ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА ИЗВЛЕЧЕНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ШПУНТА
ВИБРОПОГРУЖАТЕЛЕМ MS-25H
АННОТАЦИЯ
Технологическая
карта разработана в соответствии с действующими нормативными документами и на
основании изучения опыта работы СУ-185 треста МС-4 по извлечению металлического
шпунта на строительных объектах ГМПС.
В карте приведена
технология производства работ по извлечению металлического шпунта; представлены
разделы: по организации рабочего места и приемам труда, по технике безопасности
и качеству работ; дана таблица машин, механизмов и приспособлений.
Работа выполнена
отделом "Совершенствования технологии строительства".
Внесены изменения и
дополнения в 1994 году.
1. ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ
1.1.
Технологическая карта разработана на извлечение металлического шпунта с помощью
вибропогружателя марки MS-25H "Мюллер" фирмы "Крупп" (ФРГ)
(рис. 1, 2), навешиваемого на специальное оборудование к крану-экскаватору
Э-10011Д.
Рис. 1.
Вибропогружатель MS-25H
1. Ярмо пружины
эластомер
2. Возбудитель
3. Консоль затяжки
4. Затяжное
устройство
Рис. 2.
Дизельный приводной агрегат MS-A245
Технические данные:
Дизельный
двигатель:
1. Мощность, кВт -
247
2. Число оборотов,
мин - 2300
3.
Производительность, л/мин - 380
4. Давление, р макс. бар - 350
5. Дизельный бак, л - 460
6. Масляный бак, л - 225
7. Масса, т - 3,8
1.2. Работы по
извлечению шпунта осуществляют при немерзлом грунте.
1.3. В карте
предусмотрено извлечение шпунта длиной до 13 метров в соответствии с
технической характеристикой навесного оборудования крана-экскаватора Э-10011Д.
2.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
2.1. Работы по
извлечению металлического шпунта необходимо производить в соответствии со СНиП
3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты", СНиП
III-4-80* "Техника безопасности в строительстве", а также настоящей
технологической карты.
2.2. До начала
производства работ необходимо выполнить следующие мероприятия:
- производителю
работ или мастеру должна быть представлена генподрядчиком или заказчиком
исполнительная схема забитого шпунта;
- засыпаны грунтом
пазухи между конструкцией крепления вертикальной стенки котлована и
конструкцией подземной части строящегося здания или сооружения;
- выполнена
планировка и освобождена площадка для работы механизмов;
- произведена
комплектация, монтаж и наладка оборудования;
- определены места
складирования извлекаемого металлического шпунта и места погрузки их на
транспортные средства.
2.3. Перед
извлечением двутавровых балок их верхние концы необходимо освободить от грунта
на высоту не менее 0,3 м.
2.4. Работы по
извлечению металлического шпунта выполняют в следующей последовательности:
- кран-экскаватор с
навесным оборудованием перемещается на рабочее место с приподнятой мачтой (подъем и опускание мачты производится стрелоподъемным
канатом экскаватора);
- кран-экскаватор
устанавливают по оси шпунтового ограждения так, чтобы мачта опиралась против
извлекаемого шпунта на расстоянии 1,0 - 1,1 м;
- вибратор MS-25H
закрепляют на конце шпунта при помощи затяжного устройства;
- запускают
дизельный приводной агрегат MS-A245, включают грузовой барабан лебедки на
подъем и начинают извлечение шпунта;
- после выхода
шпунта на 2 м из грунта останавливают подъем и включают механизмы, затем
резаком-керосинорезом (РГ-71) прорезают в шпунте отверстие размером 150 x 30
мм, вставляют съемную монтажную петлю (рис. 3) и закрепляют ее к подъемному
тросу экскаватора Э-10011Д;
- затем вновь
запускают дизельный приводной агрегат MS-A245, включают грузовой барабан
главной лебедки на подъем и продолжают извлечение шпунта при натянутом
подъемном тросе крана-экскаватора;
- извлеченный шпунт
опускают нижним концом на землю, отключают агрегат MS-A245, освобождают верхний
конец шпунта от вибропогружателя путем отключения зажимного устройства;
- подъемным тросом
экскаватора Э-10011Д опускают извлеченный шпунт на землю.
Съемная монтажная
петля
Рис. 3.
