Утвержден и введен в
действие
Постановлением
Госстандарта СССР
от 24 мая 1988 г. N
1444
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
КАНАТЫ СТАЛЬНЫЕ ТАЛЕВЫЕ ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО
И ГЛУБОКОГО РАЗВЕДОЧНОГО БУРЕНИЯ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Steel tackle ropes for
operational
and deep probe boring.
Specifications
ГОСТ 16853-88
Группа В75
ОКП 12 5100
Срок действия
с 1 июля 1989 года
до 1 июля 1994
года,
в части канатов
нормальной
точности и канатов
марки 1
до 1 января 1990
года
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ДАННЫЕ
1. Разработан и
внесен Министерством химического и нефтяного машиностроения СССР.
Исполнители: В.В.
Пугач, канд. техн. наук; В.О. Белугин, А.М. Бубакин, Л.В. Цареградская, Ю.В. Заславский.
2. Утвержден и
введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам
от 24.05.1988 N 1444.
3. Срок первой
проверки - 1992 г.
Периодичность
проверки - 5 лет.
4. Взамен ГОСТ
16853-71.
5. Ссылочные
нормативно-технические документы
──────────────────────────────────────────┬───────────────────────
Обозначение НТД, на который дана ссылка │Номер пункта, подпункта
──────────────────────────────────────────┼───────────────────────
ГОСТ
3241-91
│2.14, 2.15, 4.4, 5.3
ГОСТ
5269-93
│2.2
ГОСТ
7372-79 │2.1, 2.2,
2.5
ГОСТ
8828-89
│2.12
ГОСТ
9569-79
│2.12
ГОСТ
11127-78
│2.12
ГОСТ
14192-96
│2.13
ГОСТ
15037-69 │2.2.1
ГОСТ
15150-69
│5.1
ГОСТ
15846-79
│2.12.1
Настоящий стандарт
распространяется на стальные талевые канаты, используемые на буровых установках
для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения нефтяных и газовых
скважин.
Требования пп. 1.1, 1.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.14, 4.2, 4.4 являются
обязательными.
1. ОСНОВНЫЕ
ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. Канаты должны
изготовляться типа ЛК-РО конструкции 6 х 31 (1 + 6 + 6,6 + 12) с металлическим
сердечником конструкции 7 х 7 (м. с.) или органическим сердечником (о. с.).
1.2. Канаты должны
изготовляться правой крестовой свивки.
Направление свивки проволок в прядях каната должно
быть противоположным направлению свивки каната.
Допускается
изготовлять канаты левой крестовой свивки.
1.3.
Основные параметры и размеры канатов должны соответствовать черт. 1, 2 и табл.
1, 2.
Шестипрядный канат 6 х 31 + 1 м. с.;
6 х 31 = 186
проволок с металлическим сердечником
конструкции 7 х 7 =
49 проволок
(прядь каната 1 + 6
+ 6,6 + 12; прядь сердечника 1 + 6)
Черт. 1
Шестипрядный канат 6 х 31 + 1 о. с.;
6 х 31 = 186
проволок с органическим сердечником
(прядь каната 1 + 6
+ 6,6 + 12)
Черт. 2
Таблица 1
─────────────────────────────────────────────────────┬───────┬────────
Диаметр, мм │Расчет-│Ориенти-
──────┬──────────────────────────────────────────────┤ная │ровочная
каната│ проволоки │площадь│масса
├────────────┬─────┬────┬───────────────┬──────┤сечения│1000
м
│центрального│цент-│1-го│ 2-го слоя
│3-го │всех │смазан-
│ сердечника │раль-│слоя│ │слоя │прово-
│ного
├─────┬──────┤ной │(6
├───────┬───────┤(12 │лок, │каната,
│цент-│в
слое│в
│про-│боль-
│малого │про-
│мм2 │кг
│раль-│пряди
│пряди│во-
│шого
│размера│волок)│ │
│ной │(6
│ │лок)│размера│(6 про-│ │ │
│в │про-
│ │ │(6 про-│волок)
│ │ │
│пряди│волок)│ │
│волок) │
│ │ │
──────┼─────┼──────┼─────┼────┼───────┼───────┼──────┼───────┼────────
25 │1,1
│1,0 │1,35
│1,30│1,20 │0,85 │1,60
│300,64 │2660
28 │1,2
│1,10 │1,55
│1,45│1,30 │1,00 │1,80
│376,50 │3380
32 │1,4
│1,30 │1,70
│1,60│1,50 │1,10 │2,00
│475,75 │4200
35 │1,4
│1,35 │1,85
