Утверждены
Постановлением
Госстроя СССР
от 29 декабря 1990
г. N 115
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
СБОРНИКИ СМЕТНЫХ НОРМ И РАСЦЕНОК НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ
РАБОТЫ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ СМЕТНЫХ НОРМ И РАСЦЕНОК
НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
СНиП 4.02-91; 4.05-91
Разработаны ЦНИИЭУС
Госстроя СССР с участием министерств и ведомств СССР и рассмотрены Управлением
ценообразования и смет в строительстве Госстроя СССР.
Утверждены
Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 29 декабря 1990
г. N 115.
1. ОБЩАЯ
ЧАСТЬ
1.1. Сметные нормы
и расценки (в дальнейшем изложении СНиР) на строительные работы предназначены
для определения прямых затрат в сметной стоимости строительства предприятий,
зданий и сооружений, разработки укрупненных сметных нормативов, а также для
расчетов за выполненные строительные работы.
1.2. СНиР являются
рекомендательными сметными нормативами. Строительно-монтажные организации для
определения сметной стоимости строительства могут применять СНиР или
разрабатывать собственные сметные нормативы.
1.3. СНиР отражают среднеотраслевой уровень затрат по принятым технике,
технологии и организации работ на каждый вид строительных работ и, в этой
связи, могут применяться для определения сметной стоимости строительства всеми
заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной подчиненности.
Выполнение работ в
СНиР предусмотрено в соответствии с требованиями СНиП части III
"Организация, производство и приемка работ" с соблюдением правил
техники безопасности, указанных в СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве".
1.4. Для
определения сметной стоимости конструкций и видов работ (в том числе
уникальных), отсутствующих в сборниках СНиР, могут разрабатываться
индивидуальные сметные нормы и расценки, утверждаемые заказчиком в составе
проекта (рабочего проекта).
1.5. Нормы затрат труда, основной заработной платы и времени
эксплуатации строительных машин в СНиР определены на основе действующих по
состоянию на 1 января 1991 г. Единых норм и расценок (ЕНиР) на строительные,
монтажные и ремонтно-строительные работы, а при отсутствии в них необходимых
норм и расценок - по ведомственным местным нормам и расценкам с учетом
установленных дополнительных нормативов для перехода от производственных норм
к сметным. Нормы расхода материальных ресурсов определены на основе
производственных норм расхода материалов, технологических карт и другой
технологической документации с учетом минимальных норм отходов по материалам,
которые требуют обработки или пригонки при укладке их в проектное положение.
Нормы расхода
неоднократно используемых (оборачиваемых) материалов и деталей (опалубка,
крепления и т.п.) определены с учетом технически обоснованного числа их
оборотов и норм допустимых потерь после каждого оборота.
Перечень
материальных ресурсов в СНиР значительно сокращен в сравнении с торговой
номенклатурой, а нормы их расхода усреднены и не могут служить основанием для
списания материалов в расход на производство работ.
1.6. В перечнях
составов работ, приведенных в СНиР, мелкие и второстепенные сопутствующие
операции не упоминаются, но нормами учтены. В СНиР, за исключением особо
оговоренных случаев, учтена стоимость выгрузки материалов на приобъектном
складе, а также затраты на горизонтальный и вертикальный транспорт материалов,
изделий и конструкций от приобъектного склада до места их установки, монтажа
или укладки в проектное положение (внутрипостроечный транспорт).
1.7. СНиР
разработаны в составе 49-ти сборников, перечень которых приведен в Прил. 1. Каждый сборник содержит Техническую часть и
совмещенные в таблицах сметные нормы расходов ресурсов и расценки на измеритель
конструкций или работ.
В Техническую часть
помещены сведения о назначении и порядке применения сметных норм и расценок,
правила исчисления объемов работ и коэффициенты, учитывающие производство работ
в условиях, отличающихся от принятых в нормах.
Таблицы имеют
наименование, перечни составов работ, измерители, количественные и стоимостные
показатели.
Таблица СНиР
содержат следующие показатели:
затраты труда
рабочих-строителей, чел.-ч;
заработную плату рабочих-строителей,
исчисленную для 1-го территориального района, принятого за базисный,
с районным коэффициентом, равным 1, руб.;
затраты труда
машинистов, чел.-ч;
заработную плату
машинистов, исчисленную для базисного района с районным коэффициентом, равным
1, руб.;
нормы затрат
машинного времени основных строительных машин, маш.-ч;
затраты по
эксплуатации прочих машин, выполняющих вспомогательные операции в строительном
процессе, исчисленные по базисному району, руб.;
нормы расходов
основных материалов, изделий и конструкций, физ. ед.;
затраты на прочие
(вспомогательные) материалы, в том числе на транспортные расходы, исчисленные
по сметным ценам для базисного района, руб.;
прямые затраты,
исчисленные по базисному району, руб.;
затраты на
эксплуатацию строительных машин, участвующих в строительном процессе (основные
и прочие), исчисленные по базисному району, руб.
Кроме того, в СНиР
справочно приведена стоимость материальных ресурсов по сметным ценам для
базисного района (в том числе транспортных расходов) за исключением принимаемых
по проекту и прочих материалов.
В прямые затраты не
включена стоимость местных и привозных материалов, кроме прочих материалов,
нормируемых в рублях.
По некоторым
материалам, изделиям и конструкциям в СНиР указаны только наименования, а
технические характеристики и расход их принимаются по проектным данным (рабочим
чертежам).
В затратах на
эксплуатацию всех машин, кроме горнопроходческих,
учтена стоимость:
электроэнергии в
размере 4,25 коп./кВт х ч,
кроме районов 26с1, 26с2, 28с1, 28с2, 29с, 30с1 и 30с2 <*>, для которых
стоимость электроэнергии учтена в размере 10,25 коп./кВт х ч;
сжатого воздуха от
стационарных компрессорных станций - 1 коп./м3, от передвижных компрессоров - 2 коп./м3.
--------------------------------
<*>
Районирование территории страны - см. Прил. 3.
Цены на
электроэнергию и сжатый воздух в расценках на эксплуатацию машин, применяемых
на горнопроходческих работах, учтены в следующих размерах:
──────────────────────────────────────────────────────────────────
Показатели Территориальные районы
─────────────────────────────────────────────────
1-20 21-25с
26с1 28с1 29с
30с1
31-45 27с
26с2 28с2 30с2
──────────────────────────────────────────────────────────────────
Электроэнергия, 5,2
5,3 7,8 10,9
12,2 11,2
коп./кВт х ч
Сжатый
воздух, 1,2 2,4
3,1 3,5 4
3,5
коп./м3
В расценках учтены
в усредненном размере затраты на содержание построечных сетей электроснабжения.
