Утверждены
Постановлением
Госстроя РФ
от 17 мая 1994 г. N
18-38
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
SYSTEM OF NORMATIVE DOCUMENTS
IN CONSTRUCTION
BASIC PRINCIPLES
СНиП 10-01-94
Дата введения 1 января 1995 года
1. Разработаны
Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации,
Государственным предприятием - Центром методологии и нормирования и
стандартизации в строительстве (ГП ЦНС) и экспертным советом в составе ведущих
специалистов по нормированию и стандартизации научно - исследовательских и
проектных организаций Госстроя России.
Внесены Главным
управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя
России.
2. Приняты и
введены в действие Постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 г. N 18-38.
3. Взамен СНиП
1.01.01-82*, СНиП 1.01.02-83, СНиП 1.01.03-83* и ГОСТ 24369-86.
4. Изданы с учетом
Постановления Минстроя России от 25 июля 1994 г. N 18-2.
Введение
Система нормативных
документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с
новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на
базе действующих в России строительных норм, правил и государственных
стандартов в этой области.
Главная
направленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы - защита
прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции,
общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий,
организаций и специалистов.
Одним из основных
средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам,
которые находят все большее распространение в практике международной
стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого
описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах
приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых
материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны
содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных
изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя. Разрабатываемые в
соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные
документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать
требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или
цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства.
Способы достижения поставленных целей в виде объемно - планировочных,
конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный
характер.
1. Область
применения
Настоящие нормы и
правила определяют основные цели, принципы и общую структуру Системы
нормативных документов в строительстве (далее - Системы), требования к нормативным
документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок
разработки, принятия и применения.
Положения
настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий,
организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности,
осуществляющих разработку и применение нормативных документов в строительстве.
Требования по
применению нормативных документов Системы установлены разделом 8 настоящих
строительных норм и правил.
2.
Нормативные ссылки
В настоящих нормах
и правилах использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Основные положения".
ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов".
ГОСТ Р 1.4-93 "Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты
научно - технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
Общие положения".
ГОСТ Р 1.5-92 "Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и
содержанию стандартов".
3.
Определения
В настоящих нормах
и правилах применены термины в соответствии с Приложением А и ГОСТ Р 1.0.
4. Основные
цели, принципы и структура системы
4.1. Система
нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность
взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной
власти и управления строительством, предприятиями и организациями для
применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в
целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и
государства.
4.2. Исходя из
общих целей стандартизации, система должна способствовать решению стоящих перед
строительством задач с тем, чтобы обеспечить:
соответствие
строительной продукции своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности
населения;
безопасность
строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и
эксплуатации;
защиту строительной
продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения
чрезвычайных ситуаций;
надежность и
качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования,
зданий и сооружений;
выполнение
экологических требований, рациональное использование природных, материальных,
топливно - энергетических и трудовых ресурсов;
взаимопонимание при
осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических
барьеров в международном сотрудничестве.
4.3. Объектами
стандартизации и нормирования в Системе являются:
организационно -
методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки,
производства и применения строительной продукции;
объекты
градостроительной деятельности и строительная продукция - здания и сооружения и
их комплексы;
промышленная
продукция, применяемая в строительстве, - строительные изделия и материалы,
инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и
предприятий стройиндустрии;
экономические
нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости
строительства, материальных и трудовых затрат.
4.4. Система
формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система
государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других
нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и
научно - технической основе.
4.5. Правовой базой
стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство
Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной
деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и
услуг. Строительные нормы, правила и стандарты
являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при
проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.
4.6.
Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы
предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических
задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных
требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера.
Обязательными
должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей,
охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений,
совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве
технических решений.
4.7. Разработку
нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на
принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской
Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении
необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами в
области строительства, строительным законодательством и стандартами технически
развитых зарубежных стран.
4.8. Структура
Системы (Приложение Б) определяется номенклатурой объектов стандартизации и
нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс
взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и
задач. В составе комплексов при необходимости разрабатывают основополагающие
нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов
комплекса.
5.
Нормативные документы
5.1. Нормативные
документы Системы подразделяют на государственные федеральные документы,
документы субъектов Российской Федерации и производственно - отраслевые
документы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требований ГОСТ Р 1.0 в составе Системы разрабатывают следующие документы.
Федеральные нормативные документы:
строительные нормы и правила
Российской
Федерации - СНиП
государственные стандарты
Российской
Федерации в области
строительства
- ГОСТ Р
своды
правил по проектированию
и
строительству - СП
руководящие документы Системы
- РДС.
Нормативные документы субъектов Российской Федерации:
территориальные строительные нормы
- ТСН.
Производственно - отраслевые нормативные документы:
стандарты
предприятий
(объединений) строительного
комплекса
и стандарты общественных
объединений
- СТП и СТО.
В качестве
федеральных нормативных документов применяют также межгосударственные
строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в
действие на территории Российской Федерации.
5.2. Строительные
нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования,
определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми
необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции.
5.3.
Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства
устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные
параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных
изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке,
производстве и эксплуатации этой продукции.
5.4. Своды правил
по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в
развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и
общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам,
не регламентированным обязательными нормами.
(в ред.
Постановления Госстроя РФ от 23.06.97 N 18-20)
5.5. Руководящие
документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно -
методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и
применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градостроительстве,
проектировании и изысканиях.
(в ред.
Постановления Госстроя РФ от 23.06.97 N 18-20)
5.6.
Территориальные строительные нормы устанавливают обязательные для применения в
пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно
- климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические
возможности республик, краев и областей России.
5.7. Стандарты
предприятий (объединений) устанавливают для применения на данном предприятии
или в объединении положения по организации и технологии производства, а также
обеспечению качества продукции. При этом, строительные
акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии
с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах
предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в
объединение производственных организаций и предприятий.
На поставляемую
(сдаваемую заказчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают.
Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны
устанавливаться в технических условиях (ТУ), разрабатываемых в составе
технической документации.
5.8. Нормативные
документы Системы не должны нарушать положений, установленных законодательными
актами Российской Федерации.
Нормативные
документы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов
хозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должны
нарушать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и
государственных стандартов.
5.9. Наряду с
нормативными документами Системы в строительстве применяют:
государственные
стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации
Госстандарта России;
нормы, правила и
нормативы органов государственного надзора;
стандарты отраслей,
нормы технологического проектирования и другие нормативные документы,
принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и
комитетами в соответствии с их компетенцией.
5.10. Нормативные
документы отраслевых министерств, государственных комитетов и комитетов,
органов государственного надзора не должны содержать положений, относящихся к
компетенции Минстроя России и территориальных органов управления
строительством.
Минстрой
России в установленном порядке дает заключения по направляемым ему федеральными
органами исполнительной власти и органами государственного надзора нормативным
документам, затрагивающим вопросы проектирования и строительства, в части
соответствия этих документов обязательным требованиям строительных норм и
государственных стандартов.
Разрабатываемые и
утверждаемые министерствами нормы технологического проектирования представляют
на заключение в Главгосэкспертизу при Минстрое
России.
6.
Содержание, построение, изложение и оформление
нормативных
документов
6.1. Нормативные
документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники
и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и
строительства и учитывать международные и национальные стандарты технически
развитых стран.
Они должны
содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные
положения, направленные на достижение целей Системы и обеспечивающие решение
конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.
Нормативные
документы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которые
должны регулироваться гражданским правом, законодательством о труде либо
другими законодательными актами.
6.2. Положения
нормативных документов могут быть обязательными, рекомендуемыми или
справочными. Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом
или максимально допустимом уровне, рекомендуемые - на уровне лучших
отечественных и мировых достижений.
К обязательным относят те положения, которые в соответствии с
принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.
