Утверждено
Постановлением
Госстроя СССР
от 10 ноября 1989
г. N 147
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ "ПОД
КЛЮЧ"
1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее
Положение регламентирует организационно-экономические взаимоотношения между
участниками инвестиционного процесса при строительстве "под ключ"
жилых домов и других объектов социальной сферы, а также объектов
производственного назначения (в первую очередь строящихся по типовым и повторно
применяемым проектам), в том числе объектов трубопроводного, железнодорожного и
автомобильного транспорта, связи, электроэнергетики, мелиорации и водного
хозяйства.
1.2. Метод строительства объектов "под ключ" предусматривает
обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию
услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями
инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как
единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции
(проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая
комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в
эксплуатацию).
1.3. Участниками
инвестиционного процесса при строительстве объектов "под ключ"
являются:
единые заказчики в
городах, на территории автономных республик, краев и областей или отдельные
предприятия (организации)-заказчики по строительству
объектов социальной сферы, а также действующие предприятия или дирекции
строящихся предприятий, осуществляющие производственное строительство, в
дальнейшем именуемые "заказчики";
генеральные
подрядные организации - проектно-промышленно-строительные
(проектно-строительные), производственные строительно-монтажные объединения,
строительно-монтажные тресты, домостроительные комбинаты и т.д., посреднические
организации и фирмы, в дальнейшем именуемые "генподрядчики".
Генподрядчик несет экономическую ответственность перед заказчиком за выполнение
договорных обязательств по осуществлению комплекса работ на всех стадиях
инвестиционного цикла;
субподрядные
строительные организации - специализированные строительные,
строительно-монтажные, пусконаладочные и другие организации, привлекаемые на
договорных началах для выполнения предусмотренных проектами специальных видов
работ, в дальнейшем именуемые "субподрядчики". Субподрядчик несет
экономическую ответственность перед генподрядчиком за своевременное и качественное
выполнение работ, обусловленных договором субподряда;
проектные,
проектно-технологические, проектно-конструкторские, научно-исследовательские
организации, привлекаемые генподрядчиком на договорных началах для выполнения
необходимых проектных и научных работ и несущие перед ним экономическую
ответственность за выполнение договорных обязательств.
1.4. Договор
подряда на строительство объекта "под ключ", заключаемый между
заказчиком и генподрядчиком, предусматривает выполнение последним цикла -
"проектирование - строительные, монтажные и специальные строительные
работы, предусмотренные СНиП 3.01.04-87, - сдача объекта в эксплуатацию".
Строительство
"под ключ" объектов и сооружений, относящихся к государственному
заказу, подлежит включению в планы работ субподрядчиков и проектных организаций
в первоочередном порядке.
1.5. В своей работе
участники инвестиционного процесса при сооружении объектов "под ключ"
руководствуются действующими нормативными актами в области капитального строительства,
а также настоящим Положением.
2. ФОРМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ "ПОД КЛЮЧ"
2.1. Переход к
строительству "под ключ" жилых домов и других объектов социального
назначения, а также однотипных производственных объектов и сооружений осуществляется,
как правило, по территориальному принципу (союзные (без областного деления) и
автономные республики, края, области, города) на основе перевода на работу по
этому методу участников инвестиционного процесса данной территории.
2.2. Переходу к
строительству "под ключ" жилых домов и других объектов социального
назначения предшествует необходимая организационная, структурная и
функциональная перестройка деятельности участников инвестиционного процесса.
При этом в целях повышения эффективности управления инвестиционным процессом
целесообразно обеспечить:
создание в городах
служб единого заказчика и сосредоточение в распоряжении этих служб капитальных
вложений на сооружение жилых домов и других объектов социального назначения,
предусмотренных в планах исполкомов Советов народных депутатов, предприятий и
организаций;
создание в регионе
проектно-промышленно-строительных (проектно-строительных) объединений -
организационной формы управления, способной самостоятельно осуществлять весь
цикл от разработки проектной документации до сдачи заказчикам объектов,
подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг;
упорядочение
системы материально-технического снабжения и комплектования строек
технологическим оборудованием и др.