1.8. СНиР отражают
уровень общественно необходимых затрат на выполнение полного комплекса операций
по каждому виду работ в усредненных условиях. Нормы не корректируются в
зависимости от техники, технологии и организации строительных работ,
предусмотренных проектом производства работ на конкретном объеме.
2.
ПРИМЕНЕНИЕ СНиР НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И РАБОТЫ
2.1. Применение
СНиР осуществляется непосредственно при составлении локальных смет. При этом
все необходимые показатели из СНиР переносятся в сметы без изменений. Уточнения
сметных показателей, связанные с порядком применения СНиР и учетом
коэффициентов на условия работ, осуществляются при составлении смет.
При применении СНиР
наименования работ в сметах формируются из наименований таблиц и информации,
помещенной в заголовочных частях соответствующих граф.
Определение сметной
стоимости с приведением ее в уровень цен района строительства осуществляется
следующим образом:
к сумме
основной заработной платы по разделу сметы (виду работ), а также заработной
плате рабочих, обслуживающих машины, добавляется часть заработной платы,
которая учитывает районные и другие коэффициенты, в том числе коэффициенты для
высокогорных, безводных и пустынных районов, установленные Правительством СССР,
правительствами союзных республик, госкомитетами СССР и госкомитетами республик
по труду и социальным вопросам, другими органами власти, облеченными
соответствующими полномочиями. В сметной
документации размеры коэффициентов к заработной плате принимаются на основании
справок, выдаваемых подрядными организациями;
к сумме затрат на
эксплуатацию машин применяются коэффициенты, представленные в технических
частях соответствующих сборников сметных норм для групп территориальных
районов. Дополнительно следует учитывать разницу между заработной платой
машинистов с учетом районного коэффициента и учтенной в расценках с
коэффициентом на заработную плату равным 1;
стоимость
поименованных в нормах привозных и местных материалов, изделий и конструкций, а
также транспортных расходов определяется для данного территориального района по
Сборнику средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции и
Сборникам сметных цен на местные материалы, утвержденным в установленном
порядке. К сумме прочих материалов, показанных в нормах в рублях, следует
применять поправки по территориальным районам, представленные в следующей
таблице:
──────────────────────────────────────────────────────────────────
Территориальный
район и подрайон Коэффициент
──────────────────────────────────────────────────────────────────
1 2
──────────────────────────────────────────────────────────────────
1 1
2 1,05
3 1,04
4 1,11
5 1,16
6 1,5
7 1,03
8 1,04
9 1,06
10 1,12
11 1,03
12 1,03
13.1 1,03
13.2 1,01
14 1,01
15 1,16
16.1 1,04
16.2 1,06
17.1 1,1
17.2 1,1
17.3 1,12
18 1,38
19 1,18
20 1,2
21с 1,45
23с1 1,6
23с2 2,18
23с4,
23с8
23с5 1,51
23с6, 1,55
23с7
24с 1,15
25с1 1,58
25с2 1,39
26с1, 2,13
26с2
27с 1,5
28с1 2,12
28с2 2,46
29с 1,96
30с1 2,06
30с2 2,02
31 1,06
32 0,96
33 0,98
34 0,91
35А 0,97
35Б 0,99
35В 1
35Г 1,02
36 1,02
37 0,98
38 1,11
39 0,97
40 1,14
41 1,09
42 1,05
43 1
44 1
45 1,96
Сумма прямых затрат
по разделу сметы (виду работ) или в итоге сметы получается сложением
соответствующих сумм основной заработной платы строительных рабочих, затрат на
эксплуатацию строительных машин и затрат на материалы, изделия и конструкции.
2.2. При
составлении смет на основе СНиР следует учитывать дополнительно:
разницу в
затратах на получаемую стройками электроэнергию по тарифам, отличающимся от
указанных в п. 1.7 более чем на 10%. Разница определяется исходя из норм
расхода электроэнергии на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных
работ <*> (Прил. 2) и учитывается в гл. 9 сводного сметного расчета. По специальным видам работ (гидромеханизированные
земляные, горнопроходческие, горно-вскрышные и др.) разницу в затратах на
электроэнергию следует определять отдельным расчетом на основе норм расхода
электроэнергии, приведенных в расценках машино-часа эксплуатации машин, и норм
времени эксплуатации машин, приведенных в СНиР, и включать отдельной строкой в
локальные сметы (сметные расчеты) на эти виды работ;
разницу в затратах
на сжатый воздух при получении его по ценам, отличающимся от указанных в п. 1.7
более чем на 10%. Определяется только по тем специальным видам работ, по
которым расход сжатого воздуха указан в таблице СНиР;
разницу в
затратах на транспортировку привозных материалов, когда расстояния
транспортировки отличаются от принятых в сметных ценах на материалы, изделия и
конструкции. Порядок
определения разницы приведен в Прил. 3.
--------------------------------
<*> 1
млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ означает базовый
уровень сметной стоимости, определенной на основе СНиР и настоящих Общих
положений. В случае определения сметной стоимости строительно-монтажных работ
по другим нормам и ценам расход электроэнергии на 1 млн. руб. следует
скорректировать.
При строительстве в
городах на территории застроенных кварталов, если проектом организации
строительства предусмотрено устройство перевалочной базы для складирования
бетонных и железобетонных конструкций, дополнительные затраты на
транспортировку конструкций и погрузочно-разгрузочные работы определяются
особым расчетом, исходя из количества конструкций, завозимых на перевалочную
базу, по Сборнику сметных цен на перевозки грузов для строительства;
затраты по
погрузочно-разгрузочным работам при перевозке привозных материалов на стройках,
для которых установлены Правительством СССР или правительствами республик
льготные коэффициенты к заработной плате работников. Исчисляются от сметной
стоимости строительно-монтажных работ в размере 0,01% на каждый процент
надбавки к заработной плате и включаются в гл. 9 сводного сметного расчета.
Аналогично исчисляются дополнительные затраты по погрузочно-разгрузочным
работам на стройках, где действуют коэффициенты к заработной плате работников,
установленные для высокогорных, безводных и пустынных местностей. Надбавка к
заработной плате в процентах определяется по отношению к заработной плате с
районными коэффициентами.