К рекомендуемым относят нормы, правила и характеристики,
которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и
возможностями потребителя или условиями производства.
В вводной части нормативных документов, содержащих обязательные и
рекомендуемые положения, указывают номера разделов и пунктов (подпунктов),
носящих обязательный характер.
6.3. В составе
нормативных документов следует предусматривать положения, определяющие
эксплуатационные характеристики зданий и сооружений, их частей, строительных
изделий и материалов, которые должны быть обеспечены при проектировании и
строительстве (эксплуатационные положения).
Эксплуатационные
положения должны быть основаны на требованиях потребителя и устанавливаться в
соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эксплуатации вне
зависимости от конструктивного устройства, формы, размеров, применяемых
материалов или технологии производства.
Эксплуатационные
положения следует излагать в нормативных документах с применением следующих или
аналогичных им формулировок:
- Сооружение
(здание) должно быть запроектировано и построено таким образом, чтобы...
- Должно быть
обеспечено...
Для каждой
эксплуатационной характеристики в нормативных документах должен быть
предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения соответствующей
потребности. При невозможности прямого нормирования обязательных
эксплуатационных характеристик, в том числе в связи с отсутствием методов
контроля, эти характеристики могут регламентироваться косвенно путем
установления соответствующих описательных положений.
6.4. В строительных
нормах и правилах устанавливают обязательные положения, общие для всей
территории Российской Федерации или ряда ее регионов с определенными
климатическими, геологическими и другими природными условиями.
Строительные нормы
и правила должны содержать основные организационно - методические требования,
направленные на обеспечение необходимого уровня качества строительной
продукции, общие технические требования по инженерным изысканиям для
строительства, проектированию и строительству, а также требования к планировке
и застройке, зданиям и сооружениям, строительным конструкциям, основаниям и
системам инженерного оборудования.
Эти требования
должны определять:
надежность зданий и
сооружений и их систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и
устойчивость строительных конструкций и оснований;
устойчивость зданий
и сооружений и безопасность людей при землетрясениях, обвалах, оползнях и в
других расчетных условиях опасных природных воздействий;
устойчивость зданий
и сооружений и безопасность людей при пожарах и в других расчетных аварийных
ситуациях;
охрану здоровья
людей в процессе эксплуатации, необходимый тепловой, воздушно - влажностный,
акустический и световой режимы помещений;
эксплуатационные
характеристики и параметры зданий и сооружений различного назначения и правила
их размещения с учетом санитарных, экологических и других норм;
сокращение расхода
топливно - энергетических ресурсов и уменьшение потерь теплоты в зданиях и
сооружениях.
Строительные нормы
и правила не должны содержать требований к технологическим процессам, для
которых предназначены здания и сооружения, а также других положений,
относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов федеральной
исполнительной власти. В необходимых случаях в строительных нормах и правилах
следует приводить ссылки на санитарные, экологические и другие нормативные
требования.
6.5. В
государственных стандартах в зависимости от их вида устанавливают обязательные
и рекомендуемые положения в соответствии с ГОСТ Р 1.0
и ГОСТ Р 1.5, в том числе:
требования к
нормативной, проектной, технологической и другим видам документации;
требования по
размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости в строительстве;
контролируемые
характеристики и параметры помещений и конструктивных частей зданий и
сооружений, а также элементов инженерных систем;
требования к
группам однородной продукции предприятий стройиндустрии и стройматериалов, к
наиболее массовым конкретным видам строительных изделий, материалов и оборудования;
правила приемки и
методы контроля (испытаний и измерений) в строительстве и при производстве
строительстве изделий, материалов и оборудования.
6.6. В сводах
правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально
признанных и оправдавших себя на практике положения, применение которых
позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм,
правил и стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей
общества. Своды правил, в частности, могут содержать:
положения по
организации, технологии и правилам производства работ при инженерных изысканиях
для строительства, при проектировании и строительстве эксплуатации зданий и
сооружений, а также ведению градостроительного кадастра и осуществлению
архитектурной и градостроительной деятельности.
(в ред. Постановления Госстроя РФ от
23.06.97 N 18-20)
общие
градостроительные, типологические и социальные нормативы;
объемно -
планировочные и конструктивные решения зданий, сооружений и их частей;
методы расчета и
проектирования строительных конструкций и оснований.
В своды правил
могут включаться извлечения из обязательных положений строительных норм, правил
и стандартов (со ссылкой на них), в развитие которых эти своды правил
разработаны.
Примечание. Своды
правил как нормативные документы являются признанными техническими правилами.
Их следует отличать от рекомендаций, руководств, пособий и других документов,
не являющихся нормативными и содержащих результаты новых разработок,
инструктивно - методические и другие материалы различной степени детализации в
расчете на исполнителей различной квалификации.
6.7. В
территориальных строительных нормах устанавливают в соответствии с настоящими
нормами и правилами организационные, градостроительные, типологические,
социально - экономические и необходимые технические положения, которые в
федеральных нормативных документах не устанавливаются или приводятся в качестве
рекомендуемых.
6.8. Требования к
содержанию стандартов предприятий и стандартов общественных объединений - по
ГОСТ Р 1.4.
6.9. В технических
условиях устанавливают требования к продукции, ее изготовлению, контролю,
приемке и поставке (сдаче заказчику), которые целесообразно выделить из состава
конструкторской, проектной и другой технической документации для использования
в договорах (контрактах) на поставку продукции или строительство объекта.
Построение,
изложение и оформление технических условий - в соответствии с документами
Госстандарта России.
6.10. Построение,
изложение и оформление нормативных документов Системы - в соответствии с
требованиями, установленными для стандартов в ГОСТ Р
1.5, и с учетом настоящих норм и правил.
Титульные листы и
первые страницы строительных норм и правил, сводов правил, территориальных
строительных норм и руководящих документов оформляют в соответствии с
Приложениями В и Г, а в заголовках применяют прямой
порядок слов.
Нормативные ссылки
и определения применяемых терминов при нецелесообразности размещения
непосредственно в тексте документа из-за большого объема помещают в
приложениях.
В предисловии к
сводам правил (СП) указывают: "Одобрен Минстроем
России (письмо N __________ от ___________) и согласован с _____________
(указывают соответствующие органы надзора и номера документов)".
Строительные нормы
и правила издают типографским способом форматом 210 x 297 мм.
6.11. Обозначения
строительных норм и правил, сводов правил, руководящих документов Системы и
территориальных строительных норм состоят из индекса (СНиП, СП, РДС, ТСН),
номера комплекса в структуре Системы, а затем через дефис - порядкового номера
документа данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия
документа. При этом порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП - с
номера 101, РДС - с номера 201, ТСН - с номера 301. В обозначение
территориальных строительных норм после цифр года их принятия включают
наименование соответствующей территории.
Обозначения
нормативных документов по стандартизации - в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5.
В
предисловии к стандарту,
кроме сведений, приводимых
в
соответствии с
требованиями ГОСТ Р 1.5,
указывают "В системе
нормативных документов в строительстве
___________________________
(обозначение документа)
входит в комплекс ___________________________.
(N комплекса)
7.
Разработка и принятие нормативных документов
7.1. Разработку
государственных федеральных нормативных документов и территориальных
строительных норм осуществляют в соответствии с настоящими нормами и правилами
научно - исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а
также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым
опытом практической работы в соответствующей области. В разработке документов
участвуют также создаваемые Минстроем России технические комитеты по
стандартизации и техническому нормированию в строительстве (ТКС).
Заказчиком на
разработку документа может быть организация, на которую возложено его принятие,
или любая другая заинтересованная организация (предприятие).
Разработку
стандартов предприятий и общественных объединений осуществляют по ГОСТ Р 1.4, технических условий - в соответствии с указаниями
Госстандарта России и настоящих норм и правил.