Разметка отверстия в металлическом шпунте
под съемную
монтажную петлю
2.3. Извлеченный
шпунт складируют на территории стройплощадки согласно ППР. Схема строповки
приведена на рис. 4.
┌─────────────────┬──────┬───────────────────────────────────────┐
│ Наименование
│Масса,│
Грузоподъемные приспособления
│
│ изделий
│ кг
├──────────────┬─────┬─────┬─────┬──────┤
│ │ │ наименование │кол.
│Q, тс│l, м │P, кг │
│ │ │ │ шт. │ │
│ │
├─────────────────┼──────┼──────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┤
│Двутавровая
балка│ │Строп
двухвет-│ 1 │
5 │ 5
│ 46 │
│длиной
13 м │ │вевой 2СК-5,0 │ │
│ │ │
│ │ │1026/1 │ │
│ │ │
│ │ │СКБ Мосстрой │
│ │ │ │
│N
40 │ 730 │Строп │ 2
│ 2,5 │ 2 │ 2,92 │
│N
60 │ 1350 │кольцевой │
│ │ │ │
│ │ │УКС 2-2,5 │
│ │ │ │
│ │ │1033/3 │ │
│ │ │
│ │ │СКБ Мосстрой │
│ │ │ │
│Ларсен
IV │ 962 │
" │ "
│ " │
" │ "
│
│Ларсен
V │ 1300 │ " │
" │ "
│ " │
" │
│Трубы
диаметром │ 410 │
" │ "
│ " │
" │ "
│
│219
мм │ │ │ │
│ │ │
└─────────────────┴──────┴──────────────┴─────┴─────┴─────┴──────┘
Рис. 4. Схема
строповки
2.4. Образовавшиеся
после извлечения шпунта углубления в грунте засыпают.
2.5. Извлеченный
шпунт необходимо отсортировать. Пригодный для дальнейшего использования, а
также бракованный шпунт транспортируют со строительной площадки
автотранспортом.
2.6. Шпунт следует
укладывать на транспортное средство на деревянные подкладки толщиной не менее
150 мм. При погрузке, транспортировке, разгрузке и хранении шпунта необходимо
принять меры, исключающие возможность повреждения и загрязнения шпунта.
2.7. Шпунт следует
хранить в штабелях на открытом складе. Склад должен иметь сквозной или круговой
проезды шириной не менее 3,5 м с основанием из бетонных плит для транспортных
или грузоподъемных средств. Расстояние от проезда до ближайшего стеллажа со
шпунтом должно быть не менее 0,5 - 0,7 м. Для осмотра и строповки шпунта должны
оставаться проходы шириной не менее 1 м.
2.8. На
технологических схемах (листы 11, 12, 13) показаны установка крана-экскаватора
с навесным оборудованием в рабочее положение, процесс извлечения и укладки
извлеченного шпунта на грунт.
2.9. График
производства работ представлен на листе 14.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
СХЕМА ИЗВЛЕЧЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ШПУНТА
1. Кран-экскаватор
Э-10011;
2. Направляющая
штанга;
3. Вибропогружатель
MS-25H;
4. Дизельный
приводной агрегат MS-A245;
5. Шланги высокого
давления;
6. Извлекаемый
шпунт;
7. Забитый шпунт;
8. Съемная
монтажная петля;
R - радиус опасной
зоны, равный длине шпунта + 5 м
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
СХЕМА УКЛАДКИ ИЗВЛЕЧЕННОГО ШПУНТА
1. Кран-экскаватор
Э-10011;
2. Направляющая
штанга;
3. Вибропогружатель
MS-25H;
4. Извлеченный
шпунт;
5. Забитый шпунт;
R - радиус действия
опасной зоны, равный длине шпунта + 5 м
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
СХЕМА
УКЛАДКИ
ИЗВЛЕЧЕННОГО ШПУНТА
НА ГРУНТ ПРИ
СМЕЩЕНИИ ОСИ ДВИЖЕНИЯ ЭКСКАВАТОРА
ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ
ЗАБИТОГО ШПУНТА
ГРАФИК
ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ НА ИЗВЛЕЧЕНИЕ
ОДНОГО ШПУНТА
ДЛИНОЙ 10 М
┌─┬────────────┬─────┬─────┬────────┬───────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│
│Наименование│Еди-
│Объем│Трудо- │ Состав
│
Минуты
│
│
│ работ │ница
│работ│емкость │
звена │
│
│
│ │изме-│ │чел.-мин│
├──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┤
│ │ │рения│ │ │ │1 │2 │3 │4
│5 │6 │7 │8 │9
│10│11│12│13│14│15│16│17│18│19│20│21│22│23│24│25│26│27│28│29│30│31│32│33│34│35│36│37│38│39│40│41│42│43│44│45│46│47│48│49│50│51│52│53│54│
├─┼────────────┼─────┼─────┼────────┼───────────┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤
│1│Установка │шпунт│ 1
│ 7 │Копровщики │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│
│вибратора │ │
│ │5 разр. -
1├──┼──┼──┼┐
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
├──┼──┼──┼┐
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
├──┼──┼──┼┐
│ │ │
│
│на шпунт с │ │
│ │3 разр. -
1├──┼──┼──┼┤
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
├──┼──┼──┼┤
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
├──┼──┼──┼┤
│ │ │
│
│подгонкой │ │
│ │ │ │
│ ││
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ ││ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
││ │
│ │
│
│на месте │ │
│ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ ││ │ │
│
├─┼────────────┼─────┼─────┼────────┼───────────┼──┼──┼──┼┼─┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼┼─┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼┼─┼──┼──┤
│2│Извлечение │шпунт│ 1
│ 9 │