Районные
коэффициенты к заработной плате работников строительных организаций учтены в
стоимости погрузочно-разгрузочных работ при расчете сметных цен на привозные
материалы, поэтому не следует определять:
дополнительные
затраты по погрузочно-разгрузочным работам;
дополнительные
затраты в связи с увеличением оптовых цен на материалы, тарифов на перевозки
грузов, тарифных ставок оплаты труда; дополнительные затраты на строительные
работы при производстве их в зимнее время и другие "прочие работы и
затраты". Определяются и учитываются согласно Методическим указаниям по
определению стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений и
составлению сводных сметных расчетов и смет;
накладные расходы
на строительные работы и плановые накопления. Начисляются соответственно на
итоговые суммы прямых затрат и на сумму прямых затрат с накладными расходами в
локальных сметах (сметных расчетах).
2.3. Если проектом организации строительства предусмотрено производство
строительных работ в эксплуатируемых зданиях и сооружениях, вблизи объектов,
находящихся под высоким напряжением, на территории действующих предприятий,
имеющую разветвленную сеть транспортных и инженерных коммуникаций и стесненные
условия для складирования материалов, и в других усложняющихся условиях при
реконструкции, техническом перевооружении и расширении действующих предприятий
(зданий, сооружений), к нормам затрат труда, основной заработной плате рабочих,
затратам на эксплуатацию машин, в том числе заработной плате рабочих,
обслуживающих машины, следует применять коэффициенты, указанные в Прил. 4.
2.4. Прямые затраты на демонтаж отдельных конструкций зданий и
сооружений, а также внутренних санитарно-технических устройств и наружных сетей
при отсутствии необходимых СНиР на демонтаж (разборку) рекомендуется определять
по соответствующим сборникам СНиР на монтаж (установку, устройство) без учета
стоимости материалов, изделий и конструкций, санитарно-технического
оборудования, приборов, арматуры и трубопроводов с применением к нормам затрат
труда, основной заработной плате рабочих и затратам на эксплуатацию
машин, в том числе заработной плате рабочих, обслуживающих машины, следующих
коэффициентов:
а) при
демонтаже сборных железобетонных и бетонных конструкций - 0,8;
б) то же, сборных
деревянных конструкций - 0,8;
в) то же,
внутренних санитарно-технических устройств (водопровода, канализации,
водостоков, отопления, вентиляции) - 0,4;
г) то же, наружных
сетей водопровода, канализации, теплоснабжения и газоснабжения - 0,6;
д) то же,
металлических конструкций: к основной заработной плате рабочих - 0,6; к
затратам по эксплуатации машин, в том числе к заработной плате рабочих,
обслуживающих машины, - 0,7; к затратам на материалы - 0,5.
Накладные расходы и
плановые накопления начисляются на сумму полученных прямых затрат и полную
стоимость материалов, изделий и конструкций, предусмотренных в СНиР.
Стоимость демонтажа
(разборки) конструкций (Д) может быть определена по формуле:
,
где П - прямые затраты, определяемые по СНиР на монтаж
(установку) конструкций (без стоимости материалов, изделий и разбираемых
конструкций);
М - стоимость всех
материалов, изделий и разбираемых конструкций, предусмотренных в СНиР;
-
коэффициент, учитывающий накладные расходы;
- то
же, плановые накопления.
Прямые затраты (П)
определяются по формуле:
,
где
- основная заработная плата рабочих по СНиР;
-
затраты по эксплуатации машин по СНиР;
К -
коэффициент к основной заработной плате и затратам по эксплуатации машин,
указанный в данном пункте, поз. а) - д).
2.5. Цена воды в
СНиР принята в размере 0,17 руб./м3. В случаях, когда расход воды при
производстве работ незначителен, ее стоимость учтена в расценках и при
составлении смет не корректируется. Если цена воды, получаемой для промывки и
гидравлического испытания строящихся трубопроводов диаметром свыше 125 мм или
резервуаров, отличается от принятой в СНиР более чем на 10%, то разницу в
стоимости следует учитывать в локальных сметах, принимая расход воды по нормам,
указанным в СНиР, или по сметным нормам на эти работы.
В некоторых СНиР на
специальные конструкции и работы (земляные конструкции гидротехнических
сооружений, дорожно-строительные работы и др.) стоимость воды и ее доставки к
месту работ не учтена. При применении этих СНиР стоимость воды и ее доставки
следует учитывать в локальных сметах дополнительно по местным ценам или
калькуляции в соответствии с данными проекта организации строительства и
нормами расхода, указанными в таблицах СНиР.
2.6. В сметах на
строительство зданий высотой более 5-ти этажей следует учитывать стоимость
эксплуатации грузопассажирских подъемников по СНиР, сб. 7 "Бетонные и
железобетонные конструкции сборные".
Приложение
1
ПЕРЕЧЕНЬ
СБОРНИКОВ СМЕТНЫХ НОРМ
И РАСЦЕНОК НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
(СНиР-91)
──────────────────────────────────────────────────────────────────
N сборника Наименование сборников
──────────────────────────────────────────────────────────────────
1 2
──────────────────────────────────────────────────────────────────
1 Земляные работы
2 Горно-вскрышные работы
3 Буровзрывные работы
4 Скважины
5 Свайные работы. Закрепление грунтов. Опускные
колодцы
6 Бетонные и железобетонные
конструкции монолитные
7 Бетонные и железобетонные
конструкции сборные
8 Конструкции из кирпича и блоков
9 Металлические конструкции
10 Деревянные конструкции
11 Полы
12 Кровли
13 Защита строительных конструкций и
оборудования от
коррозии
14 Конструкции в сельском
строительстве
15 Отделочные работы
16 Трубопроводы внутренние
17 Водопровод и канализация -
внутренние устройства
18 Отопление - внутренние устройства
19 Газоснабжение - внутренние
устройства
20 Вентиляция и кондиционирование воздуха
21 Электроосвещение зданий
22 Водопровод - наружные сети
23 Канализация - наружные сети
24 Теплоснабжение и газопроводы -
наружные сети
25 Магистральные трубопроводы
газонефтепродуктов
26 Теплоизоляционные работы
27 Автомобильные дороги
28 Железные дороги
29 Тоннели и метрополитены
30 Мосты и трубы
31 Аэродромы
32 Трамвайные пути
33 Линии электропередач
34 Сооружения связи, радиовещания и
телевидения
35 Горнопроходческие работы
36 Земляные конструкции
гидротехнических сооружений
37 Бетонные и железобетонные
конструкции гидротехни-
ческих сооружений
38 Каменные конструкции
гидротехнических сооружений
39 Металлические конструкции гидротехнических
сооружений
40 Деревянные конструкции
гидротехнических сооружений
41 Гидроизоляционные работы в гидротехнических
сооружениях
42 Берегоукрепительные работы
43 Судовозные пути стапелей и слипов
44 Подводно-строительные
(водолазные) работы
45 Промышленные печи и трубы
46 Работы при реконструкции зданий и
сооружений
47 Озеленение. Защитные
лесонасаждения. Многолетние
плодовые насаждения
48 Скважины на нефть и газ в морских
условиях <*>
49 Скважины на нефть и газ <*>
--------------------------------
<*> Указания
по применению сб. 48 и 49 СНиР приведены в Технических частях этих сборников.