7.2. Разработку
нормативных документов осуществляют по следующим стадиям:
1
стадия - организация разработки
документа;
2
стадия - разработка проекта документа в
первой редакции;
3
стадия - подготовка проекта документа в окончательной
редакции разработчика и представление его
заказчику;
4
стадия - рассмотрение, принятие (утверждение)
и
регистрация документа;
5
стадия - издание документа.
Примечание.
Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии,
например, разработка макета (основных положений) документа, опытное
проектирование и др.
7.3. Организация
разработки документа включает в себя представление предполагаемым разработчиком
обоснованной заявки, согласование объемов работ и заключение договоров на их
выполнение между заказчиком, основным разработчиком и соисполнителями.
При заключении
договора заказчик утверждает краткое техническое задание на разработку
нормативного документа, в котором указывает основные цели и задачи разработки,
этапы работы и сроки их выполнения, организации - соисполнители, а также
организации, которым документ направляют на отзыв и на согласование.
При этом
предусматривается, что нормативные документы, положения которых затрагивают
вопросы, входящие в компетенцию органов надзора, согласовываются с этими
органами.
Территориальные
строительные нормы направляют на заключение в числе других заинтересованных
организаций также научно - исследовательским и проектным институтам,
выполняющим функции головных по соответствующим направлениям нормирования и
стандартизации.
Информация о начале
разработки строительных норм и правил и государственных стандартов публикуется
Минстроем России в журнале "Бюллетень строительной техники" (БСТ). На
основе этой информации заинтересованные организации и предприятия представляют
разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта
документа (первой редакции).
7.4. Разработка
проекта нормативного документа организуется основным разработчиком и
соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную
подготовку документа в сроки, установленные договором. Подготовленный проект
документа рассматривают на научно - техническом совете основного разработчика и
рассылают на отзыв с пояснительной запиской по ГОСТ Р
1.2 (первая редакция).
Отзыв по проекту
документа направляют разработчику не позднее чем через два месяца со дня
получения проекта. Изложение отзыва - по ГОСТ Р 1.2.
При отсутствии отзывов каких-либо организаций разработку документа продолжают в
соответствии с календарным планом.
7.5. Подготовку
проекта нормативного документа для представления его на утверждение
осуществляют с учетом полученных отзывов.
Для рассмотрения
замечаний и предложений по проекту основной разработчик при необходимости
рассмотрения разногласий проводит согласительное совещание с ответственными
представителями заинтересованных организаций. Принятые на совещании решения
оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов.
В тех случаях,
когда по соответствующему направлению нормирования и стандартизации Минстроем
России создан технический комитет (ТКС), проект документа рассылается также на
отзыв всем членам ТКС. Рассмотрение проекта документа в этом случае, его научно
- техническую экспертизу и доработку по результатам рассылки приводит ТКС и
разработчик в порядке, установленном Положением о ТКС.
7.6. Согласование
проекта документа с органами государственного надзора и другими организациями,
указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до
представления документа на утверждение. Согласование федеральных документов
осуществляют с федеральными органами, документов субъектов федерации и
субъектов хозяйственной деятельности - с соответствующими территориальными
органами надзора.
Проект документа
направляют на согласование в окончательной редакции разработчика. Рассмотрение
проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование
оформляют письмом. Запись "Согласовано с замечаниями" не допускается.
Разногласия,
возникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом.
Решения по разногласиям после их дополнительного рассмотрения с
заинтересованными органами принимает Минстрой России.
7.7. Проект
нормативного документа разработчик представляет в трех экземплярах, один из
которых должен быть первым, с сопроводительным письмом и следующей
документацией в одном экземпляре:
пояснительной
запиской к проекту документа по ГОСТ Р 1.2 с
обоснованиями, данными об использованных результатах научно - исследовательских
работ и о результатах сопоставления документа с международными и зарубежными
стандартами;
проектом документа,
рассылавшегося на отзыв (первая редакция), и перечнем
организаций, которым проект документа был направлен;
подлинными
заключениями организаций, которым документ рассылается на отзыв, и сводкой
отзывов;
протоколами
заседаний НТС, согласительного совещания или ТКС по рассмотрению проекта
нормативного документа;
подлинными
документами, подтверждающими согласование проекта органами государственного
надзора и другими организациями, или протоколом разногласий (если согласование
требовалось техническим заданием);
предложениями об
отмене действующих документов или проектами изменений в них, связанными с
введением нового нормативного документа.
В случаях,
установленных техническим заданием, один экземпляр проекта нормативного
документа представляется на машинном носителе.
7.8. При
рассмотрении представленного проекта нормативного документа для решения вопроса
о его принятии проводят его проверку на соответствие требованиям
законодательства и действующих нормативных документов, общим методологическим
принципам нормирования и стандартизации, требованиям настоящих норм и правил,
стандартов ГСС и технического задания. По результатам рассмотрения документа
разработчик вносит в него необходимые уточнения.
При принятии
нормативного документа устанавливают дату введения его в действие. Одновременно
отменяют документы, взамен которых он разработан.
7.9. Строительные
нормы и правила (СНиП) и государственные стандарты (ГОСТ Р) в области
строительства принимаются и вводятся в действие, а межгосударственные
нормативные документы - вводятся в действие Минстроем России в установленном им
порядке.
Своды правил по
проектированию и строительству (СП) принимает разработчик. Согласованные с
соответствующими органами надзора своды правил до их принятия направляют для
одобрения в Минстрой России. Одобрение свода правил оформляется письмом
Минстроя России.
Руководящие
документы Системы (РДС) принимает (утверждает) Минстрой России в установленном
им порядке.
Территориальные
строительные нормы (ТСН) принимают органы исполнительной власти соответствующих
субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке.
7.10. Изменения к
нормативным документам разрабатывают и принимают в порядке, аналогичном порядку
разработки и принятия этих документов. В случаях, предусмотренных техническим
заданием, порядок разработки изменений может быть упрощен.
Отмену нормативных
документов осуществляют принявшие их органы.
7.11. Регистрацию,
учет и издание строительных норм и правил, государственных стандартов, сводов
правил, руководящих документов, изменений к этим документам, а также
регистрацию территориальных строительных норм осуществляет Минстрой России в
установленном им порядке. При этом государственные стандарты в области строительства
и изменения к ним проходят государственную регистрацию в органах Госстандарта
России.
При регистрации
территориальных строительных норм проводится проверка их соответствия
обязательным требованиям федеральных нормативных документов. Территориальные
строительные нормы, не соответствующие этим требованиям, не регистрируют и не
включают в Перечень действующих нормативных документов. Издание
зарегистрированных территориальных строительных норм осуществляют
соответствующие органы субъектов Российской Федерации.
7.12. Технические
условия на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию
промышленных предприятий разрабатывают организации - разработчики или
производители указанной продукции как составную часть проектной,
конструкторской или технологической документации на ее изготовление.
Согласование и
утверждение технических условий на продукцию предприятий должно производиться в
соответствии с порядком, установленным Госстандартом России ("Правила
согласования и утверждения технических условий" ПР
50.1.001-93). При этом вновь разрабатываемые и пересматриваемые технические
условия на продукцию, от качества которой зависят прочность, несущая
способность, долговечность и другие эксплуатационные характеристики
строительных конструкций, а также инженерных систем зданий и сооружений, должны
пройти научно - техническую экспертизу в организациях, перечень которых
определяет Минстрой России.
По требованию
заказчика проектной документации на строительство в составе этой документации
разрабатывают технические условия, необходимые для приемки строящихся объектов,
которые становятся обязательными, если их применение предусмотрено договором
подряда.
7.13. Информация о
действующих федеральных и территориальных нормативных документах публикуется
Минстроем России в виде специальных ежегодных перечней (указателей).
Текущую информацию
о введении в действие, изменении и отмене этих документов Минстрой России
публикует в журнале "Бюллетень строительной техники" (БСТ) и
информационно - справочных изданиях ГП - Центр проектной продукции массового
применения Минстроя России.
Информация о
государственных стандартах в строительстве публикуется также в ежемесячных и
ежегодных указателях "Государственные стандарты Российской Федерации"
Госстандарта России.