│1,75│1,65 │1,20 │2,20
│564,13 │5050
38 │1,6
│1,50 │2,00
│1,90│1,80 │1,30 │2,40
│672,50 │5980
Продолжение табл. 1
──────────────────────────────────────────────────────────────────
Маркировочная группа по временному
сопротивлению разрыву,
Н/мм2
(кгс/мм2)
────────────────────┬─────────────────────┬───────────────────────
1570 (160) │
1670 (170) │ 1770 (180)
────────────────────┴─────────────────────┴───────────────────────
расчетное разрывное усилие, Н (кгс),
не менее
──────────┬─────────┬──────────┬──────────┬──────────┬────────────
суммарное │ каната
│суммарное │ каната
│суммарное │ каната
всех
│ в целом │ всех │ в целом │
всех │ в целом
проволок │ │ проволок
│ │ проволок │
в канате │ │ в канате │ │ в канате │
──────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────
471500 │400500 │501000 │426000 │530500 │451000
(48100) │(40850) │(51100) │(43400) │(54100) │(45950)
590500 │502000 │627500 │533000 │664500 │564500
(60200) │(51200) │(64000) │(54400) │(67750) │(57600)
746000 │634500 │792500 │673500 │839000 │713000
(76100) │(64700) │(80850) │(68700) │(85600) │(72750)
885000 │752000 │940500 │799000 │995500 │846000
(90250) │(76700) │(95900) │(81500) │(101500) │(86300)
1055000 │896500 │1121000 │952500 │1185000 │1009000
(107500) │(91450) │(114000) │(97150) │(121000) │(102500)
Таблица 2
───────────────────────────────────────────────┬─────────┬────────
Диаметр, мм │Расчетная│Ориенти-
──────┬────────────────────────────────────────┤площадь │ровочная
каната│ проволоки │сечения │масса
├───────┬─────────┬───────────────┬──────┤всех │1000 м
│цент- │1-го слоя│ 2-го слоя
│3-го │прово- │смазан-
│ральной│(6
прово-├───────┬───────┤слоя │лок, мм2
│ного
│в пряди│лок) │большо-│малого
│(12 │ │каната,
│ │ │го раз-│размера│прово-│ │кг
│ │ │мера │(6 про-│лок) │ │
│ │ │(6 про-│волок)
│ │ │
│ │ │волок) │ │ │ │
──────┼───────┼─────────┼───────┼───────┼──────┼─────────┼────────
25 │1,35 │1,30 │1,20 │0,85
│1,60 │262,18 │2450
28 │1,55 │1,45 │1,30 │1,00
│1,80 │329,95 │3000
32 │1,70 │1,60 │1,50 │1,10
│2,00 │409,94 │3800
35 │1,85 │1,75 │1,65 │1,20
│2,20 │494,01 │4640
38 │2,0 │1,90 │1,80 │1,30
│2,40 │585,92 │5450
Продолжение табл. 2
──────────────────────────────────────────────────────────────────
Маркировочная группа по временному
сопротивлению разрыву,
Н/мм2
(кгс/мм2)
────────────────────┬─────────────────────┬───────────────────────
1570 (160) │
1670 (170) │ 1770 (180)
────────────────────┴─────────────────────┴───────────────────────
расчетное разрывное усилие, Н (кгс),
не менее
──────────┬─────────┬──────────┬──────────┬──────────┬────────────
суммарное │ каната
│суммарное │ каната
│суммарное │ каната
всех
│ в целом │ всех │ в целом │
всех │ в целом
проволок │ │ проволок
│ │ проволок │
в канате │ │ в канате │ │ в канате │
──────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼────────────
411000 │349000 │437000 │371000 │462500 │393000
(41900) │(35650) │(44550) │(37850) │(47150) │(40100)
517500 │439500 │550000 │467500 │582000 │494500
(52750) │(44850) │(56050) │(47650) │(59350) │(50450)
643000 │546500 │683000 │580500 │723500 │615000
(65550) │(55750) │(69650) │(59200) │(73750) │(62700)
775000 │658500 │823500 │700000 │872000 │741000
(79000) │(67150) │(83950) │(71350) │(88900) │(75550)
919000 │781000 │976500 │830000 │1030000 │878500
(93750) │(79650) │(99600) │(84650) │(105000) │(89650)
Диаметры проволок в
канатах являются расчетными и могут уточняться в пределах +/- 0,1 мм, при этом
диаметры канатов не должны выходить за пределы допускаемых отклонений,
приведенных в п. 2.4.