Приложение
2
ПОКАЗАТЕЛИ
РАСХОДА
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ТЫС. КВТ Х Ч, НА 1 МЛН. РУБ.
СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ
СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ
1.
Строительство предприятий угольной,
металлургической,
химической, нефтеперерабатывающей, нефтехимической,
целлюлозно-бумажной и машиностроительной промышленности .. 100
2.
Строительство предприятий нефтедобывающей,
газовой,
деревообрабатывающей промышленности, а также
металлических резервуаров для нефтепродуктов и
элеваторостроение ......................................... 80
3. Строительство
предприятий легкой, пищевой, мясомолочной
и рыбной
промышленности ................................... 70
4.
Строительство тепловых и атомных электростанций,
предприятий строительной индустрии и промышленности
строительных материалов ................................... 80
5.
Строительство объектов сельскохозяйственного
производственного назначения и небольших предприятий по
переработке продуктов сельского хозяйства ................. 70
6. Строительство
гидроэлектростанций на грунтах:
мягких
................................................. 90
свальных ....................................... по проекту
7.
Строительство железнодорожных линий и вторых путей
(без
больших мостов и тоннелей) ........................... 60
8. Строительство автомобильных дорог (без больших мостов
и
тоннелей):
цементно-бетонных ...................................... 60
асфальтобетонных ....................................... 80
прочих
................................................. 30
9.
Строительство больших мостов и других искусственных
сооружений
вне комплекса дорожного строительства ......... 210
10. Строительство сооружений морского и речного
транспорта .... 60
11. Водохозяйственное строительство
........................... 70
12. Жилищно-гражданское и коммунальное строительство
.......... 65
13. Прочие виды строительства
................................. 50
Примечания. 1. В
показателях не учтен расход электроэнергии на приготовление в построечных
условиях растворов, бетонов, асфальтобетонных смесей и других полуфабрикатов и
изделий. Стоимость этих полуфабрикатов и изделий следует определять с учетом
сметной цены на электроэнергию, утвержденной для данного строительства.
2. В состав
показателей расхода электроэнергии по отдельным видам строительства не входит
расход электроэнергии на горнопроходческие и горно-вскрышные работы,
строительство тоннелей, земляные работы, выполняемые методом гидромеханизации,
на водопонижение при производстве работ.
3. В случаях, когда на строительстве предприятия (объекта) наряду с
общестроительными работами, для которых расход электроэнергии установлен на 1
млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ, должны также
выполняться и специальные строительные работы с расходом электроэнергии по
норме на единицу работы, указанной в расценках, разница в затратах на
электроэнергию исчисляется раздельно - на специальные работы и на
общестроительные работы.
Для водопонижения
нормы расхода электроэнергии следует принимать по Сборнику норм для определения
сметной стоимости эксплуатации строительных машин.
Приложение
3
ПОРЯДОК
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗНИЦЫ
В ЗАТРАТАХ
НА ТРАНСПОРТИРОВКУ
ПРИВОЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ
А. Во всех территориальных районах,
кроме Крайнего
Севера и отдельных местностей,
приравненных к районам Крайнего Севера
1. Разница в затратах на транспортировку привозных материалов должна
учитывать их доставку до строек, расположенных на расстоянии до 10 км или свыше
30 км от мест разгрузки - ближайшей базы (склада) территориального органа
снабжения республики или ближайшей станции железной дороги МПС СССР, пристани
(порта) Минречфлота РСФСР, главных управлений речного флота при Советах
Министров союзных республик, открытых для грузовых операций, на которых имеются
базы (склады) генподрядной организации.
Дополнительные
затраты на транспортировку строительных стальных конструкций должны учитываться
для строек, расположенных на расстоянии свыше 10 км от ближайшей станции МПС
(порта, пристани), открытой для грузовых операций, на которой имеются базы
(склады) генподрядной организации. База (склад) генподрядной организации на
ближайшей железнодорожной станции (порте, пристани) - это склад в системе УПТК
или КМТС треста для стройки или ряда строек, предназначенный для приемки,
хранения, комплектования и отправки привозных материалов на приобъектные
склады.
Массу привозных
материалов (без учета массы стальных конструкций) на 1 млн. руб. сметной
стоимости строительно-монтажных работ следует разделить (%) на
две группы по условиям определения дополнительных транспортных затрат:
а)
материалы, расстояние автомобильных перевозок для которых определяется от
ближайших баз (складов) территориального органа снабжения республики,
находящихся в пределах области потребления;
б)
материалы, расстояние автомобильных перевозок для которых определяется от
ближайшей железнодорожной станции (порта, пристани), открытой для грузовых
операций и имеющей базу (склад) генподрядной организации.
В связи с тем, что
новые прейскуранты оптовых цен (за исключением оптовых цен на лесопродукцию)
разработаны франко-вагон станция (порт, пристань) отправления, в составе группы
"а" следует учитывать привозные материалы, отнесенные к этой группе
(кроме лесопродукции).
В целях упрощения
расчетов можно не учитывать случаи, когда привозные материалы доставляются от
баз снабжения республики, расположенных в других областях, до железнодорожных
станций (портов, пристаней).
В составе группы
"б" следует учитывать материалы, отнесенные к этой группе, и
лесопродукцию. В целях упрощения расчетов можно не учитывать исключительные
случаи, когда в сметных ценах учтена доставка материалов этой группы
автомобильным транспортом до базы (склада) сбытовой организации.
В целях компенсации
возможного снижения уровня транспортных затрат доставку материалов группы
"б" в радиусе 30 км учитывать по принятой схеме (без исключения
перевалок на базах УПТК).
В соответствии с
приведенным в табл. 1 распределением массы привозных материалов по группам доля
группы "а" составит 60%, группы "б" (без учета строительных
стальных конструкций) - 40%.
