Поиск по базе документов:

Бесплатное обучение по алготрейдингу на Python и Backtrader

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

N АЧ-10/6568

 

МИНИСТЕРСТВО АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-

КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N БФ-816/26

 

ПИСЬМО

от 23 сентября 1992 года

 

Госкомимущество России и Минстрой России направляют для руководства в практической работе Рекомендации по учету особенностей предприятий и организаций строительства и промышленности строительных материалов при их приватизации и осуществлении полномочий собственника, разработанные в соответствии с п. 9.3 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год.

 

Председатель

Государственного комитета

Российской Федерации по управлению

государственным имуществом

А.Б.ЧУБАЙС

 

Министр архитектуры, строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации

Б.А.ФУРМАНОВ

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УЧЕТУ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ПРИ ИХ ПРИВАТИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ СОБСТВЕННИКА

 

I. Общие положения

 

Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с требованиями действующего законодательства и Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год и разъясняют принципы приватизации предприятий и организаций строительства и промышленности строительных материалов, обеспечивавшие с учетом отраслевых особенностей поддержание работоспособности созданного производственного потенциала и повышение эффективности его использования на основе создания конкурентной среды и развития предпринимательства.

Решения о приватизации предприятий и организаций строительства и промышленности строительных материалов, отнесенных к федеральной собственности и включенных в разделы 2.2 и 2.3 Государственной программы приватизации, принимаются с участием Минстроя России в соответствии с установленным порядком.

Для обеспечения учета отраслевых особенностей при приватизации подведомственных Минстрою России предприятий и организаций к работе в комиссиях по приватизации в отдельных случаях целесообразно привлекать уполномоченных министерством специалистов.

 

II. Особенности приватизации предприятий

и организаций в строительстве

 

Строительство характеризуют многоотраслевая структура и высокий уровень специализации предприятий и организаций.

Основные фонды распределяются неравномерно между предприятиями и организациями строительного комплекса и сосредоточены главным образом в специализированных подразделениях (трестах механизации, автотранспортных предприятиях, управлениях производственно-технологической комплектации и др.) и на предприятиях строительной индустрии. Вместе с тем эти фонды создавались совместными усилиями участников технологического комплекса, поэтому предусмотренные законодательством льготы должны быть справедливо распределены.

Строительная техника и транспорт имеют высокую универсальность и мобильность, что при отсутствии конкуренции создает потенциальную возможность их выхода из сферы строительства, отличающегося более сложными условиями работы по сравнению с другими отраслями народного хозяйства.

Предприятия и организации региональных строительных структур действуют как единый производственно-технологический комплекс, производящий строительную продукцию, что определяет их тесную взаимозависимость друг от друга.

В целях создания оптимальной организационной структуры в строительстве, способной успешно функционировать в рыночных условиях, а также учитывая специфику формирования производственных фондов в этой отрасли, при приватизации предприятий и организаций рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

1. Приватизацию структурных подразделений предприятия (треста, домостроительного комбината, завода и др.), составляющих единый производственно-технологический комплекс, производящий конечную продукцию, при отсутствии конкурентной структуры следует осуществлять в составе этого предприятия.

Реорганизация предприятия, включая выделение из его состава одного или нескольких структурных подразделений с целью создания новых предприятий, при необходимости может предусматриваться планом приватизации с учетом требований Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

В случае принятия соответствующим комитетом по управлению имуществом решения о выделении структурных подразделений из состава предприятий в процессе их приватизации в целях сохранения сложившихся производственных и технологических связей и недопущения занятия вновь создаваемыми предприятиями доминирующего положения на региональном рынке могут быть рекомендованы следующие подходы:

предприятие преобразуется в акционерное общество в целом (уставный капитал и льготы членам трудового коллектива определяются на основе имущества предприятия со всеми подразделениями), после чего на базе выделяемых структурных подразделений учреждаются новые предприятия (дочерние акционерные общества);

структурные подразделения, выделяемые в самостоятельные предприятия, преобразуются в акционерные общества открытого типа самостоятельно, после чего их контрольные пакеты акций при положительном решении трудовых коллективов этих структурных подразделений передаются акционерному обществу, образованному на базе ранее существовавшего государственного предприятия, в состав которого они входили.

При реализации этих форм новые предприятия получат хозяйственную и юридическую самостоятельность, однако их интересы будут экономически связаны с производством готовой строительной продукции.

При приватизации специализированных строительных организаций с согласия трудовых коллективов целесообразно предоставлять работникам технологически связанных с ними общестроительных организаций право участия в закрытой подписке на акции в пределах льгот, установленных Государственной программой.

2. При приватизации предприятия, структуру которого составляют технологически не связанные обособленные подразделения, объединенные только на основе централизации отдельных функций производства и управления (общая производственная база, материально-техническое обеспечение и др.), такие структурные подразделения могут быть преобразованы в акционерные общества как самостоятельные предприятия.

При этом акции общих для группы предприятий производств целесообразно в приоритетном порядке продавать членам трудовых коллективов этих предприятий.

Для осуществления общих для вновь создаваемых предприятий функций управления могут создаваться объединения в форме товариществ, акционерных обществ и других.

Данный вариант рекомендуется для строительно-монтажных организаций, подразделения которых территориально разобщены и могут самостоятельно производить конечную продукцию.