" │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ ││ │ │
│
│
│шпунта на
│ │ │ │ │ │
│
│├─┼──┼──┼──┼──┤ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│├─┼──┼──┼──┼──┤ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│
│├─┼──┼──┤
│
│2 м с
│ │ │ │ │ │
│
│└─┼──┼──┼──┼──┤ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│└─┼──┼──┼──┼──┤ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│└─┼──┼──┤
│
│остановкой │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│
│вибратора │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
├─┼────────────┼─────┼─────┼────────┼───────────┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤
│3│Вырезка │шпунт│ 1
│ 7 │Газорезчик │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│
│отверстия в │
│ │ │3 разр. - 1│ │
│ │ │
│ │ │
├──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
├──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│
│шпунте для
│ │ │ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│
│страховоч- │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│
│ного троса │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
├─┼────────────┼─────┼─────┼────────┼───────────┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤
│4│Строповка
и │ " │
1 │ 11
│Копровщики │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│
│дальнейшее │ │
│ │5 разр. -
1│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
├──┼──┼──┼──┼──┼┐
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
├──┼──┼──┼──┼──┼┐
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│извлечение │ │
│ │3 разр. -
1│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
├──┼──┼──┼──┼──┼┤
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
├──┼──┼──┼──┼──┼┤
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│
│шпунта │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
├─┼────────────┼─────┼─────┼────────┼───────────┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼┼─┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼┼─┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤
│5│Подача │
" │ 1
│ 7 │
" │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│извлеченного│
│ │ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
││ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ ││
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│
│шпунта к
│ │ │ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│├─┼──┼──┼──┤ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│├─┼──┼──┼──┤ │
│ │ │
│ │
│
│месту скла- │
│ │ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│└─┼──┼──┼──┤ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│└─┼──┼──┼──┤ │
│ │ │
│ │
│
│дирования с │
│ │ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│
│опусканием │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│
│на землю и │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│
│перемещения │
│ │ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│
│установки с │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│
│переходом │
│ │ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│
│рабочих на
│ │ │ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│
│расстояние │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│
│до 30 м │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
├─┼────────────┼─────┼─────┼────────┼───────────┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤
│6│Неучтенные │
│ │ 31
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│
│и сопутст- │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│
│вующие │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│
│работы │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
├─┼────────────┼─────┼─────┼────────┼───────────┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤
│
│ Итого:│ │
│ 72 │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
├─┼────────────┼─────┼─────┼────────┼───────────┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤
│
│Работа │ шт.
│ 1 │
24 │Машинист │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│крана- │ │
│ │5 разр. -
1│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│экскаватора │
│ │ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
├─┼────────────┼─────┼─────┼────────┼───────────┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤
│
│Работа │ шт.
│ 1 │
24 │Оператор │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│агрегата │ │
│ │5 разр. -
1│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│
│MS-A245 │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
└─┴────────────┴─────┴─────┴────────┴───────────┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┘
Примечания. 1.