Таблица 1
──────────────────────────────────────────────────────────────────
Наименование
группы привозных материалов и изделий
Доля в общей
массе, %
──────────────────────────────────────────────────────────────────
1 2
──────────────────────────────────────────────────────────────────
Арматура
товарная для монолитных железобетонных 7,2
конструкций
Сталь
разная
3,4
Рельсы
2,5
Цемент 9,7
Лес
круглый
8,8
Лес
пиленный
13,2
Шпалы
деревянные
3,5
Паркет
0,9
Блоки
оконные и дверные
6
Доски
для деревянных полов и погонажные деревянные
4,1
изделия
Плиты
фибролитовые
1,9
Асбестоцементные
изделия 6,1
Рулонные
материалы и линолеум
5,5
Теплоизоляционные
изделия 2,1
Керамические
изделия
3,6
Битум
7,4
Плиты
древесно-волокнистые и древесно-стружечные 0,8
Стекло
1,6
Трубы
керамические
1,8
Трубы
асбестоцементные
2,2
Трубы
стальные
2,7
Трубы
чугунные
3
Сантехприборы
и радиаторы 0,7
Прочие
материалы
1,3
──────────────
ВСЕГО 100
2. Исходные данные, передаваемые генподрядной организацией заказчику
для определения разницы в затратах на транспортировку привозных материалов,
должны содержать наименование ближайшей железнодорожной станции (порта,
пристани), открытой для грузовых операций, на которой имеется база (склад)
генподрядной организации, расстояние до стройки от ближайшей станции (порта,
пристани) и ближайшей базы (склада) территориального органа снабжения
республики, расстояние от ближайшей базы снабжения республики до базы (склада)
генподрядной строительной организации.
Расстояние
перевозки привозных материалов до стройки следует принимать как
средневзвешенное до приобъектных складов стройки, исходя из сметной стоимости
строительно-монтажных работ по объектам.
При определении
расстояния доставки привозных материалов следует иметь в виду, что их доставка
на расстояние до 200 км включительно должна приниматься, как правило, по
тарифам на автомобильные перевозки, свыше 200 км - по тарифам на железнодорожные
перевозки.
Использование
автомобильного транспорта при перевозках на расстояние свыше 200 км допускается
в случае:
отсутствия железной
дороги в районе изготовления (потребления) привозных материалов;
непринятия железной
дорогой строительных грузов, что должно быть подтверждено справкой управления
(отделения) железной дороги и отчетными данными строительной организации;
нецелесообразности
использования железнодорожного транспорта при поставке грузов мелкими партиями,
ввиду недостаточности квартальной потребности в материалах для повагонной
загрузки (кроме тяжеловесных грузов).
Для упрощения
расчетов при составлении сметной документации и при оплате выполненных работ
рекомендуется разработать усредненные поправки, учитывающие разницу в затратах
на транспортировку привозных материалов по районам (зонам)
промышленно-гражданского строительства и строительства в сельской местности и
утвердить их в порядке, аналогичном установленному для
сметных цен на местные материалы.
При разработке
поправок могут быть внесены коррективы, учитывающие отклонение в массе
материалов по группам "а" и "б", в том числе за счет учета
в группе:
"а" -
привозных материалов, отнесенных по группе "б", в случае, когда в
сметных ценах учтена их доставка автомобильным транспортом до баз (складов)
сбытовой организации;
"б"
- привозных материалов, поставляемых от баз (складов) снабжения республики,
расположенных в другой области, до станций (портов, пристаней)
области-потребителя.
Расчет
дополнительных затрат (или их снижение) по перевозке привозных материалов
автомобильным транспортом по стройкам следует выполнять с использованием
показателей табл. 2 и следующих показателей, исчисленных на 1000 т в процентах
к сметной стоимости строительно-монтажных работ:
снижение затрат при
перевозке привозных материалов, изделий и конструкций (кроме строительных
стальных конструкций) на расстояние до 10 км - 0,08%;
увеличение затрат
при перевозке строительных стальных конструкций на расстояния, км:
11 - 15 - 0,05%
16 - 20 - 0,09%
21 - 25 - 0,12%
26 - 30 - 0,16%.
Таблица 2
Показатели
для определения дополнительных затрат
на перевозку
автомобильным транспортом
привозных
материалов, изделий и конструкций
(в
% к сметной стоимости строительно-монтажных работ)
на 1000 т
──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Союзные Показатели, % при перевозке на
расстояние, На
республики км каждые
────────────────────────────────────────────────────── 10 км
31-35 36-40 41-45 46-50 51-60
61-70 71-80 81-90 91-100 св.
100 км
──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
1 2
3 4 5
6 7 8
9 10 11
──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
РСФСР 0,04
0,07 0,10 0,12
0,17 0,22 0,26
0,30 0,34 0,04
Белорусская
ССР 0,03 0,06 0,08
0,11 0,16 0,21
0,25 0,29 0,33
0,04
Латвийская
ССР 0,03
0,05 0,07 0,09
0,12 0,16 0,19
0,23 0,26 0,03
Литовская
ССР 0,03 0,06
0,09 0,11 0,15
0,19 0,22 0,25
0,29 0,03
Эстонская
ССР 0,04 0,07
0,09 0,12 0,16
0,21 0,24 0,28
0,31 0,04
Украинская
ССР 0,04
0,07 0,10 0,12
0,17 0,21 0,25
0,29 0,32 0,04
Молдова 0,03
0,07 0,09 0,12
0,16 0,19 0,24
0,28 0,32 0,03
Азербайджанская
0,03 0,05 0,09
0,11 0,16 0,20
0,23 0,27 0,30
0,04
ССР
Армянская
ССР 0,04 0,06
0,08 0,11 0,15
0,20 0,24 0,28
0,32 0,04
Грузинская
ССР 0,03
0,05 0,07 0,10
0,15 0,19 0,24 0,28 0,32
0,04
Казахская
ССР 0,04 0,07
0,10 0,13 0,19
0,24 0,28 0,33
0,36 0,04
Киргизская
ССР 0,03
0,07 0,11 0,15
0,18 0,22 0,26
0,29 0,33 0,04
Таджикская
ССР 0,04
0,07 0,10 0,12
0,17 0,23 0,27
0,31 0,35 0,04
Туркменская
ССР 0,04 0,07 0,10
0,13 0,18 0,23
0,27 0,32 0,36
0,04
Узбекская
ССР 0,04 0,07
0,10 0,12 0,16
0,21 0,25 0,28
0,32 0,04
Примечание.
Показатели исчислены с поясным коэффициентом к тарифам на перевозку грузов,
равным 1. При их использовании для расчетов надлежит применять коэффициенты по
районам и областям, установленные в Сборнике сметных цен на перевозки грузов
для строительства.
Массу привозных
материалов, изделий и конструкций, приходящуюся на 1 млн. руб. сметной
стоимости строительно-монтажных работ, следует принимать согласно данным табл.
3.