Примеры условных
обозначений
Канат с
металлическим сердечником, диаметром 32 мм, марки В,
правой крестовой свивки, повышенной точности
изготовления Т, маркировочной группы по временному сопротивлению разрыву 1570
Н/мм2 (160 кгс/мм2):
Канат
МС-32-В-Т-1570 ГОСТ 16853-88
То же, марки 1,
левой крестовой свивки, нормальной точности
изготовления:
Канат
МС-32-1-Л-1570 ГОСТ 16853-88
Канат с
органическим сердечником, диаметром 32 мм, марки В,
правой крестовой свивки, повышенной точности
изготовления Т, маркировочной группы по временному сопротивлению разрыву 1770
Н/мм2 (180 кгс/мм2):
Канат
ОС-32-В-Т-1770 ГОСТ 16853-88
То же, марки 1,
левой крестовой свивки, нормальной точности
изготовления:
Канат
ОС-32-1-Л-1770 ГОСТ 16853-88.
2.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Пряди
канатов должны изготовляться из проволоки без покрытия марок
В или 1 по ГОСТ 7372-79 в соответствии с требованиями настоящего
стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном
порядке.
2.2.
Сердечники канатов должны изготовляться:
металлические - из
проволоки без покрытия марок В или 1 по ГОСТ 7372-79;
органические
- из сизали по нормативно-технической документации, из пенькового волокна по
ГОСТ 5269-93, из полипропиленовой пленочной нити по нормативно-технической
документации.
Допускается
добавлять к витому органическому сердечнику отдельные каболки в количестве, не
превышающем числа каболок, линейная плотность которых равна разности линейной
плотности смежных диаметров сердечников.
2.2.1.
Сердечники из пенькового волокна, сизали должны быть пропитаны смазкой по ГОСТ
15037-69 или другой смазкой по нормативно-технической документации.
2.2.2. Свивка металлического сердечника в канате должна быть
односторонней.
Пряди и сердечник
свиваются в одном направлении: левом - для канатов правой свивки
и правом - для канатов левой свивки.
2.2.3. Отдельные
отрезки органических сердечников сращивают, при этом диаметр канатов не должен
выходить за предельные отклонения по диаметру.
2.3. Проволоки в
слоях не должны западать, выступать, перекрещиваться, а также не быть
заломленными и расплющенными, концы проволок соединяют посредством стыковой
электросварки с отпуском.
В месте сварки
утолщение диаметра проволоки не должно превышать величины предельного
отклонения по диаметру.
В канатах марки 1
на одном метре каната допускается не более двух соединений проволок в разных
поперечных сечениях, в канатах марки В - не более
одного соединения на 10 м.
2.4.
Допускаемый разбег временного сопротивления разрыву проволок каждого диаметра,
взятых из готового каната, за исключением центральной проволоки пряди, не
должен превышать величин, приведенных в табл. 3.
Таблица 3
Н/мм2 (кгс/мм2)
──────────────────────────────┬───────────────────────────────────
Маркировочная группа каната │
Допускаемый разбег временного
по временному сопротивлению │
сопротивления разрыву проволок
разрыву │ каждого диаметра, взятых
из
│ готового каната марок
├────────────────┬──────────────────
│ В
│ 1
──────────────────────────────┼────────────────┼──────────────────
1570
(160) │250 (26) │310 (32)
1670
(170) │ │330 (34)
1770
(180) │ │360 (37)
2.5. Число
перегибов и скручиваний проволок, взятых из готового каната, должно
соответствовать ГОСТ 7372-79.
Допускается
уменьшение числа перегибов и скручиваний проволок на единицу по отношению к
требованиям, указанным в ГОСТ 7372-79.
2.6.
Предельные отклонения диаметра каната должны быть:
для канатов
повышенной точности
% с
металлическим сердечником;
% с
органическим сердечником;
для канатов
нормальной точности изготовления
% с
металлическим сердечником;
% с
органическим сердечником.
2.7.
Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате и разрывное усилие каната в
целом должно быть не менее приведенных в табл. 1 и 2.
2.8. Длина канатов
различных диаметров должна соответствовать приведенной
в табл. 4.
Таблица 4
─────────────────────┬────────────────────────────────────────────
Диаметр каната, мм │
Номинальная длина каната, м, не менее
├────────────────────┬───────────────────────
│ нормального │
укороченного
─────────────────────┼────────────────────┼───────────────────────
25,0 │1000 │450
28,0 │1200 │570
32,0 │1500 │850
35,0 │1500 │850
38,0 │1500 │850
Канаты укороченной
длины, используемые для эксплуатационных потребностей потребителя, не должны
превышать 2% массы партии.