3. При преобразовании в акционерное общество специализированного предприятия (треста механизации, автотранспортного предприятия, предприятия строительной индустрии и др.), обслуживающего группу предприятий общестроительного профиля, до 20 процентов акций этого предприятия могут быть, по решению комитета по управлению имуществом, распределены между обслуживаемыми предприятиями с зачислением их на баланс указанных предприятий и включением в состав их уставного капитала. Указанное число акций может быть увеличено при согласии трудового коллектива приватизируемого предприятия.

Этот же подход используется и при приватизации предприятий, образованных путем выделения из состава одного государственного предприятия.

4. Для повышения эффективности использования и наращивания производственного потенциала территориальных строительных комплексов в районах сосредоточенного строительства на базе преобразуемых в акционерные общества предприятий и организаций допускается создание холдинговых компаний в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N 2980-1 "О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.".

Холдинговые компании целесообразно создавать также для выполнения крупномасштабных государственных инвестиционных программ, создания сложных производственных комплексов в базовых отраслях промышленности.

5. Рекомендуется создание мелких и средних строительных фирм, выполняющих полный комплекс строительных услуг, особенно в малых городах и сельской местности на базе имеющихся строительных организаций.

6. Рекомендуется создание новых конкурирующих предприятий, организаций. В случаях монопольного влияния предприятий, организаций на подрядный рынок следует руководствоваться статьей 19 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

 

III. Особенности приватизации предприятий

промышленности строительных материалов

 

Приватизация в отрасли должна осуществляться в соответствии с общими требованиями к приватизации промышленных предприятий.

Особенности промышленности строительных материалов связаны главным образом с наличием в составе отрасли горнодобывающих и обрабатывающих подотраслей, а также с использованием в производстве многообразных видов минерального нерудного сырья.

Это определяет необходимость учета взаимных интересов предприятий при их приватизации.

Приватизацию технологически связанных предприятий и их структурных подразделений следует осуществлять в составе единого производственно-технологического комплекса, производящего конечную продукцию. При этом может быть использован один из подходов, приведенных в разделе II настоящих Рекомендаций.

При приватизации предприятий отрасли, производящих продукцию для строительства, работникам строительных организаций, являющихся основными потребителями этой продукции, с согласия коллектива предприятия может предоставляться право участия в закрытой подписке на акции, проводимой среди работников приватизируемого предприятия.

 

IV. Особенности приватизации научно-исследовательских,

проектных и проектно-изыскательских организаций

 

Особенности приватизации научно-исследовательских, проектных и изыскательских организаций связаны с наличием в их составе архивов и фондов, созданных за счет средств государственного бюджета и имеющих общероссийское значение. К их числу относятся:

архивы и фонды организаций, выполняющих функции головных по направлениям научных исследований, стандартизации и нормированию, а также функции территориальных организаций по градостроительству, разработке схем промузлов;

единый государственный территориальный фонд материалов комплексных инженерных изысканий для строительства и банки данных об изученности природных условий территорий;

межотраслевой фонд алгоритмов и программ (МОФАП), находящихся в пользовании научных организаций;

фонд подлинников проектной документации массового применения типовой проектной документации;

другие фонды и архивы государственного значения.

Приватизации организаций, являющихся держателями архивов и фондов государственного значения, должна предшествовать их инвентаризация и оценка реальной стоимости с учетом стоимости объектов интеллектуальной собственности, а также определение возможности их приватизации.

В отношении архивов и фондов подведомственных Минстрою России научно-исследовательских, проектных и изыскательских организаций, включая помещения и здания, где они расположены, Госкомимуществом России по представлению министерства может быть принято решение о запрете на их приватизацию (в этом случае при приватизации организаций они исключаются из состава приватизируемого имущества) либо об осуществлении приватизации по специальному режиму.

Кроме того, в соответствии с Государственной программой не подлежат приватизации в 1992 году входящие в состав научно-исследовательских и проектных организаций подразделения патентной, метрологической службы, службы контроля за состоянием природной среды.

При приватизации организаций, осуществляющих функции, требующие контроля со стороны государства (например, разработка генеральных планов городов), контрольный пакет акций может закрепляться в федеральной собственности на срок до трех лет.

При приватизации научно-исследовательских, проектных и изыскательских организаций не рекомендуется выделение из их состава опытных и опытно-экспериментальных производств, приводящее к разрушению технологического единства научной и опытно-производственной баз.

Во избежание конфликтных ситуаций при приватизации государственных организаций, одна из которых является балансосодержателем здания, а другие длительное время занимают в нем помещения на правах аренды, целесообразно по решению соответствующего комитета по управлению имуществом закрепление за этими организациями по принадлежности с отнесением на балансы фактически занимаемых помещений и имущества по состоянию на 1 января 1992 года.

При возникновении споров по разделению баланса они подлежат рассмотрению в органах арбитражного суда.

 

Заместитель Председателя

Государственного комитета

Российской Федерации по управлению

государственным имуществом

П.П.МОСТОВОЙ

 

Заместитель Министра архитектуры,

строительства и жилищно-коммунального

хозяйства Российской Федерации

А.А.БАБЕНКО

22 сентября 1992 года

 

 





ТЕХНОРМАТИВЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И ПРОЕКТИРОВЩИКОВ

Яндекс цитирования


Copyright © www.docstroika.ru, 2013 - 2024