Таблица 3
Масса
привозных материалов, изделий и конструкций
на 1 млн. руб.
сметной стоимости строительно-монтажных работ
по отраслям
народного хозяйства и промышленности
──────────────────────────────────────────────────────────────────
Отрасли Общая масса В т.ч. масса
материалов, т строительных
конструкций, т
──────────────────────────────────────────────────────────────────
1 2 3
──────────────────────────────────────────────────────────────────
Электроэнергетика 1700 270
Нефтедобывающая
промышленность 2000 160
Нефтеперерабатывающая
промышленность 2000 260
Газовая
промышленность 1800 130
Угольная
промышленность 1900 180
Торфяная
промышленность 1800 40
Черная
металлургия 1700 390
Цветная
металлургия 1900 280
Энергетическое
машиностроение 1600 180
Тяжелое
и транспортное машинострое- 1800 180
ние
Электротехническая
промышленность 1900 70
Химическое
и нефтяное машиностроение 1900
70
Тракторное
и сельскохозяйственное 1700 180
машиностроение
Машиностроение
для легкой и пищевой
1600 70
промышленности
и бытовых приборов
Танкостроительная
и инструментальная 1700 180
промышленность
Приборостроение 1700 180
Автомобильная
и подшипниковая 1900 430
промышленность
Строительно-дорожное
и коммунальное 1700 180
машиностроение
Химическая
и нефтяная промышленность 1800
160
Лесная
и деревообрабатывающая 2300 120
промышленность
Целлюлозно-бумажная
промышленность 1900 80
Медицинская
промышленность 1600 70
Микробиологическая
промышленность 1600 70
Промышленность
строительных конст-
1900 170
рукций
и деталей
Легкая
промышленность 1600 40
Пищевкусовая
промышленность 1600 70
Мясная
и молочная промышленность 1700
70
Рыбная
промышленность 1600 60
Промышленность
строительных
1600 120
материалов
Мукомольно-крупяная
и комбикормовая 1800 40
промышленность
Полиграфическая
промышленность 1600 70
Сельское
хозяйство 2000 60
Лесное
хозяйство 1800 30
Железнодорожный
транспорт 1600 <*> 70
Речной
транспорт 1600 70
Морской
транспорт 1500 50
Автомобильный
транспорт 1600 40
Воздушный
транспорт 1900 70
Метростроение 1600 <*> 70
Связь 1400 70
Водохозяйственное
строительство 1400 -
Геология
и разведка недр 1000 100
Торговля
и общественное питание 1700 40
Жилищное
строительство 1600 10
Коммунальное
строительство 1400 40
Производственные
виды бытового
1400 70
обслуживания
населения
Народное
образование 1700 20
Наука 1600 110
--------------------------------
<*>
Рельсы, скрепления, шпалы, стрелочные переводы со скреплениями и переводные
брусья для широкой колеи в указанной массе не учтены.
Массу строительных
стальных конструкций на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных
работ следует принимать по данным проекта, а при их отсутствии - по данным,
приведенным в табл. 3.
3. Для линейных
сооружений, возводимых по отдельным проектам (магистральные трубопроводы,
железнодорожные линии, автомобильные дороги, линии электропередачи, отдельные
магистральные каналы и др.), массу привозных материалов, изделий и конструкций
следует принимать по проектным данным.
4. Размер дополнительных затрат по доставке привозных материалов,
изделий и конструкций от базы до склада стройки на расстояние свыше 30 км при
смешанных перевозках различными видами транспорта следует определять по расчету
на 1 т груза, принимая массу привозных материалов, изделий и конструкций по
данным табл. 3, а условия доставки материалов - по проекту. При этом
затраты по доставке материалов от склада стройки до приобъектного склада
учитывать не следует, так как они учтены в сметных ценах на материалы и
корректировке не подлежат.
Из расчета
стоимости доставки привозных материалов от баз (складов) до стройки при
смешанных перевозках следует исключить затраты на перевозку грузов, учтенных в
средних районных сметных ценах (табл. 4) в соответствии с прилагаемым проектом
районирования территории страны (табл. 5) в следующих размерах:
Таблица 4
──────────────────────────────────────────────────────────────────
Территориальные районы Затраты на перевозку
грузов, руб. на 1 т
──────────────────────────────────────────────────────────────────
1 2
──────────────────────────────────────────────────────────────────
37 4,65
33,
36
5,3
31,
32, 34
5,5
1,
2, 7, 8, 9, 11, 12, 35, 39, 43
5,7
3,
40, 41, 44
6
10,
13, 14, 16, 38
6,3
17,
42
6,7
4,
5, 15, 19, 20
7,1
18,
45
7,5
6 8,3
Таблица 5
Районирование
территории страны
──────────────────────────────────────────────────────────────────
Территориальные Союзные и автономные республики, края,
районы и подрайоны области, базисные пункты
──────────────────────────────────────────────────────────────────
1 2
──────────────────────────────────────────────────────────────────
РСФСР
1
Брянская, Владимирская, Вологодская,
Горьковская, Ивановская,
Калининская,
Калининградская,
Калужская, Ленинградская,
Московская, Смоленская,
Тульская,
Ярославская
области
2
Новгородская, Псковская области
3
Кировская, Костромская, Рязанская области,
Марийская АССР, Мордовская
АССР, Чувашская
АССР
4
Карельская АССР
5
Архангельская обл. (южнее Полярного круга),
Коми АССР (южнее Полярного
круга)
6
Мурманская обл.
7
Белгородская, Курская, Орловская области
8
Астраханская, Волгоградская, Воронежская,
Липецкая, Тамбовская
области
9
Ростовская обл., Краснодарский край,
Ставропольский край, Кабардино-Балкарская
АССР
10
Дагестанская АССР, Калмыцкая АССР, Северо-
Осетинская АССР,
Чечено-Ингушская АССР
11
Куйбышевская, Саратовская, Ульяновская,
Пензенская
области
12
Татарская АССР
13
Курганская, Оренбургская области, Башкирская
АССР
14
Пермская, Свердловская, Челябинская области,
Удмуртская АССР
15
Тюменская обл. (южнее 60-й параллели)
16
Новосибирская, Омская области, Алтайский
край
17 Кемеровская обл., Томская
обл. (южнее 60-й
параллели), Красноярский
край (южнее 60-й
параллели)
18
Тувинская АССР
19
Иркутская обл. (южнее 60-й параллели),
Читинская обл., Бурятская
АССР
20
Амурская обл., Приморский край, Хабаровский
край (южнее 55-й
параллели)
21с Архангельская обл. (севернее Полярного
круга), Ненецкий
автономный округ, базисный
пункт - г. Архангельск
22с Коми АССР (севернее Полярного
круга) -
сметные цены и единичные
расценки
принимаются по 5-му
территориальному району
23с Тюменская
обл. (севернее 60-й параллели)
23с1 города Сургут, Нижневартовск,
Нефтеюганск и
прилегающие к ним районы
23с2 базисный пункт - г. Ноябрьск
23с3 то же - г. Новый Уренгой
23с4 " - г. Надым
23с5 " - г. Лабытнанги
23с6 " - г. Нягань
23с7 " - г. Белоярский
23с8 " - г. Ямбург
24с Александровский и
Каргасокский районы, г.