Допускаемое
отклонение по длине не должно быть более +/- 1%.
Концы канатов
должны иметь не менее двух перевязок длиной не менее 40 мм на расстоянии не
более 50 мм друг от друга.
2.9. Канат должен
быть нераскручивающимся и рихтованным.
2.10. Канат должен
иметь по всей длине равномерный шаг свивки всех
элементов. Длина шага свивки проволок в прядях каната
и сердечника не должна превышать 8,5-кратного диаметра прядей, а длина шага свивки прядей в канате и его металлическом сердечнике
6,5-кратного диаметра каждого.
2.11. Канат
покрывают смазкой по всему сечению.
В качестве смазок
должны применяться: Торсиол-35, БОЗ-1 и другие канатные смазки по
нормативно-технической документации.
2.12. Канат
должен быть намотан одним отрезком на деревянные барабаны по ГОСТ 11127-78,
металлические барабаны по технической документации или на возвратные барабаны с
использованием их в установленном порядке.
По требованию
потребителя барабаны с канатами обшиваются досками. Под обшивку укладывается
слой бумаги по ГОСТ 8828-89 или ГОСТ 9569-79.
2.12.1.
Упаковка канатов, отгружаемых в районы Крайнего Севера и труднодоступные
районы, а также канатов, транспортируемых морским транспортом, - по группе 123
ГОСТ 15846-79. При транспортировании воздушным транспортом барабаны должны быть
упакованы в дощатые обрешетки.
2.12.2. Диаметр
шейки барабанов должен быть не менее 15-кратного диаметра каната. Щеки барабана
должны выступать над наружным слоем намотанного каната не менее чем на 50 мм.
2.12.3. Концы
каната должны быть прочно закреплены к барабану: канат должен быть уложен
плотными, неперепутанными рядами для обеспечения
свободного сматывания его с барабана.
2.13.
Транспортная маркировка - по ГОСТ 14192-96.
2.14.
Маркировка канатов - по ГОСТ ГОСТ
3241-91.
2.15.
Остальные технические требования - по ГОСТ 3241-91.
3. ПРАВИЛА
ПРИЕМКИ
3.1. Канаты
принимаются партиями. Партия должна состоять из каната одного типоразмера, в
одной единице упаковки и оформлена одним документом о качестве, содержащим:
товарный знак или
наименование и товарный знак предприятия-изготовителя;
наименование
организации, в систему которой входит предприятие-изготовитель;
номер каната по
системе нумерации предприятия-изготовителя;
условное
обозначение каната;
длину каната;
массу брутто каната;
суммарное разрывное
усилие всех проволок в канате или разрывное усилие каната в целом;
материал
сердечника;
дату изготовления
каната;
тип смазки;
номер барабана;
изображение знака
соответствия при обязательной сертификации.
3.2. Внешний вид,
размеры и механические свойства проволок проверяют на каждом канате.
3.3. Остальные
правила приемки - по ГОСТ 3241-91.
4. МЕТОДЫ
ИСПЫТАНИЙ
4.1. Для проверки
механических свойств проволок и диаметра проволок,
наличия смазки в канате и сердечнике от каждого каната отбирают отрезок каната
длиной не менее 1 м.
От отрезка каната
для испытаний на растяжение, скручивание и перегиб отбирают 46 основных проволок
из прядей (в том числе 27 проволок наружного слоя прядей, 18 проволок
внутренних слоев и 1 центральную проволоку), а из каната с металлическим
сердечником 12 проволок металлического сердечника.
4.2.
Механические свойства проволок и маркировочную группу каната определяют
испытанием разрывного усилия проволок каната.
Если суммарное
разрывное усилие всех проволок каната окажется ниже разрывного усилия,
приведенного в табл. 1 и 2, то проводится повторное испытание, результаты
которого являются окончательными.
При испытании
разрывного усилия канатов марки 1 в целом допускается оценивать марку каната по
результатам испытания механических свойств 10% проволок каждого диаметра, но не
менее трех. Количество проволок, полученное расчетом, округляется до целого
числа в сторону увеличения.
4.3. Наличие смазки
в канате и сердечнике проверяют визуальным контролем.
4.4.
Остальные требования к методикам испытаний - по ГОСТ 3241-91.
5.
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
5.1.