Нормы времени приняты согласно § 1-5-88 ЦНИБ.
2. Согласно
графику, затраты труда на извлечение единицы шпунта составляют 1,2 чел.-ч. За
одну 8-ми часовую смену звено из 5 человек, включая машиниста крана и
оператора, извлекает 20 шт. шпунта.
Выработка одного
рабочего в смену - 4 шпунта. Затраты машинного времени на извлечение единицы
шпунта:
крана-экскаватора
Э-10011 - 0,4 маш.-ч
агрегата MS-A245 -
0,4 маш.-ч.
3.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА И ПРИЕМЫ ТРУДА
3.1. Земляные
работы (выполняются генподрядной организацией)
3.1.1. Схема
организации рабочего места
при откапывании
верхних концов шпунта
Условные
обозначения:
1 - экскаватор
ЭО-2621 на базе трактора "Беларусь";
2 - откопанные
верхние концы шпунта;
3 - откопанные и
очищенные от грунта верхние концы шпунта;
-
рабочее место и перемещение землекопа;
-
машинист экскаватора на тракторе "Беларусь";
-
граница опасной зоны
3.1.2. Приемы труда
Машинист
экскаватора (
) на
тракторе "Беларусь" откапывает шпунт слева и справа по всей длине
шпунтовой стенки, отсыпая грунт по обе стороны от нее. Землекоп (3), находясь
от экскаватора на безопасном расстоянии, осуществляет подчистку грунта лопатой
около шпунтовых балок, отбрасывая его в сторону.
3.2. Наводка и
закрепление вибропогружателя MS-25H на шпунте
3.2.1. Организация
рабочего места при наведении
и закреплении вибропогружателя на шпунт
Условные
обозначения:
1 - кран-экскаватор
Э-10011;
2 - направляющая
штанга;
3 -
вибропогружатель MS-25H;
4 - дизельный
приводной агрегат MS-A245;
5 - гидравлические
шланги высокого давления;
6 - шпунт,
подготовленный к извлечению;
7 - извлекаемый
грунт;
-
рабочее место машиниста крана-экскаватора;
-
рабочее место оператора агрегата MS-A245;
и
- рабочие места копровщиков
3.2.2. Приемы труда
Машинист
крана-экскаватора с оборудованием для извлечения шпунта подводит машину к
подготовленному к извлечению шпунту и опускает вибропогружатель на шпунт, не
доведя его нижнюю часть до торца шпунта на 20 - 30 см и фиксирует в этом
положении. Копровщики (
и
) в это
время находятся на безопасном расстоянии от вибропогружателя.
После этого
копровщики (
и
)
подходят к вибропогружателю и наводят его затяжное устройство на шпунт. По
сигналу копровщика (
) машинист
крана-экскаватора (М) опускает вибропогружатель до упора. Убедившись в
правильной установке вибропогружателя на шпунт, копровщик (
) дает
сигнал оператору дизельного приводного агрегата MS-A245 закрепить затяжное
устройство на шпунте. Копровщики (
и
)
отходят на безопасное расстояние от вибропогружателя.
3.3. Извлечение
шпунта
3.3.1. Организация
рабочего места при извлечении шпунта
Условные
обозначения:
1 -
кран-экскаватор;
2 - направляющая
штанга;
3 -
вибропогружатель MS-25H;
4 - дизельный
приводной агрегат MS-245;
5 - шланги высокого
давления;
6 - извлекаемый
шпунт;
7 - забитый шпунт;
-
рабочее место машиниста крана-экскаватора;
-
рабочее место оператора дизельного приводного агрегата;
и
- рабочие места копровщиков;
R - радиус опасной
зоны, равный высоте извлекаемого шпунта + 5 м;
-
перемещение такелажников при извлечении шпунта (при извлечении опасная зона
увеличивается по мере выхода шпунта из грунта);
-
граница опасной зоны
3.3.2. Приемы труда
Копровщик (
), находясь
на безопасном расстоянии, подает сигнал оператору дизельного приводного
агрегата MS-A245 на включение вибропогружателя и сигнал машинисту
крана-экскаватора (М) на извлечение шпунта. После подъема шпунта на
2 м от поверхности земли дает сигналы
оператору и машинисту о прекращении работы. Газорезчик подходит к поднятому
шпунту, размечает место прорези и резаком-керосинорезом прорезает в шпунте
отверстие размером 150 x 30 мм на расстоянии 1,5 м от верха шпунта.