Стрежевой
Томской области (севернее 60-й
параллели), базисный пункт
- г. Томск
25с Красноярский край (севернее
60-й параллели)
25с1 базисный пункт - г. Туруханск
25с2 то же - г. Норильск
26с Якутская АССР
26с1 Алданский район Якутской АССР
и районы
26с2 Остальная
территория Якутской АССР, базисный
пункт - г. Якутск
27с Аяно-Майский и Охотский районы Хабаровского
края (севернее 55-й
параллели), базисный
пункт - г. Хабаровск
28с Магаданская обл.
28с1 Магаданская обл., кроме
Чукотского автоном-
ного округа, базисный
пункт - г. Магадан
28с2 Чукотский автономный округ,
базисный пункт -
г. Певек
29с Камчатская
обл., базисный пункт - г. Петро-
павловск-Камчатский
30с Сахалинская обл.
30с1 Ногликский и Охинский районы Сахалинской
области, Курильские
острова, базисный пункт -
г. Оха
30с2 Остальные
районы Сахалинской области,
базисный пункт - г.
Южно-Сахалинск
31
Эстонская ССР
32
Латвийская ССР
33
Литовская ССР
34
Белорусская ССР
35
Украинская ССР
подрайон
35А Ворошиловградская, Днепропетровская,
Донецкая, Запорожская,
Кировоградская,
Харьковская
области
подрайон
35Б Винницкая,
Житомирская, Киевская,
Полтавская, Сумская,
Хмельницкая,
Черкасская, Черниговская области, г. Киев
подрайон
35В Волынская, Закарпатская,
Ивано-Франковская,
Львовская, Ровенская,
Тернопольская,
Черновицкая
области
подрайон
35Г Крымская, Николаевская, Одесская,
Херсонская
области, г. Севастополь
36
ССР Молдова
37
Грузинская ССР
38
Армянская ССР
строительства БАМа в
Якутии, базисный пункт -
г. Нюрюнгри
39
Азербайджанская ССР
40
Казахская ССР
41
Узбекская ССР
42
Туркменская ССР
43
Киргизская ССР
44 Таджикская ССР (без
Горно-Бадахшанской
автономной области)
45
Горно-Бадахшанская автономная обл.
Таджикской ССР
Б. В
районах Крайнего Севера и отдельных местностях,
приравненных к районам Крайнего Севера
5. Разницу в
затратах на транспортировку привозных материалов следует определять для строек,
расположенных на расстоянии более 10 км от базы (склада) территориального
органа снабжения РСФСР, находящейся в ближайшем базисном пункте. В отличие от
порядка, изложенного в разделе "А", разница в затратах на
транспортировку определяется в виде поправок (коэффициентов к сметной стоимости
строительно-монтажных работ).
Поправки
(коэффициенты) рекомендуется разработать централизовано с привлечением
проектных организаций, участвовавших в разработке сметных цен на привозные и
местные материалы, по районам (зонам) раздельно для промышленного,
жилищно-гражданского и сельского строительства, согласовать с соответствующими
подрядными организациями и утвердить в порядке, установленном для сметных цен
на местные материалы.
6. Исходными
данными для расчета поправок (коэффициентов) являются:
данные подрядных
организаций о схемах поставки привозных материалов, размещении кустов
строительства, отдельных крупных строек и баз, поставляющих материалы;
показатели расхода
привозных материалов на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных
работ по отчетным данным подрядных организаций в среднем за два года.
Если сметные цены
на местные материалы разработаны также для базисных пунктов, то в показатели
включаются и местные материалы для разработки единых поправок (коэффициентов).
В тех случаях,
когда некоторые привозные материалы поставляются от порта (пристани),
расположенного не в базисном пункте, то эта схема также должна учитываться при
расчете поправок (коэффициентов).
7. Поправки
(коэффициенты) к сметной стоимости строительно-монтажных работ базисного пункта (
) определяются
по формуле:
,
где
- разница в транспортных расходах по привозным
материалам на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ между рассчитанными для района (зоны, стройки) и учтенными в
сметных ценах на привозные материалы для базисного пункта, руб.;
-
коэффициент, учитывающий норму накладных расходов
, %;
- то
же, плановых накопления
, %;
- то
же, заготовительно-складских расходов
, %;
К - коэффициент, учитывающий изменение уровня
сметной стоимости строительно-монтажных работ с 1 января 1991 г. Включается в
расчет в том случае, когда показатели расхода привозных материалов определены
на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ в ценах 1984 г.
Допускается
разработка коэффициентов (
) по
отношению к сметной стоимости привозных материалов по формуле:
,
где
- затраты на привозные материалы на 1 млн.
руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ, исчисленные по сметным
ценам для соответствующего базисного пункта.
Коэффициенты (
) применяются
к затратам на привозные материалы в локальных сметах до начисления накладных
расходов и плановых накоплений.
Таблица 6
Территориальные
подрайоны,
по которым отдельные виды материалов,
изделий и
конструкций имеют отклонение
в сметных ценах от
средних районных сметных цен
──────────────────────────────────────────────────────────────────
Территориальные Виды ма- Автономные республики, края, области
─────────────────
териалов
районы подрайоны
──────────────────────────────────────────────────────────────────
1
2 3 4
──────────────────────────────────────────────────────────────────
3 3.1
Столярные Кировская, Костромская
области;
изделия Марийская АССР, Мордовская АССР,
Чувашская АССР
3.2 То же Рязанская обл.
10 10.1
" Дагестанская АССР,
Северо-Осетинская
АССР,
Чечено-Ингушская АССР
10.2 " Калмыцкая АССР
11 11.1
" Пензенская,
Саратовская области
11.2 " Куйбышевская, Ульяновская области
13 13.1
Лес круг-
Оренбургская обл., Башкирская АССР
лый и пи-
ленный
13.2 То же Курганская обл.