7.14. Участие в разработке
межгосударственных и других региональных, а также международных нормативных
документов (стандартов) организует Минстрой России в установленном им порядке.
8.
Применение нормативных документов
8.1. Нормативные
документы Системы применяют в пределах установленной каждым документом области
в соответствии с положениями настоящих норм и правил, Законом Российской
Федерации "О стандартизации" и ГОСТ Р 1.0
(для нормативных документов по стандартизации).
Межгосударственные
строительные нормы и правила применяют на территории Российской Федерации в
качестве федеральных нормативных документов путем принятия соответствующих
строительных норм и правил Российской Федерации в установленном Минстроем
России порядке.
Международные,
межгосударственные и другие региональные стандарты, а также национальные
стандарты других стран применяются в строительстве непосредственно в качестве
стандартов Российской Федерации в порядке, установленном ГОСТ Р 1.0.
8.2. Обязательные
требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления
и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и
принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью
или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными
организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров,
зарубежными юридическими и физическими лицами.
Отсутствие в
договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные
требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.
Разрешение на
отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных
случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории
Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований
органов надзора.
8.3. Рекомендуемые
положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя
(производителя продукции) или по требованию заказчика.
Указанные положения
становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на
выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания
со ссылкой на эти документы.
При отсутствии в
договоре (контракте) таких указаний экспертирующие
или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых
положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать
применение решений, отсутствующих в нормах.
Исполнитель может
разработать и осуществить собственное или любое другое решение, как наиболее
рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна
быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим
способом. Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов
выполнения соответствующих обязательных требований.
8.4. На
проектирование и строительство уникальных и экспериментальных объектов при
необходимости следует разрабатывать технические условия, которые утверждает
заказчик по согласованию с Минстроем России и органами надзора.
8.5. На
существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в
соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь
разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда
дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми
данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник
объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих
зданий и сооружений.
При изменении
функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных
помещений в них должны применяться действующие нормативные документы в
соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
8.6. Юридические и
физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и
правильность применения положений нормативных документов в соответствии с
законодательством.
Приложение А
(обязательное)
ТЕРМИНЫ СИСТЕМЫ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И
ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
┌──────────────────────┬────────────────────────────┬────────────┐
│ Термин и его │ Определение │Документ, на│
│ эквивалент │ │основе кото-│
│ на английском языке │ │рого дано │
│ │ │определение
│
├──────────────────────┼────────────────────────────┼────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3
│
├──────────────────────┴────────────────────────────┴────────────┤
│ 1. Нормативные
документы │
├──────────────────────┬────────────────────────────┬────────────┤
│1.1.
Нормативный │Документ,
устанавливающий │ИСО/МЭК -
2:│
│ документ │правила, общие принципы или
│1991 п. 3.1 │
│ │характеристики,
касающиеся │ │
│ Normative │определенных видов деятель-
│ │
│ document │ности
или их результатов и │ │
│ │доступный
широкому кругу │ │
│ │потребителей │ │
│ │ │ │
│ │Примечания. 1.
Термин "нор- │
│
│ │мативный документ" в Сис- │ │
│ │теме нормативных докумен- │ │
│ │тов в строительстве охваты-
│ │
│ │вает такие понятия, как
│ │
│ │строительные нормы
и прави- │ │
│ │ла, свод правил, террито-
│ │
│ │риальные строительные-
│ │
│ │нормы,
стандарт. │ │
│ │2. Деятельность,
проявляю- │ │
│ │щаяся при разработке, опу- │ │
│ │бликовании
и применении
│ │
│ │нормативных
документов │ │
│ │Системы, обозначается тер-
│ │
│ │мином "нормирование и стан- │ │
│ │дартизация".
Термины, опре- │ │
│ │деляющие цели и другие
│ │
│ │аспекты
нормирования и │ │
│ │стандартизации,
принимают │ │
│ │по ГОСТ Р 1.0
│ │
│ │ │ │
│1.2.
Строительные
│Нормативный документ в
│ИСО/МЭК - 2:│
│ нормы и правила │области строительства, при-
│1991 │
│ │нятый органом исполнитель- │п. п. 3.5 и │
│ Building │ной власти и содержащий │3.5.1 │
│ regulations │обязательные требования │ │
│ │ │ │
│ │Примечания. 1.
Строитель- │ │
│ │ные нормы и правила являются│ │
│ │частным случаем технического│ │
│ │регламента (technical regu-│
│
│ │lation).
│ │
│ │2. В Системе нормативных
│ │
│ │документов в
строительстве │ │
│ │к области строительства от- │
│
│ │носятся объекты нормирова-
│ │
│ │ния и стандартизации в │ │
│ │соответствии
с Приложе-
│ │
│ │нием Б │ │
│ │ │ │
│1.3.
Свод правил (по │Нормативный
документ, реко- │ИСО/МЭК - 2:│
│ проектированию и │мендующий технические реше- │1991 п. 3.4 │
│ строительству) │ния или
процедуры инженер- │ │
│ │ных изысканий для
строитель-│ │
│ Code of Practice │ства, проектирования, строи-│ │
│ (in building │тельно -
монтажных работ и │ │
│ construction)
│изготовления строительных
│ │
│ │изделий, а также эксплуата- │ │
│ │ции строительной продукции и│ │
│ │определяющий
способы дости- │ │
│ │жения ее соответствия обяза-│ │
│ │тельным
требованиям строи- │ │
│ │тельных норм,
правил и стан-│ │
│ │дартов │ │
│ │ │ │
│1.4.
Территориальные
│Нормативный документ в
│ИСО/МЭК - 2:│
│ строительные │области строительства, при-
│1991 │
│ нормы │нятый
на уровне одной тер-
│п. п. 3.2.4 │
│ Provincial Norma-│риториальной единицы
страны │и 1.6.4 │
│ tive document in
│
│ │
│ building const- │ │ │
│ ruction │ │ │
│ │ │ │
│1.5. Стандарт междуна-│По ГОСТ Р
1.0 │ │
│ родный, региона-
│ │ │
│ льный (межгосу- │ │ │
│ дарственный), │ │ │
│ национальный и │ │ │
│ стандарт │ │ │
│ предприятия │ │ │
│ │ │ │
│ Standard, Inter- │ │ │
│ national, Regio-
│ │ │
│ nal,
National │ │ │
│ and Company │ │ │
│ standard │ │ │
│ │ │ │
│1.6.
Технические усло-│Документ, устанавливающий │ИСО/МЭК - 2:│
│ вия │технические
требования, │1991 п. 3.3
│
│ │которым должны удовлетво-
│ │
│ Technical │рять
продукция, процесс │ │
│ specification │или услуга │ │
│ │ │ │
│ │Примечания. 1. В
документе │ │
│ │технических
условий должны│ │
│ │быть указаны
процедуры, с
│ │
│ │помощью
которых можно уста- │
│
│ │новить, соблюдены ли
данные│ │
│ │требования. │ │
│ │2. Технические
условия │ │
│ │могут быть
стандартом │ │
│ │(стандарт вида
технических │ │
│ │условий) или самостоятель-
│ │
│ │ным документом на конкрет- │ │
│ │ную продукцию.
│ │
│ │3. В соответствии с Законом
│ │
│ │"О
стандартизации" техни- │ │
│ │ческие условия как самосто-
│ │
│ │ятельный документ разраба- │ │
│ │тывают
в составе техничес-
│ │
│ │кой документации
на продук- │ │
│ │цию. Технические условия,
│ │
│ │на которые сделаны
ссылки в │ │
│ │договорах
(контрактах) на
│ │
│ │поставляемую
продукцию, по
│ │
│ │ГОСТ Р 1.0 применяют в
│ │
│ │качестве
нормативного доку- │
│
│ │мента │ │
│ │ │ │
│1.7.