Копровщик (
) вставляет
в прорезанное отверстие съемную монтажную петлю. Копровщик (
)
заводит в нее карабин подъемного троса крана-экскаватора
и отходят на безопасное расстояние. Копровщик (
) подает
команду машинисту крана-экскаватора натянуть подъемный трос. Затем дает сигнал
оператору и машинисту на продолжение извлечения шпунта.
3.4. Укладка шпунта
на грунт
3.4.1. Организация
рабочего места
Условные
обозначения:
1 - кран-экскаватор
Э-10011;
2 - направляющая
штанга;
3 -
вибропогружатель MS-25H;
4 - дизельный
приводной агрегат MS-A245;
5 - гидравлические
шланги высокого давления;
6 - укладываемый
извлеченный шпунт;
7 - забитый шпунт;
R - радиус опасной
зоны, равный длине извлеченного шпунта + 5 м;
-
граница опасной зоны;
-
рабочее место машиниста крана-экскаватора;
-
рабочее место оператора агрегата MS-A245;
и
- рабочие места копровщиков
3.4.2. Приемы труда
После извлечения
шпунта по сигналу копровщика оператор агрегата MS-A245 и машинист
крана-экскаватора отключают механизмы. Оператор (О) отключает зажимное
устройство вибропогружателя. Машинист крана-экскаватора (М) по сигналу
копровщика (
) опускает
вибропогружатель на расстояние 0,5 - 1 м от земли и фиксирует его в этом
положении. Машинист крана-экскаватора (М) по сигналу копровщика (
) разворачивает
кран-экскаватор с навесным оборудованием и опускает извлеченный шпунт нижним
концом на грунт. По сигналу копровщика (
) машинист
(М) стравливает подъемный трос, опуская на грунт в заданном направлении шпунт.
4. МАШИНЫ,
ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
───┬───────────┬───────────────────┬──────────┬──────┬────────────
N │Наимено- │
Техническая
│Назначение│Кол-во│ ГОСТ, ТУ,
п/п│вание
│ характеристика │ │ на
│организация-
│ │ │ │звено │изготовитель
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
───┼───────────┼───────────────────┼──────────┼──────┼────────────
1 │
2 │ 3 │ 4
│ 5 │
6
───┼───────────┼───────────────────┼──────────┼──────┼────────────
1 │Вибро- │Центробежная сила,
│Извлечение│ 1 │Фирма
│погружатель│тн - 70; макс. │шпунта │
│"Крупп"
│MS-25H с │момент, кгс x м - │ │ │(ФРГ)
│комплектом │25; макс. тяговое │ │ │
│шлангов │усилие, тн - 24; │ │ │
│ │частота колебаний,
│ │ │
│ │гц - 25 - 30; │ │ │
│ │габариты, мм: │ │ │
│ │2835 x 1800 x 660;
│ │ │
│ │масса, тн
- 5,3 │ │ │
2 │Дизельный │Мощность, кВт - │Подача │
1 │Фирма
│приводной │247; число, об/мин │энергии │
│"Крупп"
│агрегат │- 2300; производи-
│к вибро- │ │(ФРГ)
│MS-A245 │тельность, л/мин -
│погружа- │ │
│ │380; макс. │телю │ │
│ │давление, бар - │ │ │
│ │350; дизельный │ │ │
│ │бак, л
- 460; │ │ │
│ │габариты,
мм:
│ │ │
│ │4060 x 1540 x
2160;│ │ │
│ │масса, тн - 3,8 │ │ │
3 │Прицеп │Длина, мм - 4686; │Перемеще- │ 1 │Выпускается
│ГКГ-817 │грузоподъемность, │ние │ │серийно
│ │тн - 5,5 │агрегата │
│
│ │ │MS-A245 │
│
4 │Кран- │Грузоподъемность, │Базовая │
│
│экскаватор │тн - 12,8;
масса, │машина для│ │