2.3. Переход к
строительству "под ключ" объектов трубопроводного, железнодорожного,
автомобильного транспорта, связи, энергетики, водохозяйственного строительства
осуществляется по отраслевому принципу на основе перевода на работу по этому
методу подрядных и других организаций отрасли. В зависимости
от избранного масштаба на новый вид подряда могут быть переведены
специализированные строительные министерства, специализированные строительные
объединения, проектно-строительные объединения, строительно-монтажные
(специализированные) тресты и др. Одновременно осуществляется необходимая
организационная, структурная и функциональная перестройка деятельности
участников инвестиционного процесса отрасли (предприятия, объединения), а также
с участием заинтересованных Советов народных депутатов - урегулирование вопросов
взаимодействия с подведомственными им организациями.
3.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКАМИ
И ГЕНПОДРЯДЧИКАМИ
3.1. Система
строительства объектов "под ключ" предусматривает следующее
распределение основных функций между заказчиками и генподрядчиками:
Заказчики:
представляют
генподрядчикам утвержденные проекты застройки микрорайонов, кварталов,
градостроительных комплексов, поселков и сельских населенных пунктов,
утвержденные технико-экономические расчеты строительства объектов производственного
назначения и отдельных зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения;
передают
генподрядчикам лимиты капитальных вложений;
передают
генподрядчикам полностью или частично ассигнования, предназначенные для
содержания служб заказчика, в связи с возложением на генподрядчиков
дополнительных функций;
передают
генподрядчикам или сдают им в аренду складские помещения, необходимые для
хранения оборудования, кабельной продукции и других материалов, ранее
поставлявшихся заказчиками. При отсутствии указанных помещений передают
генподрядчикам необходимые средства на их аренду у третьей стороны либо
компенсируют затраты генподрядчика по хранению указанных материалов и
оборудования;
обеспечивают
совместно с эксплуатационными организациями своевременную поставку сырья,
материалов, топливно-энергетических ресурсов, набор и укомплектование кадров
эксплуатационного персонала для осуществления пусконаладочных работ,
предусмотренных СНиП 3.01.04-87. При необходимости передают указанные кадры в
состав генподрядных (субподрядных) организаций на согласованные сроки;
обеспечивают после
утверждения акта Государственной приемочной комиссии приемку-передачу
законченных объектов на баланс заказчиков или эксплуатационных организаций, а
также производят расчеты по законченному строительству.
Генподрядчики:
обеспечивают
разработку строительной части проектно-сметной документации собственными силами
или по договору - с внешними проектно-изыскательскими организациями.
Самостоятельно осуществляют передачу в производство рабочей документации в
объемах и сроки, учитывающие технологическую последовательность и конкретные
условия строительства;
обеспечивают
своевременное и качественное выполнение строительно-монтажных и специальных
строительных работ, комплектацию строек технологическим и инженерным
оборудованием, конструкциями и материалами;
обеспечивают ввод в
действие объекта в соответствии с утвержденным проектом и требованиями,
обусловленными заказчиком в договоре подряда, в сроки, определенные нормами
продолжительности строительства и договорными обязательствами.
4.
ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ
ИНВЕСТИЦИОННОГО
ПРОЦЕССА
4.1. Заказчик
заключает с генподрядчиком договор подряда на строительство объекта "под
ключ".
4.2. Стоимость
работ, включаемая в договор подряда, принимается по договорной цене, определяемой
в соответствии с порядком, приведенным в Приложении к настоящему Положению.
4.3. Генподрядчик,
осуществляющий строительство объекта "под ключ", как правило,
переводится на систему обеспечения материально-техническими ресурсами через
территориальные органы Госснаба СССР за счет лимитов, выделяемых ему
вышестоящей организацией, в соответствии с потребностью, определяемой проектами
и сметами.