Признанное техни-│Техническое положение, при- │ИСО/МЭК -
2:│
│ ческое
правило │знаваемое
большинством ком- │1991 п. 1.5 │
│ │петентных специалистов в │ │
│ Acknowiedged │качестве отражающего
уро- │ │
│ rule of │вень развития техники
│ │
│ technology │
│ │
│ │Примечание.
Нормативный │ │
│ │документ считается
признан- │ │
│ │ным техническим правилом
│ │
│ │ │ │
│1.8.
Комплекс норма-
│Совокупность взаимосвязан-
│ГОСТ Р 1.0 │
│ тивных документов│ных нормативных документов, │ │
│ │объединенных общей
целевой │ │
│ Series of norma-
│направленностью и устанав- │ │
│ tive documents │ливающих согласованные тре-
│ │
│ │бования к взаимосвязанным
│ │
│ │объектам
стандартизации │ │
│
│(нормирования)
│ │
├──────────────────────┴────────────────────────────┴────────────┤
│ 2. Содержание нормативных
документов │
├──────────────────────┬────────────────────────────┬────────────┤
│2.1.
Положение (норма-│Логическая единица содержа-
│ИСО/МЭК - 2:│
│ тивного │ния
нормативного документа. │1991 п. 7.1 │
│ документа) │Положения нормативных
доку- │ │
│ │ментов в строительстве
под- │
│
│ Provision │разделяются: │ │
│ │по форме
представления - на │ │
│ │нормы, правила и
сообщения; │ │
│ │по степени обязательности -
│ │
│ │на обязательные, рекоменду- │ │
│ │емые и справочные;
│ │
│ │по содержанию - на
эксплуа- │ │
│ │тационные,
описательные и │ │
│ │методические │ │
│ │ │ │
│2.2.
Норма │Положение,
устанавливающее │ИСО/МЭК - 2:│
│ │количественные или
качест-
│1991 п. 7.5 │
│ │венные критерии,
которые │ │
│ │должны быть
удовлетворены │ │
│ │ │ │
│ │Примечания. 1. В
документах │ │
│ │ИСО
приведенное определение│ │
│ │соответствует английскому│ │
│ │термину "Requirement" (тре-│
│
│ │бование).
│ │
│ │2. Для норм,
характеризую- │ │
│ │щих расчетную потребность в
│ │
│ │натуральной или
стоимостной │ │
│ │форме, выраженную в абсо- │ │
│ │лютных или относительных
│ │
│ │показателях,
применяют │ │
│ │также термин
"норматив" │ │
│ │ │ │
│2.3.
Правило │Положение,
описывающее дей- │ИСО/МЭК - 2:│
│ │ствия, предназначенные для
│1991 п. 7.3 │
│ Instruction
│выполнения
│ │
│ │ │ │
│2.4.
Сообщение │Положение,
содержащее │ИСО/МЭК -
2:│
│ Statement │информацию │1991 п. 7.2 │
│ │ │ │
│2.5.
Обязательное │Положение (норма
или прави-
│ИСО/МЭК - 2:│
│ положение │ло),
применение которого │1991 │
│ (требование) │обязательно по закону │п. п. 7.5.1;│
│ │ │7.5.2; 11.4
│
│ │Примечание. В
соответствии │ │
│ │с документами ИСО
положение │ │
│ │нормативного
документа │ │
│ │может быть: │ │
│ Mandatory │обязательным
по общему │ │
│ requirement │закону или в связи со ссыл- │
│
│ │кой в
регламенте; │ │
│ │ │ │
│ Exclusive │обязательным
с точки зрения │ │
│ requirement │достижения соответствия │ │
│ │тому документу, в
котором │ │
│ │это положение
содержится; │ │
│ │ │ │
│ Optional │обязательным
в рамках выбо- │ │
│ requirement │ра или
дополнительно для │ │
│ │определенных
случаев (аль- │ │
│ │тернативное требование)
│ │
│ │ │ │
│2.6.
Рекомендуемое │Положение (норма
или прави-
│ИСО/МЭК - 2:│
│ положение │ло),
содержащее совет или │1991 п. 7.4
│
│ │указание, не
носящее обяза- │ │
│ Recommendation │тельного характера │ │
│ │ │ │
│2.7.
Справочное │Положение,
содержащее │ИСО/МЭК -
2:│
│ положение │информацию (сообщение) │1991 п. 7.2 │
│ │ │ │
│ (Statement) │ │ │
│ │ │ │
│2.8.
Эксплуатационное │Положение, которое содержит │ИСО/МЭК - 2:│
│ положение │характеристики соответствия
│1991 п. 7.8 │
│ │продукции своему назначе- │ИСО 6240 │
│ Perfomance │нию,
связанные с поведением │ИСО 6241
│
│ provision │этой продукции при ее
│ │
│ │использовании (эксплуатаци- │ │
│ │онные характеристики)
│ │
│ │ │ │
│2.9.
Описательное │Положение,
которое содержит │ИСО/МЭК - 2:│
│ положение │характеристики соответствия
│1991 п. 7.7 │
│ │продукции своему назначе-
│ │
│ Descriptive │нию,
связанные с ее произ-
│ │
│ provision │водством │ │
│ │ │ │
│ │Примечания. 1.
Описательные │ │
│ │положения
обычно содержат│ │
│ │описание проекта, конструк-│ │
│ │тивных деталей и т.д. с ука-│ │
│ │занием размеров и
состава│ │
│ │материалов. │ │
│ │2. В материалах
ИСО по
│ │
│ │строительству для стандар-
│ │
│ │тов, содержащих описатель- │ │
│ │ные положения, применяется
│ │
│ │также термин
"предписываю- │ │
│ │щий (prescriptive) стан- │ │
│ │дарт" │ │
│ │ │ │
│2.10.
Методическое │Положение,
указывающее один │ИСО/МЭК - 2:│
│ положение │или несколько способов │1991 п. 7.6 │
│ │достижения
соответствия │ │
│ Deemed - to -
│требованию нормативного │
│
│ satisfy
│документа (направленное на
│ │
│ provision
│достижение соответствия)
│ │
├──────────────────────┴────────────────────────────┴────────────┤
│ 3. Гармонизация стандартов и других нормативных │
│ документов │
├──────────────────────┬────────────────────────────┬────────────┤
│3.1.
Гармонизированные│Стандарты на один и тот
же │ИСО/МЭК - 2:│
│ стандарты │объект, утвержденные раз- │1991 п. 6.1 │
│
(нормативные │личными
органами по стан- │ │
│ документы) │дартизации
и обеспечивающие │
│
│ │взаимозаменяемость
продук-
│ │
│ Harmonized │ции,
процессов и услуг и │ │
│ standards │взаимное понимание резуль- │ │
│ │татов испытаний и информа-
│ │
│ │ции
│ │
│ │ │ │
│ │Примечание.
Гармонизирован- │
│
│ │ные стандарты могут иметь
│ │
│ │различия в форме
представ- │ │
│ │ления или даже в содержании │ │
│ │ │ │
│3.2.
Идентичные стан- │Гармонизированные стандар-
│ИСО/МЭК - 2:│
│ дарты (норматив- │ты, которые идентичны по │1991 п. 6.3 │
│ ные документы)
│содержанию и по форме
│ │
│ │представления │ │
│ Identical │ │ │
│ standards │ │ │
│ │ │ │
│3.3.
Сопоставимые │Стандарты на один
и тот же │ИСО/МЭК - 2:│
│ стандарты │объект, утвержденные раз- │1991 п. 6.9 │
│ │личными органами
по стан- │ │
│ Comparable │дартизации
и основанные на │ │
│ standards │одних и тех же методах, │ │
│ │которые позволяют однознач- │
│
│ │но сопоставить различия в │ │
│ │требованиях │ │
│ │ │ │
│ │Примечание.
Сопоставимые │ │
│ │стандарты не являются
гар-
│ │
│ │монизированными стандартами │ │
├──────────────────────┴────────────────────────────┴────────────┤
│ 4. Объекты формирования и
стандартизации │
│ в строительстве │
├──────────────────────┬────────────────────────────┬────────────┤
│4.1.