│Э-10011Д │тн - 34,77; длина │извлечения│ │
│с навесным
│стрелы, м - 15,0
│шпунта │ │
│оборудова- │ │ │ │
│нием │ │ │ │
5 │Резак- │Габариты, мм: │Устройство│ 1
│Свердловский
│керосинорез│580 x 160 x
70; │прорезей │
│машинострои-
│РК-71 │масса, кг
- 1,57; │в шпунте │
│тельный
│ │толщина стали, │ │ │завод
│ │подлежащей резке, │ │ │им. Воров-
│ │мм -
3 - 200; │ │ │ского
│ │топливо - керосин │ │ │
│ │или бензин │ │ │
6 │Экскаватор │База - трактор │Планировка│ 1
│Киевский
│ЭО-2621 на │ЮМЗ-6АЛ-АМ; │и отрывка │ │ордена
│базе │мощность двига- │верхних │
│трудового
│трактора │теля, кВт - 44; │концов │
│Красного
│"Беларусь"
│скорость
│шпунта │ │Знамени
│ │передвиж., км/ч - │ │ │завод
│ │19; емкость ковша,
│ │ │"Красный
│ │м3 - 0,25; угол │ │ │экскаватор"
│ │поворота рабочего │ │ │
│ │оборудования в │ │ │
│ │плане,
град - 160; │ │ │
│ │глубина копания, │ │ │
│ │м -
3 │ │ │
7 │Лопата │Габариты, мм: │Откапыва- │ 1
│
│копальная │1158 x 210; │ние │ │
│типа ЛКО-1 │масса, кг -
1,9 │верхней │
│
│ │ │части │ │
│ │ │шпунта │
│
8 │Лопата │Габариты, мм: │
" │ 1
│
│подборочная│1550 x 240; │ │ │
│типа ЛП-2 │масса, кг -
2,2 │ │ │
9 │Лом │Габариты, мм: │Сопутст- │
2 │ГОСТ 1405-83
│монтажный │Диаметр 24 x 1180; │вующие │
│
│ │масса, кг
- 4 │работы │
│
10
│Кувалда │Габариты, мм:
│Сопутст- │ 2
│ГОСТ
│кузнечная │500 x 57 x 167; │вующие │
│11402-75*
│продольная │масса, кг - 3
│работы │ │
11
│Рулетка │Габариты, мм:
│Для │ 1
│ГОСТ 7502-80
│металличес-│Диаметр
100 x 20; │линейных │
│
│кая РС-20 │масса, кг -
0,35; │измерений │ │
│ │длина ленты, │ │ │
│ │м -
20 │ │
│
12
│Съемная
│Габариты, мм:
│Строповка │ 1 │УПТК треста
│монтажная │280 x 115 x 20 │извлека- │
│
│петля │ │емого │ │
│ │ │шпунта │
│
Средства индивидуальной защиты
1 │Каска стро-│ │ │ 5
│ГОСТ
│ительная │ │ │ │12.4.087-84
2 │Щиток-маска│ │ │ 1
│ГОСТ
│УН │ │ │ │12.4.035-78*
3 │Костюм │ │ │ 1
│ТУ
│мужской для│ │ │ │17-08-69-77
│сварщиков │ │ │ │
4 │Комбинезон │ │ │ 5
│
5 │Сапоги │ │ │5 пар │ГОСТ
│резиновые │ │ │ │12.4.072-79*
───┴───────────┴───────────────────┴──────────┴──────┴────────────
5. КАЧЕСТВО
РАБОТ
5.1. Контроль
качества осуществляют в соответствии со СНиП 3.02.01-87. Контроль и отбраковка
извлеченного шпунта с учетом механических повреждений и коррозии металла
следует производить согласно "Временной инструкции по определению годности
извлеченного шпунта для повторного использования", разработанной трестом
Мосоргпромстроя.
5.2. Извлеченный
шпунт необходимо подвергнуть визуальному осмотру и контрольным обмерам, после
чего определяют годность для повторного использования.
5.3. Состояние
извлеченного шпунта зависит от грунта, из которого извлечен шпунт, времени
нахождения шпунта в грунте, агрессивности грунтовых вод, наличия блуждающих
токов и других факторов.
5.4. Перед осмотром
и контрольными обмерами извлеченный шпунт необходимо очистить скребком и
металлической щеткой от грунта и загрязнений.