Комплектование
строек оборудованием, изделиями и материалами производится в соответствии с
порядком, установленным Госснабом СССР совместно с Госпланом СССР и Госстроем
СССР.
4.4. Объекты,
законченные строительством, подготовленные к выпуску продукции или оказанию
услуг, принимаются в эксплуатацию в установленном порядке.
5.
ФИНАНСИРОВАНИЕ И КРЕДИТОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
5.1. Затраты
генподрядчика до сдачи объекта заказчику "под ключ" покрываются за
счет его собственных средств и кредитов банков.
Кредитование
строительства объектов "под ключ" осуществляется в течение всего
периода в полном соответствии с проектом организации строительства в пределах
нормативных сроков в порядке, установленном Госбанком СССР и
специализированными банками СССР.
Средства на оплату
процентов за банковский кредит, выдаваемый подрядчику на строительство объекта
"под ключ", предусматриваются в сметах, исходя из нормативных сроков
строительства.
5.2. Заказчик
осуществляет расчет с генподрядчиком по договорной цене после утверждения акта
Государственной приемочной комиссии о вводе объекта в эксплуатацию.
Генподрядчик производит окончательные расчеты с субподрядчиками после
завершения ими комплексов соответствующих видов работ, на которые
устанавливаются договорные цены.
5.3. Формирование
дохода (прибыли) и фондов экономического стимулирования генподрядчиком
осуществляется по результатам расчетов за готовую строительную продукцию после
утверждения акта Государственной приемочной комиссии, а субподрядчиками - после
сдачи генподрядчику законченных комплексов работ.
5.4. При сооружении
объектов "под ключ" затраты по незавершенному строительству числятся
на балансе генподрядчика до сдачи объекта в эксплуатацию.
5.5. Учет и
отчетность по всем видам деятельности, выполняемым генподрядчиком при
строительстве объектов "под ключ", осуществляется в порядке,
установленном Госкомстатом СССР.
Приложение
к Положению об
организации
строительства
объектов "под ключ"
ПОРЯДОК
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ДОГОВОРНЫХ ЦЕН ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ОБЪЕКТОВ "ПОД
КЛЮЧ"
1. Стоимость работ и затрат генподрядчика при строительстве объектов
"под ключ" устанавливается на основе согласованных договорных цен,
которые определяются на основании расчетов стоимости строительства в
технико-экономических расчетах или сводных сметных расчетов стоимости
строительства (с учетом стоимости пусконаладочных работ), прошедших
государственную, ведомственную или вневедомственную экспертизу, и являются
окончательными и обязательными для всех участников инвестиционного процесса.
2. В договорную
цену при строительстве объектов "под ключ" включаются:
стоимость
строительно-монтажных работ;
стоимость оборудования,
мебели, инвентаря. Дополнительные затраты, вызванные удорожанием оборудования и
материалов поставки заказчика, мебели и инвентаря, возмещаются заказчиком сверх
установленной договорной цены;
прочие затраты, в
том числе стоимость пусконаладочных работ, предусмотренных СНиП 3.01.04-87, и
средств на оплату процентов за пользование банковским кредитом, выдаваемым
подрядчикам;
стоимость
проектно-изыскательских работ, выполняемых силами подведомственных
генподрядчику или привлекаемых им проектно-изыскательских организаций;
резерв средств на
непредвиденные работы и затраты в размерах, установленных для включения в
договорные цены;
средства (или их
часть) на содержание служб заказчика и оплату авторского надзора в связи с
возложением на генподрядчика дополнительных функций;
другие затраты,
учитывающие конкретные условия и специфику строительства объекта, не
предусмотренные сметными нормами и ценами.
3. Договорная цена
согласовывается в 45-дневный срок со дня передачи генподрядчику необходимой
документации.
К согласованию
стоимости монтажных и специальных строительных работ генподрядчик привлекает
соответствующие субподрядные организации.