Объекты градо- │Системы
расселения, города, │
│
│ строительной │другие поселения и их части
│ │
│ деятельности │ │ │
│ │ │ │
│4.2.
Строительная
│Законченные строительством
│ │
│ продукция │здания и другие строитель- │ │
│ │ные сооружения, а также их
│ │
│ │комплексы │ │
│ │ │ │
│ │Примечания. 1.
Применяемое │ │
│ │на практике словосочетание│ │
│ │"здания и
сооружения" в Сис-│ │
│ │теме
нормативных документов│ │
│ │понимается как
"здания и│ │
│ │другие
строительные сооруже-│ │
│ │ния". │ │
│ │2. Предметом
рассмотрения в │ │
│ │Системе нормативных доку-
│ │
│ │ментов в
строительстве │ │
│ │является
строительная часть │
│
│ │зданий и
сооружений, а так- │ │
│ │же
инженерное оборудование, │
│
│ │функцией
которых является │ │
│ │обеспечение нормальных
│ │
│ │условий для ведения
соот-
│ │
│ │ветствующих технологических │ │
│ │процессов │ │
│ │ │ │
│4.3.
Строительное
│Единичный результат строи-
│ │
│ сооружение │тельной деятельности, пред- │
│
│ │назначенный для осуществле- │ │
│ │ния определенных потреби-
│ │
│ │тельских
функций │ │
│ │ │ │
│4.4.
Здание │Наземное
строительное соо-
│ │
│ │ружение с помещениями для │ │
│ │проживания и (или)
деятель- │ │
│ │ности людей, размещения
│ │
│ │производств,
хранения про-
│ │
│ │дукции или содержания
│ │
│ │животных │ │
│ │ │ │
│4.5.
Помещение │Пространство
внутри здания, │ │
│ │имеющее
определенное функ-
│ │
│ │циональное назначение и ог-
│ │
│ │раниченное строительными
│ │
│ │конструкциями │ │
│ │ │ │
│4.6.
Строительная │Часть здания или
другого │ │
│ конструкция │строительного сооружения, │ │
│ │выполняющая
определенные │ │
│ │несущие,
ограждающие и │ │
│ │(или) эстетические
функции │ │
│ │ │ │
│4.7.
Строительное │Изделие,
предназначенное │ │
│ изделие │для применения в качестве │ │
│ │элемента строительных кон-
│ │
│ │струкций зданий и сооруже- │ │
│ │ний
│ │
│ │ │ │
│4.8.
Строительный
│Материал (в том числе
│ │
│ материал │штучный), предназначенный │ │
│ │для создания строительных
│ │
│ │конструкций зданий
и соо-
│ │
│ │ружений и изготовления
│ │
│ │строительных
изделий │ │
└──────────────────────┴────────────────────────────┴────────────┘
Приложение Б
(обязательное)
СТРУКТУРА
СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
┌──────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│
Комплексы документов │ Основные
направления стандартизации и │
│ │ нормирования │
├──────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│ 1 │ 2 │
├──────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│1. Организационно - │
│
│ методические │
│
│ нормативные │
│
│ документы │ │
│ │
│
│10.
Стандартизация, │Цели, задачи,
объекты, методология и │
│ нормирование, │организация работ по
стандартизации, │
│ сертификация │нормированию и сертификации в строитель- │
│ │стве │
│ │
│
│11.
Инженерные изыска-│Состав, общие требования и
порядок про- │
│
ния для
строитель-│ведения инженерных изысканий для
строи- │
│ ства и проектиро-
│тельства, предпроектных
и проектных ра-
│
│ вание │бот. Порядок согласования,
экспертизы и │
│ │утверждения
проектов. │
│ │Виды, содержание и
оформление градостро- │
│ │ительной и проектно - сметной
документа- │
│ │ции │
│ │ │
│12.
Производство │Организация
строительства, технологичес- │
│ │кая подготовка и
общие правила строитель-│
│ │ного производства, механизация строитель-│
│ │ства, обеспечение безопасности труда и │
│ │охрана окружающей
среды в процессе строи-│
│ │тельства. Контроль качества и приемка │
│ │законченных
строительством объектов. │
│ │Организация производства строительных
│
│ │изделий и
материалов. Виды, содержание и │
│ │оформление технологической и исполнитель-│
│ │ной
документации
│
│ │
│
│13.
Эксплуатация │Общие правила
технического обслуживания, │
│ │обследования и ремонта строительных кон- │
│ │струкций и систем инженерного оборудова- │
│ │ния зданий и сооружений. │
│ │Виды, содержание и
оформление ремонтно - │
│ │эксплуатационной
документации │
│ │ │
│14.
Градостроительный │Общие правила создания и
ведения градо-
│
│ кадастр │строительного кадастра. │
│ │Виды, содержание и
оформление документа- │
│ │ции градостроительного кадастра │
│(п.
14 введен Постановлением Госстроя РФ от 23.06.97 N
18-20) │
│ │
│
│15.
Архитектурная и
│Организационно - методические положения, │
│ градостроительная
│определяющие структуру и функции единой
│
│ деятельность │системы органов архитектуры и градострои-│
│ │тельства. Правила и методы осуществления │
│ │архитектурной
деятельности ее участниками│
│(п.
15 введен Постановлением Госстроя РФ от 23.06.97 N
18-20) │
│ │
│
│2. Общие технические │
│
│ нормативные доку-
│
│
│ менты │
│
│ │
│
│20.
Основные положения│Общие принципы обеспечения
безопасности, │
│ надежности строи-
│эксплуатационной пригодности и долговеч-
│
│ тельных сооружений│ности
строительных сооружений, инженерных│
│ │систем,
конструкций и материалов. Основ- │
│ │ные понятия надежности, классификация │
│ │строительных
сооружений по степени ответ-│
│ │ственности, нагрузки и воздействия раз- │
│ │личных видов.
Классификация отказов, │
│ │параметры
расчетных моделей и принципы │
│ │установления
нормативных требований по │
│ │надежности
строительных сооружений, кон- │
│ │струкций и оснований. │
│ │Основы статистического приемочного конт-
│
│ │роля в
строительстве │
│ │
│
│21.
Пожарная безопас- │Общие принципы обеспечения пожарной безо-│
│ ность │пасности
при решении градостроительных, │
│ │объемно - планировочных и
конструктивных │
│ │задач,
классификация зданий, сооружений и│
│ │их элементов по
огнестойкости и пожарной │
│ │опасности,
средства противопожарной защи-│
│ │ты, пути эвакуации
и зоны безопасности. │
│ │Пожарно -
технические показатели строи- │
│ │тельных
конструкций, материалов и изде- │
│ │лий, методы расчета, контроля и испытаний│
│ │
│
│22.
Защита от опасных │Общие принципы инженерной
защиты и харак-│
│ геофизических │теристики
опасных геофизических воздейст-│
│
воздействий │вий (сейсмика, оползни, обвалы, лавины, │
│ │сели, эрозия,
подрабатываемые, карстовые,│
│ │затопляемые и
подтопляемые территории и │
│ │др.). Требования к
инженерным изысканиям │
│ │для строительства,
градостроительным,
│
│ │объемно -
планировочным, конструктивным и│
│ │строительно -
технологическим мероприяти-│
│ │ям по обеспечению
безопасности людей, а │
│ │также эксплуатации сооружений
инженерной │
│ │защиты │
│ │
│
│23.
Внутренний климат │Общие принципы обеспечения теплового, │
│ и защита от вред-
│воздушно - влажностного, акустического и │
│ ных
воздействий │светового режима
помещений. Характеристи-│
│ │ки воздействия окружающей среды (в том │
│ │числе
климатические воздействия, вибра- │
│ │ция, шум, излучения, токсичные выделения │
│ │и др.). Расчетные
методы и конструктивное│
│ │обеспечение защиты
здоровья людей от этих│
│ │воздействий,
методы контроля и испытаний │
│ │
│
│24.