5.5. Контрольные
размеры толщины полок и стенок извлеченного шпунта производят на расстоянии не
менее 0,5 м от торцов и через каждые 2 м по длине шпунта.
5.6. После осмотра
шпунта и определения соответствия его геометрических параметров на шпунт
краской наносят порядковый маркировочный номер, являющийся знаком годности
шпунта для повторного использования. Шпунт, считающийся непригодным для
дальнейшего использования, маркируется краской надписью "брак".
5.7. На
строительной площадке должен вестись строительной лабораторией и начальником
участка журнал учета и регистрации извлеченного шпунта по форме Приложения 1.
5.8. При отбраковке
шпунта, в случае, когда дефект распространен на небольшой протяженности по
длине, поврежденную часть отрезают.
5.9. На
строительной площадке необходимо предусмотреть размещение штабеля, годного для
повторного использования шпунта и штабеля отбракованного шпунта с указанием
соответствующих табличек.
6. ТЕХНИКА
БЕЗОПАСНОСТИ
6.1. Работы по
извлечению шпунта должны проводиться в соответствии с требованиями СНиП
III-4-80*, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
Госгортехнадзора, Санитарными правилами при варке и наплавке металлов,
утвержденными Минздравом СССР, и инструкцией по устройству и эксплуатации
вибрационной установки MS-25H "Мюллер" фирмы "Крупп" (ФРГ).
6.2. Для
обеспечения безопасного производства работ по извлечению шпунта назначается
ответственное лицо из числа ИТР, фамилия которого указывается в наряде-допуске.
6.3. К работам по
извлечению шпунта допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское
освидетельствование, обученные безопасным способам работ, сдавшие экзамены
квалификационной комиссии, предприятия или учебного комбината и получившие
удостоверения на право производства соответствующих видов работ.
6.4. Вновь
обученные рабочие могут быть допущены к самостоятельной работе после:
- вводного
инструктажа по технике безопасности;
- производственного
инструктажа на рабочем месте;
- пятидневной
стажировки.
6.5. Инструктаж
бригады производится начальником строительного участка или производителем работ
в следующих случаях:
- при новых
условиях производства работ;
- при изменении
конструкции навесного оборудования;
- при особых
обстоятельствах, связанных с местными условиями.
6.6. Администрация
строительного управления (треста) организует проверку знаний членов бригады
квалификационной комиссией предприятия:
а)
повторные, не реже одного раза в 12 месяцев;
б) при переходе из
другой организации;
в) по требованию
лиц, осуществляющих надзор за безопасной эксплуатацией машин и представителей
технической инспекции профсоюза, если действия членов бригады вызывают сомнения
в их профессиональных навыках.
6.7. Машинист,
допущенный к работе на кране-экскаваторе с навесным оборудованием, должен
знать:
- устройство и
назначение всех частей экскаватора и навесного оборудования, правила управления
и обслуживания;
- факторы, влияющие
на устойчивость экскаватора с навесным оборудованием, причины потери устойчивости;
- установленный
порядок обмена условными сигналами с такелажниками (копровщиками).
6.8. Проверка
работоспособности и устойчивости экскаватора с навесным оборудованием
производится начальником участка и лицом, ответственным за исправное состояние
экскаватора.
6.9. В процессе
эксплуатации машинист должен периодически, не реже одного раза в смену,
производить осмотр конструкций навесного оборудования. Стропы и канаты должны
подвергаться техническому осмотру не реже одного раза в 10 дней в соответствии
с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных
кранов", утвержденных Госгортехнадзором РФ.
6.10. Перед началом
работы машинист и копровщики должны ознакомиться с наряд-заказом,
где указано количество, порядок и глубина заложения извлекаемого шпунта.
6.11.
Маневрирование крана-экскаватора, оснащенного навесным оборудованием с поднятой
стрелой на уклоне, превышающем 6° (0,1), запрещается.
6.12. После
окончания работ все механизмы копра и дизельного приводного агрегата должны
быть отключены, пульты управления вышеуказанных механизмов закрыты на замок.
6.13. Эластомеры и
прочие резиновые части пружинного ярма вибратора необходимо защищать от масла и
(при длительном хранении) от сильного солнечного облучения.
6.14. Необходимо
регулярно проверять прочность посадки винтов пружинного ярма вибратора и
затягивать их по необходимости.