14 14.1
Столярные Пермская, Свердловская,
Челябинская
изделия области
14.2 Лес круг- Удмуртская АССР
лый и пи-
ленный
16 16.1 То же Омская обл., Алтайский край
16.2 " Новосибирская обл.
17 17.1
Столярные Томская
обл. (южнее 60-й параллели)
изделия
17.2 То же Красноярский край (южнее 60-й
параллели)
17.3 " Кемеровская обл.
Приложение
4
КОЭФФИЦИЕНТЫ
К НОРМАМ ЗАТРАТ ТРУДА,
ОСНОВНОЙ ЗАРАБОТНОЙ
ПЛАТЕ РАБОЧИХ,
ЗАТРАТАМ НА
ЭКСПЛУАТАЦИЮ МАШИН,
В ТОМ ЧИСЛЕ
ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ РАБОЧИХ,
ОБСЛУЖИВАЮЩИХ МАШИНЫ,
ДЛЯ УЧЕТА ВЛИЯНИЯ
УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПРОЕКТАМИ
1.
Производство строительных работ в эксплуатируемых
зданиях и сооружениях,
освобожденных от оборудования и
других предметов,
мешающих нормальному производству работ ... 1,2
2.
Производство строительных работ в эксплуатируемых
зданиях и сооружениях в
стесненных условиях: с наличием
в зоне производства работ действующего
технологического
оборудования (станков, установок, кранов и т.п.) или
загромождающих предметов
(лабораторное оборудование, мебель
и т.п.), или движения транспорта по внутрицеховым
путям ..... 1,35
2.1. То
же, при температуре воздуха на рабочем месте
более 40° в помещениях .......................................
1,5
2.2. То
же, с вредными условиями труда, где рабочим
предприятия установлен сокращенный рабочий день, а
рабочие-строители имеют рабочий день нормальной
продолжительности
............................................ 1,5
2.3. То
же, с вредными условиями, где рабочие-строители
переведены на сокращенный
рабочий день при 36-часовой
рабочей неделе
.............................................. 1,55
2.4. То
же, с вредными условиями труда, где рабочие-
строители переведены на сокращенный рабочий день при
24-часовой рабочей неделе
.................................... 2,3
3.
Производство строительных работ на открытых и
полуоткрытых производственных площадках в стесненных
условиях с наличием в зоне
производства работ действующего
технологического оборудования или движения
технологического транспорта
................................. 1,15
3.1. То же, с вредными условиями труда (наличие пара,
пыли, вредных газов, дыма и т.п.), где рабочим
предприятия
установлен сокращенный рабочий день, а
рабочие-строители
имеют рабочий день нормальной продолжительности
............. 1,25
4. Производство строительных работ в
охранной зоне
действующей воздушной линии электропередачи
.................. 1,2
5. Производство строительных работ в закрытых
сооружениях (помещениях),
находящихся ниже 3 м
от поверхности земли
......................................... 1,1
6.
Строительство новых объектов в стесненных условиях
на территориях действующих предприятий, имеющих
разветвленную сеть транспортных и инженерных
коммуникаций
и стесненные условия для складирования материалов
........... 1,15
7. Строительство инженерных сетей и
сооружений, а
также объектов жилищно-гражданского назначения
в стесненных
условиях застроенной части города ............. 1,15
8.
Строительство объектов на склонах гор с резко
пересеченным рельефом в стесненных условиях с
сохранением
природного ландшафта
......................................... 1,2
Примечания. 1.
Охранной зоной (по ГОСТ 12.1.013-78) вдоль воздушных линий электропередачи
является участок земли и пространства, заключенный между вертикальными
плоскостями, проходящими через параллельные прямые,
отстоящие от крайних проводов (при неотклоненном их положении) на расстоянии, м
для линий напряжением, кВ:
до 1
2
от 1 до 20 включительно 10
35
15
110
20
150
25
220, 330
25
400, 500 30
750
40
800 (постоянный ток) 30
2. Стесненные
условия в застроенной части города характеризуются наличием не менее трех из
указанных ниже факторов:
интенсивного
движения городского транспорта и пешеходов в непосредственной близости от места
работ, обуславливающих необходимость строительства короткими захватками с
полным завершением всех работ на захватке, включая восстановление разрушенных
покрытий и посадку зелени;
разветвленной сети
существующих подземных коммуникаций, подлежащих подвеске или перекладке;
жилых или
производственных зданий, а также сохраняемых зеленых насаждений в
непосредственной близости от места работ;
стесненных условий
складирования материалов или невозможности их складирования на строительной
площадке для нормального обеспечения материалами рабочих мест.
3. Применение
коэффициентов при составлении сметной документации должно быть обосновано в
проектах.
Одновременное
применение нескольких коэффициентов (за исключением коэффициентов пп. 4 и 5) не
допускается.
Коэффициенты,
указанные в пп. 4 и 5, могут применяться вместе с другими коэффициентами.
При одновременном
применении коэффициенты перемножаются.
4. Данные
коэффициенты не распространяются на расценки Сб. 46
"Работы при реконструкции зданий и сооружений".
5. По объектам
жилищно-гражданского назначения коэффициенты по п. 7 не распространяются на
внутренние отделочные, сантехнические, электротехнические и другие работы.
Приложение
5
СИСТЕМА КОДИРОВКИ
МАТЕРИАЛОВ,
ИЗДЕЛИЙ, КОНСТРУКЦИЙ И СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
В ТАБЛИЦАХ
СБОРНИКОВ СНиР
1. Коды в таблицах
СНиР-91 по материалам, изделиям, конструкциям и строительным машинам
соответствуют кодам, показанным в Сборнике сметных цен на материалы, изделия и
конструкции и в Сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных
машин (1991 г.).
2. Коды на
материалы, начинающиеся с цифры 1, 2, 3 или 5, соответствуют кодам на привозные
материалы Сборника 1991 г. (соответственно 1, 2, 3 или 5 частям), а с цифры 4 -
на местные материалы. Коды на местные материалы должны заменяться при составлении
смет на коды каталогов цен на местные материалы в соответствующих регионах.
3. Коды,
начинающиеся с цифры 6, относятся к материалам, не вошедшим в Сборник 1991 г.,
цены по которым приняты по Сборнику 1984 г. с коэффициентом 1,73.
4. Коды на
материалы, начинающиеся с цифры 9, относятся к группе нестандартных материалов,
цены на которые принимаются по индивидуальным калькуляциям
заводов-изготовителей.
5. Коды по
строительным машинам, начинающиеся с цифры 7, относятся к строительным машинам,
которые в Сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин
(1991 г.) не помещены и цены машино-часа по которым
приняты по Сборнику 1984 г. с коэффициентом 1,7.