕСНОЙ ВОДЫ

(ДЛЯ НОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА)

 

Определить общий расход воды и пенообразователя, необходимое число средств тушения пожара.

Исходные данные:

Площадь технологической площадки 470 м2, длина линии водяной завесы - 330 м, расчетный танкер - проект 1596, род перерабатываемого груза - сырая нефть.

Решение:

В качестве пенопроизводящих аппаратов используются генераторы пены средней кратности ГПС-600 (расход раствора пенообразователя при напоре 0,6 МПа составляет для генератора 6 л/с).

Расчетное время тушения пожара 10 мин (600 с).

Расход пенообразователя одним ГПС-600 равен 0,36 л/с.

Расход воды на тушение пожара одним ГПС равен 5,64 л/с.

Интенсивность подачи раствора пенообразователя на тушение пожара - 0,08 л/с на 1 м2 площади зеркала горящей жидкости.

В соответствии с п. 3.1 определяем расчетную площадь очага пожара: технологическая площадка - 470 м2 либо площадь наибольшего танка (270 м2 + 270 м2) = 540 м2. Суммарный расход пены для тушения пожара на технологической площадке:

500 x 0,08 = 40 л/с.

Секундный расход на тушение пожара на танкере:

540 x 0,1 = 54 л/с.

Для расчетов принимаем наибольший расход - 54 л/с.

Число ГПС-600, обеспечивающее необходимый расход раствора пенообразователя на тушение:

54 : 6 = 9 шт.

Количество пенообразователя, необходимое на тушение в течение 600 с:

9 x 0,36 x 600 = 1944 л или 1944 x 1,1 = 2,138 т

(где 1,1 - плотность пенообразователя).

Количество пенообразователя, необходимое для тушения при трехкратном запасе:

1944 x 3 = 5832 л или 5,832 x 1,1 = 6,415 т.

Расходы воды на приготовление раствора пенообразователя для тушения горящей разлившейся жидкости:

5,64 x 9 = 50,76 л/с = 50,8 л/с.

 

 

 

 

 

Приложение 7

(рекомендуемое)

 

РАСЧЕТ

СРЕДСТВ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА РАЗЛИВШИХСЯ НА ПОВЕРХНОСТИ

НЕФТЕПРОДУКТОВ ВОЗДУШНО-МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕНОЙ

СРЕДНЕЙ КРАТНОСТИ (КРАТНОСТЬ 80 - 100)

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОРСКОЙ ВОДЫ

(ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ИЛИ ТЕХПЕРЕВООРУЖЕНИЯ)

 

Определить общий расход воды и пенообразователя, необходимое число средств тушения пожара.

Исходные данные:

Площадь технологической площадки 410 м2, длина линии водяной завесы - 330 м, расчетный танкер - проект 1598, род перерабатываемого груза - сырая нефть.

Решение:

В качестве пенопроизводящих аппаратов используются генераторы пены средней кратности ГПС-600 (расход раствора пенообразователя при напоре 0,6 МПа - составляет для одного генератора 6 л/с).

Расчетное время тушения пожара 10 мин (600 с);

Расход пенообразователя одним ГПС-600 равен 0,72 л/с;

Расход воды на тушение пожара одним ГПС-600 равен 5,28 л/с.

Интенсивность подачи раствора пенообразователя на 1 м2 зеркала горящей жидкости - 0,08 л/с.

В соответствии с п. 3.1 определяем расчетную площадь очага пожара: технологическая площадка - 410 м2 либо суммарная площадь наибольшего танка

(270 м2 + 270 м2) = 540 м2.

В п. 3.1 "Требуемый расход воды и пенообразователя для тушения пожара на танкере снижается на 50% ...". Отсюда расчетная площадь тушения пожара на танкере - 270 м2 меньше, чем на технологической площадке и менее 500 м2.

Секундный расход раствора пенообразователя на тушение:

500 x 0,08 = 40,0 л/с.

Число ГПС-600, обеспечивающее необходимый расход раствора пенообразователя на тушение:

40,0 : 6 = 6,6 - принимаем 7 шт.

Количество пенообразователя, необходимое на тушение в течение 600 с: 7 x 0,72 x 600 = 3024 л или 3,03 x 1,1 = 3,33 т.

Количество пенообразователя, необходимого для тушения при трехкратном запасе:

3024 x 3 = 9072 л или 9,072 x 1,1 = 9,979 т.

Расход воды на приготовление раствора пенообразователя для тушения разлившейся жидкости

5,28 x 7 = 36,96  37 л/с.

 

 

 

 

 

Приложение 8

(справочное)

 

РАСЧЕТ ВОДЯНОЙ ЗАВЕСЫ НА ПРИЧАЛЕ

 

Определить общий расход воды, необходимый для создания водяной завесы.

Исходные данные:

Расчетная длина завесы - 180 м. Высота палубы порожнего танкера составляет 6 м. Напор водяного насоса - 90 м.

Диаметр спрыска определяется методом подбора, исходя из минимально потребной высоты сплошной завесы, превышающей высоту палубы порожнего танкера на 3 м.

 

, м,

 

где  - высота вертикальной струи, м;

- напор воды у спрыска, м.в.ст.;

- коэффициент, определяемый в зависимости от диаметра спрыска с насадкой (в соответствии с табл. 104 справочника "Проектирование водопроводов").

 

= 0,0825 при  3 мм;  = 6,7 м;  15 м.в.ст.

= 0,0615 при  4 мм;  = 8,6 м;  18 м.в.ст.

= 0,0487 при  5 мм;  = 10,8 м;  23 м.в.ст.

= 0,0404 при  6 мм;

= 0,034 при  7 мм;

 

- максимальная высота струи, используемая из спрыска указанного диаметра, м;

- минимальный напор, обеспечивающий максимальную высоту струи, м.в.ст.

При необходимой высоте завесы

 

= 6 + 3 = 9 м

 

и высоте расположения распределительного трубопровода водяной завесы на отметке 2,6 м.

принимается 6,7 м при диаметре спрыска, равным 5 мм.

 

м.

 

Расход воды из спрыска с насадкой определяется по формуле

 

,

 

где q - расход воды в л/с;

- величина расхода воды, зависимая от диаметра спрыска и равна (по табл. 105), л/с.

= 0,000981 для  3 мм;

= 0,0031 для  4 мм;

= 0,00756 для  5 мм;

= 0,01568 для  6 мм;

= 0,029 для  7 мм.

Отсюда  л/с.

Принимаем q = 1 л/с на 1 м.

= 0,08 м между оросителями.

При  5 мм  = 23 м.в.ст.

л/с;

= 0,45 м.

 

Общий расход определяется в зависимости от диаметра распределительного трубопровода.

 

 





ТЕХНОРМАТИВЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И ПРОЕКТИРОВЩИКОВ

Яндекс цитирования


Copyright © www.docstroika.ru, 2013 - 2024