Размерная взаимо- │Общие принципы обеспечения размерной вза-│
│ заменяемость
и │имозаменяемости
и совместимости в строи- │
│ совместимость │тельстве,
правила координации размеров, │
│ │допуски
геометрических параметров. Методы│
│ │расчета, измерений
и контроля точности │
│ │
│
│3. Нормативные доку-
│ │
│ менты по градо- │
│
│ строительству, │
│
│ зданиям и сооруже-│
│
│ ниям │
│
│ │
│
│30.
Градостроительство│Основные положения
расселения, размещения│
│ │производительных
сил, развития межселен- │
│ │ной, инженерной и
транспортной инфрастру-│
│ │ктуры территорий, планировка и застройка │
│ │территорий,
поселений и их отдельных │
│ │частей │
│ │
│
│31.
Жилые, обществен- │Классификация и технические
требования к │
│ ные и производст-
│жилым, общественным, производственным и
│
│ венные здания и │складским зданиям, сооружениям и их
час- │
│ сооружения │тям.
Основные положения по производству
│
│ │работ, правила
приемки, методы контроля и│
│ │испытаний │
│ │ │
│32.
Сооружения │Классификация,
нагрузки и воздействия, │
│ транспорта │геометрические параметры и
технические │
│ │требования к
сооружениям и элементам │
│ │автомобильных и железных дорог, метропо- │
│ │литена, морского, речного, воздушного, │
│ │промышленного и
городского транспорта. │
│ │Основные положения
по расчету, проектиро-│
│ │ванию
и производству работ, правила при- │
│ │емки, методы
контроля и испытаний │
│ │
│
│33.
Гидротехнические и│Классификация, нагрузки и
воздействия, │
│ мелиоративные │основные требования к плотинам,
каналам, │
│ сооружения │дамбам, берегоукрепительным и
другим │
│ │сооружениям.
Основные положения по расче-│
│ │ту, проектированию
и производству работ, │
│ │правила приемки,
методы контроля и испы- │
│ │таний │
│ │
│
│34.
Магистральные и │Классификация, нагрузки
и воздействия, │
│ промысловые │геометрические параметры и
технические │
│ трубопроводы │требования к трубопроводам и
хранилищам │
│ │для газа, нефти и
нефтепродуктов, а также│
│ │их размещению.
Основные положения по рас-│
│ │чету,
проектированию и производству
│
│ │работ, правила
приемки, методы контроля и│
│ │испытаний │
│ │
│
│35.
Обеспечение дос- │Основные
положения и общие требования │
│ тупной среды жиз-
│по обеспечению доступной среды жизнедея-
│
│ недеятельности для│тельности для инвалидов и других маломо- │
│ инвалидов и других│бильных
групп населения │
│ маломобильных │
│
│ групп населения │
│
│(п.
35 введен Постановлением Госстроя РФ от 16.01.98 N 18-6) │
│ │
│
│4. Нормативные доку-
│
│
│ менты на инженер-
│
│
│ ное
оборудование │ │
│ зданий и сооруже-
│
│
│ ний и
внешние │
│
│ сети │
│
│ │ │
│40.
Водоснабжение и │Классификация
систем и потребителей, тех-│
│ канализация │нические
требования к наружным сетям, │
│ │сооружениям и их
размещению, внутренним │
│ │системам. Нормы потребления воды,
водо- │
│ │подготовка и
очистка стоков. Основные │
│ │положения по
проектированию и производст-│
│ │ву работ, режиму эксплуатации. Санитар- │
│ │но - техническое
оборудование, арматура, │
│ │приборы и
канализационные трубы. Правила │
│ │приемки, методы
контроля и испытаний │
│ │ │
│41.
Теплоснабжение, │Классификация
систем и потребителей, тех-│
│ отопление, венти- │нические требования к наружным сетям и │
│ ляция и кондицио-
│сооружениям, их размещению, сетевой воде,│
│ нирование воздуха
│внутренним системам и оборудованию. Нормы│
│ │потребления
теплоты, очистка выбросов, │
│ │использование вторичных тепловых ресур- │
│ │сов. Основные
положения по проектированию│
│ │и производству работ,
режиму эксплуата-
│
│ │ции. Отопительные приборы, арматура и │
│ │воздуховоды. │
│ │Правила приемки,
методы контроля и испы- │
│ │таний │
│ │
│
│42.
Газоснабжение │Классификация
систем, технические требо-
│
│ │вания к газопроводам, оборудованию и от-
│
│ │ключающим
устройствам. Нормы потребления │
│ │газа. Основные
положения по проектирова- │
│ │нию и производству работ, режиму эксплуа-│
│ │тации. │
│ │Правила приемки,
методы контроля и испы- │
│ │таний │
│ │
│
│ │Примечание.
Требования к оборудованию │
│ │других инженерных
систем зданий принимают│
│ │в соответствии со
стандартами Госстандар-│
│ │та России,
Правилами устройства электро- │
│ │установок Госэнергонадзора и соответст- │
│ │вующими нормативными документами других │
│ │органов │
│ │
│
│5. Нормативные доку-
│ │
│ менты на строи- │
│
│ тельные конструк-
│
│
│ ции и
изделия │
│
│ │
│
│50.
Основания и фунда-│Классификация и расчетные характеристики │
│ менты зданий и │грунтов. Методы расчета и
проектирования │
│ сооружений │оснований и свайных фундаментов.
Основные│
│ │положения по производству
работ, режиму │
│ │эксплуатации и
диагностике состояния. │
│ │Правила приемки,
методы контроля и испы- │
│ │таний │
│ │
│
│51.
Каменные и армока-│Общие требования к каменным и армокамен-
│
│ менные конструкции│ным конструкциям зданий и
сооружений. │
│ │Методы расчета,
проектирования и основные│
│ │положения по
возведению конструкций, │
│ │режиму
эксплуатации и диагностике состоя-│
│ │ния. │
│ │Правила приемки,
методы контроля и испы- │
│ │таний │
│ │
│
│52.
Железобетонные и │Общие требования
к монолитным, сборным и │
│ бетонные конструк-│сборно - монолитным
бетонным и железобе- │
│ ции │тонным конструкциям.
Методы расчета, про-│
│ │ектирования и основные положения по изго-│
│ │товлению и возведению конструкций, защите│
│ │от коррозии, режиму эксплуатации и диаг- │
│ │ностике состояния. Железобетонные и │
│ │бетонные
конструкции заводского изготов-
│
│ │ления. │
│ │Правила приемки, методы
контроля и испы- │
│ │таний │
│ │
│
│53.
Металлические │Общие требования
к несущим и ограждающим,│
│ конструкции │в том числе с эффективным
утеплителем, │
│ │конструкциям из
стали и алюминиевых спла-│
│ │вов. Методы расчета, проектирования и │
│ │основные положения
по изготовлению и мон-│
│ │тажу конструкций, защите от коррозии, │
│ │режиму
эксплуатации и диагностике состоя-│
│ │ния. Металлические конструкции заводского│
│ │изготовления. │
│ │Правила приемки,
методы контроля и испы- │
│ │таний │
│ │
│
│54.
Деревянные │Общие требования
к деревянным конструкци-│
│ конструкции │ям зданий и сооружений. Методы
расчета, │
│ │проектирования и
основные положения по
│
│ │изготовлению и
монтажу конструкций, защи-│
│ │те от коррозии, режиму
эксплуатации и │
│ │диагностике
состояния. Деревянные конст- │
│ │рукции и изделия заводского изготовления.│
│ │Правила приемки,
методы контроля и испы- │
│
│таний │
│ │
│
│55.
Конструкции из │Общие требования
к асбестоцементным конс-│
│ других материалов │трукциям и конструкциям из других матери-│
│ │алов. Методы
расчета, проектирования и│
│ │основные положения
по изготовлению и мон-│
│ │тажу конструкций,
режиму эксплуатации и│
│ │диагностике состояния.