6.15. При сборке и
разборке шлангов высокого давления вибратора необходимо соблюдать строжайшую
чистоту. После разъединения посадить пыленепроницаемые колпаки и штекеры.
6.16. Оператор в
процессе работы должен следить за прочностью резьбовых соединений, посадки и
герметичности шлангопроводов. Дефектные шланги заменять немедленно.
6.17. Во время
перерывов в работе дизельный приводной агрегат необходимо блокировать для
защиты от некомпетентной эксплуатации.
6.18. По окончании
рабочей смены машинист крана-экскаватора опускает вибропогружатель в крайнее
нижнее положение, осматривает экскаватор с навесным оборудованием, делает
запись в вахтенном журнале о состоянии механизмов и закрывает кабину на ключ.
6.19. При
производстве газопламенных работ рабочее место необходимо освободить от
сгораемых материалов в радиусе не менее 5 м, а от взрывоопасных материалов и
установок (в том числе газовых баллонов) - на 10 м.
6.20. Закрепление
газопроводящих рукавов на ниппелях горелок, резаков и редукторов, а также в
местах наращивания рукавов необходимо выполнять стяжными хомутами.
6.21. При резке
отверстий в шпунте керосинорезом следует соблюдать правила пожарной
безопасности при производстве строительно-монтажных работ.
Приложение
1
АКТ
отбраковки извлеченного шпунта
"___" ____________ 19____ г.
Объект
_______________________________________________________
Комиссия в
составе: __________________________________________
__________________________________________________________________
(должность, инициалы, фамилия)
Составила настоящий акт о нижеследующем:
1.
_______________________________________________________________
(описание извлеченного шпунта)
2.
_______________________________________________________________
(основание по отбраковке извлеченного шпунта)
3. Извлечено шпунта всего
________________________________________
4. Количество пригодного шпунта для повторного использования
_____
5. Количество бракованного шпунта
________________________________
6. Дата начала работ
_____________________________________________
6. Дата окончания работ
__________________________________________
____________________ (Подпись)
____________________
____________________
Приложение
2
1. При проведении
работ по погружению или извлечению шпунта с помощью вибропогружателя MS-25H
вблизи зданий и сооружений последние подлежат обследованию, если они
расположены от ближайшего шпунта на расстояниях менее
указанных в таблице 1.
Таблица 1
───┬────────────────────────────────┬─────────────────────────────
N │ Наименование и конструктивные │
Максимальное расстояние
п/п│особенности зданий и сооружений
│ от шпунтового ограждения
│ │ до зданий и сооружений,
│ │ подлежащих обследованию
│ │ перед
началом производства
│ │ работ по вибропогружению
│ │ или виброизвлечению, м
───┼────────────────────────────────┼─────────────────────────────
1 │Каркасные здания, стальные │ 20
│и железобетонные, связевой │
│конструкции. Монолитные │
│железобетонные здания.
Кирпичные│
│здания с железобетонными │
│перекрытиями, с фундаментами │
│одной глубины заложения │
2 │Железобетонные каркасные здания
│ 30
│рамной конструкции. Панельные │
│здания │
3 │Дымовые трубы и сооружения │ 40
│башенного типа. Кирпичные │
│здания, имеющие особенности, │
│увеличивающие их чувствитель- │
│ность к неравномерным осадкам, │
│с фундаментами разного │
│заглубления, с частями здания │
│разной высоты; имеющие сквозные │
│проезды, арочные и клинчатые │
│перемычки, с деревянными │
│перекрытиями и др. │
───┴────────────────────────────────┴─────────────────────────────
2. При устройстве
шпунтовых стенок на расстояниях менее указанных в
таблице допустимый уровень колебаний определяется проектной организацией в
соответствии с Руководством по вибропогружению свай-оболочек и шпунта вблизи
существующих зданий и сооружений, разработанный ВНИИГС и ГПИ Фундаментпроект
Минмонтажспецстроя.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. СНиП III-4-80*.
Техника безопасности в строительстве
2. СНиП 3.02.01-87.
Земляные сооружения, основания и фундаменты
3. "Временная
инструкция по определению годности извлеченного шпунта для повторного
использования", А. О. ПКТИпромстрой, 1994 г.