МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 сентября 1994 г. N 01-09-125
О СОСТАВЕ ЗАТРАТ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ
В связи с
поступающими запросами об учете в тарифах на услуги теплоэнергетических предприятий затрат на обслуживание внутридомовых
тепловых сетей Департамент жилищно - коммунального хозяйства Минстроя России
разъясняет следующее.
1. Приказом Роскоммунхоза от 18.05.93 N 24 утверждены Правила
предоставления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и
канализации в Российской Федерации. В соответствии с п. 1.9 этих Правил граница эксплуатационной ответственности между
теплоэнергетическими предприятиями и абонентами за обслуживание сетей,
сооружений и устройств на них определяется их балансовой принадлежностью (или
условиями хозяйственного ведения), устанавливается по камере в точке
абонентского присоединения к наружной сети и фиксируется в прилагаемом к
договору акте.
Вместе с тем этот
пункт допускает возможность и иного разграничения ответственности сторон, что
должно быть предусмотрено в договоре.
2. После
утверждения и опубликования Правил Советом Министров - Правительством
Российской Федерации принято Постановление от 22 сентября 1993 г. N 935 "О
переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке
предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных
услуг". В соответствии с п. 4 этого Постановления с 1 января 1994 года
осуществляется переход на договорные отношения собственников жилищного фонда и
объектов коммунального хозяйства с субъектами хозяйствования жилищными ремонтно
- эксплуатационными и коммунальными предприятиями, в т.ч.
с теплоэнергетическими предприятиями. Установлено, что сбор платежей за
коммунальные услуги и оплату жилья, предоставляемого в наем или аренду,
производится собственниками жилья или органом, уполномоченным выполнять эти
функции (например, службой Заказчика).
Таким образом,
предполагается существенное обновление механизма хозяйственных отношений в
сфере предоставления коммунальных услуг с одновременным повышением роли
договоров как регуляторов экономических взаимоотношений, в т.ч.
при разграничении ответственности сторон за техническое состояние и
обслуживание тепловых сетей. В частности, в зависимости от технических
возможностей, сложившихся хозяйственных отношений, экономической
заинтересованности и других условий в договорах может быть предусмотрена
эксплуатация внутридомовых сетей, либо жилищными ремонтно - эксплуатационными
организациями, либо теплоэнергетическими предприятиями.
3. С целью
методического обеспечения совершенствования экономического
механизма в жилищно - коммунальном хозяйстве Департаментом ЖКХ Минстроя
РФ разрабатывается и вводится в действие комплекс нормативно - методических
документов. Для теплоэнергетических предприятий наиболее важными из них
являются:
Положение о порядке
формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве, утвержденное
решением коллегии Роскоммунхоза от 18.05.93 N 1-1;
Примерное положение
о службе Заказчика по жилищно - коммунальным услугам в системе местных Советов
народных депутатов, утвержденное Роскоммунхозом
24.08.93 по согласованию с Госкомимуществом России;
Методика определения
нормативов потребления жилищно - коммунальных услуг, утвержденная Приказом Роскоммунхоза от 22.11.93 N 60 по согласованию с
Минэкономики России;
Методика расчета
экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги жилищно - коммунального
хозяйства, утвержденная Приказом Роскоммунхоза от
09.11.93 N 56 по согласованию с Роскомцен.
В соответствии с
последним документом в себестоимость услуг включаются затраты по всему
технологическому циклу от производства услуги до ее реализации непосредственно
населению (пункт 1.6). Применительно к теплоснабжению это означает, что в
себестоимость услуги должны включаться все затраты по обслуживанию и ремонту
тепловых сетей, включая внутридомовые (п. 1.8).
Такой подход
позволяет определить полную стоимость услуги по теплоснабжению, которая должна
быть положена в основу при организации расчетов между непосредственными
потребителями (жильцами) и собственником (или службой Заказчика). При
определении же тарифа на услуги теплоэнергетические предприятия в себестоимости
должны учитывать затраты по обслуживанию и ремонту лишь тех производственных
фондов, которые переданы в хозяйственное ведение или на обслуживание
теплоэнергетическому предприятию по договору со службой Заказчика. Таким
образом, в тарифе на услуги теплоэнергетического предприятия могут либо
учитываться затраты на обслуживание внутриквартальной и внутридомовой сети,
если теплоэнергетическое предприятие заключило договор со службой Заказчика на
их обслуживание, либо не учитываться, если их обслуживание поручено жилищной
ремонтно - эксплуатационной организации.
4. По вопросу
приобретения указанных выше документов следует обращаться в Институт экономики
жилищно - коммунального хозяйства (117334, Москва, К-602, просп. Вернадского,
4, тел. 939-28-49, 939-28-05, директор Бычковский
И.В.).
Заместитель
Директора
Департамента ЖКХ
Н.Н.ЖУКОВ