Конструкции за-│
│ │водского изготовления. │
│ │Правила приемки,
методы контроля и испы- │
│ │таний │
│ │ │
│56.
Окна, двери, │Общие требования
к изделиям. Технические │
│ ворота и приборы │условия на изделия и комплектующие дета- │
│ к ним │ли. Правила приемки, методы
контроля и │
│ │испытаний │
│ │
│
│6. Нормативные доку-
│
│
│ менты на строи- │
│
│ тельные материалы │
│
│ и изделия │
│
│ │
│
│60.
Стеновые кладочные│Общие требования к кирпичу и
стеновым │
│ материалы │камням из различных материалов.
Техничес-│
│ │кие
условия на конкретные разновидности, │
│ │типы, марки.
Правила приемки, методы кон-│
│ │троля и испытаний
│
│ │
│
│61.
Минеральные вяжу- │Общие требования к цементу и
другим вяжу-│
│ щие вещества │щим.
Технические условия на конкретные │
│ │разновидности, типы,
марки. Правила при- │
│ │емки, методы
контроля и испытаний │
│ │
│
│62.
Бетоны и растворы │Общие требования к бетонам
различных │
│ │видов, бетонным
смесям, строительным │
│ │растворам.
Технические условия на кон- │
│ │кретные разновидности. Правила приемки, │
│ │методы контроля и
испытаний │
│ │
│
│63.
Щебень, гравий и │Общие требования
к щебню, гравию, песку, │
│ песок для строи- │искусственным и природным пористым запол-│
│ тельных работ │нителям.
Технические условия на конкрет- │
│ │ные
разновидности. Правила приемки, мето-│
│ │ды контроля и испытаний │
│ │
│
│64.
Теплоизоляционные,│Общие требования к минераловатным издели-│
│ звукоизоляционные
│ям, изделям из ячеистого бетона, плитам │
│ и звукопоглощяющие│на
основе пенопластов и другим теплоизо- │
│ материалы │ляционным
материалам. Технические условия│
│ │на конкретные
разновидности. Правила при-│
│ │емки, методы
контроля и испытаний │
│ │
│
│65.
Кровельные, гидро-│Общие требования к рулонным кровельным │
│ изоляционные
и │материалам, кровельным
мастикам, изоляци-│
│ герметизирующие │онным и
герметизирующим материалам. Тех- │
│ материалы и изде- │нические условия на конкретные разновид-
│
│ лия │ности.
Правила приемки, методы контроля и│
│ │испытаний │
│ │
│
│66.
Отделочные и обли-│Требования к полимерным, керамическим, │
│ цовочные материалы│древесным и другим отделочным и облицо- │
│ │вочным
материалам и изделиям. Правила │
│ │приемки, методы
контроля и испытаний │
│ │
│
│67.
Асбестоцементные │Требования к асбестоцементным плоским и
│
│ изделия │волнистым листам, трубам, экструзионным
│
│ │изделиям. Правила
приемки, методы конт-
│
│ │роля и
испытаний │
│ │ │
│68.
Дорожные материалы│Требования к асфальтобетону,
асфальтобе- │
│ │тонным смесям и
другим дорожным материа- │
│ │лам. Правила
приемки, методы контроля и │
│ │испытаний │
│ │
│
│69.
Строительное
│Требования к листовому стеклу и изделиям │
│ стекло │из стекла для строительства.
Правила при-│
│ │емки, методы
контроля и испытаний │
│ │
│
│7. Нормативные доку-
│
│
│ менты на мобильные│
│
│ здания и сооруже-
│
│
│ ния,
оснастку, │
│
│ инвентарь и инст-
│
│
│ румент │
│
│ │
│
│70.
Мобильные здания и│Классификация и общие
технические требо- │
│ сооружения │вания.
Технические условия на конкретные │
│ │типы зданий и
сооружений. Правила прием- │
│ │ки, методы контроля и испытаний │
│ │
│
│71.
Оснастка строи-
│Общие технические требования к лесам и │
│ тельных организа- │подмостям,
опалубке для бетонных работ, │
│ ций │монтажной оснастке и
креплениям, ручному │
│ │инструменту,
средствам пакетирования и │
│ │контейнеризации.
Правила приемки, методы │
│ │контроля и испытаний │
│ │
│
│72.
Специализированная│Общие
технические требования к оснастке и│
│ оснастка предприя-│формам. Правила
приемки, методы контроля │
│ тий стройиндустрии│и испытаний │
│ │
│
│8. Нормативные доку-
│
│
│ менты по экономике│
│
│ │
│
│80.
Экономика строи-
│Организационно - методические положения │
│ тельства │по вопросам эффективности инвестиционных │
│ │проектов,
договорных отношений и регули- │
│ │рования инвестиционной деятельности │
│ │
│
│81.
Ценообразование и │Правила и методы определения стоимости │
│ сметы │проектно - изыскательских
работ и строи- │
│ │тельства в составе предпроектной
и про- │
│ │ектной документации. Сметная нормативная │
│ │база для
определения потребности в капи- │
│ │тальных вложениях, формирования
свободных│
│ │(договорных) цен
на строительную продук-
│
│ │цию и осуществления расчетов между участ-│
│ │никами строительства │
│ │ │
│82.
Материальные и │Правила и
методики разработки и примене- │
│ топливно - энерге-│ния
нормативных показателей расхода мате-│
│ тические
ресурсы │риальных
и топливно - энергетических │
│ │ресурсов для строительства │
│ │
│
│83.
Трудовые ресурсы │Правила и
методики определения трудоем- │
│ │кости элементов
строительной продукции, а│
│ │также потребности средств
на заработную
│
│ │плату │
└──────────────────────┴─────────────────────────────────────────┘
Приложение В
(обязательное)
ФОРМА ОБЛОЖКИ НОРМАТИВНЫХ
ДОКУМЕНТОВ
┌─────────────────╥──────────────────────────────────────────────┐
│ ║Система нормативных
документов в строительстве│
│
║______________________________________________│
│ ║(вид документа -
строительные нормы и правила │
│ ║Российской Федерации,
территориальные строи- │
│ ║тельные нормы, свод
правил, руководящий доку- │
│ ║мент)
│
╞═════════════════╬══════════════════════════════════════════════╡
╞═════════════════╬══════════════════════════════════════════════╡
│ ║
│
│ ║
│
│ ║______________________________________________│
│ ║ (наименование документа) │
│ ║
│
│
║______________________________________________│
│ ║ (обозначение документа) │
│ ║
│
│ ║
│
│ ║ │
│ ║
│
│ ║ Издание официальное │
│ ║
│
│ ║ │
│Цветная
полоса: ║
│
│СНиП
- красная ║
│
│СП - синяя ║
│
│РДС - зеленая
║ │
╞═════════════════╬══════════════════════════════════════════════╡
╞═════════════════╬══════════════════════════════════════════════╡
│ ║
│
│ ║______________________________________________│
│ ║ (наименование органа,
утвердившего документ) │
│ ║
│
│
║______________________________________________│
│ ║ (город, где расположен орган) │
│ ║
│
│
║______________________________________________│
│ ║ (год издания) │
│ ║
│
└─────────────────╨──────────────────────────────────────────────┘
Приложение Г
(обязательное)
ФОРМА ПЕРВОЙ
СТРАНИЦЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│
________________________│
│
Обозначение документа │
│
│
│________________________________________________________________│
│ (вид нормативного
документа) │
╞════════════════════════════════════════════════════════════════╡
│________________________________________________________________│
│
(наименование документа на русском языке) │
│
│
│________________________________________________________________│
│ (наименование документа на
английском языке - для федеральных
│
│ нормативных
документов) │
╞════════════════════════════════════════════════════════════════╡
│ Дата введения
___________________│
│ (год, месяц, число)│
│
│
│
│
│
│
│ │
│
│
│ ТЕКСТ │
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│ │
│
│
│
│
│
│
│________________________________________________________________│
│Издание официальное 1
│
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