Барабаны с намотанными канатами транспортируют транспортом всех видов в
соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного
вида. Размещение и крепление грузов при железнодорожных перевозках проводят в
соответствии с техническими условиями погрузки и крепления грузов,
утвержденными Министерством путей сообщения СССР. Транспортирование канатов по
железной дороге проводится повагонными,
малотоннажными или мелкими отправками.
Условия
транспортирования в крытых транспортных средствах - по группам 5, 6 ГОСТ
15150-69, открытых транспортных средствах - по группам 8, 9 ГОСТ 15150-69.
5.2. Барабан с
намотанным канатом массой более 10 т должен транспортироваться в горизонтальном
положении (ось вращения - горизонтальная), а массой 10 т и менее допускается транспортировать
с вертикальным расположением оси барабана.
5.3. Под
антикоррозионной металлической пластиной или в металлический конверт,
прибиваемый к барабану, должны быть вложены копия документа о качестве и анкета
работы талевого каната, которую потребитель должен заполнить и выслать в адрес
предприятия-изготовителя (см. Приложение).
При
транспортировании воздушным транспортом металлическая пластина должна быть
размещена внутри барабана и крепиться в двух местах.
5.3. Хранение
канатов - по ГОСТ 3241-91.
6. УКАЗАНИЯ
ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
6.1. Диаметр
используемого каната должен соответствовать типоразмеру талевой системы, на
которой он будет эксплуатироваться.
6.1.1. Не
допускается работа каната без успокоителя-стабилизатора и загрязнение частей каната
буровым раствором и абразивами.
6.1.2. Заправка
каната на талевую систему производится по крестовой оснастке. Допускается в
отдельных случаях использование параллельной оснастки.
6.1.3. Канат
отрабатывать периодически с перепуском в процессе проводки скважины по системе,
утвержденной руководством предприятия-потребителя.
6.1.4. При монтаже
и перепусках канатов с металлическим сердечником не допускается отделение
прядей каната от сердечника. Сердечник с одной обвитой прядью следует
использовать для заплетения петли на конце каната.
6.1.5.
Предприятие-потребитель канатов должен вести систематический учет наработки и
перепусков канатов. Анкету наработки каната необходимо направлять
предприятию-изготовителю.
7. ГАРАНТИИ
ИЗГОТОВИТЕЛЯ
7.1. Изготовитель
должен гарантировать соответствие стальных канатов требованиям настоящего стандарта
при соблюдении условий транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.
7.2. Гарантийный
срок хранения канатов марки В - 12 месяцев с момента
их изготовления.
7.3. Гарантийная
наработка канатов марки В на 1 м, не менее:
15 ткм - для диаметра 25 мм;
19 ткм - для диаметра 28 мм;
20 ткм - для диаметра 32 мм;
20 ткм - для диаметра 35 мм;
20 ткм - для диаметра 38 мм.
Приложение
Обязательное
АНКЕТА
работы талевого каната N ________
1. Предприятие-потребитель (объединение, УБР, УРБ,
НГРЭ и т.п.)
________________________________. 2. Буровая N
__________________.
3. Дата навески каната ______________. 4.
Глубина скважины при
навеске, м ________________. 5. Дата снятия каната
______________.
6. Глубина скважины при снятии, м
_______________________________.
7. Причина снятия каната (износ, окончание бурения и
т.п.) ______
_____________. 8. Тип буровой установки
_________________________.
9. Общее число рейсов за время работы каната
____________________.
10. Длина свечи, м
______________________________________________.
11. Конструкция бурильной колонны
на время работы каната (диаметр
труб, мм - D; толщина
стенки, мм - S; длина ступени, м, - l).
───────────┬───────┬─────┬────────────────┬───────────────────────
Интервал │Число
│Пара-│ УБТ
│ Бурильные трубы
бурения, м │рейсов
│метры├────────────────┴───────────────────────
│в ин-
│сту- │ номер ступени, считая от забоя
─────┬─────┤тервале│пени
├─────┬────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────
от │ до
│ │ │
1 │ 2 │
3 │ 1
│ 2 │
3 │ 4
─────┼─────┼───────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────
│ │ │D х S│ │
│ │ │
│ │
│ │
├─────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────
│ │ │
l │ │
│ │ │
│ │
─────┼─────┼───────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────
│ │ │D х S│ │
│ │ │
│ │
│ │
├─────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────
│ │ │
l │ │
│ │ │
│ │
12. Наработка каната на данной буровой, ткм _____________________.
13. Общая наработка каната, ткм
________________. 14. Количество и
длина перепусков, м
___________________.
Анкету составил ____________________________. Дата